Научная статья на тему 'ПСИХОГИМНАСТИКА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОГИМНАСТИКА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПМИХОГИМНАСТИКА / THE RATIO OF AGGRESSIVE HIGH BEHAVIOR / BROAD PRESCHOOL AGE WERE / EXPERIMENT PSYCHO-GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кускильдина А.А., Сибаева Г.М.

Статья взрослых посвящена время исследованию проблемы возраста агрессивного поведения поведения агрессивного детей психогимнастики старшего проведена дошкольного дошкольной возраста, субкультуры представлены всего методы проявляют профилактики Сравнительные агрессивного Учитывая поведения, дошкольного а так нами же даны проведения рекомендации детей родителям полученные по предупреждению напряжение агрессивного достоверные поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-GYMNASTICS GROUP HOW TO USE THE METHOD PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION BY THE WORD OF AGGRESSIVE AGGRESSIVE BEHAVIOR OF CHILDREN IN CHILDREN OF PRESCHOOL PRE-SCHOOL ANIMAL AGE

This was made up. An adult article devoted time to research. Who are the problems of age; aggressive behavior; behavior; aggressive children; psycho-gymnastics; senior; preschool preschool age; subcultures are presented; authentic behaviors.

Текст научной работы на тему «ПСИХОГИМНАСТИКА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.942.5

Кускильдина А. А. студент 5 курса направления "Психолого-педагогическое образование " Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, Республика Башкортостан, г. Сибай, РФ Сибаева Г.М. канд. пед. наук I доцент кафедры педагогики и психологии Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, Республика Башкортостан, г. Сибай, РФ ПСИХОГИМНАСТИКА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы агрессивного II поведения детей старшего дошкольного возраста, представлены методы профилактики ¡¡агрессивного ¡¡поведения, 11а так Иже даны [рекомендации I родителям по предупреждению агрессивного поведения.

Ключевые Ислова.'Иагрессивное ¡¡поведение, Идошкольный Ивозраст, II психогимнастика.

A.A.Kuskildina 5th year student of the direction

of "Psychological and pedagogical education " Sibay State Institute (branch) of the Bashkir Age State Effective University, Republic of Bashkortostan, prophylactic Sibay, the development of the Russian Federation G.M. Sibayeva Cand. ped. Sciences, Projective Associate Professor of Control Department of Bashkortostan Pedagogy and Psychology

Sibay Effective Institute (branch) of the Bashkir Different State High University, Republic study of Bashkortostan, as the city of Sibay, aggressive RF PSYCHO-GYMNASTICS GROUP HOW TO USE THE METHOD PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION BY THE WORD OF AGGRESSIVE AGGRESSIVE BEHAVIOR OF CHILDREN IN CHILDREN OF PRESCHOOL PRE-SCHOOL ANIMAL AGE Annotation: this was made up. An adult article devoted time to research. Who are the problems of age; aggressive behavior; behavior; aggressive children; psycho-gymnastics; senior; preschool preschool age; subcultures are presented; authentic behaviors.

Key words of the sun: the ratio of aggressive High behavior, broad preschool age were, experiment psycho-gymnastics.

В наше время рост детской агрессивности обусловлен сменой субкультуры. Это Цчаще Цвсего (случается Вот того Цчто (современные Цдети I предоставлены сами себе, дети зачастую ¡практически лишены (общения с родителями и сверстниками.

Актуальность темы исследования. Проблема воспитания детей с агрессивным (поведением (является Йодной (из центральных Цпсихолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Почти в каждой группе детского сада, в семье встречаются хотя бы один (ребенок 11с признаками (агрессивного (поведения. Он (нападает (на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно I употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего I детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Ершистость, драчливость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять. Родителям и педагогам не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В I действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно I бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Актуальность выявленной проблемы, ее недостаточная разработанность в научной литературе обусловили выбор темы квалификационной работы: «Психогимнастика как способ коррекции агрессивного поведения 1у детей дошкольного |возраста».Психогимнастика I позволяет (корректировать (поведение Цребенка |и снимать ^эмоциональное I напряжение.

Проблема I исследования: разработка (и и внедрение Ив практику ( эффективных технологий коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, путем психогимнастики.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психогимнастики как способа коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

В работе с »агрессивным Проведением 1детей (дошкольного возраста I можно использовать психогимнастику, как способ коррекции поведения. Основной задачей психологов становится не теоретическое обоснование проблемы агрессивности дошкольников, а создание на практике комплекса I профилактических мероприятий, призванных вернуть индивидууму самозначимость, актуализировав ценность реального мира. Психогимнастика представляет собой способ терапии, при котором участники проявляют себя i и общаются без помощи слов. Кто является автором термина, не известно. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.

Экспериментальная работа по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста проходила на базе Муниципального автономного дошкольного Вобразовательного учреждения «Детский !сад I №1г. Стерлитамак».

В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста (возраст 5-6 лет), которые были поровну разделены на две группы - I экспериментальную и контрольную.

В соответствии с поставленными задачами исследования нами были I подобраны методики, предназначенные для психодиагностики агрессивного поведения детей. Учитывая, что при помощи одной методики невозможно I получить надежные и достоверные результаты, нами был разработан диагностический комплекс, в который вошли ряд методик, взаимодополняющих друг друга: методика «Дом - Дерево - Человек», проективная методика «Несуществующее животное», методика «Кактус».

Результаты исследования уровня агрессивности детей на констатирующем этапе эксперимента

Уровень Количество детей %

агрессивности

Высокий 6 34%

Средний 10 50%

Низкий 4 16%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

16% 34%

Низкий

Средний

Высокий

Рис.1. Распределение детей по уровням агрессивности на констатирующем I

этапе эксперимента.

Анализ результатов исследования уровня агрессивности детей дошкольного возраста в экспериментальной группе показал, что большинство детей (10чел.- 50%) - обнаружили средний уровень; у 6 (34%) детей - высокий уровень; у 4 (16%) детей - низкий уровень проявления агрессивности поведения.

Анализ (полученных (данных Ипозволяет (выявить (группу (детей, I нуждающихся в коррекционном воздействии с целью устранения симптомов I и причин агрессии.

Таким образом, проведя психолого-педагогическую диагностику мы выделили 7 человек, уровень агрессии которых был наиболее высок. Также 9 человек со среднем уровнем агрессии. Это были как мальчики, так и девочки I с разным социальным положением. После проведения диагностического этапа была разработана и проведена психологическая работа по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Для оценки эффективности предложенной нами работы по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста нами был проведен контрольный (этап (эксперимента. На (этом (этапе Воспользовались (те же критерии и методики, что и на констатирующем этапе исследования.

Таблица 1

Результаты исследования уровня агрессивности детей на контрольном

этапе

Уровень Количество детей %

агрессивности

Высокий 0 0%

Средний 11 80%

Низкий 9 20%

Для наглядности представим полученные результаты в виде диаграммы (рис.2.2):

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

80%

20%

1 0%

Низкий

Средний

Высокий

Рис. 2. Распределение детей по уровням агрессивности на контрольном I этапе эксперимента

В результате разработки и проведения экспериментальной программы I были получены следующие данные. Высокий уровень агрессивности у детей I выявлен не был, средний уровень агрессивности продемонстрировали 11 (80%) детей, низкий уровень 9 (20%) детей.

Для наглядности представим полученные результаты в виде диаграммы (рис.3)

flrw.

80% ■ f ■

70% -

60% - 50%

50% -

40% - I 34%

30% - ->г\о/.

20% - 16% ■

10% - 1 )%

-1-/

0% -1 1 1

Низкий Сродннй Высокий

Рис. 3. Сравнительные результаты распределения 1детей по уровням I агрессивности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Сравнивая процентное соотношение результатов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента мы видим следующее:

- высокий уровень - на начало эксперимента сильно выраженная агрессия составляла 34%, после проведения работы - 0%;

- средний ¡уровень - на ¡начало эксперимента составлял 50%, после I проведения работы - 80%;

- низкий уровень - на начало эксперимента составлял 10%, после проведения работы - 0%.

Проведенная I программа III может II считаться II эффективной. По I результатам наших наблюдений дети, с которыми проводилась работа, стали I менее (агрессивными, (более (миролюбивыми (и доброжелательными. У I дошкольников повысилась общая поведенческая активность. Дети стали более (охотно (вступать (в конструктивные (контакты (со сверстниками, I научились договариваться, а главное - без проявлений агрессии разрешать I конфликтные ситуации. Все это подтверждает эффективность проделанной I нами коррекционной работы.

Использованные источники:

1. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В.Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании / монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 192 с.

2. Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Наука, 2017. - 315 с.

3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 2016. -305 с.

4. Лисина М. И., Запорожец А. В. Развитие общения у дошкольников. М.: I Педагогика, 2018. - 233 с.

5. Маковская ИИ. Агрессивность: |рроявления, 11причины, ¡¡предупреждение. //Семья и школа. 2018, №9.

6. Мухина В.С., Хвостов В.А. Диагностика агрессивного поведения ребенка. М.: Наука, 2017. - 170 с.

7. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Наука, 2018. - 344 с.

8. Рояк ЦА.А. Психологический ¡конфликт 1и особенности ¡индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 2018. - 120 с.

9. Румянцева ЦТ.Г. Понятие (агрессивности 1в современной ¡¡зарубежной психологии // Вопр. психол. 2017. № 1. С. 81-88

10. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: Инфра-М, 2016. - 417 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.