Научная статья на тему 'Психогигиеническое сопровождение адаптации студентов при межгосударственной образовательной миграции'

Психогигиеническое сопровождение адаптации студентов при межгосударственной образовательной миграции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межгосударственная образовательная миграция / адаптация / социализация / психогигиеническое сопровождение / interstate educational migration / adaptation / socialization / psycho-hygienic support

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Катрушов Александр Васильевич, Катрушова Лариса Александровна, Саргош Оксана Дмитриевна

В последние десятилетия интерес специалистов педагогического и психологического направлений к проблемам миграции в целом и образовательной миграции в частности значительно возрос. Особенно это касается межгосударственной образовательной миграции молодежи, что на государственном уровне имеет положительную экономическую составляющую для страны-реципиента, однако влечет за собой возникновение ряда проблем юридического, педагогического и психологического характера. В статье исследуются процессы адаптации и социализации иностранных студентов во время обучения в вузе с целью разработки методик психогигиенического сопровождения процесса адаптации для предупреждения возможных отрицательных последствий. Среди причин, которые препятствуют адекватной адаптации, выделяют разницу в мировоззрении и воспитании, этнические векторы поведенческих реакций и моральные нормы в обществе, вероисповедание, степень религиозности, языковой и социальный барьеры. В работе были использованы тестовые методики психологического исследования: — тест на эмоциональный интеллект (тест EQ Н. Холла); — тест Л. В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде»; — тест PGI (Perceived Guilt Index) «Воспринимаемый индекс вины». Исследованы следующие виды адаптации: радикальная, гиперадаптация, гармоническая, конформистская, девиантная и социально-психологическая дезадаптация. Показано, что процесс социализации студентов-мигрантов в условиях образовательной миграции осуществляется волнообразно: первый пик — девиантная адаптация начинается с момента прибытия студента в страну-реципиент и обусловлена отсутствием информации о правовом поле и обычаях, морально-этических нормах нового общества, а также языковым барьером. В этот период чрезвычайно важным является предоставление полной информации о социальном обустройстве общества, юридических и морально-этических правилах, проведение психогигиенических тренингов на родном языке студентов. Для профилактики проявления элементов девиантного или деликвентного поведения необходимо обращать внимание на исходное состояние внутренних составляющих поведенческих реакций: мотивацию и целеустремленность, уровень когнитивной переработки потоков новой информации, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции, а также готовность к социализации в новых условиях. Для профилактики проявления элементов девиантного или деликвентного поведения необходимо обращать внимание на исходное состояние внутренних составляющих поведенческих реакций: мотивацию и целеустремленность, уровень когнитивной переработки потоков новой информации, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции, а также готовность к социализации в новых условиях. В процессе дальнейшего обучения студентов-иностранцев необходимо широко использовать тьюторство и наставничество, что способствует качественному обучению и адекватной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Катрушов Александр Васильевич, Катрушова Лариса Александровна, Саргош Оксана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-HYGIENIC ACCOMPANIMENT OF ADAPTATION OF STUDENTS DURING INTERSTATE EDUCATIONAL MIGRATION

In recent decades, the interest of pedagogical and psychological specialists in migration issues in general, and educational migration, in particular, has increased significantly. This is especially true of interstate educational migration of young people, which at the state level has a positive economic component for the recipient country, however, it entails the emergence of a number of legal, pedagogical and psychological problems.The article examines the processes of adaptation and socialization of foreign students in the process of learning in the university in order to develop methods of psycho-hygienic support of the process of adaptation to prevent possible negative consequences. Among the reasons that prevent adequate adaptation, there is a difference in outlook and upbringing, ethnic vectors of behavioral responses and moral norms in society psychological research: — test for emotional intelligence (test N. Hall's EQ); — test L. V. Yankovskiy “Adaptation of the person to a new socio-cultural environment”; — PGI test (Perceived Guilt Index) “Perceived guilt index”. The following types of adaptation have been studied: — radical, hyperadation, harmonic, conformystical, deviant, and socio-psychological maladjustment. It is shown that the process of socialization of migrant students in the conditions of educational migration is carried out in waves: the first peak — deviant adaptation begins with the arrival of the student in the recipient country, and is caused by the lack of information about the legal field and customs, moral and ethical standards society and language barrier. During this period, it is extremely important to provide complete information about the social arrangement of society, legal and moral and ethical rules, conducting psy-hygienic trainings in the students’ native language. To prevent the manifestation of elements of deviant or delicate behavior, it is necessary to pay attention to the initial state of internal components of behavioral reactions: motivation and purposefulness, level of cognitive processing of new information flows, emotional reactions, self-regulation processes, and readiness for socialization in new conditions. To prevent the manifestation of elements of deviant or delicate behavior, it is necessary to pay attention to the initial state of the internal components of behavioral reactions: motivation and purposefulness, the level of cognitive processing of new information flows, emotional reactions, self-regulation processes, and readiness for socialization in new conditions. In the process of further education of foreign students it is necessary to make extensive use of tutoring and mentoring, which contributes to high-quality training and adequate socialization.

Текст научной работы на тему «Психогигиеническое сопровождение адаптации студентов при межгосударственной образовательной миграции»

УДК 378.14:613-057.875

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

ПРИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

Катрушов Александр Васильевич

Профессор, заведующий кафедрой гигиены, экологии и охраны труда в отрасли. Украинская медицинская стоматологическая академия. Полтава, Украина. E-mail: katrushov.poltava@rambler.ru

Катрушова Лариса Александровна

Аспирант кафедры общей, возрастной и практической психологии. Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленко. Полтава, Украина. E-mail: katrushov.poltava@rambler.ru

Саргош Оксана Дмитриевна

Доцент кафедры гигиены, экологии и охраны труда в отрасли. Украинская медицинская стоматологическая академия. Полтава, Украина. E-mail: sardonika73@gmail.com

PSYCHO-HYGIENIC ACCOMPANIMENT OF ADAPTATION OF STUDENTS DURING INTERSTATE EDUCATIONAL MIGRATION

Katrushov Alexandr Vasilievich

Professor, Head. Department hygiene, environmental and labor protection in the industry. Ukrainian Medical Dental Academy, st. Shevchenko 23, Poltava, 36011, Ukraine. Email: katrushov.poltava@rambler.ru

Katrushova Larisa Alexandrovna

Postgraduate student of the department of general, age and practical psychology. Poltava National Pedagogical University named after V. G. Korolenka, st. Ostrogradsky, 2, Poltava, 36003, Ukraine. Email: katrushov.poltava@rambler.ru

Sarhosh Oksana Dmitrievna

Associate Professor Department hygiene, environmental and labor protection in the industry. Ukrainian Medical Dental Academy, st. Shevchenko 23, Poltava, 36011, Ukraine. Email: sardonika73@gmail.com

Следует цитировать / Citation:

Катрушов А. В., Катрушова Л. А., Саргош О. Д. Психогигиеническое сопровождение адаптации студентов при межгосударственной образовательной миграции // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 2 (13). — С. 97-102. URL: http:// journal.asu.ru/index.php/zosh.

KatrushovA.V., Katrushova L. A., Sarhosh O. D. Psycho-hygienic accompaniment of adaptation of students during interstate educational migration Health, Physical Culture and Sports, 2 (13), рр. 97102 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh.

Поступило в редакцию / Submitted 11.03.2019 Принято к публикации / Accepted 2.04.2019

Аннотация. В последние десятилетия интерес специалистов педагогического и психологического направлений к проблемам миграции в целом и образовательной миграции в частности значительно возрос. Особенно это касается межгосударственной образовательной миграции молодежи, что на государственном уровне имеет положительную экономическую составляющую для страны-реципиента, однако влечет за собой возникновение ряда проблем юридического, педагогического и психологического характера. В статье исследуются процессы адаптации и социализации иностранных студентов во время обучения в вузе с целью разработки методик психогигиенического сопровождения процесса адаптации для предупреждения возможных отрицательных последствий. Среди причин, которые препятствуют адекватной адаптации, выделяют разницу в мировоззрении и воспитании, этнические векторы поведенческих реакций и моральные нормы в обществе, вероисповедание, степень религиозности, языковой и социальный барьеры. В работе были использованы тестовые методики психологического исследования:

— тест на эмоциональный интеллект (тест EQ Н. Холла);

— тест Л. В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде»;

— тест PGI (Perceived Guilt Index) «Воспринимаемый индекс вины».

Исследованы следующие виды адаптации: радикальная, гиперадаптация, гармоническая, конформистская, девиантная и социально-психологическая дезадаптация. Показано, что процесс социализации студентов-мигрантов в условиях образовательной миграции осуществляется волнообразно: первый пик — девиантная адаптация начинается с момента прибытия студента в страну-реципиент и обусловлена отсутствием информации о правовом поле и обычаях, морально-этических нормах нового общества, а также языковым барьером. В этот период чрезвычайно важным является предоставление полной информации о социальном обустройстве общества, юридических и морально-этических правилах, проведение психогигиенических тренингов на родном языке студентов. Для профилактики проявления элементов девиантного или деликвентного поведения необходимо обращать внимание на исходное состояние внутренних составляющих поведенческих реакций: мотивацию и целеустремленность, уровень когнитивной переработки потоков новой информации, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции, а также готовность к социализации в новых условиях. Для профилактики проявления элементов девиантного или деликвентного поведения необходимо обращать внимание на исходное состояние внутренних составляющих поведенческих реакций: мотивацию и целеустремленность, уровень когнитивной переработки потоков новой информации, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции, а также готовность к социализации в новых условиях. В процессе дальнейшего обучения студентов-иностранцев необходимо широко использовать тьюторство и наставничество, что способствует качественному обучению и адекватной социализации.

Ключевые слова: межгосударственная образовательная миграция, адаптация, социализация, психогигиеническое сопровождение.

Annotation. In recent decades, the interest of pedagogical and psychological specialists in migration issues in general, and educational migration, in particular, has increased significantly. This is especially true of interstate educational migration of young people, which at the state level has a positive economic component for the recipient country, however, it entails the emergence of a number of legal, pedagogical and psychological problems.The article examines the processes of adaptation and socialization of foreign students in the process of learning in the university in order to develop methods of psycho-hygienic support of the process of adaptation to prevent possible negative consequences. Among the reasons that prevent adequate adaptation, there is a difference in outlook and upbringing, ethnic vectors of behavioral responses and moral norms in society,

religion, degree of religiosity, language and social barriers. In the work were used test methods of psychological research:

— test for emotional intelligence (test N. Hall's EQ);

— test L. V. Yankovskiy "Adaptation of the person to a new socio-cultural environment";

— PGI test (Perceived Guilt Index) "Perceived guilt index".

The following types of adaptation have been studied: — radical, hyperadation, harmonic, conformystical, deviant, and socio-psychological maladjustment. It is shown that the process of socialization of migrant students in the conditions of educational migration is carried out in waves: the first peak — deviant adaptation begins with the arrival of the student in the recipient country, and is caused by the lack of information about the legal field and customs, moral and ethical standards society and language barrier. During this period, it is extremely important to provide complete information about the social arrangement of society, legal and moral and ethical rules, conducting psy-hygienic trainings in the students' native language. To prevent the manifestation of elements of deviant or delicate behavior, it is necessary to pay attention to the initial state of internal components of behavioral reactions: motivation and purposefulness, level of cognitive processing of new information flows, emotional reactions, self-regulation processes, and readiness for socialization in new conditions. To prevent the manifestation of elements of deviant or delicate behavior, it is necessary to pay attention to the initial state of the internal components of behavioral reactions: motivation and purposefulness, the level of cognitive processing of new information flows, emotional reactions, self-regulation processes, and readiness for socialization in new conditions. In the process of further education of foreign students it is necessary to make extensive use of tutoring and mentoring, which contributes to high-quality training and adequate socialization.

Keywords: interstate educational migration, adaptation, socialization, psycho-hygienic support.

Актуальность. В последние десятилетия интерес специалистов педагогического и психологического направлений к проблемам миграции в целом и образовательной миграции в частности значительно возрос [1-4]. Особенно это касается межгосударственной образовательной миграции молодежи, что на государственном уровне имеет положительную экономическую составляющую для страны-реципиента, однако влечет за собой возникновение ряда проблем юридического, педагогического и психологического характера [1; 2; 5-7]. По определению образовательная миграция — это преимущественно временное переселение, которое продолжается от нескольких месяцев (при повышении профессионального мастерства) до нескольких лет при получении полного высшего или среднего специального образования за пределами административно-территориальной единицы постоянного места жительства. Глобальные системные социально-экономические изменения

в мире и ускорение темпов межгосударственной образовательной миграции обостряют значимость проблем адаптации и социализации широких контингентов студенческой молодежи в новых условиях «чужого» общества [2; 3; 8]. Особенно это касается студентов, которые учатся на медицинских факультетах, так как получение профессии врача считается в мире наиболее тяжелым образовательным процессом. В отличие от другой профессиональной направленности, от студента-медика требуются определенные специфические характеристики личности: толерантность, эм-патия, высокая степень коммуникабельности и коммуникативности, адекватная позиционирующая рефлексия, развитое ассоциативное мышление [4; 5; 8].

Процесс адаптации и социализации иностранных студентов на начальном этапе обучения в вузе является сложным и многогранным. Среди причин, которые препятствуют адекватной адаптации, необходимо выделить

разницу в мировоззрении и воспитании, этнические векторы поведенческих реакций и моральные нормы в обществе, вероисповедание, степень религиозности и др. [2; 5; 8]. Особенно важно отметить языковой и социальный барьеры как ключевые моменты первичной социализации, так как наличие или отсутствие полноценного функционирования второй сигнальной системы для образовательного процесса является определяющим фактором [8].

Также существенными составляющими процесса адаптации являются климатогеогра-фические условия нового места пребывания, а также хроноадаптивные механизмы, что негативно влияет на состояние физического здоровья. Необходимо учитывать характер питания, распорядок рабочего времени и отдыха, бытовые составляющие, в том числе самостоятельное планирование бюджета проживания, самообслуживание в быту, оторванность от привычного уклада и ритма жизни и др. Все изложенное может приводить к чрезмерной нагрузке на адаптивные системы организма, развитию депривации личности, как результат, возникновению элементов девиантного и даже деликвентного поведения [8].

Исходя из вышеизложенного представляется актуальным изучение возможности использования профилактических мероприятий психогигиенической направленности для предупреждения возможных отрицательных последствий адаптации и социализации студентов-иностранцев при межгосударственной образовательной миграции.

Цель и задачи исследования. Исследование особенностей адаптационных процессов у студентов-иностранцев в процессе получения профессии врача в условиях межгосударственной образовательной миграции. Разработка методик психогигиенического сопровождения процесса адаптации для предупреждения возможных отрицательных последствий.

Методы исследования. В работе были использованы следующие тестовые методики психологического исследования:

— тест на эмоциональный интеллект (тест EQ Н. Холла) с расшифровкой по шка-

лам «Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмоциями», «Самомотивация», «Эмпатия», «Распознавание эмоций других людей»;

— тест Л. В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде»;

— тест PGI (Perceived Guilt Index) «Воспринимаемый индекс вины».

Особенностью психологического тестирования первокурсников (начальный этап адаптации и социализации) было использование вышеуказанных тестов на родном для студента языке (английском, арабском, туркменском, узбекском), так как наши предварительные исследования показали, что психологические тесты требуют глубокого понимания нюансов задаваемых вопросов, что при наличии языкового барьера не позволяет объективно оценить полученные результаты. Мы приносим благодарность нашим иностранцам-интернам как носителям соответствующих языков в переводе тестов.

Результаты и их обсуждение

В соответствии с классификацией адаптация подразделяется на биологическую, социальную, этническую и психологическую. Социальная психологическая адаптация является ведущим вектором в образовательной миграции и предусматривает приспособление личности к условиям социальной среды, которая предъявляет требования и ставит условия сосуществования по известным критериям, что позволяет человеку достичь цели без нарушения морально-этических принципов существования общества. Человек может приспосабливаться пассивно, ничего не меняя в своей жизни, или активно, путем изменения условий жизнедеятельности (доказано, что это более успешный путь).

При анализе полученных в процессе выполнения работы данных нами выделены основные причины, которые способствуют проявлению случаев неадекватной адаптации и социализации студентов-мигрантов в «новом» обществе:

— радикальная адаптация — самореализация через изменение личностью существующего социального окружения — проявляется

студентами-мигрантами в основном в процессе обучения на подготовительном отделении, редко на первом курсе;

— гиперадаптация — самореализация через влияние личности на социальную среду опосредовано через сверхдостижения — проявляется на 4-5 курсах как спорадическое явление, а по окончанию вуза, как правило, нивелируется;

— гармоническая адаптация — самореализация личности в социуме опосредованно, через ориентацию на социальные требования — реализуется постоянно, по градации «умеренно»;

— конформистская адаптация — приспособление за счет угнетения индивидуальности, блокирования самореализации — практически не встречается;

— девиантная адаптация — самореализация опосредованно, через выход за существующие социальные требования (морально-этические нормы общества). Как распространенное явление среди студентов-мигрантов наблюдается в первые недели, максимум в первые месяцы пребывания в стране, в дальнейшем характерна только для отдельных лиц;

— социально-психологическая дезадаптация — состояние блокирования процессов самореализации и адаптации. Это явление можно рассматривать как депривацию личности, как правило, такие студенты отчисляются в течение первого семестра обучения.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что важно использовать социально-пси-

хологическое сопровождение процесса адаптации иностранных студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в вузе, а в процессе их дальнейшего обучения необходимо широко использовать тьюторство и наставничество [9-11].

Заключение (рекомендации)

1. Процесс социализации студентов-мигрантов в условиях образовательной миграции осуществляется волнообразно: первый пик — девиантная адаптация — начинается с момента прибытия студента в страну-реципиент, обусловлена отсутствием информации о правовом поле и обычаях, морально-этических нормах нового общества, а также языковым барьером. В этот период чрезвычайно важным является предоставление полной информации о социальном обустройстве общества, юридических и морально-этических правилах, проведение психогигиенических тренингов на родном языке студентов. Для профилактики проявления элементов девиантного или де-ликвентного поведения необходимо обращать внимание на исходное состояние внутренних составляющих поведенческих реакций: мотивацию и целеустремленность, уровень когнитивной переработки потоков новой информации, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции, а также готовность к социализации в новых условиях.

2. В процессе дальнейшего обучения студентов-иностранцев необходимо широко использовать тьюторство и наставничество, что способствует качественному обучению и адекватной социализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексанова О. Е. Социально-психологические особенности жизнеспособности эмигрантов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Т. 15, № 4. Хабаровск, 2018. С. 99-106.

2. Ананко Л. Мпрацшш ризики осв^нього процесу в Укра1ш // Ефектившсть державного управлшня: зб. наук. пр. 2011. № 4. С. 33-38. иИЬ: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/socgum/ Баи/201127/ £аП/апапко.

3. Константинов В. В. Стратегии поведения мигрантов в процессе их социально-психологической адаптации к новым условиям жизни // Мир науки, культуры, образования. № 2 (69). Горно-Алтайск, 2018. С. 422-425.

4. Назарко С. О. Осв^янська миращя та и вплив на нацюнальний штелектуальний каттал // Економжа та держава. 2014. № 6. С. 128-130.

5. Беспалова Т. М. Модель социально-психологической адаптации студентов в вузе // Психологическое благополучие современного человека : материалы Международной заочной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2018. С. 280-283.

6. Замановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2006. 28 с.

7. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. Кемерово, 2001. 234 с.

8. Дрожжина Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1, № 3. С. 33-47.

9. Андрусова С. С. Кураторство как фактор успешной адаптации первокурсников // Тенденции развития науки и образования. №38. Самара, 2018. С. 50-52.

10. Казанцева А. А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 157-161.

11. Никулина Т. И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в вузе // Человек в условиях неопределенности : тезисы докл. Междунар. науч. конф. Самара, 2018. С. 197-200.

REFERENCES

1. Aleksanova O. E. 2018. Social'no-psihologicheskie osobennosti zhiznesposobnosti 'emigrantov // Social'nye i gumanitarnye nauki na dal'nem vostoke — Habarovsk. T.15, 4. S. 99-106 (in Russian).

2. Ananko L. 2011. Migracijni riziki osvitn'ogo procesu v Ukraïni. Efektivnist' derzhavnogo upravlinnya: zb. nauk. pr., 4. S. 33-38. Rezhim dostupu: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/socgum/ Edu/201127/ fail/ananko (in Ukraine).

3. Konstantinov V. V. 2018. Strategii povedeniya migrantov v processe ih social'no-psihologicheskoj adaptacii k novym usloviyam zhizni // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya — Gorno-Altajsk, 2 (69). S. 422425 (in Russian).

4. Nazarko S. O. 2014. Osvityans'ka migraciya ta ïï vpliv na nacional'nij intelektual'nij kapital. Ekonomika ta derzhava, 6. рр. 128-130 (in Ukraine).

5. Bespalova T. M. 2018. Model' social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov v VUZe. Psihologicheskoe blagopoluchie sovremennogo cheloveka: mezhdunarodnaya zaochnaya nauch.-prakt konf. 11 aprelya 2018 g. tezisy dokl. Ekaterinburg. S. 280-283 (in Russian).

6. Zmanovskaya E. V. 2006. Psihologiya deviantnogo povedeniya: strukturno-dinamicheskij podhod: avtoref. dis. na soiskanie nauchn. stepeni dokt. psihol. nauk. Sankt-Peterburg, 28 s. (in Russian).

7. Klejberg Yu. A. 2001. Social'nye normy i otkloneniya. Kemerovo, 234 s. (in Russian).

8. Drozhzhina D. S. 2013. Izuchenie adaptacii inostrannyh studentov: diskussiya o metodologii. Universitas. Zhurnal o zhizni universitetov. T. 1, 3. рр. 33-47 (in Russian).

9. Andrusova S. S. 2018. Kuratorstvo, kak faktor uspeshnoj adaptacii pervokursnikov. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya.Samara, 38. S. 50-52 (in Russian).

10. Kazanceva A. A. 2012. T'yutorskoe soprovozhdenie processa adaptacii inostrannyh studentov v vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii, 10. S. 157-161 (in Russian).

11. Nikulina T. I. 2018. Social'no-psihologicheskoe soprovozhdenie processa adaptacii studentov-pervokursnikov na nachal'nom 'etape obucheniya v VUZe. Chelovek v usloviyah neopredelennosti: mezhdunar. nauch. konf., 3-5 okt. 2018 g.: tezisy dokl. Samara. S. 197-200 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.