Научная статья на тему 'Психогенная детерминация невротических расстройств школьников Республики Йемен'

Психогенная детерминация невротических расстройств школьников Республики Йемен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведев Дмитрий Алексеевич, Фара Мугахед Гамила Абдулбаки

Статья посвящена проблеме изучения психогенных факторов невротических расстройств у младших школьников Республики Йемен. Авторы приводят результаты экспериментального исследования, направленного на выявление структуры психогенных факторов невротизации, а также ее связи с феноменами школьной успеваемости и дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Медведев Дмитрий Алексеевич, Фара Мугахед Гамила Абдулбаки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOGENIC DETERMINATION OF NEUROTIC DISORDERS PUPILS FOR STUDENTS IN SCHOOLS IN THE REPUBLIC OF YEMEN

The article is devoted to the problem of studying psychogenic factors of neurotic disorders of Yemen primary schoolchildren. The authors adduce the results of an experimental research aimed at revealing the structure of neurotization psychogenic factors as well as its interrelation with the phenomena of school progress and desadaptation.

Текст научной работы на тему «Психогенная детерминация невротических расстройств школьников Республики Йемен»

УДК 159.922.1

МЕДВЕДЕВ Дмитрий Алексеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Автор 67 научных публикаций

ФАРА Мугахед Гамила Абдулбаки, аспирант кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Автор 4 научных публикаций

ПСИХОГЕННАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ЙЕМЕН

Статья посвящена проблеме изучения психогенных факторов невротических расстройств у младших школьников Республики Йемен. Авторы приводят результаты экспериментального исследования, направленного на выявление структуры психогенных факторов невротизации, а также ее связи с феноменами школьной успеваемости и дезадаптации.

Младшие школьники, невротические расстройства, психогенные факторы, школьная дезадаптация, школьная успеваемость

Многочисленные исследования последнего десятилетия свидетельствуют о значительном росте числа пограничных нервно-психических расстройств в мире1.

По данным медицинской статистики и результатам профилактических осмотров, нервнопсихическими нарушениями страдают более половины учащихся массовых школ. Низкий уровень психического здоровья школьников ограничивает возможности получения ими полноценного образования и грозит последующей социальной дезадаптацией. В группе психосоциальных причин невротических расстройств у детей особое значение отводится семейным факторам и «недостаткам педагогической среды». Последние годы актуальной в психологической науке становится проблема раннего выявления невротических расстройств как основа для их первичной профилактики и эффективной терапии2.

Изменения социально-политической структуры общества, научно-технический прогресс, со-

провождающийся нарастанием темпа жизни, информационные перегрузки, конфликты производственного и семейного характера создают почву для неудержимого роста во всем мире заболеваемости пограничными нервно-психическими расстройствами. В связи с этим проблема невротических расстройств является значимой как для клинической практики, так и для социально-психологического климата в обществе.

Поступательное развитие Йеменского государства предполагает не только развитие экономических параметров, достижение политической стабильности, укрепление позиции страны среди стран Арабского Востока и мирового сообщества, но и заботу об улучшении психического здоровья ее населения. На современном этапе развития медицинской науки в Йемене еще недостаточно количество проводимых исследований по проблеме укрепления психического здоровья нации. По данным ВОЗ (WHO, 2001) около 20% населения стран стра-

дает аффективными и поведенческими расстройствами. Это означает, что потенциально в Йемене около 4 млн чел. нуждаются в психиатрической или психологической помощи.

Невротическим расстройствам посвящена обширная литература, содержащая многочисленные теории и классификации, дополняющие друг друга3.

Йеменскими учеными при исследовании причин возникновения неврозов выделяются и выводятся в отдельную группу такие социальные факторы, как низкий прожиточный уровень многих семей, большое количество детей, необразованность родителей, стесненные условия проживания, отсутствие квалифицированных педагогических кадров в школах, а также недостаточная материальная оснащенность классов4.

Следует отметить, что конфликты, напряженные отношения в семье, суровые виды наказания оказывают большое влияние на процесс дезадаптации школьников Йемена5. Исследования йеменских ученых показывают, что арабская семья как социальный институт имеет значительно большее влияние на умственное развитие, социальное становление и поведение, проявления неврозов у детей, чем западная семья6.

Таким образом, семья является важнейшим социальным фактором, который способствует формированию личности детей. При этом хотелось бы отметить определенную специфичность арабских семей, где абсолютно не принято обсуждать существующие проблемы. Естественно, что это создает определенные трудности при осуществлении консультационной помощи. Нельзя забывать и о том, что Йемен - одна из самых консервативных стран арабского мира, немало обычаев здесь базируется на нормах шариата и вековых традициях7.

Дети в арабском мире составляют приблизительно 45% населения, вместе с тем, большинство родителей и учителей отличает недостаточно высокий уровень понимания проблем и задач психосоциального развития детей и подростков8.

Целью нашего исследования было выявление структуры психогенной детерминации не-

вротических расстройств йеменских младших школьников, задачами - рассмотрение семейной ситуации, способствующей возникновению невротических расстройств; изучение факторов школьной дезадаптации, участвующих в развитии невротических расстройств; выявление особенностей самовосприятия и отношений со сверстниками у детей с невротическими расстройствами; анализ влияния невротических расстройств на успешность учебной деятельности; изучение гендерного своеобразия психогенных факторов, влияющих на развитие невротических расстройств. Гипотеза исследования состояла в том, что определенные психогенные факторы обуславливают развитие невротических расстройств у младших школьников Республики Йемен.

Исследование проводилось в течение 2007-2009 годов на базе средних школ Республики Йемен. Общий объем выборки составил 200 человек, из которых 150 вошли в основную группу (младшие школьники с невротическими расстройствами, из них 66 девочек и 84 мальчика); 50 человек - в контрольную группу (младшие школьники без невротических расстройств, из них 31 девочка и 19 мальчиков). Возраст детей в обеих группах - от 7 до 12 лет. По принятой в республике Йемен периодизации психического развития, данные дети относятся к младшему школьному возрасту9.

Для изучения проблем в семье, проявлений школьной дезадаптации, выявления особенностей самовосприятия и отношений со сверстниками как факторов формирования невротических расстройств у йеменских младших школьников нами использовались следующие психологические методики: тест школьной

тревожности Филлипса, методика «Незаконченные предложения»; семантический дифференциал Ч. Осгуда, «Тест-опросник родительского отношения к детям» А.Я. Варга иВ.В. Сталина, опросник «Анализ семейного воспитания»

Э.Г. Эйдемиллера. В исследовании применялись многомерные методы анализа данных (процедуры факторного и регрессионного анализа, а также 1:-критерий Стьюдента для независимых выборок). Математическая обработка данных

проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 11.0, Excel 7.0 для среды Windows.

Сравнение среднегрупповых показателей выявило достоверные различия между данными основной и контрольной группы, что доказы-

вает правомерность интерпретации полученных результатов в качестве структуры факторов невротизации младших школьников Республики Йемен (табл. 1).

В процессе проведения экспериментального исследования были выявлены следующие пси-

Таблица 1

СРАВНЕНИЕ СРЕДНИХ ЗНАЧЕНИЙ ПЕРЕМЕННЫХ У НЕВРОТИЗИРОВАННЫХ И ЗДОРОВЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЙЕМЕНА

Переменные Основная группа Контрольная группа Уровень достоверности (р < 0,05)

Большинство девочек 3,79 6,00 0,010

Я в настоящее время 4,59 8,40 0,000

Каким я хочу быть 4,89 7,50 0,000

Моя мать 5,33 8,62 0,000

Мой отец 3,16 7,24 0,000

Мой друг (моя подруга) 3,60 7,66 0,000

Моя учеба 4,41 8,46 0,000

Большинство мальчиков (Сила) 1,22 2,90 0,016

Я в настоящее время 1,71 4,38 0,000

Каким я хочу быть 2,64 3,86 0,049

Мой отец 2,22 3,78 0,022

Моя учеба 1,47 3,64 0,001

Общая тревожность 9,14 6,50 0,001

Страх самовыражения 2,51 1,70 0,002

Страх ситуации проверки знаний 2,85 2,12 0,005

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 1,86 0,88 0,000

Игнорирование 2,64 1,96 0,004

Чрезмерность требований 2,25 1,80 0,038

Недостаточность запретов 1,99 1,58 0,029

Чрезмерность санкций 2,41 1,92 0,020

Неустойчивость стиля воспитания 2,29 1,52 0,000

Расширение сферы родительских чувств 4,91 3,54 0,000

Предпочтение детских качеств 2,73 2,22 0,030

Фобия утраты ребенка 3,28 2,12 0,001

Неразвитость родительских чувств 3,85 2,82 0,003

Проекция собственных нежелательных качеств 2,48 1,80 0,001

Предпочтение женских качеств 2,25 1,50 0,000

Отношение к матери и отцу 2,31 3,30 0,000

Отношение к семье 1,77 2,68 0,007

Отношение к школе -1,29 -0,48 0,000

Отношения со сверстниками -1,41 0,40 0,003

Страхи и опасения -4,21 -3,26 0,000

Отношение к болезни -2,06 -0,98 0,000

хогенные детерминанты невротических расстройств младших школьников Республики Йемен:

1. Фактор «Самовосприятие»: для невроти-зированных школьников характерна повышенная критичность к себе, низкая самооценка (что в первую очередь свидетельствует о наличии невротических проблем) и чувство неуверенности в себе. Школьникам контрольной группы свойственно чувство самоуважения и самопри-нятие.

2. Фактор «Отношения со сверстниками»: невротизированные школьники оценивают свои отношения со сверстниками негативно, т.к. для них они являются источником напряженности и беспокойства и не приносят должного удовлетворения; отношения между здоровыми школьниками строятся на общих интересах и увлечениях, взаимных симпатиях.

3. Фактор «Школьная дезадаптация» - школа для невротизированных школьников служит источником постоянных неприятных переживаний и психологического напряжения. Во многих случаях школьные проблемы могут выступать как фактор, провоцирующий физические и психические болезни. Здоровые школьники спокойны, уверенны в своих силах, а процесс обучения в школе не доставляет им проблем.

4. Фактор «Семейная ситуация»: дисгармоничные отношения между родителями и детьми пагубно сказываются не только на формировании эмоциональной сферы ребенка, но и на его личностном развитии. Родители респондентов основной выборки не стремятся к эмоциональному контакту и общению со своими детьми, выглядят дистанцированными от них. Многие потребности ребенка, как психологические, так и материально-бытовые, фактически не удовлетворяются. Невротизированные школьники обычно воспитываются по типу эмоционального отвержения, что в большинстве случаев связано с личностными особенностями родителей. Таким образом, именно семья и родители являются для невротизированных детей источником постоянного напряжения и психотравма-тизации. Семья здорового школьника, напротив, выглядит достаточно благополучно, служит для

него источником эмоционального комфорта. Родители адекватно удовлетворяют основные психологические и физические потребности ребенка.

Анализ достоверности различий средних показателей невротизированных и здоровых школьников с использованием метода ^критерий Стьюдента для независимых выборок показывает, что переменные факторной структуры и уравнений линейной регрессии достоверно различаются по всем важнейшим переменным, входящим в их состав (р < 0,05), что подтверждает нашу гипотезу о вкладе разных психогенных факторов (неблагоприятные отношения в семье, школьная дезадаптация, нарушенные отношения со сверстниками, искаженное самовосприятие) в развитие невротических расстройств у школьников.

Факторная структура психогенных детерминант общей выборки невротических младших школьников состоит из шести факторов, доля дисперсии которых составляет 73,2%, что можно считать хорошим результатом (табл. 2).

В фактор 1 «Личностная и социальная идентичность» (дисперсия 17,96%) вошли представления невротических школьников о своих волевых качествах, а также желание видеть себя волевым, целеустремленным, доминантным, значимость аналогичных качеств у отца, характеристика усилий, которые необходимы для успешности в учебной деятельности. В факторе 2 «Тревожность» (дисперсия 15,45%) объединились показатели высокой личностной тревожности и низкой физиологической сопротивляемости организма на воздействие стрессогенных факторов. Фактор 3 «Эмоционально-поведенческая активность» (дисперсия 12,66%) отражает характеристики эмоционально-коммуникативной сферы детей и то, какими бы они хотели себя видеть в будущем (в идеале), а также аналогичные характеристики, свойственные их матерям. В факторе 4 «Выраженность невротических проблем» (дисперсия 10,93%) объединились утверждения, свидетельствующие о степени выраженности невротических расстройств и результаты успеваемости в школе. В фактор 5 «Страхи и отношения со сверстниками» (дис-

Таблица 2

ПСИХОГЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЙЕМЕНСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Переменные Факторные нагрузки

Названия факторов 1 2 3 4 5 6

Фактор 1 «Личностная и социальная идентичность»

Каким я хочу быть (Сила) 0,763 0,749 0,654 0,644

Я в настоящее время (Сила)

Моя учеба (Сила)

Мой отец (Сила)

Фактор 2 «Тревожность»

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 0,896 0,844

Общая тревожность

Фактор 3 «Эмоционально-поведенческая активность»

Я в настоящее время (Активность) -0,413 0,742 0,716 0,612

Каким я хочу быть (Активность)

Моя мать (Активность)

Фактор 4 «Выраженность невротических расстройств»

Выраженность невротических проблем 0,730 -0,669

Успеваемость

Фактор 5 «Страхи и отношения со сверстниками»

Страхи и опасения 0,772 0,722

Отношения со сверстниками

Фактор 6 «Поведенческие проблемы в семье»

Симбиоз 0,863 -0,499

Поведение в семье

Персия 8,99%) вошли утверждения, свидетельствующие о существовании проблем и страхов, а также характеристика межличностных отношений, проблем при общении со сверстниками. Ответы, составляющие фактор 6 «Поведенческие проблемы в семье» (дисперсия 7,19%), указывают на симбиотические отношения с родителями и особенности поведения младших школьников дома.

Полученные факторы демонстрируют взаимосвязь поведенческих и личностных особенностей и их объединение в содержательносмысловые блоки, отражающие основные психогенные детерминанты невротических расстройств йеменских младших школьников.

Формирование личностной зрелости, уверенности в себе и целеустремленности оказывается связанным у йеменских детей с формирующим-

ся образом отца. Следует обратить внимание, что волевая «окраска» данного фактора (оппозиция «воля-интеллект» в регуляции поведения человека) может рассматриваться в качестве отдельного невротического детерминанта, отражающего недостаточно сформированную у младших школьников сознательную, рациональную регуляцию их общения и деятельности (фактор 1). Полученная факторная структура высвечивает роль матери, которая, с одной стороны, оказывается противоположным полюсом к волевому и целеустремленному отцу, с другой - является идентификационной моделью эмоционально-коммуникативных качеств детей, с которой они отождествляют свое настоящее и будущее «Я» (фактор 3). Обнаружилось, что существует самостоятельная значимость конституциональных особенностей нервной системы, которые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

могут приводить к повышенной невротизирован-ности и низкой сопротивляемости психотравмам и стрессам у младших школьников республики Йемен (фактор 2). Выраженность невротических проблем в младшем школьном возрасте оказывается тесно связанной с результатами обучения в школе (фактор 4). Наличие страхов и опасений у невротических детей становится преградой для их полноценной социализации в среде сверстников (фактор 5). Одним из значимых показателей атмосферы в семье является межличностная дистанция в общении родителей с ребенком; именно она становится важнейшим показателем, влияющим на поведение невроти-зированного ребенка дома (фактор 6).

С целью расширения практической значимости исследования, нам представляется важным рассмотреть влияние психогенных детерминант невротических расстройств на учебную (ведущую в данном возрасте) деятельность младших школьников Республики Йемен. Для достижения данной цели нами был проведен регрессионный анализ, направленный на выявление уровня обусловленности школьной дезадаптации и школьной успеваемости (как зависимых переменных) структурой психогенных детерминант невротических расстройств (как независимых переменных) йеменских младших школьников.

Уравнение линейной регрессии для множественного анализа, описывающее выраженность школьной дезадаптации имеет следующий вид:

«Поведенческие проблемы (школьная дезадаптация)» = 1,790 - 0,171 (Кооперация) + 0,141 (Авторитарная гиперсоциализация) + 0,112 (Гиперпротекция) + 0,117 (Игнорирование) + 0,278 (Проекция собственных нежелательных качеств) + 0,477 (Поведение в семье) + 0,272 (Страх не соответствовать ожиданиям окружающих) - 0,194 (Фрустрация в достижении успеха) + 0,125 (Страхи и опасения) -0,113 (Страх самовыражения) + 0,202 (Проблемы в отношениях с учителями) - 0,178 (Отношение к школе) + 0,049 (Моя учеба (по фактору «Сила»)) - 0,140 (Отношения со сверстниками).

Представленное уравнение объясняет 73,0% дисперсии зависимой переменной (коэффициент

детерминации Я2 = 0,730), что может быть признано хорошим результатом.

Таким образом, на поведение ребенка в школе непосредственное влияние оказывают семейные проблемы, существующие страхи, учебные трудности и отношения со сверстниками. Властные авторитарные родители, контролирующие поступки, требующие достижений и успехов, проецирующие собственную несостоятельность на своих детей, становятся источником психотравматизации ребенка и способствуют возникновению у них проблем в школе. Трудности в отношениях с учителями и школьной администрацией, негативный настрой по отношению к школе, восприятие учебной деятельности как серьезной проблемы, вызывающей эмоциональное напряжение, сложности в отношениях со сверстниками дополняют структуру факторов, определяющих явление школьной дезадаптации.

Уравнение линейной регрессии для множественного анализа, описывающее факторы, влияющие на успеваемость невротизированных детей, имеет следующий вид:

Успеваемость в школе = 4,039 - 0,103 (Игнорирование) - 0,115 (Неустойчивость стиля воспитания) - 0,041 (Моя мать (по фактору «Сила»)) - 0,217 (Выраженность страхов) -

0,095 (Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу) + 0,100 (Проблемы в отношениях с учителями) + 0,153 (Отношение к школе).

Представленное уравнение объясняет 67,4% дисперсии зависимой переменной (коэффициент детерминации Я2 = 0,674), что может считаться приемлемым результатом.

Положительное влияние на успешность обучения ребенка в школе оказывает его отношение к ней (как к социальному институту, необходимому для получения знаний и информации об окружающем мире). Негативным образом сказываются на успеваемости школьника резкая смена стилей воспитания, игнорирование потребностей ребенка, а также властная жесткая мать. Кроме того, успешному осуществлению учебной деятельности мешают повышенная тревожность у детей и их низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

Обобщение результатов проведенного исследования позволяет говорить о достижении его цели и подтверждении выдвинутой гипотезы. Заключение статьи составят следующие выводы:

1. Структура психогенной детерминации невротических расстройств йеменских младших школьников включает следующие (по степени значимости) факторы: а) личностная и социальная идентичность; б) тревожность;

в) эмоционально-поведенческая активность;

г) выраженность невротических проблем;

д) страхи и отношения со сверстниками; е) поведенческие проблемы в семье;

2. Структура психогенных детерминант невротических расстройств младших школьников, с одной стороны, обуславливает успешность осуществления ими учебной деятельности; с другой - определяет феномен их школьной дезадаптации;

3. Выявленная в настоящем исследовании структура факторов психогенной невротизации младших школьников республики Йемен обладает высокой степенью объективности и может служить основой для организации кросс-культурных исследований на выборках российских младших школьников.

Приложения

1 Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов н/Д, 1996; Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб., 2000; Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., I960; Никольская И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: автореф. дис. ... д-рапсихол. наук. СПб., 2001.

2 Теория и практика медицинской психологии и психотерапии / Е.Б. Варшаловская, ГЛ. Исурина, Е.В. Кайданов-скаяидр. СПб., 1994. С. 120-127;ИсаевД.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб., 2000.

3 Александровский Ю.А. Указ. соч.; Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей//Неврозы удетей и подростков: тез. докл. Всесоюз. конф., Москва, 17-18 декабря 1986 года. М., 1986. С. 74-75; Эйдемиллер Э.Г., ЮстицкийВ.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.

4 Абул Максут, Алям Аль Котаб. Исследования и поискив психологии ребенка. Каир, 2005 ; Ахмед СаидХайдер. Психологические консультации и концепции образования. Йемен, 2003.

5 Там же; Наджи Абдель Азим. Эффективность экспериментальных программ в достижении решений поведенческих проблем у детей в начальной школе. Университет Айн Шаме, 1998.

6АлиМахсен МозамедБаюм. Известные случаи отсутствия единства среди детей. Университет Кайро, 1990; Аль ИссавиА.Р. Психология общения. Александрия, 1986.

7 Социальное положение детей в арабской стране. Бейрут, 1983; Социальное воспитание детей в арабской семье. Как оценить наших детей. Каир, 1983.

*Алъ Иссави А.Р. Психология семьи в арабских странах. Бейрут, 1993; Аль Иссави А.Р. Семейная психология: проблемы и их решения. Дар Усамы, 2004; Али Зиур. Арабский психологический анализ. Бейрут, 1982.

9 Аль Иссави А.Р. Психология общения. Александрия, 1986.

Medvedev Dmitry, Fara Mugahked Gamila Abdulbaki

PSYCHOGENIC DETERMINATION OF NEUROTIC DISORDERS PUPILS FOR STUDENTS IN SCHOOLS IN THE REPUBLIC OF YEMEN

The article is devoted to the problem of studying psychogenic factors of neurotic disorders of Yemen primary schoolchildren. The authors adduce the results of an experimental research aimed at revealing the structure of neurotization psychogenic factors as well as its interrelation with the phenomena of school progress and desadaptation.

Контактная информация: e-mail\ [email protected]

Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.