Научная статья на тему 'Психофизиологический статус одаренных старшеклассников, имеющих устойчивые научно-образовательные предпочтения'

Психофизиологический статус одаренных старшеклассников, имеющих устойчивые научно-образовательные предпочтения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / ФЕНОМЕН ОДАРЕННОСТИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL ADAPTATION / PSYCHOPHYSIOLOGY / TALENT PHENOMENON / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мулик Ю. А., Абашкина Е. В., Шевцова С. Н., Новочадов В. В.

В данной статье выявлены и рассмотрены особенности психофизиологического статуса школьников 15-17 лет, имеющих высокие способности и устойчивые научно-образовательные предпочтения с выделением характерных подтипов, приемлемых для прогноза их дальнейшей адаптации к вузовской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мулик Ю. А., Абашкина Е. В., Шевцова С. Н., Новочадов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF TALENT SENIOR SCHOLARS WITH THE STABLE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PREFERENCES

The key psychophysiological characteristics of the 15-17 years old scholars with the high scientific and educational preferences were done to choose some typical variant. It was established for them to be useful for adequate prognosis of future adaptation to university education and surrounding.

Текст научной работы на тему «Психофизиологический статус одаренных старшеклассников, имеющих устойчивые научно-образовательные предпочтения»

©Мулик Ю.А., Абашкина Е.В., Шевцова С.Н., Новочадов В.В., 2011

УДК 612.821.3 ББК 28.707.3

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ИМЕЮЩИХ УСТОЙЧИВЫЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ 1

Ю.А. Мулик, Е.В. Абашкина, С.Н. Шевцова, В.В. Новочадов

В данной статье выявлены и рассмотрены особенности психофизиологического статуса школьников 15-17 лет, имеющих высокие способности и устойчивые научно-образовательные предпочтения с выделением характерных подтипов, приемлемых для прогноза их дальнейшей адаптации к вузовской среде.

Ключевые слова: социальная адаптация, психофизиологический статус, феномен одаренности, высшее образование.

По современным представлениям, одаренность определяется как системное качество психики, которое развивается в течение всей жизни человека и определяет в итоге возможность достижения им более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности, в сравнении с другими людьми [2, с. 7; 17, с. 22-23].

Соотношение этих способностей и динамика развития у конкретного человека являются результатом крайне сложных процессов взаимодействия генетически детерминированных особенностей его организма и куль-турно-средового воздействия, включающего широкий спектр природных, бытовых, образовательных, воспитательных факторов [4, с. 17-18; 13].

Естественно, феномен одаренности не может являться мономорфным. По активности различают явную и скрытую (потенциальную) одаренность, а по результативности -актуальную и потенциальную. Выделяют, по крайней мере, пять видов способностей, в которых можно признать человека одаренным: -академические (способность приобретать знания);

- интеллектуальные (способность решать сложные задачи и проблемы);

- творческие (креативность - создание уникальных произведений и открытий);

- сенсомоторные (наиболее ярко отражаемые в спортивных достижениях);

- коммуникативные (организаторские, лидерский талант) [2, с. 11-14].

Некоторые авторы еще более детализируют это качество психики, выделяя одаренность в художественно-эстетической деятельности (а в ней - сценическую, литературнопоэтическую, музыкальную одаренность и т. п.) и духовно-ценностной (служении людям) [8; 16, р. 8].

Применительно к существу данной работы мы будем под понятием «одаренные» рассматривать молодых людей, чьи достижения можно определять как проявления высоких интеллектуальных и, в меньшей степени, академических способностей.

Одаренный школьник выделяется среди сверстников, демонстрирует или выказывает активные предпосылки для получения высоких результатов творческой интеллектуальной деятельности. От 3 % до 5 % первокурсников могут быть отнесены к категории одаренных лиц, большинство из них имеет хорошо отслеживаемые результаты творческой деятельности до поступления в вуз. В Волгоградской об-

ласти, помимо общепринятых, успешно работают и развиваются несколько специализированных проектов работы с интеллектуально одаренными подростками (областной лицей-интернат «Лидер» на 150 детей 10-11-х классов, летний учебно-оздоровительный лагерь «Интеграл» на 320 детей). В то же время мониторинг психофизиологического состояния и социального статуса таких подростков при переходе к обучению в вузе научно обоснован недостаточно, на практике какие-либо мероприятия не реализуются. В результате часть одаренных первокурсников испытывает серьезные трудности при адаптации к вузовской среде, теряет интерес к дальнейшему обучению и не вливается в последующем в состав интеллектуальной элиты общества [6, с. 99101; 10, с. 50; 12, с. 5-6; 15, с. 166-168].

Одна из причин этого негативного явления - недоучет психофизиологических особенностей одаренных подростков и их проявлений на этапе перехода к высшему профессиональному образованию. Отдельным моментом такого перехода являются существенные различия в стиле, методике преподавания, уровне нагрузок и общей психологической атмосфере на факультетах классического университета. Это требует знаний в особенностях психофизиологического статуса одаренных выпускников школ, имеющих определенный выбор - предпочтение в овладении тем или иным научно-образовательным направлением.

Авторы основываются на системном психофизиологическом подходе к проблеме социальной адаптации с выделением устойчивых генетически детерминированных психофизиологических подтипов (устойчивых вариантов) у одаренных подростков на этапе планирования принятия решения к дальнейшему продолжению обучения в конкретном научнообразовательном направлении.

Цель работы

Выявить особенности психофизиологического статуса школьников 15-17 лет, имеющих высокие способности и устойчивые научно-образовательные предпочтения с выделением устойчивых психофизиологических подтипов, приемлемых для прогноза их дальнейшей адаптации к вузовской среде.

Методика исследования

Для достижения поставленной цели было выполнено экспериментальное исследование. Наблюдение проводилось на 207 школьниках старших классов в возрасте от 15 до 17 лет включительно, которые были распределены на 2 группы. Первую группу составили 79 одаренных подростков, которые, при отличной успеваемости, имели достижения в предметных конкурсах и олимпиадах не ниже областного уровня и участвовали в областных программах для одаренных детей «Интеграл» и «Ноосфера».

При отборе подростков в эту группу учитывались не только формальные достижения, но также наличие ярких признаков одаренности: высокая общая и познавательная активность, быстрое реагирование на реальные и виртуальные (игровые, тестовые) события, оригинальность в принятии решений (в том числе - стратегий), способность к самообучению, самоанализу и высокая требовательность к себе, негативное отношение к стереотипным действиям и решениям [1, с. 40-43]. Эти школьники демонстрировали четкие научно-образовательные предпочтения, на основании которых были распределены на три подгруппы по направлениям: «физико-математическое», «естественнонаучное» и «гуманитарное».

Во вторую (референтную) группу вошли 128 школьников, успевающих по всем предметам на «хорошо» и «отлично», но не имеющих какого-либо предпочтения в учебных дисциплинах и в плане продолжения образования.

Оценка психофизиологического статуса предусматривала определение силы возбуждения, силы торможения, подвижности и уравновешенности нервных процессов [5, с. 44-49], хронобиологического типа по вопроснику-тесту Остберга [5, с. 62-68] и типологических параметров личности по Г. Айзенку [5, с. 7987], с интерпретацией основных темпераментов по концепции В. Вундта [9, с. 74; 13, с. 119].

Математическая обработка результатов проведена по общепринятым требованиям для медико-биологических исследований с расчетом средних, их отклонений, достоверности различий между группами при численных и процентных значениях.

Результаты и их обсуждение

Первый этап исследования предусматривал оценку силы возбуждения, силы торможения, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Как известно, при групповых исследованиях имеют значение как средние показатели в группах, так и процентное соотношение лиц с крайне выраженным подтипом по каждому признаку [5, с. 105].

Исследование референтной группы выявило распределение величин тестовых показателей, практически идентичное нормальному, в связи с чем были определены границы «ядра» этой группы (в коридоре Ы ± 1,5с, где М - средняя, а с - среднеквадратичное отклонение) и граничные величины для выделения крайних подтипов. Они составили: для силы возбуждения - выше 79 баллов (крайне возбудимый подтип - В), для силы торможения - выше 71 (тормозный - Т), для подвижности - ниже 39 (малоподвижный - МП) и выше 75 баллов (крайне подвижный - КП). По уравновешенности к крайнему подтипу относили лиц со значением показателя выше 1,49 (неуравновешенный - Н). Эта группировка позволила выделить 4 крайних подтипа, поскольку ни в одном из случаев не было наличия более одного показателя, выходящего за рамки средних для границы «серого ядра». Два случая с наличием сочетания «В + КП» были также отнесены к подтипу В как доминирую-

щему при формировании психофизиологического статуса. В дальнейшем они рассматривались как единый подтип: В и КП. Итоговое распределение подтипов по силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов для референтной группы приведено на рисунке 1. Как видно, суммарное присутствие крайних подтипов по рассматриваемым признакам в данной выборке составило 24,2 % (см. табл. 1).

В подгруппах одаренных подростков, при сходных средних значениях по каждому показателю, было выявлено принципиально иное распределение крайних подтипов (см. табл. 1).

Как видно из представленных данных, доля крайних подтипов по организации высшей нервной деятельности среди одаренных подростков, выбравших физико-математическое и гуманитарное направления, оказалась не выше, чем в референтной группе (около 25 %), а в подгруппе школьников, имеющих естественнонаучные предпочтения, - значительно больше (37 %) (см. табл. 1).

Значительны различия в частоте встречаемости отдельных подтипов. Для физикоматематической подгруппы характерны только подтипы Т и Н, для гуманитарной - преимущественно подтипы В и/или КП и МП. В естественнонаучной подгруппе представлены все подтипы, но значительно чаще встречаются В и/или КП и МП (см. рис. 2-4).

Рис. 1. Формирование (А) и процентное распределение (Б) подтипов высшей нервной деятельности

в референтной группе подростков

Таблица 1

Показатели типологических особенностей высшей нервной деятельности и частота встречаемости крайних подтипов у одаренных подростков в зависимости от научно-образовательных предпочтений и в референтной группе (М ± т, т — ошибка средней, п — количество наблюдаемых)

Показатели Одаренные подростки (п = 79) Референтная группа (п = 128)

Физикоматематическое направление (п = 27) Естественнонаучное направление (п = 27) Гуманитарное направление (п = 25)

Основные показатели по результатам обработки анкет (баллы)

Сила возбуждения 58,40 ± 3,90 61,50 ± 4,40 62,60 ± 4,30 59,10 ± 2,60

Сила торможения 58,60 ± 4,00 56,00 ± 4,80 57,60 ± 3,90 54,80 ± 2,40

Подвижность 58,70 ± 3,70 55,00 ± 3,90 57,20 ± 4,10 58,20 ± 2,90

Уравновешенность 1,13 ± 0,09 1,07 ± 0,10 1,01 ± 0,08 1,10 ± 0,07

Частота выявления основных подтипов организации нервной деятельности (%)

«Серое ядро» субпопуляции 77,8 63,0 76,0 75,8

Подтип В и/или КП - 14,8 8,0 7,0

Подтип Т 11,1 3,7 - 3,9

Подтип МП - 11,1 12,0 6,3

Подтип Н 11,1 7,4 4,0 7,0

Рис. 2. Формирование (А) и процентное распределение (Б) подтипов высшей нервной деятельности среди одаренных подростков физико-математической направленности

Рис. 3. Формирование (А) и процентное распределение (Б) подтипов высшей нервной деятельности среди одаренных подростков естественнонаучной направленности

Рис. 4. Формирование (А) и процентное распределение (Б) подтипов высшей нервной деятельности среди одаренных подростков гуманитарной направленности

Для объяснения практического значения подобных различий рассмотрим модели взаимодействий внутри групп одаренных подростков физико-математического и гуманитарного направлений при предъявлении им сложных задач (по профилю специальности), требующих креативного решения.

Наличие среди одаренных подростков с физико-математическими научно-образовательными предпочтениями относительно высокой доли детей с тормозным и неуравновешенным подтипами высшей нервной деятельности определяет многие особенности этой группы. Для подростков подтипа Н характерны крайне сильные реакции на внешние раздражители, способность выполнять деятельность, требующую напряжения, энергичных действий с высокой вероятностью успеха. Они являются «локомотивами» при коллективном решении возникающих проблем или поставленных учебных задач. Но они же склонны проявлять бурные реакции, не всегда адекватные обстоятельствам, их вызвавшим, могут не завершать начатых действий, менять свою позицию на негативную [7]. В противовес этой части группы, у школьников подтипа Т выработаны стойкие тормозные условные рефлексы, они способны быстро и без усилий сдерживать свои реакции и порывы, не развивая активных форм поведения. Они позитивно воспринимают любые внешние правила, требования, в том числе ограничения учебных моделей. Это позволяет получать на выходе адекватные абстрактные способы решения сложнейших задач при отсутствии видимых внешних

атрибутов творческого процесса. Именно этой части группы принадлежит психосоциальная роль «финишеров», завершающих сложный путь творческого решения. Модель креативной деятельности в такой группе выглядит следующим образом:

1. Восприятие условий (лидеры - Н).

2. Сличение ресурсов («ядро»).

3. Выработка стратегии цели (Т).

4. Решения по элементам («ядро»).

5. Эристический прорыв (Н).

6. Непродуктивная фаза («ядро»).

7. Достижение результата (Т).

Совершенно иная цепь событий развивается в группе интеллектуально одаренных детей с гуманитарными научно-образовательными предпочтениями. В этой группе менее 5 % (то есть в малой группе их может и не быть вовсе) составляют дети подтипа Н, а присутствуют подтипы МП и В (с КП).

Одаренные дети возбудимого типа с крайней подвижностью высшей нервной деятельности являются очень креативными, способны к быстрому вовлечению в ситуацию, взрывному и богатому в эмоциональном выражении поведению в процессе этой деятельности [11]. Их мотивация является лидирующей в группе и определяет ее общий настрой. К ним в коллективной деятельности примыкают подростки подтипа Н. Малоподвижный подтип характеризуется пассивным отношением к происходящему, причем в коллективной деятельности это имеет оттенок демонстративности, в связи с чем оказывает резкое стимулирующее влияние на под-

ростков подтипа В и КП (через отрицание или игнорирование их идей и предложений). В ситуации коллективного решения сложной задачи «ядро» группы выступает в роли акцептора этих противоречивых взглядов, именно здесь вырабатываются окончательные продуктивные решения. На этом этапе подростки подтипа Н примыкают к «ядру». Схематично это выглядит следующим образом.

1. Восприятие условий, «бредовые» идеи (лидеры - В и КП, Н).

2. Отрицание предложенных стратегий (лидеры - МП).

3. Дополнительные идеи и поиск ресурсов (лидеры - В и КП).

4. Выработка стратегии («ядро»).

5. Достижение результата («ядро», Н).

Очевидно, что подобные различия в организации высшей нервной деятельности существенным образом влияют на специфику образовательного процесса на физико-математическом и гуманитарном направлениях.

На втором этапе исследования были определены типологические параметры личности по Г. Айзенку (см. рис. 5).

Выяснилось, что одаренные дети более склонны к интроверсии, нежели обычные подростки. Интровертам присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации, направленность личности на ее внутренний мир. Интроверты рассудительны, самостоятельны, спокойны, целенаправленны.

Экстраверсия

Ср ОдГ Од Е ОдФМ

Рис. 5. Средние показатели по шкале экстра/интроверсии и шкале нейротизма среди одаренных подростков и в референтной группе:

Ср - средняя группа; ОдГ - одаренная группа гуманитарного направления;

ОдЕ - одаренная группа естественнонаучного направления;

ОдФМ - одаренная группа физико-математического направления

Второй выявляемый фактор (нейротизм) описывает свойство, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. На одном полюсе шкалы нейротизма находятся лица с чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и высокой адаптивностью, на другом - склонный к нервозности, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Было обнаружено, что одаренные дети, а среди них, в большей степени - предпочитающие гуманитарное направление и естественные науки, имеют склонность к нервозности, низкой стресс-устойчивости и плохой адаптивности.

В результате проведенного эмпирического сопоставления значений показателей по этим двум шкалам [Вундт] было выявлено распределение темпераментов в группах детей. Нами были определены 5 типов темперамента: крайне выраженные флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик, а также переходный тип (см. табл. 2).

Из полученных данных можно сделать заключение, что одаренные дети отличаются темпераментом с учетом выбранного ими направления. Так, у одаренных детей гуманитарного направления чаще встречается экстравер-сивный неустойчивый (холерический) тип темперамента. Такие подростки эмоциональны, склонны к порывистым действиям, энергичны, активны и инициативны. Они способны полностью отдаваться делу, которое их заинтересовало, любят разнообразие во всем и нуждаются в постоянных источниках новых ярких впечатлений. Плохо переносят однообразие, скуку - в таких условиях становятся раздражительными, непоследовательными. Также среди них встречается выраженный сангвинистический тип тем-

перамента, крайне редко выявляются меланхолики и совсем отсутствуют флегматики.

Среди школьников с естественнонаучными предпочтениями чаще других выявлялись меланхолики - чувствительные, утонченные. Такой ребенок тонко реагирует на слабые раздражители, а сильные - способны надолго вывести его из душевного равновесия. В благоприятных условиях меланхолики - глубокие, содержательные, в неблагоприятных - замкнутые, боязливые и тревожные [14, с. 50-52]. В этой же группе довольно много крайних холериков, но мало - флегматиков и сангвиников.

В группе одаренных детей физико-математического направления с примерно равной частотой выявляются крайне выраженные флегматики, сангвиники и холерики, а меланхолики встречаются редко. Для подростков-флегматиков характерны спокойность, ровность, невозмутимость, редко выходят из себя, к бурному выражению эмоций не склонны. Чувства отличаются постоянством и глубиной. В зависимости от условий у такого человека могут возникнуть как положительные (выдержка, вдумчивость, глубина мыслей), так и отрицательные (пассивность, вялость, безразличие к окружающему) черты.

Исследование хронотипа выявило явное смещение одаренной группы детей в сторону утреннего типа работоспособности (см. рис. 6).

У одаренных детей всех направлений отсутствовал крайний вечерний тип (в референтной группе 5,5 %). Это свидетельствует

о наименее активной умственной деятельности одаренных детей в позднее время суток, в то время как основная деятельность у них приходится на первую половину дня.

Таблица 2

Частота встречаемости переходного и крайних типов темперамента (%, п - количество наблюдаемых)

Типы темперамента Одаренные подростки (п = 79) Референтная группа (п=128)

Физикоматематическое направление (п = 27) Естественнонаучное направление (п = 27) Гуманитарное направление (п = 25)

Переходный 59,3 44,5 40,0 67,2

Флегматик 11,1 7,4 - 3,9

Сангвиник 11,1 7,4 12,0 11,6

Холерик 14,8 18,5 36,0 11,6

Меланхолик 3,7 22,2 8,0 4,7

%

Вечерний Слабый Аритмичный Слабый Утренний вечерний утренний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одаренные

□ Референтая группа

Рис. 6. Гистограмма распределения одаренных подростков и подростков референтной группы

по циркадианной организации (хронотипу)

Поскольку успешность адаптации учащихся к новым условиям высшего профессионального образования зависит не только от средовых факторов, но и от личностных особенностей и психофизиологического статуса [3, с. 23-25; 18, р. 71-75], наличие выявленных особенностей необходимо учитывать при групповой и индивидуальной работе с одаренными первокурсниками на профильных факультетах классического университета. Эти сведения также необходимо учитывать в связи с наличием среди выявленных психофизиологических подтипов вариантов с высоким риском реализации девиантного поведения.

Заключение

Полученные данные в совокупности свидетельствуют о том, что одаренные старшеклассники, имеющие устойчивые научно-образовательные предпочтения, характеризуются объективными отличиями от референтной группы своих сверстников и различиями психофизиологического статуса в связи с конкретным предпочтением. Эти различия особенно показательно проявляются в учебных группах, сформированных по научно-образовательному принципу (направлению), где выявляется высокий процент крайних психофизиологических подтипов. Для физико-математического направления подготовки характерно наличие относительно большой доли старшеклассников

неустойчивого и тормозного типов (по 11,1 %). В структуре темпераментов среди них 40,7 % составляют крайние типы, с доминированием холериков (14,8 %). Одаренные школьники с естественнонаучными предпочтениями часто принадлежат к возбудимому (14,8 %) и малоподвижному (11,1 %) типам. Подростков с крайними типами темперамента среди них более 55 %, преобладают меланхолики (22,2 %) и холерики (18,5 %). Для гуманитарного направления характерны малоподвижный (12,0 %) и возбудимый (8,0 %) типы. В структуре темпераментов отсутствуют выраженные флегматики, но до 36,0 % ярко выраженных холериков. Вне зависимости от научно-образовательного предпочтения среди одаренных подростков высока доля лиц с крайним утренним хронотипом. При попадании в иную среду и образовании новых устойчивых групп, например при поступлении на выбранную специальность в вуз, такие подростки могут иметь высокий риск социальной дезадаптации. Эти данные необходимо учитывать при формировании учебных нагрузок, мероприятий по групповой социально-психологической адаптации к обучению в вузе, а также в индивидуальной психологической работе.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена в рамках реализации Регионального конкурса РГНФ 2010 Волжские земли: Волгоградская область по проекту «Исследование особенностей психофизиологического статуса

одаренных подростков и их социальной адаптации на этапе перехода от среднего к высшему образованию», N° проекта 10-01-20106 а/В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации / Д. Б. Богоявленская // Alma mater (Вестник высшей школы). -2010.- №>7. - С. 40-45.

2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская - М. : Академия, 2002. - 320 с.

3. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э. М. Ка-зин [и др.] // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, № 3. - С. 23-29.

4. Гусельцева, М. С. Культурно-аналитический подход к феноменам креативности, неадаптив-ности и гениальности / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2008. - N° 2. - С. 17-29.

5. Елисеев, О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О. П. Елисеев. - Псков : Изд-во Псков. обл. ин-та усовершенствования учителей, 1994. - 280 с.

6. Казурова, О. Ю. Социализация и адаптация молодежи довузовской когорты / О. Ю. Казурова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2005. -Вып. 4. - С. 99-103.

7. Пажитнева, Е. В. Кейс-технология для развития одаренности / Е. В. Пажитнева // Химия в школе. - 2008. - № 4. - С. 13-16.

8. Глухова, В. А. Социально-психологические факторы развития творческой одаренности ребенка / В. А. Глухова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Психология». -2009. - № 18. - С. 49-53.

9. Мулик, А. Б. Психофизиологические корреляты уровня общей неспецифической реактив-

ности организма человека / А. Б. Мулик // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2006. - Вып. 5. - С. 74-79.

10. Паутова, Л. А. Одаренность в России: феномен сквозь прицел социологических опросов / Л. А. Паутова // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 4. - C. 50-53.

11. Пятков, А. В. Механизмы психофизиологии выбора у школьников и студентов гуманитарного вуза / А. В. Пятков, Н. Ю. Вальков, Е. В. Комаровская // Медицинская техника. - 2005. - № 1. -С. 26-32.

12. Рубцов, В. В. Образование одаренных - государственная проблема / В. В. Рубцов, А. А. Мар-голис, Д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 4. - C. 5-14.

13. Сикорский, И. А. Даровитость и талантливость в свете объективного исследования (по данным психофизиологических коррелятов) / И. А. Си-корский // Психологическая диагностика. - 2005. -№ 2. - С. 118-127.

14. Соктоева, Б. В. Состояние эмоциональной напряженности у творчески-одаренных подростков (на примере лицея-интерната республики Бурятия) / Б. В. Соктоева // Культурно-историческая психология. - 2010. - № 2. - C. 50-54.

15. Щебланова, Е. И. Одиннадцатая Международная конференция Европейского совета по высоким способностям / Е. И. Щебланова // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 166-169.

16. Allodi, M. W. The needs of gifted children: a pilot-study of Swedish Teachers’ knowledge and attitudes / M. W. Allodi, P - A. Rydelius // From giftedness in childhood to successful intelligence in adulthood : Proc. 11th ECHA Confer. - Prague, 2008. - P. 8-9.

17. Cohen, L. M. Conceptual foundations for gifted education: stock-taking // Roep. Rev. - 2006. -Vol. 28, N 2. - P. 22-26.

18. Gagne, F. When IQ is controlled, does motivation still predict achievement? / F. Gagne, F. St Pere // Intelligence. - 2001. - Vol. 30. - P. 71-100.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF TALENT SENIOR SCHOLARS WITH THE STABLE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PREFERENCES

J.A. Mulik, E.VAbashkina, S.N. Shevtsova, V.V. Novochadov

The key psychophysiological characteristics of the 15-17 years old scholars with the high scientific and educational preferences were done to choose some typical variant. It was established for them to be useful for adequate prognosis of future adaptation to university education and surrounding.

Key words: Social adaptation, psychophysiology, talent phenomenon, university education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.