Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психофизиологический скриннинг / первокурсники / индивидуально-личностные особенности / адаптивность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ревякина Е. Г., Цьока С. А.

Функциональное назначение психофизиологического скрининга направлено на обнаружение ресурсных сторон личности студентов, раскрытие их личностного потенциала; на прогноз личностного и профессионального развития; на проектирование дальнейшей деятельности преподавателей и психологов в рамках психолого-педагогического сопровождения студенческой молодежи. Целью скрининга является дифференциация абитуриентов по индивидуально-типологическим качествам, по степени умственного развития, по уровню развития невербального, вербального и социального компонентов интеллекта, необходимых для усвоения учебной программы подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ»

Литература

1. Гулевич О.А., Аникеенок О.А., Безменова И.К. Социальные верования: адаптация методик Дж. Даккита // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 11(2). С. 68-89.

2. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. No 3. С. 119-135.

3. Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Янчук В.А. Оценка ситуации пандемии COVID-19 жителями России и Беларуси // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 2. C. 56-77. DOI:10.17759/sps.2021120204

4. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета Серия 14. Психология. 2013. № 2. С. 147-165.

5. Цариценцева О. П., Елфимова М. М. Особенности переживания жизненной ситуации, обусловленной пандемией COVID-19, в контексте жизнестойкости личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. No 1. С. 191-201. DOI:10.21603/2078-8975-2021-23-1-191-201.

6. Merino M.D., Vallellano M.D., Oliver C., Mateo-Rodríguez I. What makes one feel eustress or distress in quarantine? An analysis from conservation of resources (COR) theory // British Journal of Health Psychology. 2021. No. 26. P. 606-623. DOI:10.1111/bjhp.12501.

7. Radchikova Nataly P, Odintsova Maria A. Assessment of the COVID-19 pandemic situation: Data from two countries with different security measures taken by authorities (Belarus and Russia) // Data in Brief, Vol. 35, 2021, 106917, ISSN 2352-3409, DOI:10.1016/j.dib.2021.106917.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Ревякина Е. Г., Ужгород (Украина), кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики, Ужгородский национальный университет, revelina@ya.ru

Цьока С. А., Ужгород (Украина), старший преподаватель кафедры госпитальной терапии, Ужгородский национальный университет, stanislav.tsoka@gmail.ru

DOI:

Функциональное назначение психофизиологического скрининга направлено на обнаружение ресурсных сторон личности студентов, раскрытие их личностного потенциала; на прогноз личностного и профессионального развития; на проектирование дальнейшей деятельности преподавателей и психологов в рамках психолого-педагогического сопровождения студенческой молодежи. Целью скрининга является дифференциация абитуриентов по индивидуально-типологическим качествам, по степени умственного развития, по уровню развития невербального, вербального и социального компонентов интеллекта, необходимых для усвоения учебной программы подготовки специалистов.

Ключевые слова: психофизиологический скриннинг, первокурсники, индивидуально-личностные особенности, адаптивность.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL SCREENING OF INDIVIDUAL-PERSONAL FEATURES OF

FIRST-YEAR STUDENTS

Revyakina E.G., Uzhgorod (Ukraine), PhD, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Uzhgorod National University, revelina@ya.ru

Ts'oka S.A., Uzhgorod (Ukraine), Senior Lecturer, Department of Hospital Therapy, Uzhgorod National University, stanislav.tsoka@gmail.ru

The functional purpose of psychophysiological screening is aimed at revealing the resource sides of the personality of students, disclosing their personal potential; on the forecast of personal and professional development; on the design of further activities of teachers and psychologists in the framework of psychological and pedagogical support of student youth. The purpose of the screening is to differentiate applicants by individual typological qualities, by the degree of mental development, by the level of development of non-verbal, verbal and social components of intelligence, necessary for mastering the curriculum for training specialists.

Keywords: psychophysiological screening, freshmen, individual personality traits, adaptability

Современные образовательные требования обусловливают необходимость пересмотра обычной стратегии обучения. Приоритетной задачей ставится формирование здоровой личности студента в процессе его обучения в высшей школе. Это направление ориентировано на развитие внутреннего мира студента, гармонизацию межличностных отношений, на самопознание, саморазвитие и самореализацию молодых людей. Очень важно, чтобы будущий специалист был здоровой личностью, получил фундаментальные знания и навыки, необходимые для налаживания правильных взаимоотношений с собой и окружающим миром, воспитания в себе волевых и нравственных качеств. Только при этих условиях он может расчитывать на успех в своей профессиональной деятельности и уважение окружающих [3, 5].

Личностно-ориентированная концепция образования предполагает индивидуальный поход к каждому студенту с учетом его индивидуально-личностных особенностей, задатков и способностей, признание достоинств личности, ее прав и свободы выбора на реализацию и дальнейшее развитие своих личностных качеств. В рамках этого подхода признается приоритет развития личности над обучением, а знания, умения и навыки должны быть не целью, а средством развития здоровой личности [3, 4].

Обучение в высших учебных заведениях связано с высоким уровнем психических и эмоциональных нагрузок, возрастающих в сессионный период, большим объемом новой информации и отсутствием навыков самостоятельной работы. В отдельную группу факторов, влияющих на формирование здоровой личности можно отнести индивидуально-личностные особенности молодых людей: возрастные особенности юношеского периода, пол, тип высшей нервной деятельности, темперамент, конституцию, задатки, наличие наследственных заболеваний и т. д. Напряженный ритм студенческой жизни требует больших физических и психических энергетических затрат, что приводит к запуску компенсаторно-приспособительных механизмов. Как правило, к концу первого курса организм студентов адаптируется к новому режиму и новым условиям образовательной среды, однако для определенной части студенческой молодежи эти нагрузки оказываются непосильными, что

приводит к срыву адаптационных механизмов, ухудшению здоровья, неуспеваемости и отчислению из вуза [6].

Все перечисленные риски, присущие первокурсникам любого вуза, требуют особого внимания со стороны администрации, психологов и педагогического коллектива. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса должно начинаться уже на начальном этапе обучения. В начале первого курса целесообразно провести психофизиологический скриннинг, предполагающий выявление у абитуриентов индивидуально-личностных качеств, позволяющих им усвоить программу обучения, состоящую из цикла социально-гуманитарных дисциплин и дисциплин профессиональной подготовки по специальностям.

Скрининг (от англ. screen - просевать, сортировать) предполагает предварительное (ориентировочное) изучение свойств личности учащихся, что в свою очередь позволит выявить студентов с тревожной и депрессивной тенденцией, неадекватной самооценкой и деформациями в ценностно-смысловой сфере. На основе данных психофизиологического скрининга возможно очертить круг педагогических, психологических и социальных проблем учащихся.

Функциональное назначение психофизиологического скрининга в условиях реализации государственных стандартов направлено на обнаружение ресурсных сторон личности студентов, раскрытие их личностного потенциала; на определение индивидуальных потребностей студентов на первом курсе обучения; на прогноз личностного и профессионального развития; на проектирование дальнейшей деятельности преподавателей и психологов в рамках психолого-педагогического сопровождения студенческой молодежи.

Задачами психолого-педагогической службы является дифференциация абитуриентов по индивидуально-типологическим качествам, по степени умственного развития, по уровню развития невербального, вербального и социального компонентов интеллекта, необходимых для усвоения учебной программы подготовки специалистов.

Собственно психофизиологический скриннинг включает в себя обследование и интерпретацию его результатов. По результатам скриннингового обследования целесообразно выделить из числа обследованных студентов группу риска для дальнейшей прямой психокоррекционной работы.

Психофизиологические методики составляют особый класс психодиагностических методов, позволяющих диагностировать индивидуально-личностные особенности студентов, генетически детерминированные и обусловленные основными свойствами его нервной системы.

Они разрабатывались отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология». Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование -психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека: в силе и скорости нервных процессов, темпе, стрессоустойчивости, толерантности к стрессу, выносливости, работоспособности.

При проведении психофизиологической диагностики индивидуальных особенностей психики следует избегать оценочного подхода к индивиду.

Индивидуально-личностные особенности каждого человека уникальны, поэтому нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других -с другими.

Оценивать мы можем уровень развития мышления, памяти или внимания, проводя, проводя соответствующие тесты. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие.

При доказательстве диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются традиционные критерии: надежность, валидность, стандартизация.

Как правило, психофизиологические методики являются аппаратными, но в последние два десятилетия были разработаны бланковые методики. Для психофизиологического скрининга индивидуально-личностных особенностей студентов они представлять особый интерес, поскольку они просты в исполнении и не затратны по времени.

На основании результатов психофизиологического скрининга студентов можно разделить на три условные группы: «адаптивные» - студенты, легко адаптирующиеся к образовательной среде вуза; «относительно адаптивные» - лица с признаками функционального напряжения, наличием тревожности; «дезадаптивные» - студенты, склонные к депрессии, нервным срывам и делинквентному поведению.

Таким образом, значимость психофизиологического скрининга первокурсников в рамках психолого-педагогического сопровождения трудно переоценить, поскольку своевременное выявление личностных проблем позволяет вовремя выявить и провести психокоррекционные мероприятия для успешной адаптации.

Литература

1. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. Ростов на Дону: Феникс, 2000. С. 259-263.

2. Баевский Р. М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации//Вестник АМН СССР. 1988. № 8. С. 73-78.

3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. Л: Наука, 1988. С. 301-321.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. Воронеж: М, 1997. С. 45-49.

5. Ревякша О. Г. Адаптащя студенев першого курсу до навчання [Текст] / О.Г. Ревякша, Л.Г. Семенова // Формування готовносп майбутшх фахiвцiв до професшно! дiяльностi: Матерiали III науково-практично! штернет-конференцп. Донецьк, 2012. Ч. I. С. 168.

6. Ревякша О. Г. Фактори, що впливають на особистюне здоровя студента в процес навчання у вищий школi / О.Г. Ревякша // Проблеми сучасно'1 педагогично! осв^и. 2014. Випуск 44. Частина III. С. 330-339.

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ

Усманова М. Н., Бухара (Узбекистан), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Бухарского государственного университета, umanzuran@mail.ru

DOI:

Решение проблемы адаптации студента к условиям обучения в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются базовые свойства темперамента, которые существенно влияют на адаптацию студентов к учебной деятельности; выявляются качественные различия, обосновывается гипотеза, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты психологического исследования.

Ключевые слова: адаптация, трудности первого года обучения, мотивы, типы темперамента, детерминанты.

LEARNING ADAPTATION STUDY DEPENDING ON THE TEMPERAMENT OF THE PERSONALITY

Usmanova M. N., Bukhara (Uzbekistan), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Bukhara State University, umanzuran@mail.ru

The solution to the problem of adaptation of a student to the conditions of education at a university is of theoretical and practical interest for psychology and pedagogy. The article examines the basic properties of temperament, which significantly affect the adaptation of students to educational activities; qualitative differences are identified, a hypothesis is substantiated, the meaning of the problem is revealed, and the results of psychological research are presented.

Keywords: adaptation, difficulties of the first year of study, motives, types of temperament, determinants.

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы. Успешная адаптация студентов к условиям обучения и требованиям предстоящей профессиональной деятельности не только служит признаком психического здоровья и показателем зрелости личности, но и является гарантом последующего полноценного профессионального и личностного роста.

Адаптация первокурсников к обучению в вузе - сложный многофакторный процесс, связанный с усвоением социального опыта вузовской среды, включением личности в систему поведения, духовный мир, потребности, интересы, психологию студенчества. Это активное творческое приспособление студентов к условиям высшей школы.

Первокурсники имеют относительно низкий уровень психологической, практической готовности к специфике обучения, что приводит к излишнему нервному перенапряжению, психической усталости, беспокойству, тревоге, ослаблению мышления, памяти. При таком дезадаптационном состоянии у них одновременно снижаются защитно-приспособительные возможности, что неблагоприятно отражается на здоровье.

В эффективной адаптации к вузу заинтересованы все участники образовательного процесса: не только сами студенты первого курса, но и работающие с ними преподаватели и

387

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.