Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N6 Образовательный вестник "Сознание"' I https://e-pubmed.org
A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ by * https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
й ■am RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Rustamova T.V., 2021
ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-18-29
L ч Принята 10.06.2021 | Accepted 10.06.2021
к УДК 612.42+614.56
THE INFLUENCE OF EXAMINATION STRESS ON VEGETATIVE INDICATORS IN 17-21-YEAR-OLD STUDENTS WITH A MELANCHOLIC TYPE OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY
Rustamova T. V.
Ganja State University Anatomy, Physiology and Zoology, Ganja Azerbaijan
ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ВЕГЕТАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ У 17-21-ЛЕТНИХ СТУДЕНТОВ С МЕЛАНХОЛИЧЕСКИМ ТИПОМ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рустамова Т.В.
Гянджинский Государственный Университет Анатомия, физиология и зоология, г. Гянджа Азербайджан
Abstract. The article is devoted to the influence of an increased level of situational and personal anxiety of examination stress on the indices of the autonomic nervous system in 17-21-year-old male students (I and V courses) with a melancholic type of nervous system. In the course of the conducted studies, it was found that in 17- and 21-year-old students-melancholic during the examination process between heart rate and blood pressure there are some differences that do not normalize after the exam. Vegetative indicators in 21-year-old students in the periods before and after the exam are slightly increased, relative to indicators in 17-year-old students. The Kerdo vegetative index (VIC) in both age groups was in a state of sympathicotonia, which is an indicator of the superiority of the sympathetic nervous system throughout the entire examination process. The results obtained in the course of this study can be used to
Аннотация. Статья посвящена влиянию повышенного уровня ситуативной и личностной тревожности
экзаменационного стресса на показатели вегетативной нервной системы у 17-21-летних студентов мужского пола лет (I и V курсов) с меланхолическим типом нервной системы. В ходе проведенных исследований было обнаружено, что у 17- и 21-летних студентов-меланхоликов во время экзаменационного процесса между частотой сердечных сокращений и артериальным давлением наблюдаются некоторые различия, которые не нормализуются после экзамена.
Вегетативные показатели у 21-летних студентов в периоды до и после экзамена
optimize learning activities, relieve stress in exams and protect students' health.
Keywords: temperament, melancholic, situational anxiety, and personal anxiety, autonomic nervous system, Kerdo's autonomic index.
REFERENCES
[1] Golovanova T. N., Bakhtina S.V., Andreeva S.N. Stress management in the life of a student as a subject of educational activity // Bulletin of the Mari State University, 2018, volume 12, No. 4, p.101 -106.
[2] Roslyakova E.M., Biserova A.G., Bayzhanova N.S., Igibaeva A.S., Alipbekova A.S. Progression of medical university students depending on higher psychophysiological functions // International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, No. 125, p. 845-848.
[3] Berezneva E.Yu., Krysova T.I. The relationship of motivation for educational activity in adolescents with types of temperament, situational anxiety and interpersonal relationships in the family // International Journal of Applied Fundamental Research, 2015, No. 10-2, pp. 357-360.
[4] Vergunov E.G. Psychophysiological analysis of emotional reactions of senior schoolchildren with different academic success: Diss. Cand. Psychol. Sciences: St. Petersburg, 2011, 166 p,
[5] Kurman O.A., Trubnikova L.V., Abdukarimov A.M. The effect of stress on the physiological characteristics of students during the trial exam // Young Scientist, 2018, No. 32, p. 22-24.URL https: / /moluch.ru/archve/218/52270/
[6] Rustamova T.V. The effect of examination stress on the amplitude of EEG waves in the dark lobe of the brain in students of the Faculty of Biology-Chemistry with various individual-typological characteristics // Journal of Life Sciences and Agriculture, Volume 12, No. 5, 2020, 97-112.
[7] Sergeev, NA. Influence of examination stress on the physiological characteristics of the organism of ninth grade students during a test exam in mathematics // Collection of research papers of participants of the XXIII All-Russian Competition of youth research
несколько повышены, относительно показателей у 17-летних студентов. Вегетативный индекс Кердо (ВИК) в обеих возрастных группах находился в состоянии симпатикотонии, что является
показателем превосходства симпатической нервной системы на протяжении всего экзаменационного процесса. Результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы для оптимизации учебной деятельности, снятия стресса на экзаменах и защиты здоровья студентов.
Ключевые слова: темперамент, меланхолик, ситуативная и личностная тревожность, вегетативная нервная система,
вегетативный индекс Кердо.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Голованова Т.Н., Бахтина С.В., С.Н. Андреева С.Н. Стресс-менеджмент в жизни студента как субъекта учебной деятельности //Вестник Марийского Государственного Университета,2018,том12,№4,с.101 -106.
[2] Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Байжанова Н.С., Игибаева А.С., Алипбекова А.С. Успеваемость студентов медицинского университета в зависимости от высших психофизиологических функций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016, № 12-5,с. 845-848.
[3] Березнева Е.Ю., Крысова Т.И. Взаимосвязь мотивации учебнойдеятельности у подростков с видами темперамента,ситуативной тревожностью и межличностыми отношениями в семье//Международный журнал прикладных ифундаментальных исследований, 2015, №10-2,c.357-360.
[4] Вергунов Е.Г. Психофизиологический анализ эмоциональных реакций старших школьников с разной академической успешностью: Дисс. Канд. Психол. наук : Санкт-Петербург, 2011, 166 с,
[5] Курман О.А., Трубникова Л.В., Абдукаримов А.М. Влияние стрессового состояния на физиологические особенности учащихся во время пробного экзамена// Молодой ученый, 2018, №32,c.22-24.URL https ://moluch. ru/archve/218/52270/
[6] Рустамова Т.В. Влияние экзаменационного стресса на амплитуду волн ЭЭГ в темной доле головного мозга у студентов факультета биологии-химии с различными индивидуально-типологическими особенностями //Journal of Life
works named after V.I. Vernadsky, Moscow: 2016, p. 46.
[8] Rustamova T. Situational Excitement Indicators of the Examination Process Influence to the Nervous System in 17 and 20-Year-Old Students in I and IV Courses Depending on Their Types of Temperament. Bulletin of Science and Practice, 2020, 6 (8), p. 55-64. https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/07
[9] Nadezhkina E.Yu., Novikova E.I., Muzhichenko M.V., Filimonova O.S. Influence of examination stress on the functional state of the cardiovascular system and the level of anxiety in students with different types of higher nervous activity "Bulletin of the Volgograd State Medical University, 2017, Issue 2 (60), pp. 115-118
[10] Schwarzer Ch., Buchwald P. Examination stress: measurement and coping // Anxiety, Stress & Coping: An Intern. Jour., 1477-2205, vol. 16, Issue 3, 2003, p. 247-249.
[11] Dolgova V.I., Kapitanets E.G., Kuptsov M.V. Modeling of psychological and pedagogical correction of adolescents' situational anxiety during the period of passing the state final certification. // Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft. 2016. No. 5 (135). S. 272-278.
[12] Tarasova R.E. The problem of students' anxiety // International student scientific bulletin, 2016, No. 516.
[13] Zinchenko S.A., Tymchenko S.L., Zalata O.A., Bogdanova A.M., Boyarintseva Yu.A. Analysis of the features of hemodynamic parameters during adaptation to the educational process and sessions among medical students in the transition period to Russian educational programs in the Crimean region // Bulletin of new medical technologies. Electronic edition. 2017. No. 2. Publication 7-4. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2017-2/7-4.pdf.
[14] Hayden E.P., Shankman S.A., Olino Th.M. et al. Cognitive and temperamental vulnerability to depression: Longitudinal associations with regional cortical activity // Cognition & Emotion. 2008. vol. 22, no. 7. P.1415-1428.
[15] Muzhichenko M.V. Relationship between the state of the cardiovascular system of adolescents and the level of anxiety // Sat. articles of the International Scientific and Practical Conference "Science, Education and Innovation". Saratov; MTSI "Omega Sains", 2016, p. 14-16.
[16] Baiguzhin PA Laws of psychophysiological adaptation of the organism of female students with different plasticity of the nervous system in the conditions of educational and professional activity: Author's abstract. dis. ... Cand. Biological Sciences: Chelyabinsk, 2012, 47 p.
[17] Spielberger Ch. Conceptual and methodological problems of anxiety research // Stress and anxiety in sports, M., 1983, p. 12-24.
Sciences and Agriculture, Том 12, №5, 2020,97112.
[7] Сергеев, Н.А. Влияние экзаменационного стресса на физиологические особенности организма учащихся девятого класса во время пробного экзамена по математике//Сборник исследовательских работ участников XXIII Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, М.: 2016, c. 46.
[8] Rustamova T. Situational Excitement Indicators of the Examination Process Influence to the Nervous System in 17 and 20-Year-Old Students in I and IV Courses Depending on Their Types of Temperament. Bulletin of Science and Practice, 2020, 6(8),p. 55-64. https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/07
[9] Надежкина Е.Ю., Новикова Е.И., Мужиченко М.В., Филимонова О.С.Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень тревожности у студентов с различными типами высшей нервной деятельности»Вестник Волгоградского государственного медицинского университета,2017,Выпуск 2(60),с. 115-118
[10] Schwarzer Ch., Buchwald P. Examination stress: measurement and coping// Anxiety,Stress & Coping: An Intern. Jour., 1477-2205, vol. 16, Issue 3, 2003, p. 247-249.
[11] Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Купцов М.В. Моделирование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 272-278.
[12] Тарасова Р.Е. Проблема тревожности студентов // Международный студенческий научный вестник, 2016,№ 5-16.
[13] Зинченко С.А., Тымченко С.Л., Залата О.А., Богданова А.М., Бояринцева Ю.А. Анализ особенностей гемодинамических показателей при адаптации к учебному процессу и сессии у студентов медиков в условиях переходного периода на российские образовательные программы в Крымском регионе // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2017. №2. Публикация 7-4. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2017-2/7-4.pdf.
[14] Hayden E.P., Shankman S.A., Olino Th.M. et al. Cognitive and temperamental vulnerability to depression: Longitudinal associations with regional cortical activity // Cognition &Emotion. 2008. vol. 22, № 7. P.1415-1428.
[15] Мужиченко М.В. Взаимосвязь состояния сердечно-сосудистой системы подростков с уровнем тревожности // Сб. статей
[18] Kesley R., Soderlund K., Arthur C. Cardiovascular reactivity and adaptation to reccurent psychological stress: replication and extension // Psychophysiology. 2004. vol. 41, No. 6. P. 924
[19] Khanin Yu.L. Research of anxiety in sports // Vopr. Psychology, 1978, no. 6, p. 94-105.
[20] Eysenck G.Yu. The number of dimensions of personality: 16.5 or 3 criteria of the taxnomic paradigm // Foreign psychology, 1993, Vol. 1, No. 2. - S. 9-24.
Международной научно-практической
конференции «Наука, образование и инновации». Саратов; МЦИИ «Омега сайнс», 2016, с. 14-16.
[16] Байгужин П.А. Закономерности психофизиологической адаптации организма студенток с различной пластичностью нервной системы в условиях учебно-профессиональной деятельности: автореф.дис. ... канд. Биолог.наук: - Челябинск, 2012.- 47 с.
[17] Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте, М., 1983, с. 12-24.
[18] Kesley R., Soderlund K., Arthur C. Cardiovascular reactivity and adaptation to reccurent psychological stress: replication and extension // Psychophysiology. 2004. vol.41, № 6. P. 924
[19] Ханин Ю.Л. Исследования тревоги в спорте // Вопр. Психологии,1978,№6,с. 94-105.
[20] Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16.5 или 3 критерии таксномической парадигмы // Иностранная психология, 1993,Т. 1, № 2. - С. 924.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Rustamova T.V. - SPIN ID: 4384-1067; ORCID ID: 0000-0002-6828-7904
Заявление о конфликте интересов. Автор заявляют об отсутствии конфликта интересов. Рустамова Т.В. - SPIN ID: 4384-1067; ORCID ID: 0000-0002-6828-7904
For citation: Rustamova T.V. THE INFLUENCE OF EXAMINATION STRESS ON VEGETATIVE INDICATORS IN 17-21-YEAR-OLD STUDENTS WITH A MELANCHOLIC TYPE OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol.23. №6. - С. 18-29. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-18-29.
Для цитирования: Рустамова Т.В. ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ВЕГЕТАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ У 17-21-ЛЕТНИХ СТУДЕНТОВ С МЕЛАНХОЛИЧЕСКИМ ТИПОМ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т.23. №6. - С. 18-29. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-18-29.
Введение. Высокая психофизиологическая устойчивость современного студента и адаптация к раздражителям окружающей среды играют важную роль в выполнении дальнейших жизненно важных функций[1; 2].Несмотря на то, что в последнее время в литературе делается упор на нейропсихологическую регуляцию и саморегуляцию деятельности индивидуума, механизмы, с помощью которых эмоциональный стресс влияет на функции нервной системы, остаются
малоизученными[3; 4].В связи с этим одной из причин эмоционального напряжения у студентов является стресс на экзамене, что часто приводит к нейропсихологическим дисфункциям [5; 6; 7; 8]. Во всех случаях, чтобы достичь своих целей студенты перед экзаменом упорно трудятся, и этот процесс, в свою очередь, создает у студентов неопределенность, что в конечном итоге может привести к психофизиологическому напряжению [9; 10]. Так, при подготовке к экзаменам по причине беспокойства,
умственного напряжения, бессонницы и т.п. в нервной, сердечно-сосудистой, вегетативной, гормональной и др. системах происходит нарушение регуляторных механизмов, что в итоге проявляется в изменении динамики процессов памяти усвоения прочитанного, ослабления функций адаптации к стрессовым ситуациям[11; 12].Экзаменационный стресс также вызывает цепные дисфункции в коре головного мозга, завершающиеся на клеточным уровне, а также активацию симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы, нарушение вегетативного гомеостаза и усиление реакций сердечно-сосудистой системы [13; 14].В литературе последних лет активно обсуждается влияние вида экзамена, физиологического возраста и пола испытуемых, важность экзамена, тяжесть уроков, проводимых на факультете, соматические и психоневрологические заболевания молодежи, темперамент, время года и других факторов на формирование экзаменационный стресса [15].Чрезмерно низкий уровень тревожности и «отсутствие страха» также негативно сказываются на мотивации, когнитивных процессах и успехах в учебе [16; 17]. Так, в исследованиях на подростках показано, что высокий уровень ситуативной тревожности приводит к ослаблению памяти у испытуемых [18; 19].
Конечно же, тип темперамента играет важную роль не только в успешности экзаменационного процесса в учебном заведении, но и в достижении цели в жизни, а и иногда необходимо учитывать тип высшей нервной системы при выборе профессии. В литературе иногда отмечается негативное влияние нервной системы на усвоение изучаемого материала. По мнению И.П. Павлова, основательно изучавшего роль темперамента в жизни человека в зависимости от психоэмоционального напряжения, физиологической основой темперамента являются устойчивые функциональные особенности нервной системы.
Несмотря на то, что современная система образования разработала меры по удержанию учащихся от стресса и меньшего контакта с психоэмоциональным стрессом, этот вопрос до сих пор не решен. Так, в зависимости от типа нервной системы возникающий психоэмоциональный стресс может привести к усилению тревожных процессов и неудачам в обучении. В некоторых исследованиях отражены результаты тестирования, на основании которых студентов делят на группы по степени стрессоустойчивости и ориентируют на выбор профессии по типу темперамента
[19].
Психическое переутомление,
бессонница, интенсивная подготовка к экзамену, способствуют нарушению регуляторных механизмов в психических, вегето-гормональных и других системах, что, в свою очередь, может привести к переутомлению нервной системы, восприятия, обработки информации, ослаблению адаптации к стрессовым ситуациям. У более эмоциональных людей отмечается высокий уровень активации симпатической или парасимпатической нервной системы из-за стресса, что приводит к нарушению вегетативного гомеостаза и повышенной лабильности сердечнососудистой системы (повышение артериального давления). Экзаменационный стресс вызывает цепную реакцию в коре головного мозга, завершающуюся на клеточном и молекулярном уровнях. Волнение, как эмоциональное состояние, является психофизиологическим состоянием, которое возникает во многих областях деятельности человека и вызывает трудности при выполнении определенных задач (19).
Экзаменационный стресс,
тревожность и проблемы адаптации, сопровождающиеся появлением
многочисленных сложных
нейрофизиологических изменений в организме, негативно влияют на жизнь молодежи [19].
Таким образом, экзаменационный процесс, применяемый к студентам в системе образования, вызывает
психофизиологические изменения, которые могут нанести серьезный вред здоровью, в зависимости от типа высшей нервной деятельности, физиологического возраста, приспособляемости и тяжести
экзаменационного процесса.
Принимая во внимание все вышесказанное, основной целью настоящей работы является выявление влияние изменений уровня ситуативного и личностного возбуждения на вегетативную нервную систему в процессе психоэмоциональной деятельности у 17-21-летнихстудентов с меланхолическим темпераментом нервной системы химико-биологического факультета.
Материалы и методы исследования.
Исследование проводилось на общественных началах у студентов I и V курсов Гянджинского государственного
университета, обучающихся на бакалавриате химико-биологического факультета, с меланхолическим темпераментом нервной системы, практически здоровых, в возрасте 17-21 лет. В эксперименте впервые были изучены психофизиологические показатели различных состояний тревожности и типов темперамента. С этой целью перед началом эксперимента у студентов были оценены типы темперамента нервной системы по тесту Г. Айзенка [20], уровни ситуационной и личностной тревожности (эмоционального напряжения) по методике Ч.Д. Спилбергера [14], И. Ханин [19].Восемь из испытуемых -17-летние студенты I курса; 7 человек - 21-летние студенты V курса. Студенты были разделены на группы в соответствии с целью исследования.
Тестирование испытуемых проводилось в трех группах по следующей схеме:1-ая группа - исследования проводились за 2 месяца до экзамена в учебные дни (ОД);11-ая группа -исследования проводились за 30 минут до экзамена (ДЭ); Ш-я группа -исследования проводились через 30 минут
после экзамена (ПЭ). В трех различных периодах эксперименты - в обычные дни (ОБ), за 30 минут до экзамена (ДЭ), через 30 минут после экзамена (ПЭ) - у исследуемых студентов с помощью экспресс-версии тестового вопросника определяли уровень тревожности.
С целью изучения параметров вегетативной нервной системы во всех трех группах измеряли артериальное давление по методу Короткова и определяли количество сердечных ударов в минуту пальпаторным методом. По результатам оценивали вегетативный тонус, который рассчитывали на основании вегетативного индекса Кердо (ВИК) по формуле: ВИК = (1-D/P)x100, где
D - диастолическое артериальное давление;
P- частота сердечных сокращений в минуту.
При полном равновесии ВИК = 0, то есть состояние эйтонии. Если коэффициент положительный, то это указывает на преобладание симпатического тонуса, а если отрицательный - на преобладание парасимпатического тонуса.
С учетом количества студентов, для статистического анализа использовали «непараметрический» метод, с
использованием программы SPSS (Statistical Pac kage for Social Science). При этом, учитывая необходимость измерения состояния тревожности в трех разных ситуациях и сравнения в трех формах (сравнение между двумя группами, сравнение между несколькими группами,
внутригрупповое сравнение), сравнение парных выборок проводили с использованием критерия Вилкоксона, сравнение между двумя независимыми выборками - с использованием критерия Манна-Уитни, сравнение между различными выборками - с использованием F-критерия ANOVA.
Результаты и их обсуждение. Результаты проведенных исследований показали, что в обычный день (ОБ) систолическое
артериальное давление (АД)у 17-летних студентов-меланхоликов(1 курс) составило 102,3±4,3 мм рт. ст., уровень же диастолического артериального давления составило70,3±3,6 мм рт.ст., частота сердечных сокращений составила 80,8 ± 1,9 ударов в минуту.Рассчитанная по гемодинамическим показателям у 17-летних студентов-меланхоликов, значение ВИК составил 13.В то же время у 17-летних студентов-меланхоликов в периодза 30 минут
до экзамена (ДЭ) систолическое артериальное давление, повысившись на 13,6 мм рт.ст,составило 115,9±3,0 (Р<0,05) мм рт. ст., а диастолическое артериальное давление повысившись на 8,1 мм рт. и составило 78,4±3,0 (Р<0,05) мм. рт. ст. (таблица 1). В этой группе студентов количество сердечных сокращений в минуту увеличилось на 6,7 единицы и составил 87,5±3,2 (Р <0,05) (таблица 1).
Таблица 1
Сравнение динамики ЧСС и артериального давления у 17-летних школьников-меланхоликов в зависимости от экзаменационного периода
17-летние Меланхолики (n=8)
ОД ДЭ ПЭ
102,3±4, 115,9±3, 107.5±4,
Систолическое АД, мм.рт.ст. 3 0 2
90-122 100-125 90-125
Ра 0,026 0,547
Ре 0,141
Рг 0,794 0,217 0,059
Рх 0,244 0,387 0,893
Р* 0,010 0,004 0,558
Дистолическое АД, мм.рт.ст. 70,3±3,6 57-85 78,4±3,0 60-86 70,8±3,4 60-81
Ра 0,027 0,917
Ре 0,080
Рг 0,863 0,932 0,013
Рх 0,179 0,719 0,444
Р* 0,052 0,011 0,014
Частота сердечных сокращений в минуту 80,8±1,9 75-90 87,5±3,2 75-100 82,1±1,6 75-90
Ра 0.091 0,362
Ре 0,205
РГ 0,099 0,171 0,597
Рх 0,050 0,449 0,821
Р* 0,010 0,108 0,044
Примечание: Статистическая достоверность разницы показателей:
1. р17 - при сравнении с показателями группы 17-летних (по ранжированному критерию Манна-Уитни)
2.ра - при сравнении с показателями, полученными обычный день экзаменационного процесса в соответствующей группе (по двойному критерию Вилкоксона)
3. рэ - при сравнении с показателями, полученными в период до экзамена в соответствующей группе (по парному критерию Вилкоксона)
4. р^- при сравнении с показателями группы флегматиков (по критерию Манна-Уитни)
5. рх - при сравнении с показателями группы холериков (по ранжированному критерию Манна-Уитни)
6. рь - при сравнении с показателями группы сангвиников (по критерию Манна-Уитни)
Значение ВИК, рассчитанная по зарегистрированным в предэкзаменационный периоду студентов-меланхоликов I курса гемодинамическим показателям, составил: ВИК= 10,5, что 2,5 единицы меньше аналогичного показателя, полученного в I-ой группе, где исследования проводились в период за 2 месяца до экзамена в учебные дни (ОД).
Анализ результатов
гемодинамических изменений, полученных в период экзаменационногостресса
показывает, что систолическое артериальное давление увеличилось на 13,3% (Р <0,05), а диастолическое артериальное давление увеличилось на 11,4%, при сравнении с аналогичными показателями, полученными в периоды ОД и ДЭ (таблица 1). При этом число сердечных сокращений в минуту у испытуемых в этой группе увеличилось на 8,3%(таблица 1).Значение ВИК, рассчитанная в по гемодинамическим показателям, полученным в ОД в группе 17-летних студентов-меланхоликов указывает на преобладание симпатического тонуса в исследованные периоды: за 2 месяца до экзамена в учебные дни (ОД) и за 30 минут до экзамена (ДЭ).
Результаты экспериментальных
исследований, полученных в группе 17-летних студентов-меланхоликов в период за 30 минут до экзамена выявили следующие показатели: уровень систолического артериального давления, при сравнении с показателями предэкзаменационного
периода, значительно снизилось и составило107,5±4,23 мм рт. ст. (Р<0,05), диастолическое артериальное давление в исследуемый период также снизилось, достигнув показателя, полученного в период за 2 месяца до экзамена и составило 70,8±3,4 мм рт. ст. Частота сердечных сокращений значительно снизилось и составило 82,1±1,6 (Р>0,05) ударов минуту, что по сравнению с аналогичным показателем, полученным в предэкзаменационный период (ПЭ), заметно ниже, приблизившись при этом к показателю, полученному в период за 2 месяца до экзамена (ОД) (таблица 1).Значение ВИК, рассчитанная по указанным
гемодинамическим показателям, составил: ВИК=13,8,что, как и в других исследуемых группах, свидетельствует о преобладании
и
этой
симпатического тонуса экспериментальной группе.
Следует отметить, что на следующем этапе исследования мы провели межгрупповое сравнение полученных результатов. Анализ результатов этих исследований показывает, что
гемодинамические параметры студентов-меланхоликов первого курса (17 лет) под влиянием экзаменационного стресса изменяются в две фазы. Так, результаты этих наблюдений показывают, что систолическое АД, на фоне экзаменационного стресса, превышает аналогичный показатель в группе ОД на 5,08% (таблица 1). Систолическое АД ниже аналогичного показателя в группе, где исследования проводились в ОД, на 7,2% (таблица 1). Несмотря на то, что в проведенных исследованиях у 17-летних студентов-меланхоликов выявлена тенденция приближения значения диастолического АД, на фоне экзаменационного стресса, к показателям, полученным в группе, где исследования проводились в ОД, все же в этих показателях наблюдались некоторые различия. А значение данного показателя на 9,6% ниже аналогичного показателя, полученного в группе, где исследования проводились в период за 2 месяца до экзамена (ОД) (таблица 1).
Значение ВИК, рассчитанная по зарегистрированным у 17-летних студентов-меланхоликов гемодинамическим
показателям, свидетельствует о
преобладании симпатического тонуса во всех трех исследуемых группах. Это, в свою очередь, является доказательством симпатикотонии у 17-летних студентов-меланхоликов. А это в свою очередь является показателем преобладания у 17-летних студентов-меланхоликов тонуса
симпатической нервной системы над показателями вегетативной нервной системы при проявлении ситуативной и личностной тревожности, на фоне психоэмоциональной
активности на все протяжении экзаменационного периода.
Последующий этап исследования был посвящен изучению гемодинамических параметров у 21-летних студентов-меланхоликов 5-го курса. Анализ результатов исследования показал, что эффект экзаменационного стресса у 21 -летних школьников-меланхоликов несколько
отличался.
При экспериментальном исследовании 21 -летних студентов-меланхоликов11-ой экспериментальной группы (период за 2 месяца до экзамена - ОД) были получены следующие данные: показатель
систолического АД составило109,1±5,1 мм рт. ст., уровень диастолического АД составил 69,7±4,8 мм рт. ст., частота сердечных сокращений - 88,3±3,7ударов в минуту (таблица 2). Значение ВИК, рассчитанная по зарегистрированным у 21 -летних студентов-меланхоликов V курса гемодинамическим показателям, составил: ВИК=21,06. Результаты экспериментальных, полученных у 21 -летних студентов-меланхоликов в период за 30 минут до экзамена(ДЭ) показали, что уровень систолического АД в этот период значительно повышался (14,8 мм рт. ст.) и составил123,9±5,4 (Р<0,05) мм рт. ст., значение диастолического АД, также повышался (13,7 мм рт. ст.) и составил 83,4±5,7 (Р<0,05) мм рт. ст. (таблица 2). Число сердечных сокращений также значительно повысился и составил 97,1±4,5 (Р <0,05) ударов в минуту (таблица 2). Значение ВИК по указанным гемодинамическим
показателям был равен 14,1. Анализ
результатов исследования показал, что изменения гемодинамики под влиянием экзаменационного стресса показали, что систолическое артериальное давление в период ДЭ на 13,6% (Р <0,05) превышал аналогичный показатель в группе, где исследования проводились в ОД. В свою очередь диастолическое артериальное давление повышалось на 6,9% (таблица 2). Число сердечных сокращений на 9,9% превышал аналогичный показатель в группе, где исследования проводились в ОД (Таблица. 2). Значение ВИК, рассчитанная по зарегистрированным у 21 -летних студентов-меланхоликов V курса гемодинамическим показателямуказывает на преобладание симпатического тонуса периоды ОД и ДЭ. При экспериментальном исследовании 21 -летних студентов в период за 30 минутпосле экзамена (ПЭ) были получены следующие данные: показатель систолического АД составил 116,6±4,0 (Р <0,05) мм рт. ст., что на 7,3 мм рт. ст. меньше аналогичного показателя в группе, где исследования проводились в период ДЭ. Уровень диастолического АД понизился на 7,3 мм рт. ст. и составил 69,7±4,8 мм рт. ст., частота сердечных сокращений-88,9±2,5 (Р<0,05) ударов в минуту, и был ниже аналогичного показателя в группе, где исследования проводились в период ДЭ и приближался к показателю в группе, где исследования проводились в период ОБ (таблица 2).Значение ВИК, рассчитанная по указанным гемодинамическим показателям был равен 14,4.
Таблица 2
Сравнение динамики ЧСС и артериального давления у 21-летних школьников-меланхоликов в зависимости от экзаменационного периода
21-летние Меланхолики (п=7)
ОД ДЭ ПЭ
Систолическое АД, мм.рт.ст. 109,1±5,1 90 - 127 123,9±5,4 100 - 141 116,6±4,0 100 - 130
Р17 0,189 0,281 0,152
Ра 0,176 0,236
Рэ 0,310
Pf 0,329 0,086 1,000
Px 0,311 0,311 0,536
Рв 0,211 0,104 0,536
Дистолическое АД, мм.рт.ст. 69,7±4,8 50 - 90 83,4±5,7 68 - 110 76,1±1,8 69 - 82
Р17 0,955 0,955 0,397
Ра 0,150 0,293
Рэ 0,293
Рf 1,000 0,432 0,876
Рх 0,393 0,877 0,311
Рв 0,536 0,104 0,791
Частота сердечных сокращений в минуту 88,3±3,7 77 - 99 97,1±4,5 89 - 119 88,9±2,5 76 - 98
Р17 0,121 0,232 0,029
Ра 0,176 0,866
Рэ 0,204
Рf 0,639 0,003 0,048
Рх 1,000 0,014 0,211
Рв 0,820 0,014 0,202
Примечание: Статистическая достоверность разницы показателей:
1. ри - при сравнении с показателями группы 17-летних (по ранжированному критерию Манна-Уитни)
2. ра - при сравнении с показателями, полученными обычный день экзаменационного процесса в соответствующей группе (по двойному критерию Вилкоксона)
3. рэ - при сравнении с показателями, полученными в период за 30 минут до экзамена в соответствующей группе (по парному критерию Вилкоксона)
4. ру - при сравнении с показателями группы флегматиков (по критерию Манна-Уитни)
5. рх - при сравнении с показателями группы холериков (по ранжированному критерию Манна-Уитни)
6. рц - при сравнении с показателями группы сангвиников (по критерию Манна-Уитни)
21-летних студентов-меланхоликов в период
На следующем этапе исследования мы провели межгрупповое сравнение
результатов, полученных в группах 21 -летних и 17-летних студентов-меланхоликов. Анализ результатов этих исследований показывает, что на фоне экзаменационного стресса систолическое АД 21 -летних студентов-меланхоликов, превышало аналогичный показатель у 17-летних студентов-меланхоликов в период ОД - на 6,6%, в период ДЭ - на 6,9%, в ПЭ период - на 8,5% (таб.1, 2). Диастолическое АД в период за 2 месяца до экзамена (ОД) практически не изменилось, хотя в периоды ДЭ и ПЭ повышался на 6,5% и 7,5%, соответственно (таб.1, 2). Частота сердечных сокращений 21-летних студентов-меланхоликов, превышал аналогичный показатель у 17-летних студентов-меланхоликов в период ОД - на 9,3%, в период ДЭ - на 10,9%, в ПЭ период -на 8,3% (таб.1, 2).
Значение ВИК, рассчитанная по зарегистрированным в обеих возрастных группах гемодинамическим показателям, у
за 2 месяца до экзамена (ОД) повышался на 62,1%, в период за 30 минут до экзамена (ДЭ) - на 34,2%, в период 30 минут после экзамена (ПЭ) - на 4,6%.
Несмотря на преобладание симпатического тонуса в периоды ОД и ДЭ был значительным, это острое преимущество симпатического тонуса в ПЭ период было очень низким. Таким образом, преобладание ВКИ у 21 -летних студентов-меланхоликов во всех группах указывает на присутствие симпатикотонии и является доказательством преобладания ВКИ в ЦНС на всем протяжении экзаменационного процесса.
Результаты наших исследований показали, что на фоне экзаменационного процесса у студентов с меланхолическим типом высшей нервной деятельности уровни ситуативной и личностной тревожности, а также тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы сильно повышены. Так, у меланхоликов повышение уровня процесса возбуждения, вызванное тем
или иным воздействием, свидетельствует об обострении ВКИ во всех группах. Предыдущие исследования показали, что повышение уровней ситуативной и личностной тревожности у студентов разных возрастных групп сопровождается активацией ЭЭГ в различных отделах головного мозга [6; 8]. Сравнение этих данных продемонстрировали сильно различающиеся результаты у 17- и 21 -летних студентов меланхолического типа. Результаты, полученные в данном исследовании, показывают, что различия между уровнями тревожности у студентов I-го и V-го курсов отражаются в активности вегетативной нервной системы в разных возрастных группах. Так, повышение уровня тревожности людей с меланхолическим типом нервной системы, вызванное эмоциональным напряжением
экзаменационного процесса, влияет на здоровье человека, приводит к психофизиологическим изменениям и ряду заболеваний [2; 9; 10; 11; 19]. Поэтому в учебном процессе рекомендуются разные подходы, в зависимости от типа нервной системы студентов разных курсов. Таким образом можно предотвратить те или иные невротические изменения, которые могут возникнуть у студентов. В то же время, определением измененийв активности вегетативной нервной системы студентов на фоне эмоционального напряжения можно предположить, насколько студенты, обучающиеся по программе куррикулума на уровне бакалавра эффективно достигнут поставленных целей. Наряду с этим, в исследованиях проведенных среди студентов разных курсов и разных возрастных групп показано, что на фоне нервно-эмоционального стресса среди студентов младших курсов по сравнению со старшекурсниками, степень
психофизиологических нарушений наиболее выражена. А это, в свою очередь, объясняется адаптацией студентов старших курсов к процессу обучения. Однако в некоторых литературных источниках отмечается
повышение уровня тревожности у студентов старших курсов, что, в свою очередь может быть связано с некоторыми факторами, а именно с тем, что это последний год обучения, а выпускные экзамены имеют решающее значение в жизни.
Один из интересных моментов, встречающихся в литературе, заключается в том, что эмоциональный стресс не только зависит от типа высшей нервной системы, но и вызывает различные уровни психофизиологических изменений в зависимости от физиологического возраста. В исследованиях, проведенных в период после экзамена, отмечается высокий уровень тревожности, и при сравнении с результатами, полученными в исследованиях, охватывающих пост-экзаменационный
период наблюдается низкий уровень исследуемых показателей [19].
Следовательно, результаты этого исследования могут быть использованы для оптимизации учебной деятельности, снятия стресса на экзаменах и защиты здоровья студентов.
Таким образом,у студентов с меланхолическим типом нервной системы в период за 2 месяца до экзамена (ОД), при сравнении с данными, полученными в период за 30 минут до экзамена (ДЭ)в показателях личностной тревожности наблюдается значительная, статистически значимая разница. Неслучайно, у 17-летних студентов с меланхолическим типом нервной системы, в периоды за 2 месяца до экзамена (ОД) и 30 минут после экзамена (ПЭ), выявлен высокий уровень тревожности. Общеизвестно, что в основе темперамента лежат одни и те же показатели, основанные на индивидуальных особенностях условно-рефлекторной
деятельности, т.е. особенностях нервной системы. Сочетание трех основных характеристик нервной системы (силы, равновесия и подвижности) рассматривается как наивысший тип нервной деятельности нервной системы. Результаты проведенных исследования показали, что показатели ситуативной и личностной тревожности у
студентов 1-го V-го курсов значительно разнятся. Поэтому в учебном процессе рекомендуется индивидуальный подход к предоставлению заданий студентам разных курсов соответствии с типов нервной системы. Это может создать предпосылки для предотвращения возникновения тех или иных невротических изменений у студентов, которые имеют место быть.
Анализ полученных результатов показал, что стресс на экзамене играет важную роль в жизни студентов, и так или иначе влияет на их здоровье и личное развитие. Повышение уровня тревожности может привести к потере студентами здоровья, более сложным
психопатологическим изменениям,
проявлению болезней. Поэтому важно уточнить роль ситуативной и личностной тревожности студентов в период учебного процесса и во время экзамена. Так, в учебном процессе следует рекомендовать подходы в соответствии с характером типов нервной системы студентов разных возрастных групп.
Выводы
1. У 17-летних студентов-меланхоликов V курса в показателях частоты сердечного сокращения (ЧСС) и артериального давления (АД) во все исследуемые периоды экзаменационного процесса - за 2 месяца до экзамена (ОД), за 30 минут до экзамена (ДЭ) и через 30 минут после экзамена (ПЭ) -наблюдаются различия,
которые не нормализуются и в постэкзаменационный период.
2. Показатель ВИК у 17-летних студентов-флегматиков I курса во всех группах носил характер симпатикотонии, что свидетельствует о преобладании симпатической нервной системы на протяжении всего экзаменационного периода
3. У 21-летних студентов-меланхоликовV курса вегетативные показатели во все исследуемые периоды экзаменационного процесса -за 2 месяца до экзамена (ОД), за 30 минут до экзамена (ДЭ) и через 30 минут после экзамена (ПЭ) -незначительно различаются по сравнению с 17-летними.
4. Показатель ВИК у 21-летних студентов-меланхоликовV курса во всех группах носил характер симпатикотонии, что свидетельствует о преобладании симпатической нервной системы на протяжении всего экзаменационного периода. Показатели ситуативной и личностной тревожности на фоне экзаменационного стресса значительно превышают аналогичных показателей у 17-летних студентов-первокурсников.
5. Рекомендуется путем психофизиологического тестирования изучать типы темперамента и разные типы уровней тревожности студентов разных возрастных групп, в условиях эмоционального экзаменационного стресса.
Corresponding Author: RustamovaTukezban Vaqif - Ganja State University Anatomy, Physiology and Zoology, Ganja Azerbaijan
E-mail [email protected]
Ответственный за переписку: Рустамова Тукезбан Вагиф кызы -Гянджинский Государственный Университет Анатомия, физиология и зоология, Гянджа Азербайджан
E-mail [email protected]