УДК 612:153:378 ББК 28.903:88.32:74.480
Ветхова Марина Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры психолого-педагогических дисциплин Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Vethova Marina Yuryevna Candidate of Pedagogy,
Assistant Professor Chair of Psychology-Pedagogical Disciplines Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Психофизиологический подход к оценке особенностей личности студентов, обучающихся по профилю «Экономика и управление» Psychophysiological approach to the assessment of personality characteristics of students enrolled in the profile of the "Economics and Management”
В статье рассмотрены особенности психолого-психофизиологического подхода к оценке сформированности управленческих особенностей студентов, обучающихся по профилю «Экономика и управление». Для диагностики психологических характеристик использовались методики, позволяющие изучить личностные особенности и склонность студента к управленческой деятельности: диагностика коммуникативных и организаторских склонностей, определение выраженности лидерства, определение стиля руководства, методика диагностики межличностных отношений, экспресс-диагностика уровня самооценки, диагностика свойств нервной системы и определение типа темперамента. Психофизиологическое исследование осуществлялось с применением экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния человека.
The article considers a person’s features using a complex approach to assess formation of managerial abilities of students majoring in management. To diagnose psychological characteristics, techniques allowing to study a student’s personal features and aptitude for managerial activity have been used to diagnose psychological characteristics: diagnostics of communicative and organizational aptitudes, determination of leadership prominence, determination of management style, interpersonal relations diagnostics technique, express diagnostics of self-esteem level, diagnostics of features and determination of temperament type. The psychophysiological research was carried out using express diagnostics of human capacity for work and functional state.
Ключевые слова: личностные особенности, функциональное состояние человека, профессиональные компетенции, психофизиологический подход, студент вуза.
Key words: personal features, a person’s functional state, professional competences, psychophysiological approach, University student.
ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе развития общества, модернизации образования, реализации стандартов третьего поколения проявляются две взаимосвязанные тенденции - интеграция и дифференциация. Эти тенденции свойственны образовательной системе вуза, под воздействием которой формируется и развивается современный студент и как индивидуальность, и как определенный тип личности.
Выпускники вузов, обучающиеся по специальностям управленческого профиля, представляют свою предстоящую профессиональную деятельность формально и поверхностно. Внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования направлено на повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, форм и способов преподнесения содержания образования. Сформированная практика подготовки специалистов управленческого профиля не всегда учитывает индивидуальнотипологические и психофизиологические особенности студентов, особенности организации учебного процесса в вузе, функциональные возможности организма. В связи с чем правомерно говорить о комплексном изучении личности на основе синтеза отдельных наук и их отраслей.
Формирование управленческой компетентности будущих специалистов, включая её психофизиологическую составляющую, становится главным гарантом его будущей профессиональной успешности. В последних публикациях по данному направлению прослеживается интерес к изучению и анализу особенностей управленческой деятельности (P. M. Загайнов, В. Г. Зазыкин, Занковский А.Н.) [4; 5]. Формирование управленческих склонностей будет успешно при разработке психофизиологической модели личности специалиста в области управленческой деятельности, что позволит оптимизировать процесс формирования управленческих свойств в процессе обучения [1].
В исследовательских работах последнего времени, просматривается тенденция к анализу индивидуально-типологических и психофизиологических
предикторов личности, динамики их развития в процессе жизнедеятельности индивида. Психофизиологические исследования позволяют изучить нейроди-намические и психофизиологические процессы и особенности их протекания. В психологических исследованиях имеется возможность диагностировать функционирование психических функций, а также и самой личности[3].
Использование психолого-психофизиологического подхода к диагностике управленческих особенностей имеет значение в оценке готовности личности к будущей профессиональной деятельности. Главное назначение психофизиологического прогнозирования состоит в выявлении природных предпосылок для успешного осуществления той или иной профессиональной деятельности [3, 49].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Нами было проведено комплексное исследование, направленное на выявление управленческих особенностей студентов обучающихся в профессионально-педагогическом институте Челябинского государственного педагогического университета (г. Челябинск) по профилю «Экономика и управление».
Студенческий возраст - это период становления и стабилизации характера и, что особенно важно, возраст личностного и социального самоопределения. Особенности психики студенческого возраста определяются промежуточностью общественного положения и статусом в обществе. Данный возраст является базовым для социально-профессионального определения, самостоятельности личности, выбора жизненного пути.
В исследовании приняли участие студенты 3-4-х курсов очного отделения в количестве 52-х человек в возрасте от 20 до 22 лет. Для диагностики психологических характеристик использовались методики, позволяющие изучить личностные особенности и склонность студента к управленческой деятельности: диагностика коммуникативных и организаторских склонностей, определение выраженности лидерства, определение стиля руководства, методика диагностики межличностных отношений, экспресс-диагностика уровня самооценки, опросник EPQ [8; 9].
Психофизиологическое исследование для оценки и прогноза состояния студентов в процессе профессионального становления осуществлялось с применением экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния человека по методике М.П. Мороз [7].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. По результатам экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния было установлено, что большинство обследованных характеризуется незначительно сниженной работоспособностью (устойчивость нервной реакции (УР) находится в диапазоне 1.8+0.4). Такие значения отмечены у 77% студентов и позволяют констатировать у них стадию утомления. У 22% студентов - нормальная работоспособность (диапазон УР составляет 2,0+0,1).
Анализ уровня функциональных возможностей организма (УФВ), указывает, что у всех обследованных незначительно сниженный уровень функциональных возможностей организма (УФВ= 2,8 - 3,2). Обследование проводилось в конце второго семестра (апрель-май) и общий уровень работоспособности испытуемых был снижен вследствие интенсивности учебной нагрузки в предсессионный период.
Опросник Г. Айзенка (EPQ) позволил выявить, что экстраверсия ярко выражена у 50 % студентов, у 46 % студентов отмечена средняя степень выраженности экстравертированности личности, а у 4 % студентов выявлен интро-вертированный тип личности.
Эмоциональная устойчивость личности у большинства студентов (59,6 %) находится на среднем уровне. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Однако, в группе обследуемых 28,8% студентов с явно выраженными признаками эмоциональной нестабильности, что может проявляться в излишней импульсивности, склонности к раздражительности.
По третьему параметру, уровню психотизма, результаты указывают на доминирование среднего уровня (90,4 % студентов), что является нормой. Студенты с высоким уровнем психотизма составили 9,6%. Лицам с высокими значениями по данной шкале не рекомендуются работать по профессиям, относимым по классификации Климова Е.А. [8] к сфере взаимодействия «человек-человек».
Г.Айзенк [8] опираясь на физиологические основы высшей нервной деятельности, высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по И.П. Павлову [8] очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности (экстраверсия - интроверсия, нейротизм-стабильность), при этом выделяя четыре типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Однако, Г.В. Суходольский [5] считает, что необходимо выделять девять типов личности: норму и восемь акцентуаций. Помимо выше названных четырех «чистых» типов Г.В. Суходольским предложены четыре «промежуточных»: холерически-сангвинический, сангвинически-флегматический, флегматикомеланхолический и меланхолически-холерический типы, а также пятый - нормальный тип.
Рассматривая каждого обследуемого отдельно, вы выявленному темпераменту типологию Г.Айзенка можно представить в виде психологического профиля [8; 5]. "Профильный" портрет студентов группы можно представить в виде мультимножества типов (%) (17,4Н, 15,4 МХ , 36,5 ХС , 3,8СФ, 0ФМ, 3,8Х, 21,1С, 0Ф, 1,9М).
Распределение испытуемых по результатам диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) выглядит следующим образом: сформированность коммуникативных склонностей 46,1% студентов находится на среднем уровне, 28,8% испытуемых - на высоком уровне, 13,5% - на высшем. Для студентов, находящихся на высоком и наивысшем уровне сформиро-ванности коммуникативных склонностей, характерно проявление инициативы в общении, они также способны принимать решения в трудных, нестандартных
ситуациях. Однако, в группе имеются студенты, находящиеся на очень низком и низком уровне сформированности коммуникативных склонностей 3,8% и 7,7% соответственно.
По уровню сформированности организаторских склонностей 50,0 % студентов находятся на среднем уровне, 28,8% испытуемых - на высоком уровне, 13,5% - на высшем. Доля студентов с низким и очень низким уровнем сформи-рованности организаторских склонностей составила соответственно 5,8% и 1,9%. Для студентов, представленных в этой группе, необходимы дополнительные психологические и психофизиологические тренинговые занятия, направленные на коррекцию и совершенствование коммуникативных и организаторских склонностей.
С целью изучения выраженности лидерских качеств была проведена методика Фетискина Н.П [8]. У 75,1 % испытуемых отмечен средний уровень развития лидерских качеств, у 1,9% испытуемых лидерство выражено в сильной степени, однако, у 23,0 % - признаки лидерства выражены слабо. Наличие студентов со слабо выраженными лидерскими качествами, возможно, связано с недостаточным пониманием специфики профессиональной деятельности в процессе предпрофильного самоопределения личности.
Владение управленческими особенностями проявляется в определении стиля руководства для создания нормального социально-психологического климата в коллективе.
Для 67,3% студентов характерен коллегиальный стиль руководства, который также называют демократическим. Общение с подчиненными проходит доброжелательно и вежливо в виде просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, по необходимости, применяются приказы [9].
Во второй группе представлены студенты с директивно-коллегиальным стилем руководства (25% испытуемых), что ярко проявляется в принятии единоличных решений. 1акой стиль управления ориентирован на задачу.
Третья группа студентов со смешанным стилем руководства (7,7%) характеризуется распределением полномочий при выполнении управленческих функций, осуществляемых между собой и исполнителями.
По результатам диагностики межличностных отношений (Т. Лири) для исследуемого контингента характерны признаки доминирования в межличностных отношения на уровне 3,92 балла, дружелюбие - 2,20 балла. Эти данные соотносятся с результатами предыдущей методики, направленной на определения стиля руководства: частичное доминирование допускается при коллегиальном стиле и четко проявляется при коллегиально-директивном стиле руководства. Вызывает настороженность тот факт, что в будущем (идеальном варианте) испытуемые еще более ориентированы на доминирование в межличностных отношениях (13,76 балла), т.е большинство студентов считают директивный стиль наиболее успешным для профессиональной деятельности. Тревожным является тот факт, что признаки доминирования в межличностных отношения в идеальном плане на уровне 13,76 балла, дружелюбие - 4,06 балла. В норме не должно наблюдаться значительное расхождение между «Я» актуальным и идеальным. Полученное в нашем исследовании расхождение может указывать на нежелание части обследуемых самосовершенствоваться, либо на идеалистичность представлений будущей профессиональной деятельности.
Результаты экспресс-диагностика уровня самооценки показали, что у 80,7% студентов средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей, у 17,4% заниженный и 1,9% завышенный уровни.
Таким образом, формирование управленческих особенностей личности наиболее эффективно происходит при наличии у студентов определенных психолого-психофизиологических предикторов, развиваемых во время обучения в вузе, положительной профессиональной направленности.
Существует определенный критерий развития управленческой компетентности (практически-психологическая направленность, психологический такт, активность, требовательность, критичность) как интегративного показателя
сформированности управленческих особенностей личности (склонность к управленческой деятельности, потребность в данной деятельности и стенич-ность чувств при ее выполнении) на основе выявленных индивидуальнотипологических и психофизиологических предикторов личности.
Для студентов, обучающихся по профилю «Экономика и управление», разработана программа, включающая психологические и психофизиологические тренинги и дидактические и имитационные игры; игровые педагогические технологии; проективные педагогические технологии, а также оздоровительные физические тренировки, направленные на развитие гибкости, равновесия, координации; комплекс релаксационных упражнений; упражнения дыхательной направленности, что позволит скорректировать и развить в определенной мере управленческие особенности личности.
Библиографический список
1. Арефьева, А.В. Исследование взаимосвязи показателей памяти, интеллекта и успешности обучения у студентов [Текст] / А. В. Арефьева, Греб-нева, Т. В. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Формирование культуры здоровья как основы развития здоровой личности в условиях инновационного образовательного процесса». - Тюмень, 2012. -С. 14 - 16.
2. Гордиенко, Н. Н. Психофизиологические признаки системы отношений студентов, осваивающих технические и гуманитарные специальности: Дис. ... канд.псих.н. - Санкт-Петербург, 2007. - 333 с.
3. Дроздовский, А.К. Исследование связей свойств нервной системы с психодинамическими характеристиками личности: Дис. . канд.псих.н. - С-Петербург, 2007. - 163 с.
4. Зазыкин, В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих [Текст] // Российское государство и государственная служба на современном этапе. - М., 1999. -180 с.
5. Занковский, А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» [Текст]. - 2-е изд. -М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с.
6. Зеер, Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука: Изд. Урал. науч-образоват. центра РАО. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - № 3 (5). - С. 90 - 102.
7. Мороз, М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе: методическое руководство [Текст] / 2-е изд., СПб.: ИМАТОН, 2009. - 48 с.
8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2е изд., перераб. и доп. [Текст]., М .: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 480 с.
9. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]. М., 2002. - 490 с.
10. Шишов, С.Е. Понятие компетентности в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 3. С. 20 - 32.
11. Щербин, А. В. Повышение эффективности деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 1997. - 184 с.
Bibliography
1. Arefeva, AV Investigation of the relationship indicators memory, intelligence and success of training the students [ Text] / A.V Arefeva, Grebneva , TV / / Proceedings of the All-Russian scientific- practical conference "Building a culture of health as the basis for the development of a healthy personality in terms of innovative educational process." - Tyumen , 2012. - Р. 14 - 16.
2. Gordienko , NN Psychophysiological features of the system of relations of students who master the technical and humanities: Dis . kand.psih.n. - St. Petersburg, 2007 . - 333 р.
3. Drozdowski , AK The study links the properties of the nervous system with a psychodynamic personality characteristics : Dis . kand.psih.n. - St. Petersburg , 2007. - 163 p.
4. Zazykin , VG Conflictological competence as a factor professionalism of civil servants [Text ] / / Russian government and public service at the present stage. -Moscow, 1999 . - 180 р.
5. Zankovsky , AN Organizational Psychology : A manual for schools in " Organizational Psychology " [Text ]. - 2nd ed. - M.: Flint: SAG , 2002 . - 648 р.
6. Zeer, EF Key skills and competencies in personality oriented vocational training // Education and Science: Math. Urals. scientific obrazovat . Center of RAO - Ekaterinburg : Publishing House of the Ural Mountains . State . prof - ped. University Press, 2000. - № 3 (5). - Pp. 90 - 102.
7. Moroz, MP Rapid diagnosis of the health and function of the human condition . Recommendations for admission to work: guidance [ Text] / 2nd ed . , St. Petersburg . : Imaton 2009 . - 48 p.
8. Rogov, EI Handbook of Practical Psychology : Studies. Benefit : In the 2 books. - 2nd ed., Rev. and add. [Text] - M .: Humanity. ed. Center VLADOS, 1999. - 480 p.
9. Fetiskin, NP, Kozlov, VV, Manuilov, GM Socio -psychological diagnosis of personality development and small groups [ text ]. Moscow, 2002 . - 490 р.
10. Shishov, SE The concept of competence in the context of the quality of education / / Standards and Monitoring in Education . 2004 . № 2 . Pp. 20 - 32.
11. Shcherbin, A.V. Improving the performance of managers in the management of extreme situations : Dis candidate. psychol. Sciences: 19.00.13: Moscow, 1997. - 184 p.