Научная статья на тему 'Психофизиологический подход к оценке особенностей личности студентов, обучающихся по профилю "Экономика и управление"'

Психофизиологический подход к оценке особенностей личности студентов, обучающихся по профилю "Экономика и управление" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
525
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТУДЕНТ ВУЗА / A PERSON’S FUNCTIONAL STATE / PERSONAL FEATURES / PROFESSIONAL COMPETENCES / PSYCHOPHYSIOLOGICAL APPROACH / UNIVERSITY STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ветхова Марина Юрьевна

В статье рассмотрены особенности психолого-психофизиологического подхода к оценке сформированности управленческих особенностей студентов, обучающихся по профилю «Экономика и управление». Для диагностики психологических характеристик использовались методики, позволяющие изучить личностные особенности и склонность студента к управленческой деятельности: диагностика коммуникативных и организаторских склонностей, определение выраженности лидерства, определение стиля руководства, методика диагностики межличностных отношений, экспресс-диагностика уровня самооценки, диагностика свойств нервной системы и определение типа темперамента. Психофизиологическое исследование осуществлялось с применением экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological approach to the assessment of personality characteristics of students enrolled in the profile of the "Economics and Management"

The article considers a person’s features using a complex approach to assess formation of managerial abilities of students majoring in management. To diagnose psychological characteristics, techniques allowing to study a student’s personal features and aptitude for managerial activity have been used to diagnose psychological characteristics: diagnostics of communicative and organizational aptitudes, determination of leadership prominence, determination of management style, interpersonal relations diagnostics technique, express diagnostics of self-esteem level, diagnostics of features and determination of temperament type. The psychophysiological research was carried out using express diagnostics of human capacity for work and functional state.

Текст научной работы на тему «Психофизиологический подход к оценке особенностей личности студентов, обучающихся по профилю "Экономика и управление"»

УДК 612:153:378 ББК 28.903:88.32:74.480

Ветхова Марина Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры психолого-педагогических дисциплин Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Vethova Marina Yuryevna Candidate of Pedagogy,

Assistant Professor Chair of Psychology-Pedagogical Disciplines Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Психофизиологический подход к оценке особенностей личности студентов, обучающихся по профилю «Экономика и управление» Psychophysiological approach to the assessment of personality characteristics of students enrolled in the profile of the "Economics and Management”

В статье рассмотрены особенности психолого-психофизиологического подхода к оценке сформированности управленческих особенностей студентов, обучающихся по профилю «Экономика и управление». Для диагностики психологических характеристик использовались методики, позволяющие изучить личностные особенности и склонность студента к управленческой деятельности: диагностика коммуникативных и организаторских склонностей, определение выраженности лидерства, определение стиля руководства, методика диагностики межличностных отношений, экспресс-диагностика уровня самооценки, диагностика свойств нервной системы и определение типа темперамента. Психофизиологическое исследование осуществлялось с применением экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния человека.

The article considers a person’s features using a complex approach to assess formation of managerial abilities of students majoring in management. To diagnose psychological characteristics, techniques allowing to study a student’s personal features and aptitude for managerial activity have been used to diagnose psychological characteristics: diagnostics of communicative and organizational aptitudes, determination of leadership prominence, determination of management style, interpersonal relations diagnostics technique, express diagnostics of self-esteem level, diagnostics of features and determination of temperament type. The psychophysiological research was carried out using express diagnostics of human capacity for work and functional state.

Ключевые слова: личностные особенности, функциональное состояние человека, профессиональные компетенции, психофизиологический подход, студент вуза.

Key words: personal features, a person’s functional state, professional competences, psychophysiological approach, University student.

ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе развития общества, модернизации образования, реализации стандартов третьего поколения проявляются две взаимосвязанные тенденции - интеграция и дифференциация. Эти тенденции свойственны образовательной системе вуза, под воздействием которой формируется и развивается современный студент и как индивидуальность, и как определенный тип личности.

Выпускники вузов, обучающиеся по специальностям управленческого профиля, представляют свою предстоящую профессиональную деятельность формально и поверхностно. Внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования направлено на повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, форм и способов преподнесения содержания образования. Сформированная практика подготовки специалистов управленческого профиля не всегда учитывает индивидуальнотипологические и психофизиологические особенности студентов, особенности организации учебного процесса в вузе, функциональные возможности организма. В связи с чем правомерно говорить о комплексном изучении личности на основе синтеза отдельных наук и их отраслей.

Формирование управленческой компетентности будущих специалистов, включая её психофизиологическую составляющую, становится главным гарантом его будущей профессиональной успешности. В последних публикациях по данному направлению прослеживается интерес к изучению и анализу особенностей управленческой деятельности (P. M. Загайнов, В. Г. Зазыкин, Занковский А.Н.) [4; 5]. Формирование управленческих склонностей будет успешно при разработке психофизиологической модели личности специалиста в области управленческой деятельности, что позволит оптимизировать процесс формирования управленческих свойств в процессе обучения [1].

В исследовательских работах последнего времени, просматривается тенденция к анализу индивидуально-типологических и психофизиологических

предикторов личности, динамики их развития в процессе жизнедеятельности индивида. Психофизиологические исследования позволяют изучить нейроди-намические и психофизиологические процессы и особенности их протекания. В психологических исследованиях имеется возможность диагностировать функционирование психических функций, а также и самой личности[3].

Использование психолого-психофизиологического подхода к диагностике управленческих особенностей имеет значение в оценке готовности личности к будущей профессиональной деятельности. Главное назначение психофизиологического прогнозирования состоит в выявлении природных предпосылок для успешного осуществления той или иной профессиональной деятельности [3, 49].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Нами было проведено комплексное исследование, направленное на выявление управленческих особенностей студентов обучающихся в профессионально-педагогическом институте Челябинского государственного педагогического университета (г. Челябинск) по профилю «Экономика и управление».

Студенческий возраст - это период становления и стабилизации характера и, что особенно важно, возраст личностного и социального самоопределения. Особенности психики студенческого возраста определяются промежуточностью общественного положения и статусом в обществе. Данный возраст является базовым для социально-профессионального определения, самостоятельности личности, выбора жизненного пути.

В исследовании приняли участие студенты 3-4-х курсов очного отделения в количестве 52-х человек в возрасте от 20 до 22 лет. Для диагностики психологических характеристик использовались методики, позволяющие изучить личностные особенности и склонность студента к управленческой деятельности: диагностика коммуникативных и организаторских склонностей, определение выраженности лидерства, определение стиля руководства, методика диагностики межличностных отношений, экспресс-диагностика уровня самооценки, опросник EPQ [8; 9].

Психофизиологическое исследование для оценки и прогноза состояния студентов в процессе профессионального становления осуществлялось с применением экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния человека по методике М.П. Мороз [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. По результатам экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния было установлено, что большинство обследованных характеризуется незначительно сниженной работоспособностью (устойчивость нервной реакции (УР) находится в диапазоне 1.8+0.4). Такие значения отмечены у 77% студентов и позволяют констатировать у них стадию утомления. У 22% студентов - нормальная работоспособность (диапазон УР составляет 2,0+0,1).

Анализ уровня функциональных возможностей организма (УФВ), указывает, что у всех обследованных незначительно сниженный уровень функциональных возможностей организма (УФВ= 2,8 - 3,2). Обследование проводилось в конце второго семестра (апрель-май) и общий уровень работоспособности испытуемых был снижен вследствие интенсивности учебной нагрузки в предсессионный период.

Опросник Г. Айзенка (EPQ) позволил выявить, что экстраверсия ярко выражена у 50 % студентов, у 46 % студентов отмечена средняя степень выраженности экстравертированности личности, а у 4 % студентов выявлен интро-вертированный тип личности.

Эмоциональная устойчивость личности у большинства студентов (59,6 %) находится на среднем уровне. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Однако, в группе обследуемых 28,8% студентов с явно выраженными признаками эмоциональной нестабильности, что может проявляться в излишней импульсивности, склонности к раздражительности.

По третьему параметру, уровню психотизма, результаты указывают на доминирование среднего уровня (90,4 % студентов), что является нормой. Студенты с высоким уровнем психотизма составили 9,6%. Лицам с высокими значениями по данной шкале не рекомендуются работать по профессиям, относимым по классификации Климова Е.А. [8] к сфере взаимодействия «человек-человек».

Г.Айзенк [8] опираясь на физиологические основы высшей нервной деятельности, высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по И.П. Павлову [8] очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности (экстраверсия - интроверсия, нейротизм-стабильность), при этом выделяя четыре типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Однако, Г.В. Суходольский [5] считает, что необходимо выделять девять типов личности: норму и восемь акцентуаций. Помимо выше названных четырех «чистых» типов Г.В. Суходольским предложены четыре «промежуточных»: холерически-сангвинический, сангвинически-флегматический, флегматикомеланхолический и меланхолически-холерический типы, а также пятый - нормальный тип.

Рассматривая каждого обследуемого отдельно, вы выявленному темпераменту типологию Г.Айзенка можно представить в виде психологического профиля [8; 5]. "Профильный" портрет студентов группы можно представить в виде мультимножества типов (%) (17,4Н, 15,4 МХ , 36,5 ХС , 3,8СФ, 0ФМ, 3,8Х, 21,1С, 0Ф, 1,9М).

Распределение испытуемых по результатам диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) выглядит следующим образом: сформированность коммуникативных склонностей 46,1% студентов находится на среднем уровне, 28,8% испытуемых - на высоком уровне, 13,5% - на высшем. Для студентов, находящихся на высоком и наивысшем уровне сформиро-ванности коммуникативных склонностей, характерно проявление инициативы в общении, они также способны принимать решения в трудных, нестандартных

ситуациях. Однако, в группе имеются студенты, находящиеся на очень низком и низком уровне сформированности коммуникативных склонностей 3,8% и 7,7% соответственно.

По уровню сформированности организаторских склонностей 50,0 % студентов находятся на среднем уровне, 28,8% испытуемых - на высоком уровне, 13,5% - на высшем. Доля студентов с низким и очень низким уровнем сформи-рованности организаторских склонностей составила соответственно 5,8% и 1,9%. Для студентов, представленных в этой группе, необходимы дополнительные психологические и психофизиологические тренинговые занятия, направленные на коррекцию и совершенствование коммуникативных и организаторских склонностей.

С целью изучения выраженности лидерских качеств была проведена методика Фетискина Н.П [8]. У 75,1 % испытуемых отмечен средний уровень развития лидерских качеств, у 1,9% испытуемых лидерство выражено в сильной степени, однако, у 23,0 % - признаки лидерства выражены слабо. Наличие студентов со слабо выраженными лидерскими качествами, возможно, связано с недостаточным пониманием специфики профессиональной деятельности в процессе предпрофильного самоопределения личности.

Владение управленческими особенностями проявляется в определении стиля руководства для создания нормального социально-психологического климата в коллективе.

Для 67,3% студентов характерен коллегиальный стиль руководства, который также называют демократическим. Общение с подчиненными проходит доброжелательно и вежливо в виде просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, по необходимости, применяются приказы [9].

Во второй группе представлены студенты с директивно-коллегиальным стилем руководства (25% испытуемых), что ярко проявляется в принятии единоличных решений. 1акой стиль управления ориентирован на задачу.

Третья группа студентов со смешанным стилем руководства (7,7%) характеризуется распределением полномочий при выполнении управленческих функций, осуществляемых между собой и исполнителями.

По результатам диагностики межличностных отношений (Т. Лири) для исследуемого контингента характерны признаки доминирования в межличностных отношения на уровне 3,92 балла, дружелюбие - 2,20 балла. Эти данные соотносятся с результатами предыдущей методики, направленной на определения стиля руководства: частичное доминирование допускается при коллегиальном стиле и четко проявляется при коллегиально-директивном стиле руководства. Вызывает настороженность тот факт, что в будущем (идеальном варианте) испытуемые еще более ориентированы на доминирование в межличностных отношениях (13,76 балла), т.е большинство студентов считают директивный стиль наиболее успешным для профессиональной деятельности. Тревожным является тот факт, что признаки доминирования в межличностных отношения в идеальном плане на уровне 13,76 балла, дружелюбие - 4,06 балла. В норме не должно наблюдаться значительное расхождение между «Я» актуальным и идеальным. Полученное в нашем исследовании расхождение может указывать на нежелание части обследуемых самосовершенствоваться, либо на идеалистичность представлений будущей профессиональной деятельности.

Результаты экспресс-диагностика уровня самооценки показали, что у 80,7% студентов средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей, у 17,4% заниженный и 1,9% завышенный уровни.

Таким образом, формирование управленческих особенностей личности наиболее эффективно происходит при наличии у студентов определенных психолого-психофизиологических предикторов, развиваемых во время обучения в вузе, положительной профессиональной направленности.

Существует определенный критерий развития управленческой компетентности (практически-психологическая направленность, психологический такт, активность, требовательность, критичность) как интегративного показателя

сформированности управленческих особенностей личности (склонность к управленческой деятельности, потребность в данной деятельности и стенич-ность чувств при ее выполнении) на основе выявленных индивидуальнотипологических и психофизиологических предикторов личности.

Для студентов, обучающихся по профилю «Экономика и управление», разработана программа, включающая психологические и психофизиологические тренинги и дидактические и имитационные игры; игровые педагогические технологии; проективные педагогические технологии, а также оздоровительные физические тренировки, направленные на развитие гибкости, равновесия, координации; комплекс релаксационных упражнений; упражнения дыхательной направленности, что позволит скорректировать и развить в определенной мере управленческие особенности личности.

Библиографический список

1. Арефьева, А.В. Исследование взаимосвязи показателей памяти, интеллекта и успешности обучения у студентов [Текст] / А. В. Арефьева, Греб-нева, Т. В. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Формирование культуры здоровья как основы развития здоровой личности в условиях инновационного образовательного процесса». - Тюмень, 2012. -С. 14 - 16.

2. Гордиенко, Н. Н. Психофизиологические признаки системы отношений студентов, осваивающих технические и гуманитарные специальности: Дис. ... канд.псих.н. - Санкт-Петербург, 2007. - 333 с.

3. Дроздовский, А.К. Исследование связей свойств нервной системы с психодинамическими характеристиками личности: Дис. . канд.псих.н. - С-Петербург, 2007. - 163 с.

4. Зазыкин, В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих [Текст] // Российское государство и государственная служба на современном этапе. - М., 1999. -180 с.

5. Занковский, А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» [Текст]. - 2-е изд. -М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с.

6. Зеер, Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука: Изд. Урал. науч-образоват. центра РАО. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - № 3 (5). - С. 90 - 102.

7. Мороз, М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе: методическое руководство [Текст] / 2-е изд., СПб.: ИМАТОН, 2009. - 48 с.

8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2е изд., перераб. и доп. [Текст]., М .: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 480 с.

9. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]. М., 2002. - 490 с.

10. Шишов, С.Е. Понятие компетентности в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 3. С. 20 - 32.

11. Щербин, А. В. Повышение эффективности деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 1997. - 184 с.

Bibliography

1. Arefeva, AV Investigation of the relationship indicators memory, intelligence and success of training the students [ Text] / A.V Arefeva, Grebneva , TV / / Proceedings of the All-Russian scientific- practical conference "Building a culture of health as the basis for the development of a healthy personality in terms of innovative educational process." - Tyumen , 2012. - Р. 14 - 16.

2. Gordienko , NN Psychophysiological features of the system of relations of students who master the technical and humanities: Dis . kand.psih.n. - St. Petersburg, 2007 . - 333 р.

3. Drozdowski , AK The study links the properties of the nervous system with a psychodynamic personality characteristics : Dis . kand.psih.n. - St. Petersburg , 2007. - 163 p.

4. Zazykin , VG Conflictological competence as a factor professionalism of civil servants [Text ] / / Russian government and public service at the present stage. -Moscow, 1999 . - 180 р.

5. Zankovsky , AN Organizational Psychology : A manual for schools in " Organizational Psychology " [Text ]. - 2nd ed. - M.: Flint: SAG , 2002 . - 648 р.

6. Zeer, EF Key skills and competencies in personality oriented vocational training // Education and Science: Math. Urals. scientific obrazovat . Center of RAO - Ekaterinburg : Publishing House of the Ural Mountains . State . prof - ped. University Press, 2000. - № 3 (5). - Pp. 90 - 102.

7. Moroz, MP Rapid diagnosis of the health and function of the human condition . Recommendations for admission to work: guidance [ Text] / 2nd ed . , St. Petersburg . : Imaton 2009 . - 48 p.

8. Rogov, EI Handbook of Practical Psychology : Studies. Benefit : In the 2 books. - 2nd ed., Rev. and add. [Text] - M .: Humanity. ed. Center VLADOS, 1999. - 480 p.

9. Fetiskin, NP, Kozlov, VV, Manuilov, GM Socio -psychological diagnosis of personality development and small groups [ text ]. Moscow, 2002 . - 490 р.

10. Shishov, SE The concept of competence in the context of the quality of education / / Standards and Monitoring in Education . 2004 . № 2 . Pp. 20 - 32.

11. Shcherbin, A.V. Improving the performance of managers in the management of extreme situations : Dis candidate. psychol. Sciences: 19.00.13: Moscow, 1997. - 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.