ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И АФФЕКТИВНЫЕ РЕАКЦИИ СТУДЕНТОК НА КОРОТКИЕ ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЕ ИНТЕРВАЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВКИ С ВЕСОМ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА
УДК/UDC 378.17 Поступила в редакцию 20.03.2023 г.
Кандидат педагогических наук А.В. Момент1 1Псковский государственный университет, Псков
PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND AFFECTIVE REACTIONS OF FEMALE STUDENTS TO SHORT HIGH-INTENSITY INTERVAL TRAINING WITH OWN BODY WEIGHT
PhD A.V. Moment1
1 Pskov State University, Pskov
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Abstract
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Цель исследования - объективизация психофизиологических и аффективных реакций у рекреационно-неактивных студенток на короткие высокоинтенсивные интервальные тренировки с весом собственного тела (whole-body HIIT).
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 10 рекреационно-неактивных здоровых студенток ПсковГУ. Испытуемым предлагалось выполнить короткую тренировку whole-body HIIT, состоящую из 10 стимулов продолжительностью 30 секунд, чередующихся с 30 секундами пассивного отдыха.
После каждого стимула оценивались индивидуальное восприятие нагрузки и аффективная валентность.
Проводился подсчет выполненных двигательных циклов. На всем протяжении тренировки фиксировалась частота сердечных сокращений. Результаты исследования и выводы. Аффективная валентность на протяжении тренировки снижалась в среднем по группе с 3,9±1,1 и 0,5±2,6 балла, а индивидуальное восприятие нагрузки линейно увеличивалось в среднем по группе с 3,3±0,8 до 6,6±1,3 балла, при отсутствии достоверного снижения физической производительности.
Реакция сердечно-сосудистой системы во время выполнения экспериментального протокола объективно соответствовала параметрам высокоинтенсивной тренировки, в то же время результаты анализа аффективных реакций позволяют предположить, что для большинства рекреационно-не-активных студенток данный протокол будет достаточно комфортным для выполнения.
Ключевые слова: аффективная валентность, высокоинтенсивные интервальные тренировки, рекреационно-неактивные студентки.
Objective of the study was to objectify the psychophysiological and affective reactions of recreationally inactive female students to short high-intensity interval training with their own body weight (whole-body HIIT). Methods and structure of the study. 10 recreationally inactive healthy students of Pskov State University took part in the experiment. Subjects were asked to perform a short whole-body HIIT workout consisting of 10 stimuli lasting 30 seconds, alternating with 30 seconds of passive rest. After each stimulus, individual perception of the load and affective valence were assessed. The performed motor cycles were counted. Heart rate was recorded throughout the workout. Results and conclusions. Affective valence during training decreased on average in the group from 3.9±1.1 and 0.5±2.6 points, and individual perception of the load linearly increased on average in the group from 3.3±0.8 to 6.6 ±1.3 points, in the absence of a significant decrease in physical performance. The reaction of the cardiovascular system during the implementation of the experimental protocol objectively corresponded to the parameters of high-intensity training, at the same time, the results of the analysis of affective reactions suggest that for the majority of recreationally inactive female students this protocol will be comfortable enough to perform.
Keywords: affective valence, high-intensity interval training, recreationally inactive female students.
Введение. Высокоинтенсивные интервальные тренировки (Н11Т) входят в ТОП-10 самых популярных фитнес-трендов в мире [9]. Систематический обзор научных публикаций за последние 15 лет показал [1], что некоторые модели Н11Т применяются для неспортивного контингента, а также лиц, ранее ведущих малоподвижный образ жизни, с целью сохранения и укрепления здоровья.
Н11Т, по-видимому, позволяют достигать аналогичных результатов, как при более традиционных программах физической подготовки, но с меньшими затратами времени [3, 11], что является важным преимуществом этой тренировочной концепции, так как одним из основных факторов, препятствующих принятию и поддержанию более физически активного образа жизни, является отсутствие времени на физические
тренировки [4]. С другой стороны - выполнение повторяющихся высокоинтенсивных стимулов может потребовать высокого уровня мотивации, к дискомфорту из-за высокой физической нагрузки и вызвать негативные аффективные реакции [5]. Аффективные реакции во время выполнения физических упражнений считаются важным фактором, способным повлиять на будущее поведение, связанное с физической активностью, в частности на приверженность к ней, что достаточно хорошо описывается аффективно-рефлексивной теорией малоподвижного образа жизни и неприятия физических упражнений [7].
Результаты исследования физической активности студентов Псковского государственного университета (далее Псков-ГУ) показали, что по различным причинам занятия по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту являются единственным источником интенсивной и умеренной физической активности для 35,38% и 30,26% студентов соответственно [2].
Наиболее доступной для широкого круга лиц является высокоинтенсивная интервальная тренировка с собственным весом тела (whole-body HIIT), разработанная A. Machado [10]. Она не требует спортивного оборудования и может быть рекомендована здоровым взрослым людям для улучшения параметров основных компонентов физической подготовленности, связанных со здоровьем: аэробная производительность, композиция (состав) тела, максимальная силы и силовая выносливость [11]. Однако на данный момент отсутствуют исследования, оценивающие психофизиологические и аффективные реакции во время выполнения коротких протоколов whole-body HIIT у лиц, не являющихся рекреационно-активными.
В связи с этим проблемой исследования является необходимость обоснования применимости коротких протоколов whole-body HIIT для достижения целей сохранения и укрепле-
ния здоровья рекреационно-неактивных студентов с психологических и физиологических позиций.
Цель исследования - объективизировать психофизиологические и аффективные реакции у рекреационно-неактивных студенток на короткие протоколы whole-body HIIT.
Методика и организация исследования. Информация о проведении эксперимента, его целях и процедуре проведения распространялась через официальные сообщества ПсковГУ в социальных сетях. Потенциальным испытуемым предлагалось пройти по ссылке на сервис «Яндекс.Формы» для проверки соответствия критериям включения (основная группа для занятия физической культурой; возраст от 18 до 24 лет; физические тренировки <1 раз в неделю в течении последних двух месяцев; подтверждение добровольного согласия на участие в исследовании). В течение установленного срока поступило 16 заявок на участие в исследовании, из них три были заполнены некорректно и исключены. В назначенное время на исследование не явились три студентки. Таким образом, в исследовании участвовали 10 студенток в возрасте 19,1±1,0 года, соответствующих критериям включения.
Экспериментальный протокол whole-body HIIT был разработан на основе рекомендаций [10] и представлял собой 20-минутную тренировку. Основная часть тренировки, продолжительностью 10 минут, состояла из чередования 10 стимулов тотальной интенсивности и пассивного отдыха с соотношением 1:1 по 30 секунд. Комплекс включал в себя два упражнения: Джампинг Джек и приседания. Нечетные стимулы - Джампинг Джек, а четные - приседания.
Оцениваемые параметры. Индекс массы тела (ИМТ) рассчитывался по стандартной формуле после измерения длины тела стационарным ростомером и массы тела весами Huawei Scale 3-527 (Huawei Technologies, Китай, 2021). Расход энер-
л с, с, со ю
со"
0£ о
531-1-3-51086420-
Y = -0.4055*Х + 4.680 R2 = 0.3911 Р <.001
Y = 0.3345*X + 3.140 R2 =0.4276 р <0.0001
I-1-1—
1 2 3
П-1-1-1—
4 5 6 7 № стимула
9 10
200п
| 180-
о"
о 1604 т
0
-—185.7
-[—153.8
HI
140-500Н
л н
о 400н х л
§ 3004
s
£ ц
| 200Н о о.
100-
Ср
Пик
0
347.5
-1-
>85% от ЧСС,
Ср - среднее значение ЧСС в основной части тренировки; Пик - пиковое значение ЧСС в основной части тренировки; Формат:х±80; Пунктирныелинии-95% ДИ модели
Психофизиологические и аффективные реакции в основной части экспериментального протокола (А - аффективная валентность; Б - индивидуальное восприятие физической нагрузки; В - средние и пиковые значения ЧСС; Г - продолжительность работы в высокоинтенсивной зоне ЧСС)
№5 • 2023 Май | May
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
О (U .с Н
гии в течение недели рассчитывался в метаболических эквивалентах (MET) по результатам анализа короткой версии самоотчета по физической активности (IPAQ-SF). Индивидуальное восприятие физической нагрузки оценивалось сразу после выполнения каждого стимула по 10-балльной шкале Борга (CR10) [10]. Аффективная валентность оценивалась на 15 секунде каждого периода отдыха по 11-балльной биполярной (удовольствие / неудовольствие) шкале ощущений (FS) [8]. Частота сердечных сокращений (ЧСС) регистрировалась посредством нагрудного пульсометра Polar H9 (Polar Electro, Финляндия, 2020) в связке со смартфоном и установленным приложением Polar Beat v 3.5.5 (Polar Electro, Финляндия). Рассчитывались средние, пиковые значения ЧСС в основной части тренировки и продолжительность нахождения в зоне пульса >85% от теоретически прогнозируемого максимального значения ЧСС (ЧССмакс). Внешние параметры физической нагрузки оценивались посредством подсчета количества выполненных двигательных циклов за время каждого стимула.
Статистическая обработка, анализ данных и визуализация полученных результатов проводились в программе GraphPad Prism 8 (GraphPad Software, США). Для проверки нормальности распределения данных использовался тест Д'Агостино-Пирсона. Динамика измеряемых параметров оценивалась посредством регрессионного анализа. Данные представлены в формате x± SD. Статистическая значимость была принята при р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. ИМТ и объем недельной физической активности по выборке составил 23,6±3,1 единиц и 2313,0±989,0 MET, соответственно. Основные результаты исследования представлены на рисунке.
Групповое среднее значение аффективной валентности в первый и последний периоды восстановления составило 3,9±1,1 и 0,5±2,6 балла, соответственно. Индивидуальное восприятие физической нагрузки первого и последнего стимула в среднем по выборке составило 3,3±0,8 и 6,6±1,3 балла, соответственно. Регрессионная модель аффективной валентности показывает достоверное отличие наклона от нуля (p<0,001), как и в случае с моделью индивидуального восприятия нагрузки (p<0,0001). Коэффициент детерминации модели А и Б составил 0,3911 и 0,4276, соответственно.
Групповое среднее значение ЧСС в основной части экспериментального протокола составило 153,8±5,7 уд/мин, а пиковое значение - 185,7±3,4 уд/мин. Продолжительность основной части тренировки в зоне ЧСС выше 85% от ЧСС
~ ~ макс
в среднем по выборке составила 347,5±105,8 с.
Количество двигательных циклов в среднем по выборке в упражнении Джампинг Джек составило 37,1±4,4 и 36,4±3,4 для первого и последнего стимула, соответственно, а при выполнении приседаний -20,7±1,7 и 20,2±3,0. Регрессионная модель, описывающая динамику количества двигательных циклов обоих упражнений, не показала достоверных отличий наклона от нуля (p=0,6110) и (p=0,6023).
Основными результатами исследования являются полученные данные о том, что экспериментальный протокол whole-body HIIT достаточно хорошо переносится рекреационно-неак-тивными студентками. После первого стимула испытуемые в среднем оценивали свои ощущения между «Очень хорошо» и «Хорошо», а после заключительного стимула «Ни хорошо ни плохо». Тем не менее последние два стимула, в исключительных случаях, вызывали дискомфорт («Скорее плохо», «Плохо»).
Отсутствие достоверного снижения физической производительности во время выполнения экспериментального протокола указывает на адекватно подобранные тренировочные переменные, соответствующие специфике высокоинтенсивных интервальных тренировок и выбранному контингенту. При этом индивидуально воспринимаемая нагрузка возрастала линейно, первые стимулы испытуемыми оценивались в среднем как «умеренные», а последние чаще как «тяжелые», что свидетельствует о развитии компенсированного утомления.
Реакция сердечно-сосудистой системы во время выполнения экспериментального протокола объективно соответствует параметрам высокоинтенсивной тренировки, что предполагает получение значительных преимуществ для здоровья. В то же время результаты анализа аффективных реакций позволяют предположить, что для большинства рекреационно-неактивных студенток данный протокол будет достаточно комфортным для выполнения.
Вывод. Короткие тренировки whole-body HIIT могут применяться в группах рекреационно-неактивных здоровых студенток университета для целей сохранения и укрепления здоровья в качестве первого практического опыта HIIT.
Литература
1. Момент А.В. Приемлемые модели высокоинтенсивных интервальных тренировок для поддержания и укрепления здоровья лиц, ведущих малоподвижный образ жизни / А.В. Момент // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - № 3. - С. 92-99.
2. Момент А.В. Характеристика физической активности студентов ПсковГУ / А.В. Момент // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2022. № 2 (40). - С. 31-36.
References
1. Moment A.V. Priyemlemyye modeli vysokointensivnykh intervalnykh trenirovok dlya podderzhaniya i ukrepleniya zdorovya lits, vedushchikh malopodvizhnyy obraz zhizni [Acceptable models of high-intensity interval training to maintain and improve the health of persons leading a sedentary lifestyle]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii. 2022. No. 3. pp. 92-99.
2. Moment A.V. Kharakteristika fizicheskoy aktivnosti studentov PskovGU [Characteristics of the physical activity of students of Pskov State University]. Fizicheskoye vospitaniye i sportivnaya trenirovka. 2022. No. 2 (40). pp. 31-36.
3. Adami P., Rocchi J., Melke N., De Vito G., Bernardi M., Macaluso A. Physiological profile comparison between high intensity functional training, endurance and power athletes. European Journal Of Applied Physiology. 2021. No. 122 (2). pp. 531-539.
4. Bauman A., Reis R., Sallis J., Wells J., Loos R., Martin B. Correlates of physical activity: why are some people physically active and others not? The Lancet. 2012. No. 380 (9838). pp. 258-271.
5. Biddle S., Batterham A. High-intensity interval exercise training for public health: A big hit or shall we hit it on the head? International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2015. No. 12 (1).
6. Borg G. Psychophysical Bases of Perceived Exertion. Medicine and science in sports and exercise. 1982. No. 14. pp. 377-381.
7. Brand R., Ekkekakis P. Affective-reflective theory of physical inactivity and exercise. German Journal of Exercise and Sport Research. 2017. No. 48 (1). pp. 48-58.
8. Hardy C., Rejeski W. Not What, but How One Feels: The Measurement of Affect during Exercise. Journal of Sport & Exercise Psychology. 1989. No.11 (3). pp.304-317.
9. Kercher V.M., K. Kercher, P. Levy, T. Bennion [et al.] 2023 fitness trends from around the Globe. ACSM'S Health & Fitness Journal. 2022. No. 27 (1). pp. 19-30.
10. Machado A. HIIT BODY WORK: A NOVA CALISTENIA. sao Paulo: CREF4/SP. 2019. 96 p.
11. Scoubeau C., Bonnechere B., Cnop M., Faoro V., Klass M. Effectiveness of whole-body high-intensity interval training on health-related fitness: A systematic review and meta-analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. No.19 (15). p. 9559.