УДК 629.1.01
Б01: 10.24412/2071-6168-2024-2-117-118
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК -МАШИНА - СРЕДА» ПРИ ПОСТРОЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
В.В. Новиков, Т.П. Бажина, А.Е. Литвинов, О.В. Якунькина
Ключевой обязанностью работника организации является соблюдение требований охраны труда, что в свою очередь служит основанием для безаварийной работы или снижает вероятность возникновения несчастного случая. Подбор профессионально подготовленных работников, специфика труда которых связана с источником повышенной опасности, гарантирует минимизацию потенциальных простоев в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Сфера научных исследований профессиональной подготовленности работников, компетентность которых обусловлена способностью осуществлять определенную деятельность с заданным качеством в условиях выполнения опасных, вредных работ и работ, требующих повышенного внимания, быстрой реакции и высокой ответственности, разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений. Так с точки зрения нок-сологии, предметом которой является система «человек-опасность», личность безопасного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и готовности к действиям в различных жизненных ситуациях. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, безопасность труда, охрана труда, психофизиологические параметры, оператор, область машиностроения
В соответствии с показателями статистических данных о производственном травматизме предприятий сферы пищевой промышленности и услуг в период с 2013 по 2020 годы, причинами несчастных случаев, в результате которых пострадало наибольшее количество работников, явились случаи нарушения установленного порядка ведения работ и технологических процессов, произошедшие по вине человека.
Проведение расследования, установления коренных причин происшествий всех категорий и выявление ошибочных действий работников - неотъемлемая часть системы управления охраны труда в организации.
Согласно анализу коренных причин происшествий одной из главных непосредственных причин аварий и несчастных случаев в ряду нарушений правил безопасности является человеческий фактор [2].
На рисунке 1 продемонстрирован перечень причин возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев в процессе эксплуатации взрывопожароопасных объектов хранения и переработки растительного сырья в указанный период. Основными причинами, при этом определены: удушье в результате попадания сыпучего продукта в дыхательные пути, падение с высоты в результате неудовлетворительной организации работ, травмирование рабочими органами технических устройств, травмирование в результате аварии или взрыва на опасном производственном объекте (далее ОПО).
.1.1
1.1
111.1
I
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ■ Удушье в результате попадания сыпучего продукта в дыхательные пути
5
4
3
2
1
0
■ Падение с высоты в результате неудовлетворительной организации работ
■ Травмирование рабочими органами технических устройств (в том числе механические травмы, термические ожоги)
■ Травмирование в результате аварии (взрыва) на ОПО
Рис. 1. Количество несчастных случаев со смертельным исходом по виду травмирующего фактора
в период с 2013 по 2020 г.г.
На примере события, произошедшего 06 августа 2021 года в ЗАО «Чусовская мельница», расположенной в Пермском крае поселке Лямино рассмотрим несчастный случай со смертельным исходом. Данный несчастный случай произошел на ОПО III класса опасности с грузчиком предприятия, который, без признаков жизни был обнаружен в конусной части бункера для хранения отрубей с затянутыми в цепной конвейер ногами.
Основными организационными причинами происшествия, установленными в ходе расследования,
явились:
неудовлетворительная организация и осуществление производственного контроля и обеспечении производства работ;
не своевременная актуализация инструкций по охране труда для профессий и видов выполняемых работ; несоблюдение требований охраны труда при работе на высоте, а также требований промышленной безопасности при работах в силосах и бункерах.
На основе анализа материалов расследования были проведены следующие мероприятия: доведены обстоятельства и причины происшествия до всего персонала предприятия; сформированной рабочей группой из числа профильных специалистов проведены организационные и технические мероприятия по подготовке и выполнению работ повышенной опасности, по организации и осуществлению производственного контроля соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности;
произведен мониторинг выполнения работ с обязательным использованием (применением) средств индивидуальной защиты;
разработан Конструктор требований к специализированной технике, в котором учтены: порядок допуска и квалификационные требования к персоналу, управляющему специализированной техникой;
порядок и периодичность проведения проверок техники и спецоборудования, их оснащению и комплектации средств безопасности указанной техники.
Нельзя не отметить, что при многоаспектности причин и высокой значимости последствий (причинение вреда жизни и здоровью человека) действий, в том числе бездействий работников данного предприятия, основной причиной явился именно человеческий фактор.
Благодаря глобальным изменениям в области цифровой трансформации экономики, автоматизации технологических процессов предприятий высокой культуры производства и повышению внимания к управлению качеством в системе техносферной безопасности, повлиявшим на улучшение условий и охрану труда на промышленных предприятиях, составляющих крупную отрасль российской экономики, отмечается значительный спад профессиональных заболеваний, случаев производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом.
На рисунке 2 продемонстрированы показатели, характеризующиеся изменением количества аварий и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших на ОПО в период с 2011 по 2020 годы.
■ Ill
2017 2018 2019 2020 аев со смертельным исходом Рис. 2. Динамика снижения аварий и несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом на ОПО
Травмирующие факторы, в результате которых произошли смертельные случаи, в ходе расследования определены следующие:
- термическое воздействие;
- падение с высоты;
- действие токсичных веществ;
- недостаток кислорода;
- действие взрывной волны;
- разрушение технического устройства;
- нарушение ведения технологического процесса.
Анализ причин показывает, что большее количество аварий и несчастных случаев произошло в результате:
- отсутствия производственного контроля;
- низкого качества технического обслуживания буровых установок;
- нарушения режима труда и отдыха работников;
нарушения технологического процесса и др.
В исследуемой проблематике динамического снижения уровня производственного травматизма в течение предыдущего десятилетия, центральной остается проблема значимости роли работника в системе «человек-машина-среда», как оператора данной системы, осуществляющего трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления [3].
Определение понятия человеческого фактора многокритериально, так как человек в системе «человек-машина-среда» является активным участником процесса действия и динамики системы, исходя из этого безопасность жизнедеятельности человека-оператора рассматривается как функционирование субъекта в данной системе с выявлением ошибочных решений в конкретных ситуациях.
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
2011 2012 2013 ■ Количество аварий
2014 2015
2016
Количество несчатных случ;
В качестве системных критериев решения сложных задач применяются следующие параметры для оценки вероятности ошибочных действий работников: сложность объекта, вид объекта, целесообразность действий и мажо-ритарность объекта, выраженная в способах его эксплуатации.
В зависимости от ряда причин, влияющих на уровень работоспособности и качество выполняемой деятельности, выделим в таблице 1 главные параметры работоспособности человека и их показатели, характеризующие человеческий фактор.
Параметры и показатели, оказывающие влияние на работоспособность человека-оператора, _характеризующие человеческий фактор_
Параметры Показатели
Уровень работоспособности Состояние здоровья Физическое состояние
Функциональное состояние
Психическое состояние
Качество деятельности оператора Руководство деятельностью
Организационная деятельности
Исходя из данного перечня параметров работоспособности и утомляемости оператора, есть вероятность совершения ошибочных действий работником, особенно если уровень решаемых задач различной сложности и существуют проблемы, возникающие при взаимодействии человека с технологическим оборудованием.
Выделим следующие причины, при которых возможно совершение ошибочных действий человека-
оператора:
- недостаточность информационного обеспечения;
- влияние внешних факторов;
- психофизиологическое состояние работника;
- низкий уровень компетентности работника в сфере принятия решений.
Психологическое состояние работника может привести к отсутствию полной уверенности в правильности выполнения работы, что приводит к эмоциональной напряженности. Эмоциональная напряженность выражается в чрезмерном волнении, перевозбуждении или заторможенности в поведении. Важными являются такие характеристики как стрессоустойчивость, дисциплина, нравственность, умение адаптироваться и способность к точному восприятию информации в напряженной ситуации.
Согласно анализу классификатора видов несчастных случаев на производстве, случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также современным исследованиям, основной причиной несчастных случаев на производстве назван человеческий фактор. В связи с этим определены причины производственного травматизма:
- нарушения трудовой и технологической дисциплины;
- неудовлетворительная организация производства работ;
- недостаточный контроль работающих;
- личная неосторожность пострадавших;
- низкий уровень профессиональной подготовленности работников;
- неприменение средств индивидуальной и коллективной защиты;
- нарушение требований инструкций по охране труда [4].
Существенное влияние на совершение трудовых функций безошибочно оказывают внутренняя мотивация и мотивация компетентности. Однако, нарушение мотивационной составляющей в процессе трудовой деятельности работника так же проявляется в несоблюдении требований безопасности труда. Нарушение может быть относительно постоянным (в том случае, если человек-оператор недостаточно оценивает степень опасности) и временным (если работник находится в неблагоприятном или недопустимом психофизиологическом состоянии).
Несоблюдение ориентировочной части действий проявляется в нарушении как со стороны руководителей организации выраженной в предоставлении допуска к работе без надлежащего обучения и проверки знания требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ, так и со стороны части работников организации, халатно относящихся к ознакомлению с инструкциями, правилами выполнения работ, и должностными обязанностями.
Нарушение исполнительной части возможно вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека установленным требованиям выполняемой работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности).
В исследованиях, касающихся оценки влияния человеческого фактора на безопасность труда также предложены следующие формулировки для определения понятия человеческого фактора:
характеристики человека (или группы людей) и машин (или технических систем), проявляющихся в конкретных условиях их взаимодействия в системе «человек-машина», функционирование которой определяется достижением поставленной цели;
интегральные характеристики связи человека и технического устройства, обнаруживающиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании эргатической системы;
психологические, физиологические, антропометрические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, которые определяются в конкретных условиях их взаимодействия с объектом управления [5].
Особое научно-теоретическое значение для анализа понятия человеческий фактор имеют положения исследовательских работ Л. Кайдалова в вопросах предупреждения авиационных происшествий для профессий летчиков.
Под человеческим фактором в авиации следует понимать условия, причины возникновения ошибочных действий пилота (летных экипажей, лиц связанных с обеспечением и обслуживанием полетов) в его (их) взаимодействии с авиационной техникой, вызванные эргономическим несовершенством техники и несоответствием психофизиологическим возможностям пилота (указанных лиц).
Вопросы, касающиеся феномена человеческого фактора нашли объяснение в работах направления психологии профессиональной пригодности, в которых в дополнение определены следующие фазы оперативных действий и виды ошибок, совершаемых на соответствующей стадии оперативных действий:
- при сборе информации;
- оценки ситуации;
- принятие решений;
- реализации программы [6].
Авторами предложена к рассмотрению модель формирования технологических нарушений, которая включает в себя: физическое и психическое состояние работника; условия труда; обеспечение исправным оборудованием; организацию безошибочной деятельности, что вследствие может привести к двум исходам: с одной стороны — к результату безаварийности, с другой — к возникновению аварийной ситуации.
В качестве используемых методов выявления персонала при осуществлении оперативных действий в процессе управления техническими средствами на рабочем месте, создающих условия для обеспечения его работоспособного состояния и сохранения здоровья, рассмотрим ошибки персонала трех уровней значимости:
Ошибки первого уровня - прямые ошибки - неправильная ориентация в расположении оборудования или органов управления (случайные, непреднамеренные отклонения от требований нормативных документов).
Ошибки второго уровня - ошибки в оперативных решениях, вызванные неправильным пониманием ситуации (недостатки в подготовки персонала или умышленные отступления от требований нормативных документов).
Ошибки третьего уровня - ошибки, совершаемые неожиданно, часто по психологическим причинам, подмена норм или порядка действий [7].
В. Девисилов в своих исследованиях рассматривает человеческий фактор как особенность психического состояния работника, психические свойства личности и психическое состояние человека. Основные свойства человека, влияющие на безопасность - это характер и темперамент. Автор предлагает выделить следующие психические процессы, определяющие безопасность человека:
- память;
- внимание;
- восприятие;
- мышление;
- чувства (чувствительный тон);
- эмоции (состояние аффекта);
- настроение;
- воля.
Нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований многие свойства и механизмы требуют дополнительного рассмотрения.
Исходя из тезисов об определении человеческого фактора, отметим, человеческий фактор - это первостепенно наличие необходимых профессиональных знаний, навыков, и состояния психических функций, которые обусловливают его способность осуществлять определенную деятельность с заданным качеством, и исходя из профессиональной подготовленности оператора системы «человек-машина-среда», незнание может явиться причиной несчастных случаев и аварий на производстве.
На примере физических и психических качеств работника противопожарной службы рассмотрим их значимость при выполнении профессиональных задач в зависимости от их специфики. Работник противопожарной службы должен обладать следующими характеристиками:
- смелость;
- способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях;
- уверенность в себе;
- способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление;
- способность объективно оценивать свои силы и возможности;
- способность к длительному сохранению высокой активности;
- умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач;
- уравновешенность, самообладание при конфликтах;
- способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми;
- способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;
- способность найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника;
- склонность к риску [9].
Перечисленные характеристики оказывают влияние на формирование и развитие необходимых профессиональных качеств, динамику которых можно выявить в результате тестирования при приеме на работу, а также в ходе первичного, периодического и внепланового обучения.
Особое значение в диагностике человеческого фактора, психического состояния человека-оператора в процессе его профессиональной деятельности и построении межличностных отношений в трудовом коллективе уделяется в социальной психологии, а именно в психологии управления. Одним из важных результатов деятельности трудового коллектива является социально-психологический климат. Он в свою очередь представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, влияние которого на психофизиологическое состояние каждого работника индивидуально и всю группу в целом также высоко [10].
Исследования социально-психологического климата проводятся в большей степени для работников операторских групп. В течение исследования рассматривается только определенная, достаточно узкая совокупность
профессионально-важных качеств работника, необходимых для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, и это: физиологические или психосоциальные характеристики человека и его профессиональная компетентность. Для оптимизации управляемых человеком систем, в целях повышения безопасности труда, используются результаты исследований в областях психологии, физиологии, гигиены, социологии, культурологии, технических и инженерных дисциплин. Соответственно, решение данной проблемы возможно только на основе комплексного, системного подхода, учитывающего все этапы взаимодействия работника и работодателя [11].
Интеллектуальные и физические навыки, приобретенные в течение подготовки специалиста к выполнению его трудовых функций, и что не мало важно, структурно-функциональные особенности человека, психологическая и физиологическая подготовленность его к конкретной деятельности, служат отправной точкой на пути эффективного достижения профессиональных целей.
Заключение. Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы.
Высокий уровень квалификации оператора подразумевает непрерывное развитие его знаний, умений и навыков. Изучение передового отечественного и зарубежного опыта в области технологии производства, разработка и принятие участия в реализации мероприятий по повышению эффективности производства оказывают положительное влияние на формирование мотивации операторов к безаварийной работе за счет профессионального совершенствования и качества выполняемых должностных обязанностей.
Целесообразные действия квалифицированных работников организации способны сосредоточить ресурсы производства, в повышении роста прибыли, сокращении простоя за счет безаварийной работы.
Концепция нулевого травматизма, как качественного подхода к обеспечению безопасности, включающая в себя безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства реализуема, но без личной заинтересованности каждого участника трудового процесса не будет достижим результат — сохранение жизни и здоровья личности и общества.
Кроме того, выявленные психо-физиологические факторы человека — оператора в системе человек-машина-среда, могут служить отправной точкой при построении концептуальной модели человека-оператора и последующей цифровой трансформации системы управления безопасностью труда на предприятии.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № МФИ-20.1/56.
Список литературы
1. Якунькина О.В., Новиков В.В., Левчук А.А. О повышении мотивации личностного потенциала работника-оператора в процессе обучения персонала по охране труда // Научный потенциал вуза - производству и образованию / III Международная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 2020.
2. Новиков В.В. Теоретические основы качественной (интегральной или обобщенной) оценки состояния бт на предприятиях с использованием квалиметрических методов / В Новиков В.В., Литвинов А.Е., Дудкин М.В., Стягун Д.И. // В сборнике: Механика, оборудование, материалы и технологии. Электронный сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Краснодар, 2022. С. 259-265.
3. Solod S.A. Structuring Information on the state of labor safety at mechanical engineering enterprises / Solod S.A., Novikov V.V., Litvinov A.E., Chukarin A.N. // В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Сер. "International Scientific and Practical Conference Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering, ERSME 2020" 2020. С. 012112.
4. Finochenko, T. Risk Management in Transportation Safety System/ Finochenko, T., Yizkov, I, Dergacheva, L // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science Volume 2, с. 144-145 (2021). doi:10.1088/1755-1315/666/2/022050
5. Borisova, А. V. The Use of the Expert Method in Solving the Issues of Choosing the Instrumentation of the Procedure for Controlling Production Factors/ Borisova, А^., Finochenko, T.A., Finochenko, VA. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science; IOP Publishing ([Bristol, UK], England), Volume 666 № 2, 2021, doi:10.1088/1755-1315/666/2/ 022022. doi: 10.1088/1755-1315/666/2/ 022022
6. Новиков В.В. Управление персоналом на предприятиях машиностроения с применением процессного подхода / Новиков В.В., Согомонян Т.К., Солод С.А. // Главный механик. 2019. № 7. С. 55-62.
7. Согомонян Т.К. Улучшение состояния промышленной безопасности посредством применения процессного подхода/ Согомонян Т.К., Солод С.А., Солод А. А.// Технические науки - от теории к практике // Сборник статей по материалам XLVI Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. - №5 (42). - С. 87-91.
8. Согомонян Т.К. Процессный подход к информатизации управленческой деятельности промышленного предприятия./ Согомонян Т.К., Солод С.А. // Среда, окружающая человека: природная, техногенная, социальная. Материалы IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 85-летию БГИТА (Брянск, 3-5 июня 2015 г.). - Брянск, Изд-во БГИТА, 2015. - 372 с. С. 351-356. - 978-598573-183-5. ISBN: 978-5-98573-183-5 EDN: WOKGUH
9. Матушанский Г.У., Завада Г.В. Казанский гос.энергетический университет. Журнал Проблемы энергетики, 2015 , № 3. Роль человеческого фактора в предотвращении травматизма на предприятиях энергосистем
10. Завьялов А.М. Повышение безопасности труда на железнодорожном транспорте на основе снижения влияния человеческого фактора 05.26.01 - Охрана труда (транспорт), диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук
11. Новиков В.В., Якунькина О.В. Основы формирования профессионального мышления, Сборник материалов X Международной научно-практической конференции «Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков» (шифр -МКРНП) 25.04.2022г., г. Москва
Новиков Валерий Владимирович, д-р техн. наук, профессор, novikiv_v.v@mail. ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный технологический университет,
121
Бажина Татьяна Петровна, канд. техн. наук, доцент, [email protected]. Россия, Краснодар, Кубанский государственный технологический университет,
Литвинов Артем Евгеньевич, д-р техн. наук, профессор, [email protected], Россия, Краснодар, Кубанский государственный технологический университет,
Якунькина Олеся Владимировна, аспирант, Россия, Краснодар, Кубанский государственный технологический университет
PSYCHO-PHYSIOLOGICAL FACTORS OF A HUMAN OPERATOR IN THE «MAN-MACHINE-ENVIRONMENT SYSTEM» WHEN BUILDING A CONCEPTUAL MODEL OF A HUMAN OPERATOR AND THE SUBSEQUENT DIGITAL
TRANSFORMATION
V. V. Novikov. T.P. Bazhina. A.E. Litvinov. O. V. Yakunkinan
The key responsibility of an employee of an organization is to comply with labor protection requirements. which in turn serves as the basis for accident-free work or reduces the likelihood of an accident. The selection of professionally trained workers. whose specific work is related to a source of increased danger. guarantees minimization ofpotential downtime in the event of unforeseen circumstances. The scope of scientific research into the professional preparedness of workers. whose competence is determined by the ability to carry out certain activities with a given quality in conditions of performing dangerous. harmful work and work that requires increased attention. quick reaction and high responsibility. is diverse and has received coverage in a number of scientific areas. So. from the point of view of noxology. the subject of which is the "person-danger" system. a person of a safe type should be distinguished by a certain level of psychological stability and readiness to act in various life situations. The psychological readiness of a person of a safe type is explained by the anticipation of dangers. the awareness of opportunities to avoid dangers; the ability to overcome danger.
Key words: digital transformation. digitalization. occupational safety. labor protection. psychophysiological parameters. operator. mechanical engineering.
Novikov Valery Vladimirovich. doctor of technical sciences. professor. [email protected]. Russia. Krasnodar. Kuban State Technological University.
Bazhina Tatyana Petrovna. candidate of technical sciences. docent. [email protected]. Russia. Krasnodar. Kuban State Technological University.
Litvinov Artyom Evgenievich. doctor of technical sciences. professor. [email protected]. Russia. Krasnodar. Kuban State Technological University.
Yakunkina Olesya Vladimirovna. postgraduate. Russia. Krasnodar. Kuban State Technological University
УДК 69.059.1
Б01: 10.24412/2071-6168-2024-2-122-123
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ В ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ ОБЪЕКТОВ НАЗЕМНОЙ
КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Р.А. Ситков, С.И. Богомолов, В.Н. Щельников
В статье рассмотрены вопросы выбора зданий (сооружений) для первоочередного выполнения текущего ремонта в условиях наличия лимита бюджетных обязательств. Приведены признаки, на основе которых определяется приоритетность зданий (сооружений) для выполнения мероприятий по их текущему ремонту. Установлены количественные критерии, позволяющие отнести здание (сооружение) к тому или иному уровню приоритетности. Произведена количественная оценка критичности дефектов. На основе нормированных оценок приоритетности зданий (сооружений) и критичности дефектов получена ранговая оценка приоритетности устранения дефектов.
Ключевые слова: здания (сооружения), эксплуатационное содержание, текущий ремонт, методика ранжирования, дефект.
В настоящее время объем средств, выделяемых на эксплуатационное содержание (ЭС) и текущий ремонт (ТР) зданий и сооружений (ЗиС) объектов наземной космической инфраструктуры (ОНКИ), не позволяет в полном объёме осуществлять все необходимые мероприятия. В этой связи остро встает вопрос о рациональном расходовании средств, которые выделяются на эти цели. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается по-своему в зависимости от наличных условий, а также от квалификации лиц, принимающих соответствующее решение (ЛПР). В силу данных обстоятельств качество принимаемых решений сильно варьируется от случая к случаю. Приходится констатировать, что не всегда имеющиеся средства расходуются на действительно приоритетные задачи, часто имеет место ситуация, когда приоритет в ремонте отдается более заметным и менее критичным дефектам ЗиС в ущерб менее заметным, но более критичным дефектам. В этой связи актуальной является разработка методики, которая позволяла бы формализовать процедуру принятия решения по выбору дефектов для первоочередного устранения. Внедрение такой методики позволило бы повысить эффективность использования средств, выделяемых на выполнение мероприятий по ЭС и ТР ЗиС ОНКИ.