Психологические науки
УДК 159.922
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИИ12
Л.С. Бондарь, Макеевский экономико-гуманитарный институт (Краматорск,
Украина).
К.Б. Богрова, Макеевский экономико-гуманитарный институт (Краматорск, Украина), e-mail: [email protected].
Аннотация. Статья посвящена анализу профессионального самосознания студентов по специальности психологии, представлены психофизиологические аспекты его развития. Поднимается и раскрывается вопрос о необходимости осознания личностью своей физиологии, психики, умственного и физического развития, понимания требований к профессии психолога, к человеку, адекватное соотнесение себя с конкретными профессиональными требованиями.
Ключевые слова: сознание, самосознание, студенты, профессионал, «Я-концепция», психофизиология.
12 Статью представила Чудакова Вера Петровна, кандидат психологических наук (Киев, Украина). Рецензент: доктор философии, профессор В.А. Товстик (Краматорск, Украина).
PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF PSYCHOLOGY STUDENTS
L.S. Bondar, Makiyivka Institute of Economics and Humanities (Kramatorsk,
Ukraine).
K.B. Bogrov, Makiyivka Institute of Economics and Humanities (Kramatorsk,
Ukraine).
Abstract. The article analyzes the professional consciousness of students in the specialty of psychology. The psychophysiological aspects of its development are presented. The authors rise and reveal the need for comprehension of the physiology of the individual, mental, intellectual and physical development, understanding the requirements to the profession of psychologist, to human, adequate relation themselves with the specific professional requirements.
Keywords: consciousness, self-awareness, students, professional "self-concept", psychophysiology.
Актуальность. Сознание является субъективной ориентацией человека в среде, а необходимым условием восприятия человека самого себя есть самосознание, которое ориентировано на осмысление человеком своих действий, мотивов, поведения, интересов, своего положения в обществе [11]. Понятие самосознания в психологии означает разные явления, что актуализирует потребность в изучении данного феномена. На сегодняшний момент проблема исследования профессионального самосознания будущих психологов особенно возрастает в связи с общественным запросом в оказании профессиональной помощи.
Цель исследования: представить анализ проблемы развития профессионального самосознания студентов-психологов в психофизиологическом аспекте.
Самосознание - это могучий фактор не только самоконтроля, но и самокритики, самоусовершенствования и самовосприятия. Уровень самосознания может быть разным - от незначительного, мимолётного контроля над потоком мыслей, обращённых к внешним объектам, к глубоким
размышлениям, обращенных к самому себе, когда «Я» является не только субъектом, но и основным объектом сознания, когда внимание уделяется внутреннему миру человека.
Самосознание - это процесс, с помощью которого человек познаёт себя, формирующийся и изменяющийся на протяжении всей жизни человека [12; 13]. Самосознание характеризуется также своим продуктом -представлением о себе «Я-образом» или «Я-концепцией». Это различие процесса и продукта в психологический обиход было введено У.Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познаёт, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользуется целой системой средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о самом себе - о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. Не случайно, поэтому известный исследователь проблемы самосознания И.С. Кон указывает на растущее понимание относительности различий между действующим рефлексивным «Я» как об одной из главных тенденций в современных исследованиях [7,8].
Элементами психофизиологической структуры личности являются различные подструктуры:
1. Биологическая (конституциональная), в которую входят возрастные, половые различия, врождённые свойства типов высшей нервной деятельности, т.е. типов нервной системы (И.П. Павлов) и их соответствие темпераменту по Гиппократу:
• сильный, уравновешенный, подвижный (или «живой») - сангвиник;
• сильный подвижный, но не уравновешенный, с преобладанием возбуждения - холерик;
• сильный, уравновешенный, но с низкой подвижностью нервных процессов (или спокойный») - флегматик;
• слабый тип, отличающийся слабостью процессов торможения и возбуждения - меланхолик.
2. Индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления ощущений, восприятия, памяти, мышления,
способностей, зависящих как от врождённых факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
3. Индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретённые человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется в процессе обучения, имеет социальный характер.
4. Направленности личности, которые наиболее социально обусловлены и включают влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.
«Я-концепция» - это обобщённое представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или «Я- концепция» является динамическим психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение «Я-концепции» обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование «Я-концепции». В психологии выделяют две формы «Я-концепции» - реальную и идеальную. «Я-реальное» - это представление личности о себе (самооценка). «Я-идеальное» - это представление личности о себе в соответствии с её желаниями. Реальная и идеальная «Я-концепции» различаются [7].
В.С. Мерлин выделяет в структуре самосознания 4 фазы, которые являются одновременно и этапами его развития. Первая фаза связана с ощущением ребёнка собственного тела, вторая - с осознанием себя, овладением местоимением «Я сам», третья - с осознанием своих психических качеств, развиваются самонаблюдения и абстрактное мышление, и четвёртая фаза формируется в подростковом юношеском возрасте и характеризуется социально - моральной самооценкой.
Время овладения профессией приходится на юношеский возраст. Выделяют раннюю юность (последние годы обучения в школе - 15-18 лет) и позднюю юность, которую условно можно отнести ко времени обучения в высшем учебном заведении (от 18 до 23 лет).
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни, а главное формируется профессиональное самосознание. Процесс его
формирования раскрывается в развитии представлений человека о своём профессиональном качестве. В психологии профессиональная самосознание рассматривается как часть общего самосознания человека.
Одним из важнейших условий формирования положительного профессионального образа Я есть соответствие профессии когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого компонента «Я-концепции». В результате нарушения связи между ними происходит ложное представление о своём профессиональном «Я».
Самооценка прямо связана с процессом адаптации и дезадаптации личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Неадекватная либо заниженная самооценка может привести к возникновению страха при выполнении своей деятельности, утратить контроль над нею, снижению активности, уверенности, самоуважения, смены системы самоуважения. Неадекватная самооценка не позволяет профессионалу полностью реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности. Завышенная самооценка может играть как негативную, так и позитивную роль, то есть позволяет ставить цели более высокого уровня и активно стремиться к их реализации.
На этапе обучения, овладения профессией самооценка является нестойкой и часто неадекватной, что нередко приводит студентов, особенно первого курса, к стрессовым состояниям, фрустрации. Первокурсники склонны переносить предыдущую самооценку, которая сложилась во время обучения в школе. В данном случае важным является формирование Я-концепции на этапе профессиональной подготовки [10]. Профессиональное самосознание начинает формироваться в процессе приобретения человеком теоретических знаний и практических навыков. Становление личности студента в процессе адаптации до условий обучения в высшем учебном заведении вызывает смену интересов, взглядов, ценностных ориентаций, жизненных планов, идеалов, доминирующих мотивов [14].
По данным Е. А. Климова самосознание профессионала включает в себя: осознание своей принадлежности к определённой профессиональной группе; знание; мысли; собственную ответственность до определенного эталона; знание человека и уровня его значимости в профессиональных
группах; знание о своих сильных сторонах и недостатках; видение себя и своей профессии в будущем [6].
Исследования профессионального самосознания предусматривают рассмотрение вопросов, связанных с развитием личности как субъекта труда, его деятельности и характеристики человека как субъекта профессиональной деятельности.
Для раскрытия этой проблемы следует обратиться к положению сформулированному Л.С. Выготским о единстве сознания и деятельности. Исходя из данного положения, сама деятельность обуславливает развитие психики.
С усложнением развития профессиональной деятельности субъекта происходит усовершенствование взаимосвязи с предметами и социальной средой, обусловленной спецификой профессии, что способствует развитию профессионального самосознания субъекта [1].
Профессиональное самосознание как сложное психологическое формирование выполняет важную роль регулирования деятельности, с помощью которой возможна оценка профессиональных качеств, достижений, планирование направлений саморазвития, формирование профессионально значимых качеств личности профессионала. В зависимости от уровня сформированности «Я-концепция» происходит формирование личности-профессионала в определенном виде деятельности.
Профессия способствует возникновению у человека тех черт, появление и развитие которых обусловливает данную деятельность.
В формировании профессионального самосознания важную роль играет формирование идентичности. В обобщенном понимании «идентификация» - это уподобление в форме переживаний и действий определенной личности (субъекта) другой личности (модели).
Это эмоционально-когнитивный процесс отождествления субъектом себя с другим человеком или группой людей. Во время обучения в группе человек олицетворяет себя с определенной «моделью», образами поведения, которые являются значимыми условиями переструктурирования его самосознания, и условием формирования профессионального самосознания [2].
Профессиональное самосознание рассматривается как
специфический феномен человеческой психики, что обусловливается самореализацией личности собственных действий в профессиональной сфере путем осознания профессиональных требований, профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности. Оно содержит в себе такие элементы, как образ профессии, образ профессионала и образ себя как профессионала.
В структуре профессионального самосознания на этапе обучения студента следует выделять такой компонент, как образ будущей профессии. Это образование выполняет функция интеграции, объединяя разрозненные знания и умения, полученные в различных учебных ситуациях, в единое целостное представление об изучаемой профессии, складывая тем самым про профессиональный «образ Я» (профессиональную «Я - концепцию»).
Формирование образа профессии заключается в объединении различных сведений о профессии воедино, установлены их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов (цель, предмет, средства). В свою очередь, это содержательное обогащение становится способом развития самого образа профессии его насыщение новыми представлениями, которые требуют нового обобщения, сформирование концептуальных структур более высокого уровня [5].
Формирование образа профессий психолога у студентов включает в себе процессы наполненные личностным смыслом определенных свойств, характеризующих род занятий, которые обретают внутреннее значение для студентов, образ профессии психолога в сознании и самосознании студента наиболее значимого содержания профессии и это есть основа, благодаря которой новые знания не остаются разрозненными, а интегрируется в целостную структуру. Образ профессии студента психолога - это целостное представление базовых компонентов профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры в его профессиональном самосознании [9].
Выделяют следующие принципы развития профессионального самосознания студентов психологов в процессе обучения [3, 4, 9].
Принцип природосообразной деятельности, выдвигающий требования учёта всех психофизиологических особенностей, необходимых для определения будущей профессиональной направленности личности.
Психологически исходной позицией должно быть доверие к физическим, психофизиологическим и умственным особенностям человека. Должно быть поставлена цель формирования личности на основе имеющегося потенциала, профессиональных задатков, закономерностей индивидуального внутреннего развития, поиска, обнаружения и создание условий для развития личностных качеств. В том числе и профессионально значимых.
Принцип целостности, предполагающий формирование профессионального самосознания, как неразрывного процесса развития личности в единстве биологического и психологического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального. Признаются равно важными и личностно значимыми все стороны в человеке, но с учётом того, что развивается в человеке не всё одинаково и, в определённом смысле, каждый человек неповторим.
Принцип деятельного подхода к формированию профессионального самосознания, означающий, что помощником в формировании профессионального самосознания личности является живой опыт бытия, профессиональная деятельность членов общества и поэтому процесс профессионального обучения в высшей школе должен сопровождается достаточно активной профессиональной, желательно оплачиваемой, деятельностью.
Принцип личностно-ориентировочного подхода к профессиональному становлению, означающий внимание преподавателя к личности студента, к его внутреннему миру и ответственности перед внутренним «Я». Успешность формирования профессионального самосознания в процессе обучения характеризуется здоровой «Я-концепцией», адекватной самооценкой, самоотношением, гармонией внутреннего мира человека, чувством собственного достоинства.
В основе позитивной «Я - концепции» предполагаются такие качества, как самовосприятие, рефлексия, самопознание, признание и принятие окружающей среды, эмпатичность, собственное достоинство, жизненная активность, эмоциональная и интеллектуальная независимость, включённость в настоящее.
В целом процессе обучения студентов психологов в ВУЗе характеризуется двумя основными направлениями в рамках формирования
профессиональной компетентности:
• направлением формирования профессиональной «Я-Концепции»;
• направлением формирования образа профессии.
Профессиональная компетентность - сложное социальное явление
имеющее свой путь развития свой процесс становления и свои особенности в процессе обучения студентов-психологов в котором профессиональное самосознание является ведущим фактом обуславливающим профессионализацию будущих специалистов готовых к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности.
В процессе обучения студентов-психологов именно профессиональное самосознание выступает как интегральный показатель этих двух направлений, которое является критерием его профессиональной компетентности, готовности к выполнению функций психолога.
Таким образом, сфера деятельности психолога довольно обширна, поэтому важную роль в подготовке будущих специалистов играет формирование профессионального самосознания как структурного компонента профессиональной компетентности будущего специалиста, а также формирование индивидуально-психологических свойств, черт, отвечающих требованиям профессии.
В процессе получения профессии каждый студент психолог в сравнительно небольшой промежуток своей жизни должен получить представление о выбранном пути, необходимые базовые знания, умения, навыки, найти своё место в жизни, профессии, обществе и только тогда можно говорить о том, что выбранная им дорога оказалось правильной. Всё это является возможным на основе формирования образа профессии, управление процессом профессионального самосознания студента психолога, формирования профессиональной «Я-концепции» и профессионального самосознания в целом.
Выводы. Во-первых, в область профессионального самосознания студентов-психологов необходимо включить сознание личностью своей физиологии, психики, умственного и физического развития, понимание требования профессии психолога, к человеку, адекватное соотнесение себя с конкретными профессиональными требованиями.
Во-вторых, представление человека о самом себе - о своих личностных чертах является продуктом самосознания и одновременно
существенным условием этого процесса. Элементами психофизической структуры личности являются различные подструктуры: биологическая (конституциональная), индивидуальные особенности психических процессов человека, индивидуальный социальный опыт, направленности личности.
В третьих, выделяют четыре принципа развития профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения: природосообразной деятельности, целостности, деятельного подхода, личностно-ориентированного подхода.
В четвертых, важную роль в процессе получения студентом профессии психолога играет формирование профессионального самосознания как структурного компонента профессиональной компетентности будущего специалиста а также формирование индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.
- М.: Наука, 1980 - 334 с.
2. Белинская Е.П. Временные аспекты «Я и идентичности: -Идентичность. Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. - М.: Издательство психолога - социального института; Воронеж: Издательство НПО» Модек; 2003. - С. 6-20.
3. Богашов М.М., Лукьянова М.И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средствах // Психофизиологическая наука в образование.
- М. - 1998. - №2. - С. 10-14.
4. Бодаев А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодаев, В. В. Столин. - Санкт- Петербург: «Речь», 2003. - С. 346-403.
5. Зинченко Т.П. Образ профессии как один из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности / Т.П. Зинченко, А.А. Фрумкин, Е.В. Горбунова // Психологические исследова- ния: Сборник научных и методических материалов. - 1999. - Вып. 2.
6. Климов Е. А. образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. Пособие/ Евгений Александрович Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 223 с.
7. Кон И.С. Категория «Я» в психологии / Игорь Сергеевич Кон // Психолог. Журнал. - 1981. - № 3. - с. 25-38.
8. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / Игорь Семенович Кон. - М.: Политиздат,1984. - 336 с.
9. Кринчик Е. П. К вопросу о психологической поддержке профессионального становления психологов в процессе обучения на факультете психологии МГУ / Е. П. Кринчик // Психология в вузе. - 2008. - № 6. - С. 73-92.
10. Мехайлюк Л М. особливост становлення професмно'Т самосвщомост студенев художых факультепв в освтьому середовищi / Л. М. Мехайлюк // Збiрка наукових праць «Актуальн проблеми психологи» . Еколопчна психолопя: - КиТв, 2006. -Т. 7. - ВИП. 9. - С.45-49.
11. Спирикин А. Г. Сознание и самосознание / Александр Георгиевич Спирикин. - М.: Изд-во политической литературы, 1972. - 300 с.
12. Столин В. В. Мотивация и самосознание / Владимир Викторович Столин // Мотивация личности. - М., 1982. - С. 58 - 67.
13. Столин В. В. Самосознание личности / Владимир Викторович Столин. - М.: Издательство Моск. У-та, 1983. - 284 с.
14. Теплинских М. В. Формирование профессионального самосознания личности будущего специалиста / М. В.Теплинских // Сборник молодых ученых Кемеровского государственного университете, посвященный 60-летию Кемеровской области: Материалы апрельской конференции. - молодых ученых КемГУ. - Кемерево, 2003 - Т.1, - С . 119121.
References:
1. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Dejatel'nost' i psihologija lichnosti. - M.: Nauka, 1980 - 334 s.
2. Belinskaja E.P. Vremennye aspekty «Ja i identichnosti: -Identichnost'. Hrestomatija / Sost. L. B. Shnejder. - M.: Izdatel'stvo psihologa -social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO» Modek; 2003. - S. 6-20.
3. Bogashov M.M., Luk'janova M.I. Specifika podgotovki psihologov k professional'noj dejatel'nosti v razlichnyh social'no-proizvodstvennyh sredstvah // Psihofiziologicheskaja nauka v obrazovanie. - M. - 1998. - №2. - S. 10-14.
4. Bodaev A. A. Obshhaja psihodiagnostika / A. A. Bodaev, V. V. Stolin. -Sankt- Peterburg: «Rech'», 2003. - S. 346-403.
5. Zinchenko T.P. Obraz professii kak odin iz vazhnejshih faktorov uspeshnosti professional'noj dejatel'nosti / T.P. Zinchenko, A.A. Frumkin, E.V. Gorbunova // Psihologicheskie issledova- nija: Sbornik nauchnyh i metodicheskih materialov. - 1999. - Vyp. 2.
6. Klimov E. A. obraz mira v raznotipnyh professijah: Ucheb. Posobie/ Evgenij Aleksandrovich Klimov. - M.: Izd-vo MGU, 1995. - 223 s.
7. Kon I.S. Kategorija «Ja» v psihologii / Igor' Sergeevich Kon // Psiholog. Zhurnal. - 1981. - № 3. - s. 25-38.
8. Kon I.S. V poiskah sebja. Lichnost' i ejo samosoznanie / Igor' Semenovich Kon. - M.: Politizdat,1984. - 336 s.
9. Krinchik E. P. K voprosu o psihologicheskoj podderzhke professional'nogo stanovlenija psihologov v processe obuchenija na fakul'tete psihologii MGU / E. P. Krinchik // Psihologija v vuze. - 2008. - № 6. - S. 73-92.
10. Mehajljuk L M. osoblivosti stanovlennja profesijnoï samosvidomosti studentiv hudozhnih fakul'tetiv v osvitn'omu seredovishhi / L. M. Mehajljuk // Zbirka naukovih prac' «Aktual'ni problemi psihologiï» . Ekologichna psihologija: -Kiïv, 2006. -T. 7. - VIP. 9. - S.45-49.
11. Spirikin A. G. Soznanie i samosoznanie / Aleksandr Georgievich Spirikin. - M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1972. - 300 s.
12. Stolin V. V. Motivacija i samosoznanie / Vladimir Viktorovich Stolin // Motivacija lichnosti. - M., 1982. - S. 58 - 67.
13. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti / Vladimir Viktorovich Stolin. - M.: Izdatel'stvo Mosk. U-ta, 1983. - 284 s.
14. Teplinskih M. V. Formirovanie professional'nogo samosoznanija lichnosti budushhego specialista / M. V.Teplinskih // Sbornik molodyh uchenyh Kemerovskogo gosudarstvennogo universitete, posvjashhennyj 60-letiju Kemerovskoj oblasti: Materialy aprel'skoj konferencii. - molodyh uchenyh KemGU. - Kemerevo, 2003 - T.1, - S . 119-121.
— • —
Сведения об авторе:
Леонида Сергеевна Бондарь, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии, Макеевский экономико-гуманитарный институт (Краматорск, Украина).