2009 г. / под ред. д.ю.н., профессора В. И. Селиверстова. Вып. № 2. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. 88 с.
4. Рябых С. Б. К вопросу о содержании понятия «режим в воспитательных колониях» // Российский следователь. 2010. № 5. С. 29-31.
5. Нигматуллин Р. В. Ребенок в современной России: права, возможности, система защиты: монография / Р. В. Нигматуллин, Р. Р. Каримов, А. А. Романов. Уфа, 2015. 217 с.
© Гайдай М. К.
УДК 159.9: 351.749
Л. Ю. НЕЖКИНА, доцент кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат педагогических наук (г. Иркутск)
L. Y. NEZHKINA, docent of the department of philosophy, psychology and social and humanitarian disciplines of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, candidate of pedagogical sciences (Irkutsk)
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
PSICHO-PHISICAL TRAINING AS A MEANS OF PREVENTION OF OCCUPATIONAL STRESS POLICE OFFICERS
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты изучения профессионального стресса сотрудников органов внутренних. В работе представлен один из многих методов профилактики профессионального стресса -психофизический тренинг.
Ключевые слова: профессиональный стресс, профессиональная деятельность, психофизический тренинг, состояние, поведение, личность, профилактика, интерес, результат, развитие.
Annotation. The article discusses the theoretical and practical aspects of the study of occupational stress of employees of bodies of internal. The paper presents one of many methods of prevention of occupational stress - mental and physical training.
Key words: occupational stress, professional activity, physical training, condition, behavior, personality, prevention, interest, the result of the development.
Реформирование системы МВД России в значительной степени усиливает требования к уровню профессиональных способностей сотрудника, к
его физическому, психическому и личностному потенциалу.
Когда говорят о профессионале, то возникает представление о таком ра-
>
к
<ч а а и и
«
а о
0 «
¥ а -с а
1
о
0 «
1 £
а «
и «5
ботнике, который выполняет свою миссию компетентно. По мнению А. К. Марковой, профессионал - это специалист на своем месте, стимулирующий интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий интерес к своей профессии в обществе. Быть профессионалом - это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата [1].
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел сопровождается все возрастающим объемом работ, интенсивностью и напряженностью; постоянной насыщенностью разнообразной информацией; появлением непредвиденных ситуаций; быстрой сменой ритма деятельности; высокой степенью ответственности за принимаемые решения; высоким общественным контролем, в том числе со стороны вышестоящего руководства; осложнением межличностных отноше-> ний и т. д.
^ Все эти факторы оказывают
сильное моральное и психологическое ^ воздействие на работника, приводят к а повышению уровня нервно-
^ психического напряжения и увеличива-^ ют возбудимость личности, вследствие Й чего у большинства сотрудников проис-щ ходит изменение психических свойств и состояний. Б. А. Смирнов, Е. В. Долго-| полова называют длительное воздейст-| вие подобных неблагоприятных факто-§ ров, связанных с профессионально вы-§ полняемой деятельностью, профессиональным стрессом. Несмотря на актив-| ный интерес ученых к проблеме про-Ц фессионального стресса, тем не менее Ц^ сегодня вопрос остается актуальным [2].
Практика и психологические ис-
©
следования показывают, что стрессовые | состояния, возникающие у сотрудников ^ органов внутренних дел при выполне-« нии оперативно-служебных задач, про-| являются на социально-психологи-^ ческом, поведенческом и психофизиче-^ ском уровне в виде пониженного на-
строения, ухудшения самочувствия, повышенной тревожности, агрессивности, несоблюдения правил и норм поведения в служебном коллективе и в семье, ухудшения эффективности деятельности, злоупотребления алкоголем, в целом конфликтного поведения и нарушения законности и порядка и т. д. М. К. Гайдай отмечает: «При выполнении своих профессиональных обязанностей сотрудники имеют постоянный контакт с преступным миром, криминалитетом, что отражается на их эмоционально-волевом состоянии» [3, с. 216].
С целью изучения уровня стрессовых состояний нами проведено исследование 80 сотрудников, начальников смен, помощников начальника дежурной части - оперативных дежурных, помощников начальника отдела - оперативных дежурных, старших оперативных дежурных, оперативных дежурных; инспекторского состава строевых подразделений дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения территориальных органов МВД России на районном уровне, обучающихся по программе повышения квалификации в образовательной организации системы МВД России. Для этого мы предложили сотрудникам оценить свое состояние на интеллектуальном, поведенческом, эмоциональном и физиологическом уровне. Максимальный показатель состояния на каждом уровне отражает его выраженность.
Результаты изучения состояний показали: у 58 % сотрудников отмечаются в поведении следующие особенности: ошибки при выполнении привычных действий; конфликтные формы поведения на работе и в семье; нехватка времени при выполнении работы и сокращение времени на общение с друзьями, близкими; снижение продуктивности и эффективности деятельности; появление проблем со сном и аппетитом.
У 64 % сотрудников выявлены негативные эмоциональные проявления,
которые, по их мнению, чаще всего отражаются в необоснованном беспокойстве, тревожности; неуверенности в себе; снижении самооценки, появлении чувства вины и недовольства собой, своей работой; раздражительности, плохом настроении; подозрительности; равнодушии, эмоциональном «дефиците»; чувстве отчужденности, одиночестве.
53 % сотрудников испытывают негативные физиологические состояния, проявляющиеся в виде частых головных болей, а также болей в разных частях тела; повышении или понижении артериального давления; нарушении пищеварения; повышенной утомляемости; напряжении в мышцах; снижении иммунитета, частых недомоганиях.
Интеллектуальные признаки стресса выявлены у 44 % сотрудников, которые отмечают у себя преобладание негативных мыслей; трудности с концентрацией внимания; отвлекаемость; плохие сны, кошмары; желание отдохнуть, стремление уйти от ответственности.
Резюмируя сказанное, отметим, что сотрудникам приходится прилагать большие волевые усилия для поддержания высокого уровня продуктивной деятельности. Данное обстоятельство может стать причиной внутреннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к ним деятельность, и их возможностями.
В связи с этим необходимы своевременное предотвращение, профилактика неблагоприятных психических состояний для сохранения физического и психического здоровья сотрудников, оптимизации их профессиональной деятельности. Круг существующих средств и методов профилактики неблагоприятных психических состояний достаточно широк. Центральное место среди психопрофилактических средств занимает психологическая саморегуляция. К числу основных методов саморегуляции относятся: нервно-мышечная релакса-
ция, достижение состояния покоя, расслабленности; релаксация является одним из обязательных приемов аутогенной тренировки, основанной на самовнушении и направленной на развитие концентрации внимания; идеомоторная тренировка как способность проигрывать действия в представлении и другие методы.
Эффективность данных методов не вызывает сомнений, однако при существующих требованиях к физическому, психическому и личностному потенциалу сотрудников органов внутренних дел необходимы методы, включающие активную работу над собой и сознательное поддержание здоровья. Одним из таких способов профилактики профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел, на наш взгляд, является психофизический тренинг. Основу метода психофизической тренировки составляет система занятий, включающих физическую нагрузку -спортивные упражнения - в сочетании с > приемами психической регуляции. ^
По мнению А. А. Родионова, ^ психофизическая тренировка (тренинг) способствует профилактике, сохране- а нию и оптимизации психического здо- © ровья человека. Под термином «тре- ¡^ нинг» понимают планомерную и контролируемую стратегию воздействий с ^ целью повышения работоспособности. Ц. Тренинг оптимален только тогда, когда | он затрагивает физическую и психиче- § скую сферы, когда наряду с необходи- § мыми физическими формируются необ- | ходимые психические навыки [4].
Основу психофизического тре- »
нинга составляют пять специальных на- Ц
выков: 1) навык формирования уверен- Ц
ности в своих возможностях; §
' о
2) управление своим внутренним разго- ^
вором («внутренний монолог»); 3) регу- |
ляция уровня психической и физиче- ^
ской активности; 4) концентрация вни- «
мания; 5) идеомоторные навыки. |
Формы тренинга - активная дея- ^
тельность, бег и плавание; пассивная ^
деятельность, расслабление и психическая регуляция.
Основателями психофизического тренинга являются спортивные психологи Г. Эвершпехер и Ю. Ренцланд. Тренинг содержит десять последовательных этапов его реализации.
На первом этапе необходимо поставить перед собой конкретную задачу по улучшению психического состояния. В течение недели предлагается заниматься бегом или ходьбой продолжительностью 20 минут, затем необходимо выполнить упражнения на растяжку мышц. Перед сном - «внутренний монолог» о значимости психофизического тренинга.
На втором этапе, в течение следующей недели - бег с применением метода внушения: «я могу научиться владеть своими эмоциями». После бега - упражнения на растяжку мышц. Перед сном «внутренний монолог» о необходимости занятий психофизиче-> ским тренингом.
^ Третий этап имеет продолжи-
^ тельность в две недели. Первая неделя -<ч бег, после его окончания применяются | упражнения на концентрацию. Вторая © неделя - бег с применением упражнения ^ на концентрацию во время бега. Й Четвертый этап направлен на
"5 формирование уверенности в себе. В течение недели необходимо заниматься | бегом и упражнениями. Во время бега § вспоминать и анализировать ситуации, в § которых удалось показать свою уверен-| ность, смелость, проявить силу ^ характера.
у Пятый этап направлен на обуче-
Ц ние методам расслабления. В течение
^ недели проходят занятия бегом и уп-
§ ражнениями. После бега - релаксация, о
медитация.
| До начала упражнений необхо-
^ димо принять удобное положение: сесть
« в кресло или лечь на спину, ноги раз-
| вести в стороны, ступни развернуть
^ носками наружу, руки должны свободно
^ лежать вдоль тела (ладонями вверх).
Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.
Упражнение 1. Лежите спокойно в течение двух минут. Представьте помещение, в котором находитесь, мысленно обойдите всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно.
Упражнение 2. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Внимательно следите за своим дыханием.
Упражнение 3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе - расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.
Шестой этап ориентирован на тренировку внутренней речи. Необходимо найти позитивные формулировки самоубеждения, сформулировать их письменно, например: «Я сделаю все и попытаюсь реализовать все свои возможности». Важно поддерживать свои успехи, в то же время реально оценивать свои недостатки.
Седьмой этап направлен на тренировку концентрации. Сигнал о концентрации облегчает управление мыслями в пространстве и времени. Необходимо найти слово-сигнал концентрации, например, «Концентрация!» или «Собраться!». Сесть удобно в кресло, закрыть глаза и расслабиться. Затем открыть глаза и посмотреть на произвольно выбранный объект. При этом не позволять вниманию отвлекаться, оставаясь расслабленным и ненапряженным. Если внимание рассеивается, нужно произнести слово-сигнал. Закрыть глаза, рассмотреть объект в мыслях со всех сторон, повторяя слово-сигнал. При
этом необходимо оставаться спокойным и расслабленным, не давать мыслям уходить в сторону. Закончить концентрацию внимания на объекте. Открыть глаза, пошевелить пальцами, свободно встряхнуть руками и ногами.
На восьмом этапе основное внимание направлено на обучение методу идеомоторной тренировки. Для этого необходимо: привести себя в состояние расслабления-концентрации; представить ситуацию служебной деятельности и свои действия в данной ситуации; проанализировать способы выхода из
представленной ситуации; найти альтернативу первому решению; проиграть в мыслях эту альтернативу, оставаясь в состоянии расслабления; мысленно проиграть успешный выход из смоделированной ситуации (первоначальный, альтернативный).
Таким образом, психофизический тренинг может стать мощным психическим двигателем в профессиональной деятельности сотрудника, способствовать профилактике возможных неблагоприятных психических состояний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нежкина Л. Ю., Ярославцева И. В., Капустюк О. Ю. О профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). С. 184-188.
2. Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. 276 с.
4. Родионов А. В. Психофизический тренинг // Теория и практика физической культуры. 1995. № 7. С. 32-33.
3. Гайдай М. К. К проблеме преподавания дисциплины «Психология в деятельности сотрудника органов внутренних дел»: содержательно-деонтологический аспект // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы 22 всероссийской научно-методической конференции. Иркутск, 2017.
© Нежкина Л. Ю.
>
к
<ч а а
и и
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1 £
а «
и
О?
X « X