ЛИТЕРАТУРА
1. Борин Б. В. Сходство и различие оперативно-розыскной характеристики преступлений экономической направленности от других видов характеристик, используемых в криминальных науках // Российский следователь. 2014. № 6. С. 35-39.
2. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.
303 с.
3. Правовые и организационно-тактические основы оперативно-розыскного обеспечения раскрытия похищения человека: монография / Галахов С. С. и др. М.: ВНИИ МВД России, 2005.
© Федорович Д. Ю.
ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
УДК 316
М. К. ГАЙДАЙ, профессор кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин ВосточноСибирского института МВД России, доктор социологических наук, доцент (г. Иркутск)
>
к
M. K. GAIDAI, professor of the department of philosophy, psychology and social and humanitarian disciplines of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of g Russian Federation, doctor of sociology, do- ^ cent (Irkutsk) ы-
S
ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ a
PENITENTIARY BEHAVIOR OF MINORS §
I
a;
Аннотация. Статья посвящена особенностям поведения несовершеннолетних а
осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Отмечается, что §
на поведение и поступки несовершеннолетнего значительное влияние оказывает сам |
факт замкнутости социального пространства пенитенциария, его изолированность. §
Строгая регламентация, тотальная дисциплина и отсутствие т. н. закулисья также Is
обуславливают пенитенциарное поведение осужденного. S
Ключевые слова: поведение, пенитенциарное поведение, несовершеннолетний, |
осужденный. |
Annotation. The article is devoted to the peculiarities of the behavior of juvenile convicts serving sentences in educational colonies. It is noted that the behavior and actions of a
minor are significantly influenced by the fact that the penitentiary's social space is closed and |
isolated. Strict regulation, total discipline and lack of so-called. Behind the scenes also cause Jj the prisoner's penitentiary behavior.
Key words: behavior, penitentiary behavior, minor, convict.
Среди всех учреждений системы исполнения наказаний, которые предназначены для отбывания наказания в виде лишения свободы, сегодня, в условиях реформирования уголовной и пенитенциарной политики нашего государства, пристальное внимание уделяется специальным учреждениям, предназначенным для несовершеннолетних преступников - воспитательным колониям. По данным Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, в воспитательных колониях в 2016 г. отбывало наказание 1 655 человек [1]. Исследование преступности несовершеннолетних в целом, личностных характеристик преступников молодого возраста, мотивов, побуждающих их пойти на совершение преступления, и других аспектов данной проблемы, несомненно, оправданно, ведь преступность несовершеннолетних - это резерв > для взрослой преступности. Среди иных ^ категорий осужденных несовершенно-^ летние не только более уязвимая, но и ^ наиболее сложная в практическом плане а социальная группа осужденных. Поэто-^ му в рамках реформирования уголовно-¡^ исполнительной системы России изуче-ВД ние поведения несовершеннолетних в ^ условиях изоляции от общества имеет ^ несомненную актуальность и практиче-| скую значимость. Мировое сообщество | впервые обратилось к проблеме несо-§ вершеннолетних на II Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, прохо-у дившем в 1960 году в Лондоне. На VIII 1 Конгрессе ООН в 1990 году были при-^ няты Минимальные правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, | лишенных свободы, которые стали | стандартом поведения государства по ^ отношению к преступившему закон ре* бенку [2, с. 45].
« Наиболее наглядным показате-
о лем поведения человека является нали-^ чие или отсутствие в его поступках дей-
ствий, запрещенных законом или порицаемых общественной моралью. Все несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях, совершили преступления, за что и были осуждены. Причем большинство из них совершили серьезные преступления, потому что в настоящее время к реальному сроку лишения свободы лица, не достигшие совершеннолетия, приговариваются преимущественно за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Результаты последней специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, показывают, что «сейчас в ВК сосредотачивается самая сложная в криминальном плане категория осужденных, отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений» [3, с. 81]. Соответственно, их допенитенциарное поведение было отклоняющимся от норм права. В то же время важным с практической точки зрения является исследование поведения несовершеннолетнего осужденного во время отбывания наказания, поскольку именно пенитенциарное поведение несовершеннолетнего является индикатором, показывающим сотрудникам воспитательной колонии степень его исправления.
Говоря о пенитенциарном поведении несовершеннолетних, можно выделить некоторые черты, раскрывающие его специфику и оказывающие определенное влияние. Одной из приоритетных особенностей пенитенциарного поведения несовер-шеннолетнего является то, что отбывание наказания происходит в условиях замкнутости социального пространства пенитенциария, его изолированности. Эта черта имеет две формы проявления: физическую и социальную. Физическая выражается в режимных требованиях условий содержания несовершеннолетнего преступника: наличие решеток на окнах, заборов, колючей проволоки и смотровых вышек
по периметру, запираемых помещений и т. д. Социальная изоляция проявляется, с одной стороны, в невозможности поддержания прежних социальных контактов несовершеннолетнего, обусловленного требованиями режима, а с другой -в нежелании бывших друзей, одноклассников, соседей и т. д. встречаться и общаться с преступником. Естественно, несовершеннолетний, попав в условия изоляции, должен жить по тем нормам и выполнять те требования, которые существуют в воспитательной колонии.
К особенностям пенитенциарного поведения также можно отнести то, что все поступки и действия несовершеннолетнего всегда на виду. Как и у взрослых осужденных, у несовершеннолетних почти полностью отсутствует возможность оставаться наедине с собой, они лишены естественного для человека индивидуального пространства. Где бы ни находился несовершеннолетний осужденный, он всегда под наблюдением: учителя - в школе, воспитателей, психолога, других сотрудников воспитательной колонии во внеучебное время. И практически всегда его окружают такие же, как и он, осужденные, что является наиболее сложным в психологическом плане.
Строгая регламентация и тотальная дисциплина также оказывают влияние на пенитенциарное поведение осужденного. Нередко до совершения преступления, а соответственно, до осуждения многие несовершеннолетние были предоставлены сами себе. Родители не уделяли им должного внимания, не следили за ними и, как следствие, несовершеннолетний, предоставленный самому себе, оказавшись под влиянием дворовой компании, совершал преступление и попадал в исправительное учреждение. Условия содержания в воспитательной колонии отличаются строгой регла-ментацией правомерного поведения, а поступок, выходящий за пределы прописных норм, признается де-
виантным, нарушающим правила, установленные в колонии. Режимные требования, существующие в воспитательной колонии, являются сдерживающим фактором отклоняющегося от нормы пенитенциарного поведения осужденных: «... режим не только определяет право-ограничения, но воспитывает, дисциплинирует несовершеннолетних осужденных, является одним из основных средств их исправления» [4, с. 30].
На поведенческие особенности в условиях пенитенциария влияние оказывает также психическое состояние несовершеннолетних, обусловленное их возрастом. Нередко их поведение отличается особой жестокостью и цинизмом по отношению друг к другу и даже к взрослым людям. Как показало исследование, по мнению сотрудников уголовно-исполнительной системы, именно в воспитательных колониях проявляются самые жестокие нравы, которых в настоящее время практически нет в исправительных учреждениях для взрос- > лых. Так, в ходе интервью сотрудники ^ отмечали, что именно для воспитательных колоний характерны девиантные традиции, направленные на понижение а неформального социального статуса и © унижение человека (например, «про- ^ писка»). Юношеский максимализм, ха- Й рактерный для подростков и юношей, а не всех приводит к совершению престу- ^ пления, однако для лиц, оказавшихся в | исправительном учреждении, это воз- § можно послужило причиной для совер- а шения преступления и попадания в ко- | лонию. При этом, будучи в воспитательной колонии, некоторые осужден- » ные продолжают спорить со всеми, вы- Ц ражать и придерживаться только своей 2 точки зрения. Отсутствие гибкости
и
бескомпромиссность мышления форми- ^ руют желание идти вразрез с позицией | взрослых, демонстрировать сущест- ^ вующее и в среде взрослых преступни- « ков противоречие «мы - они», являю- | щееся максимой преступного мира. ^
>
к <N
а а
и и
ч
^ -
и «
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
о «
?
а
£ «
а s
Как и вне стен пенитенциария, групповой характер совершения поступков (проступков) и эмоциональная зависимость от непосредственного социального окружения являются важным показателем поведения несовершеннолетних осужденных. Специалистами выявлено, что «в группе размывается чувство личной ответственности, толпа дает ощущение групповой защищенности и всесильности. Опросы подростков, их родителей, сотрудников органов внутренних дел, многие объективные показатели (личностные характеристики подростков, их поведение и др.) дают основания полагать, что не меньше 2030 % подростков, совершающих правонарушения в группе, не могли бы сделать этого в одиночку» [5, с. 177]. В группе, как и в толпе человек, растворяется, забывает себя, чувство ответственности заметно снижается: «Не помню даже как все началось... Все его пинали, и я пинал.» - это слова бывшего осужденного.
На пенитенциарное поведение несовершеннолетнего оказывает также влияние невозможность самостоятельно формировать (выбирать и поддерживать отношения) непосредственное социальное окружение. Распределение осужденных внутри воспитательной колонии это задача сотрудников и администрации. Несмотря на это, в сообществе осужденных формируются неформальные связи и отношения, которые нередко оказывают серьезное влияние на поведение несовершеннолетнего, особен-
но на совершение девиантных поступков. В основе неформальных связей и отношений лежат традиции и обычаи преступного мира, построенные на приоритете физической силы и отличающиеся немотивированной жестокостью по отношению к слабым, что в среде несовершеннолетних преступников проявляется сильнее, чем у взрослых. Исследования ученых показывают, что объединения с асоциальными целями и противоправными способами их достижения «опасны не только совершенными ими преступлениями, негативные последствия их более глубоки: они создают определенную криминальную культуру в детской среде, которая постоянно стремится к самовоспроизводству» [5, с. 178].
В заключение отметим, что пенитенциарное поведение несовершеннолетних осужденных обуславливается фактом социальной изоляции, наличием строгой дисциплины и регламентацией жизнедеятельности, отсутствием возможности не только побыть наедине с собой, но и выбрать непосредственное окружение. Особенности возрастной психологии, групповой характер совершения деяний, сильная эмоциональная зависимость, а также бытующая в закрытых социальных системах пенитенциарного типа неформальная субкультура со своими нормами, законами и традициями также оказывают отрицательное влияние на поведение несовершеннолетних, отбывающих наказание в пенитенциарном учреждении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних] // Федеральная служба исполнения наказаний: сайт. URL: http: // фсин.рф /structure /inspector/iao/statistika/Xar-ka v VK/ (дата обращения: 21.08.2017).
2. Нигматуллин Р. В. Роль Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в становлении международных стандартов по борьбе с преступностью // Юридический мир. 2009. № 11. С. 43-49.
3. Данилин Е. М., Селеверстов В. И. Осужденные в воспитательных колониях. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 ноября
2009 г. / под ред. д.ю.н., профессора В. И. Селиверстова. Вып. № 2. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. 88 с.
4. Рябых С. Б. К вопросу о содержании понятия «режим в воспитательных колониях» // Российский следователь. 2010. № 5. С. 29-31.
5. Нигматуллин Р. В. Ребенок в современной России: права, возможности, система защиты: монография / Р. В. Нигматуллин, Р. Р. Каримов, А. А. Романов. Уфа, 2015. 217 с.
© Гайдай М. К.
УДК 159.9: 351.749
Л. Ю. НЕЖКИНА, доцент кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат педагогических наук (г. Иркутск)
L. Y. NEZHKINA, docent of the department of philosophy, psychology and social and humanitarian disciplines of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, candidate of pedagogical sciences (Irkutsk)
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
PSICHO-PHISICAL TRAINING AS A MEANS OF PREVENTION OF OCCUPATIONAL STRESS POLICE OFFICERS
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты изучения профессионального стресса сотрудников органов внутренних. В работе представлен один из многих методов профилактики профессионального стресса -психофизический тренинг.
Ключевые слова: профессиональный стресс, профессиональная деятельность, психофизический тренинг, состояние, поведение, личность, профилактика, интерес, результат, развитие.
Annotation. The article discusses the theoretical and practical aspects of the study of occupational stress of employees of bodies of internal. The paper presents one of many methods of prevention of occupational stress - mental and physical training.
Key words: occupational stress, professional activity, physical training, condition, behavior, personality, prevention, interest, the result of the development.
Реформирование системы МВД России в значительной степени усиливает требования к уровню профессиональных способностей сотрудника, к
его физическому, психическому и личностному потенциалу.
Когда говорят о профессионале, то возникает представление о таком ра-
>
к
<ч а а и и
«
а о
0 «
¥ а -с а
1
о
0 «
1 £
а «
и «5