Завершая изложение, подчеркнем еще одно обстоятельство. Риторика и в обыденном сознании, и в реальной практике прочно связана с филологическими науками, хотя ее возникновение еще при рабовладельческом строе было обусловлено, прежде всего, социально-политическими причинами. Многовекторный характер влияния риторики на все сферы общественной жизни (право и идеологию, искусство и мораль, управление и образование) делает перспективным объединение усилий философов, филологов, педагогов, политологов, юристов в разработке теоретических и практических вопросов эффективного речевого воздействия.
Современная риторика не может быть прерогативой какой-то одной из них, прежде всего потому, что риторика - явление социальное!
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьмин\И.\А. Технология управления шефом // Психотехнологии и эффективный менеджмент. - М., 1994.
2. Панов\М., ШуминаШ. Профессионально ориентированная риторика в вузе // Высшее образование в России. - 2001. -№ 2.
3. СелевкоШ. К.Юовременные образовательные технологии. - М., 1998.
4. СидельниковаШ. Ш. Спор? Спор! Спор... - Казань, 1992.
| МЕТОДИКА РАЗБИТИЯ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ
Помехоустойчивость как сложное личностное качество имеет важное значение во многих видах профессиональной деятельности, в том числе и оперативно-розыскной. Поскольку помехоустойчивость определяется комплексом психологических функций и качеств, то в этой связи развитие помехоустойчивости будет предусматривать развитие именно тех психических функций и качеств, которые обусловливают ее проявление. Предварительные исследования, проведенные нами (2; 8), определили комплекс психологических функций и качеств, определяющих помехоустойчивость. На основании этого исследования нами предлагается методика развития качества помехоустойчивости, предложенная для конкретной спортивной деятельности - баскетбола. Данная методика может быть использована для развития помехоустойчивости и в других видах деятельности. Методика включает следующие направления:
1. [Развитие [и [Совершенствование психических функций (концентрации, устойчивости, переключения внимания, воспроизведения мышечных усилий в различных психических состояниях, представления, мышечносуставной чувствительности). Для этих целей рекомендуется использовать комплекс психотехнических игр и упражнений (5; 6; 10; 12).
Для развития устойчивости внимания рекомендуются следующие упражнения: «Пальцы», «Бабочка», «Помехи», «Внимательный», «Фокусировка», «Ритмическое созерцание», «Сверхвнимание», «Муха».
Для развития концентрации внимания - «Термометр», «Пульс», «Фокусировка», «Геометрические фигуры», «Дыхание», «Прожектор», «Ритмичное созерцание».
Для развития переключения внимания - «Красночерная таблица», «Расстановка чисел», «Насос».
Для развития устойчивости к воздействию внешних факторов рекомендуются упражнения: «Помехи», «Расстановка чисел», «Пальцы», «Броски мяча в корзину на фоне утомления». При развитии помехоустойчивости выполнение игр сопровождается различными помехами (шум, разговоры, крики и т. п.).
Доктор пед. наук, профессор Г. Д. Бабушкин
Омская академия МВД России,
Ю. В. Яковых
Педагогический институт, г. Тобольск
Для развития представлений и воображения используются упражнения: «Мысленная тренировка», «Слово», «Мысленная визуализация», «Геометрическая фигура», «Мысленное воспроизведение», идеомоторная тренировка.
Для развития ощущений и способности к управлению мышечным напряжением используются упражнения: «Динамометр», «Палец», «Проводник», «Инфракрасные лучи».
Для развития умений релаксации - «Контраст», «Замедленное движение», «Насос», «Колокол», «Частичное расслабление».
Для развития и совершенствования способности к управлению своим состоянием рекомендуется психорегулирующая тренировка по А. В. Алексееву (1). Ее варианты - расслабление и мобилизация.
Предлагаемые средства (упражнения) проводятся в индивидуальной и групповой форме в виде игровой деятельности, систематически, с постепенно нарастающей сложностью. Предлагаются психотехнические игры, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, психорегулирующая тренировка и ряд упражнений, предложенных некоторыми авторами и разработанных нами (1; 3; 6; 10; 12; и др.).
Для развития представлений используется идеомо-торная тренировка. В игровых ситуациях спортсмен должен справляться с возросшим эмоциональным возбуждением и выполнять точные движения.
Приведенные выше упражнения наряду с начальным курсом аутогенной тренировки позволяют быстрее освоить приемы общей релаксации. Навыки расслабления всего тела в рамках этих упражнений и игр появляются уже после нескольких занятий. В итоге всего курса спортсмены обучаются более прямому, короткому, без предварительного напряжения мышц способу расслабления с помощью психического самовоздей-ствия. Многие находят свой индивидуальный путь к глубокой релаксации.
Помимо психотехнических игр и упражнений на каждом занятии проводятся краткие сеансы аутотренинга. Характер этих сеансов от занятия к занятию должен меняться. Развернутые и насыщенные яркими образами расслабления формулы постепенно становятся все более краткими и скупыми. Одновременно нарастает длительность пауз между произносимыми формулами. Паузы предназначены для самостоятельной работы. К последним занятиям фразы становятся предельно сжатыми, конспективными, например: «Кисти рук расслаблены... (пауза 5 сек.)... Расслабляются предплечья... Плечи... Волна расслабления растекается по всему телу. и т. д.».
Способы тонизации после аутотренинга также требуется освоить, так как расслабление необходимо контролировать, уметь быстро выйти из него, снимая вялость и сонливость. Выход из состояния релаксации обязательно должен сопровождаться тонизацией. Можно предложить освоить несколько простых способов тонизации, начиная с простого потягивания и до создания ярких мысленных образов, например сжатой пружины, готовой к пуску. Дыхательная тонизация также является быстрым и эффективным способом выхода из расслабления. Глубокий вдох, задержка, быстрый выдох дают прилив бодрости и выплеск энергии. Можно досчитать до 10 в ускоряющемся темпе, энергично поднявшись в конце счета. Можно создать образ сжатой, разворачивающейся пружины или закручивающейся воронки либо представить себя разбегающимся и ныряющим с трамплина или встающим под холодный душ. Дыхательно-мышечная тонизация может сочетаться со словесными формулами типа: «Мышцы упругие, легкие, собраны как пружина. дыхание свободное, глубокое... наполняюсь энергией. реакция молниеносная. внимание. встать!»
К тому моменту, когда приобретены навыки достаточно высокой концентрации и визуализации зрительных образов, в занятия включается идеомоторная тренировка - представление о движении. Занимающиеся учатся не только создавать яркие мысленные образы, но и перемещать их в пространстве. Начинать тренировки целесообразно с простых движений, постепенно переходя к координационно более сложным элементам. Таким образом осваивается методика идеомоторной отработки техники приемов, механизм которой заключается в том, что при мысленном представлении движения центральная нервная система посылает импульсы к периферии, а внутримышечные рецепторы реагируют на эти импульсы аналогично реальным действиям. Многократно проходя по каналам, нервные импульсы накапливают ощущения движения в мышцах и вырабатывают внутримышечную память, которая надолго сохраняется в теле.
Осваивая идеомоторную тренировку, спортсмены могут находить свою технику создания отчетливых мысленных образов. Так, визуалам бывает удобнее наблюдать движение как бы со стороны, словно на экране, ки-нестетикам - ощущать себя в движении. Для тренировки можно предложить выполнить следующие задания: представить технику приема в замедленном темпе, ощу-
тить поэтапное включение мышц в работу, представить самый энергетически экономичный вариант выполнения технического элемента, концентрируясь на работающих мышцах и освобождаясь от лишних напряжений других групп мышц, представить движение целостно в максимально быстром темпе и т. д. После многократного мысленного представления технического действия прием выполняется значительно эффективнее.
Если спортсмен способен ярко и четко представить движение, то чаще всего ему удается правильно выполнить прием уже с первых попыток. Использование идео-моторной тренировки перед отработкой новых или сложных элементов техники позволяет значительно сократить время на их освоение. Тренировку также можно использовать для закрепления позитивного опыта, фиксируя в сознании наиболее удачно выполненное движение. По мере приобретения навыков идеомоторной тренировки предлагается провести ее не только в спокойной обстановке или релаксационном состоянии, но и при наличии внешних отвлекающих факторов.
На следующем этапе развития помехоустойчивости на первое место выдвигается задача достижения оптимального психического состояния посредством саморегуляции и самовнушения. В этот период происходит сдвиг мотивации с технической и физической подготовки на психологическую. Решающими для победы на соревнованиях зачастую становятся не физические качества, а внимание, чувствительность, реакция, умение импровизировать и находить нетривиальные решения. Спортсмены оказываются перед сложной задачей: как сочетать высокую чувствительность и подвижность психических процессов с хорошей психологической устойчивостью и надежностью.
Использование психотехнических упражнений и игр в комплексе с методами аутогенной тренировки способствует осознанию своего психического состояния и более быстрому накоплению опыта его произвольной трансформации посредством самовнушения. В процессе занятий с группой в упражнения могут вноситься изменения и дополнения, предлагаться новые варианты и задания. Ведущий занятия (педагог) должен всячески поощрять творчество участников и стимулировать у них способности к импровизации.
2. Ыоделирование\Сбивающихфакторов.
Моделировались в условиях тренировки те возмущения и сбивающие факторы, которые характерны для соревновательной и тренировочной деятельности спорт-сменов-баскетболистов. Использовались следующие варианты моделирования:
- моделирование помех при увеличении веса снаряда (мяча) и расстояния до корзины. Использовались усложненные условия выполнения штрафного броска, броска с ходу, включающие увеличение и уменьшение веса, объема мяча и расстояния до корзины;
- моделирование шумовых раздражителей. В исследованиях А. В. Ивойлова (5) показано, что резкие шумовые раздражители оказывают отрицательное воздействие на органы и системы человеческого организма. Практика участия в соревнованиях по баскетболу показывает, что высокие уровни шумов, поступающих от
зрителей в самые ответственные моменты игры, нередко приводят к дискоординации движений спортсмена, снижая тем самым результативность действий. Поэтому одним из направлений моделирования считается моделирование шумовых раздражителей в тренировочных условиях в целях адаптации баскетболистов к такой помехе. В процессе тренировки баскетболистов через динамик периодически подается записанный шум зрителей на соревнованиях;
- моделирование соревновательных нагрузок. Наступающее утомление в процессе соревнования может вызывать рассогласование в двигательной деятельности спортсмена и приводить к дискоординации движений, снижая тем самым точность движений (2; 5; и др.). Так, по данным А. В. Ивойлова (5) и по нашим наблюдениям, у баскетболистов на тренировках частота сердечных сокращений находится в пределах 168 уд/мин, в условиях учебных игр - 186 уд/мин, на соревнованиях - 192 уд/мин. Как видим, имеются существенные расхождения в реакции организма на нагрузку в условиях тренировки и соревнований. В этой связи моделирование соревновательных нагрузок должно осуществляться с учетом их адекватности соревновательной деятельности баскетболистов. В качестве моделей соревновательной деятельности, отражающих ее содержательную сторону и физиологические сдвиги, в экспериментальной методике были взяты фрагменты этой деятельности в следующих вариантах: 1) игры с уменьшенным составом команды до двух человек; 2) использование специальных упражнений, приближенных к соревновательным условиям. Такая модель представляла собой игру двое на двое и на два кольца в течение 3 минут. Повторение задания включало три таких серии с перерывом до восстановления ЧСС до 120 уд/мин. После каждой серии баскетболисты выполняли три серии по 10 бросков в корзину с различных точек площадки;
- моделирование конкурентного стимула. Среди команды разыгрывается «приз» на лучшую точность бросков в корзину. Броски выполнялись по три серии, по 10 бросков в каждой сери: 1) штрафной бросок, 2) бросок со средней дистанции, 3) бросок с дальней дистанции. Броски выполнялись в фоновом состоянии испытуемых, при ЧСС не более 90 уд/мин.
3. Развитие\уменийШсихической\£аморегуляции.
Обоснованность данного направления в методике развития помехоустойчивости исходит из следующего. Влияние помех на спортсмена прежде всего, сказывается на его психическом состоянии, в результате проявляются возбудимость, раздражительность, агрессивность и другие качества, сказывающиеся отрицательно на поведении и деятельности баскетболиста. В этой связи, исходя из исследований А. В. Родионова (8), В. Н. Смолен-цевой (9) и др., мы считаем, что в целях формирования у баскетболистов помехоустойчивости необходимо развивать умения психической саморегуляции.
Основным средством при развитии умений психической саморегуляции у спортсменов является психорегулирующая тренировка (ПРТ). Однако, как показали исследования В. Н. Смоленцевой (10), для овладения ПРТ необходимо создание соответствующей базы - разви-
тия необходимых психических функций. К таким функциям относятся: концентрация, устойчивость, распределение и переключения внимания; мысленные представления; воображение, включающее воссоздание в сознании образов, ситуаций, явлений; воспроизведение и дифференцирование мышечных усилий. После развития перечисленных функций (упражнения для этого были представлены выше) приступают к овладению ПРТ (расслаблением и мобилизацией). В развитии умений психической саморегуляции реализуются принципы индивидуализации, доступности, систематичности, наглядности, постепенного увеличения нагрузок, поощрения инициативы занимающихся.
При развитии умений психической саморегуляции у спортсменов мы руководствовались рекомендациями
В. Н. Смоленцевой (10), которая выделила следующие этапы.
Первый этап занятий проводится с 1 по 6 занятия, при этом ведут беседы в целях формирования положительного отношения к предстоящим занятиям и используются упражнения для развития концентрации, устойчивости, переключения и распределения внимания, для развития помехоустойчивости.
Второй этап - с 7 по 18 занятия. Овладение ПРТ. С 7-го по 12-е занятие осваивается половина формул на расслабление (20 формул) и 12 формула - на мобилизацию. С 13-го по 18-е занятие количество формул постепенно возрастает (до 40 - на расслабление и 21 - на мобилизацию). Во время второго этапа занятий ПРТ осваивается методом гетеровнушения. Наряду с овладением ПРТ продолжается развитие психических функций.
Третий этап - с 19-го по 30-е занятие включает развитие и совершенствование психических функций и умений психической саморегуляции. ПРТ с 19-го по 24-е занятие проводится с полным набором формул расслабления (40) и мобилизации (21). При овладении ПРТ осуществляется переход с гетеровнушения на аутовнушение. С 25-го по 30-е занятие количество формул ПРТ сокращается. Разрабатываются индивидуальные для каждого спортсмена формулы ПРТ по качеству и количеству. Продолжается развитие психических функций с использованием психотехнических игр.
Четвертый этап включает с 31-го по 39-е занятие. Занятия ПРТ проводятся в форме аутовнушения. Количество формул сокращено: до 8-6 на расслабление и до 5 на мобилизацию. В занятия включаются также психотехнические игры.
4.\Адаптация\КЫзменениям, ВызваннымШнтенсив-ной мышечной [деятельностью.
Как показали результаты нашего предварительного исследования (8), действующей помехой для спортсменов является наступившее утомление. В этой связи в содержание методики повышения помехоустойчивости целесообразно включать следующие задания: 1) упражнения на развитие специальной выносливости; 2) выполнение бросков мяча в корзину с различных расстояний на фоне нарастающего утомления.
При развитии специальной выносливости у баскетболистов мы ориентировались на положения теории спортивной тренировки. При этом использовались ме-
тоды повторного и интервального упражнений. Основные характеристики методики воспитания специальной выносливости у баскетболистов следующие:
1. Интенсивность работы составляет 75-85% от максимальной. В конце выполнения работы ЧСС доходит до 170-180 уд/мин.
2. Продолжительность отдельной нагрузки - 1-1,5 минуты.
3. Интервалы отдыха составляют 1-1,5 минуты, включающие малоинтенсивную работу - броски мяча в корзину с разных дистанций.
4. Число повторений определяется по состоянию спортсмена (от 5 до 8 в одном занятии).
При развитии специальной выносливости у баскетболистов решаются три основные задачи: 1) повышение анаэробных возможностей за счет гликолитического компонента; 2) повышение аэробных возможностей за счет совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 3) повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной мышечной работой (за счет развития волевых качеств: настойчивости, упорства.
Для упражнений использовались бег и проведение игр по следующей методике. Вся игра разделялась на три периода. Общее время игры составляло 15 минут и делилось на три периода. Баскетболисты играют в течение периода в максимально высоком темпе. Время отдыха между периодами постепенно сокращалось до установленного правилами соревнований.
Таким образом, мы осуществляли адаптацию баскетболистов к изменениям внутренней среды, вызванным напряженной мышечной работой, характерной для соревновательной деятельности.
5. Развитие ментальныхумений.
Одним из методов для повышения помехоустойчивости нами использовался метод формирования психологический самозащиты от сбивающих влияний, разработанный на основе ментальной тренировки (7; 11). С помощью ментальных упражнений у спортсменов формируется субъективное состояние психологической защищенности от внешних факторов. Спортсменам объясняются внушающие функции других людей, создается представление о феномене биополя человека. Спортсмен может усилить свою психологическую защищенность путем специальных ментальных упражнений, целью которых является создание дополнительных слоев или мысленных контуров по границе своей био-полевой капсулы. С помощью нижеприведенных упражнений у спортсменов формируется умственное умение управлять своим взглядом.
Методика формирования психологической защиты заключается в следующем. Спортсмену предлагается принять положение стоя с закрытыми глазами и представить себя внутри своей биополевой оболочки. Затем посредством воображения, представлений, памяти мысленно вообразить, что невидимая волновая оболочка окружает все тело, не позволяя проникнуть в свое сознание чужеродным сбивающим воздействиям. Человек должен прислушаться к своим ощущениям, взглянуть на себя со стороны и представить себя в био-
психическом «скафандре», т. е. биополевая оболочка тела защищает от внешних воздействий. Обучающиеся разбиваются на пары, встают напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Спортсмен должен мысленно создать непроницаемую преграду между собой и партнером.
Первоеупражнение. «А» мысленно «ставит» ментальную перегородку от второго, стоящего напротив «Б». Если «Б» ощутил эту ментальную перегородку, он об этом сообщает партнеру. Далее партнеры меняются позициями.
Второе\упражнение. «А», установив ментальную перегородку, стремится удержать ее, не пропуская в свое, личностное пространство мысленные воздействия «Б», стремящегося проникнуть своим умственно-волевым усилием через препятствие и повлиять на психическое состояние «А» посредством произношения (про себя) различных предложений, направленных на изменение состояния партнера. Задание длится 3 минуты, затем обучающиеся меняются ролями. После выполнения задания они сообщают друг другу о содержании мысленных посланий.
Третьеупражнение. «А» после установки ментальной перегородки перемещает ее на различные расстояния от себя (от 1 метра до 3 метров), сообщая об этом «Б». «Б» должен прочувствовать ментальные действия «А» и сообщить ему об этом после выполнения задания.
Четвертое\упражнение. «А» выполняет задание предыдущего упражнения, но о своих действиях не сообщает «Б». «Б» должен сам определить, на каком расстоянии находится ментальная перегородка. Задание выполняется 3 минуты. Затем спортсмены меняются ролями. После выполнения ментальных упражнений результаты ощущений обсуждаются между спортсме-нами-партнерами и с тренером. Для ускорения овладения умениями спортсменам дается домашнее задание по ментальной тренировке управления взглядом.
Представленная в статье методика развития помехоустойчивости была апробирована в двух педагогических экспериментах с различным контингентом обучающихся, в которых была показана ее эффективность. Методика развития помехоустойчивости может с успехом использоваться в процессе психологической подготовки оперативных работников для системы ОВД.
ЛИТЕРАТУРА
1. АлексеееА.В.Иебя преодолеть. - М., 1985.
2. БабушкинШ. Щ.,\Яковых\Ю.\В. Помеховлияние и помехоустойчивость в баскетболе: мат-лы междунар. науч. конф. психологов спорта. - М., 2006.
3. БелкинА.А. Идеомоторная тренировка в спорте. - М., 1983.
4. Бойченко\&.Щ. Помехоустойчивость точностных движений и возможные пути ее повышения в процессе спортивной тренировки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1980.
5. ИвойловА.В. Помехоустойчивость движений спортсмена. - М., 1986.
6. ЫартыненкоА.Ш. Развитие решительности у борцов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2003.
7. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. - СПб., 2002.
8. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / под ред. Г. Д. Бабушкина. - Омск, 2006.
9. РодионовА.В., СНепопаловВ.СШ.,СоповВ.СФ. Предметная организация психофизиологической подготовки спортсменов // Спортивный психолог. - 2004. - № 2.
10. СмоленцеваВ.СН. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2006.
11. Унесталь Ш. СЭ. Основы ментального тренинга в спорте. - СПб., 1997.
12. ЦзенШВ.,ПахомовЮ.В. Психотехнические игры в спорте. - М., 1985.
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
А. И. Дубнякова
Санкт-Петербургский университет МВД России
Предназначение органов внутренних дел как системы государственных органов исполнительной власти заключается в том, чтобы защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, их собственность, а также интересы общества и государства от преступных или иных противоправных посягательств. В задачи милиции входят обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка, оказание помощи гражданам, должностным лицам и предприятиям в осуществлении их законных прав и интересов. Особенностями правоохранительной деятельности являются: ее осуществление в сфере правовых общественных отношений; строгая правовая регламентация; разнообразие решаемых задач: воспитательнопрофессиональные, удостоверительные, коммуникативные, организаторские и другие функции; эмоциональность труда, которая обусловлена высокой ответственностью за его результаты, постоянным общением с широким кругом лиц, отсутствием достаточной информации для принятия необходимых решений; наличие властных полномочий.
В современных условиях в связи с реформами, проводимыми в экономической, политической и социальной сферах российского общества, эффективность правоохранительной деятельности приобретает все большее значение и зависимость от внутренних потенциалов личности. Ведущее место в структуре личности занимает мотивация, являющаяся одним из основных понятий, объясняющих движущие силы поведения человека. Поэтому в настоящее время остро встает вопрос о необходимости более глубокого изучения мотивационной сферы личности.
Задачами психологической службы органов внутренних дел являются профессиональный психологический отбор кандидатов на службу и психологическое обеспечение профессиональной деятельности. В качестве одного из направлений психологического отбора и психологического обеспечения необходимо рассматривать выявление и формирование профессиональных мотивов, обеспечение положительной мотивации сотрудников ОВД.
С точки зрения мотивов выбора данной профессии выделяют следующие типы сотрудников: адекватный тип (мотивы выбора профессии согласуются с общепринятыми социальными нормами поведения, ярко выраже-
на направленность на борьбу с преступностью, а также стремление защищать граждан, закон); конформистский тип (мотивы выбора профессии сформировались под влиянием социальной группы, нормы которой являются для данной личности высокозначимыми); ситуативный тип (выбор профессии произошел под влиянием факторов, не связанных с интересом к профессии; прогностически данный тип неблагоприятен, так как связан с возможным разочарованием в работе и неудовлетворенностью выбора); компенсаторный тип (служба в ОВД воспринимается такими сотрудниками как возможность преодоления слабых черт характера; данный тип неблагоприятен в связи с тем, что он предполагает развитие личности, в результате которого возможна гиперкомпенсация ее слабых сторон); криминальный тип (маскируемая «правильными» формулировками антисоциальная направленность, преследующая использование служебного положения в личных целях) (2).
Классифицируя профессиональные мотивы сотрудника правоохранительных органов, выделяют группы личностных и ситуационных мотивов. В группу входят: социально-ценностные мотивы (социальная ценность и важность правоохранительной деятельности; престиж профессии в глазах окружающих; уверенность в росте квалификации; гражданские мотивы; нравственные мотивы); мотивы сотрудничества (устремленность к коллективным целям; мотивы психологического комфорта; мотивы коллективного признания; мотивы самоутверждения; мотивы сплочения и взаимопомощи); мотивы достижения (интерес к профессии; стремление к творчеству и инициативе; стремление к расширению кругозора; удовлетворенность выбранной профессией; заинтересованность в совершенствовании профессионального мастерства; стремление к руководству; стремление к расширению сферы своего влияния).
Ко второй группе мотивов относятся простые (на физиологическом уровне), сложные (осознание цели действия), осознанные, неосознанные, актуализированные и неактуализированные мотивы. В группы личностных и ситуационных мотивов входят также утилитарные мотивы (заинтересованность в оплате; стремление к улучшению условий службы; удовлетворенность бытовыми условиями; стремление к карьере и т. д.).
С. Ф. Лях в рамках своего исследования выделил пять групп профессиональных мотивов у сотрудников ОВД: профессиональные, познавательные, социальные, праг-