Психологические
аспекты
профессиональной
подготовки
ПРОБЛЕМЫ РИТОРИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Л. Г. Носкова
Академия управления МВД России
Человек разумный (homo sapiens) становится человеком говорящим (homo eloquens), потому что к своему совершеннолетию он произносит почти 60 млн слов. При этом мы плохо владеем грамотной речью и порой даже не стремимся к этому. «Мели, Емеля - твоя неделя», «Язык без костей», «Соврет - недорого возьмет», -такие поговорки отражают негативное отношение людей к слову. В обществе крепнет уверенность, что риторика - это баловство и даже жульничество. Люди перестали верить слову, они часто считают его средством манипулирования сознанием. Однако язык, речь по своему происхождению тесно связаны с культурой и совершенствуются или деградируют вместе с обществом. Органическая связь языка с культурой и обществом делает его важнейшим компонентом национального духа.
Правоохранительная деятельность относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, она принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации сотрудников милиции. Наряду с осуществлением правоохранительной деятельности они выполняют управленческие функции, функции по руководству подразделениями, аппаратами и службами, ведут правовое воспитание населения. По роду своей деятельности милиционеру приходится не только оперировать законом, но и разъяснять, убеждать, доказывать. Для него важно уметь формулировать, представлять, транслировать свои убеждения и требования, необходимо умение планировать вербальное и невербальное общение, примеряя на себя различные роли.
При этом сотрудников органов внутренних дел говорить почти не учат. Ученые утверждают (3, 38), что во время обучения человек в среднем (!) говорит две минуты в день. Может ли будущий сотрудник ОВД за такое время научиться говорить грамотно и красиво? Они лишены возможности учиться хорошей речи, используя, например, средства массовой информации.
Отметим, что для будущих сотрудников правоохранительных органов введены (правда, очень краткие) курсы русского языка и культуры речи и риторики. И это дает ростки, но они пока слабенькие. «Каждый\Сам\е себе\формирует\^то\формироеание»;\«Приметы\йре-
ступника:\Мужчина\кавказской\^ародности,\Ьдежда темного Цвета, был вМаске»; «Лежит Женщина,упав-шая[С[4-го[Зтажа.[Диагноз:Шножественные\Перело-мы Шуловища»; 0Обнаружен Шруп \гр.\Г. Шри себе Ымел велосипед^Шагажником.ОстальныеЯриметы^ста-навливаются»;[«На[Верхний[Головинский[Пруд Ныез-жали(перечисляютсядознаватели, Эксперты, Вотруд-никШрокуратуры)» - такие фразы совсем не редкость. Плохая речь, скорее, правило, чем исключение.
Что можно сделать для уменьшения речевых пробелов? Как и в каком объеме преподаваемые дисциплины обеспечивают успешность речевой профессиональной подготовки?
Риторика - не только слагаемое культуры общения в целом, но и социальное речевое воздействие. Перспективным представляется ее изучение как профессионально ориентированной дисциплины. Такой подход разрабатывается М. Пановым и Л. Туминой и нашел отражение на страницах журнала «Высшее образование в России» (2, 7).
В профессионально ориентированной риторике уделяется внимание формированию коммуникативнориторических умений двух типов. Первый связан с технологиями эффективных коммуникаций в общении широкого плана - семья, друзья, работа и т. п. Он предполагает принятую этикетность в поведении, адекватность реакции на возникающие ситуации и т. п.
Второй тип включает в себя риторически-поведен-ческие действия, которые наиболее характерны для конкретного вида человеческой деятельности и имеют свои особенности. Кроме того, можно вести речь и о статусно-ориентированной риторике: одна - для начальника, другая - для подчиненного (1, 160-165).
Сегодня разрабатываются вопросы гендерно-ориентированной и возрастной риторики: известно, что мужчины и женщины по-разному излагают информацию, воспринимают ее, требуют разной системы аргументации; есть отличия использования риторики в молодежной среде и в аудитории, состоящей из зрелых людей (4). Идея профессионально ориентированной, адресной риторики перспективна.
Каким же образом строится изучение этого предмета в Академии управления МВД России? Учебный
план подготовки специалистов по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция» (на базе высшего образования) не содержат специального блока «Риторика», что само по себе уже является свидетельством недооценки важности такой составляющей профессионального образования. Справедливости ради надо отметить, что в Госстандартах по специальности «Юриспруденция», «Правоохранительные органы» дисциплина «Русский язык и культура речи» присутствует как федеральный компонент, т. е. входит в обязательный минимум содержания основной образовательной подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел. Однако знакомство с основными разделами указанной дисциплины убеждает в доминировании филологического уклона. Важные риторические знания остаются, не превращаются в конкретные, осознанные стратегии публичного выступления. Налицо неадекватность способа подготовки социальному заказу: научить сотрудника органов внутренних дел грамотно и эффективно говорить публично.
Мы предлагаем взять за основу идею профессионально ориентированной риторики. Изучение этого курса базируется на деятельностном подходе, который означает не только получение обучающимися знаний о способах деятельности (в данном случае - коммуникативной), но и усвоение самих этих способов, т. е. овладение профессионально значимыми коммуникативными умениями. При этом главная цель профессионально ориентированной риторики - обучение эффективному профессиональному общению. Содержанием этого курса выступает теоретико-прикладная информация, направленная на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков.
Теоретические сведения включаются в том объеме, который позволяет формировать алгоритм и импровизацию риторических действий (это особенно важно учитывать при использовании тренинга как формы организации учебного процесса при изучении риторики). Ведущую роль в излагаемом материале играют так называемые инструментальные знания («Как выступать в отрицательно настроенной аудитории?», «Кодекс чести полемиста» и т. п.).
Полагаем, что здесь необходим переход от классического, объяснительно-иллюстративного типа обучения к другой парадигме организации занятий, учитывающей принципы инновационных технологий обучения. Первый принцип - активизация субъекта обучения. Если обучающийся вовлечен в процесс обучения, он усвоит 3/4 материала против 1/4 услышанного, 1/3 увиденного при информационном построении обучения.
Идея «погружения» как эффективного способа интенсификации педагогического процесса не нова, она имеет давние исторические корни. Различные аспекты такого средства организации учебного процесса описаны И. Ф. Гербартом, В. В. Розановым, П. П. Блонским.
При этом «погружение» означает совокупность форм, средств, методов организации педагогического процесса, протекающего в короткий промежуток времени и реализующего следующие основные задачи:
- выявление поля проблем аудитории и каждого присутствующего для их увязывания с излагаемой информацией и поэтапного разрешения;
- изложение информации узловых, принципиально значимых положений курса;
- немедленный перевод полученной информации в практические задания, выполняемые на этом же занятии, что актуализирует и информацию, и формирующиеся умения. Любая риторическая работа непременно предполагает практические задания по закреплению изложенного материала. Характер дисциплины «Профессионально ориентированная риторика» объективно рождает многообразие различных заданий практического свойства. Это риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задачи, риторические игры, упражнения, направленные на совершенствование этоса; это и задачи, связанные с работой над пафосом, это и упражнения, развивабщие логоса (этос, пафос и логос - три краеугольных камня риторики).
Выполняемые задания разнесены во времени, а потому трудно определить динамику происходящих изменений у слушателей, реагировать на возникающие проблемы. Здесь может помочь тренинг. Специально организовав определенные формы общения, мы формируем речевые навыки, решая вопросы собственно профессиональной деятельности: стратегии эффективного публичного выступления, построения грамотного алгоритма взаимодействия оратор - аудитория. В тренинге целенаправленно создается среда, обеспечивающая проработку проблем профессиональной деятельности, развиваются способности анализировать ситуацию и собственное поведение, возникает возможность изменения стереотипов, мешающих им реагировать и перестраиваться в различных условиях; формируются навыки межличностного взаимодействия; происходит овладение социально-психологическими знаниями, что важно не только для более эффективных публичных выступлений, но и для коррекции собственного поведения в других видах деятельности. Занятия в тренинге позволяют зафиксировать личностные особенности обучающихся, уровень их развития, готовность к научению, самоизменению.
Групповой опыт обучения противодействует отчуждению, помогает решению собственной проблемы. Человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе, «зацикливания» на своих трудностях. Выявление общего «поля проблеем» убеждает обучающегося в том, что его проблема типична, многие из присутствующих имеют аналогичную. «Совпадение проблем» - мощный положительный фактор.
В повседневном общении не каждый представляет уровень своих знаний, объем и характер имеющихся у него проблем, потенциал и ограничения в речевом общении. Став участником тренинга, он, в зависимости от качества обучения со стороны преподавателя и групповой динамики, обнаруживает проблемы в своем познании (выясняется, например, что речь изобилует словами-сорняками, что трудно коротко ответить на вопрос, не удается самому задать четкий вопрос и т. д.). Обучающийся начинает осознавать свою речевую неподготовленность, и это становится хорошим стимулом для продолжения обучения вне дисциплины. Так, один цикл обучения завершается, начинается другой.
Завершая изложение, подчеркнем еще одно обстоятельство. Риторика и в обыденном сознании, и в реальной практике прочно связана с филологическими науками, хотя ее возникновение еще при рабовладельческом строе было обусловлено, прежде всего, социально-политическими причинами. Многовекторный характер влияния риторики на все сферы общественной жизни (право и идеологию, искусство и мораль, управление и образование) делает перспективным объединение усилий философов, филологов, педагогов, политологов, юристов в разработке теоретических и практических вопросов эффективного речевого воздействия.
Современная риторика не может быть прерогативой какой-то одной из них, прежде всего потому, что риторика - явление социальное!
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьмин\И.\А. Технология управления шефом // Психотехнологии и эффективный менеджмент. - М., 1994.
2. Панов\М., ШуминаШ. Профессионально ориентированная риторика в вузе // Высшее образование в России. - 2001. -№ 2.
3. СелевкоШ. К.Юовременные образовательные технологии. - М., 1998.
4. СидельниковаШ. Ш. Спор? Спор! Спор... - Казань, 1992.
| МЕТОДИКА РАЗБИТИЯ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ
Помехоустойчивость как сложное личностное качество имеет важное значение во многих видах профессиональной деятельности, в том числе и оперативно-розыскной. Поскольку помехоустойчивость определяется комплексом психологических функций и качеств, то в этой связи развитие помехоустойчивости будет предусматривать развитие именно тех психических функций и качеств, которые обусловливают ее проявление. Предварительные исследования, проведенные нами (2; 8), определили комплекс психологических функций и качеств, определяющих помехоустойчивость. На основании этого исследования нами предлагается методика развития качества помехоустойчивости, предложенная для конкретной спортивной деятельности - баскетбола. Данная методика может быть использована для развития помехоустойчивости и в других видах деятельности. Методика включает следующие направления:
1. [Развитие [к [совершенствование [психических функций (концентрации, устойчивости, переключения внимания, воспроизведения мышечных усилий в различных психических состояниях, представления, мышечносуставной чувствительности). Для этих целей рекомендуется использовать комплекс психотехнических игр и упражнений (5; 6; 10; 12).
Для развития устойчивости внимания рекомендуются следующие упражнения: «Пальцы», «Бабочка», «Помехи», «Внимательный», «Фокусировка», «Ритмическое созерцание», «Сверхвнимание», «Муха».
Для развития концентрации внимания - «Термометр», «Пульс», «Фокусировка», «Геометрические фигуры», «Дыхание», «Прожектор», «Ритмичное созерцание».
Для развития переключения внимания - «Красночерная таблица», «Расстановка чисел», «Насос».
Для развития устойчивости к воздействию внешних факторов рекомендуются упражнения: «Помехи», «Расстановка чисел», «Пальцы», «Броски мяча в корзину на фоне утомления». При развитии помехоустойчивости выполнение игр сопровождается различными помехами (шум, разговоры, крики и т. п.).
Доктор пед. наук, профессор Г. Д. Бабушкин
Омская академия МВД России,
Ю. В. Яковых
Педагогический институт, г. Тобольск
Для развития представлений и воображения используются упражнения: «Мысленная тренировка», «Слово», «Мысленная визуализация», «Геометрическая фигура», «Мысленное воспроизведение», идеомоторная тренировка.
Для развития ощущений и способности к управлению мышечным напряжением используются упражнения: «Динамометр», «Палец», «Проводник», «Инфракрасные лучи».
Для развития умений релаксации - «Контраст», «Замедленное движение», «Насос», «Колокол», «Частичное расслабление».
Для развития и совершенствования способности к управлению своим состоянием рекомендуется психорегулирующая тренировка по А. В. Алексееву (1). Ее варианты - расслабление и мобилизация.
Предлагаемые средства (упражнения) проводятся в индивидуальной и групповой форме в виде игровой деятельности, систематически, с постепенно нарастающей сложностью. Предлагаются психотехнические игры, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, психорегулирующая тренировка и ряд упражнений, предложенных некоторыми авторами и разработанных нами (1; 3; 6; 10; 12; и др.).
Для развития представлений используется идеомоторная тренировка. В игровых ситуациях спортсмен должен справляться с возросшим эмоциональным возбуждением и выполнять точные движения.
Приведенные выше упражнения наряду с начальным курсом аутогенной тренировки позволяют быстрее освоить приемы общей релаксации. Навыки расслабления всего тела в рамках этих упражнений и игр появляются уже после нескольких занятий. В итоге всего курса спортсмены обучаются более прямому, короткому, без предварительного напряжения мышц способу расслабления с помощью психического самовоздей-ствия. Многие находят свой индивидуальный путь к глубокой релаксации.