Методика развития самообладания
В.Н.Смолвнцева
Сибирская государственная академия физической культуры, г.Омск
Специалист любой сферы деятельности должен уметь владеть собой: произвольно управлять мышлением, направляя его в необходимое русло при решении определенных задач; концентрировать и удерживать свое внимание на предметах и явлениях, вовремя переключать его; управлять своими эмоциями в отношении к окружающей действительности; управлять своими действиями, сдерживая или повышая мышечно-двигательную активность. Вся эта активность личности определяется уровнем развития волевого качества самообладания. Особую важность данное качество приобретает в тех сферах человеческой деятельности, где имеет место общение с другими людьми, особенно в конфликтных ситуациях. В деятельности сотрудников правоохранительных органов качество самообладания является главным в решении профессиональных задач.
В связи с высокой значимостью волевого качества самообладания в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов данная проблема актуальна для учебных заведений всех уровней системы МВД России, ведущих подготовку специалистов для ОВД. Развитие самообладания у обучающихся является одной из задач их психологической подготовки.
Волевое качество самообладания — способность управлять мыслями, эмоциями, действиями. Структуру самообладания можно представить в виде следующей схемы:
Самообладание
Управление
Мыслями
Эмоциями
Действиями
Учитывая названные компоненты самообладания, мы полагаем, что методика развития этого качества должна включать упражнения, направленные на развитие 1) концентрации, устойчивости и переключения произвольного внимания и способности создавать мысленные образы; 2) способности к управлению уровнем эмоционального возбуждения; 3) способности к управлению двигательными действиями при различных эмоциональных состояниях.
В развитии и проявлении самообладания существенную роль выполняют психические процессы: ощущение, воображение, мышление, представление, память, внимание, воля. Поэтому на первоначальном этапе развития самообладания основная работа отводится их совершенствованию.
При управлении развитием качества самообладания мы используем следующие положения:
1) постепенный переход с гетеровоздей-ствия на аутовоздействие при работе с психо-регулирующей тренировкой;
2) направленность средств первого этапа работы предусматривает развитие таких функций внимания, как концентрация, устойчивость, переключение;
3) дифференцирование применяемых средств с учетом исходного уровня развиваемых психических функций и степенью их совершенствования;
4) в процессе развития самооблдаания необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности каждого индивида (темперамент, характер, мотивацию и т.д.).
Для развития самообладания мы используем широкий круг психотехнических упражнений, предусматривающих развитие и совершенствование психических функций, обеспечивающих регуляцию психической активности личности (2-6). Каждое упражнение направлено на развитие и совершенствование определенной психической функции. Данный комплекс упражнений из 36 занятий продолжительностью в 30 минут включает следующие серии упражнений:
Первая серия упражнений предполагает совершенствование психических процессов.
Упражнение «Бабочка» (4) способствует развитию устойчивости внимания.
Упражнение «Пальцы» (4) направлено на развитие устойчивости внимания и отвлечение от посторонних мыслей.
Упражнения «фокусировка», «Пульс», «Термометр» (4) развивают способность оперативно регулировать объем внимания. Упражнения позволяют также освоить навыки концентрации на различных частях тела, тонко ощущать его и свободно перемещать внимание из одной его части в другую. Такие навыки являются базовыми при овладении техникой саморегуляции.
Упражнения с цифрами: «Красно-черная таблица», «Расстановка чисел» (2) способствуют развитию концентрации и переключения внимания, а также помехоустойчивости.
Упражнения с использованием геометрических фигур (5; 6) направлены на развитие умения мысленно менять размер, цвет и характер движения геометрического рисунка, что является основой обучения навыку концентрации.
Упражнение «Дыхание» (4) способствует развитию концентрации внимания, в данном случае — на дыхании.
Данная серия упражнений используется преимущественно на первом этапе занятий, с постепенным снижением их объема на последующих этапах.
Вторая серия упражнений направлена на развитие способности к управлению эмоциональным состоянием (второй компонент самообладания). Для развития этой способности предлагаются различные средства (1; 3; и др.). В своей работе мы использовали психо-регулирующую тренировку по А.В.Алексееву (1), которая позволяет решить две задачи: первая — расслабление и успокоение; вторая — активизация и мобилизация. Для решения этих задач используются словесные формулы, вызывающие а) мышечное расслабление и успокоение; б) яркие образные представления, воздействующие на психическое состояние.
Для овладения психорегулирующей тренировкой (ПРТ) предлагаются 36 занятий продолжительностью 20 минут в течение 12 недель. 1-я и 2-я недели предполагают освоение приемов саморегуляции, направленных на развитие умений расслаблять мышцы, концентрировать и переключать внимание на различные участки тела, вызывать в них ощущение тепла. В последующие недели занятий подобные упражнения включаются как игровое дополнение к ПРТ. В первые две недели занятий проводятся групповые беседы, в ходе которых раскрываются психические и физиологические механизмы ПРТ. Занимающиеся знакомятся с техникой пульсометрии для контроля за своим состоянием.
С 3-й по 6-ю недели занятий используются все 40 словесных формул для расслабления и 21 — для последующей мобилизации. Занятия проводятся по принципу гетеровну-шения. Для контроля за эмоциональным состоянием фиксируется пульс.
С 7-й по 10-ю недели ПРТ проводится по сокращенному варианту расслабляющих и мобилизующих формул. Количество формул сокращается постепенно, по мере приобретения навыка расслабления и мобилизации занимающимися. Занятия проводятся с постепенным переходом с гетеровнушения на
аутовнушение. На этом этапе занятий вырабатываются индивидуальные варианты формул.
В течение 11-й и 12-й недель занятия ПРТ проводятся по принципу аутовнушения. Количество формул сокращается при расслаблении до 7-5, при мобилизации — до 5-3. На данном этапе занимающиеся используют индивидуальные варианты словесных формул.
Третья серия упражнений направлена на развитие способности управлять собственными двигательными действиями в различных эмоциональных состояниях. Произвольное регулирование собственных действий требует от человека достаточно высокой осозна-ваемости напряжения мышечных волокон. Для развития этой способности мы предлагаем воспроизведение и дифференцирование дозированного мышечного усилия (50% от максимума) на ручном динамометре без зрительного контроля. Занимающиеся получают информацию о выполнении предлагаемых заданий после каждого действия.
Воспроизведение усилия (без зрительного контроля) осуществлялось после трех попыток воспроизведения со зрительным контролем. Занимающимся предлагалось сделать 10 попыток. После чего подсчитывались ошибки и объявлялся победитель.
При дифференцировке мышечных усилий занимающимся предлагается поочередное прибавление (на 2 кг) и убавление (2 кг) от 50% усилия. После каждого действия занимающиеся получают информацию о своих результатах.
Воспроизведение усилий и дифференци-ровка проводятся через каждые два занятия в различных эмоциональных состояниях — фоновом, возбужденном, расслабленном.
Литература
1. Алексеев A.B. Себя преодолеть. — М.: фиС, 1985.
2. Андрианов А.И., Волкова H.A. Психологические гесты. — СПб, 1992.
3. Родионов A.B. Психофизическая тренировка. — М.: ТОО «ДАР», 1995.
4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М.: ФиС, 1988.
5. Harris D., Harris В. Mental Skills for Phusical People. — New York: Leisure Press, 1984.
6. Unestahe I. — E. Bette Sport by IMT. Inner Mental Training. — Orebro, Sweden, 1982.