Научная статья на тему 'Методика развития самообладания'

Методика развития самообладания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2100
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика развития самообладания»

Методика развития самообладания

В.Н.Смолвнцева

Сибирская государственная академия физической культуры, г.Омск

Специалист любой сферы деятельности должен уметь владеть собой: произвольно управлять мышлением, направляя его в необходимое русло при решении определенных задач; концентрировать и удерживать свое внимание на предметах и явлениях, вовремя переключать его; управлять своими эмоциями в отношении к окружающей действительности; управлять своими действиями, сдерживая или повышая мышечно-двигательную активность. Вся эта активность личности определяется уровнем развития волевого качества самообладания. Особую важность данное качество приобретает в тех сферах человеческой деятельности, где имеет место общение с другими людьми, особенно в конфликтных ситуациях. В деятельности сотрудников правоохранительных органов качество самообладания является главным в решении профессиональных задач.

В связи с высокой значимостью волевого качества самообладания в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов данная проблема актуальна для учебных заведений всех уровней системы МВД России, ведущих подготовку специалистов для ОВД. Развитие самообладания у обучающихся является одной из задач их психологической подготовки.

Волевое качество самообладания — способность управлять мыслями, эмоциями, действиями. Структуру самообладания можно представить в виде следующей схемы:

Самообладание

Управление

Мыслями

Эмоциями

Действиями

Учитывая названные компоненты самообладания, мы полагаем, что методика развития этого качества должна включать упражнения, направленные на развитие 1) концентрации, устойчивости и переключения произвольного внимания и способности создавать мысленные образы; 2) способности к управлению уровнем эмоционального возбуждения; 3) способности к управлению двигательными действиями при различных эмоциональных состояниях.

В развитии и проявлении самообладания существенную роль выполняют психические процессы: ощущение, воображение, мышление, представление, память, внимание, воля. Поэтому на первоначальном этапе развития самообладания основная работа отводится их совершенствованию.

При управлении развитием качества самообладания мы используем следующие положения:

1) постепенный переход с гетеровоздей-ствия на аутовоздействие при работе с психо-регулирующей тренировкой;

2) направленность средств первого этапа работы предусматривает развитие таких функций внимания, как концентрация, устойчивость, переключение;

3) дифференцирование применяемых средств с учетом исходного уровня развиваемых психических функций и степенью их совершенствования;

4) в процессе развития самооблдаания необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности каждого индивида (темперамент, характер, мотивацию и т.д.).

Для развития самообладания мы используем широкий круг психотехнических упражнений, предусматривающих развитие и совершенствование психических функций, обеспечивающих регуляцию психической активности личности (2-6). Каждое упражнение направлено на развитие и совершенствование определенной психической функции. Данный комплекс упражнений из 36 занятий продолжительностью в 30 минут включает следующие серии упражнений:

Первая серия упражнений предполагает совершенствование психических процессов.

Упражнение «Бабочка» (4) способствует развитию устойчивости внимания.

Упражнение «Пальцы» (4) направлено на развитие устойчивости внимания и отвлечение от посторонних мыслей.

Упражнения «фокусировка», «Пульс», «Термометр» (4) развивают способность оперативно регулировать объем внимания. Упражнения позволяют также освоить навыки концентрации на различных частях тела, тонко ощущать его и свободно перемещать внимание из одной его части в другую. Такие навыки являются базовыми при овладении техникой саморегуляции.

Упражнения с цифрами: «Красно-черная таблица», «Расстановка чисел» (2) способствуют развитию концентрации и переключения внимания, а также помехоустойчивости.

Упражнения с использованием геометрических фигур (5; 6) направлены на развитие умения мысленно менять размер, цвет и характер движения геометрического рисунка, что является основой обучения навыку концентрации.

Упражнение «Дыхание» (4) способствует развитию концентрации внимания, в данном случае — на дыхании.

Данная серия упражнений используется преимущественно на первом этапе занятий, с постепенным снижением их объема на последующих этапах.

Вторая серия упражнений направлена на развитие способности к управлению эмоциональным состоянием (второй компонент самообладания). Для развития этой способности предлагаются различные средства (1; 3; и др.). В своей работе мы использовали психо-регулирующую тренировку по А.В.Алексееву (1), которая позволяет решить две задачи: первая — расслабление и успокоение; вторая — активизация и мобилизация. Для решения этих задач используются словесные формулы, вызывающие а) мышечное расслабление и успокоение; б) яркие образные представления, воздействующие на психическое состояние.

Для овладения психорегулирующей тренировкой (ПРТ) предлагаются 36 занятий продолжительностью 20 минут в течение 12 недель. 1-я и 2-я недели предполагают освоение приемов саморегуляции, направленных на развитие умений расслаблять мышцы, концентрировать и переключать внимание на различные участки тела, вызывать в них ощущение тепла. В последующие недели занятий подобные упражнения включаются как игровое дополнение к ПРТ. В первые две недели занятий проводятся групповые беседы, в ходе которых раскрываются психические и физиологические механизмы ПРТ. Занимающиеся знакомятся с техникой пульсометрии для контроля за своим состоянием.

С 3-й по 6-ю недели занятий используются все 40 словесных формул для расслабления и 21 — для последующей мобилизации. Занятия проводятся по принципу гетеровну-шения. Для контроля за эмоциональным состоянием фиксируется пульс.

С 7-й по 10-ю недели ПРТ проводится по сокращенному варианту расслабляющих и мобилизующих формул. Количество формул сокращается постепенно, по мере приобретения навыка расслабления и мобилизации занимающимися. Занятия проводятся с постепенным переходом с гетеровнушения на

аутовнушение. На этом этапе занятий вырабатываются индивидуальные варианты формул.

В течение 11-й и 12-й недель занятия ПРТ проводятся по принципу аутовнушения. Количество формул сокращается при расслаблении до 7-5, при мобилизации — до 5-3. На данном этапе занимающиеся используют индивидуальные варианты словесных формул.

Третья серия упражнений направлена на развитие способности управлять собственными двигательными действиями в различных эмоциональных состояниях. Произвольное регулирование собственных действий требует от человека достаточно высокой осозна-ваемости напряжения мышечных волокон. Для развития этой способности мы предлагаем воспроизведение и дифференцирование дозированного мышечного усилия (50% от максимума) на ручном динамометре без зрительного контроля. Занимающиеся получают информацию о выполнении предлагаемых заданий после каждого действия.

Воспроизведение усилия (без зрительного контроля) осуществлялось после трех попыток воспроизведения со зрительным контролем. Занимающимся предлагалось сделать 10 попыток. После чего подсчитывались ошибки и объявлялся победитель.

При дифференцировке мышечных усилий занимающимся предлагается поочередное прибавление (на 2 кг) и убавление (2 кг) от 50% усилия. После каждого действия занимающиеся получают информацию о своих результатах.

Воспроизведение усилий и дифференци-ровка проводятся через каждые два занятия в различных эмоциональных состояниях — фоновом, возбужденном, расслабленном.

Литература

1. Алексеев A.B. Себя преодолеть. — М.: фиС, 1985.

2. Андрианов А.И., Волкова H.A. Психологические гесты. — СПб, 1992.

3. Родионов A.B. Психофизическая тренировка. — М.: ТОО «ДАР», 1995.

4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М.: ФиС, 1988.

5. Harris D., Harris В. Mental Skills for Phusical People. — New York: Leisure Press, 1984.

6. Unestahe I. — E. Bette Sport by IMT. Inner Mental Training. — Orebro, Sweden, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.