Научная статья на тему 'Психофизическая регуляция, психосексуальная и половая культура - основа здорового образа жизни'

Психофизическая регуляция, психосексуальная и половая культура - основа здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1068
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PSYCHO-SEXUAL CULTURE / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / PSYCHOPHYSICAL REGULATION / ПИТАНИЕ / NUTRITION / ДВИЖЕНИЯ / MOVEMENT / ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР / PERSONAL FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Данилочкин Андрей Евгеньевич

Одной из важных составляющих здорового образа жизни является психофизическая регуляция, которая понимается как процесс воспитания психических и физических качеств. До настоящего времени в нашей стране не существует системы полового воспитания, в связи с чем сегодня необходимо повышать уровень валеологического образования, культуру взаимоотношений, затрагивающих целостную психосоматическую структуру человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Данилочкин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSICAL REGULATION, PSYCHOSEXUAL AND GENDER CULTURE IS THE BASIS OF HEALTHY LIFESTYLE

One of the important components of a healthy lifestyle is psychophysical regulation,which is understood as the process of education of mental and physical qualities. Until now, in our country there is no system of sex education, and therefore it is necessary to raise the level of valeological education, culture of relationships that affect the whole psychosomatic structure of the person.

Текст научной работы на тему «Психофизическая регуляция, психосексуальная и половая культура - основа здорового образа жизни»

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ И ПОЛОВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

PSYCHOPHYSICAL REGULATION, PSYCHOSEXUAL AND GENDER CULTURE IS THE BASIS OF HEALTHY LIFESTYLE

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Mostovaya Tatiana Nikolaevna candidate of pedagogical sciences, associate professor

department physical culture Orel state university Orel, Russia

Данилочкин Андрей Евгеньевич

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Danilochkin Andrey Evgenivitsh senior lecturer department applied physical culture Orel state university Orel, Russia

Аннотация. Одной из важных составляющих здорового образа жизни является психофизическая регуляция, которая понимается как процесс воспитания психических и физических качеств. До настоящего времени в нашей стране не существует системы полового воспитания, в связи с чем сегодня необходимо повышать уровень валеологического образования, культуру взаимоотношений, затрагивающих целостную психосоматическую структуру человека.

Abstract. One of the important components of a healthy lifestyle is psychophysical regulation,which is understood as the process of education of mental and physical qualities. Until now, in our country there is no system of sex education, and therefore it is necessary to raise the level of valeological education, culture of relationships that affect the whole psychosomatic structure of the person.

Ключевые слова: образ жизни, здоровье, психосексуальная культура, психофизическая регуляция, питание, движения, личностный фактор

Keywords: lifestyle, health, psycho-sexual culture, psycho-physical regulation, nutrition, movement, personal factor

В формировании образа жизни важнейшее значение играет личностный фактор, который предполагает установление образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей человека, наследственно

обусловленных или приобретенных заболеваний либо нарушений состояния его регуляторно-адаптивных систем или иммунитета, уровня валеологического воспитания, жизненных целевых установок, имеющихся доступных социально-экономических условий.

В литературе, в рекламе, на уровне бытового общения и через другие каналы информации достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, чистка организма и т.д.), количество таких средств неисчислимо. Гиппократ специфическим элементом здорового образа жизни считал здоровье человека, а Демокрит - духовное начало. Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает всего многообразия взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой - всего того, что, в конечном счете, определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровья. Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- рациональный режим дня;

- психофизиологическую регуляцию;

- психосексуальную и половую культуру;

- тренировку иммунитета и закаливание;

- отсутствие вредных привычек.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что степень влияния этих факторов на состояние здоровья различна:

- наследственность - 20 %;

- окружающая среда - 20 %;

- уровень медицинской помощи - 10 %;

- образ жизни - 50 %

Здоровый образ жизни как система складывается из трех взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Только высокий уровень развития всех трех культур в их совокупности может дать положительный результат, так как они затрагивают целостную психосоматическую структуру человека.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, совершенствования резервных возможностей организма, обеспечения успешного выполнения социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Одной из важных составляющих здорового образа жизни является психофизическая регуляция, которая понимается как процесс воспитания психических и физических качеств. Это целенаправленная, сознательная,

планомерная работа над собой, ориентированная на формирование физической культуры личности. Она включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Воспитание воли может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть.

На II этапе, исходя из самохарактеристики, определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе - личный план.

Примерная программа — ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель — формирование физической культуры личности. Задачи деятельности:

1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье.

2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность.

3. Сформировать нравственно-волевые качества личности.

4. Овладеть основами методики физического самовоспитания.

5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.

Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности личности, ее потребности.

III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением и базируется на использовании способов воздействия человека на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся: самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет. Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день. Отчитываясь за свои действия, поступки, студент глубже осознает (а иногда вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения.

Таким образом, способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его

уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.

Немаловажным звеном в формировании психофизического и нравственного здоровья является психосексуальная и половая культура. Если у животного секс является закономерным итогом реализации инстинкта продолжения рода, то у человека он в значительной степени приобрел социальное значение и имеет культурологический нюанс. Суть современного процесса состоит в том, что в середине XX века Западную Европу, Скандинавию и США захлестывает сексуальная революция. Она означает, что гедоническая часть секса (удовлетворение желаний) оторвана от его глубинного назначения. Любовь - это по природе желание сблизиться, быть счастливым в потомстве, а удовольствие (оргазм) - это взятка природы за потомство. Сейчас секс отделен социальной структурой воспитания так, что потомство оказывается продолжением неких традиций. Меньше половины беременных женщин сейчас испытывает чувство материнства, наблюдается опасное снижение резервов репродуктивного здоровья. Репродуктивное здоровье популяции оказывается своего рода исполнительным механизмом экологической диктатуры. Перспектива сохранения здоровья будущих поколений сомнительна как в количественном, так и особенно в качественном отношении. Дети оказываются больными уже с момента рождения, не менее 80 % хронических заболеваний у детей развивается в раннем возрасте, в результате «взрослая» медицина получает в свое распоряжение контингенты со сниженным жизненным тонусом. Доля трудоспособного населения на востоке России в ближайшие 10 - 15 лет снизится с 50 до 25 - 30 %, в результате многократно возрастет нагрузка на работоспособное население, что, в свою очередь, не может не отразиться на его здоровье.

По оценкам сибирских ученых, неприкосновенный запас резерва репродуктивной прочности популяции сократился на 20 - 25 %, тогда как 30-процентные потери гарантируют необратимое разрушение базовых механизмов эволюции человека.

Будучи погружен в природно-экологическую, производственно-трудовую и социальную среду, человек уже не может рассчитывать на помощь медицины, так как при всей своей вооруженности современным диагностическим оборудованием, методами лечения и профилактики, арсеналом гигиенических нормативов, она оказалась не в состоянии гарантировать здоровье и благополучие нации.

До настоящего времени в нашей стране не существует системы полового воспитания, в связи с чем значительная часть населения:

- не знакома с вопросами культуры половых отношений, планирования деторождения, подготовки к родительству и др.;

- не владеет культурой сексуальных отношений; многие люди выражают неудовлетворенность собой или своим сексуальным партнером, что является причиной семейных конфликтов и разводов;

- не имеет сведений о поддержании своего сексуального долголетия, обуславливающего и здоровое физическое долголетие.

Таким образом, здоровый образ жизни как система складывается

из множества взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов и культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций и т.д. Только высокий уровень развития всех составляющих в их совокупности может дать положительный результат, так как они затрагивают целостную психосоматическую структуру человека.

Литература

1. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. - 3-е изд. - М. : Медицина, 1987.

2. Брехман, И. И. Валеология / И. И. Брехман. - СПб. : Наука, 1993.

3. Валеология. Здоровый образ жизни / Предис. В. Н. Мошкова. - М. : Фикультура и спорт, 1999.

4. Визитей, Н. Н. Социология спорта : курс лекций / Н. Н. Витизей. - Киев : Олимпийская литература, 2005. - 247 с.

5. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г. Н. Сердюковой. - М. : Медицина, 1990.

6. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры / А. М. Максименко. - 2-е изд. - М. : БиП, 2001. - 319 с.

7. Массовая физическая культура в вузе : учебное пособие / под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. - М. : Высшая школа, 1991. - 240 с.

8. Спортивная медицина : учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. В. Л. Карпамана. - М. : Физкультура и спорт, 1987.

References

1. Amosov N. M. Razdum'ya o zdorov'e [Thoughts about health]. 3th ed. Moscow, Medicine Publ., 1987.

2. Brekhman I. I. Valeologiya [Valeology]. St. Petersburg]. Nauka Publ., 1993.

3. Valeologiya. Zdorovyj obraz zhizni [Valueology. Healthy lifestyle]. Moscow, Fikul'tura i sport Publ., 1999.

4. Vizitey N. N. Sociologiya sporta [Sociology of sport]. Kyev, Olympic literature Publ., 2005, 247 p.

5. Serdyukova G. N. (ed.) Zdorov'e, razvitie, lichnost' [Health, development, personality]. Moscow, Medicine Publ., 1990.

6. Maximenko A. M. Osnovy teorii i metodiki fizicheskoj kul'tury [Fundamentals of the theory and methodology of physical culture]. 2th ed. Moscow, Beep Publ., 2001, 319 p.

7. Maslyakova V. A. (ed.) Massovaya fizicheskaya kul'tura v vuze [Mass physical culture at the University]. Moscow, Higher school Publ., 1991, 240 p.

8. Sportivnaya medicina [Sports medicine]. Moscow, Physical education and sports Publ., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.