Научная статья на тему 'Психоэмотивная составляющая языковой личности персонажа художественного произведения'

Психоэмотивная составляющая языковой личности персонажа художественного произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
753
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИЯ / ПЕРСОНАЖ / ПРАГМАТИКОН / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / EMOTION / CHARACTER / PRAGMATIKON / LINGUISTIC PERSONALITY / THE LITERARY TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнова Анастасия Александровна

Статья посвящена рассмотрению и анализу роли эмоции в структуре языковой личности персонажа литературного произведения. Характеризуются особенности использования эмоциональных концептов языковой личностью. Демонстрируется взаимосвязь таких понятий, как эмоция, языковая личность, прагматикон, персонаж литературного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-EMOTIONAL COMPONENT OF LINGUISTIC PERSONALITY OF THE CHARACTER OF LITERARY TEXT

This article is devoted to review and analyze the role of emotions in the structure of the linguistic personality of the character of a literary work. The features of the emotional concepts of linguistic personality are characterized. The relationship of concepts such as emotion, language personality, pragmatikon, the character of a literary work are demonstrated in this article.

Текст научной работы на тему «Психоэмотивная составляющая языковой личности персонажа художественного произведения»

УДК 81

ПСИХОЭМОТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕРСОНАЖА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Смирнова Анастасия Александровна,

соискатель кафедры истории языка и общего языкознания

Московский государственный областной университет,

г. Москва, Россия aasmirnova@mail. ru

Статья посвящена рассмотрению и анализу роли эмоции в структуре языковой личности персонажа литературного произведения. Характеризуются особенности использования эмоциональных концептов языковой личностью. Демонстрируется взаимосвязь таких понятий, как эмоция, языковая личность, прагматикон, персонаж литературного произведения.

Ключевые слова: эмоция; персонаж; прагматикон; языковая личность; художественный текст.

PSYCHO-EMOTIONAL COMPONENT OF LINGUISTIC PERSONALITY OF THE CHARACTER OF LITERARY TEXT

Anastasia Smirnova, graduate student

Moscow regional state university, Moscow, Russia aasmirnova@mail. ru

This article is devoted to review and analyze the role of emotions in the structure of the linguistic personality of the character of a literary work. The features of the emotional concepts of linguistic personality are characterized. The relationship of concepts such as emotion, language personality, pragmatikon, the character of a literary work are demonstrated in this article.

Keywords: emotion; character; pragmatikon; linguistic personality; the literary

text.

Человек запечатлел не только свой образ, свой физический облик в языке, но и нашел отражение своему внутреннему состоянию, выразил свои эмоции, интеллект, своё отношение к предметному и непредметному миру.

Н.Д.Арутюнова говорит, что «лексикон внутреннего мира является плодом словесного творчества» [1].

В современной лингвистике человек, его языковая личность является распространенным объектом исследования. Наряду с существующими исторической, системно-структурной и психологической методологией формируется антропоцентрическая, в центре исследования которой оказывается человек как «носитель, пользователь и творец языка» [2].

Эмоция, выраженная жестом или вербально (или описанная в художественном тексте) может многое сказать специалисту, так как она отражает психическое состояние индивида, его мотивы, внутренний мир.

Существует много исследований, посвященных анализу эмоций. Их рассматриваю с точки зрения фактов, представленных физиологией, психологией, медициной, с различных философских и логических позиций авторов исследований. Эмоции изучали такие исследователи, как П.М. Якобсон, А.С. Никифоров, Г.Х. Шингаров, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов.

Невозможно представить ни одно художественное произведение без изображения эмоции. В них автор отражает не только действительность, но и

духовную жизнь своего персонажа. В.П. Белянин говорит, что в писателе мы должны признавать не только рассказчика, но и психолога, интерпретатора поведения других людей в соответствии со своими ценностными ориентирами

[3]. Любой поступок, эмоциональная реакция на него персонажа важна для общего содержания художественного текста.

Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха) значимость действующих на индивида явлений для осуществления его жизнедеятельности

[4].

Главная функция эмоций, на наш взгляд, состоит в том, что благодаря им люди лучше понимают друг друга, появляется возможность лучше понимать состояние другого человека.

Способы выражения некоторых эмоций является врожденным (плач), другие приобретаются в процессе обучения и воспитания. Одним из наиболее ярких примеров невербального выражения эмоции служить жест, как способ культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и отношения человека к чему-либо.

Эмоции обладают экспрессивной и коммуникативной функцией. Их особенность состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам действительности.

От личности эмоции не могут быть отделены. С.Л. Рубинштейн говорит, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой сфере относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определённым предметом,

занятиями отдельными видами деятельности. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, к людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям [5].

В современной науке нет общепринятой классификации эмоций. Эмоции, которые четко обнаруживаются и определяются, называются стандартными или фундаментальными [6]. Они объединяют в себе многообразие эмоциональных процессов и состояний. Из предложенных К.Изардом девяти фундаментальных эмоций, интересны те эмоции, которые наиболее ярко предстают на страницах художественных произведений и характеризуют языковые личности персонажей, к ним относятся: радость, печаль/горе, гнев, страх, ужас, стыд.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и

устойчивости возникших у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций. Более всего эмоциональная сфера людей различается по силе и глубине чувств их содержанию и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.

В эмоциях и способе их проявления отражаются физическое и психологическое состояния человека. Эмоции отражают характер протекания различных жизненных процессов. Они управляют этими процессами, активизируя или замедляя их в зависимости от их типа (под жизненными процессами мы понимается то, что связано с удовлетворением потребностей человека). С помощью эмоций окружающий человека мир отражается в сознании индивида, регулируется ими и познаётся. Благодаря этим функциям эмоций мы можем сделать вывод, что их анализ дает представление о мотивах, и, следовательно, о прагматиконе данной языковой личности (уровни организации языковой личности см. Ю.Н.Караулов).

Языковая личность (ЯЛ) - это человек, рассматриваемый нами также с точки зрения его готовности производить речевые поступки. ЯЛ

характеризуется не только тем, что она знает о языке, но и тем, что выражает себя через язык. Также для нас важна готовность к речевым поступкам.

Характеристика языковой личности строится на рассмотрении трех уровней ее организации (лексикон, тезаурус, прагматикон) (Ю.Н. Караулов). Если понятие «языковая личность автора» (человека) не содержит в себе противоречий, то рассмотрение в качестве языковой личности персонажа художественного текста требует целого ряда оговорок. Караулов отмечал, что сама возможность такого подхода коренится в механизме восприятия читателем произведения: «Мы далеко не всегда отдаем себе отчет в том, что наибольшей силой воздействия художественный образ достигает только тогда, когда он воспринимается как факт, то есть отражает действительность» [7]. Следовательно, необходимая условность - отождествление образа с реальной личностью.

Формальным показателем языковой личности является вербальносемантический уровень языка. Каждый персонаж отбирает языковые средства не только в соответствии с условиями коммуникации, но и опираясь на особенности собственного характера, эмоционального склада.

В художественном тексте персонажи соотнесены друг с другом, образуя своего рода систему, которая является центром произведения, важнейшим аспектом композиции. Моделируя новую реальность, писатель концентрирует глубинные смыслы в законченный образ, который выражает определённую авторскую позицию в тексте. Сознание автора получает способность совмещаться с сознанием каждого из героев. Автора нельзя отделять от образа персонажа, так как он входит в состав этого образа как неотъемлемая часть. В то же время персонаж - это художественный образ человека, совершающего поступки в определённой ситуации. В составе образа персонажа можно выделить духовное ядро, идейную позицию, круг жизненных интересов, эмоциональный мир, формы сознания и поведения. Герой обладает индивидуальной речью, стилистические особенности которой писатель

передаёт в монологах и диалогах. Отношение автора, его позицию мы видим в отборе языковых средств: лексики, фразеологии, синтаксических конструкций.

Художественного текста обычно достаточно для анализа первых двух уровней организации ЯЛ. Для рассмотрения прагматикона исследователи используют экстралингвистические данные о рассматриваемой личности. Данный подход не подходит для анализа ЯЛ персонажа. Здесь в большей степени подходит способ характеристики прагматикона через эмоциональную составляющую личности и рассмотрение мотивационной сферы. Также на основе анализа фундаментальных эмоций персонажами художественных текстов можно выделить психотипы, которые отражает писатель в своих героях, формируя их языковые личности. Языковая личность функционирует в пространстве культуры, отражённой в языке в формах общественного сознания на разных уровнях (научном, бытовом и др.) [8], в поведенческих стереотипах и нормах, и как их выражении - эмоциях т.д.

Основную функцию эмоции в структуре ЯЛ мы видим в возможности выявления ценностных ориентиров этой личности. В конкретных контекстах выражение психо-эмоционального состояния личности зависит от типа характера и индивидуальных черт персонажа. Каждая эмоция имеет определённые формы выражения (и на нулевом уровне, и на втором). Основную функцию эмоции в структуре ЯЛ мы видим в возможности выявления ценностных ориентиров этой личности. В конкретных контекстах выражение психо-эмоционального состояния личности зависит от типа характера и индивидуальных черт персонажа.

Обозначая эмоции, человек придает им собственное содержание в форме определенных эмоциональных представлений или когнитивных образах, при этом важна значимость воспринимаемых окружающих лиц, предметов, явлений и событий. Концентрированным выражением всего комплекса эмоциональных переживаний, представленных на страницах художественного текста, является эмоциональный концепт (ЭК).

Представления человека о его внутреннем мире, об окружающей действительности составляют эмоциональную концептосферу, которая складывается из системы эмоциональных концептов. ЭК в свою очередь отражает индивидуально авторское восприятие эмоции через выражение ЭК персонажами художественного произведения. На всех уровнях языка фонетическом, лексико-фразеологическом, словообразовательном

синтаксическом можно обнаружить особые языковые средства, реализующие ЭК и отражающие идеостиль автора.

Подход к характеристике уровней ЯЛ персонажа художественного текста через анализ экстралингвистических сведений мы считаем неоправданным, тогда как анализ психологической, эмоционально-аффективной составляющей личности наиболее оправдан, так как персонаж, изображённый в художественном тексте не только типичен, социален, но и индивидуален.

В рассмотрении эмоциональной составляющей языковой личности, мы видим переход в анализе от лексикона и тезауруса к высшему уровню организации языковой личности - прагматикону.

Литература

1. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке /вступ. ст. Арутюнова Н.Д. - М.: Наука, 1999, С.7

2. Анализ языка художественного текста. Словарь-справочник.- Тверь: ТГУ, 1998, С.27.

3. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М,1988, С.20

4. Психологический словарь /под ред. В.В. Давыдова, А.В. Заророжца. -М.: Педагогика, 1983, С.411

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т1. - М.,1989, С.147

6. Изард К. Психология эмоций. - СПб.- М,1999,С.114

7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987, С.76.

8. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М.: Academia, 2001, С. 119 Рецензент:

Копосов Л.Ф., д.фил.н., профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.