УДК 81
ПСИХОЭМОТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕРСОНАЖА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Смирнова Анастасия Александровна,
соискатель кафедры истории языка и общего языкознания
Московский государственный областной университет,
г. Москва, Россия aasmirnova@mail. ru
Статья посвящена рассмотрению и анализу роли эмоции в структуре языковой личности персонажа литературного произведения. Характеризуются особенности использования эмоциональных концептов языковой личностью. Демонстрируется взаимосвязь таких понятий, как эмоция, языковая личность, прагматикон, персонаж литературного произведения.
Ключевые слова: эмоция; персонаж; прагматикон; языковая личность; художественный текст.
PSYCHO-EMOTIONAL COMPONENT OF LINGUISTIC PERSONALITY OF THE CHARACTER OF LITERARY TEXT
Anastasia Smirnova, graduate student
Moscow regional state university, Moscow, Russia aasmirnova@mail. ru
This article is devoted to review and analyze the role of emotions in the structure of the linguistic personality of the character of a literary work. The features of the emotional concepts of linguistic personality are characterized. The relationship of concepts such as emotion, language personality, pragmatikon, the character of a literary work are demonstrated in this article.
Keywords: emotion; character; pragmatikon; linguistic personality; the literary
text.
Человек запечатлел не только свой образ, свой физический облик в языке, но и нашел отражение своему внутреннему состоянию, выразил свои эмоции, интеллект, своё отношение к предметному и непредметному миру.
Н.Д.Арутюнова говорит, что «лексикон внутреннего мира является плодом словесного творчества» [1].
В современной лингвистике человек, его языковая личность является распространенным объектом исследования. Наряду с существующими исторической, системно-структурной и психологической методологией формируется антропоцентрическая, в центре исследования которой оказывается человек как «носитель, пользователь и творец языка» [2].
Эмоция, выраженная жестом или вербально (или описанная в художественном тексте) может многое сказать специалисту, так как она отражает психическое состояние индивида, его мотивы, внутренний мир.
Существует много исследований, посвященных анализу эмоций. Их рассматриваю с точки зрения фактов, представленных физиологией, психологией, медициной, с различных философских и логических позиций авторов исследований. Эмоции изучали такие исследователи, как П.М. Якобсон, А.С. Никифоров, Г.Х. Шингаров, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов.
Невозможно представить ни одно художественное произведение без изображения эмоции. В них автор отражает не только действительность, но и
духовную жизнь своего персонажа. В.П. Белянин говорит, что в писателе мы должны признавать не только рассказчика, но и психолога, интерпретатора поведения других людей в соответствии со своими ценностными ориентирами
[3]. Любой поступок, эмоциональная реакция на него персонажа важна для общего содержания художественного текста.
Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха) значимость действующих на индивида явлений для осуществления его жизнедеятельности
[4].
Главная функция эмоций, на наш взгляд, состоит в том, что благодаря им люди лучше понимают друг друга, появляется возможность лучше понимать состояние другого человека.
Способы выражения некоторых эмоций является врожденным (плач), другие приобретаются в процессе обучения и воспитания. Одним из наиболее ярких примеров невербального выражения эмоции служить жест, как способ культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и отношения человека к чему-либо.
Эмоции обладают экспрессивной и коммуникативной функцией. Их особенность состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам действительности.
От личности эмоции не могут быть отделены. С.Л. Рубинштейн говорит, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой сфере относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определённым предметом,
занятиями отдельными видами деятельности. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, к людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям [5].
В современной науке нет общепринятой классификации эмоций. Эмоции, которые четко обнаруживаются и определяются, называются стандартными или фундаментальными [6]. Они объединяют в себе многообразие эмоциональных процессов и состояний. Из предложенных К.Изардом девяти фундаментальных эмоций, интересны те эмоции, которые наиболее ярко предстают на страницах художественных произведений и характеризуют языковые личности персонажей, к ним относятся: радость, печаль/горе, гнев, страх, ужас, стыд.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и
устойчивости возникших у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций. Более всего эмоциональная сфера людей различается по силе и глубине чувств их содержанию и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.
В эмоциях и способе их проявления отражаются физическое и психологическое состояния человека. Эмоции отражают характер протекания различных жизненных процессов. Они управляют этими процессами, активизируя или замедляя их в зависимости от их типа (под жизненными процессами мы понимается то, что связано с удовлетворением потребностей человека). С помощью эмоций окружающий человека мир отражается в сознании индивида, регулируется ими и познаётся. Благодаря этим функциям эмоций мы можем сделать вывод, что их анализ дает представление о мотивах, и, следовательно, о прагматиконе данной языковой личности (уровни организации языковой личности см. Ю.Н.Караулов).
Языковая личность (ЯЛ) - это человек, рассматриваемый нами также с точки зрения его готовности производить речевые поступки. ЯЛ
характеризуется не только тем, что она знает о языке, но и тем, что выражает себя через язык. Также для нас важна готовность к речевым поступкам.
Характеристика языковой личности строится на рассмотрении трех уровней ее организации (лексикон, тезаурус, прагматикон) (Ю.Н. Караулов). Если понятие «языковая личность автора» (человека) не содержит в себе противоречий, то рассмотрение в качестве языковой личности персонажа художественного текста требует целого ряда оговорок. Караулов отмечал, что сама возможность такого подхода коренится в механизме восприятия читателем произведения: «Мы далеко не всегда отдаем себе отчет в том, что наибольшей силой воздействия художественный образ достигает только тогда, когда он воспринимается как факт, то есть отражает действительность» [7]. Следовательно, необходимая условность - отождествление образа с реальной личностью.
Формальным показателем языковой личности является вербальносемантический уровень языка. Каждый персонаж отбирает языковые средства не только в соответствии с условиями коммуникации, но и опираясь на особенности собственного характера, эмоционального склада.
В художественном тексте персонажи соотнесены друг с другом, образуя своего рода систему, которая является центром произведения, важнейшим аспектом композиции. Моделируя новую реальность, писатель концентрирует глубинные смыслы в законченный образ, который выражает определённую авторскую позицию в тексте. Сознание автора получает способность совмещаться с сознанием каждого из героев. Автора нельзя отделять от образа персонажа, так как он входит в состав этого образа как неотъемлемая часть. В то же время персонаж - это художественный образ человека, совершающего поступки в определённой ситуации. В составе образа персонажа можно выделить духовное ядро, идейную позицию, круг жизненных интересов, эмоциональный мир, формы сознания и поведения. Герой обладает индивидуальной речью, стилистические особенности которой писатель
передаёт в монологах и диалогах. Отношение автора, его позицию мы видим в отборе языковых средств: лексики, фразеологии, синтаксических конструкций.
Художественного текста обычно достаточно для анализа первых двух уровней организации ЯЛ. Для рассмотрения прагматикона исследователи используют экстралингвистические данные о рассматриваемой личности. Данный подход не подходит для анализа ЯЛ персонажа. Здесь в большей степени подходит способ характеристики прагматикона через эмоциональную составляющую личности и рассмотрение мотивационной сферы. Также на основе анализа фундаментальных эмоций персонажами художественных текстов можно выделить психотипы, которые отражает писатель в своих героях, формируя их языковые личности. Языковая личность функционирует в пространстве культуры, отражённой в языке в формах общественного сознания на разных уровнях (научном, бытовом и др.) [8], в поведенческих стереотипах и нормах, и как их выражении - эмоциях т.д.
Основную функцию эмоции в структуре ЯЛ мы видим в возможности выявления ценностных ориентиров этой личности. В конкретных контекстах выражение психо-эмоционального состояния личности зависит от типа характера и индивидуальных черт персонажа. Каждая эмоция имеет определённые формы выражения (и на нулевом уровне, и на втором). Основную функцию эмоции в структуре ЯЛ мы видим в возможности выявления ценностных ориентиров этой личности. В конкретных контекстах выражение психо-эмоционального состояния личности зависит от типа характера и индивидуальных черт персонажа.
Обозначая эмоции, человек придает им собственное содержание в форме определенных эмоциональных представлений или когнитивных образах, при этом важна значимость воспринимаемых окружающих лиц, предметов, явлений и событий. Концентрированным выражением всего комплекса эмоциональных переживаний, представленных на страницах художественного текста, является эмоциональный концепт (ЭК).
Представления человека о его внутреннем мире, об окружающей действительности составляют эмоциональную концептосферу, которая складывается из системы эмоциональных концептов. ЭК в свою очередь отражает индивидуально авторское восприятие эмоции через выражение ЭК персонажами художественного произведения. На всех уровнях языка фонетическом, лексико-фразеологическом, словообразовательном
синтаксическом можно обнаружить особые языковые средства, реализующие ЭК и отражающие идеостиль автора.
Подход к характеристике уровней ЯЛ персонажа художественного текста через анализ экстралингвистических сведений мы считаем неоправданным, тогда как анализ психологической, эмоционально-аффективной составляющей личности наиболее оправдан, так как персонаж, изображённый в художественном тексте не только типичен, социален, но и индивидуален.
В рассмотрении эмоциональной составляющей языковой личности, мы видим переход в анализе от лексикона и тезауруса к высшему уровню организации языковой личности - прагматикону.
Литература
1. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке /вступ. ст. Арутюнова Н.Д. - М.: Наука, 1999, С.7
2. Анализ языка художественного текста. Словарь-справочник.- Тверь: ТГУ, 1998, С.27.
3. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М,1988, С.20
4. Психологический словарь /под ред. В.В. Давыдова, А.В. Заророжца. -М.: Педагогика, 1983, С.411
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т1. - М.,1989, С.147
6. Изард К. Психология эмоций. - СПб.- М,1999,С.114
7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987, С.76.
8. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М.: Academia, 2001, С. 119 Рецензент:
Копосов Л.Ф., д.фил.н., профессор