Научная статья на тему 'К вопросу определения понятия невербального дискурса'

К вопросу определения понятия невербального дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
184
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА НЕВЕРБАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДИСКУРСА / ЛЕКСИЧЕСКАЯ МАНИФЕСТАЦИЯ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ФОН / НЕВЕРБАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / НЕВЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / NON-VERBAL ACTIVITY / THE STRUCTURE OF NON-VERBAL SPEECH DISCOURSE / LEXICAL MANIFESTATION / NON-VERBAL CIRCUMSTANCES / NON-VERBAL BACKGROUND / NON-VERBAL ASSESSMENT / NON-VERBAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Музычук Татьяна Леонидовна, Шаклеин Виктор Михайлович

В статье дано понятие невербального дискурса персонажа художественной прозы. По мнению авторов статьи, этот тип дискурса позволяет воссоздать целостное представление «прагматикона» и общую реконструкцию языковой личности. Предлагается дешифровка невербальной организации речевого поведения языковой личности через лексическую структуру невербального дискурса, которая позволяет приблизиться к более глубокому постижению специфики национального характера языковой личности, так как человеческие эмоции универсальны, а их лексическая манифестация, с разной степенью глубины конкретизирующая их, способна передать неповторимый национальный колорит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of definition of the idea of non-verbal discourse

In the article it is given the idea of non-verbal discourse of the character of the artistic prose. To the opinion of the authors of the article this type of the discourse let to reconstruct the entire presentation of the pragmaticon and the general reconstruction of the speech personality. It is offered the decoding of non-verbal organization of speech behavior of language personality through the lexical structure of non-verbal discourse, which let to approach to the more profound perception of the specific of the national character of the language personality because the human emotions are universal and their lexical manifestation, characterizing them with the different degree of the depth, capable to deliver the unique national colour.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения понятия невербального дискурса»

В. М. Шаклеин, Т. Л. Музычук

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ДИСКУРСА

VICTOR M. SHAKLEIN, TATIANA L. MUZICHUK TO THE QUESTION OF DEFINITION OF THE IDEA OF NON-VERBAL DISCOURSE

Виктор Михайлович Шаклеин

Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов ► vmshaklein@bk.ru

Татьяна Леонидовна Музычук

Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка как иностранного Иркутского государственного медицинского университета ► muzychuk@rambler.ru

В статье дано понятие невербального дискурса персонажа художественной прозы. По мнению авторов статьи, этот тип дискурса позволяет воссоздать целостное представление «прагматикона» и общую реконструкцию языковой личности. Предлагается дешифровка невербальной организации речевого поведения языковой личности через лексическую структуру невербального дискурса, которая позволяет приблизиться к более глубокому постижению специфики национального характера языковой личности, так как человеческие эмоции универсальны, а их лексическая манифестация, с разной степенью глубины конкретизирующая их, способна передать неповторимый национальный колорит.

Ключевые слова: невербальная деятельность, структура невербального речевого дискурса, лексическая манифестация, невербальные обстоятельства, невербальный фон, невербальная оценка, невербальная информация.

In the article it is given the idea of non-verbal discourse of the character of the artistic prose. To the opinion of the authors of the article this type of the discourse let to reconstruct the entire presentation of the "pragmaticon" and the general reconstruction of the speech personality. It is offered the decoding of non-verbal organization of speech behavior of language personality through the lexical structure of non-verbal discourse, which let to approach to the more profound perception of the specific of the national character of the language personality because the human emotions are universal and their lexical manifestation, characterizing them with the different degree of the depth, capable to deliver the unique national colour.

Keywords: non-verbal activity, the structure of non-verbal speech discourse, lexical manifestation, non-verbal circumstances, non-verbal background, non-verbal assessment, non-verbal information.

Лингвистика XXI века изучает человека говорящего, языковую личность (Н. Д. Арутюнова, И. Н. Борисова, В. З. Демьянков, Т. Е. Владимирова, Ю. Н. Караулов, В. И. Карасик, В. В. Красных, Л. А. Киселёва, Ю. Е. Прохоров, Ю. С. Степанов, Ю. А. Сорокин, Т. А. Трипольская, В. Н. Телия и др.). Ю. Н. Караулов предложил опыт общей реконструкции языковой личности на базе дискурса персонажа в художественном произведении и отметил, что техника лингвистического анализа пока слабо разработана для решения задачи реконструкции тезауруса личности и ее мотивационной сферы на основании ее дискурса. По мнению лингвиста, мотивационный уровень личности (ее «прагмати-кон»), воплощенный в текстах, т. е. уровень, соотносящий мотивы, установки, цели, «интенциональности» личности с речевым поведением и его содержанием, «почти совсем выпадает из поля исследователя-лингвиста, распределяясь частично по литературоведческим и литературно-

критическим работам, находя отражение в психолингвистических и психологических штудиях, развертываясь в изучении интенций, связанных с отдельными речевыми актами, и проявляясь частично в анализе коммуникативных ролей и регистров речи в социолингвистике. О воссоздании же в собственно языковедческих описаниях целостного представления „прагматикона" языковой личности говорить, таким образом, пока не приходится» [1: 87-88].

В связи с изучением общей реконструкции языковой личности на базе дискурса персонажа художественной прозы становится актуальной тенденция к укрупнению единиц исследования и расширению предмета изучения за счет привлечения все большего количества экстралингвистических факторов.

Итак, чтобы приблизиться к воссозданию целостного представления «прагматикона» и общей реконструкции языковой личности, необходимо, на наш взгляд, ввести в терминологический словарь лингвистов понятие невербального речевого дискурса персонажа художественной прозы. Дешифровка невербальной организации речевого поведения языковой личности приблизит нас к постижению специфики национального характера языковой личности, так как человеческие эмоции универсальны, а их лексическая манифестация способна передать неповторимый национальный колорит. Постижение сущности невербального речевого дискурса персонажа художественной прозы — это первый шаг к решению проблемы «вербализованной речемыслительной деятельности, включающей в себя как лингвистические, так и экстралингвистические компоненты» [2: 190].

При изучении «прагматикона» языковой личности через понятие невербального речевого дискурса очерчивается круг вопросов, требующих расширения границ изучения данной темы: Как происходит соединение в дискурсе конкретной языковой личности словесного и паралингвисти-ческого начала? Как происходит «стыковка» дискурсов конкретной языковой личности в диалоге, монологе, полилоге? Какие составляющие невербального речевого дискурса могут рассматриваться как знаковые в процессе речевого взаимодействия?

Выделение и обоснование в общей типологии дискурсов — невербального речевого дискурса, без сомнения, окажет влияние на общее системное представление о языковой личности вообще и глубинном ее «Я» в частности.

Описание структуры невербального речевого дискурса персонажа в диалогах художественной прозы, представляющих собой по существу эмоционально-оценочный дискурс, выявление ее композиционных компонентов, установление характера зависимости их в системе, имитирующей речевую невербальную деятельность человека, и является теоретической основой изучения вопросов, названных выше, а также возможно прогнозируемых.

Необходимо классифицировать типы дискурсов в зависимости от речевой организации человека, в которой А. Р. Лурия выделяет пять аспектов [3: 24]. С точки зрения выделения невербального речевого дискурса актуально речевое поведение как осознанная и неосознанная система поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека. С другой стороны, необходимо изучить невербальный речевой дискурс как структуру и как процесс, его особую грамматику.

В невербальной организации речевого акта заключены разгадки эмоционально-психологической канвы интенций и отношений говорящих. Когнитивная лингвистика в связи с современной прагматикой позволяет несколько иначе посмотреть на говорящего субъекта и его речевую организацию, позволяет конкретизировать речевое поведение, вносит новое в наши представления об оценках и эмоциях говорящего субъекта.

Диалогический невербальный дискурс существует во временной и пространственной цельности, количественной и качественной прерывности/ непрерывности, характеризуется включением в индивидуальное и коллективное когнитивное пространство невербального дискурса активаторов звукового действия, зрительного и слухового восприятия. Значительные трансформации в структурно-семантической организации невербальной речи персонажа, отклонение от нормы (определяемое и ощущаемое носите-

лями языка, речевыми партнерами), изменения естественного течения факта, явления придают общению не только большую выразительность, но и декодируют, дешифруют речемыслительную деятельность коммуникантов. Разрушение естественного течения факта, явления речи, трансформация нейтрально-линейного изложения события, например изложение временной и пространственной последовательности в диалогическом дискурсе, связано с изменением личного или коллективного когнитивного пространства коммуникантов. Изменение в когнитивном пространстве коммуникантов находит отражение на всех уровнях организации ретроспективно-суммарного текста, каким являются эмоциональные диалоги персонажей художественной прозы. Невербальный дискурс представляет собой не просто процесс невербальной коммуникации, но и определенную точку зрения на коммуникативный продукт, выраженную в процессе речи невербально.

Невербальный дискурс может быть реальным (бытийным): мы выступаем либо в качестве участника (диалог, монолог, полилог), либо в качестве наблюдателя: мы — случайные свидетели события или явления, или условно приближены к реальному событию — телепередачи, теле-, видеофильмы. Невербальный дискурс может быть ареальным, т. е. литературно-препарированным (термин В. Л. Скалкина), невербальная организация речи говорящего фиксируется в письменной или устной речи языковыми средствами: художественная литература, аудиозаписи. Мы предполагаем, что невербальный дискурс в произведениях художественной прозы может подразделяться на типы по характеру общения персонажа: монологический невербальный речевой дискурс, диалогический невербальный речевой дискурс, полилогический невербальный дискурс (ретроспективно-суммарный — термин В. Л. Скалкина); по функциональной целеуста-новке: а) эмоциональный невербальный дискурс (наличие в монологе, диалоге, полилоге универсальной базовой эмоции — гнева, радости, презрения, страха, отвращения, удивления и интереса; б) контактно-регулятивный невербальный

дискурс (по степени личного заинтересованного участия в коммуникации); в) информативный невербальный дискурс (по характеру отражения в диалоге определенных видов социального воздействия и категории информации). В зависимости от характера протекания в речи каждый из этих типов дискурса можно классифицировать: информативный на диалог-расспрос, диалог-дискуссию, диалог-полемику, диалог- спор, диалог-беседу, диалог-допрос; контактно-регулятивный на диалог-этикет, диалог-побуждение, диалог-компромисс; эмоциональный — на диалог-эмоцию, диалог-оценку, диалог-ассоциацию (образ). В зависимости от характера общения, узкоконкретных прагматических установок разновидности диалогического дискурса могут принимать разные формы. Так, диалог-расспрос может конкретизироваться в расспрос-дознание, расспрос-уточнение, перекрестный расспрос. Диалог-беседа может конкретизироваться в беседу-унисон, беседу-объяснение, беседу-планирование и т. д.

Нужно заметить, что невербальное речевое поведение персонажей художественного произведения до начала коммуникации и после ее окончания, как правило, находит отражение и в авторских размышлениях, которые представляют собой невербальный речевой дискурс персонажа через восприятие со стороны третьего лица — лица наблюдателя, автора. Поэтому границы невербального речевого (диалогического) дискурса персонажа художественной прозы шире и не ограничиваются начальной и конечной репликами диалога.

На первом этапе исследования эмоционального невербального речевого дискурса как материального объекта нас интересует — диалогический эмоциональной невербальный дискурс как структура и как процесс. Этот тип дискурса в дальнейшем позволит выделить многообразие специфических, конкретно ориентированных специализированных дискурсов из общего ряда невербальных дискурсов, поскольку именно они отражают включенность в речевую ситуацию взаимодействия коммуникантов.

Невербальный дискурс как один из видов личностно-ориентированного дискурса являет-

ся знаковым в контексте аффективного эмоционального межличностного общения. Наблюдения за невербальной организацией речи персонажа, зафиксированной в комментирующей части эмоциональных реплик диалогов художественной прозы (невербальная речь), показали, что именно невербальные компоненты являются знаковыми в означивании мысли, определенных видов социального воздействия и прагматических установок в структуре невербальной аффективной «дис-курсной эстафеты диалога».

Наблюдение за диалогическими, ретроспективно-суммарными текстами художественной прозы с позиции бытования невербального дискурса дают возможность увидеть целостную систему невербальной организации речевого общения в эмоциогенной ситуации (гнев, радость, страх, интерес и т. д.), представляющую собой невербальный речевой дискурс как процесс и как структуру. Можно определить приемы декодирования невербального поведения коммуниканта, которое является визуальным выражением эмоционального начала в диалоге. Более того, субтекст авторского рассуждения и континуум психологически сложного авторского описания взаимоотношений героев, их поведения до и после диалогических реплик, как части диалогической конситуации также может быть проанализирован при помощи структурно-семантической организации невербального речевого дискурса. Невербальный речевой дискурс как структура и как процесс представляется интересным с точки зрения исследования коммуникативно-прагматических функций языка, так как личность говорящего человека часто является главной особенностью воплощения в разговоре. Невербальный дискурс представляется интересным и с точки зрения проведения собственно-лингвистического анализа художественного образа, психологического анализа поведения персонажа в процессе общения.

Таким образом, невербальный речевой дискурс — это фрагмент текста, декодирующий языковыми средствами невербальное эмоционально-речевое поведение персонажа и его истинные намерения в каждый конкретный момент общения,

состоящий более чем из одного предложения или равноправной части диалогической реплики. Это может быть комментирующая часть диалогической реплики, представляющая собой невербальную речь персонажа как равнозначную, равноценную часть вербального диалогического общения, или авторское описание невербального поведения коммуниканта до и после диалогического общения, представляющее относительно независимую часть невербального дискурса как текстового фрагмента [5: 14]. Невербальный речевой дискурс концентрируется, как правило, вокруг и около диалогической вербальной речи персонажа как стержня коммуникации. Невербальный дискурс создает общий контекст, описывающий невербальную коммуникацию участников диалога, объекты и пространства, обстоятельства и поступки во времени, качественные и количественные наращения эмоциональных интенций, вплетающиеся в невербальную ткань диалога и движущие ее. Невербальный дискурс (как дискурс вообще, по определению В. З. Демьянкова) характеризуется не столько последовательностью предложений, описывающих невербальное поведение персонажей в каждый конкретный речевой момент, сколько тем общим «невербальным образом мира», который «строится» и «считывается» по ходу развертывания невербального дискурса речевыми партнерами. Исходная структура для невербального дискурса также имеет вид последовательности элементарных пропозиций, связанных между собой логическими отношениями конъюнкции, дизъюнкции и т. п. Элементы невербального дискурса: «излагаемые события» — невербальная интерпретация базовой эмоции диалога, чувств, ощущений, эмоциональных интенций участников общения и «не-события», т. е. а) невербальные обстоятельства, сопровождающие события; б) невербальный фон, поясняющий события; в) невербальная оценка участников событий; г) невербальная информация, соотносящая речевой дискурс с событиями.

Выделение в невербальном диалогическом дискурсе его составляющих позволяет не только свободно ориентироваться читателю или лингвисту в текстовом пространстве анализируемого художественного произведения, но и отчетливо ви-

деть, как на разных этапах развития диалога реализуется эмотивно-экспрессивная база, используются разные художественные средства и приемы изображения. Это находит отражение в лексической семантике невербального дискурса диалогов художественной прозы. Локализаторы времени и пространства манифестируют течение времени и изменение пространства диалогического общения, являются составным и подвижным элементом невербальных обстоятельств, невербального фона, невербальной информации, невербальной оценки участников диалога. Параметры времени и пространства находят отражение в лексической семантике маркеров интонации и состояния, их конкретизаторов, а также квантификаторов качества и количества, активаторов зрительного и слухового восприятия и звукового действия.

Обратимся к рассказу В. М. Шукшина «Стёпкина любовь». Итак, элементы невербального дискурса — это «излагаемые невербальные события» и «не-события». Под «не-событиями» мы понимаем, во-первых, невербальные обстоятельства, сопровождающие событие. Так, до момента сватовства «невербальные события» для Степана — случайные встречи с приезжей Эллочкой.

Проанализируем: Он видел ее всего два раза: Один раз подвез из города до деревни — ничего. Сидели рядом и молчали (событие). Степан обратил внимание на зеленые, прозрачные глаза и подумал о девушке: бывают же такие красивые (невербальные обстоятельства, сопровождающие событие). И все. И забыл о ней.

Второй раз Степан увидел Эллочку на сцене в сельском клубе (событие). Обратим внимание, что Степан открыл для себя Эллочку через эмоциональное восприятие ее голоса (невербальные обстоятельства, сопровождающие событие): а голос родной какой-то. Степан почему-то начал волноваться, увидев Ваську на сцене рядом с Эллой. Поведение Васьки и Эллочки на сцене — невербальное событие; душевное волнение главного героя — невербальное обстоятельство, сопровождающее событие. Степану с этого момента стало «не до смеха», «он вцепился руками в край скамьи», «у Степана потемнело в глазах, он встал и пошел из клуба». А потом он «долго не мог прийти в себя», «три дня ходил сам не свой», «побрел за деревню,

к реке», «сел на сырую землю, обхватил руками колени, уронил на них голову и так просидел до утренней зари. Думал», «похудел за эти дни», «в глазах устоялась серьезная, черная тоска», «ничего не ел почти, курил». Для Эллочки событием также является случайная встреча со Степаном, когда он подвез ее из города до деревни: на ухабах полуторку подкидывало... Девушка прислонялась к Степану и всякий раз смущенно смотрела на него, точно хотела сказать: «Вы, конечно, понимаете, что не сама же я хочу этого». И отодвигалась на самый край сиденья. А Степан — ничего, даже не смотрел на девушку. Смущение девушки — это невербальные обстоятельства, сопровождающие событие. Эллочка отметила скромность и порядочность Степана. Она заметила, как ему стало неловко, когда она полезла в сумочку за деньгами, чтобы расплатиться: «Степан слегка зарумянился в скулах», «газанул и уехал».

К «не-событиям» мы относим, во-вторых, невербальный фон, поясняющий события (манифестируется через вегетативы, раскрывающие мыслительные и психологически — ценностные установки жестикулирующего (говорящего)); Так, в момент сватовства Степан воспринимает, ощущает Эллочку, читает ее мысли через выражение зеленовато-чистых глаз: И стыд, и ласка, и упрек, и одобрение, и что-то еще, невыразимо прекрасное, робкое, отчаянное было в ее взгляде. У Степана дрогнуло от радости сердце. Эллочка же воспринимает Степана, ощущает его состояние, читает его мысли через визуальное восприятие его невербального поведения: сжал до отеков кулаки, положил на колени и внимательно их рассматривал. На лбу у него мелким бисером выступил пот. Он не вытирал его.

В-третьих, «не-событием» является невербальная оценка участников событий (манифестируется через активаторы звукового действия — АЗД, активаторы слухового и зрительного восприятия — АСВ, АЗВ).

См.: Егор Северьяныч, глядя на Ваську, прошел и сел. Потом оглянулся на сына. У Степана во всю щеку полыхал горячий румянец. Он точно прирос к полу (языковые единицы: полыхал горячий румянец; точно прирос к полу — активаторы зрительного восприятия). Зрительное восприятие Егором Северьянычем состояния Степана как реакции

на присутствие соперника вынуждает Егора перейти к сватовству сразу и прямо.

См.: Егор Северьяныч еще раз глянул на гладкое Васькино лицо, нагнул по-бычьи голову и сказал прямо: Мы, девка, сватать тебя пришли.

Наконец, четвертой составляющей «несобытия» является невербальная информация,

соотносящая речевой дискурс с событиями (практически в невербальной ткани диалога она представлена локализаторами и параметрами времени и пространства (£ р), квантификаторами количества и качества маркеров и конкретизато-ров речевого невербального дискурса).

См.: — Поздно хватился, Степа, — громко сказал Васька и опять пошевелился на стуле. — Опоздал. Степан на этот раз не удостоил его взглядом, смотрел неотступно, требовательно на девушку, ждал. Смущение его отчего-то прошло. Эллочка вдруг резко подняла голову, глянула на Степана зеленовато-чистыми глазами. И стыд, и ласка, и упрек, и одобрение, и что-то еще, невыразимо прекрасное, робкое, отчаянное было в ее взгляде. У Степана дрогнуло от радости сердце. Никто бы не смог объяснить, что такое родилось между ними и почему родилось. Это понимали только они двое.

И в этот момент Васька брякнул: — Мы скоро поженимся, Степа.

Проанализируем выборочно: Самостоятельная структурная единица — временной локализатор опять указывает на повторяемость проксемиче-ского соматива пошевелился во времени. Опять (нареч.) — еще раз, снова. Временной локализа-тор опять показатель дискурсного континуума линейно-последовательного изложения. Временной локализатор на этот раз. Раз — случай, явление в ряду однородных (повторяющихся или возможных) действий, проявлений чего-н.; этот — указат. местоимение указывает на что-н. близкое в пространстве и во времени. Кинесический со-матив с семантикой эмоциональных настроений смотрел неотступно, требовательно и маркер эмоционального состояния ждал содержат в себе параметр времени и пространства. Неотступно смотрел (неотступный — настойчивый, неотвязный; настойчивый — упорный, твердый в достижении чего-н.; неотвязный — постоянно преследующий, назойливый (1); смотрел (смотреть — на кого и во что, несов.в. Направлять взгляд, чтобы увидеть кого-что-н. (1; р.); ждал (ждать кого-что

или кого-чего. Быть где-н., пребывать в каком-н. состоянии, рассчитывая на появление, прибытие кого-чего-н.; чего. Надеяться на что-н., стремиться получить что-н. (1; р.).

Анализ невербального диалогического дискурса показывает, что этот тип дискурса непосредственно связан с понятием времени и пространства, т. е. обладает материальной протяженностью и некоторой продолжительностью [4: 138-141].

Несмотря на то что в лингвистике в настоящее время намечается тенденция активного выделения составляющих из интегрального понятия дискурс (выявлены разновидности речевых произведений, характеризуемых специфическими языковыми чертами, которые мотивированы личностью говорящего, его интенциями, мнениями, социокультурным статусом, сферой деятельности и фактором адресата), Ю. С. Степанов говорит, что для понимания того, что такое дискурс, «мы нуждаемся в хороших описаниях дискурсов, без которых не может быть продвинута и их теория» (курсив наш. — В. Ш., Т. М.) [6]. Чтобы понять, что такое невербальный дискурс, необходима практика описания невербальных дискурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2002.

2. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? М., 1998.

3. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1998.

4. Музычук Т. Л. Временная и пространственная организация невербального дискурса// Русский язык в Азии: современное состояние и тенденции распространения / Матер. Форума русистов и Конгресса Монгольской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Улан-Батор, 2007. С. 133-142.

5. Музычук Т. Л. Невербальный дискурс в преподавании русского языка и литературы // Вестн. РУДН. Сер. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2007. № 3. С. 13-19.

6. Степанов Ю. С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца 20 века: Сб. статей. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.