Научная статья на тему 'ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА МВД РОССИИ'

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА МВД РОССИИ / МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / ОБЩАЯ КОНСТРУКТИВНОСТЬ / ОБЩАЯ ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (ПОЛО) «РЕСУРС» (П) / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурмистрова Алина Владимировна

В статье автор обращает внимание на то, что в связи с особенностями личностного развития профессиональный выбор воспитанников суворовского военного училища МВД России не всегда является результатом самостоятельного и осознанного решения. Дается теоретическое обоснование проблемы и приводится классификация мотивов выбора профессиональной деятельности. В основе исследования лежит структурно-функциональная концепция личности Г. Аммона, поскольку, по мнению автора статьи, мотивы навязанного выбора преобладают у воспитанников, характеризующихся личностной незрелостью, детерминированной психодинамическими (укорененными в сфере бессознательного) личностными структурами: общей конструктивностью, общей деструктивностью и ресурсом психологического здоровья. В статье приводятся результаты эмпирического исследования на выборке воспитанников Санкт-Петербургского суворовскоговоенного училища МВД России численностью 141 человек. Результаты исследования обнаруживают, что незрелость профессиональной мотивации, а также преобладание навязанных другими людьми (родителями, консультантами и антисоциальной субкультурой) мотивов профессионального выбора связаны с доминирующим влиянием деструктивно-дефицитарной динамики, которое приводит воспитанников к заблуждению на этапе профессионального выбора, а в последующем к разочарованию в профессии и возникновению профессиональных деструкций. В заключение автор дает практические рекомендации психологам училища по проведению пcихокоррекционной работы с воспитанниками, у которых преобладают навязанные мотивы профессионального выбора над свободным. Результаты исследования могут быть также использованы в уголовно-исполнительной системе при работе со школьниками в подшефных кадетских классах и с курсантами первых курсов институтов ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурмистрова Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODYNAMIC DETERMINANTS OF THE MOTIVES OF PROFESSIONAL CHOICE MADE BY CADETS OF THE SUVOROV MILITARY SCHOOL OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

In the article, the author draws attention to the fact that due to the peculiarities of personal development, the professional choice of cadets of the Suvorov Military School of the Ministry of the Interior of Russia is not always the result of an independent and conscious decision. The theoretical substantiation of the problem is given and the classification of the motives for choosing a professional activity is given. The study is based on the structural and functional concept of the personality of G. Ammon, since, according to the author of the article, the motives of «imposed» choice prevail among cadets characterized by personal immaturity, determined by psychodynamic (rooted in the unconscious) personal structures: general constructiveness, general destructiveness, and a resource of psychological health. The article presents the results of an empirical study on a sample of 141 cadets of the Saint-Petersburg Suvorov Military School of the Ministry of the Interior of Russia. The results of the study reveal that the immaturity of professional motivation, as well as the prevalence of professional choice motives imposed by other people (parents, counselors and the antisocial subculture) are associated with the dominant influence of destructive-deficit dynamics, which leads cadets to delusion at the stage of professional choice, and subsequently to disappointment. in the profession and the emergence of professional destruction. In conclusion, the author gives practical recommendations to the psychologists of the Suvorov school for carrying out psychocorrectional work with cadets in whom the imposed motives of professional choice prevail over the free one. The results of the study can also be used in the penal system when working with schoolchildren in sponsored cadet school classes and with first-year cadets of institutes of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА МВД РОССИИ»

УДК 159.9

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-236-1-43-52

АЛИНА ВЛАДИМИРОВНА БУРМИСТРОВА

адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лейтенант полиции, kulinchenko95@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-8768-8439

Санкт-Петербург

ALINA V. BURMISTROVA

doctorate student of the Department of Legal Psychology of the Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Senior Lieutenant of the Police, kulinchenko95@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-8768-8439

St. Petersburg

Психодинамические детерминанты мотивов профессионального выбора воспитанников суворовского военного училища МВД России

Psychodynamic determinants of the motives of professional choice made by cadets of the Suvorov Military School of the Ministry of the Interior of Russia

Аннотация. В статье автор обращает внимание на то, что в связи с особенностями личностного развития профессиональный выбор воспитанников суворовского военного училища МВД России не всегда является результатом самостоятельного и осознанного решения. Дается теоретическое обоснование проблемы и приводится классификация мотивов выбора профессиональной деятельности. В основе исследования лежит структурно-функциональная концепция личности Г. Аммона, поскольку, по мнению автора статьи, мотивы навязанного выбора преобладают у воспитанников, характеризующихся личностной незрелостью, детерминированной психодинамическими (укорененными в сфере бессознательного) личностными структурами: общей конструктивностью, общей деструктивностью и ресурсом психологического здоровья. В статье приводятся результаты эмпирического исследования на выборке воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД России численностью 141 человек. Результаты исследования обнаруживают, что незрелость профессиональной мотивации, а также преобладание навязанных другими людьми (родителями, консультантами и антисоциальной субкультурой) мотивов профессионального выбора связаны с доминирующим влиянием деструктивно-дефицитарной динамики, которое приводит воспитанников к заблуждению на этапе профессионального выбора, а в последующем к разочарованию в профессии и возникновению профессиональных деструкций. В заключение автор дает практические рекомендации психологам училища по проведению тоихокоррекционной работы с воспитанниками, у которых преобладают навязанные мотивы профессионального выбора над свободным. Результаты исследования могут быть также использованы в уголовно-исполнительной системе при работе со школьниками в подшефных кадетских классах и с курсантами первых курсов институтов ФСИН России.

Ключевые слова: воспитанники суворовского военного училища МВД России, мотивы профессионального выбора, общая конструктивность, общая деструктивность, ресурс психологического здоровья, психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс» (П), профессиональное самоопределение.

Для цитирования

Бурмистрова А. В. Психодинамические детерминанты мотивов профессионального выбора воспитанников суворовского военного училища МВД России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 1. С. 43-52. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-236-1-43-52.

19.00.06 Юридическая психология (психологические науки) Legal psychology (psychological sciences) 5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки)* Legal psychology and safety thinking (psychological sciences)

* В соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24.02.2021 № 118

Abstract. In the article, the author draws attention to the fact that due to the peculiarities of personal development, the professional choice of cadets of the Suvorov Military School of the Ministry of the Interior of Russia is not always the result of an independent and conscious decision. The theoretical substantiation of the problem is given and the classification of the motives for choosing a professional activity is given. The study is based on the structural and functional concept of the personality of G. Ammon, since, according to the author of the article, the motives of «imposed» choice prevail among cadets characterized by personal immaturity, determined by psychodynamic (rooted in the unconscious) personal structures: general constructiveness, general destructiveness, and a resource of psychological health. The article presents the results of an empirical study on a sample of 141 cadets of the Saint-Petersburg Suvorov Military School of the Ministry of the Interior of Russia. The results of the study reveal that the immaturity of professional motivation, as well as the prevalence of professional choice motives imposed by other people (parents, counselors and the antisocial subculture) are associated with the dominant influence of destructive-deficit dynamics, which leads cadets to delusion at the stage of professional choice, and subsequently to disappointment. in the profession and the emergence of professional destruction. In conclusion, the author gives practical recommendations to the psychologists of the Suvorov school for carrying out psychocorrectional work with cadets in whom the imposed motives of professional choice prevail over the free one. The results of the study can also be used in the penal system when working with schoolchildren in sponsored cadet school classes and with first-year cadets of institutes of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Key words: cadets of the Suvorov Military School of the Ministry of the Interior of Russia, motives of professional choice, general constructiveness, general destructiveness, psychological health resource, psychodynamically oriented personality.

Актуальность диагностики и прогнозирования профессиональной мотивации воспитанников суворовского военного училища МВД России (далее -СВУ) на службу в органах внутренних дел обусловлена повышением качества психологического сопровождения их профессионального самоопределения за счет изучения внутренних бессознательных механизмов психики, детерминирующих профессиональный выбор подростков.

В период получения среднего общего образования (Х-Х1 классы) в условиях СВУ МВД России у воспитанников возникает потребность самопознания, поиска своего места в системе профессиональных отношений, формируются первичные профессио-

нальные интересы и предпочтения, связанные с выбором будущей профессии. В связи с этим как на этапе профессионального психологического отбора кандидатов на поступление в СВУ МВД России, так и в процессе осуществления психологического сопровождения профессионального самоопределения психологу училища важно помочь молодым людям понять, какие мотивы лежат в основе их профессионального выбора. Такое осознание может изменить первоначальный навязанный выбор в пользу самостоятельного и продуманного решения. Ведь ошибка в выборе профессии может дорого обойтись как самим воспитанникам, так и государству, финансирующему расходы на их обучение. Затраты на подготовку высококвалифици-

рованного специалиста окупаются только в процессе его успешной многолетней деятельности. В связи с этим задача СВУ МВД России заключается не только в организации образовательного пространства, но и в обеспечении преемственности в дальнейшем профильном обучении и профессиональном саморазвитии, которое становится возможным благодаря устойчивому профессиональному «я», являющемуся продуктом конструктивного (истинного) профессионального самоопределения.

Подчеркнув актуальность и практическую значимость проблемы мотивов профессионального выбора, следует обратить внимание на недостаточную ее разработанность. Несмотря на то что проблема профессиональной мотивации широко представлена в трудах отечественных и зарубежных психологов, вопросы профессиональной мотивации воспитанников СВУ МВД России изучены недостаточно.

Среди отечественных психологов, занимавшихся проблемой профессиональной мотивации, можно отметить Л. И. Анцы-ферову, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. С. Кона, В. М. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и других.

В основе любого мотива лежит побуждение, вызванное интересом или потребностью. Только при достаточно высоких уровнях побудительности (значимости) обеспечиваются положительное отношение к деятельности и успешность ее выполнения. При этом в основе побуждений человека могут лежать как сознательные, так и бессознательные движущие силы психики. Л. И. Анцыферова пишет: «Движущие силы поведения личности, возникающие в процессе ее жизни, в определенной мере складываются на уровне безотчетной душевной деятельности, часто с неадекватным осознанием. Но в своей основной части мотивация как многомерное психологическое образование „строится" личностью с помощью рефлексивных процессов» [1]. Из этого высказывания следует, что внутренние побуждения личности могут вытесняться из области сознания в глубинные структуры психики. Однако в процессе рефлексии личность вырабатывает отношение к возникающим у нее побуждениям, импульсам, влечениям, соотносит их со своими возможностями, с иду-

щими извне требованиями и собственными представлениями о должном и определяет возможность мотивационного действия. В подростковом возрасте рефлексия выступает одним из важнейших новообразований. Являясь компонентом самосознания, рефлексия обеспечивает воспитаннику возможность осознать собственные учебные мотивы, связанные с поступлением в СВУ МВД России, самостоятельно определиться с выбором учебной специальности и высшего учебного заведения, оценить возможность поступления на службу в правоохранительные органы.

Тем не менее часто бывает так, что подросток к моменту поступления в военное училище психологически не готов к принятию самостоятельных решений относительно своего профессионального будущего. «Выбор профессии в подростковом возрасте может оказаться психологически даже и не выбором, а актом подражания товарищам, родителям или решением, принятым под непосредственным влиянием внешних обстоятельств или случайно возникшего интереса», - отмечает Л. И. Божович [2]. Психологическая неготовность подростка нередко связана с личностной дефицитар-ностью (незрелостью, инфантилизмом, выученной беспомощностью) либо может быть обусловлена личностной деструктивностью (аномалиями личностного развития, низкой адаптивностью, агрессивностью). В таком случае психологу училища еще на этапе профессионального психологического отбора кандидатов на обучение следует обращать внимание на подростков, склонных к подражанию и следованию навязанному профессиональному выбору.

Условно мотивы профессионального выбора можно разделить на две категории: категория свободного выбора и категория навязанных выборов.

Под мотивом свободного выбора следует понимать принятие самостоятельного зрелого решения в отношении будущей профессии (самостоятельный выбор учебного заведения, специальности и места работы). Свободный выбор определяется способностью человека абстрагироваться от внешнего влияния и углубить взгляд на свои ценности, интересы, способности. Процесс самоопределения возможен при условии разви-

той рефлексии, способности подростка доверять самому себе больше, чем своему окружению, и нести ответственность за выбор будущей профессиональной деятельности.

К навязанным видам профессиональных мотивов относятся:

1. Родительский сценарий - мотив профессионального выбора, продиктованный подростку его родителем, в основе которого лежит жизненный опыт родителя, соединенный с его возможностями, или траектория не реализованного им профессионального пути.

2. Династический выбор - мотив профессионального выбора, связанный с продолжением профессиональных традиций семьи.

3. Родительское завещание - мотив профессионального выбора, вызванный сильной психологической травмой, полученной в детском или подростковом возрасте в связи со смертью близких людей, и обусловленный чувством долга и вины перед ними.

4. Консультационный выбор - мотив профессионального выбора, навязанный авторитетом консультанта (психолога, педагога). В этом случае у подростка возникает убеждение, что консультант не просто «подобрал» для него подходящую профессию, но и сам подросток включен в процесс самопознания и профессионального самоопределения.

5. Компенсаторный выбор - мотив профессионального выбора, связанный с предпочтением такого вида деятельности, который бы компенсировал недостатки психологического или физического развития.

6. Стадный выбор - конформный мотив профессионального выбора, возникающий под влиянием референтной группы у подростков, не имеющих четкого представления о предпочтительных видах профессиональной деятельности.

7. Социально-инфраструктурный выбор -мотив профессионального выбора, который возникает под влиянием «производственной необходимости» и специфики социально-экономического развития региона. Развитость социальной инфраструктуры определяет диапазон профессиональных выборов населения в зависимости от производственных потребностей и разнообразия имеющихся вакансий.

8. Социально-прагматический выбор -мотив профессионального выбора, который обусловлен не интересами и предпочтения-

ми подростка, а престижностью профессии на рынке труда.

9. Предметный выбор - мотив профессионального выбора, связанный с повышенным интересом к какой-либо научной дисциплине или учебному предмету.

10. Инфантильный выбор - мотив профессионального выбора, который характеризуется полным отсутствием у подростка представлений о будущей профессии (специальности), нежеланием и неготовностью к такому выбору.

11. Антисоциальный выбор - мотив профессионального выбора, который связан с преобладанием криминальной направленности в силу накопившейся неудовлетворенности своими потребностями, желаниями, а также неспособности реализоваться в общественно полезной деятельности.

12. Телевизионный выбор - мотив профессионального выбора, связанный с влиянием на подростка телевизионной передачи или фильма, с формированием образа героя, на которого подросток хотел бы быть похожим.

13. Книжный выбор - мотив профессионального выбора, который, как и телевизионный, возникает в результате психологического влияния на подростка какой-либо увлекательной истории жизни героя из книги.

Таким образом, все виды мотивации, кроме свободного выбора, можно в разной степени отнести к навязанным (обществом, ситуацией, родителями) факторам профессиональной судьбы.

Сложность изучения мотивов профессионального выбора связана с тем, что они могут быть неочевидными, укорененными в сфере бессознательного. Именно поэтому в основе настоящего исследования лежит структурно-функциональная концепция личности немецкого психоаналитика и психиатра Гюнтера Аммона (1918-1995) - основателя структурного психоанализа и динамической психиатрии. М. М. Кабанов и Н. Г. Незнанов пишут, что с позиции авторской концепции Г. Аммона, личность представляет собой трехуровневую генетически функциональную иерархию, включающую в себя уровень первичных морфофизиологических структур, уровень вторичных осознаваемых «функциональных носителей личности», представляющих ее «психологический фасад», и уро-

вень центральных я-функций, укорененных в сфере бессознательного. Именно неосознаваемые центральные я-функции, по Аммо-ну, представляют собой психодинамические свойства личности, детерминирующие ее жизненную стратегию. К центральным (неосознаваемым) я-функциям личности Ам-мон относит агрессию, страх, нарциссизм, сексуальность, внешнее и внутреннее я-от-граничение в их конструктивном, деструктивном и дефицитарном проявлении [3].

Главным преимуществом, обусловившим применение данной концепции в качестве методологического базиса исследования психодинамических детерминантов мотивов профессионального выбора воспитанников СВУ МВД России, явилось наличие специального психодиагностического инструмента, позволяющего измерить интегральные показатели центральных я-функций (я-идентичности), репрезентативно отражающие целостную структуру бессознательного подростка в совокупности его здоровых и патологически измененных аспектов: подростковой версии психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс» В. А. Шаповала - ПОЛО «Ресурс» (П) [4].

Подростковая версия ПОЛО «Ресурс» (П) включает в себя 270 утверждений, сгруппированных в две основные шкалы: общей конструктивности я-структуры личности, отражающей «нормальное» развитие ее центральных я-функций, и общей деструк-тивности, отражающей степень суммарной деструктивно-дефицитарной девиации ее центральных я-функций и проявляющейся широким спектром симптомов социопсихо-соматической дезадаптации. На соотношении этих двух шкал в виде разности в Т-при-ведении их показателей построена третья интегральная шкала ресурса психологического здоровья, на основе которой автором методики был разработан алгоритм градации подростков на группы психологического здоровья (ГПЗ) с учетом всего спектра его проявлений:

- к 1-й ГПЗ относятся подростки с выраженным преобладанием общей конструктивности я-структуры личности («нормальным» развитием я-функций), служащим фундаментом осознанного и зрелого профессионального самоопределения;

- ко 2-й ГПЗ относятся подростки с неопределенным (смешанным) типом я-иден-тичности ввиду отсутствия преобладания общей конструктивности над общей дезадаптацией и наоборот. У подростков, отнесенных ко 2-й ГПЗ, отмечаются отдельные деструктивно-дефицитарные тенденции в я-структуре личности, которые могут стать причиной возникновения спутанного, размытого профессионального самоопределения;

- к 3-й ГПЗ относятся подростки с преобладанием общей деструктивности и общей дефицитарности над общей конструктивностью, что определяет наличие отдельных признаков, свидетельствующих о социально-психологической дезадаптации. В структуре личности подростков, отнесенных к

3-й ГПЗ, преобладают деструктивно-дефи-цитарные компоненты, детерминирующие возникновение искаженной, ложной я-иден-тичности, что является причиной возникновения патологического, компенсаторного, незрелого и неосознанного профессионального самоопределения;

- к 4-й ГПЗ относятся подростки с выраженным деструктивно-дефицитарным типом я-идентичности (биосоциодуховной про-блемности), определяющим наличие психопатологии. У подростков, отнесенных к

4-й ГПЗ, наблюдается выраженность одного или нескольких типов психической дезадаптации: психосоматической, поведенческой, невротической и других [5].

Таким образом, психологическое здоровье воспитанника определяется ресурсом личностной конструктивности, позволяющим оценить его жизненный потенциал, который обеспечивает сопротивление неосознаваемым деструктивно-дефици-тарным побуждениям за счет реализации конструктивных сил психики и жизненных сценариев. Ресурс психологического здоровья личности напрямую зависит от степени преобладания общей конструктивности над общей деструктивностью. В прикладном практическом аспекте это означает, что конструктивная личность склонна бессознательно формировать вокруг себя конструктивное социальное поле взаимоотношений, оптимально реализуя свою идентичность и катализируя (побуждая) к этому же других.

Целью данного исследования является выявление психодинамических детерминантов мотивов профессионального выбора воспитанников СВУ МВД России, под которыми следует понимать бессознательные психические функции, лежащие в основе социально-психической адаптации и задающие вектор жизненного самоопределения человека (включая профессиональное самоопределение).

Данная цель определила следующие задачи исследования:

1. Сравнить мотивы профессионального выбора у воспитанников, обучающихся на разных курсах.

2. Установить наличие взаимосвязи между показателями мотивов профессионального выбора и показателями общей конструктивности, общей деструктивности и ресурса психологического здоровья.

3. Сравнить мотивы профессионального выбора у воспитанников, отнесенных к разным группам психологического здоровья.

В качестве гипотезы исследования выдвигалось предположение о том, что мотивы навязанного выбора профессиональной деятельности положительно взаимосвязаны с

общей деструктивностью воспитанников и отрицательно взаимосвязаны с общей конструктивностью и ресурсом психологического здоровья.

Объектом исследования выступают мотивы профессионального выбора.

Предметом исследования стали психодинамические детерминанты мотивов профессионального выбора воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД России.

Материал настоящего исследования является частью научно-исследовательской работы, включенной в план научно-исследовательской деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, проведенной с согласия родителей и санкционированной руководством Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД России.

Мотивы профессионального выбора воспитанников СВУ МВД России исследовались при помощи опросника выявления мотивов профессионального выбора. На данном этапе был обследован 141 суворовец, из них 49 обучаются на I курсе, 57 - на II, 35 - на III.

Для выявления достоверных различий в мотивах профессионального выбора вос-

Таблица 1

Сравнительный анализ мотивов профессионального выбора у воспитанников,

обучающихся на разных курсах

Мотив профессионального выбора Курс Средний ранг Сумма рангов Значимость

Социально-инфраструктурный выбор I 59,81 2871,00 0,010

II 46,23 2589,00

Ситуационно-прагматический выбор I 46,89 2250,50 0,009

III 33,90 1152,50

49,72 2784,50 0,033

III 38,54 1310,50

Инфантильный выбор I 43,98 2111,00 0,021

III 38,00 1292,00

48,23 2701,00 0,014

III 41,00 1394,00

Антисоциальный выбор I 45,00 2160,00 0,035

III 36,56 1243,00

Родительское завещание II 48,69 2726,50 0,047

III 40,25 1368,50

питанников, обучающихся на разных курсах, был проведен сравнительный анализ с применением непараметрических критериев - (У-критерия Манна - Уитни и критерия Краскела - Уоллиса, так как проверка выборки на нормальность распределения с помощью критерия положительной величины разности стандартных ошибок и показателей асимметрии и эксцесса показала, что распределение отличалось от нормального практически по всем шкалам методики. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.

В результате сравнительного анализа обнаружено, что воспитанники I курса в сравнении с воспитанниками III курса имеют достоверно (p < 0,05) более высокие средние ранги по показателям: ситуационно-прагматический выбор, инфантильный выбор и антисоциальный выбор, а также в сравнении с воспитанниками II курса первокурсники имеют достоверно (p < 0,05) более высокий средний ранг по показателю «социально-инфраструктурный выбор». Полученные результаты свидетельствуют, что первокурсники в большей степени мотивированы выбрать ту профессию, которая является

Таблица 2

Корреляция между шкалами ПОЛО «Ресурс» (П) и шкалами опросника выявления мотивов профессионального выбора, n = 141

Мотив профессионального выбора Коэффициент корреляции, r Значимость, p

Общая конструктивность (CoO)

Инфантильный выбор -0,198* 0,022

Общая деструктивность (CdO)

Родительский сценарий 0,235** 0,006

Консультационный выбор 0,204* 0,018

Инфантильный выбор 0,215* 0,013

Антисоциальный выбор 0,207* 0,016

Ресурс психологического здоровья (Re)

Родительский сценарий -0,311** 0,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консультационный выбор -0,212* 0,014

Инфантильный выбор -0,249** 0,004

Антисоциальный выбор -0,246** 0,004

* Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя). t Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя).

востребованной и хорошо оплачиваемой, даже если она идет вразрез с их интересами или способностями, а также ту профессию, которая является более доступной в регионе проживания. Инфантильность в вопросах, связанных с выбором профессии, достоверно ниже у третьекурсников, чем у воспитанников младших курсов, так как выпускники училища находятся на пороге профессионального самоопределения, всерьез задумываются о дальнейшем профессиональном пути. Согласно результатам сравнительного анализа, воспитанники выпускного курса в меньшей степени подвержены влиянию навязанных (семьей, регионом проживания, престижем профессии) мотивов профессионального выбора.

Для решения второй задачи был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спир-мена, так как проверка выборки на нормальность распределения с помощью вышеописанного критерия показала, что распределение отличалось от нормального по шкалам обоих опросников (ПОЛО «Ресурс» (П) и опросник выявления мотивов профессионального выбора) (таблица 2).

В результате проведенного корреляционного анализа были обнаружены:

1) отрицательная корреляционная связь показателя общей конструктивности с показателем инфантильного выбора;

2) положительные корреляции общей дезадаптации (личностной неконструктивности) с показателями инфантильного выбора, консультационного выбора, антипрофессии и родительского сценария;

3) отрицательные корреляционные связи интегрального показателя ресурса психологического здоровья с показателями инфантильного выбора, консультационного выбора, антисоциального выбора и родительского сценария.

Полученные результаты указывают на то, что следование таким мотивам профес-

сионального выбора, как инфантильный выбор, консультационный выбор, антисоциальный выбор и родительский сценарий, связано с преобладанием деструктив-но-дефицитарной психодинамики и низким уровнем ресурса психологического здоровья. Инфантильность обусловлена полным отсутствием у подростка представлений о будущей профессии (специальности), нежеланием такого выбора и неготовностью к нему. Консультационный выбор совершается подростком под влиянием авторитета консультанта (психолога, педагога, руководителя), а мотив родительского сценария связан с принятием решения относительно будущей профессии в результате родительского навязывания. Что касается антисоциального выбора, то в содержание данного мотива профессионального выбора входит установка реализации примитивных желаний и удовлетворения потребностей, свя-

занных с богатством (наживой) и властью (доминированием над людьми и ресурсами). Подросток с криминальной (антисоциальной) мотивацией не способен к самореализации в общественно полезной деятельности в связи с социальной дезадаптацией, выраженной в негативизме, склонности к делинквентному, аддиктивному поведению, и других подобных свойствах личности причинами.

Для решения третей задачи исследования - выявления достоверных различий в мотивах профессионального выбора в

выборках воспитанников, отнесенных к разным ГПЗ, был проведен сравнительный анализ с применением непараметрических критериев Манна - Уитни и Краскела - Уол-лиса (таблица 3).

Попарное сравнение воспитанников, отнесенных к 1-й ГПЗ (п = 93) и 2-й (п = 29) ГПЗ, показало, что у воспитанников

2-й ГПЗ оказались достоверно (р < 0,05) более высокие ранговые значения по шкалам «родительский сценарий» и «инфантильный выбор». При попарном сравнении воспитанников 1-й ГПЗ (п=93) и 3-й ГПЗ (п=12) обнаружились достоверно (р < 0,05) более высокие ранговые значения по шкале «инфантильный выбор» у воспитанников, имеющих

3-ю ГПЗ. При попарном сравнении воспитанников, отнесенных ко 2-й и 3-й ГПЗ, достоверных различий в мотивах профессионального выбора обнаружено не было, так как численность данных выборок является

недостаточной.

Воспитанники, отнесенные ко 2-й ГПЗ, в сравнении с воспитанниками 1-й ГПЗ в большей степени склонны ориентироваться на мнение и рекомендации родителей относительно выбора будущей профессии; так же как и воспитанники, отнесенные к 3-й ГПЗ, проявляют инфантилизм в вопросах, связанных с профессиональным самоопределением. В связи с этим можно утверждать, что центральные я-функции, характеризующиеся недоразвитием и (или) имеющие дефекты развития, обусловливают профессиональную неготовность, незрелость и несамостоятельность в важных вопросах и влекут перекладывание ответственности за профессиональное решение на значимых взрослых.

В результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза была подтверждена. Представленные материалы исследования позволяют сделать несколько выводов.

1. В мотивационной сфере воспитанников I курса в сравнении с воспитанниками выпускного курса более выражены мотивы навязанного выбора профессии, такие как

Таблица 3

Сравнительный анализ мотивов профессионального выбора у воспитанников, отнесенных к разным ГПЗ

Мотив профессионального выбора ГПЗ Ранг Сумма рангов Значимость

Родительский сценарий 1 55,27 5440,00 0,000

2 81,48 2363,00

Инфантильный выбор 1 58,37 5428,50 0,002

2 71,53 2074,50

Инфантильный выбор 1 51,89 4825,50 0,032

3 61,63 739,50

инфантильный, антисоциальный, ситуационно-прагматический и социально-инфраструктурный выбор. Для воспитанников II курса в сравнении с воспитанниками выпускного курса наиболее значимыми являются ситуационно-прагматический выбор и родительское завещание. Это свидетельствует о том, что воспитанники младших курсов заинтересованы в такой профессии, которая является престижной и востребованной на рынке труда, доступна в регионе проживания и предполагает наличие такого статуса, благодаря которому возможно получение дополнительных выгод, в то время как для воспитанников III курса данные виды мотивации не характерны.

2. Такие мотивы навязанного выбора профессиональной деятельности, как родительский сценарий, консультационный, инфантильный, антисоциальный выбор, имеют положительную сопряженность с общей деструктивностью и отрицательную с ресурсом психологического здоровья воспитанников. Именно поэтому следование этим типам навязанной мотивации указывает на преобладание в структуре личности воспитанника деструктивной психодинамики и ведет к формированию искаженного самоопределения.

3. У воспитанников, отнесенных ко 2-й и 3-й ГПЗ, в большей степени преобладает мотив инфантильного выбора, чем у воспитанников 1-й ГПЗ. Данный факт указывает на то, что воспитанники с высоким ресурсом психологического здоровья способны к самостоятельным, зрелым и ответственным решениям в вопросах, связанных с выбором будущей профессии. В свою очередь, чем ниже ресурс психологического здоровья, тем большие затруднения будет испытывать подросток в ситуации профессионального самоопределения.

Таким образом, результаты исследования обнаруживают, что незрелость профессиональной мотивации, а также преобладание навязанных другими людьми (родителями, консультантами и антисоциальной субкультурой) мотивов профессионального выбора связаны с доминирующим влиянием деструктивно-дефицитарной динамики, которое приводит подростка к заблуждению на этапе профессионального выбора, а в последующем к разочарованию в профессии и

возникновению профессиональных деструк-ций. Апробация психологических методик, использованных в ходе настоящего исследования, позволяет сделать вывод о возможности их применения в качестве психодиагностического инструментария для диагностики и мониторинга я-структурных изменений с целью своевременной коррекции деза-даптивных форм поведения и предотвращения следования воспитанников навязанным мотивам профессионального выбора.

Психологу училища необходимо своевременно выявлять доминирующие мотивы профессионального выбора и проводить прихокоррекционную работу с воспитанниками, у которых преобладают навязанные мотивы, отрицательно сопряженные с ресурсом психологического здоровья. В процессе психокорекционной работы с воспитанником, ведущим мотивом выбора которого является мотив родительского сценария, психологу следует обсудить с ним возможные профессиональные перспективы, обусловленные его способностями и задатками, стимулировать личную активность, а также провести собеседование с родителями воспитанника для определения родительского программирования в его выборах. При работе с воспитанником, ведущим мотивом профессионального выбора которого является консультационный мотив, психологу необходимо избегать давления собственным авторитетом. В процессе профконсульта-ционной работы психологу следует побуждать подростка к процессу самопознания. У него должно возникнуть представление, что в процессе профконсультации он получил хорошо подогнанную под свою биографию тестовую интерпретацию психолога. На самом же деле воспитанник сам активно включен в процесс самопознания и делает те или иные умозаключения на основе возникших инсайтов. Инфантильные подростки, как правило, крайне редко приходят на проф-консультацию по собственной инициативе, отсюда возникает сложность работы с такими воспитанниками. В качестве психокор-рекционных процедур психологу училища следует формировать у подростка положительную я-концепцию с помощью повышения уверенности в его способностях к определенному виду деятельности (с возможностью самореализации в СВУ МВД России),

убежденности в умении произвести приятное впечатление на других людей и увеличения чувства собственной значимости. Антисоциальный выбор выступает антиподом выбору профессии в правоохранительных органах. Однако, в частности в связи с повышением популяризации антипрофессий в СМИ и возрастанием интереса молодежи к быстрым способам получения власти и заработка, психологу училища следует проводить психокоррекционную работу с воспитанниками, проявляющими интерес к подобным профессиям, объясняя опасность последствий антисоциального образа жизни и нечестных способов заработка.

Результаты настоящего исследования могут быть применены в отношении лиц, поступающих в образовательные организации ФСИН России, поскольку возраст кандида-

тов на обучение в высших учебных заведениях соответствует возрасту выпускников СВУ Выбор юношами с деструктивно-дефицитар-ной психической организацией профессии в правоохранительной деятельности может быть связан с реализацией антисоциальных, преступных мотивов, поскольку истинное намерение поступить на службу в правоохранительную систему не всегда является очевидным. Полученные результаты исследования могут быть востребованы в работе с обучающимися профильных кадетских классов, а также в ведомственных образовательных организациях высшего образования ФСИН России в вопросах психологического сопровождения курсантов первых курсов на этапе адаптации в период обучения в образовательных организациях.

1. Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М. : Институт психологии РАН, 2019. С. 41.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1968. С. 368.

3. Кабанов М. М., Незнанов Н. Г. Очерки динамической психиатрии. СПб. : НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2003. С. 33-35.

4. Шаповал В. А. Профессиональная идентичность сотрудников органов внутренних дел: система оценки, прогнозирования и мониторинга в контексте психодинамического подхода. СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014. 256 с.

5. Шаповал В. А. Психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел как предмет исследования ведомственных психологов: новые подходы к оценке и прогнозированию // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3. С. 240.

1. Antsyferova, L. A. (2019) Development of personality and problems of gerontopsychology. Moscow : Institute of Psychology RAS, p. 41.

2. Bozhovich, L. I. (1968) Personality and its formation in childhood. Moscow : Prosveshcheniye, p. 368.

3. Kabanov, M. M., Neznanov, N. G. (2003) Essays on Dynamic Psychiatry. SPb. : National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology named after V. M. Bekhterev, pp. 33-35.

4. Shapoval, V. A. (2014) Professional identity of personnel of internal affairs bodies: system of assessment, forecasting and monitoring in the context of a psychodynamic approach. SPb. : Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, p. 256.

5. Shapoval, V. A. (2009) Psychological health of employees of internal affairs bodies as the subject of departmental psychologists investigation: new approaches to estimation and prognosis // Vestnik Sankt-Petersburgskogo universiteta MVD Rossii. 3, 240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.