Научная статья на тему 'ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ПРЕДПОСЫЛКИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ'

ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ПРЕДПОСЫЛКИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психодидактика / субъектность / религиозно-нравственное образование / моральное самоопределение / саморегуляция / psychodidactics / subjectivity / religious and moral education / moral self-determination / self-regulation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Елена Александровна, Турский Вячеслав Анатольевич

Основу рассмотрения психодидактики следует описывать в рамках предметно-центриро¬ванного подхода как предыдущей широко популярной парадигмы преподавания и обучения. Предметно-ориентированный подход является наиболее традиционной концепцией учебной программы и, следовательно, наиболее часто используемым подходом в организации образовательного опыта. Психодидактика – это наука, которая объединяет в себе методологию обучения и психологические знания, необходимые для развития психологических качеств обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHODIDACTIC APPROACH TOWARDS RELIGIOUS AND MORAL EDUCATION: BACKGROUND AND NEW OPPORTUNITIES

The basis for viewing psychodidactics should be described within the framework of a subject-centered approach, as a previous widely popular teaching and learning paradigm. The subject-oriented approach is the most traditional curriculum concept and, therefore, the most commonly used approach in organizing educational experiences. Psychodidactics is a science that combines teaching methodology and psychological knowledge necessary for the development of psychological qualities of students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ПРЕДПОСЫЛКИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

коммуникации

Научная статья УДК 159.9.07

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА МАКАРОВА

Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный техническийуниверситет, г. Ростов-на-Дону e-mail: makarova.h@gmail.com

ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ ТУРСКНЙ

Аспирант, ЧОУВО «Таганрогский институтуправления и экономики», г. Таганрог

e-mail: tur-stalker@mail.ru

ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ подход К РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ПРЕДПОСЫЛКИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация. Основу рассмотрения психодидактики следует описывать в рамках предметно-центрированного подхода как предыдущей широко популярной парадигмы преподавания и обучения. Предметно-ориентированный подход является наиболее традиционной концепцией учебной программы и, следовательно, наиболее часто используемым подходом в организации образовательного опыта. Психодидактика — это наука, которая объединяет в себе методологию обучения и психологические знания, необходимые для развития психологических качеств обучаемых.

Ключевые слова: психодидактика, субъектность, религиозно-нравственное образование, моральное самоопределение, саморегуляция

Тематический рубрикатор e-Library: 15.41.21

ELENA AL. MAKAROVA

Doctor of Psychology, professor,professor of the Department «General and Counseling Psychology», Don State Technical University, Rostov-on-Don

VYACHESLAVAN. TURSKY

Postgraduate student, Taganroglnstitute ofManagement and Economics, Taganrog

Abstract. The basis for viewing psychodidactics should be described within the framework of a subject-centered approach, as a previous widely popular teaching and learning paradigm. The subject-oriented approach is the most traditional curriculum concept and, therefore, the most commonly used approach in organizing educational experiences. Psychodidactics is a science that combines teaching methodology and psychological knowledge necessary for the development ofpsychological qualities of students.

Keywords: psychodidactics, subjectivity, religious and moral education, moral self-determination, self-regulation

Предметно-центрированный подход констатирует значение конкретных знаний по каждому учебному предмету и определяет развитие учащегося по результатам измерения его прогресса в получении этих знаний. При предметно-ориентированном подходе учебник содержит все рекомендации по реализации образовательной программы. В то же время программу можно рассматривать как пособие для преподавателя, состоящее из основных частей материала, примеров, упражнений и конспектов. При предметно-центрированном подходе именно так строятся учебники по всем учебным дисциплинам. Различие между образовательными программами по

тем или иным учебным предметам имеет свой практический аспект, но также вызывает ограничения в общем образовательном процессе. Находить точки соприкосновения между различными областями знаний, мыслить синтетически, находить взаимные ссылки между дисциплинами - вот примеры способностей, приобретение которых гарантирует успех в обучении. Однако в то же время это приобретение вызывает проблемы, с которыми учащимся и преподавателям приходится справляться в рамках предметно-ориентированного подхода. Большинство задач основано на строго определенной образовательной программе, включенной в учебное пособие

© Е.А. Макарова, 2024 © В.А. Турский, 2024

по каждому предмету отдельно. Точки пересечения и междисциплинарность выходят за рамки предметно-центрированного подхода. Учащиеся и преподаватели должны найти свой собственный способ справиться с трудностями и одновременно соответствовать требованиям современной системы образования и современного мира. Конечно, существует много разных сторон предметно-центрированного подхода; например, идея субъекта, понимаемого как «существо», включена в отношения между преподавателями и учащимися [13].

Это меняет перспективу с изучения определенного предмета на личное участие в этом предмете. В этом случае скорее можно думать о сложной матрице отношений не только между преподавателями и учащимися, но и между учащимися, которые рассматриваются как живые и присутствующие, а не только пассивные и подчиненные. Это выдвигает предположение о вовлеченности как преподавателя, так и учащегося. Следовательно, это можно интерпретировать как пример сочетания предметно-ориентированного подхода с подходом, ориентированным как на преподавателя, так и на учащегося [7].

С этой точки зрения следующим шагом является психодидактика как новая парадигма не только в организации учебных программ и дидактического процесса, но и в обеспечении поддержки личностного развития и поддержания положительного психического здоровья учащихся. Этот аспект необходимо учитывать при обсуждении направления изменений в современном образовании [6]. Саморазвитие учащихся и их положительное психическое здоровье становятся равнозначными целями в процессе разработки значительных образовательных изменений. Это можно ясно увидеть в контексте нравственного и религиозного воспитания. Что психодидактика может предложить в качестве нового подхода к образованию, так это акцент на роли самоопределения в процессе формирования личности человека в сфере образования, а также контекст обучения, поддерживающий автономию [14]. Многие авторы, симпатизирующие психодидактическому подходу, подчеркивают важность психологических процессов, таких как мотивационные процессы или потребность в саморегуляции, как основных движущих сил всех процессов обучения. В связи с этим образование рассматривается не только как процесс передачи знаний и их оценки, но и как процесс поддержки личностного роста учащегося. Внутренняя мотивация и социальное развитие учащегося в период обучения могут влиять на его ощущение благополучия [8]. В инновационном психодидактическом подходе каждая образовательная цель должна служить личному и социальному самореализации человека, а не только выполнению требований образовательной программы. Это во многом связано с психологическим, моральным и религиозным ростом с точки зрения оказания положительной поддержки психического здоровья каждому развивающемуся человеку [12].

Психодидакгический подход можно применить к религиозно-нравственному воспитанию. Одним из наиболее важных аспектов общего человеческого развития и благополучия является моральный и

духовный рост человека. Многие ведущие теории развития личности указывают на роль морали и религии как на один из важнейших аспектов психосоциального функционирования человека [11]. Процесс формирования нравственности человека начинается с семейного окружения, но школа усиливает степень влияния семьи в этом отношении, а также индивидуальные изменения в формирующейся самостоятельно развивающейся личности. То же самое можно сказать и о религии, которая формирует индивидуальную мораль, хотя чаще всего эта связь носит двусторонний характер или вообще не существует.

В сфере образования на нравственное и религиозное развитие влияют стабильность участия в занятиях, методика, используемая преподавателями, и поднимаемые темы. Нравственное и религиозное воспитание относится к более широкому контексту воспитания характера. Оказывается, во всех сферах воспитания характера выяснения моральных или духовных ценностей явно недостаточно, важно практическое применение и обращение к реалиям повседневной жизни. Культурные различия, а также религиозные плюрализм и разнообразие нельзя игнорировать. Безопасная и позитивная атмосфера образовательной среды играет здесь решающую роль, особенно когда речь идет об обеспечении этнической, культурной, религиозной и моральной толерантности и уважения [3]. Занятия по философии и этике, которые продвигают просоциальные и альтруистические установки, а также ценности справедливости, ответственности и правдивости, решительно и явно поддерживают моральное развитие. Нравственное развитие может быть опосредовано духовным ростом и личной религиозной вовлеченностью [1].

Более того, индивидуальная духовность положительно влияет на социальное поведение. То же самое относится и к индивидуальной морали. В этом случае также ожидаются социальное развитие и высокий уровень социального функционирования. Его также можно применить к процессу формирования более глубоких отношений в группе сверстников, а затем и во взрослой социальной жизни. Религиозный контекст может способствовать формированию чувства идентичности, которое направлено на социальное благо. Собственные взгляды преподавателя, религиозная вовлеченность и мораль также важны для процесса содействия развитию учащихся, но только в том случае, если преподаватель открыт для обсуждения и готов принять альтернативные точки зрения. Кажется, что чем больше преподаватель готов к обсуждению, тем больше ценность справедливости, заботы или религиозности проявляется в его поведении и отношениях с учащимися. Недостаточно передавать исключительно религиозные и моральные знания, не оставив места для самооценки учащегося во время участия в образовательном процессе, преподавателю не добиться успеха. Человек, который собирается сформировать свою собственную мораль или собственные убеждения, должен быть способен усвоить их в рамках своих личных изменений. Поэтому религиозно-нравственное воспитание имеет совершенно особый вид. Оно затрагивает не только когнитивную поверхность в плане изменения объема

имеющихся знаний, но и одновременно эмоциональную вовлеченность, а также их качество и оценку в рамках практической реализации. Это также подразумевает способность обсуждать и подвергать сомнению собственные знания и взгляды, чтобы иметь возможность изменить их в случае необходимости, что было бы невозможно без открытости такому опыту, а также без терпимости и доверия [10].

Религиозное и моральное образование не является нейтральным. В связи с этим оно подвержено экстремизму и нетерпимости к инакомыслию. Психодидактический подход, уважая психологические знания о людях и их социальной жизни, предполагает однозначное противодействие таким установкам, которое должно учитывать целый комплекс обязанностей. Одним из важнейших является то, что оно стремится вызвать изменение отдельного человека в одном направлении: в сторону того, чтобы стать лучше, но не ценой унижения кого-либо другого или неоправданного самовозвышения. Чтобы сделать это максимально качественно, необходима методическая грамотность, а также правильный настрой преподавателя. Этическое и религиозное образование не должно осуществляться только с помощью классических методов, которые не подходят для человека, которого понимают как агента, то есть значительная часть практических решений также должна быть реализована. Там, где практика играет наиболее важную роль, стоит задуматься, может ли психодидактический подход отвечать требованиям наиболее эффективной парадигмы нравственного и религиозного воспитания. Уже было показано, что смешанные методы, используемые в образовательном контексте, усложняют принятие этических и моральных решений, тем самым приближая моральное воспитание к сценариям реальной жизни и делая его более эффективным [4].

Это также относится и к религиозному образованию, которое должно быть сосредоточено на индивидуальных духовных потребностях. Такой подход должен избегать догматизма и навязывания однозначных позиций. Вместо этого акцент должен быть сделан на том, чтобы оставить как можно больше места для исследования собственной религиозности независимо от того, к какой конкретной религиозной культуре принадлежит человек. Это соответствует психодидактике, которая никогда не использовалась специально для религиозного и нравственного развития. Несмотря на то, что психодидактический подход к образованию является новым в области религиозного и нравственного воспитания, уже существуют некоторые методы и теории, используемые в сфере нравственного и религиозного образования, которые можно рассматривать как «психодидактические», даже если их внедрение не было основано непосредственно на этой парадигме. Основанием для квалификации этих методов как в некоторой степени психодидактических является влияние, которое они оказывают не только на знания, но и на личностные изменения учащихся. Более того, все эти методы основаны на психологии, психологической методологии и практике. Следовательно, их можно использовать в качестве психологических инструментов, обес-

печивающих поддержку для поддержания позитивного психического здоровья [5].

Упомянем некоторые последствия: положительная моральная атмосфера, создаваемая и внедренная в образовательную среду, может способствовать повышению ответственности учащихся, а также их участию в продвижении справедливости, мира и терпимости. Это не только поведенческие, но и личностные изменения. Чувство ответственности глубоко укоренено в заботливом отношении и осознании конкретных ценностей, которыми следует заниматься. Обучение кого-либо тому, чтобы сделать его ответственным, не принесет ожидаемых результатов, если не произойдет изменение самого человека. Ответственность - это вопрос заботы и осознания того, что объект заботы и защиты является ценным, а это означает не что иное, как то, что он представляет ценности и/или добродетели, которые следует каким-либо образом защищать. Только если учащиеся почувствуют личную ответственность, это заставит их действовать ответственно.

Участие в групповых дискуссиях тоже осуществляется в рамках психодидактического подхода, когда все участники выбирают лучший аргумент или несколько аргументов оппозиционной группы. На этом этапе они узнают, что даже если их мнение отличается, они все равно могут уважать своего оппонента за качество изложенных им аргументов. Это снижает конфликтность и помогает им понять, что не обязательно быть в полном согласии с мнением других людей, чтобы сотрудничать и помогать друг другу, если есть такая необходимость. Это самое начало демократии, а демократия приближает мораль к общественной жизни. Лучший способ поддержки морального развития во всех аспектах должен быть основан на создании ситуаций, в которых учащиеся окажутся уважаемыми членами демократического общества в рамках своей образовательной организации.

Такие методы всегда должны использовать положительные эмоции, взаимное уважение и сопереживание. Большинство исследовательских и образовательных программ направлено на стимулирование развития, главным образом, в области рассуждения. Недостаточно осуществить личностный рост отдельного человека, который всегда сложен и нередуцируем, поэтому личностный подход также должен быть целостным, как и сам психодидактический подход.

Здесь следует подчеркнуть еще один метод, имеющий важное значение и способствующий развитию не учащегося, а самого преподавателя. Это имеет решающее значение для установления высокого качества отношений, что влияет на нравственное и религиозное развитие учащегося. Вот почему значение хорошего психологического образования педагогов также стоит на первом месте в психодидактическом подходе. Высоко оцененный метод здесь - управляемое размышление, основанное на педагогических теориях Дьюи [2]. Оно помогает развивать педагогические и психологические практики в обучении преподавателей, чтобы они могли построить профессиональную агентность, необходи-

мую для поддержки развития агентности учащихся. Преподаватель в этом случае - это не только «проводник знаний», но также наставник, координатор и тот, кто знает учащегося до такой степени, что может выбрать подходящие психологические методы, чтобы спровоцировать личностные изменения в его понимании личностного роста и развития. Психологическое образование преподавателей следует считать очень важным аспектом психодидактического подхода. Только рефлексивный преподаватель, осознающий процессы развития и влияния различных образовательных факторов на индивидуальное развитие учащегося, сможет планировать и осуществлять образовательные вмешательства, которые действительно окажут положительное влияние

на личностный рост его учащихся. Даже управленческие компетенции, по-видимому, оказывают влияние на организацию образовательного процесса и самооценку педагога, что может привести к повышению качества стратегий, внедряемых для развития критического и творческого мышления [9]. Это также фактор, который сильно влияет на личностные изменения учащегося: чем более критично и творчески мыслит преподаватель, тем более рефлексивным становится учащийся. Положительный авторитет преподавателя влияет на развитие учащегося, поэтому психодидактический подход должен иметь видимый акцент на психологическом образовании преподавателей.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Кабанова Е.Е. Формирование толерантности в обществе в современном мире / Е.Е. Кабанова, Е.А. Ветрова. - Текст: непосредственный // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - №2.

2. Кожевникова М.Н. Концепт «Роста-развития» у Дьюи как метод и результат / М.Н. Кожевникова. - Текст: непосредственный // Философия образования. - 2013. -№ 5,- С. 127-136.

3. Коршунов Д.С. Современные взгляды на формирование толерантности в интернациональном студенческом обществе. Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества; гуманитарные науки / Д.С. Коршунов, А.О. Сухвалова. - Текст: непосредственный // VIII Международная научно-практическая конференция; XXVII Нижегородская сессия молодых ученых. - Нижний Новгород, 2022; Москва: Перо, 2022. - С. 89-93.

4. Миронова К.В. Психодидактическая подготовка учителей к проведению занятий, способствующих развитию у подростков понимания лирической поэзии / К.В. Миронова. - Текст: непосредственный // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2020. - Выпуск 3. - С. 459-466.

5. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - Текст: непосредственный.

6. Панов В.И. Дидактические и психодидактические аспекты моделирования становления субъектности студента вуза / В.И. Панов, А.В. Капцов, Е.И Колесникова. - Текст: непосредственный // Педагогика и просвещение. -2019. -№4. - С. 125 - 135. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.4.31093.

7. Савенков А.И Психодидактика / А.И Савенков. - Москва: Национальный книжный центр, 2012. - 360 с. -Текст: непосредственный.

8. Холодная М.А. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся / М.А. Холодная, Э.Г. Гельфман,- Москва: Институт психологии РАН, 2016. - 200 с. - Текст: непосредственный.

9. Duchovicova, Jana, and Robert Tomsik. Managerial Competencies of a Teacher in the Context of Learners' Critical Thinking Development: Exploratory Factor Analysis of a Research Tool and the Results of the Research. ТЕМ Journal. 2018. No. 7. Pp. 335-347.

10. Kingsford, Jess M., David J. Hawes, and Marc de Rosnay. The Moral Self and Moral Identity: Developmental Questions and Conceptual Challenges. British Journal of Developmental Psychology. 2018. No. 36. Pp. 652-666.

11.Maslow, Abraham H. Religions, Values, and Peak-Experiences. Bowdon: StellarBooks.2014.

12. Pablo, Usan Supervia, Bordas, Carlos Salavera and Lorente, Victor Murillo. Exploring the Psychological Effects of Optimism on Life Satisfaction in Students: The Mediating Role of Goal Orientations. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. No. 17. P.7887.

13. Palmer, Parker J. The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher's Life, 20th anniversary ed. Hoboken: Jossey-Bass.2017.

14. Reeve, J., and Cheon, Sung Hyeon. Autonomy-Supportive Teaching: Its Malleability, Benefits, and Potential to Improve Educational Practice. Educational Psychologist. 2021. No. 56. pp. 54-77.

REFERENCES

1. Kabanova E. E., Vetrova E. A. Formirovanie tolerantnosti v obshchestve v sovremennom mire [Formation of tolerance in society in the modern world], Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy = Socio-economic phenomena andprocesses, 2017, no. 2. (In Russ.)

2. Kozhevnikova M. N. Koncept «Rosta-razvitiya» u D'yui kak metod i rezul'tat [Dewey's concept of "Growth-development" as a method and result], Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of Education, 2013, no. 5, pp. 127136. (In Russ.)

3. Korshunov D.S., Sukhvalova A.O Sovremennye vzglyady na formirovanie tolerantnosti v internacional'nom studencheskom obshchestve. Garmonizaciya mezhnacional'nyh otnoshenij v usloviyah global'nogo obshchestva [Modern views on the formation of tolerance in an international student society. Harmonization of interethnic relations in a global society], VIII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya; XXVII

Nizhegorodskaya sessiya molodyh uchenyh. Nizhnij Novgorod, 2022. - Moscow : Pero, 2022. - Pp. 89-93. (In Russ.)

4. Mironova K.V. Psihodidakticheskaya podgotovka uchitelej к provedeniyu zanyatij, sposobstvuyushchih razvitiyu u podrostkov ponimaniya liricheskoj poezii [Psychodidactic training of teachers to conduct classes that promote the development of adolescents' understanding of lyric poetry], Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii = Herzen readings .'psychological research in education, 2020, Issue 3, pp. 459-466. (In Russ.)

5. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teoriya i praktika [Psychodidactics of educational systems: theory and practice], St. Petersburg, 2007. (In Russ.)

6. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Didakticheskie i psihodidakticheskie aspekty modelirovaniya stanovleniya sub"ektnosti studenta vuza [Didactic and psychodidactic aspects of modeling the formation of subjectivity of a university student], Pedagogika iprosveshchenie = Pedagogy and education, 2019, no. 4, pp. 125 -135. (In Russ.)

7. Savenkov A.I. Psihodidaktika [Psychodidactics], Moscow, 2012. 360 p. (In Russ.)

8. Holodnaya M. A., Gel'fman E. G. Razvivayushchie uchebnye teksty kak sredstvo intellektual'nogo vospitaniya uchashchihsya [Developmental educational texts as a means of intellectual education of students], Moscow, 2016, 200 p. (In Russ.)

9. Duchovicova, Jana, and Robert Tomsik.. Managerial Competencies of a Teacher in the Context of Learners' Critical Thinking Development: Exploratory Factor Analysis of a Research Tool and the Results of the Research. ТЕМ Journal. 2018. No. 7. Pp. 335-347.

10. Kingsford, Jess M., David J. Hawes, and Marc de Rosnay. The Moral Self and Moral Identity: Developmental Questions and Conceptual Challenges. British Journal of Developmental Psychology. 2018. No. 36. Pp. 652-66.

11. Maslow, Abraham H. Religions, Values, and Peak-Experiences. Bowdon: Stellar Books.2014.

12. Pablo, Usan Supervia, Bordas, Carlos Salavera and Lorente, Victor Murillo. Exploring the Psychological Effects of Optimism on Life Satisfaction in Students: The Mediating Role of Goal Orientations. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. No. 17. P.7887.

13. Palmer, Parker J. The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher's Life, 20th anniversary ed. Hoboken: Jossey-Bass. 2017.

14. Reeve, J., and Cheon, Sung Hyeon. Autonomy-Supportive Teaching: Its Malleability, Benefits, and Potential to Improve Educational Practice. Educational Psychologist. 2021. No.56. Pp. 54-77.

Статья поступила в редакцию 21.01.2024; одобрена после рецензирования 29.01.2024; принята к публикации 20.03.2024. The

article was submitted 21.01.2024; approved after reviewing 29.01.2024; accepted for publication 20.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.