УДК 159.07
ПСИХОДИАГНОСТИКА Б ПРОГНОЗИРОВАНИИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОВД
В. Е. Петров, Т Н Левашова
Рассмотрен методический аспект психодиагностического прогнозирования успешности профессиональной деятельности психологов ОВД. Разработаны технология и критерии подбора ведомственных психологов с учетом степени выраженности некоторых индивидуально-психологических особенностей.
Ключевые слова: прогнозирование успешности профессиональной деятельности психолога ОВД, психодиагностическая модель.
Повышение качества и результативности психологической работы в органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел (далее - ОВД) во многом связано с обеспечением профессионализма психологов, адекватным отбором и адаптацией, личностной сбалансированностью специалистов этого профиля. Несмотря на то, что проблема прогнозирования успешности профессиональной деятельности имеет выраженную актуальность и определенную теоретическую проработанность, на уровне технологии и практического использования в настоящее время она остается неразрешенной.
Проведенное нами на базе ГУВД по г. Москве в 20082010 гг. лонгитюдное исследование, в ходе которого анализировалось влияние различных факторов (индивидуально-психологических, внешних, фоновых и др.) на успеш-
ность профессиональной деятельности психологов ОВД, позволило разработать и апробировать высокотехнологичный инструментарий отбора ведомственных психологов.
Проведенное научное исследование позволило объединить разноплановую информацию, определяющую успешность профессиональной деятельности психологов (рис. 1). Составляющими успешности выступают:
- личностная компонента (индивидуально-психологические особенности личности психолога, которые доступны измерению современными средствами психологической диагностики);
- фоновые условия (стаж службы в ОВД, стаж работы в должности психолога, образовательный уровень);
- внешние условия (материально-техническая обеспеченность деятельности психолога, организационноуправленческая определенность, правовая урегулирован-ность, методическая поддержка и др.).
При оценке и прогнозировании успешности профессиональной деятельности следует учитывать, что не все указанные выше элементы объективно зависят от субъектного фактора - самого психолога. Диагностической оценке в первую очередь подлежат профессионально важные качества личности психолога, а также уровень профессиональной компетентности.
Проведенное эмпирическое исследование характера и степени влияния личностных факторов на успешность деятельности психолога ОВД позволяет обосновать технологию оценки (прогнозирования) этой успешности. При этом, по нашему мнению, подобная технология должна обладать рядом особенностей, а именно: отличаться высокой корреляцией с целевым показателем -степенью успешности профессиональной деятельности, быть компактной (ресурсно-экономичной), «прозрач-
. -сг______________
индивидуально-психоло ииские особенности личности
Калифорнийский психологический опросник
Самоконтроль (8е)
Эмпатия (Ет)
Самопринятие (8а)
Трудолюбие ^о)
Ответственность (Яе)
Обычность (Ст) - обратная корреляция Гибкость (Бх)
Интеллектуальная эффективность (1е) Независимость (1п)
Качества мышления
Тип
Самостоятельность
Гибкость
Прогностичность
Глубина
Работа в дефиците времени
Мотивация
Направленность «на дело» Ориентация на деловые (инструментальные) ценности
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности
Оптимизм и активность (9) - обратная корреляция Сверхконтроль(1)
Рис. 1. Диагностически значимые зависимости в системе прогнозирования успешности профессиональной деятельности
психолога ОВД
Пснхопедагогнка в правоохранительных органах, 2011, № 1(44)
71
ной», доступной для процедуры обработки и интерпретации результатов.
Для разработки диагностической модели оценки успешности профессиональной деятельности психолога был проведен регрессионный анализ массива данных, полученных с помощью экспертного оценивания (зависимая переменная), Стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ), Калифорнийского психологического опросника (CPI), методики «Направленность личности» В. Смекала и М. Кучера, методики исследования качества мышления.
Особенностью построения диагностической модели является наличие регрессионной зависимости (табл. 1), учитывающей различную психометрическую нагрузку отдельных эмпирических индикаторов методик в прогнозировании профессиональной деятельности психолога (успешность).
Оценка (прогнозирование) успешности профессиональной деятельности психолога осуществляется в соот-
ветствии со следующей интегральной диагностической Р-моделью:
Р = 0,044 x 1СМИЛ - 0,034 x 9СМИЛ + 0,023 x DoCpI - 0,023 x
SyCpI + 0,03l x Sa,
ср1 + 0,017 х 1пср1 + 0,082 х Етср1 + 0,034 х Яеср1 + 0,067 х Всср1 - 0,017 х Стср1 + 0,019 х ^ХСР1 + 0,036 х Шоср1 + 0,004 х Лт1ср1 + 0,002 х Ттср1 + 0,025 х N «на деЛо» + 0,153 х Км.
Параметры нормального распределения интегрального показателя (оценки) успешности профессиональной деятельности психолога ОВД следующие: Х = 15,53; 5 = 2,00.
Интегральный показатель может переводиться в шкалу станайн (табл. 2) или 4-сегментную стандартизированную шкалу профессионального психологического отбора (табл. 4). Соответствующие распределения показателей имеют форму, близкую к нормальной (рис. 2, табл. 3).
Алгоритм принятия решения об оценке пригодности психолога и определении группы профессиональной пригодности основан на Р-критерии (табл. 4), т. е. на значении показателя, получаемого с помощью Р-модели.
Таблица 1
Основные параметры регрессионной модели оценки успешности профессиональной деятельности психолога ОВД
№ Характеристика (методика) Весовой коэффициент
1 1 (СМИЛ, Т-балл) 0,044
2 9 (СМИЛ, Т-балл) - 0,034
3 Бо (ср1, Т-балл) 0,023
4 Бу (ср1, Т-балл) - 0,023
5 Ба (ср1, Т-балл) 0,031
6 1п (ср1, Т-балл) 0,011
l Ет (ср1, Т-балл) 0,082
8 Яе (ср1, Т-балл) 0,034
9 Бс (ср1, Т-балл) 0,061
10 ст (ср1, Т-балл) - 0,011
11 Ех (ср1, Т-балл) 0,019
12 Шо (ср1, Т-балл) 0,036
13 Лт1 (ср1, Т-балл) 0,004
14 Тт (ср1, Т-балл) 0,002
15 Направленность личность («на дело», процент) - N<<на депо» 0,025
16 Качество мышления (самостоятельность, гибкость, прогностичность, глубина) - Км 0,153
Примечание. Показатель Км рассчитывается как суммарная характеристика степени выраженности самостоятельности, гибкости, прогностичности и глубины мышления, рассчитанных по двоичной системе («0» - характеристика у индивида отсутствует, «1» - характеристика выражена).
Таблица 2
Перевод оценок Р-модели в шкалу станайн
Станайн, балл Р-критерий
1 менее 12,03
2 12,03* . . 13,03
3 13,03* . . 14,03
4 14,03* . . 15,03
5 ж 15,03 . . 16,03
6 16,03* . . 11,03
1 11,03* . . 18,03
8 ж 18,03 . . 19,03
9 19,09 и более
Примечание. * - включая границу.
72
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 1(44)
Таким образом, в предлагаемом алгоритме реализуется подход к прогнозированию успешности профессиональной деятельности, основанный на исследовании личностного фактора как центрального слагаемого успеха.
Анализ полученных данных в контексте 4-сегмент-ной шкалы профпригодности психологов показал (рис. 3), что группа пригодности «Рекомендован в первую очередь» охватывает 4,6% общей выборки обследованных, «Рекомендован» - 44,7%, «Рекомендован условно» - 45,1%, «Не рекомендован» - 5,6%.
Эмпирическая проверка адекватности работы модели оценки успешности профессиональной деятельности проводилась в форме сопоставления экспертных заключений (оценок) о степени успешности работы психолога (9-балльная шкала) и показателей (оценок), полученных
каждым психологом (при переводе в соответствии с нормативными значениями). Сравнение осуществлялось по критерию линейной корреляции Пирсона (п = 164). Полученное значение г = 0,239 оказалось выше критического гкр = 0,210 (п = 150; уровень значимости гипотезы 0,01; 1%), что свидетельствует о высоких прогностических способностях предлагаемой диагностической модели.
Результаты проведенного исследования позволяют осуществлять научно обоснованный отбор кандидатов на должности психологов, формировать программы адаптации специалистов, осуществлять мониторинг профессионально-личностного развития, проводить индивидуальные профилактические мероприятия (например, в рамках преодоления профессиональной деформации личности специалиста, эмоционального выгорания и т. п.).
Рис. 2. Распределения интегральных показателей оценки успешности профессиональной деятельности психологов
Таблица 3
Распределение интегральных показателей оценки успешности профессиональной деятельности психологов
Характеристика / % / Станайн 1 2 3 4 5 6 1 8 9
Диагностическая модель 4,81 5,48 12,19 15,28 20,13 11,68 15,85 4,81 3,05
Экспертное заключение 10,19 2,43 4,11 6,13 11,14 16,20 19,51 15,85 13,24
Таблица 4
Алгоритм принятия решения о прогнозе успешности профессиональной деятельности психолога
№ Группа профпригодности Р-критерий
1 1 (рекомендован в первую очередь) 17,08 и более
2 2 (рекомендован) 15,53* ... 17,08
3 3 (рекомендован условно) 13,98* ... 13,53
4 4 (не рекомендован) менее 13,98
Примечание. * - включая границу.
2-я группа
(44,7)
Рис. 3. Распределение психологов по группе профессиональной пригодности (диагностическая модель) Психопедатогика в правоохранительных органах, 2011, № 1(44)
7з