Научная статья на тему 'Психодиагностика в педагогической деятельности преподавателя: прикладной аспект'

Психодиагностика в педагогической деятельности преподавателя: прикладной аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малая группа / групповые процессы / референтная группа / социометрия / социоматрица / социальный статус / конфликтогенные диады / микрогруппы / small group / group processes / reference group / sociometry / sociomatrix / social status / conflictogenic dyads / microgroups

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александр Николаевич Котляревич, Александр Геннадьевич Власов, Ирина Ахмедовна Хацукова

Статья посвящена проблеме диагностики групповых процессов в курсантских коллективах на основе объективных методик, прежде всего социометрии. Проведен краткий исторический анализ становления и развития социометрии за рубежом и в России, указаны ее достоинства и недостатки. Большое внимание уделено организационным и технологическим аспектам социометрии, предложен алгоритм обработки данных и вариант рекомендаций офицерам курсового звена по результатам психодиагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александр Николаевич Котляревич, Александр Геннадьевич Власов, Ирина Ахмедовна Хацукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychodiagnostics in pedagogical activity of a teacher: applied aspect

The article is devoted to the problem of diagnosing group processes in cadet groups on the basis of objective techniques, first of all sociometry. A brief historical analysis of the formation and development of sociometry both in Russia and abroad has been carried out; its advantages and disadvantages have been identified. Much attention is paid to organizational and technological aspects of sociometry, a data processing algorithm and a version of recommendations based on the results of psychodiagnostics to course officers have been proposed.

Текст научной работы на тему «Психодиагностика в педагогической деятельности преподавателя: прикладной аспект»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 37.043

DOI 10.25257/KB.2024.2.42-50

Психодиагностика в педагогической деятельности преподавателя: прикладной аспект

Psychodiagnostics in pedagogical activity of a teacher: applied aspect

А. Н. КОТЛЯРЕВИЧ1, А. Г. ВЛАСОВ1, И. А. ХАЦУКОВА1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

A.N. KOTLYAREVICH1, A.G. VLASOV1, I.A. KHATSUKOVA1

1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Статья посвящена проблеме диагностики групповых процессов в курсантских коллективах на основе объективных методик, прежде всего социометрии. Проведен краткий исторический анализ становления и развития социометрии за рубежом и в России, указаны ее достоинства и недостатки. Большое внимание уделено организационным и технологическим аспектам социометрии, предложен алгоритм обработки данных и вариант рекомендаций офицерам курсового звена по результатам психодиагностики.

Ключевые слова: малая группа, групповые процессы, референтная группа, социометрия, социоматрица, социальный статус, конфликтогенные диады, микрогруппы

Abstract: The article is devoted to the problem of diagnosing group processes in cadet groups on the basis of objective techniques, first of all sociometry. A brief historical analysis of the formation and development of sociometry both in Russia and abroad has been carried out; its advantages and disadvantages have been identified. Much attention is paid to organizational and technological aspects of sociometry, a data processing algorithm and a version of recommendations based on the results of psychodiagnostics to course officers have been proposed.

Key words: small group, group processes, reference group, sociometry, sociomatrix, social status, conflictogenic dyads, microgroups

ВВЕДЕНИЕ

Учитывая коллективный характер деятельности ГПС МЧС России, особое внимание в образовательном процессе Академии следует уделять формированию компетенций выпускников, связанных со знанием и практическим использованием групповых форм работы. Кроме того, следует обратить внимание на необходимость учета «человеческого фактора» (собственного мнения сотрудников по проблеме, их мотивации, морально-

психологической совместимости, уверенности друг в друге, готовности выполнить боевую задачу) [1]. Другими словами, подразделения ГПС должны стать для каждого положительной референтной группой. Чтобы добиться этого, в числе других мер, необ-ходимы надежные психологические методики, позволяющие своевременно диагностировать состояние изучаемого явления (процесса), например, динамики

группообразования, степени зрелости группы к действиям по предназначению и др.[2]. Перед применением методик необходимо их апробировать в условиях повседневной деятельности, например, в образовательных организациях и учреждениях [3].

Методики разделяются на две большие группы: объективные и проективные. В статье в качестве объективной методики рассматривается модифицированный вариант социометрии Д. Морено [4]. Данная методика была использована автором в 1998-2000 гг. в учебно-воспитательном процессе с курсантами Военного Университета радиационной, химической и биологической защиты.

Рассмотрим основное содержание социометрии. Главный ее постулат был сформулирован Д. Морено еще перед Второй мировой войной (1934 г.): существующие отношения в обществе будут развиваться при условии перестановки людей в социальном пространстве так, чтобы симпатизирующие друг другу находились рядом.

В отечественной психологической науке советского периода отношение к такому подходу было критическим из-за его эклектичности, совмещения идеализма и механицизма. Такая пространственная детерминация вступала в противоречие с основными идеями складывающихся в советской науке культурно-исторического и личностно-дея-тельностного подходов [5].

Надо сказать, что в СССР социометрические исследования не проводились в течение 30 лет (1930-1960 гг.). Затем в период реформ Н. С. Хрущева при Московском государственном университете им. Ломоносова была создана кафедра конкретных социологических исследований (ныне кафедра методологии социологических исследований), которая продолжает изучение социальной реальности.

На начальном этапе развития теории социометрии отношение к ней было разным: в школе - нейтральным, в вузах социометрия воспринималась с интересом, в коллективах организаций и воинских частей -

настороженно, так как предусматривала необходимость делать отрицательные выборы (людей, которых не хочется приглашать на день рождения или брать с собой в разведку).

Со временем отношение к социометрии стало более спокойным, что позволило провести исследования [6], в том числе в условиях военного вуза.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Автором статьи было проведено исследование среди курсантов учебной группы 1 523 факультета пожарной и техносферной безопасности Академии ГПС МЧС России. Шестнадцать курсантов были отобраны методом простой случайной (вероятностной) выборки, когда каждый член совокупности имеет равную вероятность быть отобранным для включения в выборку.

По данным социологов, простые случайные выборки обычно репрезентативны для интересующей нас совокупности, так как каждый член имеет равные шансы быть включенным в выборку.

В нашем случае вопросы для обучающихся выбирались такие.

1. Для диагностики эмоционального отношения испытуемых друг к другу: Кого из курсантов Вы пригласите (не пригласите) на свой день рождения? Кто из одногруппников пригласит (не пригласит) Вас на день рождения (вопросы 1-4)?

2. Для определения логического (рационального) начала отношений вопросы отличались: С кем Вы пойдете (не пойдете) в разведку? Кто пойдет (не пойдет) с Вами в разведку (вопросы 6-8)? Такая постановка вопросов позволила разграничить эмоции и разум в социальной перцепции. На день рождения приглашают приятных в общении, коммуникабельных, веселых людей. В разведку же берут хороших организаторов, опытных, надежных.

Для повышения информативности методики мы дополнили перечень следующими вопросами: Какие личностные качества предопределили сделанный выбор? Это

усложнило методику, но позволило получить представление о ценностях группы. Для наглядного отображения хода подсчета

голосов была подготовлена социоматрица. Проиллюстрируем вариант бланков с вопросами и социоматрицу (см. рис. и табл.).

Уважаемый товарищ!

Просим Вас принять участие в социометрическом исследовании отдельных характеристик Вашей учебной группы. Каждому из Вас предложен список группы.

1. Сначала найдите номер Вашей фамилии и запишите его в квадратике справа. Итак, Ваш номер по списку_.

2. Выберите одногруппников (не более 10) и впишите их номера напротив каждого вопроса.

3. И, наконец, напишите, почему Вы и Ваши товарищи сделали такой выбор.

Вопросы

1. Кого из группы Вы пригласите на свой день рождения?_

1.1. Почему именно их (за какие качества)?_

2. Кого Вы не пригласите на день рождения?_

2.1. За какие качества?_

3. Кто пригласит Вас на день рождения?_

3.1. За какие качества?_

4. Кто не пригласит Вас на день рождения?_

4.1. За какие качества?_

5. Кого Вы возьмете в разведку?_

5.1. За какие качества?_

6. Кого Вы не возьмете в разведку?_

6.1. За какие качества?_

7. Кто возьмет Вас в разведку?_

7.1. За какие качества?_

8. Кто не возьмет Вас в разведку?_

8.1. За какие качества?_

Рисунок. Бланк с вопросами

В социоматрицу по каждому человеку вносим следующую информацию:

- в строку - оценку результата выборов членов группы испытуемым (он выбирает);

- в столбец - оценку результата выборов испытуемого группой (его выбирают);

- количество положительных (КПВ) и отрицательных (КОВ) выборов;

- сумма положительных и отрицательных выборов (Кобщ);

- рейтинги (по горизонтали ^^ и вертикали (^^щ;).

Каждый выбор оценивается слеую-щим образом: вопросы 1,3 - по + 0,2 балла (всего+0,4); 5,7 по +0,3 (всего+0,6) балла соответственно; вопросы 2,4 - по - 0,2 балла (всего -; - 0,4) вопросы 6,8 - по - 0,3 баллов (всего - 0,6).

Для пояснений возьмем данные члена группы № 1 (строка).

Значение +1= (0,2+0,3+0,2+0,3) на пересечении со 2 столбцом означает, что № 1 не только пригласит № 2, и на день рождения, и в разведку, но и абсолютно уверен, что № 2 поступит так же. А вот № 2 с этим согласен лишь отчасти - на 40 % (0,2+0,2), считая достаточным обмен приглашениями на день рождения. Следовательно, № 2 пока не рассматривает № 1 в качестве участника разведгруппы.

Значение + 0,6 = (+ 0,3 +0,3) на пересечении с № 7 означает, что № 1 готов взаимодействовать с ним только в разведке, то есть связь - односторонняя, как и с № 15 - пока они не поддерживают лидеров.

Значение -0,4 означает, что контрагенты (№ 1 и № 6) не готовы к общению: № 1

Таблица. Социоматрица

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 E1 N1 R1

1 Х +1 -0,4 +0,6 +0,2 -0,5 +0,4 +1,3 6 7-8

2 +0,5 Х +0,2 -0,2 -0,5 +0,5 +0,5 +0,5 +0,4 -0,5 +1,4 7 3-6

3 +0,2 +0,5 Х +0,5 -0,2 +0,2 +0,5 -0,5 +0,2 +1,4 7 3-6

4 +0,2 +0,5 Х +0,2 -0,2 +0,2 +0,2 -0,5 +0,6 7 10-11

5 -0,5 +0,2 Х +0,2 +0,5 +0,2 +0,6 5 10-11

6 - +0,5 +0,2 Х -0,5 +0,2 +0,2 -0,5 +0,1 6 15

7 +0,2 Х +0,2 -0,2 +0,2 2 14

8 -0,2 Х 1 +0,5 +0,5 +1,8 4 1 лид.

9 +0,2 -0,2 1 Х +0,5 -0,2 +1,3 4 7-8

10 +0,5 +0,2 -0,5 +0,5 Х +0,5 +0,5 -0,5 +1,2 7 2

11 +0,5 +0,5 -0,5 Х -0,2 +0,3 4 13

12 -0,5 +0,5 +0,5 -0,5 -0,5 Х +0,5 +0,5 +0,5 7 12

13 +0,5 +0,5 -0,2 Х +0,8 3 9

14 +0,2 +0,2 +0,2 +0,5 -0,2 Х +0,5 +1,4 6 3-6 лид.

15 +0,7 -0,2 +0,2 +0,2 +0,5 Х +1,4 5 3-6 лид.

16 +0,2 -0,5 -0,5 +0,2 +0,5 Х -0,1 5 16

E2 +1 +4,6 +0,2 +0,2 +1 0 0 +0,5 +1,7 +0,7 +1,4 +0,7 +0,6 +0,2 +1,4 -0,3

N2 8 0,5 0,66 0,2 9 0,6 1,0 6 0,07 5 0,13 6 5 5 4 0,2 4 0,2 4 4 4 6 0,2 0,13 4 5 4 84

R2 5-6 1 11-13 11-13 5-6 14-15 14—15 10 7-8 7-8 3-5 7-8 9 11-13 3-5 16

R1 7-8 3-6 3-6 10-11 10-11 15 14 1 2 13 12 9 3 3-6 3-6 16

13 5,5 16,5 22,5 16 29,5 28,5 11 9,5 20,5 16 16,5 12 16,5 8,5 32

6 1 9-11 13 7-8 15 14 4 3 12 7-8 9-11 5 9-11 2 16

Сред. Звезда Сред. Отст. Сред. Отст. Отст. Предп. Предп. Отст. Сред. Сред. Предп Сред. Предп.

отвергает вариант обмена приглашениями на день рождения (- 0,4) = (-0,2 -0,2), а № 6 этого не знает или равнодушен.

Следует отметить, что отношения между № 1 и № 12 взаимно негативные, что может привести к конфликту. Наряду с этим, прослеживается тенденция к поддержанию хороших отношений между № 1 и № 9.

Данные, внесенные в столбец, характеризуют № 1 как «среднего»: у него 4 положительных выбора (от 2, 3, 4, 11 и 16); в том числе 2 взаимных, 3 отрицательных, в том числе 1 взаимный.

Итак. № 1 имеет Кобщ1 = 6 (в оценке группы) и занимает 7-8 место в первом рейтинге. Во втором рейтинге № 1 имеет статус «среднего» Кобщ2 = 8 (5-6 место). £2 < £1, значит, группа нуждается в № 1, больше, чем он в ней.

Данная таблица показывает, что идет естественный процесс группообразования:

обучающиеся мало знают друг друга, им трудно выбирать. А для этого требуется дополнительное время.

Структура группы. Ее составляют следующие категории: «Звезда» - 1 человек (№ 2), «предпочитаемые» - 4 человека (8, 9, 13, 15), «средние» - 6 (1, 3, 5, 11, 12, 14), «отстающие» - 4 (4, 6, 7, 10) , «аутсайдер» - 1 (16). Как видно, структура группы соответствует закону нормального распределения.

Характеристика статусов. Звезда: явный лидер группы, имеет харизму, уверен в себе. Высокие запросы. Критичен к группе. Ему следует заняться саморегуляцией (аутогенной тренировкой). В дальнейшем возможна борьба между № 2 (КПВ = 0,6) и № 1 из-за конфликтности звезды (КПВ = 0,4). При этом между ними сохраняется хорошие отношения, более того, они входят в одну микрогруппу, включающую 1, 2, 3, 10, 13.

В эту борьбу за лидерство могут вступить также № 8 и 9 (сориентированы друг на друга в наибольшей степени: 1,0).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 человек - средние члены группы и 4 -отстающие, соответственно. Конфликтные диады сложились между 6 и 16, а также 1 и 12. В первом случае для недопущения перерастания конфликта в более серьезный следует обратиться к 7, который является «миротворцем», либо через него к 14. Во второй миротворцем может выступить 10. Близкими к пониманию являются 4 и 11, но 11 чрезмерно строг в оценке других.

Отношение к группе: нуждаются в ней -1-3, 8, 10,14, 15; относятся равнодушно: 9, 10, 12; критично: 6, 7, 11, 16.

В свою очередь, группа нуждается: во 2, 9, 11, 15; относится толерантно: к 1, 7, 10, 12, 13; критически: 3, 4, 14, 16. Возможны конфликты в будущем между 1 и 6, 3 и 13, 4 и 14, 5 и 1, 6 и 8, 10 и 7, 10 и 16, 16 и 3.

Микрогруппы. Пока не оформлены. По сути дела в подразделении существует одна микрогруппа, сложившаяся вокруг звезды, остальные - в процессе создания.

В центре первой микрогруппы - № 2, затем ориентированные на него 1, 3, 10, 13, 14 (всего 6 человек). Другие микрогруппы - состоят из 2 человек (5 и 6; 8 и 9). Надо отметить, что их формированию препятствуют ошибки курсантов в восприятии друг друга. Так, № 15 оценивает № 2 в + 0,7 балла, а № 2 - № 15 - 0,5 балла; № 5 ставит оценку № 13 + 0,5, а в ответ получает 0; № 10 дает оценку № 7 - 0,5, а № 7 не упоминает № 10. Вообще в полной мере не оцененными осталось до 50 % личного состава.

Следует отметить, что проведение такого варианта социометрии сопровождается нравственными коллизиями, когда необходимо делать отрицательный выбор. Избежать этого позволяют другие варианты социометрии, с включением в их содержание игровых технологий (игра «Джунгли» [7], «Катастрофа в пустыне» [8], методика оценки сослуживца как гражданина, специалиста и товарища и другие).

При организации игры «Джунгли» участникам предлагается инструкция:

«Представьте, что ваша учебная группа оказалась в лесу, а лес оказался сказочным и все курсанты вашей группы превратились в животных. Как вы думаете, кто мог бы превратиться: в большого доброго и сильного медведя, жестокого и агрессивного волка, медлительную черепаху, нескромного болтливого попугая, застенчивую серую мышку, злобную крысу, хитрую лису, робкого пугливого зайца, жалящую змею, мудрую сову и благородного оленя?».

Курсанты, получившие наибольшее количество выборов по категории «волк» интерпретируются как возможные отрицательные лидеры, сочетание «волка» и «крысы» означает, что курсант - инициатор или прямой источник неуставных взаимоотношений. «Олень» и «медведь» - положительные лидеры, готовые защитить слабых. «Сова», как правило, является экспертом, к мнению которого прислушиваются все, обычно он является правой рукой лидера. «Заяц» и «черепаха» - объекты неуставных взаимоотношений. «Лисы» стремятся легкие пути, склонны к обману командиров. «Змея» - это серый кардинал, найти осторожный и предусмотрительный. «Попугай» - демонстративный тип. Застенчивая «мышь» тот, кого жалеют все как «сына полка». Эта техника, предложенная С. П. Русских и др., имеет прогностическую ценность. Ее надежность проверялась авторами на основе экспертной оценки.

Вариант социометрии, предполагающий оценку сослуживцев как граждан, специалистов и людей предполагает выставление оценок по указанным критериям. Позволяет по выставленным оценкам, как правило «5», «4» и «3», определить отношение обучающихся к объекту изучения, не прибегая к низким оценкам. У кого окажется наименьшая сумма баллов, тот и оказывает негативное влияние на группу.

ВЫВОДЫ

Социометрия наряду с другими методиками содержит в себе игровые элементы, которые нравятся курсантам, начиная с выбора из списка номера фамилий, моделирования ситуации собственного выбора, мотивировки на серьезное отношение к исследованию. Не стоит забывать и о психотерапевтическом значении социометрии для обучающегося, когда он понимает, что его мнение является важным для принятия решения. Это придает ему уверенности в себе, особенно если уровень его самооценки, и соответственно статус в группе невысок. Следует обеспечить конфиденциальность опроса и дальнейшее сохранение информации.

Итак, социометрия помогает: определить структуру группы, вычислить социометрический статус каждого ее члена, звезд и лидера, предпочитаемых и отвергаемых, средних и «изгоев», выделить микрогруппы, как дружественные, так и конфликтующие между собой. Кроме того, можно определить конфликтогенные диады, найти «миротворцев» для сплочения коллектива [8].

Исследование показывает, что идет естественный процесс группообразования: обучающиеся мало знают друг друга.

Включение же в социометрию перечня качеств личности, которые определяют положительные или отрицательные выборы, позволит понять, каковы принципы создания микрогрупп, что и кто именно сплачивает группу в коллектив [9-12].

Среди современных исследований интерес представляют работы, рассматривающие проблемы использования социометрии в изучении межличностных отношений [13], предлагающие рассматривать ее как метод диагностики психолого-педагогической безопасности студентов [14] и индикатор их социальной сплоченности [15].

По результатам исследования были разработаны рекомендации, адресованные командованию.

Примерный вид рекомендаций командованию курса [16-17]:

1. Обратить внимание на структуру учебной группы. Организовать индивидуально-воспитательную работу со «звездой», предпочитаемыми, средними, отвергаемыми и аутсайдером. Рекомендовать звезде не отрываться от группы, помнить, что он ее представитель и должен уделять внимание всем. Учесть, что он нуждается в отдыхе. На время его полномочия передать № 9.

2. «Предпочитаемому» (№ 15) умерить эмоции при общении, быть более толерантным, контролировать свои взаимоотношения с № 2 и № 9. Понимать, что в отсутствии «звезды» ему придется представлять группу.

3. «Отстающий» (№ 6) нуждается в покое; (№ 8) нормализовать отношения с № 1.

4. Снять напряженность между № 14 и № 4.

5. «Средним» помнить, что они - основа группы, посредники в общении между слоями.

6. «Отстающие» - ваши проблемы временные, но от вас потребуются совместные усилия, чтобы их преодолеть.

7. Взять под пристальный контроль «миротворцев».

8. Организовать работу с ценностями, формировать высшие ценности

9. Преподавателям Академии во вводной части занятий и на информировании подчеркивать, что коллективизм, товарищеская помощь - условие выполнения поставленной задачи.

10. Принять меры по оценке актуального психоэмоционального состояния группы.

11. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности преподавателей Академии.

12. Использовать имеющийся опыт психологической подготовки и знания преподавателей.

13. Внимательно отслеживать соответствие тестов и реальных результатов деятельности курсантов.

Таким образом, социометрия является важным инструментом в формировании профессионально важных качеств и компетенций обучающихся, особенно в части групповой работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Краснов А. В. Социальная психология: психология малых групп. Пермь: Перм-ский государственный национальный исследовательский университет. 2020. 88 с.

2. Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. М., 2006. 652 с.

3. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Творческий центр «Сфера». 2000. 528 с.

4. Морено Д. Кто останется в живых? Основы социометрии, групповой психотерапии и социодрамы. СПб: Питер, 2023. 443 с.

5. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 363 с.

6. Айсмонтас В. В. Педагогическая психология. М., 2004. 207 с.

7. Десев Л. Психология малых групп. М., 1979. 208 с.

8. Психологическая работа в войсках РХБ защиты. М., 2002. 408 с.

9. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагнос- тики и профессионального консультирования. СПб: Речь, 2006. 280 с.

10. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М., 1999. 308 с.

11. Мелетичев В. В., Ерохина Л. А. Методика тренинга формирования команды. Черняховск, 2003. 22 с.

12. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения: учебное пособие для учителей. М.: Флинта, 1998. 191 с.

13. Халкузиева Д. Б. Использование социометрии, проективных методов в психодиагностике межличностных отношений // Экономика и социум. 2023. № 12-1 (115). С. 1486-1489.

14. Лялюк А. В. Метод диагностики психолого-педагогической безопасности студенческой группы на основе социометрии // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 2 (24). С. 90-97. DOI:l0.2395l/2307-6l27-20l9-2-90-97

15. Алексеева П. С., Антоева А. Г. Социометрия как индикатор социальной сплоченности на примере студенческой группы // Заметки ученого. 2020. № 11. С. 67-69.

16. Марченко В. Л. Организация воспитательной работы с личным составом государственной противопожарной службы в чрезвычайных ситуациях: автореф. ... канд. пед. наук. СПб, Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России. 2004. 18 с.

17. Кафидов В. В., Севастьянов В. М. Социология пожарной безопасности / Под общ. ред. В. В. Кафидова. М.: ВНИИПО МВД России, 2003. 362 с.

REFERENCES

1. Krasnov A.V. Sotsialnaia psikhologiia: psikhologiia malykh grupp [Social psychology: psychology of small groups]. Perm, Perm State National Research University Publ., 2020. 88 p. (in Russ.).

2. Psikhologicheskaia diagnostika [Psychological diagnostics. Ed. by M.K. Akimova, K.M. Gurevich]. Moscow, 2006. 652 p. (in Russ.).

3. Prakticheskaia psikhologiia obrazovaniia [Practical psychology of education. Ed. by I.V. Dubrovina]. Creative center «Sfera» Publ., 2000. 528 p. (in Russ.).

4. Moreno D. Kto ostanetsia v zhivykh? Osnovy sotsiometrii, gruppovoi psikhoterapii i sotsiodramy [Who will be left alive? Fundamentals of sociometry, group psychotherapy and sociodrama]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2023. 443 p. (in Russ.).

5. Andreeva G.M. Sotsialnaia psikhologiia [Social psychology]. Moscow, Aspect Press Publ., 2002. 363 p.

6. Aysmontas V.V. Pedagogicheskaiapsikhologiia [Pedagogical psychology]. Moscow, 2004. 207 p. (in Russ.).

7. Desev L. Psikhologiia malykh grupp [Psychology of small groups]. Moscow, 1979. 208 p. (in Russ.).

8. Psikhologicheskaia rabota v voiskakh RKhB zashchity [Psychological work in the troops of the RCB of protection]. Moscow., 2002. 408 p.

9. Solomin I.L. Sovremennye metody psikhologicheskoi ekspress-diagnostiki

i professionalnogo konsultirovaniia [Modern methods of psychological express diagnostics and professional counseling]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2006. 280 p. (in Russ.).

10. Vachkov I.V. Osnovy tekhnologii gruppovogo treninga [Fundamentals of group training technology]. Moscow, 1999. 308 p. (in Russ.).

11. Meletichev V.V., Erokhina L.A. Metodika treninga formirovaniia komandy [Team formation training methodology]. Chernyakhovsk, 2003. 22 p. (in Russ.).

12. Kavtaradze D.N. Obuchenie i igra: vvedenie v aktivnye metody obucheniia: uchebnoe posobie dlia uchitelei [Learning and play: an introduction to active teaching methods: a textbook for teachers]. Moscow, Moscow Psychological and Social University, Flint Publ., 1998. 191 p. (in Russ.).

13. Khalkuzieva D.B. The use of sociometry, projective methods in the psychodiagnostics of interpersonal relations. Ekonomika i sotsium -Economics and Society. 2023, no. 12-1 (115), pp. 1486-1489 (in Russ.).

14. Lyalyuk A.V. Sociometry-based method for the assessment of psychological and pedagogical security within a student group. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Scientific and pedagogical review. 2019, no. 2 (24), pp. 90-97

(in Russ.). DOI:10.23951/2307-6127-2019-2-90-97

15. Alekseeva P.S., Antonova A.G. Sociametry as an indicator of social cohesion on the example of a student group. Zametki uchenogo - Notes of a scientist. 2020, no. 11, pp. 67-69 (in Russ.).

16. Marchenko V.L. Organizatsiia vospitatel'noi raboty s lichnym sostavom gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby v chrezvychainykh situatsiiakh [Organization of educational work with the personnel of the state fire service in emergency situations: abstract of the Candidate of Pedagogical Sciences]. Saint Petersburg, Saint Petersburg Institute of GPS of EMERCOM of Russia Publ., 2004. 18 p. (in Russ.).

17. Kafidov V.V., Sevastyanov V.M. Sotsiologiia pozharnoi bezopasnosti [Sociology of fire safety]. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2003. 362 p. (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Александр Николаевич КОТЛЯРЕВИЧИ Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 3874-2510 И shurhen@yandex.ru

Александр Геннадьевич ВЛАСОВ Кандидат технических наук, доцент, декан факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 2071-5858 И fpnpk-agps@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Aleksander N. KOTLYAREVICHH

PhD in Pedagogics, Associate Professor,

Associate Professor at the Department of Philosophy,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 3874-2510

H shurhen@yandex.ru

Aleksander G. VLASOV PhD in Engineering, Associate Professor, Dean of the Faculty of Scientific and Pedagogical Personnel Training, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-Kog: 2071-5858 H fpnpk-agps@mail.ru

Ирина Ахмедовна ХАЦУКОВА Кандидат медицинских наук, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР!Ч-код: 240623-005047 ОРСЮ: 0009-0007-9555-352Х ¡shortan@gmail.com

Поступила в редакцию 27.05.2024 Принята к публикации 05.06.2024

Для цитирования:

Котляревич А. Н. Власов А. Г., Хацукова И. А. Психодиагностика в педагогической деятелности: прикладной аспект // Культура и безопасность. 2024. № 2. С. 42-50. 00!:10.25257/КВ.2024.2.42-50

Irina A KHATSUKOVA PhD in Medical

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-Kog: 240623-005047 ORCID: 0009-0007-9555-352X shurhen@yandex.ru

Received 27.05.2024 Accepted 05.06.2024

For citation:

Kotlyarevich A.N., Vlasov A.G., Khatsukova I.A. Psychodiagnostics in pedagogical activity of a teacher: applied aspect. Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2024, no. 2, pp. 42-50 (in Russ.). D0I:10.25257/KB.2024.2.42-50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.