Научная статья на тему 'К вопросу о развитии личностных и творческих способностей обучающихся вузов пожарно-технического профиля'

К вопросу о развитии личностных и творческих способностей обучающихся вузов пожарно-технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психодиагностика / личность / учебная деятельность / творческие способности / умственное развитие / psychodiagnostics / personality / educational activities / creativity / mental development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Александровна Киселева, Ольга Анатольевна Кузьмина, Марина Иосифовна Горбунова

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями личностного и творческого развития курсантов вуза пожарно-технического профиля. Предмет исследования – процесс личностного и творческого развития курсантов. C использованием методики Торренса удалось выявить преобладание в способностях курсантов фактора оригинальности (50 %), за ним следует фактор беглости (25 %), далее – точности (13 %) и фактор гибкости (12 %). Это свидетельствует о способности курсантов к творческому проявлению своей личности. Данный факт подтвердило и педагогическое наблюдение. Было установлено, что имеет место влияние умственного развития на уровень творческого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Александровна Киселева, Ольга Анатольевна Кузьмина, Марина Иосифовна Горбунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of developing personal and creative abilities of fire-service technical university students

The article discusses issues related to the characteristics of personal and creative development of fire-service technical university cadets. The subject of the study is the process of personal and creative development of cadets. It has been empirically established that among cadets the Torrance method shows predominance of the originality factor (50%), followed by the fluency factor (25%), then accuracy (13%) and the flexibility factor (12%). This indicates the cadets' ability to creatively express their personality. This fact has been confirmed by pedagogical observation. It has been found out that there is an influence of mental development on the level of creative development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии личностных и творческих способностей обучающихся вузов пожарно-технического профиля»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

УДК 008:001.14

DOI 10.25257/KB.2024.1.35-44

К вопросу о развитии личностных и творческих способностей обучающихся вузов пожарно-технического профиля

On the issue of developing personal and creative abilities of fire-service technical university students

Е. А. КИСЕЛЕВА1, О. А. КУЗЬМИНА1, М. И. ГОРБУНОВА1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

E.A. KISELEVA1, O.A. KUZMINA1, M.I. GORBUNOVA1

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями личностного и творческого развития курсантов вуза пожарно-технического профиля. Предмет исследования - процесс личностного и творческого развития курсантов. С использованием методики Торренса удалось выявить преобладание в способностях курсантов фактора оригинальности (50 %), за ним следует фактор беглости (25 %), далее - точности (13 %) и фактор гибкости (12 %). Это свидетельствует о способности курсантов к творческому проявлению своей личности. Данный факт подтвердило и педагогическое наблюдение. Было установлено, что имеет место влияние умственного развития на уровень творческого развития.

Ключевые слова: психодиагностика, личность, учебная деятельность, творческие способности, умственное развитие

Abstract: The article discusses issues related to the characteristics of personal and creative development of fire-service technical university cadets. The subject of the study is the process of personal and creative development of cadets. It has been empirically established that among cadets the Torrance method shows predominance of the originality factor (50%), followed by the fluency factor (25%), then accuracy (13%) and the flexibility factor (12%) This indicates the cadets' ability to creatively express their personality. This fact has been confirmed by pedagogical observation. It has been found out that there is an influence of mental development on the level of creative development.

Key words: psychodiagnostics, personality, educational activities, creativity, mental development

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в педагогике и психологии имеется множество исследований, касающихся проблемы развития личности в условиях учебной деятельности. Достаточно полно изучены вопросы формально-динамических особенностей, характера, способностей человека, но полнота охвата этих

вопросов явно недостаточная, особенно, если речь идет об уникальной учебной деятельности, связанной с формированием профессиональных компетенций по пожарной безопасности, приобретенных в период получения высшего образования в Академии ГПС МЧС России.

В науке теоретическая разработка проблем личности характерна для ряда отечественных психологов: Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, А. Г. Ковалева, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Мясищева, Д. Н. Узнадзе, Б. В. Зейгарник, Б. С. Братуся, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Д. Б. Эль-конина и многих других известных ученых [1].

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств -новообразований. Личность формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях с окружающими - родителями, сверстниками, педагогами, воспитателями. И при этом очень большое значение для ее формирования имеет развитие творческого потенциала человека. В любой период учебной деятельности феномен творчества ярко отражает позитивную динамику развития личности, а при достижении результатов креативной активности субъектов привносит элемент вдохновения, радости, восхищения.

Актуальность изучения личностного и творческого развития определяется потребностью МЧС России и общества в целом в активных людях - специалистах экстремального профиля, имеющих хорошую теоретическую подготовку, отличные профессиональные навыки, позволяющие выполнять задачи по предназначению, а также выраженное творческое начало.

Цель исследования - выявить особенности личностного и творческого развития курсантов Академии ГПС МЧС России.

Объект исследования - творческие и личностные способности курсантов.

Предмет исследования - специфика проявления и реализации этих способностей в условиях учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического исследования психолого-педагогической литературы выявить основные характеристики личностного развития в юношеском возрасте.

2. Построить психодиагностические задачи, моделирующие личностное и творческое развитие.

3. Разработать методику исследования личностного и творческого развития курсантов.

4. Провести эмпирическое исследование личностного и творческого развития курсантов Академии ГПС МЧС России.

Проведенное исследование носило междисциплинарный характер: на основе релевантного блока психологических методик определялась эффективность усвоения материала по специальным дисциплинам, которые в Академии ГПС МЧС России направлены на формирование непосредственно профессиональных компетенций будущих выпускников - специалистов экстремального профиля. В исследовании, проводимом в сентябре-ноябре 2023 года, приняла участие гомогенная по составу группа в количестве 50 человек (мужчины) в возрасте 19 лет. Все участники исследования - обучающиеся Академии ГПС МЧС России.

В методический блок вошли следующие методы эмпирического исследования:

- тест креативности Е. П. Торренса;

- методика «Эрудит» (Школьный тест умственного развития / ШТУР под ред. К. М. Гу-ревича в модификации Г. В. Резапкиной);

- методика «Сложные аналогии»;

- педагогическое наблюдение;

- корреляционный анализ [2-4].

Творческие способности - традиционный

предмет исследования в психологии и педагогике. Проблема человеческих способностей всегда привлекала внимание ученых, вызывала большой интерес у теоретиков и практиков. И речь идет не только о способностях к художественной выразительной деятельности, к умению писать стихи или прозу, быть музыкантом или гениальным ученым-создателем. Очевидно, что вопрос рассматривается гораздо шире - в рамках понятия имажинарных процессов, определяющих научное познание, ориентированное на стремление к новаторству.

«Современный философский словарь» определяет творчество как деятельность,

порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее» [5]. Действительно, это деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей, в психологии - высшая форма психической активности человека, имеющего не только талант, но и смелость создать что-то новое, оригинальное.

Известный ученый П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии [6, 7]. Созданная им надежная стандартизированная методика психодиагностики творческого мышления заслуженно пользуется популярностью, в том числе и в нашей стране.

В 20 веке имели место и десятки других исследований творческого мышления. Так, американский психолог Дж. Гилфорд установил, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление [8, 9]. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

- быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);

- гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей;

- оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи;

- законченность - способность совершенствовать свой результат или придавать ему законченный вид.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого

воспитания на базе теории решения изобретательских задач и алгоритма решения изобретательских задач считают, что компонентами творческого потенциала человека, кроме дивергентного мышления, могут быть и способность рисковать, и хорошее воображение, и приверженность деонтологической норме, и развитая интуиция [10, 11].

Обобщая вышеприведенные данные, можно констатировать, что в настоящее время под творческими способностями наука понимает всю совокупность характеристик личности, которые вносят наибольший вклад в процесс не простого усвоения нового учебного материала, а преобразующегося в мышлении как определенная разработка достаточно оригинальных, нестандартных решений. От того, насколько сознательно, творчески, с высокой мотивацией будет осуществляться обучение в вузе, зависит в дальнейшем самостоятельность мышления будущих специалистов, их умение быстро адаптироваться в профессиональной среде, связанной с воздействием разнообразных стресс-факторов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Представим результаты применения методики Торренса в таблице 1. Беглость, оригинальность, гибкость и точность, как тетрада креативности, отражены суммой в «сырых» баллах, а также в процентном соотношении.

Таблица 1. Тетрада креативности по методике Торренса

Результаты N = 50 Сумма в «сырых» баллах

Беглость Оригинальность Гибкость Точность

Итого 869 2302 440 630

Среднее значение 35 91 18 25

Уровень в % (низкий, средний, высокий)

Уровни показателей креативности Н С В Н С В Н С В Н С В

32 44 24 60 24 16 52 32 16 36 40 24

Таким образом, эмпирически установлено, что беглость, как показатель креативности, развита на низком уровне у 32 % лиц выборочной совокупности, на среднем - у 44 % обучающихся и на высоком уровне - у 24 % курсантов.

Оригинальность, как показатель креативности, развита на низком уровне у 60 % обучающихся, на среднем уровне - у 24 % курсантов. У 16 % лиц выборочной совокупности оригинальность развита на высоком уровне.

Гибкость, мышления находится на низком уровне у 52 % курсантов, 32 % из всех участвовавших в психодиагностике имеют средний уровень, 16% обучающихся показывают высокий уровень, что характеризует их креативное мышление как достаточно аналитическое, с выдвижением разнообразных идей и гипотез, со способностью изменять стратегии и тактику решения поставленных задач.

Точность, как показатель креативности, развита на низком уровне у 36 % лиц выборочной совокупности, 40 % имеют средний уровень развития точности, 24 %показали высокий уровень. Такие обучающиеся чаще всего имеют высокую успеваемость, способны к изобретательской деятельности, участвуют в конкурсах по различным видам технического и иного вида творчества.

Проведя ранжирование факторов креативности у обучающихся, можно констатировать, что методика Торренса показывает преобладание фактора оригинальности (50 %), за ним следует фактор беглости (25 %), далее -точности (13 %) и, наконец, фактор гибкости (12 %). Результаты представлены на рисунке 1.

По методике Торренса выявлен среднестатистический результат, хотя имеет место и определенный диагностический показатель выше среднего уровня - он выявлен только у 8% обучающихся. Что касается интерпретации данных так называемого «коридора статистической нормы», то они свидетельствуют о способности курсантов к творческому проявлению своей личности, особенно в условиях, требующих выражения склонности к риску, поведенческой и когнитивной

50

40

30

20

10

0

Рисунок 1. Факторы креативности: ■ - оригинальность; ■ - беглость; - точность; - гибкость

смелости, умения переносить свои знания и опыт в новую ситуацию, не терять самообладание ни при каких обстоятельствах. В этом курсанты преуспели на оценку «хорошо» и показали достойные результаты в процессе проведения диагностики. Их личность, действительно, можно описать как творческую, с выраженными свойствами креативного мышления, позволяющими стремиться к новому, не останавливаться на достигнутом, сравнительно легко усваивать сложный теоретический и практический материал по специальным дисциплинам, например, по электротехническим с применением информационных технологий, задающим обучающимся основу и элементарных, и специальных знаний в этой области изучения и применения электрических и магнитных явлений.

В исследовании было использовано наблюдение как метод, с помощью которого осуществлялось целенаправленное восприятие и оценка решения практических задач по дисциплине с учетом анализа характеристик

креативности обучающихся. В исследованиях применяются различные виды объективного наблюдения, классифицировать которые можно по следующим основаниям:

- степень участия педагога-наблюдателя в исследуемой ситуации;

- способ наблюдения;

- длительность процесса наблюдения;

- уровень новизны.

В данном исследовании использовался метод включенного педагогического наблюдения, по длительности охватывающий период одного семестра. Характерно, что оценки преподавателей распределились в основном от 3 до 4 баллов.

Обобщенные результаты представлены в таблице 2. Оценка осуществлялась в баллах от 1 до 10.

Анализируя распределение факторов беглости, оригинальности, гибкости, точности творческого мышления по результатам наблюдения, можно определенно утверждать, что у курсантов преобладает фактор точности (4,77±0,13), далее следует фактор беглости (4,21±0,13), за ним - фактор гибкости (4,20±14) и, наконец, фактор оригинальности (3,53±0,14).

Рассмотрим результаты по методике «Эрудит», представленные в таблице 3, а также на рисунке 2.

Таблица 2. Определение уровня креативности по методу наблюдения

Итог по методу наблюдения Сумма баллов

Беглость Оригинальность Гибкость Точность

Среднее значение 4,21 3,53 4,20 4,77

Таблица 3. Результаты применения методики «Эрудит»

Итог Осведомленность Аналогии Классификация Обобщения Закономерности

Среднее значение 7,68 6,50 6,14 6,33 3,50

Выраженность в % 35 27 32 32 26

Результаты исследования с применением данной методики позволяют констатировать, что развитие мыслительных способностей у курсантов находится на различном уровне. Наиболее выраженной является осведомленность обучающихся (35 %), затем способность к классификации и обобщению (по 32 % соответственно), далее - способность к установлению аналогии (26 %), и менее всего развита способность к выявлению закономерности (26 %). Таким образом, по результатам методики «Эрудит» были

Рисунок 2. Результаты применения методики «Эрудит»: ■ - осведомленность; ■ - аналогии; - классификация; - обобщение; ■ - закономерности

Таблица 4. Результаты применения методики «Сложные аналогии»

Итог тестирования Логическое мышление, баллы Логическое мышление, уровень

Общая сумма баллов 284 -

Среднее значение 5,7 Средний

выделены следующие условные группы испытуемых:

- наиболее успешные обучающиеся -31 % обучающихся;

- средние по успешности - 36 % обучающихся;

- малоуспешные - 33 % обучающихся.

Рассмотрим результаты применения методики «Сложные аналогии». Представим их в виде таблицы 4 и рисунка 3.

Результаты методики позволили определить, что 10 % обучающихся в совокупности имеют низкий уровень развития логического мышления, 60 % респондентов имеют нормальный уровень логического мышления, 30 % обучающихся обладают высоким уровнем развития пространственного мышления. Такие курсанты правильно, не задумываясь, решили все задания и логично объяснили все сопоставления, что в конечном итоге дает право заключить о наличии у них развитой способности к пониманию абстракций и сложных логических связей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистическая обработка данных предполагала использование критерия Пирсона

60

50

40

30

0

Рисунок 3. Уровень развития логического мышления: ■ - низкий; ■ - средний; - высокий

для определения влияния личностного развития на уровень творческого развития [12].

Результаты применения критерия Пирсона представлены в таблице 5.

Итак, было установлено, что чем выше у обучающихся развита способность к осведомленности, тем выше уровень развития таких характеристик их креативности как беглость, оригинальность, гибкость и точность. При развитии способности к установлению аналогии, курсанты имеют высокий уровень развития только гибкости. При высоком уровне развития мыслительной способности

Таблица 5. Критерий Пирсона

Тест «Эрудит» Тест Торренса

Беглость Оригинальность Гибкость Точность

Осведомленность 0,4009* 0,5739* 0,6225* 0,5328*

Аналогии 0,3294 0,2068 0,5862* -0,1228

Классификация 0,3507 0,5553* 0,4929* 0,2036

Обобщения 0,7995* 0,6833* 0,5114* 0,0423

Закономерности 0,6798* 0,7433* 0,7657* -0,1051

*гк = 0,3541, при р < 0,01

классификации обучающиеся показывают высокий уровень развития оригинальности и гибкости творческого мышления. При развитой способности к обобщению - развитый уровень беглости, оригинальности и гибкости. Способность находить закономерности влечет за собой развитую на высоком уровне беглость, оригинальность и гибкость творческого мышления.

Было установлено, что имеет место корреляционная зависимость умственного развития от уровня творческого развития.

Анализ результатов исследования позволил определить подходы к творческому развитию, которые возможно реализовать непосредственно через развитие личностных факторов. Именно в рамках учебной деятельности в первую очередь решаются задачи развития мышления и воображения, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового). Если личностное развитие обучающихся происходит в ходе всех видов учебных занятий, во время самостоятельной работы, в процессе участия в мероприятиях воспитательной направленности, то творческое развитие - в большей степени на практическом занятии или в условиях специально организованного тренинга. Считаем, что лекции необходимо проводить с элементами учебного материала, способствующего развитию интуиции, творческого мышления и воображения, активно использовать моделирование, ресурсный подход, элементы проблемного обучения.

Необходимо отметить, что организация учебного процесса в Академии подразумевает решение задач развития личностных и творческих способностей обучающихся. Усвоение таких компетенций как, например,

способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни предполагает развитие логического и творческого мышления.

В психодиагностических работах, проводимых на кафедрах Академии ГПС МЧС России, значимость личностного и профессионального роста для развития профессиональной карьеры будущего специалиста экстремального профиля подчеркивалась неоднократно, особенно в связи с приоритетными задачами подобных исследований, направленными на выявление интеллектуальных и творческих личностей [13-15].

ВЫВОДЫ

Данное эмпирическое исследование имело целью выявить особенности личностного и творческого развития курсантов Академии. По результатам психодиагностики обучающиеся в среднем показали хороший уровень креативности личности. Полученные результаты свидетельствуют о способности курсантов к творческому проявлению своей личности, особенно в условиях, требующих большой концентрации умственной деятельности, а также склонности к риску, поведенческой и когнитивной смелости, умения переносить свои знания и опыт в новую ситуацию. С помощью методов математической статистики было установлено наличие взаимосвязи между личностным (умственным) развитием обучающихся и их творческим развитием. Полученные результаты можно использовать профессорско-преподавательскому составу при подготовке к учебным занятиям, а также при организации научно-исследовательской работы обучающихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Педагогический поиск. 1999. 144 с.

2. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. 255 с.

3. Бурлачук Л., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2006. 528 с.

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М,

2022. 667 с.

5. Кемеров В. Е. Современный философский словарь / Под общ. ред. Кемерова В. Е, Керимова Т. Х. 4-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2020. 823 с.

6. Торренс Э. П. Теоретические основы психологической диагностики креативности. М., 1998. 120 с.

7. Тоrrance E. The nature of creativity as manifest in the testing // The nature of creativity. Cambrige, 2001. 45 c.

8. Роу А. Креативное мышление / пер. с англ. В. А. Островский. М.: НТ Пресс, 2007. 176 с.

9. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. В 2 т. / Под. общ. ред. A. M. Матюшкина. М.: Просвещение, 1965. Т 1. C. 443-456.

10. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. 2001. № 10. С. 34-37.

11. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. Практикум: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 190 с.

12. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2 ч. Ч. 1. М.: Юрайт. 2019. 280 с.

13. Кузьмина О. А., Киселева Е. А. Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях: монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2021. 109 с.

14. Гусев А. С., Киселева Е. А. Развитие личности пожарного: монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2022. 143 с.

15. Кузьмина О. А., Киселева Е. А., Спирина Е. Н. Психологическая устойчивость в условиях ЧС: курс лекций. М.: Академия ГПС МЧС России, 2021. 160 с.

REFERENCES

1. Vinokurova N.K. Razvitie tvorcheskikh sposobnostei uchashchikhsia [Development of creative abilities of students]. Moscow, Pedagogicheskii poisk Publ., 1999. 144 p. (in Russ.).

2. Rean A.A. Psikhologiia ipsikhodiagnostika lichnosti. Teoriia, metody issledovaniia, praktikum [Psychology and psychodiagnostics of personality. Theory, research methods, practicum]. Saint Petersburg: Prime - EUROZNAK Publ., 2006. 255 p. (in Russ.).

3. Burlachuk L., Morozov S.M. Slovar-spravochnikpopsikhodiagnostike [Dictionary of psychodiagnostics]. Saint Petersburg, Peter Publ. House, 2006. 528 p. (in Russ.).

4. Metodiki i testy: uchebnoe posobie / redaktor-sostavitel'D. Ia. Raigorodskii [Practical psychodiagnostics. Methods and tests: a textbook / editor-compiler D.Ya. Raigorodsky]. Samara, Bakhrakh-M, 2022. 667 p. (in Russ.).

5. Kemerov V.E. Sovremennyifilosofskiislovar' [Modern philosophical dictionary]. Moscow, Academic Project Publ. House, 2020. 823 p. (in Russ.).

6. Torrent E.P. Teoreticheskie osnovy psikhologicheskoi diagnostiki kreativnosti. [Theoretical foundations of psychological diagnostics of creativity]. Moscow, 1998. 120 p. (in Russ.).

7. Torrance E. The nature of creativity as manifest in the testing. The nature of creativity. Cambrige, 2001. 45 p. (in Eng.).

8. Powe A.J. Creative intelligence: Discovering the innovative potential in ourselves and others. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc., 2004. 192 p. (Russ. ed.: Rowe, A. J. Kreativnoe myshlenie: kak dobit'sya uspekha v novom veke. Moscow, NT Press, 2007. 174 p.).

9. Gilford J. Three sides of intelligence. In: Psikhologiia myshleniia [Psychology of thinking]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1965, vol. 1, pp. 443-456 (in Russ.).

10. Nikitina A.V. The development of creative abilities of students. Nachalnaia shkola -Elementary school. 2001, no. 10, pp. 34-37 (in Russ.).

11. Talyzina N.F. Pedagogicheskaia psikhologiia. Praktikum [Pedagogical psychology. Workshop]. Moscow, Yurait Publ., 2023. 190 p. (in Russ.).

12. Ermolaev-Tomin O.Y. Matematicheskie metody v psikhologii. Uchebnik [Mathematical methods in psychology. Textbook for academic undergraduate studies]. Moscow, Yurait Publ., 2019. Part 1, 280 p. (in Russ.).

13. Kuzmina O.A., Kiseleva E.A. Psikhologicheskoe obespechenie sluzhebnoi deiatelnosti v ekstremalnykh usloviiakh [Psychological support of official activity in extreme conditions]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2021. 109 p. (in Russ.).

14. Gusev A.S., Kiseleva E.A. Razvitie lichnostipozharnogo [Personality development of a firefighter]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2022. 143 p. (in Russ.).

15. Kuzmina O.A., Kiseleva E.A. Psikhologicheskaia ustoichivost v usloviiakh ChS: Kurs lektsii [Psychological stability in emergency situations: A course of lectures]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2021. 160 p. (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Елена Александровна КИСЕЛЕВА Кандидат психологических наук, профессор кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 9012-1622 ИE.K¡seleva@academygps.ru

Elena A. KISELEVA PhD in Psychology,

Professor of the Department of Work with Personnel, Law and Psychology,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-Kog: 9012-1622 HE.Kiseleva@academygps.ru

Ольга Анатольевна КУЗЬМИНАн Кандидат филологических наук, доцент, начальник кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 4572-7876 ИO.Kuzm¡na@academygps.ru

Olga A KUZMINA H

PhD in Philology, Associate Professor,

Head of the Department of Work with Personnel,

Law and Psychology,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-Kog: 4572-7876 HO.Kuzmina@academygps.ru

Марина Иосифовна ГОРБУНОВА

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры специальной электротехники

автоматизированных систем и связи,

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

SM.Gorbunova@academygps.ru

Marina I. GORBUNOVA PhD in Pedagogy,

Associate Professor of the Department of special electrical engineering of automated systems and communications, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation HM.Gorbunova@academygps.ru

Поступила в редакцию 07.03.2024 Принята к публикации 18.03.2024

Для цитирования:

Киселева Е. А., Кузьмина О. А., Горбунова М. И. К вопросу о развитии личностных и творческих способностей обучающихся вузов пожарно-технического профиля // Культура и безопасность. 2024. № 1. С. 35-44. 00!:10.25257/КВ.2024.1.35-44

Received 07.03.2024 Accepted 18.03.2024

For citation:

Kiseleva E.A., Kuzmina O.A., Gorbunova M.I. On the issue of developing personal and creative abilities of fire-service technical university students. Kultura i bezopasnost-Culture and safety. 2024, no. 1, pp. 35-44. DOI:10.25257/KB.2024.1.35-44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.