Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ЛИЧНОСТЬ / ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусев Александр Сергеевич, Киселева Елена Александровна, Кузьмина Ольга Анатольевна

Для пожарных и спасателей развитие позитивного мышления является важным фактором эффективности их деятельности и профессионального здоровья. Исходя из этого, в учебном процессе мы используем некоторые наработки позитивной психологии. Целью исследования явилось определение возможности психологического тренинга для формирования и развития позитивного мышления у курсантов. Были определены предмет, объект, гипотеза, задачи и методы исследования и выявлены достоинства психологического тренинга. Его практическая направленность позволила участникам не только обсудить приемы и алгоритмы работы, но и на практике оценить их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусев Александр Сергеевич, Киселева Елена Александровна, Кузьмина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING AS POSITIVE THINKING FORMING METHOD IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The development of positive thinking is an important factor for the effectiveness of firefighters’ and rescuers’ activities and professional health. For this reason we use some developments of positive psychology in the learning process, for example, training positive thinking formation. The purpose of the study was to determine the possibilities of psychological training for forming and developing positive thinking among cadets. The subject, object, hypothesis, tasks and methods of the research were defined, and as a result, the advantages of psychological training were identified. Thus, its practical orientation allowed the participants not only to discuss techniques and algorithms of work, but also to evaluate their effectiveness in practice.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 159.98

DOI 10.25257/KB.2023.1.67-77

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Psychological training as positive thinking forming method in educational establishment

А. С. ГУСЕВ1, Е. А. КИСЕЛЕВА1, О. А. КУЗЬМИНА1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

A.S. GUSEV1, E.A. KISELEVA1, O.A. KUZMINA1

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Для пожарных и спасателей развитие позитивного мышления является важным фактором эффективности их деятельности и профессионального здоровья. Исходя из этого, в учебном процессе мы используем некоторые наработки позитивной психологии. Целью исследования явилось определение возможности психологического тренинга для формирования и развития позитивного мышления у курсантов. Были определены предмет, объект, гипотеза, задачи и методы исследования и выявлены достоинства психологического тренинга. Его практическая направленность позволила участникам не только обсудить приемы и алгоритмы работы, но и на практике оценить их эффективность.

Ключевые слова: психодиагностика, психологический тренинг, личность, позитивное мышление, лояльность, учебная деятельность, экстремальная деятельность

Abstract: The development of positive thinking is an important factor for the effectiveness of firefighters' and rescuers' activities and professional health. For this reason we use some developments of positive psychology in the learning process, for example, training positive thinking formation. The purpose of the study was to determine the possibilities of psychological training for forming and developing positive thinking among cadets. The subject, object, hypothesis, tasks and methods of the research were defined, and as a result, the advantages of psychological training were identified. Thus, its practical orientation allowed the participants not only to discuss techniques and algorithms of work, but also to evaluate their effectiveness in practice.

Key words: psychodiagnostics, psychological training, personality, positive thinking, loyalty, educational activity, extreme activity

ВВЕДЕНИЕ

Позитивное мышление - тип мышления, при котором человек ориентирован на восприятие достоинств и свершений в своей жизни, в жизни коллектива, общества в целом. При этом он ставит задачи, а не переживает проблемы, видит дальнейшие возможности, а не препятствия, то есть в каждом случае старается понять свои желания

и ресурсы, а не сиюминутные нужды и потребности. Наличие позитивного мышления является важной составляющей сформированной личности. Особенно это относится к экстремальной деятельности пожарных и спасателей. Курсанты, которые проходят обучение в Академии ГПС МЧС России, должны научиться быстро достигать

поставленных целей, не впадать в депрессию при возникновении трудностей и препятствий, быть примером неунывающей позитивной личности [1—2]. С этой целью преподаватели используют разнообразные тренинги, консультации, мастер-классы, которые могут помочь справиться со многими проблемами, опираясь на психологические качества личности, стараясь сформировать или развить именно позитивное мышление.

В настоящее время в позитивной психологии выделяются три основных инструмента:

- аффирмации - позитивные утверждения;

- вера в исполнение желаний - позитивный настрой;

- умение «верно» смотреть на мир -позитивное мышление.

Позитивное мышление - один из важнейших аспектов и этапов в развитии каждой личности, залог делового успеха, межличностной и внутренней гармонии, которая является основой жизненного благополучия. У человека с позитивным мировосприятием преобладают эмоции высокого, радостного, доброжелательного порядка. Оптимистичное мировосприятие обычно связано и с позитивным отношением к людям (доверие, уважение и взаимопомощь), что является необходимым условием для эффективно функционирующего учебного или служебного коллектива.

Что касается лояльности, то она предполагает верность сотрудника целям, интересам, ценностям, миссии организации, направленности деятельности и сохранение собственности организации. Однако только в последние десятилетия российские ученые и практики стали более детально изучать суть данного понятия, его корни, внешние и внутренние факторы формирования лояльности как социально-психологического явления, когда человек в прямом смысле доволен условиями труда и организацией деятельности и не критично, а рационально и позитивно относится к месту своей службы или работы.

МАТЕРИАЛЫ, МОДЕЛИ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ

Цель данного исследования - определение дидактической и психологической возможности психологического тренинга для формирования и развития позитивного мышления курсантов.

Объектом исследования является позитивное мышление обучающихся.

Предмет исследования - инструменты формирования, поддержания и изменения уровня развития позитивного мышления.

Имеют место разработки частных гипотез, в данной статье мы представим одну из них: уровень развития позитивного мышления в учебной группе до прохождения психологических тренингов «Основы позитивного мышления», «Положительная оценка ситуации» и «Формирование и развитие позитивного образа мысли» ниже, чем после их прохождения.

Описывая исследование в целом, необходимо отметить, что работа состояла из нескольких этапов. На первом этапе была составлена программа, которая базировалась на постулатах теорий, определяющих значимость именно человеческих ресурсов в обеспечении жизнедеятельности любой организации. Анализ мирового опыта изучения кризисных явлений в организации показывает, что главная угроза безопасности исходит не снаружи, откуда ее ожидают все современные системы защиты, а изнутри самой организации, а именно от непрофессиональных действий персонала [3]. Поэтому управление персоналом, особенно, обучение, его развитие и целенаправленное воздействие на человеческую составляющую, ориентировано на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации в целом и является приоритетной задачей для руководства.

На втором этапе исследования был составлен емкий психодиагностический банк релевантных методик, который включал

следующие методики: тест позитивного мышления М. Селигмана и тест оценки лояльности персонала к организации Л. Г. По-чебут и О. Е. Королевой.

Мартин Селигман утверждает, что оптимистами быть выгодно - у них лучше здоровье, выше уровень мотивации и достижений, они чаще добиваются успеха в карьере. При этом пессимизм - более распространенное психологическое явление, чем оптимизм. Пессимисты быстрее сдаются перед лицом несчастий и неприятностей и чаще страдают от депрессии.

Лояльное отношение к организации предполагает верность сотрудника целям, интересам, ценностям, направленности деятельности и сохранение собственности организации. Методика оценки лояльности персонала к организации были создана авторами Л. Г. Почебут и О. Е. Королевой в 1999 г. на основе применения шкалы Л. Терстоуна.

На третьем этапе исследования было осуществлено поэтапное проведение следующих психологических тренингов: «Основы позитивного мышления», «Положительная оценка ситуации», «Формирование и развитие позитивного образа мысли». Тренинги проводились с участниками экспериментальной группы, с периодичностью - один раз в неделю. По прошествии двух недель после прохождения всех занятий проводилось ретестирование по вышепредставленным методикам.

Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Важное преимущество психологических тренингов перед другими формами обучения состоит в получении заметного результата за относительно короткий срок. Была составлена программа тренинга, состоящая из трех занятий. Все тренинговые упражнения были стандартизированы и адаптированы для проведения на конкретной выборочной совокупности.

Опираясь на известные упражнения, были также разработаны и собственные приемы, составлены мини-лекции с учетом запроса на соответствующие темы тренинговых

занятий: «Основы позитивного мышления», «Положительная оценка ситуации», «Формирование и развитие позитивного образа мысли».

Цель - предоставление возможности участникам тренинга оценить свой уровень развития позитивного мышления и познакомиться с методиками, способствующими его повышению.

Итак, участники тренинга - курсанты факультета пожарной и техносферной безопасности. Их средний возраст: 20-21 год. Пол: мужской.

Состав групп: контрольная группа -21 человек, не проходили тренинговые занятия. Экспериментальная группа - 30 человек, участвовали в тренинговых занятиях. Место проведения - аудитория Академии, адаптированная под проведение тренинга.

На четвертом этапе исследования проводилась обработка и интерпретация полученных результатов. Для выявления значимых различий в качестве критерия статистической обработки был использован и-крите-рий Манна - Уитни - непараметрический критерий, предназначенный для сравнения независимых выборок.

N = п + 2,

1 п '

где: п1 - количество единиц в первой выборке; п2 - количество единиц во второй выборке.

Находим эмпирическое значение и-кри-терия.

Для этого вычисляем два значения:

Ц = ПП2 + (п1(п1 +1)/2) - ^ и2= п1п2 + (п2(п2 +1)/2) - я2.

Если полученное значение и меньше табличного или равно ему, то признается различие между уровнем признака в рассматриваемых выборках испытуемых.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ научной литературы по философии, социологии и психологии показал достаточно большую значимость позитивного

мышления как фактора развития не только отдельной личности, но и коллектива, и общества в целом. История становления позитивной психологии как самостоятельного направления в гуманитарной области знания не столь далекая. Это направление в психологии возникло совсем недавно, в 1990-х гг. прошлого столетия, главным образом по инициативе известного американского психолога Мартина Селигмана и его коллег Дж. Вейланта, Э. Динера, М. Чиксент-михали и др. [4]. В основе позитивного мышления лежит утверждение, согласно которому человек может существенно повлиять на свою жизнь и на свое внутреннее состояние посредством так называемого «правильного» мышления, а именно - концентрации на конструктивных моментах реальности [5-6].

Среди техник позитивного мышления достаточно важной является позитивный настрой, который заключается во внутреннем самонастрое и вере, что все желаемые цели будут достигнуты, в развитии уверенности в собственных силах, снижении зависимости от внешних обстоятельств. Ключевыми фразами в таком мышлении являются следующие: «Я смогу добиться и добиваюсь высоких результатов», «Я лучший не только в учебе, я буду лучшим на службе», «Я могу и хочу помогать людям, спасать их от стихийных бедствий, от пожаров», «Все в моей жизни сложится удачно», «Я буду отличным специалистом в своей профессиональной области», «Я хорошо учусь, чтобы достойно служить МЧС России».

Таким образом, позитивное мышление - это высказывания и образ мыслей, основанные на восприятии событий жизни в позитивном ключе. Человек, опираясь на особенности своей личности, характера, направленности, своего окружения, воспитания, старается развить то качество или ту способность, которые на данный момент в наибольшей степени необходимы для решения проблем и достижения успеха.

Традиционно психологи позитивного мышления делят людей на две группы -с негативным и позитивным мышлением [7].

Люди с негативным мышлением считают, что окружающий мир устроен неправильно, человек имеет больше недостатков, в будущем обязательно произойдет что-то плохое, любви нет, а есть только зависимость и расчет, бесполезно к чему-то стремиться, потому что все равно ничего из этого не получится. Такие люди с недоверием и недоброжелательностью относятся к окружающим, в меньшей степени получают удовольствие от общения с природой и искусством, подвержены пессимистичным прогнозам о глобальных катастрофах, влияниям различных религиозных псевдоучений и т. д. Люди с негативным мышлением не уверены в своих силах, чувствуют себя в полной зависимости от обстоятельств. Внешний мир и окружающие зеркальным образом отражают их самих. Другая группа - это люди, имеющие позитивное мышление, которые считают, что окружающий мир не агрессивен, а люди готовы не только принимать помощь, но и оказывать ее тем, кто в ней нуждается. Они уверены, что нужно обязательно иметь мотивацию, то есть определенную мечту о своем счастливом будущем, и ее нужно воплощать в жизнь, даже если для этого потребуются собственные значительные усилия.

Позитивная психология - это самостоятельная отрасль психологического знания, в центре которой находится позитивный потенциал человека, включающий его таланты, наклонности и способности, которые он может использовать для достижения тех или иных целей. Кроме того, позитивная психология занимается поиском и изучением факторов, которые способствовали бы благополучному существованию и расцвету индивидуумов и сообществ [4]. Последователи позитивной психологии сосредоточены на изучении позитивных эмоций, таких как вера, надежда, радость, счастье, удовольствие, энтузиазм и доверие, а также на таких положительных качествах, как справедливость, верность, мужество, творческий подход, честность, преданность.

Сторонники позитивной психологии не сосредотачивают свое внимание на отрицательных особенностях личности, а скорее

стремятся найти пути ее совершенствования при осуществлении процесса развития положительных сторон в характере и поведении. Иными словами, при этом подходе исследуются качества человека, способствующие его развитию и росту, а также являющиеся источниками вдохновения, развития творческого потенциала и психического здоровья [8].

Позитивное мышление в коллективе позволяет решать проблемы на основе творческого использования сильных, положительных, лучших сторон совместной деятельности. Психологическая установка - это глубинные базовые убеждения, которые определяют психологический настрой человека. На основе определенных психологических установок сотрудник быстро и неосознанно решает как психологически реагировать в определенной ситуации. Психологическая установка -это, с одной стороны, твердое внутреннее убеждение (или набор убеждений), с другой, готовность действовать в соответствии с этими убеждениями.

С точки зрения влияния на работу сотрудника в организации, или на учебную и служебную деятельность курсантов в процессе получения образования различают позитивные психологические установки (ППУ) и отрицательные психологические установки (ОПУ). Данные установки определяют, насколько позитивно или негативно мышление человека как субъекта или сосубъекта профессиональной деятельности.

ППУ - это набор внутренних убеждений, которые формируют позитивный психологический настрой и заряжают энергией, как в процессе работы или учения, так и в любой момент жизни. Данная установка способствует достижению карьерного успеха, здоровья, материального богатства, душевной гармонии и благополучия. Позитивное мышление сотрудников определяет набор ППУ [5], которые позволяют ему успешно выполнять свои обязанности, обучающемуся - постигать знания и формировать компетенции, те есть получать удовлетворение от результатов, совершенствовать профессиональные

качества и, таким образом, подниматься по карьерной лестнице.

ОПУ - это те убеждения, которые способствуют потере интереса, мотивации, желаний, настроения, здоровья и, соответственно, результатов в работе и жизни. Тем временем, человек с ППУ даже неудачи и трудности постарается использовать себе на пользу [8]. Положительная психологическая установка способствует успешной работе, гармоничному душевному и физическому настрою, состоянию, а отрицательная психологическая установка, напротив, отдаляет все эти результаты.

Сотрудник с позитивным мышлением воздействует на все факторы и обстоятельства окружающей действительности, вступает с ними во взаимодействие и управляет ими, тем самым быстрее достигают желаемого результата. Человек с отрицательной психологической установкой, наоборот, культивирует внутреннюю дисгармонию и не использует условия сложившейся ситуации, а подчиняется им.

В период нестабильности, кризиса у многих сотрудников становится более выраженным негативное мышление. Это часто выражается в таких фразах: «Это невозможно», «Ничего хорошего не получится», «Нет средств» и тому подобное. Проявляться негативный настрой может по-разному: у кого-то в более активной форме (разговор с руководителем или острые высказывания в адрес коллектива), и тогда это легче заметить, а у кого-то наоборот: человек становится замкнутым, молчаливым, теряет инициативность. Иногда негативный настрой может выражаться даже в более позитивном внешнем поведении: сотрудник охотно соглашается со всеми предложениями, не спорит, внешне доволен работой. В этом случае такая перемена свидетельствует как раз об обратном, что человек стал равнодушен к ранее заботившим его обязанностям и задачам, поскольку окончательно разочаровался в возможности их решения. Поэтому любая резкая перемена стандартного привычного поведения сотрудника должна вызывать

повышенное внимание у руководства и принятие соответствующих мер по устранению этих тенденций с помощью психологических тестов, тренингов и бесед и т.д.

В психологии представлены релевантные блоки различных психодиагностических методик, которые позволяют профессионально проработать практико-технологические аспекты, связанные с изучением индивидуально-психологических особенностей человека [9-11].

В ходе исследования авторы данной работы определили значимость психологического тренинга как наиболее эффективного метода формирования позитивного мышления в учебной группе. Конечно, многое зависит от личностных качеств и умений курсантов, от их общих познавательных способностей: умения видеть, анализировать ситуацию, находить решения, а также от волевых качеств и позитивного мышления. Настойчивость, смелость и ответственность в значительной степени влияют на достижение конечных результатов в учебе.

Существует ряд общепсихологических методов, в рамках которых возможно формирование и развитие позитивного мышления: аутогенные тренировки, консультирование, лекционные занятия, семинары, тренинги и т.д. Среди них мы выделим именно психологический тренинг, так как он является наиболее эффективным инструментом в рамках поставленной нами задачи: формирование и развитие позитивного мышления в учебном коллективе.

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать следующие выводы. Позитивная психология - это особое направление психологических знаний и практик, ставящее в центр внимания именно позитивный, конструктивный потенциал, заложенный в каждом человеке. Позитивное мышление - один из важнейших аспектов и этапов в развитии каждой личности, залог делового успеха, межличностной и внутренней гармонии, которая является основой жизненного благополучия.

Одним из релевантных методов формирования и развития позитивного мышления

является метод положительной оценки ситуации. Он используется для выявления возможностей и потенциала каждого человека на основе использования его воображения и интеллекта и служит хорошей основой не только для оценки уровня позитивного мышления с учетом специфики деятельности организации, но и дает широкие возможности для разработки занятий, бесед и тренингов. В настоящее время тренинговая форма обучения -наиболее эффективный метод формирования практических умений и навыков.

Любое тренинговое занятие можно представить в виде отдельных блоков, последовательно реализуемых в процессе решения поставленных задач. Понимание роли каждого блока, сочетание их определяет эффективность и успех проведенных занятий. В литературных источниках и пособиях по психологии описанию структуры тренинга уделяется большое внимание: определяются этапы его проведения, подробный сценарий, а также значение для достижения конечного результата. По мнению автора И. В. Бачкова, основными тренинговыми блоками являются: введение, основная часть с целью развития толерантности, снижения агрессии, формирования коммуникативной компетентности, усиления сплоченности, завершение [12]. Другим автором выделяются подробные этапы последовательного проведения тренинга: ритуал приветствия; разминка; рефлексия прошлого занятия; введение в тему сегодняшнего занятия (основное содержание); упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия; рефлексия прошедшего занятия; домашнее задание, или «мостик» в следующую встречу; ритуал прощания [12]. При этом демонстрируется специфика внутренней структуры каждого этапа. В частности, М. Р. Битянова отмечает, что «ритуал приветствия - прощания - это психологическая «рамка» занятия; способ создания и поддержания общности участников; он должен быть достаточно устойчивым и обязательным к исполнению на каждом занятии» [13]. Многие специалисты уделяют внимание такому своеобразному моменту

процесса тренинга, который обозначается как этап анализа, обсуждения результатов занятия.

Отдельно может быть выделен такой момент работы в тренинговой группе, который обозначается как «домашнее задание». Основная функция этого элемента - перекинуть «мостик» для следующей встречи или помочь происходящим процессам развития. Битянова М. Р. пишет о том, что без этого трудно организовать эффективное психологическое обучение в том режиме, в каком оно чаще всего существует [13].

Кроме продуманной и обоснованной структуры тренинга исходя из поставленной цели, следующим этапом в его подготовке является выбор метода, при помощи которого передается информация участникам. Существует большое количество разнообразных видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи программы, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

В распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Ему не следует ограничиваться лишь одним методом на протяжении всего курса. Сочетание разнообразных техник способствует сохранению внимания и работоспособности группы. Например, если требуется разобрать важный практический пример с использованием только что изученной процедуры, чтобы оценить, хорошо ли усвоили ее участники, можно с равной эффективностью использовать либо метод моделирования, либо метод кейсов с последующей дискуссией и оценкой.

Хорошо известны три основных способа подачи информации на тренинге: вербальная коммуникация (беседы, лекции, обсуждения), представление информации в наглядном виде, демонстрация навыков (презентация, моделирование), практическая выработка навыков (ролевые игры, решение кейсов). К основным методам тренинга относятся: лекция, моделирование практических ситуаций, ролевая игра, мозговой штурм, метод кейсов, дискуссия.

Акцентируем внимание на конкретных приемах формирования и развития позитивного мышления в коллективе, используемых авторами статьи в тренинге. Первое, что необходимо для каждого участника тренинга и является одним из обязательных условий для достижения цели.

Авторами использованы следующие техники формирования и развития позитивного мышления: аналитические техники - «Баланс», «Хорошо - плохо», «Оттолкнуться от дна»; ассоциативные техники - «Письмо юбиляру», притчи, метафоры; эмоциональные техники - для фиксации позитивных воспоминаний разминка «Вспомнить хорошее», упражнения «Как научиться мыслить позитивно?», «Алфавит», «Веревка», «Анаграммы».

План тренинговых занятий достаточно традиционный и включает следующие разделы.

1. Введение. Участникам тренинга объясняют цель данного занятия: осознать преимущество позитивного мышления, определить значимость реализации своих желаний и ресурсов, а не только потребностей и нужд. Краткий лекционный материал включает базовые теоретические положения по заявленной теме. Определяется проблема, на решение которой и ориентирован тренинг.

2. Пояснительная записка следующего содержания:

- направление подготовки обучающихся (название факультета);

- номер учебной группы;

- название цикла занятий и конкретной темы;

- вид занятия;

- количество часов тренинга, периодичность проведения занятий в часы самоподготовки курсантов;

- место проведения;

- подцели и задачи: что обучающийся должен знать и о чем иметь представление в результате проведения занятия; какие воспитательные цели достигаются на занятии;

- учебно-материальное обеспечение при проведении занятий (мультимедийное оборудование и т. д.);

3. Содержание программы с описанием подробного плана проведения занятий, утвержденного на предметно-методической секции кафедры.

4. Заключение.

5. Перечень литературы и пособий для подготовки и проведения тренинга.

6. Задания для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию [14-15].

За рамками данной статьи оставляем подробное описание конкретных упражнений тренинга. Полученные результаты были сведены в таблицы, по которым можно определить основные тенденции и провести интерпретацию, и представлены в баллах по итоговому показателю G - В развития уровня позитивного мышления до и после проведения тренинговых занятий.

В экспериментальной группе уровень позитивного мышления после тренингов составил 58 % по сравнению с 42 % до тренингов, то есть наблюдается повышение уровня развития позитивного мышления на 16 %. Также соотношение данных, полученных после проведения методики оценки лояльности персонала к организации Л. Г. Почебут и О. Е. Королевой до и после тренингов, позволяет констатировать, что уровень лояльности после тренингов составил 59 % по сравнению с 42 % до тренингов, то есть наблюдаем повышение уровня лояльности на 17 %.

В контрольной группе после проведения теста позитивного мышления М. Селигмана с интервалом в четыре недели изменения составили всего 8 %, что является незначительным. После проведения методики оценки лояльности персонала Л. Г. Почебут, О. Е. Королевой уровень лояльности изменился минимально и составил 2 %.

иэмп = 594,5, икр = 654, Р ^ 0,01 733, Р ^ 0,05

Из чего следует, что иэмп находится в зоне значимости.

ВЫВОДЫ

Известно, что среди политиков, медиков, психологов, педагогов в настоящее время

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

растет интерес к психологии экстремальных ситуаций, он практически всеобъемлющий, так как эта отрасль знания является важнейшим разделом прикладной психологии, который включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы психологической помощи: коррекции, консультирования, психотерапии, реабилитации [16].

В период, когда распространенность чрезвычайных ситуаций, охватывающих все стороны человеческой жизни, очень широкая, мы осветили иную возможность и тенденцию дидактического интереса -обратились к вопросу именно позитивного восприятия и анализа своих рабочих и житейских достижений. Исследование показало значимость позитивной психологии и педагогики, которая располагает методами развития оптимизма, и имеется реальная возможность внедрить эти методы в образовательный процесс вуза, в частности, Академии ГПС МЧС России.

Можно с уверенностью констатировать, что уровень развития оптимизма и лояльности в тренинговой группе повысился. В процентном содержании наблюдается повышение уровня развития позитивного мышления на 16 % и лояльности на 17 %. Следовательно, можно предположить, что вырос уровень положительного отношения к целям, ценностям, миссии, направленности деятельности организации.

Была проведена статистическая обработка данных, полученных по тем же методикам в контрольной группе, в которой не проводились тренинговые занятия по разработанной программе. Эмпирическое значение (иэмп) было определено в зоне незначимости по методике оценки лояльности персонала к организации Л. Г. Почебут и О. Е. Королевой. Эмпирическое значение (и ) также было

Г 4 эмп^

определено в зоне незначимости по тесту позитивного мышления М. Селигмана.

Полученные данные демонстрируют относительно высокую эффективность

разработанной серии тренингов. В контрольной группе эти показатели практически не изменились и находятся в зоне незначимости. Можно сделать заключение, что уровень развития позитивного мышления в учебной группе до прохождения психологических тренингов «Основы позитивного мышления», «Положительная оценка ситуации», «Формирование и развитие позитивного образа мысли» ниже, чем после прохождения тренингов. Это свидетельствует о повышении общего положительного отношения обучающихся к организации в целом, пониманию ее задач, укреплению дружеских связей в коллективе, улучшению коллективизма, доброты и взаимопонимания. Все эти изменения повысят не только эффективность работы учебной группы, но и обеспечат повышение внутреннего комфорта каждого члена коллектива. Увеличение уровня лояльности говорит нам о том, что возрастает возможность достижения

максимальных результатов в рамках деятельности организации. При наличии лояльных обучающихся Академия может рассчитывать на проявление инициативы, инновационные предложения, с помощью которых проблемные вопросы становятся решаемыми.

В результате проведенного исследования цель была достигнута полностью, выдвинутая гипотеза о том, что уровень развития позитивного мышления в учебной группе до прохождения психологических тренингов ниже, чем после прохождения тренингов, подтвердилась.

Разработанная программа тренингов может быть полезной и применяться в практической деятельности психологами, педагогами. В дальнейших исследованиях предполагается изучить длительность сохранения полученного позитивного эффекта в группе (коллективе) и зависимость показателей позитивного мышления от возраста, темперамента, особенностей характера человека.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кузьмина О. А., Киселева Е. А., Спирина Е. Н. Психологическая устойчивость в условиях ЧС: Курс лекций. М.: Академия ГПС МЧС России, 2021. 1бо с.

2. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.

3. Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. СПб.: Речь, 2010. 319 с.

4. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. М.: 2009. 192 с.

5. Селигман М.П. Новая позитивная психология. М.: София, 2006. 368 с.

6. Seligman M.E.P. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. New York, NY: Simon & Schuster. 2011. 368 p.

7. Максвелл Дж, Дорнан Д. Стратегии успеха. М.: 2011. 320 с.

8. Магомед-Эминов М. Ш. Позитивная психология человека: от психологии субъекта к психологии бытия: в 2 томах. М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2007. 624 с.

9. Психодиагностика: учебник и практикум для вузов / под редакцией

А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших. Москва, Издательство Юрайт, 2020. 373 с.

10. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 544 с.

11. Яньшин П. В. Клиническая психодиагностика личности: учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, Издательство Юрайт, 2020. 327 с.

12. Вачков И.Э. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство «Ось-89», 2009. 224 с.

13. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 299 с.

14. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. М. Поляковой. М.: Генезис, 2003. 272 с.

15. Чуркина М. А., Жадько Н. В. Тренинг для тренеров на 100 %: Секреты интенсивного обучения. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 246 с.

16. Малкина-ПъхИ. Г. Экстремальные ситуации (Справочник практического психолога). М., 2015. 960 с.

REFERENCES

1. Kuzmina O.A., Kiseleva E.A., Spirina E.N. Psihologicheskaja ustojchivost' v uslovijah ChS: Kurs lekcij [Psychological stability in emergency situations]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ.,

2021. 160 p. (in Russ.).

2. Psihologija jekstremal'nyh situacij dlja spasatelej ipozharnyh [Psychology of extreme situations for rescuers and firefighters] / Under the general editorship of Yu.S. Shoigu. Moscow, Smysl Publ., 2007, 319 p. (in Russ.).

3. Evtikhov O.V. Psihologija upravlenija personalom: teorija ipraktika. [Psychology of personnel management: theory and practice]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2010, 319 p. (in Russ.).

4. Boniwell I. Kljuchi k blagopoluchiju: Chto mozhet pozitivnaja psihologija [Keys to well-being: What positive psychology can do]. Moscow, 2009, 192 p.

5. Seligman M.P. Novaja pozitivnaja psihologija [New positive psychology]. Moscow, Sofia Publ., 2006. 368 p.

6. Seligman M.E.P. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. New York, NY, Simon & Schuster Publ., 2011, 368 p. (in Eng.).

7. Maxwell J., Dornan D. Strategii uspeha [Strategies of success]. Moscow, 2011. 320 p.

8. Magomed-Eminov M.S. Pozitivnaia psikhologiia cheloveka: otpsikhologii sub"ekta kpsikhologii bytiia: v 2 tomakh [Positive human psychology: from the psychology of the subject to the psychology of being: in 2 vol.]. Moscow, Institute of General Humanitarian Research Publ., 2007, 624 p. (in Russ.).

9. Psikhodiagnostika: uchebnik ipraktikum dlia vuzov /pod redaktsiei A.N. Koshelevoi, V.V. Khoroshikh [Psychodiagnostics: textbook and workshop for universities / edited by A.N. Kosheleva, V.V. Good]. Moscow,

Yurayt Publishing House, 2020, 373 p.

10. Shmelev A.G. Osnovy psikhodiagnostiki: Uchebnoe posobie dlia studentov pedvuzov [Fundamentals of psychodiagnostics]. Moscow, Rostov-on-Don, Feniks, Publ., 1996, 544 p. (in Russ.).

11. Yanshin P.V. Klinicheskaia psikhodiagnostika lichnosti: uchebnoe posobie dlia vuzov [Clinical psychodiagnostics of personality]. Moscow, Yurayt Publishing House, 2020, 327 p. (in Russ.).

12. Vachkov I.E. Osnovy tekhnologii gruppovogo treninga [Fundamentals of group training technology]. Moscow, Publishing house "Axis-89", 2009, 224 p. (in Russ.).

13. Bitianova M.R. Organizatsiia psikhologicheskoi raboty v shkole [Organization of psychological work at school]. Moscow, Perfection Publ., 1997, 299 p. (in Russ.).

14. Klaus W. Vopel Handbuch für Gruppenleiter/innen: Zur Theorie und Praxis der Interaktionsspiele (Russ ed.: M. Polyakova Tekhnologiia vedeniia treninga. Teoriia ipraktika. Moscow, Genesis Publ., 2003. 272 p.).

15. Churkina M.A., Zhadko N.V. Trening dlia trenerov na 100 %: Sekrety intensivnogo obucheniia [100 % training for trainers: Secrets of intensive training]. Moscow, Alpina Business Books Publ., 2005, 246 p.

16. Malkina-Pykh I.G. Ekstremalnye situatsii (Spravochnikprakticheskogo psikhologa) [Extreme situations (Handbook of a practical psychologist)]. Moscow, 2015, 960 p. (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Александр Сергеевич ГУСЕВ Заместитель начальника Академии по работе с личным составом, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация HA.Gusev@academygps.ru

Елена Александровна КИСЕЛЕВА Кандидат психологических наук, профессор кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация HE.Kiseleva@academygps.ru

Ольга Анатольевна КУЗЬМИНА н Кандидат филологических наук, доцент, начальник кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация H0.Kuzmina@academygps.ru

Поступила в редакцию 01.03.2023 Принята к публикации 11.03.2023

Для цитирования:

Гусев А. С., Киселева Е. А., Кузьмина О. А. Психологический тренинг как способ формирования позитивного мышления в учебном коллективе // Культура и безопасность. 2023. № 1. С. 67-77. 00!:10.25257/КВ.2023.1.67-77

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Aleksander S. GUSEV

Deputy Chief of the Academy

of work with personnel,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

HA.Gusev@academygps.ru

Elena A. KISELEVA PhD in Psychology,

Professor at the Department of Work with Personnel, Law and Psychology,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation HE.Kiseleva@academygps.ru

Olga A. KUZMINA H

PhD in Philology, Associate Professor,

Head of the Department of Work with Personnel,

Law and Psychology,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation HO.Kuzmina@academygps.ru

Received 01.03.2023 Accepted 11.03.2023

For citation:

GusevA.S., Kiseleva E.A., Kuzmina O.A. Psychological training as positive thinking forming method in educational establishment. Kultura i bezopasnost- Culture and safety. 2023, no. 1, pp. 67-77. DOI:10.25257/KB.2023.1.67-77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.