Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОПТИМИЗМА У БУДУЩИХ КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОПТИМИЗМА У БУДУЩИХ КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ / ТАКТИКА САМОУПРАВЛЕНИЯ / САМОПОНИМАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ОРИЕНТАЦИИ / КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Валерий Анатольевич, Михайлова Валентина Владиславовна, Горячева Мария Олеговна

Обоснована тактика формирования сознательного оптимизма у выпускников Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Показана специфика формирования сознательного оптимизма, предполагающая интеграцию субъектов образовательного процесса в разветвленную и слаженно функционирующую систему идеальных стратегий, социокультурных и профессиональных ориентаций выпускников. Сознательный оптимизм представляется умонастроением, связанным с верой в эффективность собственных действий, направленных на созидание, это основа формирования позитивного мышления, а, следовательно, поведения и поступков. В исследовании феномена сознательного оптимизма рассматриваются группы свойств, являющихся психолого-педагогическими детерминантами способности и готовности сотрудников к уверенным, успешным, эффективным действиям, обеспечивающим ситуативное управление в ходе выполнения служебно-боевых задач. Речь идѐт о тактике и стратегии процесса формирования сознательного оптимизма сотрудника, а конкретней - о тактике самоуправления и контроля внешнего поведения. Подчеркивается, что становление профессионала требует своего рода «навигации», то есть норм, правил, установок и ценностных ориентаций, позволяющих регулировать его внутреннюю и внешнюю активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Валерий Анатольевич, Михайлова Валентина Владиславовна, Горячева Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONSCIOUS OPTIMISM IN FUTURE COMMANDERS (CHIEFS) OF FIRE AND RESCUE DIVISIONS

The tactics of forming conscious optimism among graduates Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia is substantiated. The specificity of the formation of conscious optimism is shown, which implies the integration of the subjects of the educational process into a branched and well-functioning system of ideal strategies, sociocultural and professional orientations of graduates. Conscious optimism seems to be a state of mind associated with belief in the effectiveness of one's own actions aimed at creation; this is the basis for the formation of positive thinking, and, consequently, behavior and actions. In the study of the phenomenon of conscious optimism, groups of properties are considered that are psychological and pedagogical determinants of the ability and readiness of employees for confident, successful, effective actions that provide situational control in the course of performing combat missions. We are talking about the tactics and strategy of the process of forming the conscious optimism of an employee, and more specifically, about the tactics of self- management and control of external behavior. It is emphasized that the formation of a professional requires a kind of «navigation», that is, norms, rules, attitudes and value orientations that allow one to regulate his internal and external activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОПТИМИЗМА У БУДУЩИХ КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ»

УДК 376.1

ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОПТИМИЗМА У БУДУЩИХ КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Валерий Анатольевич Михайлов^; Валентина Владиславовна Михайлова; Мария Олеговна Горячева.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия

Mformihailov@mail. ru

Аннотация. Обоснована тактика формирования сознательного оптимизма у выпускников Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Показана специфика формирования сознательного оптимизма, предполагающая интеграцию субъектов образовательного процесса в разветвленную и слаженно функционирующую систему идеальных стратегий, социокультурных и профессиональных ориентаций выпускников. Сознательный оптимизм представляется умонастроением, связанным с верой в эффективность собственных действий, направленных на созидание, это основа формирования позитивного мышления, а, следовательно, поведения и поступков. В исследовании феномена сознательного оптимизма рассматриваются группы свойств, являющихся психолого-педагогическими детерминантами способности и готовности сотрудников к уверенным, успешным, эффективным действиям, обеспечивающим ситуативное управление в ходе выполнения служебно-боевых задач. Речь идёт о тактике и стратегии процесса формирования сознательного оптимизма сотрудника, а конкретней -о тактике самоуправления и контроля внешнего поведения. Подчеркивается, что становление профессионала требует своего рода «навигации», то есть норм, правил, установок и ценностных ориентаций, позволяющих регулировать его внутреннюю и внешнюю активность.

Ключевые слова: сознательный оптимизм, тактика самоуправления, самопонимание, ценностные установки, ориентации, когнитивная беспомощность, компетентность

Ссылка для цитирования: Михайлов В.А., Михайлова В.В., Горячева М.О. Формирование сознательного оптимизма у будущих командиров (начальников) пожарно-спасательных подразделений // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России» 2022. № 1. С.153-160.

FORMATION OF CONSCIOUS OPTIMISM IN FUTURE COMMANDERS (CHIEFS) OF FIRE AND RESCUE DIVISIONS

Valery A. MikhailovH; Valentina V. Mikhailova; Maria O. Goryacheva. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg, Russia шformihailov@mail.ru

Abstract. The tactics of forming conscious optimism among graduates Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia is substantiated. The specificity of the formation of conscious optimism is shown, which implies the integration of the subjects of the educational process into a branched and well-functioning system of ideal strategies, sociocultural and professional orientations of graduates. Conscious optimism seems to be a state of mind associated with belief in the effectiveness of one's own actions aimed at creation; this is the basis

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2022

153

for the formation of positive thinking, and, consequently, behavior and actions. In the study of the phenomenon of conscious optimism, groups of properties are considered that are psychological and pedagogical determinants of the ability and readiness of employees for confident, successful, effective actions that provide situational control in the course of performing combat missions. We are talking about the tactics and strategy of the process of forming the conscious optimism of an employee, and more specifically, about the tactics of self-management and control of external behavior. It is emphasized that the formation of a professional requires a kind of «navigation», that is, norms, rules, attitudes and value orientations that allow one to regulate his internal and external activity.

Keywords: conscious optimism, self-management tactics, self-understanding, value attitudes, orientations, cognitive helplessness, competence

For citation: Mikhailov V.A., Mikhailova V.V., Goryacheva M.O. Formation of conscious optimism among future commanders (chiefs) of fire and rescue units // Nauch.-analit. jour. «Vestnik Saint-Petersburg university of State fire Service of EMERCOM of Russia». 2022. №. 1. P. 153-160.

Современный этап развития ведомственных образовательных организаций высшего образования предъявляет повышенные требования к выпускникам, особенно если речь идёт об офицерских кадрах. Их профессиональные, деловые, морально-боевые, психологические, общечеловеческие качества предполагают определенные факторы и условия эффективного формирования, требующие пристального внимания всех субъектов образовательного процесса. Современный офицер, сотрудник пожарно-спасательного профиля, должен обладать не только большим объемом знаний, профессиональных умений, универсальными и профессиональными компетенциями, но и способностью адекватно воспринимать окружающий мир как очень сложное, единое и постоянно развивающееся целое. Решению этой проблемы, на взгляд авторов, может способствовать сформированный за годы учёбы сознательный оптимизм выпускника, офицера, посвятившего свою жизнь служению Отечеству. Отметим, что данная проблема не нашла должного освещения в психолого-педагогической литературе, что подчёркивает её актуальность, теоретическую и практическую значимость.

Опыт службы в структурных подразделениях МВД и МЧС России, большой педагогический стаж авторов, анализ психолого-педагогический литературы, выявление существующих противоречий требований профессиональной подготовки и системы профильного высшего образования заставили искать факторы, являющиеся связующим звеном теории обучения и воспитания будущих офицеров с её эффективной реализацией в учебно-воспитательном процессе.

Предметом исследования явился процесс формирования сознательного оптимизма у выпускников Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Цель исследования состояла в теоретическом обосновании и разработке системы организации и проведения мероприятий, направленных на формирование сознательного оптимизма у будущих офицеров. Методологическую основу составили научные положения философии, психологии и педагогики о деятельности и поведении, о личности, факторах её формирования и развития, о ведущей роли в этом процессе социальных условий и активности самой личности. Очевидно, что вопросы, касающиеся определяющей роли деятельности в формировании и развитии личности сотрудника, активности личности в ходе самой деятельности, ведущей роли коллективной деятельности в формировании и развитии личности также стали предметом внимания.

В ходе исследовательской работы применялась комплексная методика, которая включала в себя контент-анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение. Применялся метод самооценки выпускников, способствующий выявлению причинно-следственных связей в изучаемом феномене.

154

Осуществленный историко-теоретический анализ проблемы формирования сознательного оптимизма в ходе учебно-воспитательной работы показал, что не только данный феномен, но и хорошо изученные категории самой деятельности и поведения трактуются исследователями неоднозначно. На это указывают педагоги-исследователи А.А. Грешных и Ю.В. Рева в работе «Психолого-педагогические основы деятельности как системы» [1]. В данной работе феномен деятельности претерпевает существенные изменения в трактовке его структуры, в частности, выделяются психические и не психические компоненты деятельности. Рассматривая два плана изображения деятельности - внешнего и внутреннего, в первом проводится анализ уровня достижений, а на втором - уровня формирования и выполнения конкретной деятельности. Следует заметить, что в этом случае надо учитывать общие закономерности деятельности, а именно - особенности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности индивида, которая опирается на физиологические закономерности работы его мозга, но ни в коем случае не сводится к ним.

Деятельность в широком смысле слова определяется как специфическая форма отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Выражением данного отношения является обязательно целесообразное преобразование, изменение человеческого сознания и мира в целом. Чаще всего деятельность рассматривается как процесс, компонентами которого выступают средства, цель и результат [2].

Деятельность и поведение человека априори общественно обусловлены и тесно связаны. Эти два феномена в полной мере обретают характеристики целеполагающей, созидательной, произвольной, коллективной, а значит и в полной мере сознательной деятельности. По этому поводу известный российский психолог и педагог В.П. Зинченко рекомендовал преподавателям не удивляться, когда обучающийся выходит из образа, которым его наделили или за него построили. Это нормальное явление [3]. Действительно так, ведь вышеописанное педагогическое взаимодействие представляет собой, по сути, разнонаправленные процессы субъективации объективного и объективации субъективного. Принято считать, что критериям творческого педагога соответствуют только те, кто реально способен создать и реализовать абсолютно новые подходы и методы. В данном вопросе авторы разделяют точку зрения А.А. Реан и Я.Л. Коломинского, которые выделяют два основных вида результативной педагогической деятельности [4]. Первый из них получил название функционального продукта. Это конкретные занятия, педагогические приёмы, методы и методики. Второй (и как представляется - главный) - это психологический продукт, под которым понимаются новообразования психической природы в личности обучающихся. Таким образом, априори, главным результатом педагогической деятельности должен стать сам обучающийся, а конкретней, развитие его личности, способностей и умений. Последние три дефиниции трансформируются в определение компетентности, как способности все свои знания, навыки, умения, накопленный опыт, а также личностные качества направлять на решение жизненно важных задач [5]. Сознавая, что каждый обучающийся как личность неповторим, трудно не согласиться с рассматриваемой выше трактовкой результата творческой педагогической деятельности.

Поляков А.В. выделил ряд способностей преподавателя высшей школы, определяющих успешность профессиональной деятельности в достижении именно педагогических целей [6]. К таковым он отнёс, во-первых, способность учитывать и оценивать многообразие условий и факторов, которые влияют на становление компетентного специалиста в предметной области, предрасположенность к их выявлению и адекватной интерпретации. Во-вторых, это желание хорошо организовать самостоятельную работу обучающихся, способность передать им веру в собственные силы, свои ресурсы, поверить в себя для достижения поставленных целей. В-третьих, знание и, главное, умение создать морально-психологический климат в учебных группах, где превалирует реальное участие каждого в организации учебного процесса, делегирование полномочий обучающимся. Несомненно, что к этому необходимо добавить ряд общих

155

и специальных способностей, личностные ценности и уровень притязаний педагогов, а также характер отношений между субъектами образовательной организации в целом.

Каковы особенности организации жизни и деятельности курсанта, в чем ее отличие от учебно-воспитательного процесса у российского студенчества? Главная отличительная черта - жесткая централизация всего уклада жизни и деятельности, различного рода ограничения, директивный стиль управления у первых и отсутствие таковых у вторых.

Есть ли место сознательному оптимизму в курсантской среде, в чём он проявляется, от чего зависит? На этот и многие другие вопросы возможно ответить лишь обратившись к сущности исследуемого феномена. Исследования, проведенные авторами за последние три года, дают нам основание считать, что сознательный оптимизм представляет собой не что иное, как способность и готовность субъекта деятельности оказывать влияние на собственные мысли и чувства, на поведение, поступки, все принимаемые решения, и в целом служебно-боевую деятельность [7]. Очень важно это учитывать, оценивая как процесс, так и результат образования. В образовательных организациях МЧС России прямо или косвенно каждый педагог включается в существующую вертикальную модель организации поведения обучающихся, осуществляя управление им. Следует учитывать специфику подготовки инженеров по специальности «Пожарная безопасность» и бакалавров по направлению подготовки «Техносферная безопасность». В своё время Генри Дэвид Торо говорил, что только та заря способна взойти, к появлению которой мы сами подготовились. Опытные преподаватели кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций в процессе взаимодействия с обучающимися в тактике и стратегии педагогического процесса используют данный тезис как руководство к действию. И здесь, как ни где, феномен сознательного оптимизма приобретает актуальность, не оставляя места для недопонимания, острых углов, различных противоречий, приводящих к конфликтам.

Необходимо отметить, что преподавателей с базовым педагогическим образованием, читающих дисциплины специализации на выпускающих кафедрах, в целом не много. На кафедре педагогики и психологии экстремальных ситуаций, на факультете подготовки кадров высшей квалификации и в институте развития организован процесс профессиональной переподготовки по программе «Преподаватель высшей школы». Десятки квалифицированных специалистов в области пожарной безопасности только в 2020-2021 учебном году успешно прошли профессиональную переподготовку, что даёт повод для оптимизма. Это то, что отличает Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России от образовательных организаций, целенаправленно выпускающих профессиональных учителей по различным педагогическим специальностям. Особый вид социальной деятельности, направленной на передачу подрастающему поколению накопленного жизненного и профессионального опыта, духовной культуры, а также на создание необходимых и достаточных условий для личностного развития и принято называть педагогической деятельностью. Для каждого обучающегося в жизни и профессиональной деятельности отведена своя роль, своё предназначение, но для будущих офицеров пожарно-спасательных формирований профессия требует, по истине, творческого (креативного) отношения к изучаемым предметам, ко всему образовательному процессу, что практически невозможно без сформированного сознательного оптимизма.

Чем отличается поведение сотрудника ГПС МЧС России, в полной мере демонстрирующего сознательный оптимизм, от того, кто в большей степени проявляет нерешительность, осторожность, элементы когнитивной беспомощности? Отличие, очевидно, в том, что поведение первых общественно обусловлено, а потому буквально пронизано такими характеристиками, как сознательная, целеполагающая, произвольная, коллективная и созидательная деятельность. Термин «поведение» в данном контексте выступает как действия человека по отношению к предметному миру, обществу, другим людям, которые рассматриваются с точки зрения их регуляции социальными, нравственными и правовыми нормами. Именно потому различаем высоконравственное и легкомысленное поведение. Во многом, если не во всём, поведение человека определятся

156

сознанием. Психологический словарь предлагает хрестоматийное определение сознания как отношения к миру со знанием его объективных закономерностей [8]. Насколько будущие офицеры способны и готовы к такого рода отношениям, могут ответить результаты психолого-педагогических исследований. В частности, С.А. Кирилова рассмотрела «способность» не как предрасположенность, а как умение, с учётом того, что в целом способность рассматривается как свойство личности, которое является условием успешного освоения и выполнения определенного вида деятельности. «Готовность» рассматривается, прежде всего, как психологическая готовность к самостоятельному и, при необходимости, творческому выполнению профессиональной деятельности [9]. Логично будет проследить, как феномены готовности и способности трансформируются в очень важную для будущего офицера характеристику - профессиональную компетентность. Последняя, как представляется, по сути, интегральная характеристика, определяющая способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях с использованием знаний, умений, навыков, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

Леонтьев А.Н. утверждал, что «... сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в её отделённости от наличных отношений к субъекту, то есть отражение, выделяющее её объективные устойчивые свойства» [10].

Далеко не все психические образования, такие, как эмоции, способности, потребности, опыт и наши знания в какой-то определённый момент времени непосредственно принимают участие в осознании предмета, на который направлено внимание субъекта деятельности. Но при этом они могут оказать довольно сильное влияние на мотивацию, а значит и на поведение сотрудника, направление его осознанной деятельности. На это явление, в частности, указывают в своих работах А.А. Грешных, Е.Ю. Дмитриева, Н.Н. Исаева, О.Л. Поминова, Л.С. Узун и др. [1, 11-13].

Сознательный оптимизм представляется нам умонастроением, связанным с верой в эффективность собственных действий, направленных на созидание, это основа формирования позитивного мышления, а, следовательно, и поведения, поступков. В настоящее время, когда пандемия в корне меняет отношения курсантов ко многим явлениям и процессам, очень важно обрести веру в себя, товарища, командира, приобрести психологический иммунитет, сущность которого раскрывает в своих исследованиях Г.В. Москаленко [14].

Становление профессионала требует своего рода «навигации», то есть норм, правил, установок и ценностных ориентаций, позволяющих регулировать его внутреннюю и внешнюю активность. Речь может идти о тактике и стратегии процесса формирования сознательного оптимизма сотрудника, а конкретней - о тактике самоуправления и контроля внешнего поведения. Ранее, в своих работах, авторы подробно анализировали систему «идеальных стратегий» и ценностных предпочтений сотрудника [7, 15]. В данном материале предлагается тактика решения проблемы формирования сознательного оптимизма, стимулирующая ценностное отношение к выполнению задач служебно-боевой деятельности. По сути, это трёхкомпонентная система задач, непосредственная трансляция которых в сознание обучающихся, в принципе, не возможна. Лишь тогда, когда будущими офицерами эти задачи будут приняты самостоятельно, полностью осознаны и наполнены оптимизмом, они станут мощными регуляторами эффективного поведения. В противном случае, при насильственном насаждении чуждых сотрудникам норм и правил, этот же инструментарий способен породить выученную беспомощность и пессимизм, феномен, получивший в науке наименование «самореализующегося пророчества». Это то, против чего активно боролся основоположник позитивной психологии Мартин Селигман, которому и принадлежит авторство понятия «сознательный оптимизм» [16].

Рассматривая структуру феномена сознательного оптимизма, на основании полученных в ходе педагогического эксперимента данных [7] следует выделить три

157

взаимосвязанных компонента, которые одновременно рассматриваются авторами и как три ключевые задачи, решаемые в ходе учебно-воспитательного процесса.

Первая задача - научиться эффективному общению во всех сферах жизни и деятельности, а также результативному, рациональному и продуктивному разрешению всех учебных, профессиональных и в целом жизненных проблем. Данная задача получила наименование «технологического искусства» жить.

Вторая задача сводилась к приобретению умений курсантами рационально и своевременно получать всю необходимую им информацию. В ходе работы данная задача получила определение - освоение самообучающих технологий, то есть методов, приёмов и средств.

Третья задача состояла в том, чтобы научить будущих офицеров навыкам и умениям как самопонимания, так и саморегуляции. Полученное наименование этой задачи - освоение технологий применения существующих приёмов саморегуляции непосредственно к себе.

Накопленный исследователями педагогический и служебный опыт, практика учебно-воспитательной работы в курсантской среде показывают, что все другие задачи обучающийся способен решить самостоятельно или во взаимодействии с другими, благодаря сформированным в образовательной организации компетенциям.

Для принятия трудного, но хорошо продуманного, взвешенного решения будущим начальникам структурных подразделений необходимо задействовать множество психических свойств, выполняющих много функций. Концентрация внимания необходима на свойствах, вносящих максимальный вклад для практических действий в руководстве подразделением в противоречивых и непредсказуемых условиях, характерных для работы сотрудников ГПС МЧС России. В исследованиях феномена сознательного оптимизма рассматриваются группы подобных свойств, являющихся психолого-педагогическими детерминантами способности и готовности сотрудников к уверенным, успешным, эффективным действиям, обеспечивающим ситуативное управление в ходе выполнения служебно-боевых задач.

Исследователь А.Г. Асмолов утверждал, что не существует более серьёзной и большой проблемы, чем проблема человеческих возможностей, и что, в принципе, человек может всё [17].

Формирование и развитие сознательного оптимизма у будущих руководителей пожарно-спасательных структурных подразделений, благодаря наличию различных образующих, исследовались не линейно, а как гетерогенез, не последовательно, а как единый синхронистический акт. В то же время формирование сознательного оптимизма предполагало интеграцию субъектов образовательного процесса в разветвленную и слаженно функционирующую систему идеальных стратегий и социокультурных ориентаций выпускников - будущих начальников пожарно-спасательных подразделений ГПС МЧС России.

Авторы уверены, что научно-исследовательская работа по заявленной теме будет продолжена и сознательный оптимизм сотрудника очень скоро станет обязательным атрибутом в тактике и стратегии образовательного процесса в решении сложных задач, стоящих перед МЧС России.

Список источников

1. Грешных А.А., Булатова Ю.М., Рева Ю.В. Психолого-педагогические основы деятельности как системы // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2021. № 4. С. 165-170.

2. Социологический энциклопедический словарь. М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 70.

3. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 207-231.

4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. С. 234.

158

5. Михайлов В.А., Михайлова В.В. Диагностика когнитивных способностей обучающихся к управлению структурными подразделениями // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2019. № 1 (42). С. 31-33.

6. Поляков А.В. Психологические аспекты профессиональной деформации преподавателей вузов // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. Вып. 4. Сер. 6. С.297-298.

7. Михайлов В.А., Михайлова В.В. Формирование сознательного оптимизма у выпускников вузов ГПС МЧС России: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Всемирному дню гражданской обороны. М.: Акад. ГПС МЧС России, 2018. Ч. II. С. 35-38.

8. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. С. 361.

9. Кирилова С.А. Формирование готовности к профессиональной деятельности у будущих офицеров силовых структур в период обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2013. 24 с.

10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 272.

11. Узун Л.С., Михайлова В.В. Психолого-педагогические факторы, определяющие эффективность процесса формирования психологической готовности к деятельности в условиях риска у курсантов вуза ГПС МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2007. № 2. С. 113.

12. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А., Демцура С.С. Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях // Наука и инновации. 2017. С. 87.

13. Исаева Н.Н., Поминова О.Л. Влияние мотивации обучения на процесс профессионального становления курсантов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 246-248.

14. Москаленко Г.В. Влияние самоизоляции на личностные особенности курсантов «группы риска» // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 65-68.

15. Михайлов В.А., Михайлова В.В., Лобжа М.Т. О содержании феномена психологической готовности курсантов вузов МЧС России // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы»: материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015. С. 60-61.

16. Martin Seligman. How to learn optimism. Change the way you see the world and your life. M.: Alpina Publisher, 2013. 338 p.

17. Асмолов А.Г. Школа жизни с непохожими людьми // Национальный психологический журнал. 2011. № 6. С. 54-63.

References

1. Greshnyh A.A., Bulatova Yu.M., Reva Yu.V. Psihologo-pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti kak sistemy // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2021. № 4. S. 165-170.

2. Sociologicheskij enciklopedicheskij slovar'. M.: Izd-vo NORMA, 2000. S. 70.

3. Zinchenko V.P. Soznanie kak predmet i delo psihologii // Metodologiya i istoriya psihologii. 2006. T. 1. Vyp. 1. S. 207-231.

4. Rean A.A., Kolominskij Ya.L. Social'naya pedagogicheskaya psihologiya. SPb.: Izd-vo «Piter», 2000. S. 234.

5. Mihajlov V.A., Mihajlova V.V. Diagnostika kognitivnyh sposobnostej obuchayushchihsya k upravleniyu strukturnymi podrazdeleniyami // Psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obshchestva. 2019. № 1 (42). S. 31-33.

6. Polyakov A.V. Psihologicheskie aspekty professional'noj deformacii prepodavatelej vuzov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2007. Vyp. 4. Ser. 6. S. 297-298.

7. Mihajlov V.A., Mihajlova V.V. Formirovanie soznatel'nogo optimizma u vypusknikov vuzov GPS MCHS Rossii: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. Vsemirnomu dnyu grazhdanskoj oborony. M.: Akad. GPS MCHS Rossii, 2018. Ch. II. S. 35-38.

159

8. Psihologicheskij slovar' / pod red. V.P. Zinchenko, B.G. Meshcheryakova. M.: Pedagogika-Press, 1997. S. 361.

9. Kirilova S.A. Formirovanie gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti u budushchih oficerov silovyh struktur v period obucheniya v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2013. 24 s.

10. Leont'ev A.N. Problemy razvitiya psihiki. M., 1981. S. 272.

11. Uzun L.S., Mihajlova V.V. Psihologo-pedagogicheskie faktory, opredelyayushchie effektivnost' processa formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti k deyatel'nosti v usloviyah riska u kursantov vuza GPS MCHS Rossii // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2007. № 2. S. 113.

12. Dmitrieva E.Yu., Poluyanova L.A., Demcura S.S. Problema duhovno-nravstvennogo vospitaniya v sovremennyh usloviyah // Nauka i innovacii. 2017. S. 87.

13. Isaeva N.N., Pominova O.L. Vliyanie motivacii obucheniya na process professional'nogo stanovleniya kursantov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021. № 1 (86). S. 246-248.

14. Moskalenko G.V. Vliyanie samoizolyacii na lichnostnye osobennosti kursantov «gruppy riska» // Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti. 2021. № 1. S. 65-68.

15. Mihajlov V.A., Mihajlova V.V., Lobzha M.T. O soderzhanii fenomena psihologicheskoj gotovnosti kursantov vuzov MCHS Rossii // Servis bezopasnosti v Rossii: opyt, problemy, perspektivy»: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2015. S. 60-61.

16. Martin Seligman. How to learn optimism. Change the way you see the world and your life. M.: Alpina Publisher, 2013. 338 p.

17. Asmolov A.G. Shkola zhizni s nepohozhimi lyud'mi // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2011. № 6. S. 54-63.

Информация о статье:

статья поступила в редакцию: 20.02.2022; одобрена после рецензирования: 26.02.2022; принята к публикации: 01.03.2022

The information article info: the article was received by the editorial office: 20.02.2022; approved after review: 26.02.2022; аccepted for publication: 01.03.2022

Информация об авторах:

Валерий Анатольевич Михайлов, доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149), кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: formihailov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8649-5320

Валентина Владиславовна Михайлова, доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149), кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: formihailov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2377-4503

Мария Олеговна Горячева, адъюнкт Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149), https://orcid.org/0000-0002-8643-4285

Information about the authors:

Valery A. Mikhailov, associate professor of the department of pedagogy and psychology of extreme situations of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, (196105, St. Petersburg, Moskovsky pr., 149), candidate of pedagogical sciences, associate professor, e-mail: formihailov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8649-5320

Valentina V. Mikhailova, associate professor of the department of pedagogy and psychology of extreme situations of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, (196105, St. Petersburg, Moskovsky pr., 149), candidate of pedagogical sciences, associate professor, e-mail: formihailov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2377-4503

Maria O. Goryacheva, adjunct of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia (196105, St. Petersburg, Moskovsky pr., 149), https://orcid.org/0000-0002-8643-4285

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.