УДК 37.032.2
ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ (ПО ИТОГАМ
ЭКСПЕРИМЕНТА)
Юрий Николаевич Белоконь, аспирант, старший преподаватель, Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (ДВПСА), г. Владивосток
Аннотация
В статье рассмотрены результаты диагностического эксперимента, целью которого было выявление уровня владения курсантами системы вузов МЧС основами самосохранительного поведения. Обоснованы направления диагностики как целенаправленного педагогического процесса. Подчёркнута значимость определения позиции курсанта, связанной с мотивацией к самосохранитель-ному поведению и сознательным принятием ценностей здоровьесбережения. Проанализированы качества и характеристики личности, важные для формирования и развития самосохранительного поведения для оптимального выполнения профессиональных задач. На основе выявленных результатов определены основные факторы и направления формирования самосохранительного поведения курсантов в вузах системы МЧС России.
Ключевые слова: диагностика, эксперимент, самосохранительное поведение, курсант вуза системы МЧС, мотивация, ценности здоровьесбережения, ключевой фактор, направления педагогического процесса.
WAYS AND DIRECTIONS OF FORMATION OF SELF-PRESERVATION BEHAVIOR OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS (RESULTS OF EXPERIMENT) Yuri Nikolaevich Belokon, the post-graduate student, senior teacher, The Far East Rescue and Firefighting Academy - branch of the St. Petersburg University of the
State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures ofRussia, Vladivostok
Annotation
The article describes the results of the diagnostic experiment, the purpose of which was to identify the level of knowledge of students in the system of higher education institutions of EMERCOM of the bases of self-preservation behavior. The directions in diagnosis as a purposeful pedagogical process have been described. The importance of determining the position of the trainee related to the motivation to self-preservation behavior and the conscious adoption of values of health care has been outlined. The author has analyzed the qualities and characteristics of the individual, being important for the formation and development of self-preservation behavior for the optimum performance of the professional tasks. Based on the received results the main factors and tendencies in formation of the self-preservation behavior of students at the universities in the system of EMERCOM of Russia have been determined.
Keywords: diagnostics, experiment, health behavior, student of the University of EMERCOM system, motivation, values, health, key driver, educational process.
В рамках исследования актуальной проблемы формирования самосохранительного поведения курсантов вузов системы МЧС России, которая нашла отражение во ФГОС нового поколения [10] и государственном заказе на повышение качества профессиональной подготовки специалистов [см., например, 5, 6] нами был проведён эксперимент с целью выявления уровня осознанного отношения курсантов к вопросам здоровьесбережения и самосохранения и определения путей совершенствования подготовки.
В эксперименте приняли участие 147 курсантов 2, 3 и 4 курсов обучения Дальневосточной пожарно-спасательной академии - филиала Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
Две поставленные цели определили направления проводимого эксперимента:
1) первое направление соотнесено нами с поисково-исследовательской деятельностью, в рамках которой анализировались:
а) мотивация курсантов к здоровьесбережению и самосохранению;
б) адекватность самооценки самосохранительного поведения и склонность к саморазвитию в данном направлении;
в) актуализация смыслообразования - проявление понимания личностного смысла самосохранительного поведения в рамках подготовки к профессиональной деятельности);
г) мотивированно-осознанный выбор ценностей самосохранения;
д) степень сформированности отдельных качеств и характеристик личности, важных для профессиональной деятельности в плане самосохранения;
2) второе направление в рамках исследования было связано с внедренческо-иссле-довательской деятельностью, которая обусловливала выбор путей и направлений совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров МЧС.
Для предварительной оценки личностных результатов курсантов, рассматриваемых нам как анализ владения ими основами самосохранительного поведения, были использованы опрос и анкетирование. При этом и в той, и в другой форме диагностики мы соотносили тип вопросов со смоделированным заранее желаемым ответом (условным эталоном). Например, вопрос с предлагаемыми несколькими вариантами ответа (среди них были и неверные) способствовал осмыслению («узнаванию») собственной позиции, а вариант ответа отражал выбор в этой связи курсантом ценностной установки на самосохранительное или не самосохранительное поведение, которая связывалась с его позицией.
Хотели бы сразу подчеркнуть, что в первом этапе эксперимента в ходе анкетирования было сразу отмечено несколько упрощённое или даже формальное понимание курсантами самосохранительного поведения; превалировали ответы: «это профессиональная компетенция», «хорошая физическая подготовка». Большинство респондентов (58%) указали ответ «умение не рисковать без надобности», при этом при проведении дополнительного собеседования они не проявили чёткого и определённого понимания данного умения. Показательным, на наш взгляд, можно также считать факт отсутствия в графе анкеты «другое», а также при устном собеседовании каких-либо указаний со стороны курсантов на важность психоэмоциональной регулировки, навыков правильного взаимодействия (алгоритм) в рискогенной ситуации, умения общаться с толпой и т. п.
При анализе здоровьесбережения как основы самосохранительного поведения, с одной стороны, курсанты отметили значимость здоровья (94%); с другой стороны, 43% респондентов (практически каждый второй) продемонстрировали отсутствие понимания собственной ответственности за здоровье, правильной оценки такой ответственности как компоненты личного и профессионального ресурса. Этим объясняется, и недооценка курсантами связи сформированных навыков самосохранительного поведение с понятием «успешность в будущей служебной деятельности» Признание этой корреляции продемонстрировали меньше половины - 44% респондентов.
Проведение дополнительных собеседований и индивидуальных опросов позволяет констатировать, что курсанты указывают на фактор генетической обусловленности физических данных и здоровья, а успешность самосохранения связывают со служебно-техни-ческой подготовкой, оборудованием, современным снаряжением и т.п. Не умаляя значимости служебно-технической подготовкой и современного снаряжения, отметим, что только 32% курсантов, принявших участие в опросе, указали роль собственных усилий в развитии психосоматических и адаптационно-функциональных ресурсов организма.
На наш взгляд, в этом проявляются недостаточное понимание курсантами ценности саморазвития, некритичность мышления и самооценки, о чём свидетельствует и проведённый нами совместно с преподавателями физической культуры анализ функционального состояния организма курсантов (оценка преподавателей оказалась значительно ниже
самооценки курсантов).
Большое значение в ходе опроса и анкетирования мы придавали блоку вопросов и суждений о здоровом стиле жизни. Установлено, что понимание здорового стиля жизни курсанты соотносят:
1. с правильным питанием («постоянно» - 21% респондентов; «изредка»72%);
2. с соблюдением рекомендаций врачей после прохождения медицинских осмотров («постоянно» - 34% респондентов; «изредка» 67%);
3. с чтением специальной литературы и просмотром передач о здоровье («постоянно» -11% респондентов; «изредка» 48%);
4. с увеличением двигательной активности, занятий спортом («постоянно» - 42% респондентов; «изредка» 47%);
5. с интересом к традиционным и нетрадиционным методикам оздоровления («постоянно» -28% респондентов; «изредка» 41%);
6. с необходимостью и возможностью высыпаться («постоянно» - 9% респондентов; «изредка» 64%).
Недооценивается в этом плане отрицательная роль замены активного отдыха постоянным сидением за компьютером и времяпрепровождением в социальных сетях; опрос и анкетирование показали, что 26% респондентов «сидят» в сетях часто; 68% - по мере возможности.
Негативно влияют на стиль самосохранения и здоровьесбережения проявление курсантами несдержанности, конфликтности и агрессивности. Опрос и тестирование на основе адаптированного теста А. Ассингера [9] показали, что для 12% респондентов это характерно постоянно; 59% респондентов проявляют это периодически. Такой достаточно большой уровень конфликтности и агрессивности в среде курсантов объясняется, на наш взгляд, физиологическими возрастными особенностями и условиями постоянного совместного нахождения, как в учёбе, так и в быту. При этом нельзя недооценивать негативное влияние агрессивности и конфликтности на формирование слаженности действий и взаимопомощи в рискогенной ситуации, что является важнейшими факторами самосохра-нительного поведения. В ходе собеседований о причинах повышенной конфликтности курсанты отмечали проблемы быта и организации отдыха, зачастую необоснованные и завышенные требования к ним, а также стиль общения преподавателей и воспитателей, несправедливую оценку с их стороны действий курсантов. И только 15% из числа опрошенных курсантов отметили роль собственных усилий и собственной ответственности за не-сформированную эмоционально-волевую культуру.
В рамках признания значимости сформированных навыков и качеств личности, обеспечивающих слаженность действий и взаимопомощь в возможных рискогенных ситуациях, как факторов самосохранительного поведения определённую тревогу вызвало совершенно новое, появившееся в среде курсантов при наборах в вузы последних лет явление отчуждённости в отношениях, отсутствие коммуникативных способностей. Это продемонстрировали 43% респондентов, что, на наш взгляд, объясняется влиянием виртуального общения, увлечением компьютерными играми, замены дружеских связей общением с компьютером или периодическим участием в так называемых молодёжных «тусовках»; малым количеством мероприятий в вузе, направленных на развитие умений взаимодействовать, создавать собственные проекты, работая в команде, поддержкой связей с другими вузами (не только технического, но и гуманитарного профиля).
Вывод о сохранении актуальности проблемы аддиктивного поведения курсантов был сделан нами на основе анонимного онлайн-опроса, показавшего, что 68% респондентов из среды курсантов считают нормальным периодическое (в той или иной мере) употребление алкоголя. При этом алкоголь, курение и даже периодическое употребление наркотика (в ответах преобладало «разово», «очень редко», «хотелось просто узнать, что это такое») связываются курсантами с необходимостью расслабиться и снять стресс.
Это предопределило наше желание в рамках опроса выявить степень владения курсантами знаниями о саморегулирующих методиках - самоуспокоения, релаксации; о техниках успокаивающего дыхания и т.п. Выяснилось, что данными знаниями (по отмеченным выше направлениям) в полной мере обладают от 16% до 27% респондентов, в какой-то мере - от 49% до 67%; не обладают от 8% до 35%.
Наибольший процент незнания в должной мере соотносился с вопросом о методиках дыхательных восстановительных упражнений.
Оценку коммуникативных и организаторских способностей будущих офицеров МЧС мы проводили на основе соответствующего адаптированного теста [7]. Полученные ответы дают возможность отметить преобладание среднего (66%) и низкого (23%) уровней коммуникативной культуры (высокий представлен только у 11% респондентов).
Отмеченные нами отдельные результаты диагностического этапа экспериментального исследования уровня осознанного понимания и отношения курсантов к вопросам здо-ровьесбережения и самосохранения дают основание для выделения когнитивного и субъ-ектно-педагогического факторов оптимизации педагогического процесса формирования самосохранительного поведения у курсантов вузов системы МЧС России.
С когнитивным фактором мы связываем такое направление профессиональной подготовки, как актуализация аспекта самосохранения (минимизации рисков, безопасности) в ходе преподавания не только специальных дисциплин (пожарная безопасность технологических процессов, управление рисками и т.п.), но и дисциплин базового и вариативного цикла, дисциплин по выбору.
К примеру, при изучении философии, большое значение, на наш взгляд имеет организация обсуждения с курсантами ценностей и смысла человеческого бытия, философских учений о нравственном и физическом совершенствовании и т.п.
На занятиях по психологии должно быть усилено внимание к обсуждению особенностей поведения и психических реакций в экстремальной ситуации; к знаниям о причинах стрессов и методах снятия напряжения; к наработке минимального опыта самоорганизации, стрессоустойчивости, функциональной слаженности т.п.
На занятиях по социологии должен быть наработан элементарный опыт взаимодействия с толпой, с людьми из разных социальных групп. На занятиях по физической культуре должна быть актуализирована психосоматическая компонента, способствующая развитию функциональных возможностей организма.
Субъектно-педагогический фактор определяет такое направление повышения качества профессиональной подготовки курсантов в плане развития самосохранительного поведения, как коррекция стиля педагогического взаимодействия с курсантами преподавателей, командиров, воспитателей. Вопросы, связанные с дисциплиной, единоначалием, авторитетом педагогов и воспитателей (ничуть не умаляя их значимости), должны реализо-вываться в понятиях и правилах педагогической культуры, продуманной педагогической рефлексии и обоснованной требовательности в контексте известного педагогического кредо А.С. Макаренко о взаимосвязи требований к человеку и уважения к нему [7].
Ещё один важный фактор оптимизации педагогического процесса формирования самосохранительного поведения у курсантов вузов системы МЧС России мы соотносим с развивающей образовательной средой вуза, которая, по мнению ряда учёных, очень важна для воспитывающего воздействия всех субъектов педагогического процесса [3, 8].
Этот фактор предопределяет такое направление повышения качества профессиональной подготовки в рамках решения проблемы самосохранения, как организационно-методическое обеспечение педагогического процесса, в рамках которого отмечаются:
1) трансляция личного принятия ценностей самосохранения и здорового образа жизни преподавателями и воспитателями;
2) использование всеми субъектами образования конструктивных форм общения;
3) создание и поддержка в среде курсантов творческих инициатив в плане здоро-вьесбережения, в том числе, и с выходом на социальные проекты в районе, городе,
регионе. Большое значение в этом плане имеют создание и поддержка определённых традиций вуза, взаимная согласованная ответственность в среде педагогов и воспитателей.
Выявленные в ходе анализа результатов диагностической экспериментальной работы факторы повышения качества профессиональной подготовки курсантов, на наш взгляд, лежат в плоскости идей Болонского процесса и определённых в этой связи ряда ключевых компетенций: «научиться жить вместе», «научиться жить» (ЮНЕСКО) [1]; «компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире», «знание и соблюдение норм здорового образа жизни», «ответственность выбора образа жизни» и т.п. (И. А. Зимняя) [4]. Это свидетельствует, в том числе, и о правильности отмеченных направлений целенаправленной педагогической деятельности по формированию самосохранительного поведения у будущих офицеров МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болонский процесс: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования / под науч. ред. В.И. Байденко ; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М. : [б.и.], 2009. - 304 с.
2. Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей // Большая энциклопедия психологических тестов / под ред. А. Карелина. - М. : Эксмо, 2007. - С. 290-291.
3. Грунина, С.О. Аксиологические и структурные подходы к моделированию воспитательной системы педагогического вуза / С.О. Грунина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 73-76.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя ; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М. : [б.и.], 2004. -42 с.
5. Краснов, П. Стратегические задачи для армии и флота, разведки и МЧС — Владимир Путин встретился с высшими офицерами [Электронный ресурс] // Новости 1-го канала. - Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2016/12/07/315640-strategiches-kie_zadachi_dlya_armii_i_flota_razvedki_i_mchs_vladimir_putin_vstretilsya_s_vysshimi_ofitserami. -Дата обращения: 24.11.2017.
6. Лупанова, А.В. Система менеджмента качества как инструмент оценки качества образовательных услуг в Уральском институте государственной противопожарной службы МЧС России / А.В. Лупанова, Е. В. Кононенко // Молодой ученый. - 2016. - № 12 (116). - С. 78-82.
7. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - Л. : Лениздат, 1981. - 320 с.
8. Макареня, А.А. Саморазвитие педагогического коллектива (на основе культуротворческой среды) / А.А. Макареня, Т.В. Кузьмина. - СПб. : Ин-т образоапния взрослых РАО, 2004. - 208 с.
9. Методика оценки агрессивности педагога А. Ассингера [Электронный ресурс] // http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/113-diagnosis-pedkollektiva/1906-met. - Дата обращения: 01.09.2017.
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 марта 2016 г. № 246 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата)» [ Электронный ресурс] // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71284972/. - Дата обращения: 01.09.2017.
REFERENCES
1. Bidenko, V.I. (2009), Bologna process: conceptual and methodological problems of the quality of higher education, Research Center for Quality Problems in Training Specialists, Moscow.
2. Karelin, A. (2007), "Identification and evaluation of communicative and organizational abilities", Great Encyclopedia of psychological tests, Eksmo, Moscow, pp. 290-291
3. Grunina, S.O. (2011), "Axiological and structural approaches to the modeling of the educational system of a pedagogical university", Vector of science of Togliatti State University, No. 2, pp. 73-76.
4. Zimnyaya, I.A. (2004), Key competences as a result-target basis of the competence approach in education, Research Center for Quality Problems in Training Specialists, Moscow.
5. Krasnov, P. (2017), "Strategic tasks for the army and navy, intelligence and the Ministry of Emergency Situations - Vladimir Putin met with high-ranking officers", available at: https://www.1tv.ru/news/2016/12/07/315640-strategiches-
kie_zadachi_dlya_armii_i_flota_razvedki_i_mchs_vladimir_putin_vstretilsya_s_vysshimi_ofitserami (accessed 24 November 2017).
6. Lupanov, A.V. (2016), "Quality management system as a tool for assessing the quality of educational services in the Urals Institute of the State Fire Service EMERCOM of Russia", Young Scientist, Vol.12, pp.78-82.
7. Makarenko, A.S. (1981), The book for parents, Lenizdat, Leningrad.
8. Macarena, A.A. and Kuzmina T.V. (2004), Self-development of the pedagogical collective (on the basis of the culture-creating environment), IOV RAE, Saint Petersburg.
9. "Methods of assessing the aggressiveness of the teacher A. Assinger", available at: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/113-diagnosis-pedkollektiva/1906-met, (accessed 24 November 2017).
10. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2016), Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 21, 2016 No. 246 "On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of preparation 20.03.01 Technospheric security (bachelor's level)", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71284972/, (accessed 24 November 2017).
Контактная информация: klinsh2@list.ru
Статья поступила в редакцию 17.11.2017
УДК 796.332
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА К ВСТРЕЧЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 ГОДА
Александр Евгеньевич Бойков, кандидат педагогических наук,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрена проблема недостатка условий для реализации цели проведения Чемпионата Мира по футболу 2018 года в России - воспитания и развития подрастающего поколения, через морально-нравственную и когнитивную готовность молодежи в возрасте от 14 до 20 лет к встрече этого события. Представлен эксперимент и его результаты, констатирующие низкий уровень готовности молодежи, сделаны выводы о недостаточности имеющихся условий, предложены пути решения сложившейся проблемы.
Ключевые слова: Чемпионат Мира по футболу 2018 в России, воспитание молодежи, развитие подрастающего поколения, безопасность при проведении массовых спортивных соревнований, обучение безопасному поведению.
ANALYSIS OF READINESS OF YOUNG PEOPLE IN ST. PETERSBURG FOR MEETING OF THE FIFA WORLD CUP 2018
Aleksandr Evgenyevich Boykov, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
The article studies the problem of lack of conditions for realization of the goals of the FIFA World Cup 2018 in Russia - education and development of younger generation through the moral and cognitive readiness of young people aged 14 to 20 years to meet this event. The experiment and its results stating the low level of readiness of young people have been presented, the conclusions have been made on the insufficiency of the existing conditions, and the solutions to the current problem have been proposed.
Keywords: FIFA World Cup 2018 in Russia, education of youth, development of younger generation, security during mass sporting events, training to safe behavior.