Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ НАДЕЖНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС'

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ НАДЕЖНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
НАДЕЖНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЕ СОТРУДНИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваль Нина Александровна, Савинков Станислав Николаевич

Рассматривается актуальная проблема формирования ответственности в структуре личностной надежности как личностного качества студентов - будущих сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Авторы раскрывают содержание понятия «ответственность» как необходимого компонента личностной надежности, лежащей в основе профессионально-важных и личностных качеств сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС. В современных социально-экономических условиях, когда возрастает потребность общества в надежных специалистах, проблема формирования ответственности сохраняет свою высокую актуальность. Российское общество достигает все более высоких достижений в сферах техники, информации, производства и т. д., которые обеспечивают эффективность труда и упрощают жизнь граждан. Однако вместе с тем повышается вероятность развития рисков, связанных в первую очередь с так называемым «человеческим фактором». Подробно рассматриваются исследования по проблеме формирования ответственности в структуре личностной надежности специалистов силовых структур в трудах отечественных и зарубежных ученых. Раскрывается тесная связь между успешностью будущего специалиста и его надежностью. Отмечается, что качественное решение проблемы психологического сопровождения при формировании ответственности позволяет эффективно осуществлять необходимые мероприятия по оценке и обучению студентов. Основная цель, стоящая перед современным специалистом - надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности, быть надежным, поэтому разработка и построение оптимального процесса по формированию ответственности является стратегической задачей психологии. Формирование ответственности как личностного качества студентов - будущих сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС является важным этапом на пути их становления как профессионалов, проявляющих необходимую активность, способных эффективно применять свои знания и навыки в профессии, а также повышать уровень как профессиональных, так и социальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коваль Нина Александровна, Савинков Станислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FORMATION IN STRUCTURE OF RELIABILITY AMONG STUDENTS - FUTURE EMPLOYEES OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

We consider the current issue of responsibility formation in the structure of personal reliability as a personal quality of students - future employees of State Fire Service of EMERCOM of Russia. The “responsibility” is considered as a necessary component of personal reliability, which underlies the professionally important and personal qualities of an employee of State Fire Service of EMERCOM of Russia. In modern social and economic conditions, when society’s need for reliable specialists increases, the issue of responsibility formation remains highly relevant. Russian society is achieving ever higher achievements in the fields of technology, information, production, etc., which ensure labor efficiency and simplify the lives of citizens. However, at the same time, human factor risks increases. The article discusses in detail the research on the problem of responsibility formation in the structure of personal reliability of law enforcement specialists in the works of domestic and foreign scientists. The close connection between the success of the future specialist and his reliability is revealed. A qualitative solution to the problem of psychological support in the formation of responsibility allows to effectively carry out the necessary measures for the assessment and training of students. The main goal facing a modern specialist is to properly perform the duties assigned to him, to be reliable, therefore, the development and construction of an optimal process for the formation of responsibility is a strategic task of psychology. The formation of responsibility as a personal quality of students - future employees of EMERCOM of Russia is an important stage in their development as professionals who show the necessary activity, are able to effectively apply their knowledge and skills in the profession, as well as improve the level of both professional and social competencies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ НАДЕЖНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС»

Вопросы воспитания

УДК 159.9

DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-1-67-76

Поступила в редакцию / Received 19.12.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 30.01.2023 Принята к публикации / Accepted 03.03.2023

оригинальная статья

Формирование ответственности в структуре надежности студентов - будущих сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС

Коваль Нина Александровна и © , Савинков Станислав Николаевич

г®

:ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 2ФГБОУ ВО «Академия государственной противопожарной службы МЧС России» 129366, Российская Федерация, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, 4

и kafspsv@mail.ru

Аннотация. Рассматривается актуальная проблема формирования ответственности в структуре личностной надежности как личностного качества студентов - будущих сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Авторы раскрывают содержание понятия «ответственность» как необходимого компонента личностной надежности, лежащей в основе профессионально-важных и личностных качеств сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС. В современных социально-экономических условиях, когда возрастает потребность общества в надежных специалистах, проблема формирования ответственности сохраняет свою высокую актуальность. Российское общество достигает все более высоких достижений в сферах техники, информации, производства и т. д., которые обеспечивают эффективность труда и упрощают жизнь граждан. Однако вместе с тем повышается вероятность развития рисков, связанных в первую очередь с так называемым «человеческим фактором». Подробно рассматриваются исследования по проблеме формирования ответственности в структуре личностной надежности специалистов силовых структур в трудах отечественных и зарубежных ученых. Раскрывается тесная связь между успешностью будущего специалиста и его надежностью. Отмечается, что качественное решение проблемы психологического сопровождения при формировании ответственности позволяет эффективно осуществлять необходимые мероприятия по оценке и обучению студентов. Основная цель, стоящая перед современным специалистом - надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности, быть надежным, поэтому разработка и построение оптимального процесса по формированию ответственности является стратегической задачей психологии. Формирование ответственности как личностного качества студентов - будущих сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС является важным этапом на пути их становления как профессионалов, проявляющих необходимую активность, способных эффективно применять свои знания и навыки в профессии, а также повышать уровень как профессиональных, так и социальных компетенций.

Ключевые слова: надежность; ответственность; студенты; будущие сотрудники; психологический тренинг

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Коваль Н.А., Савинков С.Н. Формирование ответственности в структуре надежности студентов - будущих сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 1. С. 67-76. DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-1-67-76

© Коваль Н.А., Савинков С.Н., 2023

original article

Responsibility formation in structure of reliability among students - future employees of State Fire Service of EMERCOM of Russia

Nina A. Koval1 ® , Stanislav N. Savinkov2 1l

:Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation 2State Fire Academy of EMERCOM of Russia 4 Borisa Galushkina St., Moscow 129366, Russian Federation

® kafspsy@mail.ru

Abstract. We consider the current issue of responsibility formation in the structure of personal reliability as a personal quality of students - future employees of State Fire Service of EMERCOM of Russia. The "responsibility" is considered as a necessary component of personal reliability, which underlies the professionally important and personal qualities of an employee of State Fire Service of EMERCOM of Russia. In modern social and economic conditions, when society's need for reliable specialists increases, the issue of responsibility formation remains highly relevant. Russian society is achieving ever higher achievements in the fields of technology, information, production, etc., which ensure labor efficiency and simplify the lives of citizens. However, at the same time, human factor risks increases. The article discusses in detail the research on the problem of responsibility formation in the structure of personal reliability of law enforcement specialists in the works of domestic and foreign scientists. The close connection between the success of the future specialist and his reliability is revealed. A qualitative solution to the problem of psychological support in the formation of responsibility allows to effectively carry out the necessary measures for the assessment and training of students. The main goal facing a modern specialist is to properly perform the duties assigned to him, to be reliable, therefore, the development and construction of an optimal process for the formation of responsibility is a strategic task of psychology. The formation of responsibility as a personal quality of students - future employees of EMERCOM of Russia is an important stage in their development as professionals who show the necessary activity, are able to effectively apply their knowledge and skills in the profession, as well as improve the level of both professional and social competencies. Keywords: reliability; responsibility; students; future employees; psychological training There is no conflict of interest

For citation: Koval N.A., Savinkov S.N. Responsibility formation in structure of reliability among students - future employees of State Fire Service of EMERCOM of Russia. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 1, pp. 67-76. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-1-67-76

ВВЕДЕНИЕ

От аварий и катастроф, вызванных нарушением норм и правил техники безопасности, за последние годы в России пострадало около 12 млн человек. Такие данные свидетельствуют о необходимости повышения внимания к проблеме надежности специалиста, повышения качества работы специалиста с целью предотвращения техногенных катастроф. Однако процесс профессиональной подготовки будущего специалиста невозможно представить без формирования тех качеств, которые входят в его психологиче-

скую структуру. В отечественной психологической науке данная проблема тесно связана с вопросами общей и педагогической психологии.

При изучении различных профессиональных качеств можно выделить те, которые можно отнести к любому виду труда. К ним относят: самоконтроль, профессиональную самооценку, эмоциональную устойчивость, адекватную тревожность, отношение к риску и ответственность [1; 2].

В Федеральном законе от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной проти-

вопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определена степень ответственности сотрудников противопожарной службы, которая распространяется на их действия и поведение, вплоть до уголовной: за совершение административного правонарушения, нарушение служебной дисциплины, вред, причиненный гражданам и организациям, ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти.

Анализ научной литературы показал, что проблема ответственности сотрудников ГПС МЧС рассматривается сугубо в юридическом и правовом аспекте. В то же время, являясь необходимым личностным и профессиональным качеством, ответственность входит в структуру надежности сотрудника, без которой вся ее структура немедленно рушится. По нашему мнению, необходимо более тщательное изучение процесса формирования ответственности у студентов - будущих сотрудников ГПС МЧС для полного понимания феномена надежности, а также для возможности ведения разработки развивающих программ по формированию личностных и профессиональных качеств у специалистов силовых структур.

В работах российского и американского социолога П. Сорокина отмечается, что «люди, занимающиеся несоответствующим делом, не способны создать ничего достойного и ценного для общества» [3]. Силы и время, потраченные впустую, способствуют усилению негативных психоэмоциональных процессов, приводящих к относительно быстрому «выгоранию» специалиста. Таким образом, своевременное начало формирования ответственности будущего специалиста позволяет превентивно воздействовать не только на негативные факторы труда, но и улучшать психологическое состояние специалиста, сохранять его работоспособность и повышать уровень надежности.

Формирование ответственности, входящей в структуру надежности как профессионального и личностного качества будущих сотрудников ГПС МЧС, является важным этапом на пути их становления как профессионалов, проявляющих необходимую активность, способных эффективно применять

свои знания и навыки в профессии, а также повышать уровень профессиональных, социальных и других компетенций [4].

Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС связана с экстремальными условиями, поскольку им приходится иметь дело не только с высоким физическим, но и с психоэмоциональным напряжением. Избыток стресса, негативное влияние которого сказывается на здоровье специалиста, вызывает нервно-психическое напряжение. В таких условиях специалисту необходимо поддерживать высокий уровень внимания, сохранять бдительность и быть готовым принять ответственное решение, от которого зависит жизнь и здоровье человека. Как показывают многочисленные исследования, уровень как ответственности, так и надежности специалистов, работающих при таких высоких нагрузках, неизбежно снижается, это приводит к высокой текучести кадров, снижению эффективности выполнения профессиональных задач, разрушению позитивного образа сотрудников ГПС МЧС в глазах общества [5; 6].

Специалистами отмечается, что к направлениям деятельности по снижению уровня физических и психологических потерь среди сотрудников ГПС МЧС относятся: развитие у сотрудников эмоциональной и психологической устойчивости, формирование психологической готовности к действиям в экстремальных и опасных условиях, а также организация профессионально-психологической подготовки. Однако следует отметить, что практическое внедрение этих направлений на сегодняшний день остается недостаточным.

В этой связи необходимо отметить значение ответственности и его формирование в структуре надежности у студентов - начинающих специалистов ГПС МЧС.

В современной науке надежность понимается как «безусловное соответствие установленным требованиям, с которых начинается оценка базовых свойств личности сотрудника» [7-9].

Надежность - является многоаспектным и системным качеством подготовленного специалиста, которое позволяет ему сохранять устойчивость в чрезвычайных ситуациях, оперативно осуществлять свою профессиональную деятельность, эффективно рабо-

тать в коллективе, поддерживая при этом как личные, так и деловые отношения. Таким образом, современная психологическая наука имеет все необходимые условия и возможности для системного и комплексного изучения психологического сопровождения формирования ответственности начинающего специалиста и актуальных нужд практики.

Психологическое изучение надежности как профессионального и личностного качества берет свое начало еще в ранних трудах психологов, занимавшихся исследованием различных аспектов профессиональной деятельности.

В работах А.Ю. Федотова отмечается, что «надежность предполагает наличие определенного резерва, «запаса прочности», наличия способности сохранять наиболее важные параметры профессиональных алгоритмов, в том числе при сложных и даже экстремальных ситуациях» [9; 10].

Зарубежные психологи Д. Купер, А. Ро-бертсон, изучая эффективность персонала, отмечают, что экономическая эффективность от надежных сотрудников составляет 20-70 % от общего дохода организации, а ненадежные сотрудники увеличивают расходы в среднем на 1 млн долл в год [11].

В США проведенные исследования показывают, что своевременный профессионально-психологический отбор, а также грамотное сопровождение персонала позволяют снизить затраты организаций, а повышение эффективности и надежности работников дает возможность получить дополнительный доход в размере 30-40 % от общей прибыли.

В последние десятилетия в зарубежных исследованиях уделяется все больше внимания проблеме изучения личностных качеств сотрудников спасательных служб. В понимании проблемы надежности специалиста делаются акценты на готовности сотрудника, его успешности, применяемых копинг-стратегиях, а также устойчивости к возникающим избыточным нагрузкам.

В работах, посвященных профессиональной успешности, предлагается рассматривать данное понятие именно как «интегральную характеристику, объединяющую в себе внутреннюю и внешнюю оценку профессиональной деятельности специалиста» [12; 13].

Несмотря на то разнообразие инструментов, которыми может пользоваться психолог: лекция, семинары, дискуссии, «круглые столы», одним из наиболее эффективных, с точки зрения практиков, являются тренинговые формы работы.

Тренинг можно опередить как метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков в личной или профессиональной сфере. Особенностью тренинговых форм работы является получение не только теоретических знаний, но и формирование практических навыков. Конечным результатом эффективности или неэффективности тренинга является применение полученных изменений в жизненных условиях.

Психологический тренинг, используемый в процессе обучения начинающих специалистов как научная парадигма и практическая сфера деятельности психолога в работе с субъектами образовательной деятельности, традиционно применяется для формирования необходимых профессиональных и личностных качеств в образовательном процессе. Необходимость проведения данной работы с начинающими специалистами подтверждается множеством научных исследований в психологии, проведенных как отечественными, так и зарубежными авторами (И.В. Аркусова, Г.В. Безюлева, М.Р. Битяно-ва, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжников, D.A. Andrews, J. Bonta, A. Connolly, D.A. Crighton, G.J. Towl).

Целью тренинговой работы со студентами является создание условий, внутри которых будет происходить полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности, который включает в себя задатки и способности. Конечным результатом тренинговой работы будущего сотрудника является личностная и профессиональная готовность к выполнению трудовых обязательств.

В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование, целью которого явилось формирование ответственности как необходимого профессионального и личностного качества в структуре профессиональной надежности студентов - будущих сотрудников ГПС МЧС.

Средством достижения поставленной цели в данной работе выступали тренинго-вые методы как часть психологического сопровождения. Объектом данного исследования выступала личностная характеристика ответственности в структуре надежности будущего сотрудника МЧС. Предметом является тренинг как средство формирования ответственности.

Целью данного эмпирического исследования была оценка эффективности тренинго-вых методов при формировании профессиональных и личностных качеств.

Гипотезой исследования является проверка утверждения о том, что тренинговые методы могут быть эффективным средством при формировании профессиональных и личностных качеств будущего сотрудника.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В эмпирическом исследовании приняли участие 55 студентов в возрасте от 18 до 20 лет, обучающихся на очном и заочном отделениях Института управления и комплексной безопасности Академии ГПС МЧС России.

При проведении данного исследования были использована методика «Многомерно-функциональная диагностика «ответственно-

сти» (0ТВ-70, автор В.П. Прядеин), а также социально-психологический тренинг, направленный на формирование ответственности будущих сотрудников ГПС МЧС России.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводилась многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (0ТВ-70) В.П. Прядеина [14]. Данная методика использовалась для оценки эффективности проведения формирующего эксперимента. Оценка показателей осуществлялась на первом и третьем этапе.

На втором этапе проводился психологический тренинг, целью которого было формирование более высокого уровня ответственности у испытуемых. Тренинг включал в себя ряд семинарских занятий и практических упражнений, которые испытуемые проходили в процессе реализации данного эксперимента.

На третьем этапе вновь проводилось измерение показателей и их сравнительная характеристика по сравнению с первым этапом эксперимента.

Результаты проведения эксперимента приведены ниже в рис. 1 и 2.

Показатели многомерного-функционального анализа ответственности до тренинга

Д.Э. М.С. К. О. Р. П. З.С. Р. И. TP

■ Полученный результат ■ Минимальное значение ■ Максимальное значение

Рис. 1. Результаты уровня ответственности до проведения тренинга Fig. 1. Results of responsibility level before training

Примечание: представленная таблица отражает результат первого диагностического этапа эксперимента по исследованным показателям: динамическая эргичность (Д.Э.), социоцентрическая мотивация (М.С.), когнитивная осмысленность (К.О.), предметная результативность (Р.П.), стеническая эмоциональность (Э.С.), регуляторная интернальность (Р.И.), трудности (Т.Р.). Note: presented table reflects the result of the first diagnostic stage of the experiment according to the studied indicators: dynamic ergicity (Д.Э.), sociocentric motivation (М.С.), cognitive meaningfulness (К.О.), subject effectiveness (Р.П.), stenic emotionality (Э.С.), regulatory internality (Р.И.), difficulties (Т.Р.).

Показатели многомерного-функцнонального анализа ответственности после тренинга

35 30

25 22,S

20 15 10 5 0

Д.Э. М.С, К.О. Р.П. Э,С. Р. И. Т.Р.

■ Полученным результат ■ Минимальное значение ■ Максимальное значение

Рис. 2. Результаты уровня ответственности после проведения тренинга Fig. 2. Results of responsibility level after training

Примечание: представленная таблица отражает результат по исследованным показателям: динамическая эргичность (Д.Э.), социо-центрическая мотивация (М.С.), когнитивная осмысленность (К.О.), предметная результативность (Р.П.), стеническая эмоциональность (Э.С.), регуляторная интернальность (Р.И.), трудности (Т.Р.).

Note: presented table reflects the result according to the studied indicators: dynamic ergicity (Д.Э.), sociocentric motivation (М.С.), cognitive meaningfulness (К.О.), subject effectiveness (Р.П.), stenic emotionality (Э.С.), regulatory internality (Р.И.), difficulties (Т.Р.).

30 25 20 15 10 5 0

Рис. 3. Сравнительные результаты уровня ответственности до и после проведения эксперимента Fig. 1. Comparative results of responsibility level before and after conducted experiment

Примечание: исследованные показатели: динамическая эргичность (Д.Э.), социоцентрическая мотивация (М.С.), когнитивная осмысленность (К.О.), предметная результативность (Р.П.), стеническая эмоциональность (Э.С.), регуляторная интернальность (Р.И.), трудности (Т.Р.), динамическая аэргичность (Д.А.Э.), эгоцентрическая мотивация (М.Э.), когнитивная осведомленность (К.О.С.), субъектная результативность (Р.С.), астеническая эмоциональность (Э.А.), регуляторная экстернальность (Р.Э.), искренность (И.С.).

Note: studied indicators: dynamic ergicity (Д.Э.), sociocentric motivation (М.С.), cognitive meaningfulness (К.О.), subject effectiveness (Р.П.), stenic emotionality (Э.С.), regulatory internality (Р.И.), difficulties (Т.Р.), dynamic aericity (Д.А.Э.), egocentric motivation (М.Э.), cognitive awareness (К.О.С.), subjective effectiveness (Р.С.), asthenic emotionality (Э.А.), regulatory externality (Р.Э.), sincerity (И.С.).

Сравнительные результаты многомерного-функционального анализа ответственности (до и после эксперимента)

26,2 24,15

22,05 22,31 22,3

21,15

14,12 12,3

Д.Э. М.С. К.О. Р.П. Э.С. Р.И. Т.Р. Д.А.Э. М.Э. К.О.С. Р.С. Э.А. Р.Э. И.С. ■ До эксперимента ■ После эксперимента

26,17

24,2

22,5

21,3 20,1

20,15

19,22

1У,21

18,4 17,2

18,32 17,35

17,1

16,1

15,2

4,4

Из показателей следует, что компоненты ответственности развиты в группе неравномерно. При этом разнонаправленные показатели оказались развиты почти в одинаковой степени. Это говорит о дисгармоничной структуре ответственности у студентов.

На втором этапе проводился ряд мероприятий, направленных на формирование более высокого уровня ответственности будущего сотрудника ГПС МЧС при помощи социально-психологического тренинга. Тренинг включал в себя групповые форматы работы и был представлен в виде семинарских занятий и упражнений, которые участники группы выполняли в процессе проведения данного исследования. Семинарские занятия состояли из обсуждений по темам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ценность профессии сотрудника ГПС МЧС;

- мотивы, определяющие выбор профессии;

- профессиональное будущее и рост сотрудника ГПС МЧС;

- надежность в структуре характера сотрудника ГПС МЧС;

- самоценность сотрудника ГПС МЧС.

На данном этапе участники эксперимента

смогли не только расширить свое представление о будущей профессии (когнитивный компонент), но укрепить ценностно-смысловые аспекты своей профессиональной деятельности (мотивационно-ценностный компонент).

Следующим шагом было проведение тре-нинговых упражнений. Упражнения были направлены на развитие следующих качеств:

- стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;

- командообразование и помощь в режиме чрезвычайной ситуации;

- развитие коммуникативной компетентности в режиме ЧС.

По окончании формирующего этапа была проведена оценка эффективности проведения формирующего эксперимента. Результаты исследования представлены на рис. 3.

Сравнительные результаты оценки уровня ответственности студентов - начинающих специалистов ГПС МЧС, полученные до и после проведения эксперимента, представлены в табл. 1.

Кратко резюмируя полученные результаты, можно отметить следующее. До проведения формирующего эксперимента большинство показателей были на уровне средних значений и немного выше, что говорит о том, что большинство испытуемых были студентами, которые только находятся на пути своего профессионального становления. Отсутствие практического опыта не давало возможности полностью реализовать свои личностные и профессиональные качества. Тем не менее некоторые показатели (искренность и когнитивная осмысленность) были изначально на достаточно высоком уровне, что подчеркивает, с одной стороны, способность студентов воспринимать объективно свои сильные и слабые стороны как начинающего специалиста (показатель искренности), а с другой стороны, схватывать стержневую основу и понимание сути вещей (показатель когнитивной осмысленности).

Также выше средних значений были показатели предметной результативности (> 15), что является такой характеристикой личности, как трудолюбие, и трудности (> 15), включающей в себя мотивацию и навыки преодоления сложных ситуаций. Данная личностная характеристика также является важной личностной и профессиональной характеристикой сотрудника.

Следует отметить высокие значения показателя социометрической мотивации (> 20), что говорит о готовности испытуемых выполнять поставленные задачи ответственно вследствие желания находиться среди коллег, людей и общества в целом. По нашему мнению, это является признаком социальной ориентации испытуемых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После проведения эксперимента нами было отмечено увеличение вышеприведенных показателей на значения от 3 до 5, что говорит о положительной динамике влияния психологического сопровождения на испытуемых. Например, изменение показателя эмоциональной стеничности (> 20) можно связать с тем, что в процессе тренинга испытуемые учились овладевать своими рядом эмоциональных состояний, среди которых были

Таблица 1

Результаты оценки уровня ответственности до и после проведения тренинга

Table 1

Results of assessment of responsibility level before and after training

Компоненты ответственности Components of responsibility До тренинга (n = 25) Before training (n = 25) После тренинга (n = 25) After training (n = 25) Значимость (U Манна-Уитни) Significance (U Mann-Whitney)

ДЭ - динамическая эргичность DE - dynamic ergicity 16,17*** 22,50 0,001

МС - социоцентрическая мотивация MS - sociocentric motivation 24,21 26,17 0,730

КО - когнитивная осмысленность KO - cognitive meaningfulness 22,05 22,31 0,820

РП - предметная результативность RP - subject effectiveness 19,30 21,15 0,650

ЭС - стеническая эмоциональность ES - stenic emotionality 10,40** 22,30 0,001

РИ - регуляторная интернальность RI - regulatory internality 15,20* 19,20 0,040

ТР - трудности TR - difficulties 17,15** 24,20 0,010

ДАЭ - динамическая аэргичность DAE - dynamic aericity 14,12 12,30 0,690

МЭ - эгоцентрическая мотивация ME - egocentric motivation 21,30 20,10 0,940

КОС - когнитивная осведомленность KOS - cognitive awareness 19,22* 14,40 0,012

РС - субъектная результативность RS - subjective effectiveness 18,40 17,20 0,120

ЭА - астеническая эмоциональность EA - asthenic emotionality 14,17 12,15 0,072

РЭ - регуляторная экстернальность RE - regulatory externality 18,32 17,35 0,789

ИС - искренность IS - sincerity 24,15 26,20 0,826

Примечание: * - различия значимы на уровнер < 0,05; ** - различия значимы на уровнер < 0,01; *** - различия значимы на уровне р < 0,001.

Note: * - differences are significant at the level ofp < 0.05; ** - differences are significant at the level of p < 0.01; *** - differences are significant at the level ofp < 0.001.

такие эмоции, как: страх, стресс, тревога. В конечном счете это положительно повлияло на динамику изменения показателя стенической эмоциональности.

Увеличение показателя регуляторной ин-тернальности (> 18) мы также связываем с проведением тренинга, основной задачей которого было доверять себе при принятии решения в сложных профессиональных ситуациях.

Показатель динамической эргичности первоначально был немного выше среднего уровня, однако в процессе эксперимента увеличился на 6 пунктов, что говорит о том, что ролевые упражнения были эффективным средством психологического сопровождения. Несмотря на то, что показатель трудности (> 17) изначально находился в зоне значений выше среднего, в процессе психологического

сопровождения он увеличился на 7 пунктов благодаря тому, что в процессе ролевых игр участники учились не только брать на себя ответственность, связанную со сложными профессиональными ситуациями, но и активно действовать, преодолевая трудности.

Уменьшение показателя когнитивной осведомленности (< 15) было связано с тем, что полученные знания привели к большей осведомленности испытуемых в области профессиональной деятельности. Также нами была отмечена незначительная динамика изменения показателей динамической аэргич-ности, эгоцентрической мотивации, когнитивной осведомленности, субъектной результативности, астенической эмоциональности, регуляторной экстернальности. В большинстве своем эта разница составляет от

одного до трех баллов, что говорит о том, что психологическое сопровождение хоть незначительно, но способствовало изменению по вышеприведенным шкалам.

Подводя итоги экспериментального исследования, следует отметить положительные изменения ряда показателей личностных характеристик (показатели ответственности), что подчеркивает эффективность тренинго-вых методов.

Перспективой дальнейших исследований профессиональных и личностных качеств специалиста могут быть направления на более подробное изучение морально-нравственных качеств, входящих в структуру надежности сотрудников, а также студентов, обучающихся по специальностям, связанным с экстремальными нагрузками и чрезвычайными ситуациями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крук В.М., Носс И.Н., Федотов А.Ю. Психодиагностическая оценка надежности сотрудника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 143 с. EDN: XSEIOH

2. Спичкин М.Ю., Баскакова Е.Ф., Томилина Е.П. Некоторые особенности профессионально-важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2012. № 2. С. 528-530.

3. Сорокин ПА. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 424 с.

4. Пискун В.М. Психологические условия формирования ответственного поведения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Киев: КГУ, 1996. 23 с.

5. Савинков С.Н., Коваль Н.А. Психологические детерминанты развития надежности у сотрудников МЧС России // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2022. № 1. С. 221-246. DOI 10.11621/vsp.2022.01.10; EDN: YQRCJI

6. Самойленко Е.Ю. Психологический тренинг как средство профилактики профессиональной деформации личности у сотрудников МЧС // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. Тверь: ТвГУ, 2018. С. 302-305.

7. Антоновский А.В. О личностно-профессиональной надежности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: в 2 ч. Ч. 1. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. С. 63-67.

8. Савинков С.Н., Коваль Н.А. Надежность в структуре профессиональных и личностных качеств специалиста МЧС России // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 3 (45). С. 717. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-7-17; EDN: HGKHEG

9. Федотов А.Ю. Проблема содержания профессиональной надежности специалиста в современных психологических исследованиях // Инновации в образовании. 2019. № 10. С. 60-71. EDN: FYJMED

10. Федотов А.Ю. Психологические условия повышения надежности профессионально-исполнительских действий специалиста силовых структур // Психология и право. 2020. Т. 10. № 2. С. 201-211. DOI 10.17759/psylaw.2020100215; EDN: CQVWWE

11. Купер Д., Робертсон И., Тинлайн Г. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки. М.: Вершина, 2005. 332 с.

12. Жалагина Т.А., Соколова А.С. Психологические основы успешности профессиональной деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 31-37. EDN: RXNJGL

13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2007. 239 с.

14. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты. Сургут: РИО Сур-ГПУ, 2014. 215 с.

REFERENCES

1. Kruk V.M., Noss I.N., Fedotov A.Yu. Psychodiagnostic Assessment of Employee Reliability. Moscow, UNITY-DANA Publ., 2017, 143 p. (In Russian).

2. Spichkin M.Yu., Baskakova E.F., Tomilina E.P. Some features of professionally important qualities of employees of the State Fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Pozharnaya bezopasnost': problemy i perspektivy, 2012, no. 2, pp. 528-530. (In Russian).

3. Sorokin P.A. Man. Civilization. Society. Moscow, Politizdat Publ., 1992, 424 p. (In Russian).

4. Piskun V.M. Psychological Conditions for the Formation of Responsible Behavior of High School Students. Cand. psychol. sci. diss. thesis. Kyiv, KSU Publ., 1996, 23 p. (In Russian).

5. Savinkov S.N., Koval N.A. Psychological determinants of the development of reliability among employees of Emercom of Russia. Moscow University Psychology Bulletin, 2022, no. 1, pp. 221-246. DOI 10.11621/vsp.2022.01.10

6. Samoylenko E.Yu. Psychological training as a means of preventing professional deformation of the personality among employees of the Ministry of Emergency Situations. In: Psychology, Education: Current and Priority Research Directions. Tver, TvSU Publ., 2018, pp. 302-305. (In Russian).

7. Antonovsky A.V. On the personal and professional reliability of employees of the Federal Penitentiary Service. In: Psychology of the 21st Century: Challenges, Searches, Vectors of Development: in 2 pts. Ryazan, Academy of the FPS of Russia Publ., 2022, pt 1, pp. 63-67. (In Russian).

8. Savinkov S.N., Koval N.A. Reliability in the structure of professional and personal qualities of a specialist of the Ministry of Emergencies of Russia. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 3 (45), pp. 7-17. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-7-17

9. Fedotov A.Yu. Problems of the content and criteria of professional reliability of a specialist in modern psychological research. Innovation in Education. 2019, no. 10, pp. 60-71. (In Russian).

10. Fedotov A.Yu. Psychological conditions for increasing reliability of professional actions of a law enforcement specialist. Psychology and Law, 2020, vol. 10, no. 2, pp. 201-211. (In Russian). DOI 10.17759/psylaw.2020100215

11. Cooper D., Robertson I., Tinline G. Personnel Selection and Hiring: Testing and Evaluation Technologies. Moscow, Vershina Publ., 2005, 332 p. (In Russian).

12. Zhalagina T.A., Sokolova A.S. Psychological foundations of a successful professional activity. Herald of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, 2013, no. 4, pp. 31-37. (In Russian).

13. Zeer E.F. Professional Development Psychology. Moscow, Akademiya Publ., 2007, 239 p. (In Russian).

14. Pryadein V.P. Psychodiagnostics of Personality: Selected Psychological Tests. Surgut, SurSPU Publ., 2014, 215 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Коваль Нина Александровна - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной и возрастной психологии. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

E-mail: kafspsy@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3332-4653 Вклад в статью: постановка общей проблемы исследования, подготовка и корректировка текста статьи.

Савинков Станислав Николаевич - старший преподаватель кафедры конституционного и административного права. Академия государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, Российская Федерация.

E-mail: savinkov-psy@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5485-4066 Вклад в статью: формулировка цели и задач исследования, проведение эксперимента и обработка результатов, написание текста статьи.

Nina A. Koval - Doctor of Psychology, Professor, Head of Social and Developmental Psychology Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

E-mail: kafspsy@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3332-4653 Contribution: statement of general research issue, research purpose and objectives formulation, article text preparation and editing.

Stanislav N. Savinkov - Senior Lecturer of Constitutional and Administrative Law Department. State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation. E-mail: savinkov-psy@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5485-4066 Contribution: study purpose and objectives formulation, experiment conducting and results processing, article text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.