Научная статья УДК 159.9.075
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-75-80
2018-0077-3/22-176 MOSURED: 77/27-024-2022-03-375
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология Психологические науки
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, организационная психология, когнитивная эргономика
Станислав Николаевич Савинков
Центр экстренной психологической помощи МЧС России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Объектом исследования выступили психологические условия формирования надежности у сотрудников МЧС России, в процессе выполнения их профессиональной деятельности. Цель исследования состояла в выявлении условий, способствующих повышению личностных и профессионально важных качеств испытуемых. Исследование направлено на выявление психологических условий необходимых для формирования надежности сотрудников МЧС России, а также определения личностных особенностей сотрудников, которые влияют на содержание и механизмы формирования надежности. В качестве методик исследования были применены метод экспертных оценок, тест Мини-мульт, 16 факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Методика ДМО (Т. Лири), Методика «Доверие-недоверие» (А. Б. Купрейченко), Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духнов-ский). В исследовании приняли участие 156 человек (мужчины, в возрасте от 20 до 45 лет, действующие сотрудники пожарно-спасательных подразделений МЧС России, по г. Москве). В результате проведенного социально-психологического тренинга произошло формирование навыков личностной саморегуляции в условиях выполнения профессиональной деятельности, обеспечение психологической устойчивости, стимулирование активности, развитие коммуникативных навыков, сплочение команды, актуализация ресурсного потенциала личности, расширение моделей конструктивного взаимодействия. Проведенное нами исследование показало и подтвердило представления о социально-психологическом тренинге как о важном и мощном инструменте, способствующем формированию личности профессионала, а также о возможности краткосрочной и эффективной интервенции для повышения надежной работы сотрудников МЧС России.
Ключевые слова: сотрудники МЧС, надежность, профессионально важные качества, формирование, условия, социально-психологический тренинг, исследование
Для цитирования: Савинков С. Н. Психологические условия формирования надежности сотрудников МЧС России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 75-80. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-3-75-80.
Original article
Psychological conditions for the formation of reliability of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia
Stanislav N. Savinkov
Center for Emergency Psychological Assistance of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Moscow, Russia,
Abstract. The object of the study was the psychological conditions for the formation of reliability among employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia, in the process of performing their professional activities. The purpose of the study was to identify conditions conducive to improving the personal and professionally important qualities of the subjects. The research is aimed at identifying the psychological conditions necessary for the formation of reliability of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia, as well as determining the personal characteristics of employees that affect the content and mechanisms of reliability formation. The research methods used were the method of expert assessments, the Mini-cartoon test, the 16-factor personality questionnaire by R. Kettell, the DMO Technique (T. Leary), the «Trust-Distrust» Technique (A. B. Kupreichenko), «Subjective assessment of interpersonal relations» Technique (S. V. Dukhnovsky). The study involved 156 people (men, aged 20 to 45 years, active employees of fire and rescue units of the Ministry of Emergency
© Савинков С. Н., 2022
Психологические формирования надежности
МЧС России
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
75
Situations of Russia, in Moscow). As a result of the conducted socio-psychological training, personal self-regulation skills were formed in the conditions of professional activity, ensuring psychological stability, stimulating activity, developing communication skills, team building, updating the resource potential of the individual, expanding models of constructive interaction. Our research has shown and confirmed the idea of socio-psychological training as an important and powerful tool that contributes to the formation of a professional personality, as well as the possibility of short-term and effective intervention to improve the reliable work of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
Keywords: employees of the Ministry of Emergency Situations, reliability, professionally important qualities, formation, conditions, socio-psychological training, research
For citation: Savinkov S. N. Psychological conditions for the formation of reliability of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(3):75-80. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2022-3-75-80.
Введение. Проблема профессиональной подготовки сотрудников МЧС России, является наиболее актуальной проблемой, встающей перед психологической службой МЧС России. Задача такой подготовки обеспечить профессиональную надежность сотрудника. Она должна определяться исходя из морально-профессионального сопровождения на всех этапах подготовки, и начинаться ужа на этапе профотбора претендентов на должность. В этих условиях необходимым становится изучение проблем теоретической и практической исследовательской деятельности, связанной с изучением личностных качеств и свойств сотрудников, а также с формированием у них профессионально важных качеств, которые смогут обеспечить успешность профессиональной деятельности.
Е. В. Балакшина отмечает, что «подбор персонала с учетом карты профессиональных компетенций и психологических возможностей соискателя на должность создает основу для нивелирования рисков производства или сведения их к минимуму, а также способствует безошибочному воспроизведению трудовых обязанностей» [3].
Надежность профессионала - это междисциплинарная проблема, которая все больше привлекает внимание исследователей в области гуманитарных специальностях. Так, в отечественной психологии данная проблема тесно связана с инженерной психологией и психологией труда. Как отмечал В. А. Бодров: «Технический прогресс, а также сопровождающие его отрицательные последствия в виде отказов техники, ошибочных действий, приведших к авариям и развитию профессионального травматизма, стали причиной изучения личностно-профессиональной надежности человека» [2].
Интерес к деятельности человека в экстремальных и тяжелых условиях связывается с состоянием техносферы на современном этапе, а также возрастанием мощных катаклизмов природного характера. Появление новейших технологий, сложности с эксплуатацией технических комплексов переходят границы надежности, создавая экстремальные условия, такие как: аварии, пожары, включая природные катаклизмы и так далее. Стихийные бедствия, как правило, непредсказуемые, так как обрушиваются неожиданно, создавая экстремальные условия. Деятельность человека в данных условиях сопряжена с опасностью для жизни, поэтому высока их психологическая цена, а также стоимость
принимаемого решения и ответственность за выполнение порученного дела [9].
Деятельность сотрудников МЧС России происходит в условиях высокой вероятности воздействия на него непредсказуемых, неожиданных и опасных для здоровья и жизни факторов, таких как: низкий и высокой температуры, отправляющих веществ радиации, загазованности, замкнутого пространства, дефицита времени и так далее. Особая группа - это социально-психологические воздействия со стороны пострадавших, такие как стресс, паника, искалеченных люди, порой трупы. Деятельность в данных условиях предъявляет особые требования к личности сотрудника МЧС России, говорим мы об отдельном спасателе, либо отряде, как социальном объекте. Субъективный фактор деятельности изменяется, совершенствуется и адаптируется к экстремальным условиям.
Профессионализм сотрудника МЧС России проявляется не только в знании оснащения, техники, а также тактико-технической стратегии деятельности, но и в интериоризации особого функционального состояния организма, которые дает возможности профессионально и адекватно реагировать на экстремальные условия, а также возможность не перерасти тревоге, как защитного состояния в стрессовое состояние. Профессиональная и личностная надежность находятся в структуре личностных требований, которые предъявляются к сотруднику МЧС России, поэтому изучение ее места в профессионально важных качествах особо актуально.
В последние годы, в работах Д. Е. Алексеева, В. М. Крук, Н. Н. Петрова, А. Ю. Федотова и других, появились исследования, связанные с изучением качеств необходимых для эффективного выполнения задач и обеспечения надежности сотрудников различных силовых структур. Эти работы, в основном, обозначают необходимость обеспечения надежности для решения служебных задач.
Надежность рассматривается как сложный многоаспектный конструкт, который используется для прогнозирования профессиональной успешности специалистов экстремального профиля. Такое прогнозирование осуществляется в масштабных исследованиях путем сложного многоэтапного моделирования. В работах Т. А. Жалагиной и А. С. Соколовой профессиональную успешность предлагается рассматривать именно как «интегральную характеристику, объединяющую
в себе внешнюю и внутреннюю оценку профессиональной деятельности» [4].
Безусловно, говоря о надежности профессионала, в первую очередь мы подразумеваем теорию надежности деятельности, которая была разработана в отечественной научной школе.
В практической деятельности, надежность в структуре профессионально важных качеств имеет высокое значение как неотъемлемая составляющая личности специалиста. Поскольку для сохранения оптимального микроклимата в трудовом коллективе, для быстрого принятия необходимых решений, а также для успешного выполнения оперативных задач необходим высокий уровень личностной и профессиональной надежности у сотрудников.
Сотрудник МЧС России, как профессионал, который, как правило, имеет определенную психологическую подготовку, способен реагировать на экстремальные условия. В первую очередь, эмоциональным состоянием тревоги, которое появляется в ситуации неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного развития событий, предупреждая субъекта о возможной опасности, малой связью со спецификой экстремального фактора, характеризуется тревогой, направляясь на сохранение оптимального функционирования организма. При этом осуществляется поддержка жизнедеятельности организма в условиях повышенного требования к адаптационной системе. У сотрудника на фоне состояния тревоги может формироваться адекватная форма ответа, то есть специфические реакции организма, которые направлены на устранение либо преодоление влияния экстремальных факторов, либо на решение профессиональной задачи.
Экстремальные ситуации способны создавать такие условия, где сотруднику важно принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за них. Как правило, это неотработанные и нетрадиционные ситуации риска. В такой обстановке сотрудник руководствуется не только формальными правилами, но и создает новые, особенно в стрессовых ситуациях, когда формальные правила неэффективны. Нормы и правила в данном случае интерпретируются в зависимости от определенной ситуации.
Возможности профессиональной адаптации в экстремальной ситуации связываются с нормативным уровнем, то есть характеристиками качеств личности достаточно устойчивыми, важными и сложившимися для осуществления деятельности, с другой стороны, профессиональным уровнем, который предполагает учет возможного преобразования данных качеств в динамике профессионального труда и обучения. Касательно области мотивов, сюда можно отнести чувство долга и установку на успех, а в профессиональной сфере - чувство пространства, ровное отношение в группе, чувство времени, реалистическое мышление, в экстремальных условиях - способность предвидеть, анализировать, готовность к риску. Группа профессионально важных личностных качеств включает в себя смелость, активность, уверенность, самоконтроль, оптимизм. Индивидуальные качества - это устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, устойчивость к фрустрации и стрессу.
Согласно мнению В. И. Лебедева специалисты, деятельность которых осуществляется в экстремальных условиях, испытывают «стенические эмоции, проявляя решительность, мужество и обладают способностью подавлять эмоции страха, готовы к действию и уверенны в себе» [6]. Также, была определена зависимость между направленностью личности на достижение успеха и избегание неудачи, а также готовностью к риску.
Проведенный нами анализ психологических исследований по проблеме надежности показал, что, несмотря на высокую актуальность, до сих пор нет достаточно серьезных научных исследований, посвященных изучению психологических условий формирования надежности сотрудников МЧС России. Имеющиеся публикации касаются лишь отдельных ее аспектов.
Основной целью эмпирического исследования является выявление психологических условий формирования надежности сотрудников МЧС России, в процессе выполнения их профессиональной деятельности. С нашей точки зрения, в обеспечении надежного поведения принимают участие социально-психологические качества, а также ценностные и морально-психологические качества сотрудника.
Материалы и методы. Нами были применен метод экспертных оценок, тест Мини-мульт, 16 факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Методика ДМО (Т. Лири), Методика «Доверие-недоверие» (А. Б. Ку-прейченко), Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновский).
В исследовании приняли участие 156 человек (мужчины, в возрасте от 20 до 45 лет, действующие сотрудники пожарно-спасательных подразделений МЧС России, по г. Москве).
На основе проведенного теоретического анализа компонент психологической надежности, а также на основании полученных предварительных эмпирических результатов нами была разработана программа социально-психологического тренинга, развивающая критически значимые динамические компоненты надежности. Целью социально-психологического тренинга является активизация ресурсов по развитию надежности в структуре личностно-профессиональных качеств сотрудников МЧС России.
На каждом этапе решались поставленные задачи при помощи специально организованной работы, включающей в себя: показ презентаций, проведение бесед, выполнение упражнений, проведение лекций и семинаров, посвященных надежности сотрудника МЧС России. Тренинг проводился с сотрудниками в течение 1 6 дней (в объеме 90 часов).
Социально-психологический тренинг был направлен на решение следующих задач:
1. Актуализация ресурсного потенциала личности сотрудников МЧС России, которая представляет решение вопросов внутренней мотивации, как источника жизненной активности и силы личности.
2. Формирование и расширение репертуаров моделей конструктивного взаимодействия в социальной группе, то есть вовлечение компонентов личностной
ЕСКИЕ НАУКИ 77
№ 3 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
надежности в профессиональную сферу, оптимизация взаимодействия с окружающими людьми;
3. Формирование саморегуляции при условии работы в экстремальных условиях;
4. Формирование и развитие навыков интеграции личностных потребностей, притязаний, мотивов и требований профессиональной деятельности в общую систему жизненных целей, где отображены индивидуально-значимые, а также общечеловеческие и профессиональные идеалы и ценности;
5. Преодоление психологических сложностей и релаксация.
Результаты. Для того чтобы оценить эффективность социально-психологического тренинга по формированию надежности у сотрудников МЧС России, мы рассмотрели динамику исследуемых показателей в экспериментальной группе спасателей (метод экспертных оценок).
Показатели личностной надежности возросли с 30,64 до 35,26, а именно: скорректировалась тревожность, импульсивность, появилось больше ответственности и самоконтроля (см. табл. 1). Также, изменились показатели успешности профессиональной деятельности сотрудников МЧС России, а именно с 25,54 до 28,36 и снизилось число влияния внешних факторов деятельности с 8,51 до 5,04, что достоверно на уровне 0,01.
Таблица 1
Результаты экспертной оценки сотрудников
Симпто-моком-плекс личностной надежности Оценка успешности сотрудника Критерии и показатели профессиональной надежности
Результат сотрудников констатирующий этап 30,64 25,54 8,52
Результат экспериментальной группы сотрудников контрольный этап 35,26 28,36 5,04
Ъ -6,154 -5,6 -5,9
Ш 0 49,5 0
р 0,01 0,01 0,01
Полученный результат отображен также на рис. 1.
28,36
25,54
II
Показатели успешности Внешние компоненты личностной надежности
До тренинга После тренинга
Рис. 1 Динамика результатов компонентов надежности сотрудников МЧС России в результате апробирования модели в ходе социально-психологического тренинга Дополнительно в тренинге с помощью стандартизованных методов нами контролировались отдель-
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Симптомокомплекс личностной надежности
ные переменные, такие как компоненты саморегуляции и социального интеллекта. Результаты отражены в табл. 2 и рис. 2 и 3.
Таблица 2
Результаты эффективности социально-психологического тренинга по развитию надежности сотрудников
Планирование Моде-лиро-вание Про-грам-миро-вание Оценка ре-зульта-тов Гибкость Саморегуляция
Сотрудники констатирующий этап 7 6,8 7,22 6,8 7 34,82
Результат экспериментальной группы сотрудников контрольный этап 8,02 7,82 8,22 7,82 8,02 39,9
Ъ -6,154 -6,55 -5,99 -6,54 -6,6 -6,154
Ш 0 0 0 0 0 0
р 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
Согласно данным табл. 2 можно сделать выводы касательно эффективности разработанного тренинга, так как мы видим возрастание показателей планирования спасателей с 7 до 8,02, моделирования с 6,8 до 7,82, программирования с 7,22 до 8,22, оценки результатов 6,8 до 7,82, гибкости с 7 до 8,02 и саморегуляции с 34,82 до 39,9. Полученный результат статистически значим на уровне 0,01 при помощи критерия Вилкоксона.
Полученный результат отображен на рис. 2.
-34,82
7,22 8,22 6 8 7,82 7 8,02
■ ■■ ■
/ У
у ' /
контрольный э
Рис. 2. Динамика показателей саморегуляции сотрудников МЧС России в результате апробирования социально-психологического тренинга На рис. 3 мы видим изменения в социальном интеллекте сотрудников МЧС России по каждому субтесту, что свидетельствует о положительных изменениях в показателях социального интеллекта спасателей.
48,28
I
Субтест1 Субтест2 Субтест3 Субтес4 Композитная оценка
■ Спасатели констатирующий этап ■ Спасатели контрольный этап
Рис. 3. Динамика показателей социального интеллекта сотрудников МЧС России в результате апробирования социально-психологического тренинга
7 8,02
6,8 7,82
С
35,26
60
12,38
11,12 12,16
11,88
11,86
10,78
11,06
10,34
В результате проведенного теоретического и эмпирического изучения компонент надежности сотрудников МЧС нами было продемонстрирована сложная и многомерная природа его личностных качеств. Если для традиционного понимания «стрессоустойчивости» характерен акцент на уравновешенности психических процессов сбалансированной эмоциональной регуляции, то в нашем исследовании показано, что в обеспечении надежного поведения принимают участие и социально-психологические качества, а также ценностные и морально-психологические качества.
Эти наши результаты подтверждаются исследованиями зарубежных психологов, в которых также подчеркивается важность формирования организационной культуры, «чувства команды», которые обеспечивают возможность как взаимного обучения сотрудников способам реагирования на трудные ситуации, так и возможности переработки стресса, оказания социальной поддержки. В многочисленных исследованиях поведения личности в стрессовой ситуации установлены позитивные свойства социальной поддержки. В психологических исследованиях было продемонстрировано, что развитие коммуникативных навыков также способствовало интегральному увеличению показателей надежности [2; 7; 8].
Необходимо отметить, что вопрос о природе этой взаимосвязи и о конкретных моделях реализации этих навыков в поведении нами не исследовался. Например, помогают ли более развитые коммуникативные навыки обращаться за помощью и поддержкой или активация социального внимания приводит к наблюдательному обучению при взаимодействии с более опытными коллегами? Такие вопросы, на наш взгляд, могут решиться в последующих исследованиях.
Также важным результатом нашего исследование является улучшение показателей надежности в результате воздействия на ценностно-смысловую сферу личности. Эти результаты согласуются с данными исследователей в области организационной психологии, где показана важность представления о своей работе как имеющей смысл и значение. Ценностное отношение к собственной деятельности, по-видимому, обеспечивает большую вовлеченность в выполнение рабочих задач, а также большее количество позитивных эмоций, связанных с профессиональной деятельностью.
Вместе с тем, остаются неясными механизмы и пути этого взаимодействия. Связано ли ценностное отношение к профессии с повышением общего уровня психологической устойчивости или с повышением ответственности в выполнении отдельных профессиональных задач? Также нами не затрагивался вопрос о динамике ценностей в процессе выполнения трудовой деятельности у специалистов МЧС России.
Проведенное нами исследование показало и подтвердило представления о социально-психологическом тренинге как о важном и мощном инструменте, способствующем формированию личности профессионала, а также о возможности краткосрочной и эффективной интервенции для повышения надежной работы сотрудников МЧС России.
Заключение. В результате проведенного исследования мы можем прийти к заключению о том, что в результате тренинга произошло формирование навыков личностной саморегуляции, обеспечение психологической устойчивости, стимулирование активности, развитие коммуникативных навыков, сплочение команды, актуализация ресурсного потенциала личности, расширение моделей конструктивного взаимодействия. Формирование и развитие мотивации, целей, ценностей профессиональной деятельности оказалось успешным, о чем свидетельствуют качественные, количественные и статистические результаты. По этой причине разработанный социально-психологический тренинг в основе психологической модели формирования надежности в структуре профессиональных качеств сотрудников МЧС России может применяться с действующими спасателями МЧС России в рамках развивающей и психопрофилактической работы.
Библиографический список
1. Антоновский А. В., Балакшина Е. В. Профессиональная подготовка таможенных кадров в тверском регионе // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 16-18.
2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : Учебное пособие для вузов. М. : ПЕРСЭ, 2006.
3. Балакшина Е. В. Критерии надежности инженерной деятельности: перспективы исследования // Человеческий капитал. 2021. № 3 (147). С. 88-96.
4. Жалагина Т. А., Соколова А. С. Психологические основы успешности профессиональной деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 31-37.
5. Кубышко В. Л., Крук В. М., Вахнина В. В., Федотов А. Ю. К проблеме психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур // Психология и право. 2020. Т. 10. № 4. С. 18-32.
6. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М. : Политиздат, 1989. 304 с.
7. Петров Н. Н. Анализ показателей профессиональной надежности субъекта труда в исследованиях отечественных ученых // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 82-85.
8. Савинков С. Н. Психологическая служба и сопровождение сотрудников силовых структур : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2021. 208 с.
9. Савинков С. Н. Социально-психологический тренинг как метод развития личностно-профессиональных качеств сотрудников МЧС России // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2018. № 2 (50). С. 51-62.
Bibliographie list
1. Antonovskiy A. V, Balakshina E. V. Professional training of customs personnel in the Tver region // Psychology and pedagogy of official activity. 2020. No. 4. РР. 16-18.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
79
2. Bodrov V A. Psychology of professional fitness. Textbook for universities. M. : PERSE, 2006.
3. Balakshina E. V. Criteria of reliability of engineering activity: prospects of research // Human capital. 2021. No. 3 (147). PP. 88-96.
4. Zhalagina T. A., Sokolova A. S. Psychological foundations of the success of professional activity // Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2013. No. 4. PP. 31-37.
5. Kubyshko V. L., Kruk V. M., Vakhnina V. V., Fedotov A. Yu. To the problem of psychological support of professional reliability of a specialist of power structures // Psychology and law. 2020. Vol. 10. No. 4. PP. 18-32.
6. Lebedev V. I. Personality in extreme conditions. M. : Politizdat, 1989. 304 p.
7. Petrov N. N. Analysis of indicators of professional reliability of the subject of labor in the research of domestic scientists // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2017. Vol. 23. No. 3. PP. 82-85.
8. Savinkov S. N. Psychological service and support of law enforcement officers : textbook for universities. M. : Yurayt, 2021. 208 p.
9. Savinkov S. N. Socio-psychological training as a method of developing personal and professional qualities of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia // New in psychological and pedagogical research. 2018. No. 2 (50). PP. 51-62.
Дополнительная информация об авторе С. Н. Савинков - старший преподаватель кафедры психологии Московского гуманитарно-экономического университета, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Института комплексной безопасности и права Академии ГПС МЧС России, ведущий психолог Центра экстренной психологической помощи МЧС России.
Additional information about the author S. N. Savinkov - senior lecturer at the Department of Psychology of the Moscow University of Humanities and Economics, senior lecturer at the Department of Constitutional and Administrative Law of the Institute of Integrated Security and Law of the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia, a leading psychologist at the Center for Emergency Psychological Assistance of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
Статья поступила в редакцию 30.05.2022; одобрена после рецензирования 12.06.2022; принята к публикации 15.08.2022.
The article was submitted 30.05.2022; approved after reviewing 12.06.2022; accepted for publication 15.08.2022.
ПРОФАЙЛИНГ
Технологии предотвращения противоправных действий
Пятое издание
Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий / Эриашвили Н. Д. [и др.] ; под ред. Н. Д. Эриашвили, М. Е. Каменевой. 6-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 191 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».
ISBN: 978-5-238-03558-1
Рассмотрены нормативно-правовая база, теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения террористических актов путем оперативного выявления их угрозы. Представлен общий методологический подход к разработке профайлинга для различных участков (этапов) проведения режимно-контрольных мероприятий. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Изложены базовые требования к подбору и обучению сотрудников, применяющих технологии профайлинга.
Для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Социальная психология», работников правоохранительных органов, ведомственных служб безопасности и охраны, взаимодействующих предприятий и организаций.