Психология человека в образовании, 2020, т. 2, № 4 Psychology in Education, 2020, vol. 2, no. 4 _www.psychinedu. ru
Психологические технологии в образовании
УДК 159.92
DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-4-384-395
Психодиагностика риска ранней половой жизни у девочек с помощью тематического апперцептивного теста
Е. Г. Бортниковаш
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Аннотация. Сексуальная девиация в форме ранней половой жизни, особенно у девочек, представляется актуальной проблемой, увеличивающейся в масштабах вследствие социокультурных особенностей современности, в частности распространенности факторов риска отклоняющегося поведения. В связи с этим важное значение имеет своевременное выявление факторов риска ранней половой жизни. Одной из проблем в современной психологии является объемность психодиагностического инструментария, однообразие стимульного материала, длительность и трудоемкость для испытуемого прохождения психологического тестирования, что затрудняет оценку множества факторов системы отношений личности подростка. В статье описан опыт применения тематического апперцептивного теста для выявления риска ранней половой жизни у девочек-подростков. В работе использовались клинико-психологические методы исследования (социально-демографическая анкета; анкета девиантного поведения подростков, включающая вопросы, связанные с несколькими сферами жизни, такими как переживание стрессогенной ситуации, особенности психофизиологического состояния, специфика системы взаимоотношений родителей и подростка, особенности отношений со сверстниками, включая классный коллектив и референтные группы в виде неформального коллектива, а также оценка риска возникновения алкоголизации и наркотизации, оценка риска возникновения ранней половой жизни, оценка риска склонности к суицидальному поведению, система отношений в рамках школьной успеваемости, включая взаимоотношения с учителями и интерес к академическому обучению), а также проективный метод (модифицированный тематический апперцептивный тест, ориентированный на современных подростков, темы карточек: гендерные отношения, отношения со сверстницами, самоотношение, отношения со взрослыми, страх). В связи с существованием различных схем интерпретации тематического апперцептивного теста приводятся различные варианты, дополняющие друг друга. Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ. В результате были сделаны выводы об эмоциональном фоне, копинг-стратегиях, рефлексии, мотивации, об особенностях гендерных и межличностных отношений у девочек-подростков, попадающих в группу риска ранней половой жизни, выделены маркеры ранней половой жизни при интерпретации тематического апперцептивного теста.
Сведения об авторе
Елена Геннадьевна Бортникова, SPIN-код: 5909-6207, e-mail: bortnik [email protected]
Для цитирования:
Бортникова, Е. Г. (2020) Психодиагностика риска ранней половой жизни у девочек с помощью тематического апперцептивного теста. Психология человека в образовании, т. 2, № 4, с. 384-395. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-24-384-395
Получена 7 августа 2020; прошла рецензирование 12 августа 2020; принята 28 августа 2020. Права: © Автор (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Ключевые слова: ранняя половая жизнь, тематический апперцептивный тест, подростковый возраст, девиантное поведение, гендерные отношения.
Psychological evaluation of the risk of early sexual activity in girls by means of a thematic apperception test
E. G. Bortnikova™
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Abstract. Sexual deviation in the form of early sexual activity, especially in girls, is a topical issue exacerbated by modern socio-cultural change, and, particularly, prominent risks associated with such deviant behaviour. Thus, prompt detection of risk factors in this area is crucial. However, the diagnostic evaluation of risk factors is hindered by the bulk of psychodiagnostic tools that make the process of assessing a teenager's attitude system long and tedious for the test subject. We hypothesised that the use of a thematic apperception test may allow us to comprehensively determine an individual's psychological characteristics. The study used clinical and psychological research methods: a socio-demographic survey and a questionnaire on deviant behaviour in adolescents. The latter included questions about several spheres of an adolescent's life: stressful experiences, features of the psycho-physiological state, specifics of their relationship with their parents, features of relationships with peers (including classmates, and, possibly, a reference group in the form of an informal group); risk assessment for alcoholism and drug use, early sexual activity, suicidal behaviour, a system of relationships linked to academic performance including relationships with teachers and interest in academic achievement. The research also employed the projective method — a modified thematic apperception test aimed at modern adolescents. Card topics included gender relations, relationships with peers, the way one sees herself, relationships with adults, fear. As there is a variety of schemes for interpreting TAT, various options are given that complement each other. The study was conducted in secondary schools. As a result of the study, the authors made conclusions about the subjects' emotional background, coping strategies, reflexion, and motivation, and the features of gender and interpersonal relationships in adolescent girls prone to early sexual activity; markers of early sexual activity were identified when interpreting the thematic apperception tests.
Keywords: early sexual activity, Thematic Apperception Test, adolescence, deviant behaviour, gender relations.
Author
Elena G. Bortnikova, SPIN: 5909-6207, e-mail: bortnik [email protected] For citation: Bortnikova, E. G. (2020) Psychological evaluation of the risk of early sexual activity in girls by means of a thematic apperception test. Psychology in Education, vol. 2, no. 4, pp. 384-395. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-24-384-395
Received 7 August 2020; reviewed 12 August 2020; accepted 28 August 2020. Copyright: © The Author (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
В современной действительности происходит изменение этики сексуальных отношений. Критике не подвергаются добрачные связи, внебрачное рождение ребенка, разводы, повторные браки. Половое воспитание отчасти регулируется и вынужденной в настоящих социально-экономических условиях женской эмансипацией. Кроме того, современное искусство часто имеет эротическую окраску — особенно это касается популярной эстрадной музыки, которая активирует половой инстинкт у молодежи (Ma, Ono-Kihara, Cong et al. 2009).
Согласно результатам исследований, опыт половой жизни отмечается у 14 % девочек-подростков до 15 лет, к 15-17 годам эта цифра достигает 31 %, а к 18 годам — 68 % (Zueva, Saykinova 2011, 315). По данным других авторов, к 16 годам в школах Санкт-Петербурга опыт
сексуальных отношений имеют около 36 % мальчиков и чуть более 42 % девушек (Алёхин, Малкова 2012, 192, 196).
Классическая психологическая литература определяет раннюю половую жизнь как не патологическую девиацию, но с социальной точки зрения такое поведение расценивается как нежелательное в силу того, что половую жизнь считают ранней в том случае, если она наступает до появления первичных и вторичных половых признаков, то есть до физического созревания (Личко 1983).
Современная литература указывает на то, что у подростков выявляется ранний пубертат, то есть непосредственно половое созревание (Никитина 2013, 227-236), и позднее развитие рефлексии (Осташева 2015, 344-349; Wellings, Wadsworth, Johnson et al. 1995, 417-420). Наряду с этим несформированность процессов торможения в центральной нервной системе
в подростковом возрасте определяет внушаемость и риск девиаций, в том числе и начала ранней половой жизни (Макарова, Павлова, Макарова 2020, 40-46). Таким образом, подросток не переосмысливает свое поведение, в том числе половое, которое требует принятия на себя серьезной ответственности за последствия.
Кроме того, факторами риска возникновения различных девиаций в переходный период являются нарушенные отношения со сверстниками (68,7 %), чувство одиночества и отчужденности (от 13,2 % до 50 %), а также формирование нездоровой среды, не противодействующей и не осуждающей употребление разрешенных (50 %) и запрещенных «легких» наркотиков (22,8 %), вступление в ранние сексуальные отношения (51,4 %). Перечисленное становится результатом социальных изменений, сказывающихся на системе отношений личности подростка, в частности, на межполовых и сексуальных взаимоотношениях (Алёхин, Малкова 2012, 192, 196).
Оценка перечисленных проблем представляет собой трудность для психодиагностики, так как для эффективного выявления особенностей личности и психологических проблем подростка специалист вынужден применить большой объем инструментов, которые подчас являются трудоемкими для испытуемого и снижают у него мотивацию к исследованию. На наш взгляд, тематический апперцептивный тест представляет собой наиболее оптимальный вариант психодиагностического инструментария, так как он позволяет определить и особенности личности, и причины, и специфику стрессоген-ных ситуаций.
В связи с этим целью нашего исследования явилась разработка рекомендаций по выявлению риска ранней половой жизни у девочек-подростков с помощью модифицированного тематического апперцептивного теста.
Задачи:
1) Выявление группы девочек-подростков, имеющих риск возникновения ранней половой жизни.
2) Исследование особенностей личности девочек-подростков с риском возникновения ранней половой жизни.
3) Выявление особенностей межличностных отношений со сверстниками у девочек-подростков с риском ранней половой жизни.
4) Определение маркеров риска ранней половой жизни в модифицированном тематическом апперцептивном тесте.
Организация и методы исследования
Всего было исследовано 62 человека. Возраст испытуемых от 12 до 15 лет, то есть негативная фаза подросткового возраста по А. Е. Личко. В первую группу были отнесены те девочки-подростки, которые в анкете девиантного поведения показали положительный результат по части риска ранней половой жизни (30 человек), во вторую группу — девочки-подростки без риска ранней половой жизни (32 человека).
Исследование проводилось на базе Центра образования № 133 Невского района и средней общеобразовательной школы № 446 Колпин-ского района.
Методы исследования
Клинико-психологические методы исследования
1) Социально-демографическая анкета.
• Включает в себя вопросы о возрасте, составе семьи, уровне дохода семьи, условиях проживания.
2) Анкета девиантного поведения подростков состоит из следующих тем:
• Переживание стрессогенной ситуации. Включает вопросы, касающиеся конфликтных или тяжело переживаемых подростком обстоятельств, событий жизни.
• Особенности психофизиологического состояния. Включает вопросы, связанные с состоянием здоровья в период пубертата.
• Специфика системы взаимоотношений родителей и подростка. Включает вопросы, касающиеся детско-родительских конфликтов, ограничений в поведении подростка.
• Особенности отношений со сверстниками, включая классный коллектив, референтные группы в виде неформальных коллективов, вопросы взаимоотношений в классе и вне школы.
• Оценка риска возникновения алкоголизации и наркотизации. Включает вопросы общения со сверстниками, употребляющими какие-либо наркотики, частоту самостоятельного употребления.
• Проведение досуга.
• Оценка риска склонности к суицидальному поведению. Включает вопросы о смысле жизни.
• Система отношений в рамках школьной успеваемости, включая взаимоотношения с учителями и интерес к академическому обучению.
• Оценка риска возникновения ранней половой жизни. Включает вопросы о наличии опыта половой жизни у девочки-подростка, у сверстниц, об интересе к половой жизни, об интересе к контрацепции, о рассмотрении возможности вступления в половые отношения до 18 лет.
Проективный метод
Модифицированный тематический апперцептивный тест (МТАТ). МТАТ ориентирован на современных подростков. Тест включал набор карточек для девочек. Темы карточек: гендерные отношения, отношения со сверстницами, самоотношение, отношения со взрослыми, страх. Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Я буду показывать тебе картины, по которым ты составишь рассказ или историю. В рассказе нужно упомянуть, какая ситуация изображена на картине, что происходит с людьми, что предшествовало этой ситуации, что последует за ней. Надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картине, о чем они думают. Не обязательно заранее продумывать рассказ, можно сразу начинать говорить, правильных или неправильных вариантов в этом исследовании не бывает».
В связи с существованием нескольких схем интерпретации тематического апперцептивного теста (ТАТ) анализ результатов включил работу с перечнем центральных факторов, выделенных различными авторами, которые были взяты за основу обработки.
В анализе МТАТ ориентация была сделана на следующие схемы. Во-первых, Генри Мюррей (Мюррей 1971, 227-236) выделял в качестве основного фактора интерпретации идентификацию с одним или несколькими персонажами картин. Интерпретация, предлагаемая автором, представляет собой перечисление ряда трудностей, например смещение идентификации, свидетельствующее о неустойчивом представлении о себе испытуемого. Идентификация себя с двумя персонажами обозначает наличие противоположных тенденций личности. Идентификация с противоположным полом трактуется как сексуальные перверзии. Отсутствие идентификации может свидетельствовать о полном непринятии взглядов и позиции персонажа, то есть полной своей противополож-
ности. Кроме того, в подходе Г. Мюррея рассматриваются особенности потребностей испытуемого и давления, оказываемого на него, из чего формируется «тема», например, связанная с конкуренцией, стремлением к достижению, лидерству, любви.
Во-вторых, была применена схема анализа Дэвида Рапапорта (Блейхер, Крук 1986). По его мнению, повествование испытуемого включает две части: первая — клише, вторая — фантазия. Отделение одного от другого дает информацию о проблемах испытуемого и особенностях его мировосприятия. Наряду с этим выделяются формальные и неформальные характеристики. К первым относятся соблюдение инструкции и детализация. К неформальным или содержательным характеристикам относятся: эмоциональный фон рассказа, выявляемый в процессе наблюдения, который соотносится с идентификацией и является признаком идентификации испытуемого с каким-либо персонажем; соотнесение персонажей рассказа со своими родственниками, друзьями, значимыми людьми и с самим собой. Помимо этого, анализируются установки и потребности персонажа, с которым идентифицирует себя испытуемый, а также мысли и чувства, которые рассматриваются как препятствия.
Третьей схемой анализа является схема С. Том-кинса (Соколова 1987). Большей частью анализ С. Томкинса повторяет схему интерпретации Г. Мюррея, но с важным добавлением формы активности героя и выявлением интроверсии и экстраверсии испытуемого. Кроме того, С. Том-кинс выделяет три основных уровня: «желание — построение плана действий — само действие». Застревание на одном из этих уровней является патологическим.
Четвертая схема анализа — система М. Арнольда (Соколова 1987). Основной частью является определение аттитюдов, то есть социальных установок личности испытуемого. Обнаруживается либо положительный, либо отрицательный индекс мотивации; положительный свидетельствует о высоком социальном статусе.
Пятая схема — анализ Ф. Уайтта (Леонтьев 2000), где автор описывает, помимо идентификации, несколько уровней, а также эмоциональные и формальные отношения между героями картин, что отчасти совпадает с соотношением «клише — фантазия» по Д. Рапапорту:
1) конкретно-фактический уровень (описание происходящих событий);
2) эндопсихический уровень (описание внутренних переживаний, мыслей и чувств персонажей);
3) символический уровень (воображаемая субъективная реальность);
4) уровень прошлого и мифологии;
5) уровень кажимости (персонажи, притворяющиеся иными, чем они есть на самом деле);
6) уровень условности (описание альтернативных возможных вариантов).
Шестой схемой является схема анализа Е. Т. Соколовой и В. В. Столина (Соколова 1987). Авторы выделяют самоотношение, ведущие мотивы, способы разрешения конфликтов, индивидуальные особенности.
Седьмая схема интерпретации — схема Дж. Роттера (Леонтьев 2000). Так же, как и другие авторы, Дж. Роттер выделяет отношение к миру, особенности главного героя, подход к решению проблем.
Таким образом, в заключение включены следующие пункты:
1. Общее впечатление от рассказов и особенности работы испытуемых со сти-мульным материалом.
2. Формальные показатели: соблюдение инструкции и детализация (по Д. Рапа-порту).
3. Содержательные показатели:
3.1. Идентификация испытуемого с каким-либо персонажем (по Г. Мюррею).
3.2. Выделение основной темы (по Г. Мюррею).
3.3. Выделение на фоне клише фантазийного компонента (по Д. Рапапорту).
3.4. На основании идентификации выделение потребностей испытуемых (по Д. Рапапорту).
3.5. Препятствия испытуемых (по Д. Рапа-порту).
3.6. Особенности личности испытуемых в связи с акцентом на поведении или мыслей и чувств (по С. Томкинсу).
3.7. Фиксация на одном из этапов достижения желаемого (по С. Томкинсу).
3.8. Выявление социальных установок (по М. Арнольду) и мотивационного индекса.
3.9. Уровни изложения (по Ф. Уайтту).
3.10. Подходы к решению проблем (по Дж. Роттеру).
4. Общее представление (по Е. Т. Соколовой и В. В. Столину).
Результаты и их обсуждение
Результаты клинико-психологического исследования
Социально-демографические характеристики исследуемых девочек-подростков.
Из таблицы 1 видно, что состав семьи девочек-подростков, склонных к ранней половой жизни (РПЖ), и девочек второй группы значи-
Социально-демографический показатель Первая группа Вторая группа
Средний возраст 14 14
Состав семьи
Мать и отец 62 % 56 %
Одинокая мать 26 % 28 %
Одинокий отец - -
Мать и отчим 12 % 13 %
Отец и мачеха - -
Бабушка (и дедушка) - 3 %
Другие дети в семье
Нет 22 % 37 %
Есть один 78 % 57 %
Есть два и более - 6 %
Доход семьи
Низкий 48 % 46 %
Средний 52 % 54 %
Высокий - -
Наличие своей комнаты
Есть 76 % 47 %
Нет 24 % 53 %
Табл. 1. Социально-демографические характеристики девочек-подростков первой и второй групп
Табл. 2. Девиации поведения в первой и второй группах
№ Девиация Первая группа % Вторая группа %
1 Нарушение взаимоотношений с родителями 62,5 22,43
2 Смена круга общения (уход из классного коллектива, другая референтная группа присутствия) 31,25 26,2
3 Нарушение взаимоотношений со сверстниками 37,5 35,5
4 Риск алкоголизации 68,75 22,43
5 Риск наркотизации 43,75 15,9
6 Риск возникновения компьютерной зависимости 75,0 39,25
7 Снижение мотивации к учебной деятельности 81,25 10,28
8 Риск суицидального поведения 31,0 4,7
тельно не отличается. Показатель наличия других детей в семье выражен сильнее, в первой группе чаще всего встречается по двое детей в семье. Уровень дохода чаще средний, но доход ниже среднего более чем у 40 %. В первой группе наличие своей комнаты у девочки-подростка отмечено более чем у 70 %, что может являться дополнительным фактором РПЖ.
Исходя из данных таблицы 2, в первой группе чаще встречаются такие девиации поведения, как нарушения родительско-детских отношений, риск алкоголизации и наркотизации, риск возникновения компьютерной зависимости и суицидального поведения, снижение мотивации к школьному обучению. Наряду с этим, как и во второй группе, имеются нарушенные отношения со сверстниками, в том числе и с одноклассниками.
Результаты исследования с помощью проективного метода
Обобщенное заключение и примеры по результатам модифицированного тематического апперцептивного теста в первой группе.
1. Общее впечатление от рассказов и особенности работы испытуемых со стимуль-ным материалом.
До начала анализа можно отметить маленький объем рассказов. Сюжетная линия рассказов простая, раскрытие сути проблемы
не наблюдается. Немотивированность испытуемых отражается на объеме рассказов.
Например: «По-моему, это может быть дочка с папой или с каким-то мужчиной. Ее что-то огорчило в прошлом, что сейчас все ее мысли об этом, вот. По ее лицу можно сказать, что она не хочет никого слушать, в голове себе что-то думает, не хочет никого слушать. В будущем, может, она примет для себя какое-то решение. И все будет хорошо. Все».
Рассказы носят бытийный характер, они приземленные и примитивные. Общий интеллектуальный уровень испытуемых близок к среднему. Творческие способности не просматриваются.
2. Формальные показатели: соблюдение инструкции и детализация (по Д. Рапапорту).
В среднем латентное время составляло 15 секунд.
Общее время, затраченное на рассказы, составило в среднем 9 минут.
В большей степени описание касалось настоящего момента, изображенного на картине. Описание прошлого или предшествующих событий и будущего игнорировалось, если испытуемым не напоминали о необходимости полного выполнения инструкции.
Например: «Эта девочка что-то рассматривает, мне кажется, у нее что-то в руках и, возможно, сзади папа или просто прохожий,
но девочка удивлена. Возможно, что она разочарована, ну, вот мужчина. Он как будто зол, ему что-то не нравится. Мне кажется, что это папа и дочка. Может быть, у них что-то случилось (пауза — 59 секунд). Возможно, она испугана, ну не знаю. Мне почему-то кажется, что она держит что-то в руках. Либо она на что-то смотрит, либо она испугана, либо она разочарована. А мужчина, он либо зол, мне кажется... (пауза — 23 секунды) Я не знаю, что еще сказать».
Напоминания осуществлялись в соответствии с требованиями проведения ТАТ. В дальнейшем девочки-подростки после описания происходящих на картинах событий давали краткую характеристику предшествующих и краткое заключение о будущих событиях, а именно о форме и результате разрешения ситуации, что может свидетельствовать о каких-либо конфликтных переживаниях в прошлом, на основании чего испытуемые испытывают беспокойство относительно неблагополучия в будущем.
Например: «Мне кажется, что мужчина рассказал что-то девушке, он рад, а она в шоке, мне кажется. Не знаю, почему (пауза — 12 секунд). Они разговаривают, мне кажется, он что-то хочет объяснить. Он как будто смеется над ней, она этого не понимает, она злится. Возможно, они еще ссорятся, но только мужчина не воспринимает это всерьез, а женщина думает. Все».
Испытуемыми кратко обозначались эмоции и чувства, то есть одним словом, например, «чувствует тревогу» или «чувствует страх», «чувствует злость». В отношении мыслей героев картин испытуемые ограничивались констатацией факта, то есть персонаж думает, но суть и ход его размышлений не раскрывался. В связи с этим можно предположить, что контроль над аффективностью снижен, существует опасность дезорганизации в стрессовой ситуации.
Например: «Тут, наверное, ее парень. Она с ним куда-то сходила, в кино пошла с парнем, и теперь они не общаются, у них конфликт. И теперь они выясняют, зачем она это сделала. Они злые. Все».
Детализация: испытуемые, как правило, ограничивались описанием происходящего на картине, что встречается у тревожных и ис-тероидных личностей.
3. Содержательные показатели:
3.1. Идентификация испытуемого с каким-либо персонажем (по Г. Мюррею). Идентификация с персонажами: с девушкой, которая в положении «слабой», с девочкой, разговаривающей с мужчиной, с лежащей девушкой,
с девушкой, ссорящейся с молодым человеком. С доминирующей девушкой соотносится мать. Мужчина ассоциируется с отцом.
Например: «Здесь они, может быть, ссорятся, девушка справа, можно сказать так, немного грубовата, какой-то конфликт выясняют (пауза — 20 секунд), до этого, может, у них были какие-то разногласия (пауза — 23 секунды), после этого (пауза — 20 секунд), мне кажется, что эта девушка справа, она как-то более грубо, ну, относится, чем девушка слева (пауза — 22 секунды). Если это конфликт, то, возможно, что они его решат, не знаю (пауза — 31 секунда). Я не знаю, по фотке очень трудно определить (пауза — 26 секунд). Возможно, что вот эта девушка, она как бы моложе, возможно, что это ее мама. Они выясняют что-то. Может же быть такое? (пауза — 54 секунды). Не знаю. Ну, понятно, что, возможно, конфликт. До этого у них какие-то разногласия были. И сейчас они разбираются. А что после — я не знаю. Даже мыслей нет (пауза — 42 секунды). Больше ничего не могу сказать».
Перечисленные персонажи, с которыми идентифицировали себя испытуемые, характеризуются как слабые, находящиеся в подчиненном положении, боящиеся происходящего, считающие, что этот страх и события — расплата за прошлые ошибки. Наряду с этим выявляются конфликты, связанные с родителями, где родители выступают как носители социальных норм, возмущающие и стыдящие персонажей, отождествляемых испытуемыми с собой.
3.2. Выделение основной темы (по Г. Мюррею). Основные темы — это детско-родительские отношения, конкуренция за противоположный пол, суицидальные риски.
Например: «Это, наверное, дочь и отец. Они идут и что-то обсуждают. Наверное, папе что-то не нравится, и девочка возмущается».
3.3. Выделение на фоне клише фантазийного компонента (по Д. Рапапорту). В качестве фантазийных элементов выступают необходимость подготовки к чему-либо, беременность, смерть, насмешки, современные особенности общения подростков в интернете и интерес современных девочек-подростков к жизни фотомоделей. Перечисленное может свидетельствовать об основных переживаниях современных девочек-подростков.
Например: «Темный лес. Девушка видеобло-гер, снимает свой блог. Там очень темно. Почему у нее лицо белое? Потому, что на нее светит вспышка. И все. С ней все хорошо. Не знаю, что сказать. У меня первый раз такое вообще.»
3.4. На основании идентификации выделение потребностей испытуемых по Д. Рапа-порту. Основными потребностями являются наличие партнера противоположного пола, налаживание отношений с родителями, беспокойство из-за возможной беременности, конкуренции по поводу партнеров противоположного пола, страх смерти.
Например: «...Я не понимаю, что это... Девушка лежит. Не знаю, почему-то вообще с трупом связано. Что это, труп? Ну, не знаю, где-то на заброшенном каком-то здании, убили девушку, не знаю. Больше ничего не могу сказать. Вообще, ничего в голову не приходит. В прошлом училась в колледже, наверное, молодая, наверное, да, училась в каком-то образовательном центре. Может решила сходить на заброшенное здание, пофотографировать. И там ее убили. Все. Потом ее найдут и похоронят, и все».
3.5. Препятствия испытуемых (по Д. Рапа-порту) в качестве отрицательных эмоций и чувств, таких как страх, возмущение, гнев.
Например: «Девушка на лестнице, наверное, она за что-то переживает. Грустная. Не знаю. В общем, она чем-то расстроена. Не могу больше ничего сказать. Может ее в прошлом кто-то обидел, и она сейчас грустит. Сейчас она поразмышляет об этом, и все будет хорошо. Вот. Чувствует обиду, тоску, грусть. О чем думает — не знаю».
3.6. Особенности личности испытуемых в связи с акцентом на поведении или мыслях и чувствах (по С. Томкинсу). Мысли и чувства описываются в гораздо меньшей степени, чем поведение персонажей. В двух третях случаев рассказывается о поведении. Таким образом, можно предположить, что девочки-подростки в первой группе чаще экстравертированы.
3.7. Фиксация на одном из этапов достижения желаемого (по С. Томкинсу). Ни желаемое, ни построение плана действия чаще не обозначается, в основном происходит фиксация на действии, то есть на третьем этапе, характеризующемся беспорядочностью, импульсивными действиями.
3.8. Выявление социальных установок (по М. Арнольду) и мотивационного индекса. Мотивационный индекс отрицательный — противодействие старшим, что связано с несоблюдением социальных норм, транслируемых родителями.
Например: «Тут. можно сказать, как будто разговор дочки с отцом. Дочь что-то сделала не так, а отец. как это сказать-то. говорит как бы, что так делать нельзя, что это плохо, а она как будто не согласна. Вот так».
3.9. Уровни изложения (по Ф. Уайтту). Уровень изложения в основном описательный, конкретно-фактический, с элементами эндо-психического описания чувств и внутренних переживаний героев. Сюжета не наблюдается. Обобщения и широкие выводы не обозначаются испытуемыми. Наряду с этим обнаруживаются уходы в форме разветвления.
Например: «Девушка лежит на лестнице (пауза — 13 секунд), не знаю, она отдыхает от чего-то. не знаю (пауза — 11 секунд), возможно, она отдыхает от какой-то там суеты может быть, ну, меня вот это вот смущает, пыталась разобраться, что это. Вот это похоже на лестницу, что это такое, вряд ли это лестница (пауза — 36 секунд), сложно. Может быть, ей плохо стало, не знаю (пауза — 9 секунд). Как -будто она упала в обморок, может быть такое? Если она упала в обморок, возможно, она ждет помощь, пока кто-то придет (пауза — 14 секунд). Я больше ничего не знаю (пауза — 1 минута 3 секунды)». Психолог: «Что было до этого?» «Не знаю, у нее такой живот, либо она беременная, либо какая-то болезнь, ну, просто у бабушки такое похожее, я просто присматриваюсь. Либо она беременная упала в обморок, либо из-за болезни. Вот. Может, она до этого волновалась, что-то ее беспокоило (пауза — 41 секунда). Может быть, что она не лежит, а стоит. Наверное, она чувствует усталость, ей плохо. Может быть, она думает о помощи, когда кто-то придет и поможет ей».
3.10. Подходы к решению проблем (по Дж. Роттеру). Поиск социальной поддержки.
4. Общее представление (по Е. Т. Соколовой и В. В. Столину).
Девочки-подростки первой группы, то есть имеющие риск РПЖ, характеризуются как эмоционально-лабильные, импульсивные, экстра-вертированные. Общий эмоциональный фон снижен. Им свойственна подчиненная позиция, склонность к ожиданию социальной поддержки. Родительско-детские отношения характеризуются как конфликтные. Отношения со сверстницами конкурентные, враждебно окрашенные, причиной конфликта являются личные предпочтения и симпатии сверстников противоположного пола. Наряду с этим отсутствует понимание эмоционального содержания гендерных конфликтов.
Обобщенное заключение и примеры по результатам МТАТ во второй группе
1) Общее впечатление от рассказов и особенности работы испытуемых со стимуль-
ным материалом. Объем рассказов небольшой. Сюжеты рассказов стереотипны. Рассказы изобилуют словами-паразитами и паузами.
Например: «Одна девушка говорит другой девочке, чтобы она не рассказывала ее секрет, который она рассказала.» Пауза. Психолог: «Я тебе напомню инструкцию: о чем думают герои?» «Они думают о жизни. Вот эта девушка (указывает на фигуру слева), наверное, боится, хочет, чтобы она не рассказывала секрет». «Тут девушка от чего-то страдает. Ну, она замкнутая. Поэтому она скрытная и одиночка, можно сказать так. Все».
В большей степени рассказы носят бытийный характер, с высокой долей конфликтности и агрессии.
В рассказах четко просматривается сюжетная линия, однако рассказы составлены на примитивном уровне.
Например: «Девушка сидит в классе на уроке. У нее есть парень. Такие глаза задумчивые, что-то случилось, наверное. Сожаление у нее на лице. Они помирятся потом».
Общий интеллектуальный уровень испытуемой близок к среднему. Воображение — на среднем уровне, творческие способности не просматриваются.
2. Формальные показатели: соблюдение инструкции и детализация (по Д. Рапапорту). В среднем латентное время составляло 10 секунд.
Общее время, затраченное на рассказы, составило в среднем 20 минут.
Описание начиналось с настоящего момента, после этого испытуемые, как правило, переходили к описанию прошлого. В описании будущего фигурировал в основном счастливый конец, таким образом, изображаемая ситуация является пиком, после чего наступает мгновенная развязка.
Например: «Девушка спускалась, ей стало плохо. Она упала в обморок. Думает, как бы собраться с силами и встать, но она встанет и пойдет к врачу».
Мысли и чувства описывались совместно, что может свидетельствовать об отсутствии внутриличностных конфликтов.
«Это человек, возможно, репортеры, когда пришли делать сюжет, например, про разоблачение детских домов. Сфоткали ребенка. Ребенок не понимает, что происходит, чувствует страх».
Детализация на среднем уровне.
Например: «Девушка устала и прилегла. Лестница длинная, она пока спускалась, устала. У нас такая же лестница есть. Не знаю, она заснула. Потом снова пойдет».
3. Содержательные показатели:
3.1. Идентификация испытуемого с каким-либо персонажем (по Г. Мюррею). Идентификация происходит с персонажами волевыми, лидирующими и подавляющими других. Испытуемые солидарны с агрессивной девушкой. Идентификация с девушкой, лежащей на лестнице, соотносится с описанием дальнейших активных действий этого персонажа.
3.2. Выделение основной темы (по Г. Мюр-рею). Основными темами, затрагиваемыми испытуемыми, являются родительско-детские отношения, употребление наркотиков, учебные ситуации. Гендерные отношения описываются как конфликтные, причем противоречия являются результатом измены.
Например: «Это заброшенное здание. Может, ей плохо. Что-то случилось в личной жизни. Вот, лежит, думает, как вернуть молодого человека. Чувствует обиду, к другой ушел, думает, как ей отомстить. Она позвонит ему и покончит с собой».
Учебная деятельность характеризуется как обязанность достижения высоких результатов.
Например: «Девочка сидит на уроке. Ее пришли сфотографировать, потому что она стала победительницей конкурса рисунков. Потом она поедет на конкурс по стране, даже по миру, защищать честь школы. Она не показывает, что ей приятно, что она победила. Думает, как бы не подвести того, кто в нее верит».
3.3. Выделение на фоне клише фантазийного компонента (по Д. Рапапорту). В качестве такового можно выделить страх смерти, переживания по поводу необходимости достижения высоких результатов, взаимоотношений с молодыми людьми, агрессию.
Например: «Наверное, преступница, совершила убийство, не хочет, чтобы ее видели и критиковали. Думаю, она осознает, и больше такого не повторится».
3.4. На основании идентификации выделение потребностей испытуемых (по Д. Рапапорту). Потребности выражаются в необходимости достижения результатов в учебной деятельности, снижении страха смерти, избавлении от наркотической или алкогольной зависимости, установлении доверительных взаимоотношений с противоположным полом.
3.5. Препятствия испытуемых (по Д. Рапапорту). В качестве препятствий выступают эмоциональные переживания.
3.6. Особенности личности испытуемых в связи с акцентом на поведении или мыслях и чувствах (по С. Томкинсу). В 50 % случаев встречаются рассказы, ориентированные
на описание действий, и в 50 % случаев — рассказы с описанием чувств. Ход размышлений не отображается.
3.7. Фиксация на одном из этапов достижения желаемого (по С. Томкинсу). Выделяются отдельные желания испытуемых, но нет четкого алгоритма их достижения, чаще описываются действия, отраженные от формального подхода к выполнению задания.
3.8. Выявление социальных установок (по М. Арнольду) и мотивационного индекса. Социальные установки на достижение успеха, но мотивационный компонент отрицательный.
3.9. Уровни изложения (по Ф. Уайтту). Прослеживается сюжетный уровень изложения.
Например: «Ну. Эта девушка выдала тайну этой девушки. И первая ей угрожает, или замечание, чтобы так эта не делала больше. Может, встречалась с мальчиком (пауза). Помирятся потом (пауза). Первая переживает, а вторая чувствует равнодушие».
3.10. Подходы к решению проблем (по Дж. Роттеру): агрессивное поведение.
4. Общее представление (по Е. Т. Соколовой и В. В. Столину).
Для испытуемых второй группы характерен сниженный фон настроения. При описании картин испытуемыми обозначались такие эмоции, как страх, злость, испуг, боязнь, возмущение, гнев. То есть положительно окрашенных эмоций не обозначалось.
Например: «Мне кажется, две подруги ссорятся. Одна хочет рассказать, а другая не позволяет. Может тайна касается одной из них (пауза). Все-таки не расскажет. Или расскажет (пауза). Все зависит от ситуации. Наверное, не расскажет все-таки тайну. Одной хочется рассказать, а другая боится. Говорит: "Молчать!"» «Вампиры какие-то (пауза). Фотография нечеткая. Мне кажется, ее обидели. Может, кто-то ее ударил (пауза). Или просто поссорились, не то сказала. Чувствует обиду. Просто чувствует обиду. Успокоится, наверное».
Тревога связана с необходимостью достижения высоких результатов в учебной деятельности. Наблюдается рефлексия. Например: «Здесь изображена девушка, которая. Неожиданный кадр. Судя по лицу, произошло что-то неприятное. И она думает, как это могло случиться, и не верит в то, что произошло. Мне кажется, она будет долго об этом помнить.»
Самоотношение характеризуется сниженной самооценкой, связанной с субъективным неуспехом в учебной деятельности, восприятием себя как агрессивного человека в отношении межличностных конфликтов.
Позиция в конфликтной ситуации агрессивная.
Например: «Девушка что-то сказала не то, другая наезжает, если другая не извинится, то ей будет плохо. Явно из-за парня все это. Первая немного побаивается. Эта конкретно наезжает. Она все парню расскажет».
«Две девушки. Одна из них увидела то, что другая не должна была видеть. А вторая, соответственно, увидела это. И другая ей угрожает. Первая боится, что это все может всплыть, а вторая не боится. Я думаю, что девушка выйдет победительницей отсюда».
Имеется риск аддиктивного поведения.
Сравнивая результаты первой и второй групп, можно отметить следующее:
1. Общее впечатление от рассказов и особенности работы испытуемых со стимульным материалом: мало различаются. В обоих случаях рассказы короткие, длительных пауз не наблюдалось. Речь сбивчивая, изобилующая словами-паразитами. Фон настроения во второй группе приподнятый, возбужденный. Девочки второй группы в большей степени были ориентированы на правильное выполнение задания. В первой группе девочки-подростки отнеслись к исследованию формально, интереса не проявляли.
2. Формальные показатели: соблюдение инструкции и детализация (по Д. Рапапорту). Инструкция соблюдалась во второй группе. В первой группе инструкция чаще игнорировалась, что свидетельствует о беспокойстве за свое будущее из-за неудач в прошлом.
3. Содержательные показатели:
3.1. Идентификация испытуемого с каким-либо персонажем (по Г. Мюррею). Идентификация во второй группе с сильными, доминирующими персонажами, в первой группе — с героями, находящимися в подчиненной позиции.
3.2. Выделение основной темы (по Г. Мюррею). Большинство тем в обеих группах совпадают, но чаще встречаются в первой группе нарушения отношений с родителями и не встречается тема учебной деятельности. Во второй группе чаще встречается тема, связанная с наркотической аддикцией.
3.3. Выделение на фоне клише фантазийного компонента (по Д. Рапапорту). Фантазийные компоненты совпадают с выделенными темами в пункте 3.2.
3.4. На основании идентификации выделение потребностей испытуемых (по Д. Рапапорту). Потребности отличаются, в первой группе отсутствует потребность в доминировании и высоких достижениях.
3.5. Препятствия испытуемых (по Д. Рапапорту). В качестве препятствий выделяются в обеих группах отрицательные эмоции — страх и гнев.
3.6. Особенности личности испытуемых в связи с акцентом на поведении или мыслях и чувствах (по С. Томкинсу). В первой группе чаще встречаются экстравертированные личности.
3.7. Фиксация на одном из этапов достижения желаемого (по С. Томкинсу). Фиксация в первой группе на действиях, а во второй — на желаемом.
3.8. Выявление социальных установок (по М. Арнольду) и мотивационного индекса. Социальные установки во второй группе направлены на достижение успеха; в первой группе социальные установки транслируются родителями, но не принимаются.
3.9. Уровни изложения (по Ф. Уайтту). Во второй группе — сюжетный уровень. В первой — описательный. То есть для девочек-подростков, имеющих риск РПЖ, характерна невовлеченность в процесс исследования, возможна конкретность мышления.
3.10. Подходы к решению проблем (по Дж. Роттеру). В первой группе — ожидание социальной поддержки, во второй — агрессивный способ.
4. Общее представление (по Е. Т. Соколовой и В. В. Столину). В обеих группах снижен эмоциональный фон. Фиксация во второй группе на достижении успехов, избавлении от ад-
дикции, рефлексии. В первой группе обнаруживается выраженная эмоциональная лабильность, отсутствие мотивации к учебной деятельности.
Таким образом, в качестве маркеров выявления риска РПЖ в МТАТ может служить, во-первых, слабое, формальное, исключительно для соблюдения инструкции по напоминанию психолога, описание прошлого и будущего. Во-вторых, идентификация с персонажами, находящимися в подчиненном положении. В-третьих, отсутствие темы учебной деятельности. В-четвертых, отсутствие рефлексии.
Выводы
В группе девочек с риском РПЖ обнаруживается эмоциональная нестабильность, снижение мотивации к учебной деятельности. Вторая группа девочек отличается ориентацией на достижение успехов, склонностью к анализу своих поступков и их причин.
Межличностные отношения девочек-подростков, имеющих риск РПЖ, характеризуются как конкурентные между девочками и подчиненные в отношении противоположного пола.
В качестве маркеров выявления риска РПЖ в МТАТ может служить скудное описание картин МТАТ, особенно в отношении рассказа о прошлом и будущем, формальное отношение к исследованию, обозначение подчиненного положения основного персонажа, отсутствие в рассказах темы учебной деятельности, отсутствие рефлексии.
Литература
Алёхин, А. Н., Малкова, Е. Е. (2012) Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема. Universum: Вестник Герценовского университета, № 2, с. 191-198.
Блейхер, В. М., Крук, И. В. (1986) Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоров'я, 280 с.
Леонтьев, Д. А. (2000) Тематический апперцептивный тест. 2-е изд. М.: Смысл, 254 с.
Личко, А. Е. (1983) Эти трудные подростки: Записки психиатра. Л.: Лениздат, 126 с.
Макарова, В. И., Павлова, А. Н., Макарова, А. И. (2020) Факторы риска, влияющие на здоровье подростков России и США: обзор литературы. Экология человека, № 7, с. 40-46.
Мюррей, Г. А. (1971) Тематический апперцептивный тест. Руководство. [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/library/tat (дата обращения 09.09.2019).
Никитина, И. Л. (2013) Старт пубертата — известное и новое. Артериальная гипертензия, т. 19, № 3, с. 227-236. DOI: 10.18705/1607-419X-2013-19-3-227-236
Осташева, Е. И. (2015) Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения современных подростков. В кн.: М. Г. Рябова (ред.). Психология человека в условиях здоровья и болезни. Материалы Vнаучно-практической конференции. Тамбов: «Бизнес — Наука — Общество», с. 344-349.
Соколова, Е. Т. (1987) Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 176 с.
Ma, Q., Ono-Kihara, M., Cong, L. et al. (2009) Early initiation of sexual activity: A risk factor for sexually transmitted diseases, HIV infection, and unwanted pregnancy among university students in China. BMC Public Health, no. 9, article 111. DOI: 10.1186/1471-2458-9-111
Wellings, K., Wadsworth, J., Johnson, A. et al. (1995) Provision of sex education and early sexual experience: The relation. The BMJ, vol. 311, no. 7002, pp. 417-420. DOI: 10.1136/bmj.311.7002.417
Zueva, T., Saykinova, N. (2011) Education and health from childhood to adult life. Moscow: Pediatr Publ., 323 p.
References
Alekhin, A. N., Malkova, E. E. (2012) Samorazrushayushchee povedenie podrostkov kak fenomen i nauchnaya problema [Self-destructive behavior adolescents as a phenomenon and a scientific problem]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta — Universum: Bulletin of the Herzen University, no. 2, pp. 191-198. (In Russian) Bleikher, V. M., Kruk, I. V. (1986) Patopsikhologicheskaya diagnostika [Pathopsychological diagnostics]. Kiev:
Zdorov'ya Publ., 280 p. (In Russian) Leont'ev, D. A. (2000) Tematicheskij appertseptivnyj test [Thematic aperception test]. 2nd ed. Moscow: Smysl Publ., 254 p. (In Russian)
Lichko, A. E. (1983) Eti trudnye podrostki: Zapiski psikhiatra [These are difficult teenagers: Psychiatrist's notes].
Leningrad: Lenizdat Publ., 126 p. (In Russian) Ma, Q., Ono-Kihara, M., Cong, L. et al. (2009) Early initiation of sexual activity: A risk factor for sexually transmitted diseases, HIV infection, and unwanted pregnancy among university students in China. BMC Public Health, no. 9, article 111. DOI: 10.1186/1471-2458-9-111 (In English) Makarova, V. I., Pavlova, A. N., Makarova, A. I. (2020) Faktory riska, vliyayushchie na zdorov'e podrostkov Rossii i SShA: obzor literatury [Risk factors affecting the health of adolescents of Russia and the USA: A literature review]. Ekologiya cheloveka — Human Ecology, no. 7, pp. 40-46. (In Russian) Murray, G. A. (1971) Tematicheskij appertseptivnyj test. Rukovodstvo [Thematic apperception test. Manual]. [Online].
Available at: http://flogiston.ru/library/tat (accessed 09.09.2019). (In Russian) Nikitina, I. L. (2013) Start pubertata — izvestnoe i novoe [The timing of puberty: Well-known and new issues]. Arteria'naya gipertenziya — Arterial Hypertension, vol. 19, no. 3, pp. 227-236. DOI: 10.18705/1607-419X-2013-19-3-227-236 (In Russian)
Ostasheva, E. I. (2015) Sotsial'no-psikhologicheskie faktory otklonyayushchegosya povedeniya sovremennykh podrostkov [Socially-psychological factors of deviant behavior of modern teenagers]. In: M. G. Ryabova (ed.). Psikhologiya cheloveka v usloviyakh zdorov'ya i bolezni. Materialy Vnauchno-prakticheskoj konferentsii [Psychology of human health and disease. Proceedings of the V International scientific-practical conference]. Tambov: "Biznes — Nauka — Obshchestvo" Publ., pp. 344-349. (In Russian) Sokolova, E. T. (1987) Proektivnye metody issledovaniya lichnosti [Projective methods of personality research].
Moscow: Moscow State University Publ., 176 p. (In Russian) Wellings, K., Wadsworth, J., Johnson, A. et al. (1995) Provision of sex education and early sexual experience:
The relation. The BMJ, vol. 311, no. 7002, pp. 417-420. DOI: 10.1136/bmj.311.7002.417 (In English) Zueva, T., Saykinova, N. (2011) Education and health from childhood to adult life. Moscow: Pediatr Publ., 323 p. (In English)