Научная статья на тему 'Психодиагностика нравственности будущего профессионала'

Психодиагностика нравственности будущего профессионала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
606
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / БУДУЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / A PERSON`S MORAL AND PSYCHOLOGICAL RELATIONS / MORAL / INTENDING PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бражникова А. Н., Зюзя А. А.

Психодиагностика нравственности будущего профессионала представлена системой нравственно-психологических отношений личности, включающей в себя: отношение к себе, другим людям, обществу, религии. Описаны результаты эмпирического исследования, свидетельствуют о нестабильности, противоречивости и ситуативной изменчивости нравственно-психологических отношений личности будущего профессионала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychodiagnostics of an intending professional`s moral

The psychodiagnostics of an intending professional`s moral is introduced by a system of a person`s moral and psychological relations. This system includes the attitude to oneself, other people, religion. The described results of the empiric research prove the instability, the inconsistency

Текст научной работы на тему «Психодиагностика нравственности будущего профессионала»

УДК 159.922.6

ПСИХОДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО

ПРОФЕССИОНАЛА

А.Н. Бражникова, А.А. Зюзя

Психодиагностика нравственности будущего профессионала представлена системой нравственно-психологических отношений личности, включающей в себя: отношение к себе, другим людям, обществу, религии. Описаны результаты эмпирического исследования, свидетельствуют о нестабильности, противоречивости и ситуативной изменчивости нравственно-психологических отношений личности будущего профессионала.

Ключевые слова: нравственность, будущий профессионал, психодиагностика, нравственно-психологические отношения.

Современная социальная действительность требует огромной работы государства, общества и каждого человека по восстановлению социально-правовой справедливости, повышению благополучия российского общества, его нравственной реабилитации. В этой связи, существует высокая потребность общества в профессионалах, не только как высококвалифицированных специалистах, обладающих ключевыми квалификациями, но и высоконравственными характеристиками.

Понимание высокой значимости нравственных характеристик для жизни и деятельности человека заложены в работах отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского, М. Вебера, И.А. Ильина, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, Э. Фромма и др... Современными психологами (Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, В.М. Пряжникова, Н.С. Пряжников, Е. Ю. Пустовалов, Н.А. Коваль, А.Ю.Трубецкой А.В. Юревич и др.), так же доказывается, что нравственность как особое проявление индивидуальной психики, в

пространстве социальных отношений, оказывает существенное влияние на сознание, чувства, жизнь, деятельность, систему отношений, поведение человека, определяет его личностное и профессиональное развитие.

Специфичность нравственности как явления объективной и субъективной реальности часто порождает противоречие в толковании данного понятия. Под нравственностью понимают:

• общую тенденцию вести себя, таким образом, который соответствует моральному кодексу общества (Артур Ребер);

• естественное, природное состояние нравов человека (С.Л. Рубинштейн);

• совесть конкретного человека, основанная на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранить свое достоинство (Н.С. Пряжников);

• целостную систему воззрений на должную социальную жизнь, выражающую то или иное понимание сущности человека и его бытия (А.Б. Купрейченко) и т.д.

Безусловно, своеобразие и сложность феномена «нравственности» не могут дать бесспорного и единого представления о данном понятии.

Под нравственностью мы будем понимать качественную характеристику человеческой психики, основанную на индивидуальной совести, выступающую в качестве стержневого образования личности и являющуюся высшим уровнем психологической организации жизни и деятельности человека.

Таким, образом, в целостной психике человека мы выделяем психическое образование, которое именуется нравственностью. Это образование, имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими людьми и с самим собой, а также включает содержание отношений к другому человеку и к самому себе, обществу, религии и оказывает существенное влияние на психическое развитие личности в частности будущего профессионала.

Дефиниция понятия будущий профессионал с психологической точки зрения подразумевает интегративную характеристику личности, ведущей деятельностью которой является профессионально - познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии в ситуации социально-профессионального развития, а именно в системе профессионального образования.

Профессиональное образование оказывает огромное влияние на психику молодого человека, становление его личности. За время обучения в учебном заведении при наличии благоприятных условий у студентов (учащихся) происходит развитие всех уровней психики, которые определяют направленность познавательной активности человека, т.е. формируют склад мышления, характеризующий профессиональную компетентность будущего профессионала. В этот период наиболее активно развиваются нравственные качества и чувства человека, формируется система его ценностных ориентаций и т.д. В этой связи, необходимость психодиагностики нравственности будущего профессионала не вызывает сомнений.

Нравственность личности, в частности будущего профессионала, обладает сложным многогранным содержанием, и исследовать ее в полном объеме невозможно. В данной статье мы остановимся на исследовании нравственности будущего профессионала с использованием методики нравственно - психологических отношений личности (НПОЛ), как одном из вариантов измерения этого психологического феномена.

Методика «НПОЛ» предназначена для исследования нравственно-психологических отношений личности как единой системы отношений к себе, другим людям, религии, обществу [2].

Исследование нравственности, как системы нравственно -психологических отношений личности в методологическом плане вполне правомерно, ибо отношение является системообразующим фактором структуры личности, а «родовое» свойство человека раскрывается через его отношения и вбирает в себя все основные характеристики личности, включая

нравственность[5].

Участниками исследования явились юноши и девушки в возрасте 16 - 19 568 человек, из них студенты вузов - 189, колледжей - 191 и 188 учащихся профессиональных училищ. Для обработки данных использовалась компьютерная программа «Excel».

Анализ результатов исследования позволил выявить будущих профессионалов с высоким, низким уровнями нравственно -психологических отношений личности, а также уровнем ситуативной изменчивости в отношении к себе; другим людям; религии и обществу (рис. 1.).

53,36

35,75

% 30 20

□ высоким

□ низкий

□ ситуативный

шкала 1 шкала 2 шкала 3 шкала 4

Рис.1. Показатели шкал, характеризующие нравственно-психологические отношения личности по всей выборке испытуемых.

Из рисунка 1. видно, что по шкале 1. отношение к другому: высокий уровень, свидетельствующий о способности понимать и воспринимать любого другого человека, со свойственными ему достоинствами и недостатками показали 37,4% испытуемых. В свою очередь 20,96% показали низкий уровень шкалы, свидетельствующий о завышенных требованиях и нетерпимости в отношении к другим людям. И наибольшее количество испытуемых (41,64%) проявляют ситуативную изменчивость в отношении к другому, то есть относятся к другому в зависимости от ситуации, выгоды,

полезности и других факторов.

По шкале 2. отношение к себе более половины (53,36%) молодых людей показали высокий уровень, свидетельствующий о том, что человек любит себя и живет в гармонии с самим собой. Следует обратить внимание на то, что из них 14,8% респондентов, набрали ответов весом в три балла более пяти вариантов, что свидетельствует о склонности идеализировать образ своей личности, завышенной самооценке и эгоизме, а также неспособности любить других. Низкий уровень, характеризующий молодых людей, которые не любят себя, следовательно, не способны любить и других показали 18,5% исследуемой выборки. Ситуативную изменчивость в отношении к себе показали 28,14% будущих профессионалов.

По шкале 3. отношение к религии результаты распределились следующим образом: 32,13 % исследуемой выборки показали высокий уровень, свидетельствующий о том, что религия в их жизни играет существенную роль, они верит в Бога и божественное происхождение людей, а так же бессмертное существование человека. Это молодые люди с внутренним типом религиозной ориентации, для которых религия является одним из важных мотивов жизни. Низкий уровень, свидетельствующий о том, что религия в их жизни не играет существенной роли, а так же о скептическом отношении к религии, религиозным праздникам и обрядам, показали 30,46% исследуемой выборки. Ситуативную изменчивость в отношении к религии характерную для людей с внешним типом религиозной ориентации и кратковременным религиозным переживанием показали 37,41% исследуемой выборки.

По шкале 4. отношение к обществу 49,6 % исследуемой выборки показали высокий уровень, свидетельствующий об удовлетворенности испытуемым обществом, в котором он живет и тем нормам, которые предъявляет к нему социум. Ситуативную изменчивость по отношению к современному обществу показали 35,75% респондентов. В свою очередь низкий уровень, свидетельствующий о том, что человек не удовлетворен

современным обществом показали 14,66% исследуемой выборки. Это наименьший процент испытуемых с показателями низкого уровня по сравнению с другими шкалами.

Таким образом, показатели шкал, свидетельствуют, о различиях в показателях основных структурных компонентов системы нравственно -психологических отношений личности исследуемой выборки, а именно о любви к себе и неспособности любить других, о преобладании внешней религиозности и удовлетворенности современным обществом.

В свою очередь наблюдаются существенные различия в показателях основных структурных компонентов нравственно - психологических отношений личности среди студентов колледжей, вузов и учащихся профессиональных училищ и лицеев. Полученные данные свидетельствуют о том, что по шкале 1. отношение к другому наибольший процент высокого уровня выявлен у студентов колледжей (41,2), далее идут учащиеся профессиональных училищ и лицеев - (38,4), и наименьший процент (32,6) показала выборка студентов вузов. Низкий уровень по первой шкале показали наибольшее количество студентов вузов 23,3% и наименьшее количество учащихся профессиональных училищ и лицеев. В свою очередь по шкале 2. отношение к себе наибольший процент (59,3) студентов вузов и наименьший процент (46,4) учащихся профессиональных училищ и лицеев показали высокий уровень. Среди студентов колледжей высокий уровень показали 54,4 % исследуемой выборки. По шкале 3. отношение к религии результаты распределились следующим образом: 32,8% студентов вузов и студентов колледжей, а также 30,8 % учащихся профессиональных училищ и лицеев показали высокий уровень. Низкий уровень в отношении к религии, показали 32,2% студентов вузов 31,2 % студентов колледжей, 28 % учащихся профессиональных училищ и лицеев. И по шкале 4. отношение к обществу наибольшее количество студентов колледжей (52,6%) студентов колледжей, показали высокий уровень. Далее идут студенты вузов 49,7% и учащиеся профессиональных училищ и лицеев 46,5% и низкий уровень по

шкале показали 11,1% студентов вузов , 16,3% учащиеся профессиональных училищ и лицеев 16,6% студентов колледжей.

Полагаем, что различия в показателях основных структурных компонентов нравственно - психологических отношений личности среди студентов колледжей, вузов и учащихся профессиональных училищ связано скорее с внешними (семья, социальная среда и т.д) и внутренними факторами (генетические (природные), особенности личности), влияющими на нравственный уровень будущего профессионала. Об этом свидетельствуют и значительные индивидуальные различия в показателях испытуемых в пределах одной учебной группы.

Корреляционный анализ позволил выявить тесную взаимосвязь основных структурных компонентов системы нравственно-психологических отношений личности: отношения к себе, другому, религии и обществу (табл. 1).

Таблица 1 .

Матрица интеркорреляций показателей шкал методики Нравственно -

психологических отношений личности по всей выборке испытуемых

Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4

Шкала 1 1

Шкала 2 0,903 1

Шкала 3 0,919 0,860 1

Шкала 4 0,939 0,948 0,883 1

Статистически значимая корреляция показателей шкал отношения к себе, другому, религии и обществу свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности основных структурных компонентов системы нравственно-психологических отношений личности, характеризующих нравственность будущего профессионала.

С учетом выше изложенного можно сделать следующие выводы: 1.Нравственность как качественная характеристика человеческой

психики, основанная на индивидуальной совести, является высшим уровнем психологической организации жизни и деятельности человека.

2. Как психологический факт имеющий отношение к способам и стилям взаимодействия с другими людьми и с самим собой, а также включающий содержание отношений к другому человеку и к самому себе, обществу, религии нравственность может быть представлена системой нравственно-психологических отношений личности.

3.Данные методики исследования нравственно - психологических отношений личности свидетельствуют о нестабильности, противоречивости и ситуативной изменчивости нравственности будущего профессионала, а именно: о преобладании любви к себе, ограниченном диапазоне и неспособности любить других, о внешней религиозности, со скептическим отношением к религии, а так же об удовлетворенности современным обществом.

4.Статистически значимая корреляция показателей шкал отношения к себе, другому, религии и обществу свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности основных структурных компонентов системы нравственно-психологических отношений личности.

5. Использование методики «НПОЛ», безусловно, не дает полного представления о нравственности будущего профессионала. Однако данные методики в совокупности с другими психодиагностическими методиками, могут сыграть существенную роль в исследовании нравственности будущего профессионала, а также позволят организовать учебно-воспитательную деятельность учебных заведений так, чтобы стимулировать потребность будущих профессионалов к нравственному развитию и самосовершенствованию.

The psychodiagnostics of an intending professional's moral is introduced by a system of a person's moral and psychological relations. This system includes the attitude to oneself, other people, religion. The described results of the empiric

research prove the instability, the inconsistency and the s Key words: moral, intending professionals, a person's moral and psychological relations, relation scales.

The key words: moral, intending professionals, a persons moral and psychological relations,

Список литературы

1. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. М.: 2000.96с.

2. Бражникова А.Н. Методика исследования нравственно-психологических отношений личности: Учебно-методическое пособие. Брянск, 2008 40с.

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. СПб., 2008.448 с.

4. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. М., 1997.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А. А.Бодалева. М.: Изд - во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.С. 347.

6. Петропавловский Р.В. Значение и ценность морали для личности // Мораль, сознание, поведение. М.: Наука, 1996. С. 155

7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. С.

335.

8. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. СПб: Изд-во «Союз», 2002.

9. Фромм Э. Искусство любить. - СПб., 2006.

10. Apter, M. J. The experience of motivation: The theory of psyсhological reversals / M. J. Apter. - L.; N. Y., 1982.

11. Batson C. D. & Durand Y. M. Ab-normalpsуchologу An integratiye approach. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. 1995.

Об авторах

Бражникова А. Н.- кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, [email protected]

г. Брянск, ул. Бежицкая 16. кор. 2Б, к. 507.

Тел. 8-903-869-95-27.

E-mail:

Зюзя Анна Алексеевна кандидат педагогических наук,

доцент кафедры психологии Брянского государственного университета, тел. 8-909-242-05-07

The psychodiagnostics of an intending professional's moral A. N. Brazhnikova, A. A. Zyuzya.

relation scales psychodiagnostics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.