NAEL-PRUPES Maria Vladimirovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
PSYCHODIAGNOSTIC SUPPORT OF PREGNANT ... 2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
УДК 159 9 079 49 IC2022 Контент доступен по лицензии CC BY-NC 4.0
y A14 ÎJ7.7.V /Z.H-Z |(cc) This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOI* 10 57145/27128474 2022 11 01 10 ■^■3e^H(https://creaftvecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ПОСЛЕРОДОВОЙ ДЕПРЕССИИ: ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ
© Автор(ы) 2022
НАЭЛЬ-ПРУПЕС Мария Владимировна, аспирант
ORCID: 0000-0002-7277-4852
ХАРЬКОВА Ольга Александровна, кандидат психологических наук, PhD, доцент кафедры психологии и педагогики
ORCID: 0000-0002-3130-2920
СОЛОВЬЕВ Андрей Горгоньевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии
Северный государственный медицинский университет 163000, Россия, Архангельск, [email protected]
ORCID: 0000-0002-0350-1359
Аннотация. Послеродовая депрессия представляет собой одно из самых частых психических расстройств пост-натального периода. В настоящей статье идет речь о психодиагностическом сопровождении беременной женщины как способе профилактики послеродовой депрессии. В статье представлено описание индивидуального случая психодиагностического сопровождения беременной женщины 32 лет, вставшей на учет по беременности. Проведена диагностика психоэмоционального состояния при постановке на учет по беременности, в третьем триместре и после родов (3 и 6 неделя). Для изучения психоэмоционального состояния применялись следующие методики: индивидуально-типологический опросник Собчик; опросник Спилбергера-Ханина для определения ситуативной и личностной тревожности; Оксфордский опросник счастья для диагностики психоэмоционального состояния; тест «формирование родовой доминанты»; рисуночный тест «Я и мой ребенок» для изучения отношения к ребенку и материнству в целом; методика экспресс-диагностики личностной склонности к сниженному настроению (дисти-мии) В.В. Бойко; Эдинбургская шкала постнатальной депрессии и шкала депрессии Бека. Представленное описание случая психодиагностического сопровождения беременной женщины подтвердило теоретические данные о том, что социально-психологическими причинами появления симптомов послеродовой депрессии служат некоторые личностные характеристики женщины (включая склонность к пониженному настроению, личностная тревожность), а также такие негативные жизненные обстоятельства, как утрата прежних отношений с партнером, уход партнера из семьи. Описание случая показало эффективность психодиагностического сопровождения женщины во время беременности, так как позволило вовремя заметить признаки, которые могли привести к тяжелой послеродовой депрессии, и своевременно начать программу профилактики.
Ключевые слова: послеродовая депрессия, аффективные расстройства, психологическое сопровождение беременных женщин, психодиагностическое сопровождение беременных женщин, симптомы послеродовой депрессии, описание случая.
PSYCHODIAGNOSTIC SUPPORT OF PREGNANT WOMEN AS A METHOD FOR THE PREVENTION OF POSTPARTUM DEPRESSION: CASE REPORT
© The Author(s) 2022
NAEL-PRUPES Maria Vladimirovna, postgraduate student KHARKOVA Olga Aleksandrovna, Candidate of Psychological Sciences,
PhD, Associate professor, Department of Pedagogy and Psychology SOLOVIEV Andrey Gorgonievich, Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Psychiatry and Clinical Psychology Northern State Medical University 163000, Russia, Arkhangelsk, [email protected]
Abstract. Postpartum depression is one of the most common mental disorders of the postnatal period. This article deals with the psychodiagnostic support of a pregnant woman as a method for the prevention postpartum depression. The article presents case report of psychodiagnostic support for a pregnant woman of 32 years old who has registered for pregnancy. The diagnosis of the psychoemotional state was carried out during registration for pregnancy, in the third trimester and after childbirth (3 and 6 weeks). The following methods were used to study the psychoemotional state: individual-typological questionnaire Sobchik; the Spielberger-Khanin questionnaire for determining situational and personal anxiety; the Oxford Happiness Questionnaire for diagnosing a psychoemotional state; the test "Formation of a generic dominant"; the drawing test "Me and my child" for studying attitudes to the child and motherhood in general; the technique of express diagnostics of personal propensity to low mood (dysthymia) V.V. Boyko; The Edinburgh Scale of Postnatal Depression and the Beck scale of Depression. The presented case report of psychodiagnostic support of a pregnant woman confirmed the theoretical data that the socio-psychological causes of the symptoms of postpartum depression are some personal characteristics of a woman (including a tendency to low mood, personal anxiety), as well as such negative life circumstances as the loss of previous relationships with a partner, the partner's departure from the family. The case report showed the effectiveness of psychodiagnostic support for a woman during pregnancy, since this psychodiagnostic support for a pregnant woman allowed her to notice signs in time that could lead to severe postpartum depression and start a prevention program in a timely manner.
Keywords: postpartum depression, affective disorders, psychological support of pregnant women, psychodiagnostic support of pregnant women, symptoms of postpartum depression, case report.
ВВЕДЕНИЕ
Психоэмоциональные расстройства у женщин, связанные с родами, условно разделяют по степени выраженности на три основные категории: «послеродовое уныние» (babyblues), послеродовая депрессия и послеродовые психозы.
Послеродовая депрессия представляет собой одно из самых частых психических расстройств постнатального периода. Типичный депрессивный эпизод переживают
10-15 % женщин по всему миру после рождения ребенка. В России ежегодно послеродовой депрессией страдают по некоторым данным от 160 до 260 тысяч женщин [4; 9; 16]. Послеродовая депрессия является серьезным расстройством, которое ставит под угрозу благополучие не только матери, но и ребенка, так как повышает риск нарушения его эмоционального, социального и когнитивного развития [1; 15; 19].
Термин «психологическое сопровождение» устойчи-
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
НАЭЛЬ-ПРУПЕС Мария Владимировна и другие ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ...
во вошел в понятииныи аппарат практических психологов, однако однозначного его определения не существует. Ряд авторов под «сопровождением» подразумевают поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Одной из важнейших характеристик психологического сопровождения, которую следует отметить, является создание условий для возможности осуществления личностью самопомощи.
До недавнего времени беременные женщины находились исключительно под наблюдением медицинских работников, целью которых являлось наблюдение за физическим здоровьем матери и ребенка.
И.В. Добряков сделал попытку разделить существующую массу теоретических подходов к обоснованию психологического сопровождения беременных женщин на четыре большие группы:
1) Эклектически-дилетантский подход - зачастую встречается в практической деятельности лиц, не имеющих психологического образования. Характеризуется ограниченным представлением о перинатальной психологии, эффективность оценивается по собственным впечатлениям и отзывам беременных (как правило, положительным).
2) Медико-редукционистский подход - связан с тем, что в настоящее время хоть и растет интерес к перинатальной психологии, но знания в этой области у многих врачей-акушеров крайне поверхностны. Все проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем женщины, объясняются только биологическими причинами, а психология воспринимается как набор тестов и техник, зачастую использующихся лишь для диагностики.
3) Психолого-редукционистский подход - во многом схож с эклектически-дилетантским подходом, однако отличается от него наличием хорошей теоретической базы (преимущественно психологической, но иногда и наличием философских и даже эзотерических идей). Физиологическим, биологическим и медицинским факторам уделяется незначительное внимание.
4) Биопсихосоциальный подход - представляет собой интеграцию психологических, биологических и социальных факторов в одну теоретическую модель, которая нацелена на максимально полное осмысление закономерности и взаимосвязи процессов, связанных с репродуктивной системой [5, с. 45-46].
На современном этапе развития клинической психологии наблюдается расширение клинико-психологиче-ской модели исследования беременности за счет включения духовного компонента (биопсихосоционоэтиче-ская модель Г.В. Залевского). Г.В. Залевский отмечает, что «практика психологической помощи, включающая в той или иной степени «терапию духа», с неизбежностью расширяет или уточняет биопсихосоциальную рамочную модель за счет духовного (ноэтического) компонента в системной детерминации нарушения здоровья или его сохранения, восстановления и укрепления» [7, с. 12]. В психотерапии беременных женщин биопсихо-соционоэтический подход приобретает особый смысл. С ожиданием ребенка часто связаны такие выражения, как «зарождение новой жизни», «появление новой души», «смысл жизни». Все эти понятия лежат в плоскости экзистенциальной психологии и философии, веры и духовности [18, с. 380-397].
На сегодняшний день в практике сопровождения беременных женщин преобладает преимущественно медико-редукционистский подход, осуществляемый массово на базе женских консультаций.
Несмотря на важность проблемы послеродовой депрессии, до настоящего времени собрано недостаточно сведений о факторах их вызывающих, а также не разработаны алгоритмы профилактики. Таким образом, учитывая отсутствие стандартизированного подхода по работе с женщинами, необходимо динамическое изучение психоэмоционального состояния женщины на разных
сроках гестации.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Целью работы явилось описание случая психодиагностического сопровождения беременной женщины как способа профилактики послеродовой депрессии.
В рамках идеографического подхода применялся метод описания случая (case report) [24].
Для психодиагностического сопровождения применялись следующие методики: индивидуально-типологический опросник Собчик; опросник Спилбергера-Ханина для определения ситуативной и личностной тревожности; Оксфордский опросник счастья для диагностики психоэмоционального состояния; тест «формирование родовой доминанты» (ТОБ); рисуночный тест «Я и мой ребенок» для изучения отношения к ребенку и материнству в целом; методика экспресс-диагностики личностной склонности к сниженному настроению (дистимии) В.В. Бойко и шкала депрессии Бека. Для изучения психоэмоционального состояния женщины в послеродовой период, кроме представленных выше методик, применялась Эдинбургская шкала постнатальной депрессии.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Описание случая. Беременная женщина 32 лет, вставшая на учет по беременности (женщина получала медицинское сопровождение беременности в женской консультации), была приглашена для проведения диагностики психоэмоционального состояния (имеется подписанное информационное согласие на участие в исследовании). В ходе анкетирования было установлено, что женщина состоит в зарегистрированном браке, других детей не имеет. Образование - высшее, средний уровень доходов и наличие собственного жилья. Беременность была запланированной. В период беседы были выявлены проблемы во взаимоотношениях с партнером, отсутствие необходимой поддержки партнера, уход партнера из семьи к другой женщине, предстоящий развод. Женщина описывала свое психоэмоциональное состояние - «подвешенное состояние (неопределенность), чувство вины, тревога за будущее».
Психодиагностическое сопровождение:
(а) Антенатальный период. Психодиагностическое сопровождение в период беременности было поделено на 2 этапа: 1 этап - в 20 недель гестации и 2 этап - в 30 недель. Результаты психодиагностики на разных этапах исследования представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Динамика показателей психоэмоционального состояния женщины на 1 и 2 этапах исследования
1 Этап 2 Этап
20 неделя беременности 30 неделя беременности
- доминируют черты «тревожного типа» по ТОБ -- «тревожность», как акцентуация характера
- пониженное настроение - пониженное настроение
- высокая степень ситуативной тревожности - высокая степень ситуативной тревожности
- высокая степень личностной тревожности -
- средний показатель уровня счастья - средний показатель уровня счастья
- тревожность, раздражительность и внутренние переживания - тревожность, раздражительность и внутренние переживания
- отсутствие необходимой поддержки партнера - отсутствие необходимой поддержки партнера
- необходимая поддержка членов семьи (мать, сестра-близнец) - необходимая поддержка членов семьи (мать, сестра-близнец)
- проблемы во взаимоотношениях с партнером - проблемы во взаимоотношениях с партнером, риск ухода партнера из семьи
- отсутствие симптомов депрессии по шкале депрессии Бека (8 баллов) - симптомы депрессии по шкале депрессии Бека (10 баллов)
NAEL-PRUPES Maria Vladimirovna and others PSYCHODIAGNOSTIC SUPPORT OF PREGNANT
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
В ходе диагностики психоэмоционального состояния на первом этапе исследования у беременной женщины был определен средний показатель уровня счастья (68,28 балла), тенденция к пониженному настроению, высокие уровни ситуативной и личностной тревожности. Высокий показатель личностной тревожности дает основание предполагать появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, так как имеется тенденция воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие. По тесту «формирование родовой доминанты» (ТОБ) у женщины были определены доминирующие черты «тревожного типа» (4 балла), что может свидетельствовать о субъективной переоценке имеющихся проблем. Кроме этого, довольно часто тревога влияет на соматическое состояние женщины, что может неблагоприятно сказаться на течении беременности. Симптомы депрессии по шкале депрессии Бека у женщины на данном этапе исследования отсутствовали. В ходе выполнения рисуночного теста «Я и мой ребенок» у беременной были определены тревожность, раздражительность и внутренние переживания (Рис.1). Рисунок был изображен в центре листа (мама изображена с коляской, из которой видна голова ребенка). На рисунке множество линий, штриховок, которые по характеру исполнения отражают тревожность, раздражительность и внутренние переживания. На рисунке у женщины не изображены ступни ног, что указывает на отсутствие уверенности. В ходе беседы она также отметила отсутствие необходимой поддержки партнера.
ная на методах и техниках экзистенциальной и когнитивно-поведенческой терапии. В основу программы была заложена экзистенциальная мысль об уникальности каждого человека и его жизни [12; 20; 21]. В процессе рождения ребенка женщина сама «рождается» вновь не только в новом социальном статусе «мать», но ее «новое рождение» связано с перестройкой организма (процесс трансформации происходит и во время родов и послеродового периода, когда он, с одной стороны, восстанавливается до прежнего состояния, а с другой, - вновь перестраивается под действием уже других гормонов для кормления новорожденного). В связи с вышесказанным, в процессе прохождения программы психологического сопровождения перед психологом стояли следующие задачи:
- научить женщину жить в новом социальном статусе «мать»;
- научить принимать себя и заботиться о себе, правильно отдыхать и правильно питаться;
- пересмотреть внутренние стереотипы и установки, чтобы они способствовали новому здоровому мышлению и образу жизни;
- научить правильно реагировать на внешние раздражители и контролировать свои эмоции;
- научить выстраивать безопасные и гармоничные отношения в семье и с окружающими людьми;
- научить жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Через неделю после начала коррекции психоэмоционального состояния с помощью индивидуальной программы психологического сопровождения (40 неделя беременности) у беременной наблюдалось улучшение психоэмоционального состояния. Женщина так описала свое состояние: «настроение стало лучше», «может начала осознавать, что все», «успокоилась немного, ситуацию потихоньку отпускаю и мужа тоже», «начинаю жить для себя и малышки». В этот период у женщины прошли естественные роды без осложнений.
(в) Постнатальный период
Психодиагностическое сопровождение после родо-разрешения было поделено на 2 этапа: 3 этап - 3 недели после родов и 4 этап - 6 недель после родов. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика показателей психоэмоционального состояния на 3 и 4 этапе исследования
Рисунок 1 - Рисуночный тест «Я и мой ребенок»
В ходе диагностики психоэмоционального состояния на втором этапе исследования у беременной женщины был вновь определен средний показатель уровня счастья (62,07 балла), высокая степень ситуативной тревожности. При помощи индивидуально-типологического опросника была определена «тревожность», как акцентуация характера (7 баллов по шкале), что свидетельствует об избыточной тревожности, мнительности, боязливости, склонности к навязчивым страхам и паническим реакциям. Выявлены симптомы депрессии по шкале депрессии Бека (10 баллов). В ходе беседы в качестве негативных жизненных обстоятельств женщина указала проблемы во взаимоотношениях с партнером, а также отсутствие необходимой поддержки с его стороны и риск ухода из семьи.
Таким образом, представленные результаты психодиагностического сопровождения демонстрируют наличие признаков депрессии, что может привести и к послеродовой депрессии. В связи с этим было принято решение курировать женщину на последующих этапах с внедрением психологического сопровождения.
(б) Психологическое сопровождение беременной женщины с признаками депрессии.
Для беременной была разработана индивидуальная программа психологического сопровождения, основан-
3 Этап 4 Этап
3 неделя после родов 6 неделя после родов
- высокая степень ситуативной тревожности - средняя степень ситуативной тревожности
- средний показатель уровня счастья - средний показатель уровня счастья
- отсутствие необходимой поддержки партнера - наличие необходимой поддержки партнера, соответствующей ожиданиям
- необходимая поддержка членов семьи (мать, сестра-близнец) - необходимая поддержка членов семьи (мать, сестра-близнец)
- проблемы во взаимоотношениях с партнером, уход партнера из семьи к другой женщине, предстоящий развод - муж хочет вернуться в семью и восстановить отношения; проблемы, связанные со здоровьем ребенка («колики», «кривошейка»)
- отсутствие симптомов депрессии по шкале депрессии Бека (8 баллов) - отсутствие симптомов депрессии по шкале депрессии Бека (3 балла)
- симптомы послеродовой депрессии по Эдинбургской шкале пост-натальной депрессии (18 баллов) - симптомы послеродовой депрессии по Эдинбургской шкале постнатальной депрессии (10 баллов)
В ходе диагностики психоэмоционального состояния на третьем этапе исследования у женщины вновь была определена высокая степень ситуативной тревожности; возможно, связано это с появлением нового статуса и обязанностей (Таблица 2). Диагностика с помощью Оксфордского опросника счастья вновь показала сред-
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
НАЭЛЬ-ПРУПЕС Мария Владимировна и другие ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ...
ний показатель уровня счастья (63,45 балла). На данном этапе у женщины отсутствовали симптомы депрессии по шкале депрессии Бека (8 баллов), но по Эдинбургской шкале постнатальной депрессии были определены соответствующие симптомы (18 баллов). Кроме этого, в качестве негативных жизненных обстоятельств женщина вновь указала проблемы во взаимоотношениях с партнером, уход его из семьи и предстоящий развод. Женщина также отметила отсутствие необходимой поддержки партнера, но была отмечена поддержка родственников (мать и сестра-близнец).
В отношении женщины была продолжена работа по коррекции психоэмоционального состояния с использованием подготовленной индивидуальной программы психологического сопровождения. В ходе диагностики психоэмоционального состояния на 4 этапе исследования у женщины была определена уже средняя степень ситуативной тревожности по методике Спилберга-Ханина. Диагностика с помощью Оксфордского опросника счастья показала также средний уровень счастья (73,10 балла). На данном этапе у женщины отсутствовали симптомы по шкале депрессии Бека (3 балла), но по Эдинбургской шкале постнатальной депрессии до сих пор имели место некоторые соответствующие симптомы (10 баллов). Женщина сообщила о наличии необходимой поддержки партнера, а также поддержки родственников, соответствующей ожиданиям. В качестве негативных жизненных обстоятельств были отмечены проблемы, связанные со здоровьем ребенка («колики», «кривошейка»).
ОБСУЖДЕНИЕ
Точная причина и специфический патогенез возникновения послеродовой депрессии не установлены. К наиболее важным факторам, влияющим на возникновение послеродовой депрессии, относят особенности темперамента и поведения, склонность к депрессивным и невротическим расстройствам, в особенности, не диагностированные и (или) не получавшие адекватной терапии депрессии и неврозы во время беременности. Большое влияние на развитие послеродовой депрессии оказывают такие факторы, как психологический стресс у матери, депрессия во время беременности, насилие (включая психологическое) со стороны партнера, нежелательные исходы беременности (пол ребенка, нежеланная беременность) [17]. Ранее было установлено, что поддержка, получаемая от партнера, является особенно важным ресурсом во время стресса и неблагоприятных обстоятельств [23; 27]. В исследованиях М.У. О'Хара [27] было установлено, что появление симптомов послеродовой депрессии связано с негативными жизненными обстоятельствами.
В настоящий момент существуют различные способы профилактики послеродовой депрессии. Установлено, что поддержка, получаемая от партнера, является особенно важным ресурсом во время стресса и неблагоприятных обстоятельств, а, следовательно, является одним из эффективных способов профилактики послеродовой депрессии матери [23; 27]. Показано, что наряду с поддержкой партнера, важную и действенную роль в профилактике послеродовой депрессии играет поддержка, оказываемая членами семьи (родители, братья и сестры). Профилактикой послеродовой депрессии может служить само психологическое сопровождение, воспринимаемое как поддержка при отсутствии поддержки партнера, либо членов семьи.
В описанном случае, учитывая тот факт, что основной причиной появления депрессии послужила утрата прежних отношений с партнером и уход партнера из семьи в период до наступления родов, то индивидуальная программа психологического сопровождения, основанная на методах и техниках экзистенциальной и когнитивно-поведенческой терапии, была направлена в первую очередь на коррекцию психоэмоционального состояния женщины. В основу программы была заложена
экзистенциальная мысль об уникальности каждого человека и его жизни. Программа была нацелена на пересмотр внутренних стереотипов и установок для формирования нового здорового мышления и образа жизни, а также на то, чтобы научить женщину принимать себя и заботиться о себе, правильно отдыхать и правильно питаться, правильно реагировать на внешние раздражители и контролировать свои эмоции, выстраивать безопасные и гармоничные отношения в семье и с окружающими людьми, жить в гармонии с собой и окружающим миром, жить в новом социальном статусе «мать».
Учитывая, что женщины в послеродовой период (из-за заботы о младенце, а также по состоянию здоровья) ограничены в свободном времени, а следовательно, в возможности посещать психолога (порой даже онлайн-консультации), то в качестве одной из рекомендаций женщине было предложено вести дневник, так как самоведение дневниковых записей может служить одним из действующих и доступных способов преодоления симптомов депрессии [11, с.144].
ВЫВОДЫ.
Представленное описание случая показало, что во время беременности психодиагностическое сопровождение может способствовать раннему выявлению признаков депрессии, а, следовательно, и послеродовой депрессии. Также вовремя назначенная психокоррекция может облегчить, а, возможно, и элиминировать симптомы данного недуга. Таким образом, можно говорить о необходимости внедрения психодиагностического сопровождения беременных женщин в комплексе с медицинским сопровождением в женских консультациях при постановке на учет по беременности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Айзберг О.Р. Диагностика и лечение послеродовой депрессии // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. — 2021. — Т. 12.
- № 1. - С. 116-123.
2. Васина А.Н. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода [Текст] / А.Н. Васина — М.: УРАО, 2005. - 160 с.
3. Горьковая И.А., Коргожа М.А. Влияние течения беременности и качества жизни женщин на развитие послеродовой депрессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. - Т. 7. - № 4 (25). — С. 293-296.
4. Депрессия ВОЗ / https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/ detail/depression.
5. Добряков И.В. Перинатальная психология [Текст] / И.В. Добряков //Мир медицины. - 2000. - № 5 - 6. - С. 45 — 46.
6. Жанаманова А. Послеродовая депрессия в современном обществе: миф или реальность? //ANNALID'ITALIA. — 2022. — № 27. — С. 63-66.
7. Залевский Г.В. К проблеме предмета и рамочных моделей современной клинической психологии // Сибирский психологический журнал.
- 2009. - № 23. — С. 6-13.
8. Игнатко И.В., Кинкулькина М.А., Флорова В.С., Скандарян А.А., Кукина П.И., Манцева И.А., Переверзина Н.О., Смирнова А.В. Послеродовая депрессия: новый взгляд на проблему // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. — 2018. — Т. 17. - № 1. — С. 45-53.
9. Корнетов Н.А. Послеродовая депрессия — центральная проблема охраны психического здоровья раннего материнства //Бюллетень сибирской медицины. 2015; 14 (6): 5 - 24.
10. Кэтлин А. Дневник как путь к себе. 22 практики для самопознания и личностного развития / Кэтлин Адамс; пер. с англ. О. Адриановой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 256 с.
11. Лазинская-Прупес Мария. Причины появления депрессивного состояния и способы его преодоления на основе анализа индивидуального случая. Женские судьбы. Психоанализ /Мария Лазинская-Прупес.
- [б.м.]: Издательские решения, - 2021. — 162 с.
12. Лазинская-Прупес Мария. Мышление миллионера / Мария Лазинская-Прупес. — [б. м.]: Издательские решения, 2021. — 234 с.
13. Метько Е.Е., Майборода А.А., Бондаревич А.В. и др. // Факторы риска послеродовой депрессии. Молодой ученый. — 2018. - № 15 (201). — С. 173-175.
14. Маковеева С.В. Послеродовая депрессия // Студенческий вестник. — 2020. - № 45-4 (143). — С. 6-8.
15. Овчинников А.В., Вазагаева Т.И. Современные подходы к фармакотерапии послеродовой депрессии // Медицинский совет. 2020; (11): 70-81.
16. Подойницына И.А., Харькова О.А. Теоретические аспекты послеродовой депрессии // Инновационная наука. — 2020. - № 7. — С. 113-117.
17. Подойницына И.А. Факторы, влияющие на возникновение послеродовой депрессии у женщин: проект исследования // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. — 2020. - № 2 (45). — С. 103-104.
NAEL-PRUPES Maria Vladimirovna and others PSYCHODIAGNOSTIC SUPPORT OF PREGNANT ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
18. Рабовалюк Л.Н., Кравцова Н.А. Биопсихосоционоэтический подход в психологическом сопровождении беременных женщин // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). — 2015. - № 6 (50). — С. 380-397.
19. Резник В.А., Козырко Е.В., Рязанова О.В., и др. Распространенность и лабораторные маркеры послеродовой депрессии // Журнал акушерства и женских болезней. — 2018. - Т. 67. - №4. — С. 19-29.
20. Экзистенциальный анализ. Пер. под ред. С. Римского. — М. Институт Общегуманитарных Исследований. 2017, - 272 с.
21. ЧернышеваМ.М. Экзистенциальная психология: топика самоидентичности //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: познание. — 2022. — № 4. — С. 159-163.
22. Anokye R., Acheampong E., Budu-Ainooson A., Obeng E.I., Akwasi A.G. Prevalence of postpartum depression and inventions utilized for its management. AnnGenPsychiatry. 2018; 18: 18.
23. Brock, R. L., O'Hara, M. W, Hart, K. J., McCabe, J. E, Williamson, J. A., Laplante, D. P., Yu, C., & King, S. (2014). Partner support and maternal depression in the context of the Iowa floods. Journal of Family Psychology, 28 (6), 832—843.
24. Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Idiographic Study of Personality. Дата обращения: 22.08.2022. Электронный ресурс https://link.springer.com/referenceworken-try/10.1007/978-3-319-28099-8_1311-1.
25. Franca U.L., McManus M. Frequency, trends, and antecedents of severe maternal depression after three million U.S. births. PLoSOne. 2018; Feb 14; 13 (2): e0192854.
26. Khadije Rezaie-Keikhaie, Mohammad Edris Arbabshastan, Hosein Rafiemanesh, Mehrbanoo Amirshahi, Shokoufeh Mogharabi Ostadkelayeh, Azizollah Arbabisarjou. Systematic Review and Meta-Analysis of the Prevalence of the Maternity Blues in the Postpartum Period. Obstet Gynecol Neonatal Nurs. 2020Mar;49(2):127-136.
27. O'Hara, Michael W. Postpartum depression: causes and consequences /Michael W. O'Hara. 1995.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interests.
Received date: 2022.07.26 Approved date: 2022.08.23 Accepted date: 2022.08.29