УДК 159. 922.736.4 : 316.475
Е. Н. Кутеева
Психобиографическое исследование пространственно-временных характеристик межличностных отношений подростков
Приведены результаты исследования пространственно-временных характеристик межличностных отношений подростков. В исследовании принимали участие подростки 13-17 лет, проживающие в родной семье и в учреждениях закрытого типа. Сравнительный анализ подростков 13-14 и 15-17 лет показал, что насыщенность и перспектива отношений значимо выше в группе средних подростков. При сравнении пространственных и временных характеристик отношений у подростков из семьи и закрытых учреждений было выявлено, что насыщенность, перспектива и длительность отношений ниже в группе подростков, проживающих в учреждениях закрытого типа.
In the article the results of the comparative analysis of spatial-temporal characteristics of interpersonal relations of adolescents of 13-14, 15-17 years. Saturation relations and the prospects of relations significantly higher in the group of adolescents 13-14 years. Saturation, perspective and duration of the relationship is lower in the group of adolescents living in closed institutions.
Ключевые слова: межличностные отношения, подростковый возраст, пространственно-временные характеристики межличностных отношений.
Key words: interpersonal relationships, adolescence, spatial and temporal characteristics of interpersonal relationships.
Межличностные отношения, по меткому выражению С.Л. Рубинштейна, составляют основную «ткань» человеческой жизни, являются определяющим моментом в развитии индивидуальности (А.Ф. Лазурский).
Проблема межличностных отношений достаточно изучена (И.С. Кон, Л.И. Божович, R. Thompson, R. Kenny, R. Larson, B. Brown и др.). Б. Г. Ананьев отмечал ведущую роль межличностных отношений в развитии личности, подчёркивал, что переход взаимоотношений, интериндивидуальных связей в интраиндивидуальные является обязательным условием образования структуры личности и ее характера. В.Н. Куницына рассматривает межличностные отношения как взаимные ориентации, которые кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном взаимодействии [5]. В зарубежной психологии межличностные отношения - аттитюд, оценка, получаемая субъектами отношений в ходе взаимодействия друг с другом.
© Кутеева Е. Н., 2015
90
В современной психологии межличностные отношения рассматриваются как самостоятельное пространство бытия (С.К. Нартова-Бочавер, К. Левин), составляющими которого являются пространство семейных отношений, пространство дружбы и т. д. Психологическое пространство-субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни личности (С.К. Нартова-Бочавер), оно открывает окружающее и способно воздействовать на него (М. Бахтин). К. Левин отмечал, что жизненное пространство человека состоит из множества пространств, зоны пространства соответствуют этапам жизнедеятельности (прошлому, настоящему и будущему).
Не смотря на многообразие исследований межличностных отношений, бесспорным остается то, что они являются средой развития человека, особенно когда речь идет о детском и подростковом возрастах.
Мы, основываясь на идеях Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, исходим из понимания межличностных отношений как системы индивидуальных связей личности, рассматриваем их как самостоятельную среду развития подростков, главный элемент в общей системе развития личности и индивидуальности. Основываясь на идеях К. Левина о психологическом пространстве, мы рассматриваем межличностные отношения как составляющую пространства жизни личности.
Подростковый возраст - один из основных этапов жизненного пути, на котором межличностные отношения имеют определяющее значение. Это период активного освоения времени и пространства, увеличения хроноцикла [2; 8; 10]. Подростки начинают осознавать границы собственного пространства, «встраиваются» в пространство мира взрослых и окружающей действительности, выстраивают временную перспективу [2; 12]. Таким образом, подростковый возраст можно назвать первым периодом, в котором пространственновременные характеристики приобретают осознанный жизненный характер, начинают переживаться как система, определяющая содержание жизни.
Среди наиболее важных отношений в этом возрасте выделяют отношения с родителями и друзьями, служащие предикторами удовлетворенности жизнью (K.A. Black, M. Grinberg), позитивно влияющие на самоэффективность (R. Thompson). Мнением семьи подростки руководствуются при выборе профессии, ценностей, в приобретении жизненного опыта. В вопросах стиля, моды, вкусов и увлечений они ориентируются на мнение сверстников [8; 10-12]. Дружеские отношения сочетают в себе требование взаимопомощи, верности и ожидание эмпатического сочувствия. Реальные и виртуальные отношения, создаваемые современными подростками, уве-
91
личивают их компетентность во взрослой жизни, способствуют социальной адаптации [10; 11].
Проживание подростков в условиях семейной и психологической депривации формирует у них базовое недоверие к окружающим людям (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых). Система их межличностных отношений деформирована, мотивация к установлению контактов и их реализации незначительная (А.М. Прихожан, Е.В. Виноградова). Подростки характеризуются амбивалентностью в проявлении общительности в группе: наблюдается внутренний конфликт между стремлением образовывать эмоциональные связи с группой и безразличием к делам группы, пассивностью в сфере общения и отношений (А.В. Локтева, К.П. Мацевич, С.В. Дрокова). В ряде исследований отмечается статусный характер межличностных отношений подростков из учреждений. Если авторитет подростков подкрепляется педагогами учреждения, то у подростков появляется статус собственной исключительности, что негативно проявляется в отношениях со сверстниками [4].
Несмотря на изученность проблемы межличностных отношений подростков, остается открытым вопрос о пространственных и временных их характеристиках. Фактор времени является базовой характеристикой межличностных отношений, поскольку они предполагают определенную длительность. В качестве временных характеристик выделяют стадии развития межличностных отношений [5]. Пространство межличностных отношений является важной и трудно изучаемой их составляющей. Трудность изучения обусловлена постоянной включенностью личности в несколько групп взаимодействия, с которыми она идентифицирует себя [3].
Новизна работы заключается в использовании психобиографического метода для изучения пространственно-временных характеристик межличностных отношений. В сравнении с традиционными подходами к изучению отношений, биографический дает возможность изучить семантику межличностных отношений, историю их развития, особенности развития субъектов отношений, открывает новый подход к изучению их жизненного пути. Обращение к биографии испытуемых, детальное изучение отношений личности во времени является важным в изучении человека [1 и др.].
Цель исследования - изучение пространственно-временных характеристик межличностных отношений подростков 13-14 и 15-17 лет, а также подростков, проживающих в семье и вне ее биографическим методом. Задачи:
- изучить и сравнить пространственно-временные характеристики межличностных отношений в среднем и старшем подростковом возрасте;
92
- провести сравнительный анализ пространственно-временных характеристик межличностных отношений подростков из семей и учреждений закрытого типа;
- показать возможности биографического метода в изучении межличностных отношений подростков.
Мы предположили, что пространственные и временные характеристики межличностных отношений в среднем и старшем подростковом возрасте различны и обусловлены социальной ситуацией развития.
Для осуществления эмпирического исследования нами были использованы психобиографическая методика «Круг общения» Н.А. Логиновой [6] и авторская психобиографическая методика «Мир моих отношений».
Остановимся подробнее на описании данных методик.
Методика Н.А. Логиновой «Круг общения» направлена на «получение точных датированных сведений об истории общения на жизненном пути» [6, с. 62]. Методика дает представление о наиболее важных контактах респондентов, о насыщенности, плотности сферы общения испытуемых.
Момент переживания, которым сопровождается общение, также является средством формирования у человека отношения к окружающим людям [1]. С точки зрения В.Н. Мясищева, общение и отношение как психологические явления рядоположены, поскольку взаимоотношения играют существенную роль в характере процесса взаимодействия и в свою очередь представляют результат взаимодействия [7].
Авторская психобиографическая методика «Мир моих отношений» предназначена для изучения системы межличностных отношений, их истории развития, динамики в процессе жизненного пути личности. Методика была сконструирована в процессе работы с подростками 11-17 лет, касающейся сферы субъект-субъектных отношений. Респондентам было предложено написать сочинение, в котором испытуемые в индивидуальной манере описывали свои межличностные отношения в настоящем, прошлом и будущем. Для обработки текстов использовался метод контент-анализа.
Пилотажное исследование, проведенное в группе подростков, позволило нам выделить следующие качественные единицы анализа: типы отношений (отношения с родителями, дружба, приятельские отношения, романтические, деловые отношения); пространственные и временные характеристики (субъективное пространство подростков, насыщенность, длительность отношений, перспектива отношений); межличностные события; личностные характеристики, проявляющиеся в межличностных отношениях (принятие других, эмпатия, конфликтность). Субъективное пространство
93
(термин впервые использован и заимствован нами у С.К. Нартовой-Бочавер) - рефлексия подростками своего пространства (своего внутреннего мира, территории, предметов). Перспектива отношений - количество людей, с которыми подросток хочет продолжать отношения в будущем. Насыщенность - количество отношений подростков. Длительность отношений - количество времени, в течение которого продолжаются отношения с людьми. Данный параметр измеряется в годах и говорит о количестве длительных и непродолжительных отношений респондентов. Исходя из ответов респондентов, мы выделили несколько периодов отношений: длительные отношения - 0,5-5 лет, 6-9 лет и более 10 лет. Отношения, продолжающие до 0,5 лет - непродолжительные. Межличностные события-события жизни подростков, в которых ключевую роль играли другие люди. Межличностные события в отечественной психологии были впервые рассмотрены как вид событий В.Н. Куницыной. Она понимает их как значимое для данного человека изменение в жизни, в котором ключевую роль играет другой человек [5]; межличностные события могут вносить изменения в межличностные отношения, влиять на развитие субъектов отношений, изменять пространственные характеристики отношений. Принятие других - количество предложений, в которых респонденты в индивидуальной манере сообщают о принятии ими окружающих людей. Эмпатия - количество предложений, в которых респонденты отмечают важность эмпатии для межличностных отношений. Подсчитана частота встречаемости каждого параметра в текстах и средние значения.
Исследование проводилось в групповой форме. Сначала подросткам было предложено выполнить методику «Круг общения». После завершения работы с ней, они приступили к выполнению второй методики. Время выполнения методик не ограничивалось.
Для математической обработки результатов исследования была использована программа SPSS 17/0. Были подсчитаны средние и произведен сравнительный анализ.
В исследовании приняли участие 336 подростков в возрасте 1317 лет. Возрастная группа 13-14 лет: 80 девочек и 90 мальчиков; возрастная группа 15-17 лет: 80 девушек и 86 юношей. Подростков из благополучных семей 186 ч.; проживающих в детском доме и приюте - 150 ч. К подросткам, проживающим в закрытых учреждениях, относятся подростки, родители которых лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, ведут аморальный образ жизни.
Как показано на рис. 1, насыщенность отношений изменяется на всем протяжении жизненного пути подростков: увеличивается от младшего дошкольного к подростковому возрасту (13-14 годам) и снижается от 15 к 17 годам.
94
10
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
■ Подростки 13-14 лет 1,23 1,69 2,02 2,45 3,38 4,28 4,75 5,11 5,52 5,84 6,15 6,43 6,91 7,2 7,8
■ Подростки 15-17 лет 1,22 1,9 2,49 2,45 3,12 3,69 4,28 4,75 5,42 5,52 6,45 6,67 7,07 7,5 7,79 7,58 7,14 4,24
Рис. 1. Насыщенность отношений подростков 13-14 и 15-17 лет
Прим.: ось абсцисс - годы жизни испытуемых, ось ординат - средние значения насыщенности отношений.
Наиболее резкое увеличение насыщенности отношений наблюдается в 4-6 лет, 7-8 лет, 10 лет, 12-13 лет. Это совпадает с моментами поступления детей в детские дошкольные учреждения, дошкольным возрастом, началом обучения в школе, младшим и средним подростковым возрастом, когда общение и межличностные отношения становятся значимыми в развитии подростков.
Данные контент-анализа иллюстрируют высокую насыщенность отношений в среднем подростковом возрасте: «Сейчас я дружу со многими людьми. Для меня не имеет значения старше они меня или ровесники. Мне интересно разговаривать с ними, проводить время».
Таблица 1
Пространственно-временные характеристики межличностных отношений подростков 13-14 и 15-17
Параметр 13-14 лет, М 15-17 лет, М
Отношения с семьей 12,8 12,1
Дружба 13,4 13,1
Приятельские отношения 1,4 2,02*
Романтические отношения 5,8 7,7*
Деловые отношения 2,1 5,1*
Субъективное пространство 3,01 2,7
Длительность отношений 3,6 3,9
Перспектива отношений 3,4 2,6*
Межличностные события 2,5 2,4
Принятие других 12,3 12,5
Эмпатия 3,6 3,9
Конфликтность 7,8 6,5*
* Достоверность различий р <0,01.
Прим.: подсчитывалось количество высказываний, указывающих
на изучаемый параметр.
95
Согласно полученным результатам (см. табл. 1), приоритетными отношениями у подростков 13-14 лет являются отношения с родителями и друзьями. Согласно данным контент-анализа, в отношениях подростков с родителями преобладает положительная модальность (доверие, уважение). Контент-анализ показал также, что в среднем подростковом возрасте круг людей, которых подростки называют друзьями, достаточно широк. Для подростков не имеют определяющего значения возрастные и личностные особенности тех, кого они называют друзьями. Наиболее важным является возможность общения, получение эмоционального отклика, общие интересы.
Обращаясь к анализу временных характеристик межличностных отношений, необходимо отметить, что подростки 13-14 лет выстраивают длительные отношения, которые в среднем составляют 34 года. Параметр «перспектива отношений» достоверно выше: подростки 13-14 лет желают продолжать отношения со многими людьми. Согласно полученным данным, жизнь подростков 13-14 лет насыщенна межличностными событиями. К ним респонденты относят общение с друзьями, установление новых отношений, влияние отношений с другими на жизнь подростков.
Среди личностных качеств, проявляющихся в межличностных отношениях и позитивно влияющих на них, средние подростки выделяют принятие других и эмпатию. Не смотря на то, что между группой средних и старших подростков по данным параметрам статистически значимых различий не обнаружено, обращают на себя внимание различия в качественных характеристиках данных параметров. Контент-анализ текстов показал, что в 13-14 лет подростки задумываются о принятии других, о влиянии этого качества на межличностные отношения и отмечают важность этого качества для себя и своих отношений. У большинства респондентов 13-14 лет данное качество находится на стадии формирования. Они рефлексируют его: «Мне надо научиться принимать людей. Думаю, это важно», «Самое важное качество - это умение понять человека и доверие другу. Умения понять другого мне не хватает». Контентанализ показал, что рефлексия конфликтности, желание бесконфликтного общения - предмет размышлений средних подростков.
В старшем подростковом возрасте насыщенность отношений уменьшается, что связано с неопределенностью будущего и фактами биографии старших подростков: поступлением в учреждения среднего и высшего профессионального образования, изменениями в сфере межличностных отношений. «Раньше, когда мне было 11 лет, у меня было много друзей, с которыми я общалась до этого года. Скоро окончу школу и со многими из них расстанусь. Мне бы хотелось, чтобы у меня остались настоящие подруги. Не знаю, как я
96
буду без них». Из данных контент-анализа видно, что старшие подростки рефлексируют снижение насыщенности отношений, переживают это как событие своей жизни. В исследованиях О.В. Павловой [9] также выявлено снижение насыщенности отношений в 15-17 лет.
Приоритетными в этом возрасте являются отношения с членами семьи и дружба. Данные контент-анализа показывают, что преобладающим отношением к родителям является доверие и уважение. Полученные данные согласуются с исследованиями О.В. Павловой [9], показавшей, что отношения с родителями, особенно с матерью, являются наиважнейшими для средних и старших подростков.
В старшем подростковом возрасте происходит переосмысление отношений, что приводит к увеличению или уменьшению дистанции между подростками и их окружением, дифференциации отношений. Сравнительный анализ показал, что в группе старших подростков значимо чаще встречаются переживание приятельских, деловых и романтических отношений (табл. 1). Эти данные также согласуются с данными других исследователей [10 и др.].
В 15-17 лет наблюдается уменьшение перспективы отношений. В этом возрасте в связи с событиями жизни подростки наиболее остро нуждаются в поддержке. Возможно, поэтому они продолжают отношения с самыми близкими друзьями и членами семьи. Данные контент-анализа свидетельствуют об этом: «С большинством моих друзей я общаться не буду, но буду общаться с двумя моими настоящими друзьями, с которыми дружу много лет. И, конечно, с родителями».
Жизнь старших подростков насыщенна межличностными событиями. Содержание событий в целом аналогично содержанию межличностных событий средних подростков.
Среди личностных качеств, способствующих, по мнению респондентов, межличностным отношениям подростки выделяют принятие другого человека и эмпатию. Контент-анализ показал, что в 15-17 лет подростки говорят о принятии других как о качестве, которое составляет их характер и проявляется (или не проявляется) по отношению к окружающим людям. Среди характеристик, препятствующих отношениям, старшие подростки выделили конфликтность.
Таким образом, проведенный в исследовании сравнительный анализ, показал, что между подростками среднего и старшего возраста существуют статистически значимые различия по параметрам «насыщенность отношений» и «перспектива отношений», «романтические отношения», «деловые отношения», «конфликтность». Также между группами выявлены качественные различия в осмыслении и оценке некоторых пространственных характеристик отношений.
97
Обратимся к анализу пространственно-временных характеристик межличностных отношений в связи с семейной ситуацией развития.
10
9 10 11
16
17
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Н Подростки из учреждений 0,3 0,4 0,4 0,43 0,45 0,61 0,52 0,6 1,04 1,04 0,7 0,91 0,93 1,33 1,41 1,29 1,19 1,03
■ Подростки из семей 1,24 1,99 2,45 2,45 3,12 3,69 4,28 4,75 5,42 5,52 5,9 6,31 7,07 7,5 7,78 6,9 7,14 4,61
5
0
Рис. 2. Насыщенность межличностных отношений подростков
из учреждений и семей
Прим.: ось абсцисс - годы жизни испытуемых, ось ординат - средние значения насыщенности отношений.
Как показано на рис. 2, на протяжении жизни насыщенность отношений в обеих группах увеличивается. Однако она различна у подростков из учреждений и семей, что связано с фактами биографии, относящимися к сфере общения и отношений.
Отношения подростков, проживающих вне семьи можно охарактеризовать как слабо насыщенные. Проиллюстрируем это: «Мир моих отношений очень скудный. Это ребята из комнаты, в которой я живу и воспитатели. Честно говоря, не хочу завязывать отношения. Так безопаснее», «Я не верю людям, поэтому у меня практически нет отношений». Контент анализ убедительно показывает, что одной из главных причин слабой насыщенности отношений в данной группе является эмоциональная депривация, недоверие миру и окружающим людям и низкая мотивация к установлению отношений.
Отношения подростков, проживающих в семье, насыщены. Данные подростки посещают дошкольные учреждения, школы дополнительного образования, учувствуют в олимпиадах и конкурсах, что способствует увеличению насыщенности отношений. Это также проиллюстрируем: «У меня много отношений: со старшими, ровесниками и младшими. Мне есть о чем поговорить с ними и им со мной интересно».
Общим для подростков из семей и учреждений является максимальная насыщенность отношений в 13-14 лет и ее снижение в 1517 лет. Снижение насыщенности отношений в старшем подростковом возрасте обусловлено ближайшими будущими событиями, содержание которых у представителей этих групп различно.
98
Контент-анализ показал, что наиболее важным типом отношений для подростков обеих групп является отношения с членами семьи (табл. 2).
Таблица 2
Пространственно-временные характеристики межличностных отношений подростков из учреждений и из семьи
Параметр Подростки из учреждений, М Подростки из семьи, М
Отношения в семье 12,1 12,8
Дружба 7,6 12,4*
Приятельские отношения 7,6 6,4*
Романтические отношения 4,9 4,8
Деловые отношения 2,9 2,1
Субъективное пространство 3,3 4,5*
Длительность отношений 1,5 2,8*
Перспектива отношений 1,9 2,7*
Межличностные события 2,23 3,46*
Принятие других 8,3 10,3*
Эмпатия 2,8 3,6*
Конфликтность 7,5 7,8
^Достоверность различий р <0,01.
Прим.: подсчитывалось количество высказываний, указывающих
на изучаемый параметр.
Сравнительный анализ показал, что в группе подростков из учреждений значимо выше, показатели параметра «приятельские отношения» и значимо ниже показатели параметра «дружба». Это значит, что подростки, проживающие в учреждениях чаще, чем их сверстники из семьи, устанавливают приятельские отношения - отношения, не требующие высокого доверия. Аналогичные данные были получены в исследованиях А.М. Прихожан и др., где было показано, что подростки, проживающие в учреждениях, устанавливают неглубокие, поверхностные отношения.
Наши исследования показали, что границы субъективного пространства подростков из учреждений достаточно размыты. По мнению большинства респондентов этой группы, их пространство относится не только к ним, но и к тем, кто живет с ними рядом. По данным исследователей [8; 11], субъективное пространство подростков, испытывающих эмоциональную или семейную депривацию, деформировано, а границы пространства размыты. Это приводит к дополнительным трудностям, как в установлении отношений, так и в социализации.
Длительность отношений у подростков из учреждений в среднем 1 год либо не более 0,5 лет. Перспектива отношений в этой группе также незначительная. Количество людей, с которыми хотят
99
продолжать отношения подростки из учреждений не превышает 4 человек.
Жизнь подростков из учреждений насыщена межличностными событиями. Эти события связаны с отношениями и общением с членами семьи. Однако в среднем, количество межличностных событий в данной группе значительно ниже, чем в группе подростков из семей. Принятие других и эмпатию подростки из учреждений значимо реже, чем их сверстники из семьи рефлексируют как характеристики, помогающие в межличностных отношениях.
В группе подростков из семей значимо выше показатели по параметрам: «дружба», «субъективное пространство», «перспектива отношений», «длительность отношений», «межличностные события», «принятие других» и «эмпатия».
Субъективное пространство, как «мир, принадлежащий мне» значимо чаще рефлексируется в группе подростков из семей. Подростки так описывают свое пространство: «...есть секреты, о которых не знает никто. Это то, что принадлежит только мне», «Чувства, которые я испытываю к окружающим меня людям очень личные. О них никто не знает». Таким образом, субъективное пространство подростков из семей имеет четкие границы и включает то, что принадлежит подростку.
Подростки из семей планируют свои отношения в будущем: «... думаю, что с ней буду общаться всегда», «...наши отношения будут долгими, может, лет десять». Перспектива отношений в данной группе значимо выше, чем в группе подростков из учреждений. Количество людей, с которыми подростки хотят продолжать отношения - от 1 до 10 человек. Жизнь подростков из семей насыщена межличностными событиями, которые влияют на отношения и развитие подростков. В качестве характеристик, помогающих в межличностных отношениях, подростки выделяют принятие другого человека и эмпатию.
Как и предполагалось, подростки из семей и подростки из учреждений различаются по ряду пространственно-временных характеристик межличностных отношений: насыщенностью, перспективой и длительностью отношений, насыщенностью межличностными событиями, осознанием субъективного пространства. Подростки из семьи устанавливают дружеские отношения, подростки из учреждений -приятельские. Осознание необходимости принятия других и эмпатии для межличностных отношений у подростков этих групп также различны.
Полученные в нашем исследовании результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Пространственные и временные характеристики межличностных отношений имеют различия в среднем и
100
старшем подростковом возрасте и различны у подростков, проживающих в семье и в закрытых учреждениях.
Исследование также показало, что использование психобиографических методов для изучения межличностных отношений раскрывает индивидуальные особенности восприятия отношений и особенности их переживания, дает представление о трудностях, испытываемых подростками в межличностных отношениях, показывает историю развития отношений во времени и пространстве жизненного пути, помогает изучить особенности восприятия и оценки подростками пространственных и временных характеристик отношений, межличностных событий, связанных с ними.
Межличностные отношения, исследованные психобиографическим методом, раскрывают социальную составляющую жизненного пути личности. Это открывает возможность описания жизненного пути через систему социальных отношений личности и позволяет исследовать целостного человека.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
2. Денисова Т.Н. Время в образе мира человека: норма и патология. - Вологда, ВГПУ, 2008. - 162 с.
3. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 496 с.
4. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. - М.: ПЕР Сэ, 2006. - 272 с.
5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
6. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследований и коррекции личности. - Алматы, 2001. - 171 с.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений. МПСИ, МОДЭК, 2011. - 400 с.
8. Нартова-Бочавер С.К., Бочавер К.А., Бочавер С.Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. - М.: Генезис, 2011. - 320 с.
9. Павлова О.В. Возрастная изменчивость значимых межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте и в период ранней взрослости: автореф. канд. психолог. наук. - СПб., 2013. - 28 с.
10. Black K. A., & McCartney K. Adolescent females’ security with parents predicts the quality of peer interactions // Social Development. - 1997. - № 6. -С. 91-110.
11. Kenny R., Dooley B., Fitzgerald Interpersonal relatioships and emotional distress in adolescence // Journal of Adolescence. - 2013. - 36 (2). - P. 351-360.
12. Subrahmanyam K., Greenfield P. Online communication and adolescents relationships // The future of children, Vol.18, 1, 2008. www.futureofchildren.org (6.11.15)
101