УДК 159. 922.6
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Е.Н. Кутеева
Аннотация. Изучаются особенности эмоционального отношения ко времени подростков 13 - 14 и 15 - 17 лет, а также его взаимосвязи с насыщенностью отношений. Показано, что в группах подростков 13 - 14 и 15 - 17 лет преобладает позитивное отношение ко времени: подростки открыты времени, стремятся взаимодействовать с ним. Интерес к прошлому, настоящему и будущему значимо выше в группе старших подростков.
Ключевые слова: эмоциональное отношение ко времени, подростковый возраст, категория времени.
EMOTIONAL ATTITUDE TO TIME IN ADOLESCENCE
E. Kuteeva
Abstract. This article presents the results of a comparative analysis of the emotional relationship to time in groups of adolescents 13 - 14 and 15 - 17 years. In groups of adolescents 13 - 14 years old and 15 - 17 prevails a positive attitude at the time, teens are open time, tend to interact with it. Interest in relation to the past, present and future is significantly higher in the group of older teens.
Keywords: emotional relation to time, adolescence.
Категория времени является важной для исследования механизмов и условий всей системы жизнедеятельности и развития личности (Левин, 2000; Толстых, 2010; Стрелков, 2010). То, что называется личностью, человеком или индивидом воспринимается и познается только на фоне последовательных моментов времени и изменений, которые составляют биографию личности. Поэтому ответ на вопрос «что такое человек?» связан с вопросом «что такое время?» (Харвей М., 1974).
Понятие «отношение ко времени» включает комплекс переживаний и представлений личности о времени: его осознание, оценку, эмоциональное отношение. Ф. Зимбардо, изучавший отношение ко времени, рассматривал его как единство эмоциональной, когнитивной и социальной составляющих. Он выделил несколько временных ориентаций, отражающих характер отношения к временным периодам и общую направленность поведения человека [6]. В отечественной психологии проблема времени была рассмотрена в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской и др.
В основе нашего исследования лежит концепция Б.Г. Ананьева, согласно которой время - координата жизненного пути. Отношение ко времени - фактор и продукт индивидуального развития. Мы также основываемся на том, что формирование и развитие подростков происходит во
взаимодействии с другими людьми (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина). Эмоциональное отношение ко времени формируется в результате взаимодействия подростков с окружающими людьми, в первую очередь их значимым окружением.
Подростковый возраст - период активного освоения времени. Развитие временных представлений в этом возрасте связано с умственным развитием и изменением жизненной перспективы. Восприятие времени ограничено непосредственным прошлым и настоящим [4 и др.]. Для подростков важным является общение и межличностные отношения, в процессе которых формируется личность, система их отношений.
Средний подростковый возраст - важный этап становления системы временных связей. Время переживается как нечто живое, конкретное, связанное со значимыми событиями и мотивами [1;4;5;7]. Подростки активно адаптируются ко времени, выстраивают временную перспективу [4]. В этом возрасте они учатся учитывать свое время, что способствует осознанию подростками границ личного времени и времени жизни в целом.
Старший подростковый возраст - период профессионального и жизненного
самоопределения. Поэтому фактор времени: умение планировать, строить и видеть перспективу будущего, распределение, организация времени имеют в этом возрасте большое значение. Наиболее значимым
темпоральным периодом становится будущее [4;5]. Построение временной перспективы и возникновение жизненного плана
обеспечивают в этом возрасте возникновение более высокого типа саморегуляции поведения, организации внутреннего мира
[1;4].
В отношении ко времени можно выделить две составляющие: модальность и ценностное отношение ко времени, определяющие обращение человека со временем в процессе жизни. Проблема ценностного отношения подростков ко времени изучена хорошо. Но проблема эмоционального отношения подростков ко времени остается не достаточно раскрытой. Также малоизучена связь эмоционального отношения ко времени с социальной сферой подростков.
Цель исследования - изучение эмоционального отношения ко времени у подростков 13 - 14 и 15 - 17 лет и насыщенности отношений. Мы предположили, что между насыщенностью межличностных отношений и эмоциональным отношением ко времени в подростковом возрасте существует взаимосвязь. Для реализации цели и проверки гипотезы мы использовали методику «Изучение привлекательности времени» М.Р. Гинзбург, в адаптации Манукян В.Р. [3]. В методике М.Р. Гинзбурга выделено несколько модальностей отношения ко времени: страх (чувство отчаяния, безнадежность, страх); тревожность (тревога, беспокойство, напряжение); индифферентное отношение
Сравнительный анализ отношения ко времени, см. табл. 1 показывает, что по отношению к прошлому обнаружены достоверные различия по параметру «интерес» и «тревога» (р<0,01): показатели выше в группе старших подростков. По отношению к настоящему показатели интереса также выше в группе старших подростков. По отношения к будущему в группе старших подростков показатели тревоги и интереса выше, чем в группе средних подростков. Увеличение
(безразличие, равнодушие, вялость); интерес (интерес, любопытство, увлеченность); уверенность (спокойствие, удовлетворение, удовольствие); оптимизм (надежда, радость, восторг). Методика Логиновой Н.А. «Круг общения» [2], дает представление о насыщенности, количестве контактов респондентов. Общение и отношение являются рядоположенными явлениями (Мясищев, 1995 и др.).
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 17.0. Были вычислены средние статистики, проведен сравнительный и корреляционный анализ.
В исследовании приняли участие 336 подростков в возрасте 13 - 17 лет. Возрастная группа 13 - 14 лет: 170 человек; возрастная группа 15 - 17 лет: 166 человек.
Отношение к темпоральным периодам в группах подростков можно охарактеризовать следующим образом, см. табл.1. По отношению к прошлому, настоящему и будущему в группе подростков 13 - 14 лет преобладает позитивное отношение (оптимизм и уверенность).
В группе 15 - 17 летних подростков по отношению к прошлому преобладает уверенность, оптимизм. Менее всего выражен страх. По отношению к настоящему и будущему - уверенность, интерес, оптимизм. Вышесказанное свидетельствует о
преобладании положительного отношения ко времени в старшем подростковом возрасте.
интереса к прошлому, настоящему и будущему в старшем подростковом возрасте связано с активным освоением времени, построением временной перспективы. Подростки формируют свои жизненные приоритеты, пытаются найти свое место в мире, что увеличивает интерес к временным периодам. Увеличение тревоги по отношению к будущему в старшей возрастной группе вызвано предстоящими событиями:
окончанием школы, поступлением в другие
Таблица 1. - Отношение к прошлому, настоящему и будущему в группах подростков 13 -14 и 15 - 17 лет
Прошлое Настоящее Будущее
13 - 14, М 15 - 17, М 13 - 14, М 15 - 17, М 13 - 14, М 15 - 17, М
Страх 4,8 4,9 5,2 5,7 5,2 5,3
Тревога 4,5 5,1* 4,9 4,7 5,1 6,5**
Индифферентность 4,9 5,3 5,6 5,6 5,5 6,01
Интерес 4,3 5,5* 5,3 5,9* 6,5 7,05*
Уверенность 6,9 6,9 6,7 7,1 6,5 6,2
Оптимизм 7,2 6,8 6,8 7,3 6,04 6,9
Прим.: ** р<0,001, * р<0,01
учебные учреждения, неопределенностью будущего.
В нашем исследовании установлено, что насыщенность отношений в группе подростков 13 - 14 лет составляет М=7,2 и М=7,8 соответственно. В старшем подростковом возрасте она уменьшается, что обусловлено неопределенностью будущего и связано с окончанием обучения в школе. Подростки поддерживают отношения с членами семьи, друзьями, приятелями, значимыми взрослыми.
С помощью корреляционного анализа была
выявлена взаимосвязь насыщенности отношений с характеристиками позитивного отношения ко времени. В группе средних подростков насыщенность взаимосвязана с уверенностью в настоящем и интересом к нему (р<0,05). Подростки активно взаимодействуют с членами семьи, друзьями, приятелями, что обеспечивает им уверенность в настоящем.
Таким образом, у подростков обеих групп преобладает позитивное отношение ко времени, на которое влияет насыщенность их отношений.
Литература:
1. Кон И.С. Подросток и сверстники / И.С. Кон // Психология подростка. Полное руководство; под. ред. А. Реана. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-пресс, 2003.
2. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследований и коррекции личности / Н.А. Логинова. - Алматы, 2001. - 171 с.
3. Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Манукян Виктория Робертовна. - СПб., 2003. - 216 с.
4. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и
онтогенез: Монография / Н.Н. Толстых. -Смоленск-Москва, 2010. - 312 с.
5. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д.И. Фельдштейн. -М., 1997. - 378 с.
6. Boyd J.N. Time perspective, heath and risk taking / J.N. Boyd, P.G. Zimbardo //understanding Behavior in the Context of Time / F. Strathman, J. Joireman (eds.) - Mahwah, 2005. - Р. 85-108.
7. Wittmann M., Lehnhoff S. Age effects in perception on time // Psychological reports, 2005, Vol.97, p.921-935.
Сведения об авторе:
Кутеева Елена Николаевна (г. Пенза, Россия), педагог-психолог, практический психолог, лицей для одаренных детей, e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Kuteeva (Penza, Russia), educational psychologist, practicing psychologist, e-mail: [email protected]