УДК 159.922+159.923
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ НА ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
© 2015 Ж.В.Горькая1, Е.М.Савицкая2, В.В.Аминова3
1Самарский государственный университет 2Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 3МКУ г.о. Самара «Социальный приют для детей и подростков»
Статья поступила в редакцию 28.04.2015
Рассмотрено влияние социальной ситуации развития на особенности временной перспективы трудных подростков. Обосновано разделение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на три группы: дети-сироты, дети с конфликтным поведением, дети, лишенные родительского попечения. Выделены и описаны различия в восприятии и переживании настоящего времени, временной перспективы будущего и отношения к прошлому.
Ключевые слова: социальная ситуация развития, трудные подростки, дети-сироты, дети, лишенные родительского попечения, временная перспектива личности, временная направленность, переживание времени, социальная успешность.
Динамичные трансформации социально-экономических отношений в современном обществе формируют ситуацию «нормативной неопределенности моральных ценностей», которая усложняет процесс социализации подростков и приводит к повышению количества противоправных действий. По данным исследования Института социологии РАН, «трудным подростком» в России является каждый шестой ребенок подросткового возраста1.
Социологи объясняют отклоняющееся поведение подростков деформированной системой нравственных ценностей, не позволяющей строить модель развития личности в долгосрочной перспективе. Стремление самоутвердиться и быть признанным, без опоры на социально одобряемые нормы морали приводит к созданию «аморального кодекса», оправдывающего самое дикое поведение, формирует «комплекс Герострата», беспощадно разрушающий личность, отношения и будущее подростка.
Горькая Жанна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития. E-mail: [email protected]
Савицкая Елена Матвеевна, кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой возрастной психологии. E-mail: [email protected]
Аминова Виктория Валиевна, социальный педагог. Email: [email protected]
1 Собкин, В.С. Подросток: нормы, риски, девиации /
В.С.Собкин, З.Б.Абросимова, Д.В.Адамчук, Е.В.Бара-
нова. Труды по социологии образования. - Том X. -Вып. XVII / под ред. В.С.Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2005. - 359 с.
Ситуация осложняется тем, что в настоящее время увеличивается количество подростков, ведущих бродяжнический образ жизни. Немалое количество детей из социальных приютов находятся в розыске, многие, при достижении совершеннолетия, так и не заканчивают общеобразовательное учреждение. Исследование особенностей взаимосвязи социальной ситуации и особенностей временной направленности подростков является целью нашего исследования.
Особенности формирования и развития личности детей в сложной жизненной ситуации описывались в работах представителей отечественной психологической школы: М.И.Лисиной, Л.И.Божович, В.С.Мухиной, И.В.Дубровиной, Н.Н.Толстых А.М.Прихожан и т.д. Психологические исследования показывают, что изменения, происходящие с личностью подростка, находящегося в сложной жизненной ситуации отражаются на том, как он оценивает прошлое, воспринимает настоящее и видит будущее, какой тип временной перспективы принимает в качестве вероятной траектории личного развития.
Исследования динамики возрастных особенностей восприятия и переживания времени выявляют взаимосвязь временных ориентаций с этапами развития личности2. С возрастом увеличивается точность восприятия интервалов времени и динамичность субъективных переживаний времени. Маленькие дети плохо соотносят субъективное и объективное время. В процессе роста,
2 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж.Пиаже. - М.: Республика, 1994. - 245с.
осваивая представления о конкретных временных отношениях и длительностях, к 9 - 10 годам, у детей происходит сближение субъективного восприятия и объективного времени. При этом, индивидуальные особенности в восприятии времени проявляются в двух тенденциях: переоценке и недооценке длительности времени.
В подростковом возрасте, с развитием самосознания личности, возрастает точность оценок временных интервалов и увеличивается насыщенность и динамичность переживаний субъективного времени. Максимальную точность в оценке интервалов объективного времени демонстрируют подростки в возрасте 15 - 16 лет. Тенденции переоценки или недооценки времени к 16 - 17 годам становятся устойчивыми индивидуальными особенностями. Данные результаты являются основанием гипотезы единого механизма «внутренних» часов, участвующего в процессах оценки и отмеривания времени3.
Процесс взросления приводит к увеличению точности оценивания интервалов времени. А инволюционные процессы, сопровождающие старение организма человека, снижают точность оценки и восприятия интервалов времени4. С возрастом изменяются представления и взаимосвязи между прошлым, настоящим и будущим. Взгляд на прошлое и будущее из настоящего образует единую «временную трансспективу»5. Начало временной трансспективы с возрастом смещается, приводя к изменению ее протяженности и содержания. Для детей началом временной транс-спективы является момент поступления в школу, дошкольный возраст и т.п. Пожилые люди в качестве начала временной трансспективы обычно выбирают молодость. Протяженность временной трансспективы с возрастом увеличивается за счет увеличения временной ретроспективы. По мнению Л.В.Бороздиной и И.А.Спиридоновой, до наступления зрелости люди в основном направлены на будущее, в зрелом возрасте - на настоящее, в пожилом - на прошлое. Смена направленности сопровождается изменением эмоционального фона. В целом с возрастом происходит снижение эмоционального фона и увеличение контраста
3 Цуканов, Б.И. Время в психике человека / Б.И.Цуканов. - Одесса: Астро-Принт, 2000. - 216 с.
4 Wittmann M. Age effect in perception of time, Psychological Repost / M.Wittmann, S.Lehnhoff. 2005, 97. -P.921 - 935.
5 Бороздина, Л.В. Возрастные изменения временной
трансспективы субъекта. Сообщение 2 / Л.В.Бороздина, И.А.Спиридонова // Психологический журнал. -1998. - Том 19. - № 3. - С. 34 - 47.
между эмоциональным отношением к прошлому, настоящему и будущему6.
Многочисленные психологические исследования показывают, что особенности восприятия и переживания времени оказывают большое влияние на мысли, поведение и организацию деятельности (К.Левин, 2001; Ж.Нюттен, 2004; F.T.Melges, 1990; P.Zimbardo, J.Boyd, 1999; и др.). К.Левин показал связь временной перспективы с особенностями организации деятельности, Ж.Нюттен определил особенности ее взаимосвязи с успешностью и удовлетворенностью, Ф.Зимбардо выделил направленность временной перспективы как устойчивый компонент ориентации во времени, связанный с индивидуальными особенностями личности. Результаты исследований психологического времени личности говорят о том, что временную ориентацию, установки и переживания можно рассматривать как устойчивые личностные черты (B.S.Gorman и A.E.Wessman, P.G.Zim-bardo и J.Boyd). Временная ориентация является одной из основ построения временной перспективы личности. Под временной перспективой мы понимаем «точку зрения», «вид» или «обзор», взгляд на свою жизнь с точки зрения того или иного времени: прошлого, настоящего или будущего, а также видение их взаимосвязей (К.Левин, Ж.Нюттен, J.Goldberg и C.Maslach, B.S.Gorman и A.E.Wessman, J.Hornick и D.Zakay, J.C.Lennings, R.E.Ornstein, L.Tysk). Временная перспектива определяет направление развития и отражает систему индивидуальных ценностей и смыслов.
Ф.Зимбардо с коллегами выделяют пять видов временной перспективы личности: «негативное прошлое», «позитивное прошлое», «гедонистическое настоящее», «фаталистическое настоящее», «ориентация на будущее».
Временная перспектива зависит от пола и возраста человека. В исследовании А.Сырцовой показано, что для подросткового и юношеского возрастов характерна ориентация на гедонистическое настоящее, т.е. ориентация на получение удовольствия «здесь-и-теперь», импульсивность, отсутствие заботы о последствиях своих действий и поступков. Дальнейшее взросление приводит к смене временной ориентации и формированию временной перспективы будущего.
Интересно, что женщины более негативно относятся к своему прошлому и более фаталистично к своему настоящему, чем мужчины. Для жителей больших городов характерно более выраженное
6 Бороздина, Л.В. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта. Сообщение 1 / Л.В.Бороздина, И.А.Спиридонова // Психологический журнал. -1998. Том 19. - № 2. - С. 40 - 50.
гедонистическое отношение к своему настоящему, в то время как жители малых городов более ориентированы на будущее. Позитивное влияние на насыщенность и простроенность временной перспективы личности оказывает включение человека в трудовую деятельность. У таких подростков возрастает роль будущего, значимость планирования, постановки целей и их достижения. Важно отметить, что наличие образования, делает человека более позитивным в оценке своего прошлого, позволяет более гладко и спокойно проходить через различные возрастные кризисы.
На особенности организации и переживания времени существенное влияние оказывает социальная ситуация и организация процесса обучения. Если среда содействует проявлению индивидуальности, яркости, уникальности подростка, то эти приводит к позитивному восприятию прошлого и формированию дальней перспективы будущего7. Исследование особенностей временной перспективы трудных подростков позволяет говорить о том, что для них характерна низкая степень дифференциации и насыщенности временной перспективы личности8.
Исследование проводилось на базе МКУ г.о. Самара «Социальный приют для детей и подростков «Радуга». В исследовании принимали участие 47 несовершеннолетних воспитанников в возрасте от 12 до 18 лет. Все подростки относятся к категории «детей, попавших в трудную жизненную ситуацию». Учитывая особенности социальной ситуации, в которой оказались дети, на основании заключения органов опеки, они были разделены на три группы: дети - сироты, дети, чьи родители лишены родительских прав, и дети с конфликтной ситуацией в семье. В группах подростки были разделены по возрасту.
Работая с трудными подростками, нам было важно понять, как влияет социальная ситуация на систему ценностных предпочтений трудных подростков и построение временной перспективы личности, как взаимосвязаны особенности восприятия сложившихся обстоятельств и оценка перспектив индивидуального развития. Для достижения поставленной цели с подростками проводилась беседа и использовались психодиагно-
7 Горькая Ж.В. Влияние модели обучения на восприятие и организацию времени учащимися / Ж.В.Горь-кая // Вестник ОГУ. - Орел, Изд-во Орловского госуд. ун-та, 2014. - №4. - С. 110 - 113.
8 Мамедова Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности (на примере де-линквентных подростков): автореф. дисс. канд. псих. наук: 19.00.01 / Мамедова Жанна Сабировна. - М., 2007 - 24 с.
стические методики: биографический опросник (BIV) Бетшера и Янгера в адаптации В.А.Чикер, опросник временной перспективы (ZPTI) Ф.Зим-бардо в адаптации А.Сырцовой, проективные методики: проективный тест «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана, рисунок взрослого, родителя и ребенка на момент диагностики и во временной перспективе (испытуемые представляли момент окончания школы).
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью программы SPSS Statistica. Для оценки достоверности полученных различий использовался метод ранговой корреляции Спирмена с целью определения силы и направления корреляционной связи между двумя признаками, факторный анализ и однофактор-ный дисперсионный анализ.
Обработка и анализ полученных результатов позволяют говорить о том, что для трудного подростка или подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, характерен высокий уровень внутренней напряженности, тревожность, присутствие внутреннего ценностного конфликта между желаемым и действительным, между важным для него и значимым для группы. Результаты теоретического анализа говорят о том, что, для большинства подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, характерна острая потребность в ярких ощущениях и переживаниях, отсутствие четких морально - нравственных норм и правил, попустительское отношение к жизни. Тем не менее, при работе с трудными подростками необходимо учитывать, что разные причины, приводящие к проблеме, отражаются на ценностных предпочтениях, готовности к социальной адаптации и дальнейшей профессионализации. Особенно важным фактор социальной успешности оказывается для подростков, лишенных родительского попечения. А подростки с конфликтными отношениями в семье не просто не ориентированы на социальную успешность, они отрицают ее, выделяя другие приоритеты и ценности.
Особенностью подростков, лишенных родительского попечения является противоречие между ориентацией на социальную успешность и отсутствием сформированной временной перспективы личности. Цели и планы таких подростков отличаются рассогласованностью и нелогичностью: они не видят способов достижения желаемого. «Ментальный тупик», возникающий как следствие высокой мотивации и отсутствия представлений о достижении целей, приводит к высокой адаптивности, с одной стороны, и отсутствию простроенной временной перспективы личности.
Таб. 1. Значение фактора социальной успешности для трудных подростков
Группа подростков Фактор «Социальная успешность»
«Дети-сироты» -0,124
«Дети, лишенные родительского попечения» 0,716
«Дети-конфликтники» -0,623
Таб. 2. Основные результаты однофакторного дисперсионного анализа трудных подростков с разным типом семейной ситуации (Б-критерий Фишера):
Параметр оценки F Р
«Семейная ситуация» 0,0244 0,975926
«Сила Я» 0,8025 0,458618
Нейротизм 4,7481 0,017103
Социальная активность 1,3815 0,268394
Психофизическая конституция 1,0532 0,362718
Экстраверсия 0,6931 0,508682
«Негативное прошлое» 2,4020 0,109622
«Настоящее» 1,473 0,247026
«Будущее» 4,2002 0,025810
«Положительное прошлое» 0,0587 0,943087
«Гедонистическое настоящее» 3,173 0,057862
Таб. 3. Особенности временной перспективы личности трудных подростков
Временная направ- «Подростки, лишенные родительско- «Подростки- «Подростки с конфликтным
ленность го попечения» сироты» отношением»
PAST -(n) 3,8181 2,1818 3,0909
PRES H(n) 3,6470 3,7647 4,5555
FUTURE(n) 3 4,8961 1,8461
PAST +(n) 2,6666 3,2222 3,1176
PRES F(n) 3,4444 2,2222 3,3333
Результаты однофакторного дисперсионного анализа по «типу семей» показывает нам, что подростки - сироты, подростки, чьи родители лишены родительских прав, и подростки-кон-фликтники различаются друг с другом по шкале «нейротизм», «будущее» и «гедонистическое настоящее». Судя по графику по шкале «нейро-тизм», подростки-конфликтники наиболее подвержены эмоциональному раздражению, быстро повышается эмоциональная восприимчивость и раздражимость в отличие от сирот и «ЛРП». Больше всех ориентированными на будущее являются подростки-сироты, наименее - «кон-фликтники», что объясняется невозможностью подростков-конфликтников решать существующие проблемы из-за нехватки ресурсов и, следовательно, ориентацией на прошлое. Так же под-ростки-конфликтники больше всех ориентированы на гедонистическое настоящее, что отражает ориентацию данной категории подростков на получение удовольствия в момент «здесь и сейчас», у них отсутствует забота о последствиях.
Обработка полученных результатов показывает, что трудных подростков, лишенных родитель-
ского попечения, отличает: высокий уровень социальной адаптивности; неустойчивая самооценка; демонстративность; низкий уровень нейро-тизма.
Подростков, потерявших родителей, отличает дальняя временная перспектива, ориентированная в будущее. Подростки - сироты не только имеют дальнюю простроенную временную перспективу, но и хорошо представляют себе способы достижения целей и модель поведения, которая им соответствует. Они мечтают о соответствии этой модели и реализации своих планов, но «пока» не могут в настоящем это осуществить. Подростков-сирот отличает: низкая социальная активность; контактность и коммуникабельность; низкая самооценка; высокий уровень тревожности; высокий уровень физической агрессии.
Подростков с конфликтной ситуацией в семье отличает ориентация на гедонистическое настоящее. Их ценностная система довольно шаткая и не имеет структурированности и иерархичности. Подростки с конфликтной ситуацией характеризуются: эмоциональной стабильностью; высоким уровнем агрессии; высоким уровнем само-
оценки; склонностью к нарушению социальных норм и правил.
На основании полученных результатов можно говорить о том, что: социальная ситуация развития, в которой оказались трудные подростки, влияет на особенности планирования и временную направленность личности: 1) Трудных подростков, лишенных родительского попечения, отличает временная направленность на позитивное прошлое и высокая значимость социальной успешности. Внешнее поведение подростков, лишенных родительского попечения, отличается активностью и адаптивностью, при этом они не склоны к принятию референтных морально-нравственных норм группы. 2) Подростки, чьи родители лишены родительских прав, находятся в ситуации потерянности во времени, которое может быть обозначено как «ментальный тупик». Они не видят возможностей достижения даже
самых близких целей. 3) Подростки с конфликтной ситуацией в семье ориентированы на гедонистическое настоящее, для них значимо негативное прошлое и характерна высокая степень автономности при принятии решений. 4) Подростки-сироты при всем внешнем согласии с ценностями общества ощущают совершенно иное желание: они живут настоящим, видят возможности и способности достижения желаемого, при этом значимые цели находятся далеко в будущем.
Использование полученных результатов в программе психокоррекции отклоняющегося поведения подростков, позволяет более эффективно решать проблемы адаптации и социализации трудных подростков. Работа с временной перспективой и поиском внутренних ресурсов для разрешения возникших трудных ситуаций, позволяет решать проблему «здесь и сейчас», не откладывая на потом, когда «всё будет хорошо».
THE IMPACT OF SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT ON PECULIARITIES OF TEMPORAL ORIENTATION IN PROBLEM TEENAGERS
© 2015 Z.V.Gorkaya1, E.M.Savitskaya 2, V.V.Aminova3°
Samara State University Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 3Social Orphanage for Children and Adolescents. Samara
The article deals with the effect of social situation of development on time perspective in problem teenagers and contains a classification of hapless teenagers into three groups: orphans, conflict behavior children, and children deprived of parental care. Identified and described are the differences in perception and experience of the present time, the future time perspective, and attitude to the past.
Keywords: social situation of development, problem teenagers, orphan children, children deprived of parental care, time perspective of personality, temporal orientation, time experience, social successfulness.
° Zhanna Vladymirovna Gorkaya, Candidate of psychology, Associate professor of Department
of developmental psychology. E-mail: [email protected]
Elena Matveyevna Savitskaya, Candidate of psychology, Professor, Head of Department
of age-related psychology. E-mail: [email protected]
Victoria Valyevna Aminova, Social teacher. E-mail: [email protected]