11, № 3. - С.84-91. 6. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология: Основ доказательной медицины. — М.: Медиа Сфера, 1998. — 352 с.
7. Юнкеров В.И., Григорьев С.Г. Математико-статистичес-кая обработка данных медицинских исследований. — СПб.: ВМедА, 2002. — 266с.
ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ_
© ТЕРЕЩЕНКО А.Г. - 2006
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
А.Г. Терещенко
(Иркутский юридический институт (филиал РПА МЮ РФ), директор — д.юр.н., проф. С.В. Скляров, кафедра истории и теории государства и права, зав. — к.ист.н., доцент А.А. Деревнин)
Резюме. С целью оптимизации психоэмоционального состояния личности как фактора, влияющего на успех протекания адаптационных процессов, в статье предлагается коррекционно-развивающая программа поведенческой саморегуляции.
Ключевые слова. Психическое здоровье, адаптация, саморегуляция поведения.
В настоящее время в России произошли значительные изменения, связанные с реформированием социальной системы. Это актуализировало у большинства населения страны потребность в адаптации к новым ценностям и условиям жизни. Однако, все еще сохраняющиеся в сознании людей представления о прежней социальной среде, существенно ограничивают возможности субъектов адаптации. Значительная часть населения не может органично «встроиться» в новые условия жизни. Структурные изменения в политической, экономической и социальной сферах общества отразились на всех гражданах России. Темпы изменений оказались столь значительными, что значительная часть населения испытывает состояние аномии, дезориентации.
В современном обществе происходит социально-профессиональное «замыкание» личности. Инстинкты социального и биологического самосохранения, реализуясь в сфере психологического, порождают качественно новый феномен отношений между личностью и обществом. Личность изначально стремится к стабильности, что становится затруднительным в кризисном обществе, в котором распадаются прежние социальные и культурные стандарты и стереотипы общественного поведения, а новые находятся в стадии формирования. Кризисное общество не располагает социальными технологиями, которые способны обеспечить оптимальную и предсказуемую адаптацию личностям различного типа. В кризисные периоды жизни общества остро встает вопрос о способе не только социального, но и психологического функционирования. Актуальным становится обеспечение элементарной биологической и социально-духовной защищенности, адаптации к объективным условиям жизнедеятельности. Самодостаточность личности в рамках жизнедеятельности является фактором ее психологической, профессиональной, социальной стабильности и мобильности.
Социальная адаптация, являясь процессом самоорганизации личности, обладает такими характеристиками, как взаимодействие, открытость, динамичность, фрактальность, необратимость, саморегуляция. Факторами, определяющими успешность адаптации, являются активность, принятие себя, эмоциональная устойчивость, внутренний контроль, саморегулирование процесса взаимодействия со средой, осознанные и скрытые установки, определяющие адаптивное поведение. Одним из показателей, определяющих успех адаптации, является психическое здоровье личности, ее самочувствие в этот период.
Под «психическим здоровьем» понимается результат нормального развития, своевременного становления психических новообразований через преодоление кризисов индивидуального развития, в ходе которых человек «приобщается к человеческой сущности, приобретает духовные качества и согласованность структурных и процессуальных компонентов психической активности (механизмов саморегуляции, адаптации и самоактуализации)». Психическое здоровье позволяет личности ощущать себя самодостаточной, способной к самореализации. Основу психического здоровья человека составляет нормальное развитие субъекта в онтогенезе. Неотъемлемыми составляющими психического здоровья являются самоконтроль и саморазвитие [1,2,3,8].
Психическое здоровье — социокультурный, целостный феномен глобального значения, требующий в своем изучении интегративного подхода. О.В. Васильева и Ф.Д. Филатов выдели три социокультурных эталона, действующих как представления, установки и стереотипы здоровья: античный, основанный на идее внутренней целостности и уравновешенности человека как системы; адаптационный, основанный на идее гармонии человека с окружающей средой; антропоцентри-
ческий, связанный со стремлением человека к самореализации, к развитию своих творческих и духовных качеств. Следовательно, болезнь рассматривается как рассогласование, конфликт, дезадаптированность, незрелость и отсутствие стремления к самоактуализации [2]. Критериями психического здоровья традиционно считают осознание идентичности своего физического и психического «Я», чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях, критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам, соответствие психических реакций силе воздействий среды, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность к саморегуляции поведения, способность планировать собственную жизнедеятельность, изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств [5].
Б.Д. Петраков определяет психическое здоровье как «динамический процесс психической деятельности, которому свойственна детерминированность психических явлений [4]. В.Я. Семке рассматривает психическое здоровье как «состояние динамического равновесия индивида с окружающей средой, когда все заложенные в его биологической сущности способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью» [7].
В качестве основного механизма развития пограничных расстройств часто рассматриваются нарушение системы адаптации или социальная дезадаптация. И.С. Розум подчеркивает взаимосвязанность таких критериев, как социальная адаптация, целесообразность и осознанность поведения [6]. Критериями и значимыми факторами развития психогенных нарушений являются тревожность и ригидность.
Поведение личности детерминировано социальной средой. Вследствие процессов дезинтеграции, выражающихся в состоянии аномии, происходит распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок. Неудовлетворенные социальные потребности, разрушение привычной этики взаимоотношений, культурных норм взаимодействия часто приводит людей к дезадаптации. Одним из доказательств негативной адаптации к современным переходным условиям жизни является наличие различных форм деструктивного поведения: преступлений, наркомании, алкоголизма, психических расстройств, суицидов.
Развитию негативных девиаций в обществе способствует множество обстоятельств и условий как социально-экономического, так и психо-физиологическо-го характера. Рыночная экономика способствует расслоению населения и усиливает противоречие между ее социальными слоями. Рост негативных девиаций обусловлен низким уровнем жизни населения, безработицей, готовностью ряда людей к противоправным действиям. Резкое социальное неравенство, зачастую неэффективность осуществляемой политики, криминализация общественных отношений не могут не порождать недовольство, конфликты, принимающие формы открытых и латентных социальных отклонений. Рост девиаций вызван ухудшением социально-экономического положения большинства социума, снижением уровня социальной защищенности населения. Главным в генезисе развития социальных девиаций является уси-
ление социального неравенства, вызванного противоречиями между имеющимися потребностями и их удовлетворением. Противоречивость и неустойчивость новых социальных взаимодействий, некоторая размытость общечеловеческих ценностей, рост напряженности в обществе усиливают состояние дезадаптации у всех возрастных групп населения.
Как основную детерминанту развития личности Э. Эриксон определял ранний этап онтогенеза. «Степень доверия», вынесенного из самого раннего младенческого опыта, зависит не от абсолютного количества пищи или проявлений любви к малышу, а скорее от количества материнских отношений с ребенком. На базе доверия у ребенка формируется чувство уверенности, снижается тревожность, что способствует его адаптации в социуме, успешному формированию личности. Создатель «межличностной теории психиатрии» H.S. Sullivan утверждал, что «тревога — продукт межличностных отношений, первоначально передающаяся от матери и впоследствии связанная с угрозой безопасности» [8]. К сожалению, часто дети не получают достаточного количества внимания, любви, заботы, пребывают в атмосфере лжи, враждебности, равнодушия в семье. Не случайно, «колыбелью неврозов» называют психологи детский период в жизни человека. Э. Фромм рассматривал невроз как «пожизненную зависимость от внешнего объекта», как неудачную попытку разрешить конфликт между непреодолимой зависимостью и стремлением к свободе. Среди разнообразной пограничной нервно-психической патологии на первом месте стоят «болезни личности» — неврозы и патологические формирования характера (психопатии). Их распространенность среди населения чрезвычайно высока: примерно 10% людей дают на протяжении жизни отчетливые невротические срывы, еще 30% — более стертые невротические реакции [8].
В настоящее время в амбулаторных психоневрологических учреждениях наблюдается более 717 тысяч детей до 14 лет и 238 тысяч — в возрасте 15-17 лет [8]. Двадцатилетний мониторинг психического здоровья детей раннего возраста показал, что в начале 80-х годов на 100 малышей до трех лет приходилось 9 с психическими нарушениями и 30 составляли «группу риска», к концу 90-х таких детей выявилось 15,5 и 35,0 соответственно. В настоящее время в России насчитывается более 700 тысяч детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У 43,7 % из них определяются психосоматические расстройства, у 23,0% — стойкие отклонения поведения и патохарактерологические реакции. По данным И.Ф. Рековской, из 25 тысяч выпускников, ежегодно выпускаемых из отечественных сиротских учреждений, в течение первого года в свободной жизни 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством, 3 тыс. становятся бродягами, 5 тыс. попадают на скамью подсудимых [8].
Резкий рост негативных девиаций является свидетельством низкой адаптированности населения к реформам и требует неотложного проведения комплекса мер по их снижению и устранению. Одним из первоочередных направлений в развитии и адаптации личности является улучшение эмоционального самочувствия, психического здоровья населения всех возрастных групп.
В.Д.Трошин выделил уровни здоровья человека: духовное здоровье (позитивные ценностные ориентации личности), нравственное здоровье (позитивные поступки, поведение, способ жизни и характер деятельности), нервно-психическое и соматическое здоровье, то есть здоровый дух, здоровый образ жизни, здоровое тело. Выявление на ранних этапах развития ребенка психических и поведенческих отклонений способствует успеху адаптации. Показателями психодезадаптационных состояний у детей и подростков являются:
- по психологическому критерию — высокий уровень тревожности и страхов, низкие показатели умственной работоспособности, низкие показатели уровня интеллектуального развития, низкий балл успеваемости, признаки психоэмоционального напряжения;
- по критерию эффективности учебной деятельности — потенциальная или более выраженная учебная дезадаптация в виде низкой учебной активности и слабой успеваемости;
- по социально-психологическому критерию — нарушение школьных норм поведения и школьной дисциплины, неуспешность социальных контактов в виде дерзости с учителями, грубости и драк со сверстниками;
- по критерию биологической предрасположенности — индивидуально-психологические особенности, обусловленные конституционально-биологическими, экзогенно-органическими, соматическими и социально-психологическими факторами или их сочетанием;
- по преклиническому критерию — отдельная симптоматика различного регистра преходящего характера или сохраняющаяся от трех недель до нескольких месяцев с частотой проявления от 1 до 3 раз в неделю и с субъективным чувством идентификации своего состояния как «нездоровья».
Многообразные социальные и душевные потрясения современного общества, к сожалению, в современных условиях пополняются все новыми синдромами, состояниями и нозологическими единицами. Их широкая распространенность, малая изученность клинических проявлений наносят огромный социально-экономический и моральный ущерб обществу, осложняют процесс социальной адаптации личности к современным условиям жизнедеятельности.
Многие исследователи отмечают рост конфликтности, духовное обнищание личности. Сущность духовного кризиса индивида определяется конкретной патогенной ситуацией, возникающей в связи с проблемами познания и доверия, которые целесообразно рассматривать в контексте историко-этнической специфики российского менталитета, регресса этнической культуры и ослабления социальной инфраструктуры. Вызванные при этом патофизиологические процессы на первых порах носят культурно-историческое содержание, лишь постепенно обретая личностно-значимое содержание реакции на травматический стресс [8].
Личностный кризис представлен дисбалансом в жизни конкретного индивида с присущей только ему системой поведенческого (социального), невротического и соматоневрологического стиля поведения. При этом происходит дезинтеграция личности: нарушение адаптивности, целостности и сбалансированности, утрата прежней витальности, коммуникативности, творческой активности. В.Я. Семке, анализируя ситуацию
современного развития, выделил:
- новые социальные психогении: участие в военных конфликтах в «горячих точках»; призыв в армию; привлечение к ликвидации опасных для жизни аварий; безработицу; миграцию; смену места работы со снижением социального статуса; потерю жилья; изменение социальной значимости некоторых профессий (научные сотрудники, врачи, учителя); финансовую несостоятельность при оплате лечения или образования;
- глубинные психогении (психотравмирующие ситуации, изменившие жизненный стереотип и сохранившие актуальность и эмоциональную окраску до настоящего времени). К ним относятся: проблемы здоровья (черепно-мозговые травмы, операции, тяжелые соматические заболевания, врожденные уродства); утраты (убийства, исчезновения, несчастные случаи, суициды, мертворожденные); проблемы семьи (развод родителей, воспитание вне родительской семьи, алкоголизм родителей, дефекты воспитания, сексуальные травмы, воспитание в детском доме, ранний разрыв с родителями);
- поверхностные психогении, психотравмирующие ситуации, вызвавшие дезадаптацию личности: конфликты в семье (конфликты супругов, с детьми, с родителями, с родственниками, интерперсональные конфликты, наркомания); социальные конфликты (участие в военных действиях, потеря места работы, миграция, смена места работы, проблемы с жильем, кражи, конфликты с соседями, религиозные конфликты, материальные трудности); производственные конфликты (производственные перегрузки, конфликты отношений, выход на пенсию); здоровье (здоровье детей, собственное, родителей, инвалидность); утраты (дети, супруги, родители, родственники, друзья).
Важным моментом, способствующим успеху социальной адаптации, является организация целенаправленного воздействия на личность, выработка стратегии эффективной социальной жизнедеятельности и саморегуляция поведения. Поведенческая саморегуляция позволяет регулировать взаимодействие человека со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Составляющими поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, психического самочувствия, самосознания, «Я-концепции». Поведенческая саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования живой системы и является информационным процессом, носителем которого выступают различные формы отражения действительности.
В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления в период адаптации саморегуляция может реализовываться разными психическими средствами (через чувственные конкретные образы, представления, понятия и др.). Принятая субъектом цель адаптации не определяет однозначно условий, необходимых для построения программы исполнительских действий. При сходных условиях деятельности возможны различные способы достижения одного и того же результата.
Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей как от конкретных условий, так и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта адаптации, его привычек в организации своей деятельности, которые, в свою очередь, формируются в процессе воспитания и самовоспитания.
Саморегуляция состоит из этапов: выработки субъектом цели его произвольной активности, разработки модели значимых условий деятельности, программы собственно исполнительских действий, выбора системы критериев успешной деятельности, получения информации о реально достигнутых результатах, оценки соответствия реальных результатов критериям успеха, принятия решения о необходимости и характере коррекционной деятельности.
С целью практической реализации комплексной системы мер по оптимизации психоэмоционального состояния личности как одного из основных факторов, влияющих на успех протекания адаптационных процессов, нами была разработана социально-психологическая коррекционно-развивающая программа. Данная программа, учитывающая различные подходы к изучению адаптации, ориентирована на разные уровни отражения: декларативный, субъективно-переживаемый и неосознаваемый. Определение индивидуальных способностей, ориентаций, направленности, кризисных зон развития и обучение респондентов эмоциональным проявлениям и навыкам социального взаимодействия позволяют целенаправленно влиять на саморегуляцию их поведения.
В проводимой коррекционной работе были поставлены следующие задачи: обучение приемам, способствующим адаптации и социализации личности; навыкам взаимодействия, повышение самооценки личности; обучение распознаванию и выражению эмоциональных проявлений; повышение уровня эмоционального благополучия, уровня толерантности и переносимости стрессовых нагрузок. Особое внимание уделялось комплексности подхода к разрешению проблем, связанных с адаптацией и социализацией личности. Овладение навыками психоэмоциональной и поведенческой регуляции рассматривалось как фактор увеличения адаптационных возможностей индивидов.
Проводимые мероприятия были ориентированы на реализацию таких потребностей личности, как потребность в защищенности и принадлежности к группе, в профессиональной значимости и компетентности, в признании и любви, потребность в осознании смысла жизни и в поиске авторитетов, в саморазвитии и самоактуализации. В ходе работы использовались такие интенсивные (активные) методы воздействия на личность,
как деловые, имитационные, сюжетно-ролевые, организационные игры, тренинги, практические занятия в действующем социуме.
Коррекционная работа, направленная на успешную адаптацию личности, включала несколько этапов: психодиагностический, психопрофилактический и этап коррекции поведения и личностных свойств. Использовались такие психодиагностические методики, как СМИЛ, МИЛЛ, тест Роршаха, ТАТ, РАТ, тест Розенц-вейга, проективные методы сказкотерапии, тест определения типа поведенческой активности, метод по выявлению и анализу социальных алгоритмов агрессии А.И. Харченко и др.
В ходе групповой работы обращалось внимание на формирование следующих навыков:
- повышение уровня адаптации и социализации;
- познание себя и других;
- повышение уровня толерантности (порога переносимости стрессовых нагрузок);
- овладение способами психоэмоциональной и поведенческой саморегуляции;
- формирование профессионально-целесообразных переживаний и привитие навыков свободного самочувствия;
- активизация способов общения и межличностного взаимодействия;
- создание атмосферы психологического комфорта;
- выработка действий в типичных ситуациях;
- развитие воображения, индивидуального стиля деятельности.
- оказание помощи в преодолении аффективно-травмирующих страхов, проявлений тревожности;
- через конструктивное решение конфликтных ситуаций изменение отношения к себе и окружающим;
- улучшение психического самочувствия.
Групповой коррекционный процесс, в целом, был
разделен на три основные стадии: ориентировочную (2занятия), реконструктивную (6 занятий) и закрепляющую (2 занятия). Проводимый тренинг включал в себя элементы коммуникативного, сензитивного тренинга, тренинга выработки желательных форм поведения, социального научения, а также были включены элементы когнитивного анализа, психоанализа, элементы психодрамы, техники гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии.
Проведенная коррекционная работа позволила решить ряд задач, корректирующих поведение личности в период адаптации, выявить ее адаптационные возможности и адаптационный потенциал, сформировать готовность к саморегуляции поведения, направленного на улучшение психического самочувствия, увидеть перспективность данной работы.
THE PSYCHIC HEALTH AS A FACTOR OF PERSON'S SOCIAL ADAPTATION
A.G. Tereschenko
(Irkutsk Juridical Institute, RAL the Department of Justice Russian Federation)
In this article is offered the correct-development program of behavior selfregulation with the aim of optimization of psycho-emotional person's condition as a factor of influencing on the successful adaptation process.