образовательные инструменты разработаны в рамках технологии эффективного обучения «Достижение прогнозируемых результатов». Наиболее перспективным, как мы считаем, является создание и введение в школьный курс специального предмета, направленного на развитие субъектного опыта учащегося, на его умение управлять процессом своего учения, что позволит с минимальными ресурсными затратами реализовать основные требования ФГОС.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Бэндлер Р., Гриндер Д. Структура магии. М.: Каас, 1995. 517 с.
3. Дилтс Р., Эпстайн Т. А., Динамическое обучение. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 416 с.
4. Брагина Н. Н, Доброхотова Т. А. Функциональ-
ные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1988. 240 с.
5. Орьоль Б. Ключ к звукам [Электронный ресурс]. URL: http://auriol.free.fr/traduc/russe/index.htm (дата обращения 24.02.2012).
6. Лебедев В. В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов». М.: АПКиППРО, 2005. 151 с.
7. Лебедев В. В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов»: теория и практика (учеб. пособие гриф УМО). М.: АПКиППРО, 2011. 368 с.
8. Розин В. М. Философия образования: этюды-исследования. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2007. 576 с.
9. Иванов В. В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Советское радио, 1978. 184 с.
10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 8 ДО 14 ЛЕТ
PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT AND ACADEMIC ACHIEVEMENT OF CHILDREN WITH DIFFERENT TYPES OF FUNCTIONAL ASYMMETRY AT THE AGES OF 8 AND 14
Е. А. Бойко
В статье рассмотрены отдельные вопросы успешности школьного обучения в среднем общеобразовательном учреждении. Приведены результаты эмпирического исследования, посвященного проблемам успешности обучения учащихся с разным типом функциональной асимметрии (прежде всего учащихся-правшей и учащихся-амбидекст-ров). Охарактеризовано психическое развитие в группах учащихся с разным уровнем школьной успеваемости.
Ключевые слова: успешность обучения, тип функциональной асимметрии, психическое развитие, амбидекстрия.
Независимо от ведущей парадигмы, на основе которой в среднем общеобразовательном учебном заведении осуществляется учебный процесс, успеваемость является одним из наиболее значимых критериев эффективности учебной деятельности, а соответственно, и качества образования [1].
E. A. Bojko
Some aspects of educational success at school are analyzed in the article. The results of the empiric research, which was devoted to the problems of academic achievement of pupils with different types of functional asymmetry (especially pupils with ambidexterity and right-handed pupils), are shown in the article. Psychic development of pupils with different levels of school achievement is characterized.
Keywords: educational success at school, types of functional asymmetry, psychic development, ambidexterity.
По данным ряда исследований [2-4] низкая успешность учебной деятельности связана с неполной или замедленной латерализацией мозговых функций.
Проблема соотношения между созреванием мозга, совершенствованием его структуры и функций, с одной стороны, и обучением ребенка, ведущим к формирова-
нию у него специфически человеческих психических свойств и способностей, с другой стороны, является одной из важнейших и вместе с тем наименее изученных проблем, возникающих на стыке детской психологии, педагогической психологии и возрастной физиологии. Ее разрешение - необходимое условие построения научно обоснованной системы обучения и воспитания подрастающих поколений [5].
Таким образом, изучение индивидуально-психологических характеристик и успешности школьного обучения детей с разными типами функциональной асимметрии является весьма актуальным в настоящее время.
Целью данного исследования явилось изучение уровня психического развития и школьной успеваемости у детей в возрасте от 8 до 14 лет с разными типами функциональной асимметрии.
В исследовании приняли участие более 350 учащихся начальных и средних классов (с 2-го по 8-й классы) общеобразовательной средней школы.
Исходя из цели исследования были применены следующие методики: батарея интеллектуальных тестов КР-3-85; «Исключение слов»; «Образное мышление»; «Подбор слов»; «Корректурная проба» Б. Бурдона; многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (детский и подростковый варианты).
По результатам теппинг-теста и функциональных проб были выделены две группы: учащиеся-амбидекстры, учащиеся-правши. К сожалению, количество учащихся-левшей в рассматриваемой выборке оказалось недостаточным для формирования отдельной группы, поэтому они в рамках данного исследования не рассматривались.
Каждая группа учащихся (правшей и амбидекстров) была разделена на подгруппы в зависимости от школьной успеваемости: 1) учащиеся с высоким уровнем успеваемости (средний балл - 4,5 и выше); учащиеся со средним уровнем успеваемости (средний балл от 3,5 до 4,4) и 3) учащиеся с низким уровнем успеваемости (средний балл от 3,5 и ниже). Школьная успеваемость определялась по средней годовой оценке.
В ходе исследования было установлено, что во 2-х классах в группе амбидекстров 25% учащихся с низкой успеваемостью и 16,7% учащихся с высокой успеваемостью, в то время как среди правшей - 20 и 26% соответственно (рис. 1).
В 3-х классах в группе амбидекстров 30,8% учащихся с низким уровнем успеваемости, и 7,7% - с высоким уров-
Ш Ipmiiai
ТЛШИОПИ
ГШМИЮ
Рис. 2. Особенности успеваемости учащихся 3-х классов с разными типами функциональных асимметрий
нем успеваемости; в группе правшей - 10,5 и 42,2% соответственно (рис. 2).
Таким образом, по сравнению с 2-ми классами в группе амбидекстров успеваемость значительно снижается: увеличивается количество учащихся с низким уровнем успеваемости и уменьшается количество учащихся с высоким уровнем успеваемости. В то время как в группе правшей успешность школьного обучения возрастает: уменьшается число учащихся с низким уровнем успеваемости и увеличивается число учащихся с высоким уровнем успеваемости.
В 5-х классах наблюдается фактически такая же картина. В группе амбидекстров 33,4% - учащиеся с низким уровнем школьной успеваемости, 25,0% - учащиеся с высоким уровнем школьной успеваемости, а в группе правшей - 11,4 и 25,7% соответственно.
Таким образом, можно говорить, что наличие функциональной асимметрии (доминирование одного из полушарий) оказывает положительное влияние на успешность обучения в начальных и 5-х классах.
Однако в средних классах, с 6-го по 8-й, количество учащихся с низким уровнем школьной успеваемости возрастает как в группах амбидекстров, так и в группах правшей (рис. 3). Можно предположить, что это, в первую очередь, оказывается связанно с общим снижением успеваемости в средних классах.
иПЬ 10Ш.1
Рис. 1. Особенности школьной успеваемости учащихся 2-х классов с разными типами функциональных асимметрий
Рис. 3. Количество учащихся средних классов с низким уровнем школьной успеваемости в группах правшей и амбидекстров
Вместе с тем в группе амбидекстров происходит увеличение числа учащихся с высоким уровнем школьной успеваемости, в то время как в группе правшей количество таких учащихся уменьшается (рис. 4).
Затем были проанализированы особенности психического развития, определяющие успешность обучения в группах правшей и амбидекстров.
Так, во 2-м классе учащиеся-амбидекстры с высоким и низким уровнем школьной успеваемости отличаются по уровню развития таких психических познавательных процессов, как память («Зрительная память» = 6,39;
вПрмав
Рис. 4. Количество учащихся средних классов с высоким уровнем школьной успеваемости в группах амбидекстров и правшей
р < 0,01) и «Вербальная память» = 3,14; р < 0,05)), образное мышление («Образное мышление» = 2,97; р < 0,05)). В соответствии с полученными результатами уровень развития образного мышления является наиболее существенным фактором, обеспечивающим не только успешность психического развития в целом, но и успешность обучения амбидекстров во 2-м классе общеобразовательной средней школы.
Между учащимися-правшами 2-го класса с высоким и низким уровнем школьной успеваемости также существуют значимые различия в уровне развития психических познавательных процессов: мышления и памяти («Вербальное мышление» (: = 3,34; р < 0,01), «Исключение слов» 0: = 3,92; р < 0,001), «Зрительная память» 0: = 3,01; р < 0,01), «Вербальная память» (: = 5,18; р < 0,001), «Подбор слов» (: = 2,49; р < 0,05)).
Таким образом, видно, что успешность обучения учащихся-амбидекстров и учащихся-правшей обеспечивается различными психическими механизмами. Если в группе учащихся 2-го класса амбидекстров для эффективного усвоения школьной программы в первую очередь требуется достаточный уровень развития образного мышления, то в группе учащихся-правшей - вербального, понятийного мышления. Складывается впечатление, что ам-бидекстры и правши - учащиеся 2-го класса - просто находятся на различных ступенях психического развития (в частности, мышления). Когда ребенок приходит в первый класс, его мышление преимущественно является предметным. В средних классах мышление учащихся становится логическим. Однако между этими двумя этапами развития мышления существует еще один этап, на котором развивается и доминирует образное мышление. Следовательно, развитие логического мышления будет осуществляться более медленно, если учащийся испытывает затруднения в развитии образного мышления. Таким образом, медленные темпы развития образного мышления в начальных классах (что в большей степени характерно для учащихся-амбидекстров) могут рассматриваться в качестве признака, затрудняющего развитие психических познавательных процессов, и, как следствие всего этого, признака, свидетельствующего, что учащийся может испытывать сложности в обучении.
При этом многие школьные программы ориентированы не столько на текущий уровень развития психических познавательных процессов, сколько на зону ближайшего развития. И оказывается, что относительно развития мышления такой зоной ближайшего развития
для учащихся-амбидекстров оказывается развитие образного мышления, а для учащихся-правшей - развитие вербального, логического мышления. Поэтому на данном этапе обучения учащиеся-амбидекстры не обладают теми психологическими механизмами (поскольку они еще не успели сформироваться), которые бы позволили им усвоить школьную программу, ориентированную в основном на правшей.
В 3-м классе между учащимися-амбидекстрами с высоким и низким уровнем школьной успеваемости были выявлены значимые различия по таким методикам, как «Вербальное мышление» 0: = 2,58; р < 0,05), «Исключение слов» 0: = 4,02; р < 0,01), «Зрительная память» (: = 2,54; р < 0,05), «Вербальная память» (: = 4,08; р < 0,01), «Подбор слов» 0: = 3,12; р < 0,05). Таким образом, в 3-м классе у учащихся-амбидекстров с высоким уровнем успеваемости в сравнении с учащимися-амбидекстрами с низким уровнем успеваемости оказываются лучше развиты память, понятийное и логическое мышление. Интересным представляется тот факт, что все выявленные в данной группе (учащиеся 3-го класса, амбидекстры) различия наблюдались ранее во 2-м классе в группе правшей. Следовательно, этот факт можно рассматривать в качестве еще одного доказательства того, что в начальных классах учащиеся-амбидекстры и учащиеся-правши находятся на разных этапах психического развития: правши развиваются несколько быстрее. Поэтому одна из причин неуспешности обучения учащихся-амбидекстров в начальных классах может быть связана с общими закономерностями развития учащихся-амбидекстров.
В 3-м классе между учащимися-правшами с разным уровнем школьной успеваемости различия в психическом развитии оказываются связанными не столько с уровнем развития психических познавательных процессов, сколько с развитием личностных характеристик. Так, между учащимися-правшами с высоким и низким уровнем школьной успеваемости были выявлены значимые различия только лишь по одной интеллектуальной методике - «Подбор слов» 0: = 3,08; р < 0,05), остальные различия касались отдельных факторов опросника Р. Кеттел-ла, таких как фактор А (сердечность-обособленность, : = 5,97; р < 0,001), фактор Р (беспечность-озабоченность, : = 2,82; р < 0,05), фактор С (высокая совестливость - недобросовестность, : = 2,49; р < 0,05), фактор Н (смелость-робость, : = 3,97; р < 0,01), фактор Q3 (контроль желаний - импульсивность, : = 3,41; р < 0,01). Учащиеся-правши с высоким уровнем успеваемости в 3-м классе могут быть охарактеризованы как более открытые, общительные, жизнерадостные, активные, и вместе с тем они более дисциплинированные, упорные и обязательные.
Следовательно, можно предполагать, что в 3-м классе успешность обучения у правшей определяется не столько уровнем развития познавательных способностей, сколько личностными характеристиками, позволяющими учащимся добиваться поставленной цели, ответственно подходить к выполнению любого учебного задания.
В 5-х классах учащиеся-амбидекстры с высоким и низким уровнем успеваемости достоверно различаются по уровню общего интеллектуального развития = 2,84; р < 0,05); по уровню развития вербального логического мышления («Аналогии», : = 2,39; р < 0,05; «Установление закономерностей», : = 3,11; р < 0,05). Следовательно, для успешного освоения новых учебных знаний и эффективного решения учебных задач учащимся-амбидекстрам необходим определенный уровень развития психических познавательных процессов, и прежде всего логического мышления.
Аналогичные закономерности были выявлены и в группе правшей - учащихся 5-х классов. Так, между учащимися-правшами с высокой и низкой успеваемостью существуют значимые различия в результатах выполнения таких интеллектуальных методик, как «Аналогии» 0: = 2,54; р < 0,05), «Зрительная память» ^ = 3,70; р < 0,01), «Вербальная память» 0: = 5,27; р < 0,001), «Корректурные пробы П. Бурдона» (продуктивность внимания, : = 2,61; р < 0,05), а также в уровне общего интеллектуального развития С = 7,63; р < 0,001).
Таким образом, для успешного обучения в 5-м классе учащиеся должны обладать достаточно высоким уровнем развития психических познавательных процессов.
Учащиеся 5-го класса - амбидекстры и правши - с высоким уровнем школьной успеваемости различаются между собой лишь по отдельным факторам опросника Р. Кеттелла: по фактору С (эмоциональная устойчивость -эмоциональная неустойчивость; : =2,34; р < 0,05) и по фактору Р (беспечность-озабоченность; : = 2,53; р < 0,05). Таким образом, учащиеся-амбидекстры в сравнении с учащимися-правшами оказываются более неустойчивыми в интересах, тревожными, беспокойными, подозрительными. Следовательно, можно предположить, что учащиеся-амбидекстры вне зависимости от уровня успеваемости испытывают определенные сложности во взаимодействии с окружающими людьми по сравнению с учащимися правшами.
В 6-м классе учащиеся-амбидекстры с высоким уровнем школьной успеваемости и с низким уровнем школьной успеваемости различаются между собой по уровню развития образного мышления («Образное мышление» : =2,65; р <0,05), они обладают более высокими темпами решения интеллектуальных задач (фактор В опросника Кеттелла (высокий - низкий интеллект); : = 3,14; р < 0,05), а также оказываются более обязательными, дисциплинированными и собранными (фактор С опросника Р. Кеттелла (высокая совестливость - недобросовестность); : = 3,22; р < 0,05).
А учащиеся-правши с высоким уровнем школьной успеваемости в 6-м классе отличаются от учащихся-правшей с низким уровнем школьной успеваемости по уровню развития логического мышления («Числовые ряды»; : = 2,58; р < 0,05), но при этом они становятся менее устойчивыми в своих интересах, невыдержанными (фактор С опросника Р. Кеттелла (эмоциональная устойчивость - неустойчивость); : = 2,18; р < 0,05). Вероятно, из-
меняющиеся таким образом личностные характеристики в группе учащихся-правшей с высоким уровнем школьной успеваемости является одной из причин снижения обшей успешности обучения в группе правшей в более старших классах.
Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: школьная успеваемость учащихся-амбидекст-ров прежде всего связана с темпами психического развития. Так, в начальных классах темпы психического развития в группе амбидекстров с высоким уровнем успеваемости были несколько ниже, чем в группе правшей с аналогичной успеваемостью. Однако в средних классах темпы развития амбидекстров и правшей с высоким уровнем школьной успеваемости не просто сравнялись, но учащиеся-амбидекстры начали развиваться более интенсивно. В результате при сопоставлении динамики успеваемости учащихся-правшей и учащихся-амбидекстров обнаруживается, что если в начальных классах школьная успеваемость была выше в группе правшей (чем в группе амбидекстров), то к 8-му классу она становиться более высокой в группе учащихся-амбидекстров.
Вместе с тем группа учащихся-амбидекстров с низким уровнем школьной успеваемости в течение всего процесса обучения испытывает сложности в решении интеллектуальных задач, можно также отметить, что в средних классах к трудностям в развитии психических познавательных процессов добавляются трудности, связанные с особенностями развития личностных характеристик. И в более старших (6-8-й) классах учащиеся-амбидекстры с низким уровнем школьной успеваемости начинают испытывать сложности, связанные с взаимоотношением с окружающими и с адаптацией к изменяющимся требованиям школьной программы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Старикова А. Е. Социально-психологические детерминанты успешности обучения учащихся средних классов современной общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 24 с.
2. Киселёв В. Д., Молодых Е. С. Влияние профиля латеральной организации мозга на адаптацию к учебному процессу старшеклассников // Экология образования: актуальные проблемы: вып. 2: сб. науч. ст. в 2 т. Т. 1. Ч. 1. Системный подход в образовании / под ред. А. В. Пяткова. Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2001.С.208-212.
3. Князева М. Г. ЭЭГ-корреляты межполушарно-го взаимодействия у праворуких и леворуких детей 9-10 лет // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991, № 1. С.68-72.
4. Манчинская Р. И., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5-8-летнего возраста в норме и при
трудностях обучения // Физиология человека. 1997. Т. 23, № 5. С. 5-11.
5. Венгер Л. А., Ибатуллина А. А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии.1989.№ 2. С. 20-27.
6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
8. Колисник И. И. Влияние межполушарной асимметрии головного мозга на состояние здоровья человека // Здоровая школа: сайт Маргариты Павловой [Электронный ресурс]. URL: http://
www.zdorovayashkola.ru/library/ (дата обращения 1.02.2012).
9. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1986. 320 с.
10. Бобылева Н. И., Минина О. Г. Сравнительная оценка соотношений показателей высших психических функций и профиля латеральной организации мозга с успешностью обучения детей младшего школьного возраста. Северодвинск, 2002. 45 с.
11. Школа и психическое здоровье учащихся / под. ред. проф. С. М. Громбаха М.: Медицина, 1988. 272 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
FORMING OF PSYCHICAL STRUCTURES OF MORAL CONCEPTS IN CHILDREN AND TEENAGERS
Г. И. Веденеева
На основе анализа результатов исследования рассматриваются особенности структуры и содержания нравственных понятий у младших школьников и подростков. Дана авторская характеристика качеств инвариантных признаков нравственных понятий, позволяющая определить уровень обобщенности и полноты сформированных понятий у школьников. Прослеживается влияние возраста, воспитания и социальной среды на нравственное развитие личности.
G. I. Vedeneyeva
On the basis of the analysis of research results, some features of the structure and maintenance of moral concepts in younger schoolchildren and teenagers are considered. The author provides some characteristics of invariant features of moral concepts, which allows to define the degree of generalization and completeness of the formation of concepts in schoolchildren. The article traces the influence of age, upbringing and social environment on the personality's moral development.
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные понятия, понятийная психическая структура, ситуативные и инвариантные признаки понятий.
Keywords: moral education, moral concepts, conceptual mental structure, situational and invariant signs of concepts.
Важнейшей стороной целостного образовательного процесса является нравственное воспитание, направленное на выработку системы моральных норм, черт характера и привычных форм поведения развивающейся личности.
Актуальным вопросом в деятельности педагога в процессе организации нравственного воспитания детей и подростков является формирование у них понятий о явлениях этического порядка.
Овладеть понятием - значит овладеть всей совокупностью знаний о предметах и явлениях, их признаках и свойствах. Само содержание понятий раскрывается в суждениях [1, с. 320]. В зависимости от того, насколько
разнокачественно (разноаспектно) суждения характеризуют объекты и в какой степени отражают их существенные (инвариантные) признаки, можно говорить о разных психических структурах понятий.
По данным М. А. Холодной, «понятийные психические структуры представляет собой интегральные когнитивные структуры, особенности устройства которых характеризуются включенностью разных способов кодирования информации, представленностью визуальных схем разной степени обобщенности и иерархическим характером организации семантических признаков» [2, с. 119].
В рамках поставленных задач исследования мы определяем психическую структуру нравственных понятий