УДК 159.953.5
А. Г. Маклаков, Е. А. Чесновицкая
Социально-психологические детерминанты успешности обучения учащихся средних классов общеобразовательной школы: ретроспективное исследование
В статье приведены результаты ретроспективного исследования учащихся с целью выявления психологических детерминант успешности школьного обучения. Показано, что психологические особенности были и остаются важнейшими факторами, обусловливающими успешность обучения.
The results of retrospective study of pupils are shown in the article. The goal of this study was detection of psychological determinants of educational success. It was shown, that psychological particularities were and stay the most important factors of educational success.
Ключевые слова: успешность обучения, психологические характеристики, уровень интеллектуального развития.
Key words: educational success, psychological characteristics, level of mental development.
Одной из наиболее актуальных задач современной общеобразовательной школы является повышение качества обучения. На сегодняшний день в центре внимания педагогической науки находятся такие проблемы, как: причины и механизмы возникновения неуспеваемости; факторы, обуславливающие успешность и неуспешность обучения и др. Причем особое внимание всегда уделялось и уделяется в настоящее время проблеме неуспеваемости школьников.
Многие исследователи связывают проблему снижения эффективности обучения со сложными современными социальноэкономическими условиями жизни, с изменением системы ценностей, а также со сменой основной парадигмы школьного образования, сопровождающейся введением новых стандартов обучения и др. Однако не вызывает сомнения, что независимо от ведущей парадигмы, на основе которой в среднем общеобразовательном учебном заведении осуществляется учебный процесс, успеваемость по-прежнему является одним из наиболее значимых критериев эффективности учебной деятельности [6]. Соответственно, низкий уровень школьной успеваемости говорит о снижении эффективности учебной деятельности школьников, что может быть обусловлено целым рядом причин.
© Маклаков А. Г., Чесновицкая Е. А., 2013
38
В современной психологии выделяют шесть основных факторов, которые могут стать причинами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте:
1. Особенности учебной деятельности в средних классах. Учебная деятельность в средних классах требует от ребенка умения самостоятельно мыслить, организовывать свою познавательную деятельность, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу. В то время как в начальных классах не требуется проявления самостоятельности учениками в таком объеме. Поэтому многие подростки оказываются неготовыми к выполнению новых форм учебной деятельности, поскольку у них оказывается не сформирована способность самостоятельного решения разнообразных учебных задач [2].
2. Иной тип взаимоотношений с учителем в средних классах, по сравнению с взаимоотношениями с учителем начальной школы [7].
3. Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, затрудняющие усвоение учебной программы [1].
4. Эмоциональные расстройства [3]. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков часто возникает необоснованное чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессивные состояния, обостряются разного рода патологические реакции.
5. Пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ. Несформированность умений и навыков и отсутствие знаний, которые должны были быть усвоены на предыдущих этапах обучения, делают невозможным движение школьника вперед.
6. Отношение родителей к обучению в школе [4] и ситуация внутри семьи подростка. Безразличное отношение родителей к успехам ребенка в школе снижает ценность образования в глазах подростка. Напряженные отношения между родителями и педагогическим коллективом способствуют вовлечению в конфликтную ситуацию не только взрослых, но и учащегося, который вынужден занять чью-либо сторону.
Таким образом, причины школьной неуспеваемости можно объединить в несколько групп: факторы, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями ученика (уровень развития психических познавательных процессов) и социальнопсихологические факторы (отношение родителей, отношение с учителем и др.). Вместе с тем, следует отметить, что это, в основном, субъективные факторы. К числу объективных факторов следует отнести, прежде всего, характер и уровень сложности учебной программы. Данная причина неуспеваемости стала особенно актуальна в последнее десятилетие с появлением разнообразных учебных программ.
Вместе с тем не вызывает сомнения, что исходя из предмета психологии, среди проблем неуспеваемости психологу наиболее интересны для исследования субъективные факторы неуспеваемости.
В данной статье представлены некоторые результаты ретроспективного исследования субъективных факторов успеваемости учащихся средних классов общеобразовательной школы. В основу исследования было положено сопоставление результатов психологического исследования учащихся средних классов общеобразовательной школы, проведенного в 2002-2003 гг. и аналогичные исследования, проведенные в 2012-2013 гг.
Исследования, разделенные десятью годами, проводились в школах Ленинградской области. Мониторинг 2002-2003 гг. проводился А.Е. Стариковой в рамках диссертационного исследования под руководством профессора А.Г. Маклакова [6] на базе средней общеобразовательной школы № 2 г. Сертолово. Объектом исследования выступили учащиеся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классов. Всего в исследовании приняло участие 206 учащихся средних классов, из них 102 девочки, 104 мальчика; 148 родителей (43 чел. - родители пятиклассников, 38 - родители шестиклассников, 38 - родители семиклассников, 29 - родители восьмиклассников); а также 15 учителей различных предметов.
Исследование 2012-2013 гг. проводилось на базе средней общеобразовательной школы г. Сланцы. В исследовании приняло участие 650 чел., из них 88 учеников 5-х классов, 80 учеников 6-х классов, 92 ученика 7-х классов, 81 ученик 8-х классов, 86 учеников 9-х классов и 223 родителя [5].
В том и другом исследовании использовались одинаковые психодиагностические методики. Основанием для разделения учащихся средних классов на успешных и неуспевающих послужил средний балл успеваемости.
На первом этапе было проведено сравнение показателей успеваемости учащихся средних классов разделенных десятилетием (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение средних показателей успеваемости учащихся средних классов общеобразовательной школы, обучавшихся в 2003-2004 гг. и в 2012-2014 гг.
Классы Показатели средних баллов успеваемости в 2002-2003 гг. Показатели средних баллов успеваемости в 2012-2013 гг.
5 4,21 4,08
6 4,16 4,00
7 4,03 3,86
8 4,04 3,81
Как видно из табл. 1, средние показатели у учащихся сравниваемых параллелей обучения, обучавшихся в 2002-2003 гг. были несколько выше показателей учащихся 2012-2013 гг. Однако данное обстоятельство может быть объяснено не только субъективными (психологическими особенностями учащихся), но и объективными причинами: разный состав педагогического коллектива, разные учебные программы и др. Вместе с тем, отчетливо видна общая для разных лет закономерность: отмечается снижение показателей успеваемости с увеличением возраста учащихся.
Далее было проведено сопоставление количества успешных и неуспешных учащихся, обучавшихся в разные годы (табл. 2). К числу успешных отнесены учащиеся, успешно усваивающие образовательную программу и имеющие средний балл успеваемости около 4,5. К числу неуспешных отнесены учащиеся, имеющие проблемы со школьной успеваемостью.
Таблица 2
Сопоставление количества успешных и неуспешных учащихся,
обучавшихся в разные годы в средних классах общеобразовательной школы
Классы 2002-2003 гг. 2012-2013 гг.
успешные неуспешные успешные неуспешные
5 26 % 18 % 11,6 % 29,1 %
6 20 % 32 % 12,9 % 35,06 %
7 14,4 % 30,6 % 12,0 % 42,4 %
8 23,8 % 32,3 % 11,1 % 45,7 %
Как следует из табл. 2, в 2002-2003 гг. успешных учащихся было больше. Однако данное обстоятельство также может иметь как субъективные, так и объективные причины. Причем к числу субъективных причин могут быть отнесены не только психологические особенности учащихся, обеспечивающие успешность обучения, но и уровень объективности и достоверности критериев, послужившие основанием отнесение учащихся к соответствующей группе, в том числе объективность оценок достижений учащихся со стороны учителей. Тем не менее, отчетливо видна закономерность, присущая учащимся разных лет обучения: снижение количества успешных учащихся средних классов общеобразовательной школы в процессе их перехода в старшие классы и увеличение количества неуспешных.
Таким образом, сравнение показателей успешности обучения учащихся средних классов общеобразовательной школы позволяет говорить о сохраняющейся годами тенденции снижения показателей успешности обучения у учащихся средних классов в процессе их взросления, а также уменьшение количества успешных и неуспешных учащихся. Для того чтобы оценить роль психологических характеристик в обеспечении успешности обучения, было проведено
сопоставление психологических характеристик учащихся средних классов обучавшихся в 2002-2003 и в 2012-2013 гг.
Исследование роли общего интеллектуального развития (ОИР) в обеспечении успешности обучения в проведенном исследовании было проведено путем сравнение показателей ОИР учащихся 8-х классов. В таблице 3 представлены результаты сравнения успешных и неуспевающих учащихся 8-х классов, обучавшихся в разное время, по субшкалам батареи интеллектуальных тестов КР-3-85.
Как следует из таблицы 3 между успешными и неуспевающими учащимися существуют достоверные отличия по целому ряду субшкал интеллектуальной батареи тестов КР-3-85. Причем, если обратиться к результатам исследования, проведенных А.Е. Стариковой и сопоставить их с результатами исследований 2012-2013 гг. по учащимся 5-8-х классов, то к числу наиболее значимых для успешного обучения факторов интеллекта в первую очередь следует отнести способность к арифметическому счету (субшкала «Арифметический счет), а затем способность мыслить по аналогии (субшкала «Аналогии»), а также способность устанавливать математические закономерности (субшкала «Числовые ряды»). Поэтому можно полагать, что такие способности, как способность к арифметическому счету и умение мыслить по аналогии, были и остаются базовыми для обеспечения успешности овладения школьной программой обучения независимо от времени, в котором проходило обучение.
Таблица 3
Различия между успешными и неуспевающими учениками 8-х классов, обучавшихся в разные годы по показателям теста общего интеллектуального развития
Аналогии Числовые ряды Зрительная память Образное мышление Арифм. счет Установл. закономерн.
8 класс 2012-2013 гг. Неуспевающие ученики 8,65+ 4 71 *** 7,69+ 3,11 *** 11,82+ 3,71 *** 7,43+ 3,72*** 3,93+ 2,08 *** Достоверных различий нет
Успешные ученики 14,03+ 5,67 11,4+ 3,8 15,62+ 4,83 12,15+ 4,75 11,08+ 3,96
8 класс 2002-2003 гг. Неуспевающие ученики 9,68+ 4,87 *** 9,44+ 3,79 *** Достоверных различий нет 8,0+ 3,57 *** 4,65+ 3,06 *** 14+ 5,22 ***
Успешные ученики 18,3+ 5,23 15,18+ 1,94 16,18 |_ 4,58 14,0 |_ 2,65 22,9+ 3,22
Примечания:
1) значения в таблице представлены в виде Х + S, где X - среднее значение по группе, S - стандартное отклонение;
2) уровни достоверности различий показаны относительно успешных учеников в каждой возрастной параллели;
3) условные обозначения уровней достоверности: р<0,01 - **
р<0,001 - ***
Вместе с тем обращают на себя внимание результаты, полученные по субшкалам «Зрительная память» и «Установление закономерностей». Так, между успешными и неуспешными учащимися 8 классов, обучавшихся в 2012-2013 гг. нет достоверных отличий по субшкале «Установление закономерностей», но есть высокодостоверные отличия по субшкале «Зрительная память»). В отличие от них у учащихся 2002-2003 гг. наблюдается противоположная тенденция: имеются отличия по субшкале «Установление закономерностей» и отсутствует по субшкале «Зрительная память».
Данное обстоятельство позволяет предположить, что независимо от времени обучения существуют факторы интеллекта, которые могут рассматриваться в качестве базовых для успешного
V V п
овладения школьной программой. В то же время в разные годы другие факторы интеллекта могут иметь большую или меньшую значимость для обеспечения успешности школьного обучения. Поэтому при прогнозировании успешности обучения на основе оценки уровня развития интеллекта следует учитывать не только базовые факторы ОИР, но и те способности, которые являются актуальными для соответствующего времени.
Невольно возникает вопрос о том, чем объяснить, что в разные годы успешность обучения обусловливается различным сочетанием факторов интеллекта? Вероятно, отвечая на данный вопрос, следует иметь в виду две группы причин. Во-первых, это сама школьная программа и условия организации школьного обучения, которые могут предопределять степень актуальности тех или иных интеллектуальных характеристик. Во-вторых, особенности психического развития самих учащихся. Так, из материалов, представленных в диссертации А.Е. Стариковой, следует, что уровень развития зрительной памяти актуален до 5-го класса, затем достоверных различий между успешными и неуспешными учащимися по уровню развития зрительной памяти не обнаруживается. Вместе с тем результаты исследования, проведенного в 2012-2013 гг., указывают на то, что развитие зрительной памяти в плане успешности обучения актуально вплоть до 8-х классов и теряет свою значимость лишь в 9-м классе. Противоположная картина характерна для способности находить закономерности. Так, из результатов диссертационного исследования А.Е. Стариковой следует, что, начиная с 7-го класса, данный показатель развития интеллекта является весьма значимым для обеспечения успешности обучения. В то же время, как показывают результаты исследования 2012-2013 гг. актуальность этого фактора интеллекта в отношении успешности обучения начинает проявляться лишь в 9-м классе, т. е. на два года позже.
В ходе исследования проводилось изучение роли некоторых личностных качеств и свойств в обеспечении успешности школьного обучения. В том числе изучалось значение личностного адаптационного потенциала [5] учащихся 7-8-х классов для успешного обучения.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что в целом адаптационный потенциал более развит у учащихся 8-х классов, т. е. происходит постепенное развитие адаптационных характеристик личности. Причем это характерно как для учащихся 2002-2003 гг., так и для учащихся 2012-2013 гг. Кроме этого, был проведен анализ успешных и неуспешных учеников 8-х классов. В результате было выявлено, что успешные восьмиклассники 20122013 гг., по сравнению с неуспешными, обладают более высоким уровнем развития личностного адаптационного потенциала (1=2,25; р<0,01), поведенческой регуляции (1=2,06; р<0,01) и моральной нормативностью (1=3,11; р<0,05). Аналогичные результаты были получены и в отношении учащихся 8-х классов 2002-2003 гг.
Вместе с тем, и для того, и для другого временного периода, несмотря на улучшение показателей личностного адаптационного потенциала (ЛАП) в ходе возрастного развития школьников, характерно увеличение количества неуспевающих учащихся при переходе в старшие классы. Данное обстоятельство позволяет, во-первых, сделать вывод о том, что увеличение показателей, характеризующих уровень развития ЛАП в процессе обучения учащихся средних классов общеобразовательной школы - это возрастная закономерность, присущая всем временным периодам (как для 2002-2003 гг., так и для 2012-2013 гг.). Во-вторых, ЛАП играет определенную роль в обеспечении школьной успешности. Однако темпы его развития у учащихся индивидуальны и зависят как от биологических, так и социальных факторов. Поэтому количество учащихся с достаточно высоким уровнем развития ЛАП относительно не велико.
Вместе с тем, как следует из приведенного материала, количество успешных учеников, обучавшихся 10 лет назад, было несколько больше. Конечно, у этого факта есть несколько объяснений. Например, вполне возможно, что были разные программы обучения (сравнение программ обучения не являлось целью данного исследования). Это является объективным фактором существующих различий в уровне успешности обучения. Субъективным фактором, объясняющим наличие различий в успешности сравниваемых групп испытуемых, может быть то, что учащиеся разных лет учились у разных педагогов и, соответственно, степень субъективности при выставлении оценок может быть различна. Тем не менее, в ходе ис-
следования была предпринята попытка сравнить психологические особенности школьников разных лет с целью получить ответ, насколько психологические особенности школьников обусловливают показатели успешности обучения с точки зрения ретроспективного анализа.
В табл. 4 представлены различия в показателях интеллектуального развития между учениками 8-х классов, обучавшихся в разные годы.
Таблица 4
Различия между учениками 8-х классов, обучавшихся в разные годы по показателям теста общего интеллектуального развития
Аналогии Числовые ряды Зрительная память Образное мышление Арифм. счет Установл. законо- мерн.
Учащиеся 2012-2013 гг. 12,23+5,85 9,65+ 4,02 13,94 + 4,87 10,91 + 4,71 8,99 + 4,75 18,1+7
Учащиеся 2002-2003 гг. 13,99 + 5,05 12,31 + 2,87 14,65 + 4,83 12,09 + 4,08 9,33 + 2,86 18,4 + 4,22
Наличие различий Достоверных различий нет t = -3,84 р< 0,001 Достоверных различий нет t = -1,97 р< 0,05 Достоверных различий нет Достоверных различий нет
Примечания:
1) значения в таблице представлены в виде Х + S, где X - среднее значение по группе, S - стандартное отклонение;
2) уровни достоверности различий показаны относительно выборки п = 30.
Как следует из табл. 4, учащиеся 8-х классов, обучавшихся в 2002-2003 гг., имеют более высокие показатели по субшкалам интеллектуального теста КР-3-85 по сравнению с учащимися 8-х классов 2012-2013 гг. Проведенное сравнение результатов психологических обследований учащихся 8-х классов позволяет говорить о возможном существовании тенденции снижения темпов интеллектуального развития современных школьников, в сравнении с их сверстниками 2002-2003 гг. Причем наиболее заметна разница в показателях выполнения теста по субшкалам: «Числовые ряды» (что характеризует уровень развития логического мышления и умения делать логические выводы на основе оперирования абстрактными понятиями) и «Образное мышление» (способность к образному мышлению и оперированию объектами в пространстве). Данные субшкалы оценивают характеристики интеллекта, которые измеряются наиболее сложными для выполнения во всей батареи интеллектуальных тестов КР-3-85 методиками. Поэтому различия по данным субшкалам, позволяют говорить о реальной разнице в интеллектуальном развитии учащихся 2002-2003 гг., обследованных
А.Е. Стариковой в ходе выполнения диссертационного исследования и данными, полученными при обследовании учащихся 8-х классов в 2012-2013 гг. Вероятно, данное обстоятельство требует отдельного изучения, но при этом не вызывает сомнения, что причины обнаруженной закономерности могут быть как субъективными, так и объективными.
Далее было проведено сопоставление результатов выполнения интеллектуальных тестов учащимися 8-х классов, отнесенных к категории успешных.
Таблица 5
Различия между успешными учениками 8-х классов, обучавшихся в разные годы по показателям теста общего интеллектуального развития
Аналогии Числовые ряды Зрительная память Образное мышление Арифм. счет Установл. законо- мерн.
Учащиеся 2012-2013 гг. 14,03 + 5,67 11,4 + 3,8 15,62 + 4,83 12,15 + 4,75 11,08 + 3,96 23,87+5,71
Учащиеся 2002-2003 гг. 18,3 + 5,23 15,18 + 1,94 19,65 + 3,78 16,18 + 4,58 14,0 + 2,65 22,9 + 3,22
Наличие различий Достоверных различий нет t = -2,98 р< 0,01 t = -2,54 р< 0,05 t = -2,54 р< 0,05 t = -2,21 р< 0,05 Достоверных различий нет
Примечания:
1) значения в таблице представлены в виде Х + S, где X - среднее значение по группе, S - стандартное отклонение;
2) уровни достоверности различий показаны относительно выборки п = 30.
Как следует из табл. 5, в который приведены результаты выполнения тестов учащимися 8-х классов, обучавшихся в разные годы и отнесенных к категории успешных, сравниваемые группы учащихся имеют достоверные отличия по целому ряду субшкал батареи интеллектуальных тестов КР-3-85. Полученные результаты позволяют говорить о том, что учащиеся 8-х классов, отнесенные к категории успешных, обучавшиеся в 2002-2003 гг., имеют достоверно более высокие по большинству субшкал интеллектуальной батареи тестов в сравнении с учащимися 8-х классов, обследованных в 2012-2013 гг.
Результаты, противоположные по своему содержанию, были получены при сопоставлении учащихся 8-х классов, обучавшихся в разные годы отнесенных к категории неуспевающих учеников.
Таблица 6
Различия между неуспешными учениками 8-х классов, обучавшихся в разные годы по показателям теста общего интеллектуального развития
Аналогии Числовые ряды Зрительная память Образное мышление Арифм. счет Установл. законо- мерн.
Учащиеся 2012-2013 гг. 8,65 + 4,71 7,69+ 3,11 11,82 + 3,71 7,43+ 3,72 3,93 + 2,08 13,74+4,67
Учащиеся 2002-2003 гг. 9,68 + 4,87 9,44 + 3,79 13,65 + 4,05 8,0 + 3,57 4,65 + 3,06 14 + 5,22
Наличие различий Достоверных различий нет Достоверных различий нет Достоверных различий нет Достоверных различий нет Досто- верных различий нет Достоверных различий нет
Примечания:
1) значения в таблице представлены в виде Х + S, где X - среднее значение по группе, S - стандартное отклонение;
2) уровни достоверности различий показаны относительно выборки п = 30.
Как следует из табл. 6, учащиеся 2002-2003 гг. показывают результаты несколько выше, хотя достоверных различий между результатами выполнения интеллектуального теста учащимися сравниваемых групп не обнаружено. Следовательно, результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что уровень интеллектуального развития учащихся, обследованных в 20022003 гг., был несколько выше в сравнении с группой школьников, обследованных в 2012-2013 гг. Данное обстоятельство в значительной степени объясняет тот факт, что среди учеников 8-х классов 2002-2003 гг. количество успешных учащихся было выше в сравнении с учащимися, принявшими участие в обследовании 2012-2013 гг.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы:
1. Тенденция к снижению числа успешных учащихся в ходе обучения в школе при переходе в от младших классов в старшие свойственна как для периода 2002-2003 гг., так и для 2012-2013 гг.. Поэтому можно предполагать, что данная тенденция по-прежнему является общей закономерностью школьного обучения. Вероятно, ее наличие, с одной стороны, обусловлено усложнением учебной программы при переходе в старшие классы, а с другой, - психологическими особенностями учащихся, которые обусловливают возможность усвоения учебной программы соответствующего уровня.
2. Психологические особенности учащихся были и остаются важнейшими субъективными факторами обусловливающие успешность школьного обучения. Следовательно, деятельность педагоги-
47
ческого состава образовательного учреждения направленная на развитие индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся будет способствовать повышению уровня школьной успеваемости.
3. Обнаруженные отличия в результатах выполнения интеллектуального теста учащимися разных лет обучения не могут рассматриваться как общая закономерность или тенденция. Скорее всего, обнаруженные различия в интеллектуальном развитии связанны с особенностями сравниваемых групп учащихся. Для того чтобы говорить о том, что данная закономерность носит массовый характер необходимо проведение дополнительных исследований с привлечением большего количества учащихся.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1994.
2. Возрастная и педагогическая психология /под ред. М.В. Гамезо и Л.М. Орловой. - М., 1999.
3. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М., 1993.
4. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 922 с.
5. Крюкова Е.А. Социально-психологические проблемы успешности обучения в современной школе // Педагогика и психология: инновации и практика: сб. материалов по итогам междунар. науч.-практ. конф. Москва, 10 июня 2013 г. / под общ. ред. Н.С. Пурышевой. - М.: Научные технологии, 2013. - С. 137-147.
6. Старикова А.Е. Социально-психологические детерминанты успешности обучения учащихся средних классов современной общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2004.
7. Пыхтина Л.А. Состояние здоровья и приспособительные реакции подростков 15-16 лет с учетом успешности обучения: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Иваново, 1999.