ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХДИНАМИКА
ПРИ РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЗАДАЧ
СОТРУДНИКАМИ ОВД
Е.А. ПЕЧЕНКОВА,
адъюнкт кафедры психологии Московского университета МВД России
Научная специальность: 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика.
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор И.Б. Лебедев Рецензент: доктор психологических наук, профессор И.Б. Лебедев,
Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Большое внимание уделено изучению психических процессов в ситуациях разной степени сложности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, динамика, психические процессы, профессионально-значимые задачи, ситуации разной степени сложности.
MENTAL PROCESSES AND THEIR DYNAMICS IN THE SOLUTION OF PROFESSIONALLY-RELEVANT TASKS OF POLICE OFFICERS
E.A. PECHENKOVA,
a graduate student forthe department of psychol-ogy Moscow University MVD of Russia
Annotation. The article deals with topical issues of professional police officers. Considerable attention is paid to the study ofmental processes in situations ofvarying degrees ofcomplexity.
Key words: professional activities, dynamics, mental processes, and vocational significant problem situations ofvarying difficulty.
Преобразования в России, обострение криминогенной ситуации в стране, когда преступность стала угрозой ее национальной безопасности, ставит перед ОВД новые, сложные и ответственные задачи, вызывает необходимость результативной работы по преодолению агрессии преступного мира. Характер профессиональной деятельности сотрудников ОВД в противоборстве с преступностью в отличие от остальных видов деятельности заключается в том, что она протекает в экстремальных условиях.
Работник правоохранительных органов (патрульно-постовая служба, группы задержания вневедомственной охраны, оперативные работники и т.д.) чаще попадает в сложные и порой опасные психологические ситуации в повседневной служебной деятельности.
Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные си-
туации и принимать адекватные решения, что будет способствовать эффективному выполнению поставленных задач, уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава ОВД.
Признание высокой степени опасности и вредности профессии сотрудника ОВД выдвигает на первый план исследования по психологии труда, направленные на изучение влияния условий деятельности, на формирование и изменение регулятивных механизмов. Актуальное значение приобретает научный подход к изучению динамики психических процессов у сотрудников ОВД в разных ситуациях профессиональной деятельности.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Рассмотрим психические процессы как
динамическое отражение действительности в разных формах психических явлений.
Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Реакция на социальное воздействие ситуаций разной степени сложности может проявляться в трех формах поведения: адаптации, псевдоадаптации и дезадаптации.
Под динамикой принято понимать темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д. [2].
В качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности оправдано, принимаются социальная ситуация и уровень реализации ведущей деятельности.
Процесс профессионализации в отечественной психологии характеризуется следующими стадиями: 1) поиск и выбор профессии; 2) освоение профессии; 3) социальная и профессиональная адаптация; 4) собственно сам этап выполнения профессиональной деятельности.
Проанализируем третью стадию профессионализации и как следствие успешной адаптации четвертую стадию, на которой непосредственно решаются профессионально-значимые задачи.
Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, A.B. Петровского, Д.Б. Эльконина и др. ведущей называется такая деятельность человека, которая характеризуется следующими признаками [1]. Это такая деятельность:
• в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности;
• в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы',
• от которой зависят наблюдаемые в том или ином возрасте основные изменения личности.
Что такое профессионально-значимые задачи? Л.Н. Суслова определяет их как задачи, которые требуют ориентации на соотношение фундаментальных и прикладных знаний. Она выделяет два типа профессионально значимых задач. Первый тип задач носит репродуктивный характер, для решения которых необходимо провести анализ рабочей ситуации; выявить прикладные и фундаментальные знания, лежащие в основе ее решения; составить аналогичную ситуацию или задачу. Второй тип задач - это субъективно творческие задачи, для решения которых тре-
буется на основе известного соотношения между фундаментальными и прикладными знаниями, составить проблемную ситуацию и способ ее решения.
В ходе осуществления ведущей деятельности необходимо выполнять поставленные задачи, независимо от условий их реализации. Как правило, деятельность сотрудника в экстремальной ситуации (ситуации неопределенности) занимает не более 5% всей трудовой деятельности. Но именно в этот момент мы наблюдаем не только активизацию познавательных процессов, которые непрерывно включены в построение образа мира, но и активное включение эмоциональной и волевой сфер личности человека.
Нами было проведено экспериментальное исследование по проблеме особенностей психических процессов в ситуациях профессиональной деятельности. Исследование было спланировано таким образом, что основным контингентом испытуемых явились сотрудники ОВД. Цель исследования состояла в прослеживании динамики психических процессов в зависимости от изменения социальной ситуации при выполнении профессиональных задач.
Путем анкетирования, интервью, экспертных оценок мы изучали проявления психических процессов в четырех типовых ситуациях разной степени сложности и экстремальности (ситуация № 1 -стандартная, не опасная; ситуация № 2 - не стандартная, неопасная; ситуация № 3 - стандартная, опасная; ситуация № 4 - не стандартная, опасная). Выбор типовых ситуаций проводился с учетом типовых профессиональных задач оперативно-служебной деятельности для каждого сотрудников ОВД.
Ситуационное поле № 1 является интересным, прежде всего тем, что в условиях этого пространства протекает большая часть служебного времени сотрудников ОВД. В этих условиях основная масса сотрудников проявляют адаптивные формы поведения (70%). Адаптивная форма поведения характеризуется использованием индивидуального стиля решения проблем, при этом личность направляет свои усилия на снятие проблемной ситуации за счет воздействия на нее.
Примером ситуации № 2 может являться ситуация в условиях дефицита времени. При псевдоадаптивном поведении личность в основном использует индивидуальные стратегии социальной поддержки, действуя по принципу «как все, так и я». Дезадаптивное поведение характеризуется стремлением воздействовать не на саму ситуацию, а на снятие негативного эмоционального состояния, вызываемое этой ситуацией (при этом ситу-
Таблица
Динамика психических процессов сотрудников ОВД в ситуациях различной степени сложности
Тип поведения Тип ситуации
№1 (обычная, стандартная, не опасная) № 2 (обычная, не стандартная, не опасная) №3 (стандартная, опасная) №4 (не стандартная, опасная)
Адаптивное 0,70 0,50 0,35 0,20
Псевдоадаптивное 0,25 0,43 0,50 0,65
Дезадаптивное 0,05 0,07 0,15 0,15
ация остается вне поля активного воздействия со стороны личности).
Рассмотрим в качестве контрастного ситуационному полю № 1 и № 2 поведение сотрудников в ситуационном поле № 4 (например, задержание вооруженного преступника). Действия в этом пространстве сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также характеризуются неопределенностью алгоритмов поведения. Адаптивное поведение проявляют только 20% участников эксперимента, 65 - псевдоадаптивное, а 15% - де-задаптивное. Столь незначительное число сотрудников, проявивших дезадаптиное поведение, объясняется тем, что исследованию подвергались, как правило, сотрудники, имеющие опыт поведения в экстремальных ситуациях. Всю полученную в эксперименте информацию можно свести в одну таблицу динамики психических процессов сотрудников ОВД в ситуациях разной степени сложности (табл.).
В ситуациях, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов (ситуация неопределенности), складывающихся при решении профессиональных задач, являются трудными для сотрудника, т.е. возрастают требования к его интеллектуальным качествам. В этих ситуациях сотрудник рассматривает субъективно творческие задачи. В то же время, как любая трудная ситуация - неопределенность нейтрализует прежде всего высшие психические функции и психические процессы. Таким образом, мыслительный процесс решения задачи сотрудником ОВД перемещается с логического на уровень пралогического мышления.
В процессе практической деятельности сотрудник ОВД постепенно набирает опыт решения сложных задач, т.е. учится мыслить в ситуациях разной степени сложности и экстремальности. Интуитивное мышление сотрудника имеет тенденцию к развитию пропорционально увеличению опыта профессиональной деятельности, что объясняется двумя факторами: 1) с увеличением опыта работы совершенствуется навык сотрудника ОВД по решению простых задач, входящих в состав сложных, что ускоряет процесс решения профессиональных задач; 2) наращивание практического опыта решения задач в ситуациях разной степени сложности и экстремальности неминуемо приводит к отработке интуитивного (творческого) механизма их решения, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на успешность профессиональной деятельности в сравнении с первым фактором.
Хочется отметить высокую ответственность сотрудника ОВД перед гражданами. Из всех представителей государства, пожалуй, именно на сотрудников ОВД приходится наибольшая интенсивность контактов с гражданами, в глазах которых каждый полицейский олицетворяет государство.
Литературы
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
2. Тихонов А.Н. Формирование специальных свойств личности сотрудников ОВД в процессе профессиональной подготовки: Автореф. ... канд. психол. наук. Казань, 2000.