УДК 101.1
Абдулаева Элита Султановна
кандидат философских наук,
старший научный сотрудник сектора философии
Института гуманитарных исследований
Академии наук Чеченской Республики
«ПСИХИЧЕСКАЯ» СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНЦЕВ
Abdulaeva Elita Sultanovna
PhD, Senior Research Associate of the Philosophy Department, Institute for the Humanities, Academy of Sciences of the Chechen Republic [email protected]
PSYCHIC COMPONENT OF CHECHENS’ MODERN SPIRITUAL CULTURE
Аннотация:
Данная статья посвящена изучению современного состояния духовной культуры чеченцев. Проведенный философский анализ позволяет отметить, что в современной духовной культуре чеченцев преобладает «психическая» составляющая. Современный процесс глобальной стандартизации затронул духовную культуру чеченцев, впрочем, как и духовную культуру других народов Северного Кавказа.
Ключевые слова:
духовная культура, традиции, современность, чеченцы, нормы, глобализация.
Summary:
The article is concerned with contemporary spiritual culture of Chechens. The undertaken philosophic research shows that a psychic component predominates in the Chechen modern spiritual culture. The current process of global standardization affects the Chechen culture, along with the culture of other nations of the Northern Caucasus as well.
Keywords:
spiritual culture, traditions, modernity, Chechen, standards, globalization.
Сегодня практически все народы и государства втянуты в общую сеть контактов. Современная духовная культура чеченцев приобрела конфигуративный характер, как и предсказывала Маргарет Мид. Темп развития современного общества, становится настолько высоким и динамичным, что старшее поколение не успевает усвоить новые технологии. Наблюдается трансформация духовной культуры в чеченском обществе. «Насыщение» новейшими технологиями приводит к быстрому результату деятельности человека. Быстрая еда, срочная доставка, не выходя их дома и т.д. В подобных обстоятельствах поведение следующих поколений начинает отличаться от поведения предшествующих. В чеченском обществе начинает преобладать культ индивидуального успеха, который часто ассоциируется с материальным достатком.
Но вернемся к духовному «богатству». Духовная культура, как мы знаем, - одна из сторон общей культуры человечества, проявляющаяся посредством мировоззрения, системы знаний, убеждений, традиций, норм, эстетических вкусов. Если мы посмотрим на структуру духовной жизни общества или сознания отдельного человека, то наряду с различиями, мы можем обнаружить два уровня:
- первый складывается из социально-психических компонентов - эмоций, чувств, переживаний, настроений, образующих чувственную сторону культуры;
- второй уровень складывается из различного рода идей, идеалов, представлений, суждений, образующих рациональную сторону культуры.
В свое время известный философ Фридрих Ницше выделил «дионисийское» и «аполло-новское» начала в культуре. С известной долей упрощения мы можем их отождествить с чувствами и рациональными компонентами культуры. В любой культуре эти два компонента находятся в единстве. Отмечена исторически длительная тенденция возрастания роли рациональных компонентов в культуре и уменьшения психических, чувственных. Общественная жизнь усложняется, она требует своего регулирования, все более сложные механизмы обслуживает человек и т.п., все это требует рациональных, разумных действий. Мы можем отметить, что жизнь примитивного общества была более «психической», чем рациональной, в ней большую роль играли чувственные, эмоциональные моменты культуры. По мере же развития общества и человека над его чувственной стороной надстраивается рациональная культура, регулирующая, подчиняющая, контролирующая мир чувств.
Еще одна закономерность. В зависимости от состояния общества - находится ли оно на стадии подъема или упадка - в нем преобладает «аполлоновское» или «дионисийское» начало в культуре. В условиях распада устоявшихся связей, традиций, норм рациональные формы культуры перестают восприниматься. Чтобы привлечь внимание зрителя, художник, артист, пи-
- 33 -
сатель вынужден прибегать к таким формам творчества, которые могли бы остановить прохожего, заинтересовать его, воздействовать на его чувственные компоненты, затронуть самые глубины его психики. И наоборот, преодолев спад, выйдя на линию подъема, культура начинает сторониться своих чувственных компонентов, прибегая к рациональным формам своего бытия.
Если следовать такому упрощению, то современная духовная культура в Чечне нам видится более насыщенной «психической» составляющей, нежели рациональной. Рассмотрим подробнее.
Современное чеченское общество характеризуется пробуждением этнонационального самосознания, стремлением подчеркивать и отстаивать самобытность своей культуры, то есть наблюдается «взрыв этничности» (пытаемся воздействовать на чувства). Однако такое «поведение» общества отчасти объяснимо страхом потери этнической идентификации в условиях пост-конфликтного возрождения, глобальной аккультурации и длительной социокультурной аномии, в которой оно существовало, то есть страх перед ассимиляцией и как следствие - консервация этноса. К.В. Чистов в своей работе «Народные традиции и фольклор» отметил: «Давно замечено, что иноэтническое окружение, особенно при наличии конфликтной ситуации, способствует консервации традиционных форм и духовной, и материальной культуры» [1, с. 21].
Мы наблюдаем в последнее время поток публикаций на Северном Кавказе (монографий, статей, публицистики) по проблемам истории отдельных народов, которые проявляют сходство в стремлении к чрезмерному приукрашиванию и преувеличению вопреки фактам былой исторической роли своих народов, внушая им чувства собственной национальной исключительности и превосходства, идеи этноцентризма. Культивирование национальных идеологем, нарциссизм в этнической культуре чеченцев следует рассматривать как некий условный барьер против глобализации, которая ассоциируется часто с негативными девиациями.
Во всех учебных заведениях республики проводится политика реидеологизации традиционных начал, рекультивирования «чеченского» среди молодежи. Так, в современном чеченском обществе актуализировались вопросы, касающиеся духовно-нравственного состояния молодого поколения, что во многом можно объяснить ухудшением нравов, негативным влиянием западной культуры, преобладанием в обществе милитаристского сознания, иррациональных поступков. Но, рассматривая подобные явления, нельзя забывать, что юношеская субкультура является производной от культуры взрослых и большей частью вторична по отношению к ней. С 2000 г. в республике функционирует большое число молодежных общественных организаций - явление позитивное, но не все из них преследуют сугубо молодежные и корпоративные интересы. Зачастую преследуя личные - в первую очередь это неплохая возможность под прикрытием высокопарных лозунгов пройти или максимально приблизиться в высшие эшелоны власти [2, с. 216].
Общество озабочено, прежде всего, созданием эпигонов, то есть наследников. Процесс морализирования в школах, вузах, в любых государственных учреждениях республики приобрел тотальный характер. Боязнь возвращения в состояние аномии, в которой длительное время находилась республика, приводит к делинквентным проявлениям людей, относящихся к силовым структурам. Человечество движется в сторону прогресса, но, чеченское общество, кажется, что находится на месте того самого Ахиллеса, который соревновался с черепахой. Безусловно, это апория. Противоречивость заключается в том, что традиция, закрепленная в этнической среде, антагонистически настроена против новаций и движения вперед. Наше общество не ищет талантов, новаторов, гениев, оно их «назначает».
В процессе исторического развития народов Северного Кавказа одни формы и элементы этнической культуры сменялись другими, влияя на ее содержание, но, не изменяя отношения к ее ценностному полю. Современный чеченец, ингуш или аварец представляют собой синкретическое единство разных культур: русской (образование), арабской (ислам) и этнической (семья), западно-европейской, проявляющейся в заимствовании предметов быта, техники, одежды и др.
При всех локальных особенностях культуры чеченцев их объединяет с другими этносами универсальная форма гуманистической составляющей, которая также находит свое проявление в архаических верованиях, эпосе, в общем укладе жизни, жизненных ценностях. Нормативноценностная практика чеченцев интересна по своему содержанию, и обладает такими характерными особенностями, как иррациональность, аполитичность, архаичность, мифологичность. В ней были закреплены культурные универсалии, общечеловеческие ценности и идеалы, которые и обеспечивали выживание и совершенствование человечества. Никакая духовная культура не была бы духовной культурой, если бы она не содержала в себе нормы, определяющие подлинно человеческие способы поведения.
Для любой национальной культуры знакомство с другими культурами открывает широкие возможности развития. Современный процесс глобальной стандартизации затронул духовную культуру чеченцев, впрочем, как и духовную культуру других народов Северного Кавказа.
Следует отметить, что «социальные и культурные изменения всегда составляли важнейшую часть человеческой эволюции, и было бы ошибкой рассматривать этносы как некие раз и навсегда сформировавшиеся общности» [3]. Безусловно, сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в окружающем мире, однако без заимствований ни одна культура не может долго существовать. В других случаях, как правило, это грозит стагнацией и упадком изолированной культуры.
Мы надеемся, что современная духовная культура в Чечне будет следовать рациональным формам своего существования. Передача ценностного содержания духовной культуры должна проходить, как и ранее, в процессе социализации и инкультурации индивида, а не насаждаться сверху. Получение быстрого результата деятельности человека не будет означать ухудшения его качества. Можно получить сертификат по Интернету о том, что вы окончили какие-то курсы, но не стать профессионалом.
В новейшем учебнике по культурологии под редакцией Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана излагается сходная с Ницше позиция, которая нам импонирует в качестве заключения. Мыслящий человек идет по пути формирования универсального мышления, ибо, будучи приверженцем своей культуры, оказывается способным понимать равноценные ценности иных культур. В основе такого понимания непременно лежат те универсалии культуры, которые являются общим связующим звеном для всего человечества и позволяют найти «единый язык» между культурами. Современному человеку необходимо обладать способностью преодолевать рамки сложившейся культуры, искать эффективные решения, отвечающие сложным вызовам меняющейся реальности [4].
Ссылки:
1. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Ленинград, 1986.
2. Мукаева Т.Ш. Проблемы и перспективы современной чеченской молодежи (критическая оценка с позиции нравственности) // Материалы научно-практической конференции «Современные процессы в российской социологии, экономике, исторической науке». Кизляр, 2009.
3. Абдулаева Э.С. Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Майкоп, 2007.
4. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2010.
References (transliterated):
1. Chistov K.V. Narodnie traditsii i fol'klor. Leningrad, 1986.
2. Mukaeva T.SH. Problemy i perspektivy sovremennoy chechenskoy molodezhi (kriticheskaya otsenka s pozitsii nravstven-nosti) // Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennie protsessy v rossiyskoy sotsiologii, ekonomike, is-toricheskoy nauke». Kizlyar, 2009.
3. Abdulaeva E.S. Sinkretizm dukhovnoy kul'tury: vzaimosvyaz' obshchego i osobennogo: avtoref. diss. ... kand. filos. nauk. Maykop, 2007.
4. Kul'turologiya: manual / ed. by Y.N. Solonina, M.S. Kagana. M., 2010.
- З5 -