УДК 291.16
Дохаева Асят Балаудиновна
старший преподаватель кафедры философии Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова [email protected]
ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНЦЕВ
Dokhayeva Asyat Balaudinovna
Senior Lecturer of the Philosophy Department, Grozny State Technical University of Oil [email protected]
TRADITIONAL ISLAM IN THE CONTEXT OF THE CHECHENS' ETHNIC CULTURE
Аннотация:
В статье раскрываются особенности традиционного (суфийского) ислама и его место в этнической культуре чеченцев. Анализируются причины возникновения противоречия между традиционным исламом и ваххабизмом, определяемым как исламский радикализм. Этническая культура чеченцев рассматривается как синкретическое единство, сочетающее в себе как светские, так и религиозные компоненты.
Ключевые слова:
этническая культура, ядро, периферия, светский и религиозный компоненты, традиционный ислам, суфизм, ваххабизм, противоречие, радикализм, синкретизм, мазхабы.
Summary:
The article describes features of the traditional Islam (Sufi Islam) and its place in the ethnic culture of Chechens. The author studies reasons of contradictions between the traditional Islam and Wahhabism defined as the Islamic radicalism. The ethnic Chechen culture is considered as a syncretic unity combining both secular and religious components.
Keywords:
ethnic culture, core, periphery, secular and religious components, traditional Islam, Sufism, Wahhabism, controversy, radicalism, syncretism, Madhhab.
Современная этническая культура чеченцев сложное и многослойное неоднородное, синкретическое образование, сочетающее в себе разные, часто неоднородные структурные компоненты с отличными друг от друга природными сущностями. В ее составе имеются светские компоненты - представления, знания, жизненный опыт, навыки, убеждения. Вместе с тем, синкретизм этнической культуры чеченцев позволяет выявить и другой аспект, слой - религиозное составляющее, сакральные ценности, придающие ей некую колоритность и соответствующую специфику.
В этнической культуре чеченцев, как и в любой иной этнической культуре, сохраняются архаические компоненты, элементы язычества, психические, духовно-культурные особенности этноса, подвергающиеся трансформации под влиянием современности. Тем не менее, остаются неизменными компоненты, образующие ядро, представляющие собой код этнической культуры.
В ядровый компонент этнической культуры включаются: язык, обычаи, традиции, психологические особенности, весь духовно-культурный путь, пройденный этносом в ходе своего исторического и общественного развития. Ислам приобретал определенную специфику в ходе взаимодействия с этническими особенностями чеченцев. При этом он не подавлял такой этнический компонент, как адаты - обычное право народа. Он приспосабливался к ним, а некоторым из них придавал сакральный характер, а иные не рекомендовал для соблюдения, поэтому они уходили из обихода социокультурной реальности этноса.
Такая гибкость позволила чеченцам принять ислам, который вошел во все сферы их социального бытия общества. Вместе с тем, в культурной, духовной жизни чеченцев функции ислама и адатов (обычное право) бывают противоположны. Но они нередко вступают в конфликтные отношения, хотя и регулируются на основе шариата, роль которого в быту, религиозной жизни, различных обрядах является определяющей.
Соблюдение норм адата в чеченском обществе сохраняется до сих пор, при этом не допускаются противоречия с шариатом. Хотя в период существования масхадовского режима так называемые ваххабиты, считающие себя последователями «чистого ислама», подвергали остракизму традиционные ценности -адат, народный (суфийский) ислам. Так, ваххабиты высмеивали обычай почитания старшего, готовность прийти ему на помощь, соблюдение определенных норм этикета, выработанные веками. Ваххабиты пытались распространить браки между кузенами, что категорически неприемлемо для чеченцев. Чеченские адаты эти браки всегда запрещали, а их нарушение означало лишение поддержки обществом.
Шариатская идеология и практика ваххабитов были направлены на разрушение исторически сложившихся традиций, адатов, ценностей традиционного ислама, бытующие и поныне в чеченском обществе. Ислам в Чечне существует в форме суфизма, проявляющегося через два тариката: накшбандийа и кадирийа. Именно ислам суфийской формы, адаптированный к местным условиям и этнокультурным ценностям стал объектом сначала критики, а затем открытых нападок со стороны сторонников «шариатизации чеченского этноса».
Деятельность ваххабитов объективно была направлена на разрушение этнических традиций, ценностей традиционного ислама и «ваххабизации» чеченцев. Эта антитрадиционалистская позиция, несмотря на жесткую попытку ее навязать всему этносу, была отвергнута. Тем не менее, в этническую культуру чеченцев все-таки проникли ценности нетрадиционного для Северного Кавказа исламского течения (вах-
хабизма). Их носителями является определенная часть молодежи, критически относящаяся к местному традиционному исламу, игнорирующая соблюдение его обрядов и ритуалов, прежде всего почитание святых, посещение их зияратов, исполнение мовлидов в честь пророка Мухаммада.
Религиозный радикализм ваххабитов в Чечне в период А. Масхадова формировал ключевые позиции в чеченском обществе протестные настроения. По этому поводу В.Х. Акаев отмечает: «Идеология и практика, навязываемые ваххабитами, попытки надеть паранджу на чеченских женщин, не всегда справедливые приговоры, выносимые шариатскими судами, грубая борьбы против продажи и употребления алкоголя, хищения нефтепродуктов, часто сопровождающиеся уничтожением спиртного, сожжением бензовозов, мини-заводов по перегонки нефти, вызывали откровенное недовольство населения» [1].
Хотя в этнической культуре чеченцев прочное место занимает традиционный ислам (суфийские обряды, ритуалы), наблюдается ситуация проникновения и ваххабитской идеологии и практики. Что видно в ношении женщинами хиджабов, облачении в черную одежду, ношение молодыми людьми укороченных брюк, длинных бород с подстриженными усами, прослушивание кассет с проповедями исламских фундаменталистов дома или во время езды на автомобиле.
В связи с событиями в Чечне в 90-е годы ХХ столетия в различных изданиях, касающихся ментальных особенностей чеченского этноса, стали часто появляться публикации, отличающиеся не только необъективностью, но и намеренными искажениями сути проблемы. Так, в «Этнопсихологическом словаре» выделяют следующую особенность национальной психологии чеченцев: «осознание правомерности любых, даже самых жестоких действий в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, жизнь и честь родственников (обычай кровной мести)» [2]. Это весьма спорное утверждение, его с таким же успехом можно приписать любому этносу. Кроме того, у автора этого высказывания нет понимания кровной мести, и таковой никак не является указанное «возмездие за какое-то оскорбление» [3].
В этом же источнике утверждается, что «после депортации 40-х гг. ХХ в. у чеченцев появляется более острая психологическая привязанность к мусульманскому миру» [4]. Это положение также не является корректным. Такая привязанность к мусульманскому миру у чеченцев после депортации 23 февраля 1944 г. не могла появиться, ибо они были поставлены в тяжелые условия физического выживания и не имели никакой связи с зарубежным мусульманским миром. До депортированных сталинским режимом чеченцев в мусульманском мире в 40-50-х гг. ХХ в. не было никакого дела.
Молодые чеченцы, оканчивавшие школы, поступавшие в вузы Средней Азии и Казахстана, задавались вопросом: за что были высланы чеченцы? Депортанты, участники Великой Отечественной войны писали письма руководству страны, доказывая свою невиновность, с требованием вернуть из на историческую родину.
Важно выделить главную особенность в образе жизни, психологии и духовной культуре чеченцев. Прежде всего, они не поддались ассимиляции, сохранили свой этнический язык, обычаи, традиции, верования. Депортация укрепила внутриэтническое единство чеченцев. У них формировалось национальное самосознание. Находясь в ссылке, народ не на миг не терял надежду на возвращение на свою историческую родину. Надежда на возвращение приобрела у них глубоко осмысленный характер, характер национальной идеи. Даже поколение, выросшее в условиях бесправия и подавленности, никогда не видевшее Кавказ, овладевало ей. Между тем в этом проявлялся высочайший уровень этнического патриотизма, связь народа со своей исторической родиной.
Но такая возможность им представилась только после смерти Сталина. Это только в 90-е гг., накануне и после распада СССР, стали появляться религиозно-политические связи отдельных чеченцев с мусульманским миром. По крайней мере, так называемый ваххабизм, как одна из форм религиозного радикализма стал проникать в постсоветскую Чечню из мусульманского мира, куда выезжали на учебу молодые мусульмане, а оттуда приезжали в Дагестан и Чечню «мусульманские проповедники» чистого ислама. Они проводили религиозно-просветительскую работу среди молодежи, пытаясь приобщить их к «чистому исламу». Между тем радикалистские идеи ваххабизма явно расходились с традиционными религиозными ценностями, на базе которых формировалось религиозное мировоззрение чеченцев. Чеченское общество всегда отличалось укорененностью традиций, приверженностью к прошлому, древнему традиционному институту.
Идеи ваххабизма не могли быть широко восприняты чеченцами, поскольку не имели преемственную связь. Как известно, ваххбизм основан на ханбалитском мазхабе, отличающийся строгостью, когда традиционный в Чечне ислам опирается на шафиитский мазхаб, ограничивающий радикалистские религиозные установки, призывающий верующих к умеренности, сохранению сложившейся духовно-культурной ситуации или же ее совершенствованию. Культура традиционного ислама в Чечне - часть общей культуры чеченского этноса.
Ваххабитский радикализм был нацелен на ее разрушение, формирование религиозно-радикалистских ценностей, что вызывало у народа, приверженного к традиционным культурным ценностям, в том числе и к религиозным, его неприятие и отторжение. Традиционалисты сегодня поддерживают курс на созидание и развитие Чеченской Республики, принимают активное участие в духовно-культурном воспитании подрастающего поколения.
Этническая культура чеченцев как сложный, противоречивый процесс, конечно же, испытывает воздействие глобализационных преобразований, происходящих в мире, массовой культуре, что подвергает к определенным изменениям периферию при сохранении ядровых компонентов. И в этом отношении этническая культура чеченцев явление достаточно устойчивое. Но эта устойчивость требует организации «защитного поля» как со стороны общества, так и со стороны государства.
Ссылки:
1. Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004. С. 172.
2. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. М., 1999. С. 287.
3. Там же.
4. Там же.