Научная статья на тему 'К вопросу об адаптации этнической культуры к современности'

К вопросу об адаптации этнической культуры к современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
237
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЧЕНЦЕВ / МОЛОДЕЖЬ / МОРАЛЬНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ / ГОСТЕПРИИМСТВО / АДАПТАЦИЯ / BEHAVIOUR CODE / MORAL VALUES / TRADITIONS / ETHNIC CULTURE OF CHECHENS / YOUTH / MORAL DEGRADATION / HOSPITALITY / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмадов Муса Магомедович

Народная культура как основа формирования бытия этноса под влиянием современности, модернизационных процессов, происходящих в России, претерпевает определенные изменения. Эти процессы непосредственно отразились на этнической культуре чеченцев. Она подвергается испытанию под воздействием западных ценностей, порождая определенные формы адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING ADAPTATION OF ETHIC CULTURE TO THE UP-TO-DATENESS

The folk culture as a basis of ethnos existence is changing under the influence of the current modernization processes taking place in Russia. These processes have affected ethnic culture of the Chechen people. It is withstanding the test of the occidental values’ impact, causing specified forms of adaptation.

Текст научной работы на тему «К вопросу об адаптации этнической культуры к современности»

УДК 008

Ахмадов Муса Магомедович Akhmadov Musa Magomedovich

старший научный сотрудник Института развития образования Чеченской Республики dom-hors@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К СОВРЕМЕННОСТИ

Senior Researcher, Institute for Educational Development of the Chechen Republic dom-hors@mail.ru

CONCERNING ADAPTATION OF ETHIC CULTURE TO THE UP-TO-DATENESS

Аннотация:

Народная культура как основа формирования бытия этноса под влиянием современности, модер-низационных процессов, происходящих в России, претерпевает определенные изменения. Эти процессы непосредственно отразились на этнической культуре чеченцев. Она подвергается испытанию под воздействием западных ценностей, порождая определенные формы адаптации.

Ключевые слова:

кодекс поведения, нравственные ценности, традиции, этническая культура чеченцев, молодежь, моральная деградация, гостеприимство, адаптация.

Summary:

The folk culture as a basis of ethnos existence is changing under the influence of the current modernization processes taking place in Russia. These processes have affected ethnic culture of the Chechen people. It is withstanding the test of the occidental values’ impact, causing specified forms of adaptation.

Keywords:

behaviour code, moral values, traditions, ethnic culture of Chechens, youth, moral degradation, hospitality, adaptation.

Заместитель полпреда президента в Северо-Кавказском Федеральном округе Владимир Швецов сообщал, что в Пятигорске разрабатывается «кодекс поведения для кавказцев», выезжающих в другие регионы России. Он заявлял, что кавказцы за пределами малой родины пытаются свои традиции продемонстрировать, не считаясь с мнением окружающих, и это приводит к конфликтам. Только не совсем ясно, почему за нарушение общественного порядка лицо «кавказской национальности» не привлекается к ответственности в соответствие с законом. И это показатель слабой работы правоохранительных органов по наведению элементарного порядка в общественных местах, воспитания на основе духовно-культурных, нравственных ценностей подрастающих поколений страны.

Вместо строго и последовательной работы по обеспечению общественного порядка и формированию глубоко продуманной системы духовно-культурного воспитания молодежи России, в том числе молодежи северокавказского региона, органы власти решили выработать кодекс поведения всех кавказцев. Между тем это показатель того, что в стране сложилась нездоровая нравственно-культурная ситуация в молодежной среде, наблюдается случаи откровенной моральной деградация молодых людей.

В стране сданы позиции нравственного, патриотического, интернационального воспитания подрастающего поколения. Отсутствует конкретный субъект, который специально изучал бы его психологическое, духовное, культурное состояние, последовательно реализовывал бы на практике ценности, формирующие духовно и интеллектуально развитую личность. Воспитание молодежи не стало задачей государственной важности в стране. В контексте этой общей задачи следует рассматривать так поведение отдельных молодых кавказцев, в том числе и чеченцев. Даже традиционные ценности кавказцев, испытанные веками, ориентирующие молодых людей быть культурными, вежливыми, уважать старшего независимого от его национальности и вероисповедания, уважать обычаи и традиции других народов, вести себя достойно и учиться лучшему, стали нивелироваться, подвергаться коррозии, дают сбои.

Возникает вопрос: почему? Ответить на него непросто. Тем не менее некоторые позиции можно обозначить, и они связаны с нашей современной жизнью, которая формируется не на тех ценностях, на которых воспитывались советские люди, молодежь, дети. И воспитатели сегодня иные, чем тогда. Можно советскую систему воспитания подвергать разнузданной критике, что сегодня наблюдается со стороны либерально ориентированной части населения. Но при этом нельзя не признать тот факт, что воспитанием молодежи занималось государство и общество.

Российский конгресс народов Кавказа, считая, что нужен специальный кодекс поведения кавказцев, выдвинул основополагающий постулат о том, что «смыслом жизни кавказца является

служение Богу, своему народу и Отечеству». Кроме того, он призывается воевать с врагами, трудиться и уважать выбор своего народа. Думается, что на этих патриотических принципах должно основываться поведение молодежи. На основе общих патриотических, интернациональных, духовно-культурных принципах должен быть выработан «кодекс поведения» всей российской молодежи, учитывая региональные особенности, подтверждающие общие ценности.

Каждый этнос в ходе своего социального развития вырабатывает фундаментальные нравственные, духовно-культурные принципы, определяющие образ жизни, мировоззрения и соответствующего поведения, они, как правило, будучи специфическими, сопрягаются с общечеловеческими ценностями.

В этнической культуре чеченцев, в их национальном языке существуют два нравственноэтических термина, составляющих основу их традиционной этнической культуры: «оьздангал-ла» и «г1иллакх». Понятие «оьздангалла» по своему объему гораздо шире понятия «г1иллакх». Г1иллакх - это поведенческая установка, выражающая внешние формы проявления родственно-этических и иных взаимоотношений между людьми. Понятие «оьздангалла» по своему содержанию отождествимо с понятием «нравственная культура» и оно связана с человеческим разумом. Оьздангалла и г1иллакх имеют и сакральные значения.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Культура поведения - половина веры». А один из создателей чеченских «назмов» (религиозных песен) так описал связь между г1иллакх и разумом: «Известно, что яблоко падает под яблоней, Но было бы яблоко, если бы не было яблони? Г1иллакх есть дерево, а разум - плод того дерева, Возможно ли знание там, где нет г1иллакх?» Здесь «разум» поставлен в зависимость от этических норм. Это верно всегда, когда речь идет о разуме, приносящем пользу людям.

Однако людям присущ и другой вид «разума» - свободный от этических норм, от морали, нацеленный на зло. Давая оценку человеку, обладающему таким разумом, чеченцы говорят: «Его знание от сатаны». Именно поэтому в народной философии культура ставится выше познания, способностей и науки.

Необходимо отметить, что подобное положение свойственно мировоззрению не всех народов. Например, некоторые европейские народы оказывают почет и уважение человеку за способности и достигнутые успехи независимо от его морального облика. Например, хорошему поэту, пишущему стихи, западающие в душу, прощается недостойное поведение, даже аморальность. Это означает, что выше всего ценится талант и профессионализм, а аморальные деяния оценивается чуть ли не как детские шалости.

Однако в этнической культуре и мировоззрении чеченцев все не так. Какими бы способностями ни обладал человек, какими бы доблестями и талантами он не был наделен - на нем лежат те же нравственные обязанности, что и на всяком другом человеке. Человек же, обретший популярность в народе, вынужден был в еще большей степени следовать им, поскольку он был на виду и люди готовы были либо брать с него пример, либо предать его злословию, если он допускал недостойный поступок.

Чеченское традиционное общество изначально было предельно «жестким» при оценке человека, рассматривая, прежде всего, соответствие его поведения нравственным нормам. При этом не принимались во внимание ни прежние заслуги, ни громкое имя, ни способности. Все эти достоинства в глазах чеченцев могли быть обесценены и уничтожены одним недостойным поступком.

В традиционном чеченском обществе человека возвышало славное имя, которым награждал его народ. Конечно, были и такие люди, что распускали различные слухи об известных мужах («къонахах» - чеч.), желая им зла и стараясь доказать, что они пользуются незаслуженной славой. По этому поводу народная пословица гласит: «Высокий дуб страшен». Тем не менее из опасения людских сплетен никто не вправе отказаться от соблюдения норм нравственности. «Золото не потеряет цену, сколько ни валяй его в грязи», - говорит другая чеченская народная поговорка.

У многих народов известно почитание старших. Но не у всех народов существует обычай, согласно которому нельзя пересекать дорогу старшему. «Не пересекать дорогу» - выражение этически своеобразное. От того, что кто пройдет перед идущим вдалеке человеком, ему не будет никакого вреда и путь его «не прервется». Но этот обычай, фиксирующий проявление уважения к пожилому человеку, оказывающий честь его возрасту.

В старину чеченские девушки и молодые женщины весьма своеобразно проявляли уважение к пожилому человеку. Если возвращающаяся с родника девушка встречала пожилого мужчину, она опускала свой кувшин на землю, поворачивалась боком и стояла так, пока мужчина не пройдет. Если же это была молодая женщина с ребенком на руках, она опускала ребенка на обочину дороги, а сама отходила в сторону, подобным образом демонстрируя свое уважение к возрасту мужчины.

Одна из особенностей народной культуры чеченцев соблюдение правил приличия и обычаев, при этом не допускаются послабления, а напротив, требуется максимально возможное усердие и тщательность.

Среди чеченцев редко можно встретить человека, не знакомого с основными этическими нормами. Но их применение день ото дня сокращается, а иные под воздействием современности, новых ценностей отмирают. Тридцать лет назад ни один молодой человек без головного убора не вышел бы не только на улицу, но и к себе во двор или навстречу гостям. Чрезвычайно редко случалось, чтобы мужчина отпускал длинные волосы. И невозможно увидеть чеченского мужчину с непокрытой головой, выражающего соболезнование родственникам умершего.

Необычайно высоко ценился гость в народной культуре чеченцев, его значение было по-истине сакральным. Еще царский генерал Дубровин, описывая гостеприимство чеченцев, писал, что, «не смотря на жалкую обстановку жилищ, нищету и бедность, чеченцы отличаются самым радушным гостеприимством» [1, с. 415].

В одном из «назмов» чеченцев имеются следующие строки:

«Ночью, когда нет гостей, чтобы сесть вместе с ними за накрытый стол,

Сладкое угощение, приготовленное на ужин, оставалось не тронутым;

Ночью, когда рядом не оказалось скакунов гостей, чтобы вместе пастись,

Конь хозяина ржал во дворе, не притронувшись к сену, что было брошено ему;

Не слыша в доме голосов гостей, не притронувшись к тому, что было им налито, Во дворе выли собаки - столь дороги были гости В прежние времена нашим древним отцам, этих достойных мужей Не забывайте, друзья, пока топчите черную землю...»

Для чеченцев смысл бытия заключался не в материальном обогащении, завоевании земель других народов, а в том, чтобы заниматься дозволенным трудом на своей земле, жить в соответствии с нравственно-культурным кодексом «оьздангалла».

Народную этику и культуру чеченцев, равно и других народов Северного Кавказа, образно говоря, можно сравнить с высокой башней. Она строилась каждым новым поколением, добавляя в нее свой камень. Поэтому очень важно, чтобы северокавказские этносы участвовали в ее строительстве. Если молодой человек, не подумав как следует, начнет порочить традиции отцов и отворачиваться от них, или менять их на нормы поведения, занесенные с Запада или Востока, - это все равно, что из стен башни вынимать камни. Когда число таких людей увеличится, есть опасность, что башня обрушится.

Народная культура чеченцев, как и любая этническая культура, консервативна, ориентирована на сохранение корней [2, с. 299]. Вместе с тем она представляет собой единство общего и особенного, обогащалась под влиянием культур народов, с которыми им приходилось взаимодействовать, сотрудничать. Этот процесс и сегодня продолжается - это общие процессы, без которого не может существовать ни один народ. Вместе с тем не может существовать народ и в том случае, если он потеряет свои древние этические, духовно-культурные основы. Думается, что сохранение, изучение и освоение молодежью народной культуры, адаптированной к достижениям современности, научно-техническим новациям, - основной вектор социокультурного развития любого этноса на Северном Кавказе.

Этническая культура в модернизирующейся России сегодня проходит сложный и противоречивый путь адаптации. Против нее работают либеральные ценности, проникающие в страну, формирующие свободные нравы, подрывающие основы традиционных нравственных и духовно-культурных ценностей. Важно сохранить, не растерять традиции, их сохранение и развитие в контексте современности - важнейшая задача всего общества. Такие традиции - основа патриотизма многонационального государства, без которого не представляется возможным достижение межнационального согласия.

Ссылки:

1. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Санкт-Петербург, 1871. Т. I. Кн. 1.

2. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2009.

References (transliterated):

1. Dubrovin N.F. Istoriya voyny i vladychestva russkikh na Kavkaze. Sankt-Peterburg, 1871. Vol. I. Book. 1.

2. Kul'turologiya: textbook / ed. by Y.N. Solonin, M.S. Kagan. M., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.