Научная статья на тему 'ПСИХИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ: ВЗГЛЯД Э. ФРОММА'

ПСИХИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ: ВЗГЛЯД Э. ФРОММА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРОММ / FROMM / ПСИХОАНАЛИЗ / PSYCHOANALYSIS / ПОЛИТИКА / POLITICS / ВЛАСТЬ / POWER / ГОСУДАРСТВО / STATE TOTALITARIANISM / ТОТАЛИТАРИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ / SOCIAL PATHOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жуков Вячеслав Николаевич

В статье рассматриваются взгляды одного из крупнейших неофрейдистов XX в. Э. Фромма на явления мира политики и права. Раскрывается связь между психической жизнью человека и политико-правовыми институтами, показывается механизм формирования социально-политической патологии. Показывается эвристический потенциал психолого-социологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychic pathology and political and legal institutions: view of E. Fromm

This article discusses the views of one of the largest neofrejdists XX. E. Fromm on the phenomena of the world of politics and law. It's revealed the relationship between the psychic life of man and the political and legal institutions, it's demonstrated the mechanism of forming of political and social pathology. It's shown heuristic potential of psycho-sociological approach.

Текст научной работы на тему «ПСИХИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ: ВЗГЛЯД Э. ФРОММА»

История учений о праве и государстве

ПСИХИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ: ВЗГЛЯД Э. ФРОММА

ЖУКОВ Вячеслав Николаевич,

доктор юридических наук, доктор философских наук,

профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: pifagor2002@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются взгляды одного из крупнейших неофрейдистов XX в. Э. Фромма на явления мира политики и права. Раскрывается связь между психической жизнью человека и политико-правовыми институтами, показывается механизм формирования социально-политической патологии. Показывается эвристический потенциал психолого-социологического подхода.

This article discusses the views of one of the largest neofrejdists XX. E. Fromm on the phenomena of the world of politics and law. It's revealed the relationship between the psychic life of man and the political and legal institutions, it's demonstrated the mechanism of forming of political and social pathology. It's shown heuristic potential of psycho-sociological approach.

Ключевые слова: Фромм, психоанализ, политика, власть, государство, тоталитаризм, социальная патология.

Fromm, psychoanalysis, politics, power, State totalitarianism, social pathology.

Эрих Фромм (1900-1980) - выдающийся представитель психоанализа, немецко-американский социолог, философ и психолог. Он родился в религиозной семье, его отец занимался торговлей вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Сначала во Франкфуртском, а затем в Гейдельбергском университете Фромм изучал философию и социологию. Постепенно он приобщается к учению Фрейда, проходит учебный курс психоанализа и начинает заниматься лечебной практикой. В 1930-е гг. Фромм - сотрудник известного Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (с 1933 по 1949 г. институт находился сначала в Париже, затем в Нью-Йорке), где занимался социальной психологией. С 1933 г. Фромм - в США: работает в Институте психиатрии им. У. Уайта, преподает в Колумбийском и Йельском университетах. В 1951-1967 гг. жил в Мексике, возглавлял Институт психоанализа при Национальном университете в Мехико. В 1974 г. Фромм переселился в Швейцарию.

Фромм - один из крупнейших неофрейдистов (наряду с К. Хорни, Г.С. Саливаном, А. Кардинером). Его учение «радикального гуманизма», представляющее собой соединение

идей Фрейда и Маркса (в этом сказалось влияние франкфуртской философской школы), широко известно и популярно на Западе. Им написано большое количество книг и статей, среди которых выделяются «Бегство от свободы», «Душа человека», «Концепция человека у Маркса», «Анатомия человеческой деструктивно-сти», «Иметь или быть».

Одна из главных задач Фромма (как и других неофрейдистов) - показать связь общественных институтов и отношений с бессознательным человека, рассмотреть зависимость социальной и индивидуальной патологии. Фромм стремится показать общество и его проявления через призму психологии отдельного человека.

Отправной точкой в концептуальных построениях Фромма является его понимание природы человека, а значит, и общества. В отличие от Фрейда, который видел в человеке исключительно злое начало («человек - потенциальный преступник, враг культуры»), Фромм придерживается более спокойной позиции. Он полагает, что, поскольку человек одновременно является телом и душой, ангелом и зверем, его сущность состоит в конфликте добра и зла, берущем свои истоки в социальных условиях. Отдельный инди-

вид и человечество в целом потенциально содержат в себе две равновеликие, но взаимоисключающие тенденции - «синдром распада», ведущий к гибели, и «синдром роста», обеспечивающий прогрессивное развитие жизни. От того, каким путем пойдет человечество, какую потенцию реализует, зависит его будущее. Очевидно, что «синдром роста» и «синдром распада» напоминают Эрос и Танатос Фрейда, но механизм образования этих сил и перспективы их борьбы у двух мыслителей различны.

Соответственно, все творческое наследие Фромма условно можно свести к двум основным составляющим: 1) анализ «синдрома распада», рассмотрение индивидуальной и социальной патологии в современных странах Запада (особенно в Германии и США) и 2) конструирование собственной идеальной социальной модели, доказывающей реальность перспективы «синдрома роста».

Борьбу «синдрома роста» и «синдрома распада» Фромм пытается рассмотреть исторически, отводя при этом основную роль процессу индивидуализации человека. Как он полагает, около четырех тысяч лет назад у человека начало пробуждаться личностное сознание, он становится на путь самостоятельности и независимости от рода, выделения себя из косной и инертной массы своих соплеменников. Данный процесс, развиваясь особенно быстро на Западе в эпоху Возрождения и в Новое время, достигает своего пика в XX в. Итогом индивидуализации стало приобретение человеком свободы, которую индивид с «пещерной» психологией воспринял как невыносимое бремя, парализовавшее его сознание и волю и поставившее перед ним альтернативу: либо избавиться от свободы путем новой зависимости и подчинения, либо нравственно дорасти до полной реализации свободы. А поскольку индивидуализация необратима, то первый путь ведет к гибели, распаду человека и общества (реализация «синдрома распада»), тогда как второй -к расцвету человеческих сил (осуществление «синдрома роста»).

Обратимся к «синдрому распада». Фромм полагает, что современные общества Запада и Россия страдают патологией, больны, тенденция распада приобрела у них катастро-

фический характер. Патология стала универсальной, она обнаруживает себя как в форме демократии, так и в виде тоталитаризма. Диктатуры Сталина и Гитлера Фромм оценивает как крайнее проявление деградации. С позиций психоанализа Фромм выделяет следующие элементы механизма образования социальной патологии: 1) нарциссизм; 2) инцестуальные влечения; 3) садомазохизм; 4) деструктивность; 5) конформизм.

1. Нарциссизм . В классическом психоанализе под нарциссизмом понимается такое состояние, при котором человек порывает все связи с внешней реальностью и заменяет ее собственной личностью, он весь переполнен самим собой и превратил себя в мир. По Фромму, нарциссизм (как индивидуальный, так и социальный) неуничтожим, он одновременно необходим и опасен для жизни, с его гипертрофированными формами следует бороться.

Нарциссизм, полагает Фромм, играет большую роль в возникновении религиозной, классовой и национальной вражды, в развязывании войн между государствами. Нарциссизм у различных социальных групп появляется как компенсация за тяготы экономического и политического быта, как желание восполнить свою внешнюю бедность и неустроенность эмоционально наполненным чувством любви к себе. Такой механизм выражается в том, что одна из социальных групп наделяет себя превосходными качествами за счет умаления достоинств других групп. Вера в свое превосходство составляет подлинное содержание нарциссизма и основу вражды католиков и протестантов, французов и немцев, белых и черных, арийцев и неарийцев, коммунистов и капиталистов и т. п. Нарциссизм требует своего удовлетворения, превосходство должно подтверждаться действием по отношению к другим «неполноценным» группам (например, уничтожение евреев в Третьем рейхе). Если внутри страны такой группы не находится, то объектом агрессии становятся другие государства. Фромм отмечает, что в XX в. наблюдается смещение от религиозного нарциссизма в сторону национального,

1 Нарцисс — персонаж древнегреческого мифа, который влюбился в свое отражение в воде и умер от любви к себе.

расового и партийного. Так, тоталитарный режим в Германии - яркое проявление национального и партийного нарциссизма, а в России - партийного и классового. Национальный нарциссизм народов Запада стал, по Фромму, одним из источников обеих мировых войн.

Социальный нарциссизм обязательно предполагает вождя, с которым группа себя идентифицирует, на которого переносит свой нарциссизм. В акте подчинения сильному вождю группа ощущает свое могущество. Политик, подверженный нарциссизму, обладающий огромной властью, начинает приписывать себе сверхчеловеческие свойства. Это ведет его к полной изоляции (прежде всего психологической) от внешнего мира, что рождает в нем страх и подозрительность, а значит, и стремление укрепить свою власть. Данный порочный круг в итоге заканчивается маниакальным психозом и кровавыми репрессиями. Нарциссизм политического лидера, руководителя государства проявляется также в попытках преобразовать внешний мир в соответствии со своими представлениями о нем. Поскольку человек-нарцисс абсолютно некритичен, обращен только на себя, расхождение его представлений о мире с фактической действительностью рождает в нем ощущение дискомфорта, наступающего безумия. Чтобы покончить с этим болезненным чувством, политик-нарцисс начинает переделывать действительность под свои интеллектуальные фантазии. В этом случае, чем сильнее у нарцисса психоз, тем убедительнее он выглядит в глазах общества, тем больше шансов у него на успех.

2. Инцестуальные влечения. Фромм считает инцестуальные влечения одними из фундаментальных в человеке, но в отличие от Фрейда видит в них несексуальную природу. В основе инцестуальных влечений лежит амбивалентное отношение к матери: с одной стороны, ребенок ждет от матери любви и защиты, с другой - испытывает к ней страх. Стремление ребенка (мальчика или девочки) к безопасности рождает любовь к матери, а страх потерять эту безопасность - боязнь потери, так как в ее власти лишить своих детей зашиты. Инцестуаль-ные влечения становятся патологией в случае возникновения инцестуального симбиоза, т.е.

такой связи с матерью, при которой человек является ее неотъемлемой частью, зависит от нее (не обязательно физически, но психологически и интеллектуально), не в состоянии осознать себя как самостоятельную личность. При инце-стуальном симбиозе индивид регрессирует к своим истокам: он устремляется назад в материнское лоно, пытаясь найти там защиту и покой, что психологически означает желание уйти от жизни, прекратить ее.

Данный механизм индивидуальной психопатологии Фромм полностью переносит на социальные отношения. Мать представляет собой только первую персонификацию силы, которая защищает и гарантирует безопасность. Позднее взрослый человек, продолжая испытывать потребность в защите, замещает мать семьей, родом, нацией, партией, государством, богом. Так, Фромм приводит пример сицилийской мафии, члены которой называют свою организацию «мамой». Патриотизм, национализм, верность партии, государству или церкви есть лишь социальные формы инцестуальных влечений. Человек отдает свою свободу социальным институтам ради приобретения уверенности в себе, стабильности и защиты.

Фромм с большим опасением относится к социальным явлениям, выросшим на почве инцестуальных влечений, так как очень часто в них побеждает «синдром распада». На стадии социального инцестуального симбиоза в виде гипертрофированного патриотизма, национализма, религиозного и политического экстремизма человек вступает в конфликт с разумом и реальностью, он смотрит на мир глазами нации или партии, считает их всегда и во всем абсолютно правыми, невзирая на убедительность рациональных аргументов. Следствием инцестуального симбиоза является также то, что не имеющий кровного родства с «матерью» (т. е. партией, нацией, государством, церковью) человек воспринимается как неполноценный. Индивид, симбиотически связанный с социальной группой, не способен любить кого-либо, кроме себя и данной группы. Этим объясняется, по Фромму, иррациональность национального, расового, религиозного или политического фанатизма.

3. Садомазохизм. Мазохизм1 и садизм2 - важные психоаналитические понятия. Если мазохизм означает поведение человека, ориентированного на получение сексуального удовольствия путем собственных унижений и страданий, то садизм предполагает получение удовлетворения с помощью насилия над сексуальным партнером. Мазохистские и садистские побуждения являются амбивалентной неразрывной парой, присущей каждому человеку. По Фрейду, если индивид в своем поведении по отношению к внешнему миру - садист, то в отношении самого себя он мазохист, и наоборот. В зависимости от обстоятельств мазохистские и садистские наклонности человека могут меняться местами, но никогда не исчезают.

Фромм в основном придерживается этих же позиций, но он переводит механизм садизма и мазохизма из области сексуальной в политическую, выстраивая тем самым свою теорию «бегства от свободы». С его точки зрения, все разнообразные формы мазохизма обусловлены одним: стремлением избавиться от собственной личности, от бремени свободы. Садизм сводится к желанию овладеть другим человеком, превратить его в беспомощный объект своей воли, стать его абсолютным повелителем. Важнейший признак садизма - жажда власти, с помощью которой можно причинять страдания и унижать других. Властные отношения представляют собой симбиоз садистов и мазохистов, которые с необходимостью нуждаются друг в друге. С позиций Фромма, власть строится на основе психологической соединенности неполноценных личностей. И садисты, и мазохисты - люди ущербные, они не могут противостоять обстоятельствам в одиночку; только власть, объединяя их, дает им силу.

Такая, прямо скажем, радикальная трактовка власти исходит из убежденности Фромма в том, что любая власть таит в себе потенциальную патологию, способную при определенных условиях стать реальностью. Если садистские и мазохистские наклонности людей

1 Понятие мазохизма связано с именем австрийского писателя Л. Захер-Мазоха (1836-1895), опубликовавшего скандальный роман соответствующей эротической ориентации.

2 Термин происходит от имени французского писателя маркиза де Сада (1740-1814), автора ряда литературных произведений с описанием сцен сексуальной патологии.

уравновешиваются, относительно гармонично сосуществуют, то в обществе наступает политическая стабильность. Значительные диспропорции садизма и мазохизма в человеке, напротив, провоцируют социальный экстремизм.

Своеобразным взрывом садомазохистской патологии была для Фромма гитлеровская Германия и сталинская Россия. Правда, основное внимание он все-таки уделял психологии национал-социализма, видя в немцах типичных садомазохистов. Главный носитель садомазохистской психологии - мелкая буржуазия. Ее Фромм считал основным источником политической дестабилизации (и не только в Германии) и всегда относился к ней враждебно.

Он дает яркий социально-психологический портрет садомазохиста, представителя тоталитарной системы. Садомазохистская личность фанатично верит во власть, так как это компенсирует ее собственную неуверенность в себе; она восхищается властью, хочет подчиниться ей, но в то же время хочет сама быть властью. У садомазохиста сила вызывает любовь и готовность подчиниться независимо от того, кто ее проявил. Сила привлекает его не ради тех ценностей, которые за нею стоят, а сама по себе, потому что она - сила. И наоборот, садомазохист при виде слабого и беззащитного испытывает желание напасть на него, подавить, унизить. Недостаток силы садомазохист считает признаком вины и неполноценности; если власть проявляет слабость, то любовь и уважение садомазохиста к ней сменяются презрением и ненавистью. Для садомазохиста нет понятия равенства, люди делятся на высших и низших; любые различия, будь то пол или раса, для него обязательно являются признаками превосходства или неполноценности. Садомазохист всегда консервативен, преклоняется перед прошлым, он убежден, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека. Единственно возможное счастье для него - это подчиниться этим силам. Активность садомазохиста может быть только во имя долга, прошлого, власти, но не во имя жизни как таковой, а высшая добродетель в его системе ценностей -безропотное страдание.

4. Деструктивностъ. Потребность в разрушении, агрессию Фромм считает одним из

важнейших свойств личности. Но в отличие от Фрейда ему представляется, что человеческая деструктивностъ имеет в основном социальную природу. Теория о врожденной агрессивности человека Фромму представляется упрощенной, односторонней, он предлагает свой взгляд на эту проблему. Психика индивида имеет две составляющие - инстинкт и страсти. Если инстинкты есть проявление физиологических потребностей (жажда, голод, секс), то страсти -это следствие потребностей экзистенциальных (стремление к любви, нежности, свободе, правде, а также к садизму, мазохизму, разрушению, власти и т.п.). Инстинкты (а отчасти и социальные условия) лежат в основе доброкачественной агрессии, а страсти - злокачественной.

Доброкачественную агрессию (в основном в виде обороны) Фромм считает законом природы, направленным на защиту жизни во всех ее проявлениях (биологическом и социальном). Парадоксально, но к доброкачественным видам агрессии он относит войну (прежде всего оборонительную). Это тем более странно, ибо такое суждение исходит от гуманиста, от глубокого и проницательного исследователя социальной патологии. С точки зрения формальной логики, исходя из посылок самого Фромма, война коренится в инстинктах человека и поэтому является неизбежной на всем протяжении существования человечества. Но Фромм провозглашает как раз противоположный тезис: причины войн не лежат в природе человека, и не фатальны, их можно избежать. Кроме того, что его не очень беспокоит это внутреннее противоречие, здесь проявилась неспособность психолога объяснить взаимодействие биологических и социальных факторов.

Злокачественная агрессия свойственна исключительно человеку, она не порождается животными инстинктами. Только человек способен разрушать, истязать и убывать без всякой для себя пользы или из удовольствия. Источником злокачественной агрессии является «бремя свободы», которое, сделав личность изолированной, заброшенной, беспомощной, поставило ее в условия экзистенциальной ситуации. Индивид оказался перед выбором: или всестороннее развитие на основе свободы, или «бегство от свободы» на фоне патологической

Агрессии. Злокачественная деструктивность является следствием нереализованной свободы, результатом непрожитой жизни. Внутренняя скованность и стесненность человека, бегущего от свободы и жизни, оборачивается ненавистью к миру, желанием его разрушить. И чем больше такая скованность, тем более разрушительной оказывается агрессия.

Злокачественная деструктивность, по Фромму, это альтернатива жизни, путь к распаду и смерти. Крайняя степень злокачественной агрессии - некрофилия. Нетрофил чувствует влечение ко всему неживому: трупам, гниению, нечистотам; он с оживлением говорит о болезнях, похоронах, смерти. Некрофил не любит жизни, поэтому он холоден, максимально дистанцирован от людей. Боясь жизни, некрофил постоянно пытается поставить ее под контроль, он - сторонник «закона и порядка». Самый эффективный способ защиты от опасности, исходящей от жизни, - умерщвление жизни. Поэтому для некрофила характерна установка на силу, так как с ее помощью живое можно превратить в мертвое; сила покоится на власти убивать. Некрофил подчинен инцестуальным влечениям - он всегда стремится в «лоно матери», к прошлому, его ценности либо консервативны, либо реакционны.

Фромм полагает, что некрофилия в той или иной мере присуща всем людям, но в настоящее время она все более и более овладевает миром. Особенностью современной эпохи является то, что индустриально-бюрократическая цивилизация Запада создала новый тип человека, которого Фромм называет homo mechanicus, человек-автомат, испытывающий влечение ко всему механическому и отвращение ко всему живому. В индустриальном обществе, где жизнь становится все более механической, техника заслоняет человека и вещи становятся культом, личность сама становится вещью, де-персонифицируется, превращается в абстрактную статистическую единицу. Общество рассматривается как некий механический агрегат, условием функционирования которого является наличие человека-автомата, биологического робота. Искусственный мир, мир техники, технологий и вещей оказывается более комфортабельным и управляемым, ему отдается предпочтение перед жизнью. При таком положении дел и демо-

кратия, и диктатура есть всего лишь своего рода технология по организации общества, полностью лишенная этического смысла. Некрофиль-но ориентированный человек поддержит любую власть, которая поможет удовлетворить его любовь к вещам. Наиболее яркое проявление социальной некрофилии - тоталитарные режимы, где правят законченные вожди-некрофилы (Гитлер, Сталин), а человек в буквальном смысле стал вещью, т.е. умер как личность.

■4

5. Конформизм . Согласно позиции Фромма, современный западный человек, чтобы как-то уйти от чувства беспокойства и неуверенности, вынужден отказываться от своего Я и становиться таким, каким его хотят видеть другие. Индивид, прибегая к социальной мимикрии, превращается в своеобразный фантом, подчиненный стандартам массовой культуры. Мышление конформиста некритично. Его эмоциональность подавлена, он не имеет даже своих желаний, хочет того, что является общепринятым. Современное западное общество создало образ «нормального человека», который никогда не бывает слишком грустен, слишком сердит или слишком взволнован.

Но чем больше человек приспосабливается, отмечает Фромм, тем беспомощнее он себя чувствует. Современный человек обессилел - и это главная опасность эпохи. Конформист, страдая из-за потери своей личности, готов принять любую идеологию и любого вождя, который пообещает ему внести смысл в его жизнь; он пассивно встретит любую социальную катастрофу. «Отчаяние людей-роботов, -заключает Фромм, - питательная среда для политических целей фашизма».

Как уже отмечалось, альтернативой «синдрому распада» является «синдром роста», который включает в себя любовь к жизни (биофилия), стремление к свободе, независимости, полной реализации всех сил человека, а также борьбу со всеми проявлениями социальной патологии. На основе тенденции роста человек, по Фромму, сможет выйти из состояния подавленности и обрести новую высшую гармонию с природой и людьми, создать совер-

1 От лат. conformis - подобный, сообразный. Означает приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка.

шенные социальные институты.

Чтобы доказать реалистичность такой альтернативы, Фромм активно привлекает идеи Маркса и Фрейда. Как он полагает, оба мыслителя, продолжая иудеохристианскую и греко-романскую гуманистическую традицию, были едины в одном: человек живет в мире иллюзий (т.е. несвободы), помогающих ему переносить тяготы жизни, его необходимо освободить от оков самообмана, вернуть к реальности и тем самым сделать личность подлинно свободной. Учение Маркса Фромм принимает восторженно. Позитивным ядром марксизма он считает гуманистическую концепцию человека, нашедшую, по его мнению, свое отражение в «Экономиче-ско-философских рукописях 1844 года» и «Немецкой идеологии».

Вместе с тем Фромм полагает, что Маркс совершил «трагическую ошибку», избрав средством достижения социализма революцию и насилие. В стремлении Маркса изменить социальный мир революционным путем при обязательном захвате государственной власти Фромм усматривает влияние буржуазных революций, в ходе которых, по его мнению, политика играла главенствующую роль. Политическая теория Маркса, как он считает, по сути своей буржуазна и является шагом назад по сравнению с Прудо-ном, Бакуниным, Кропоткиным, которые отвергали государство в качестве орудия социалистических преобразований. Ленин и Сталин, развив идею о революционном насилии, фактически регрессировали к буржуазному правосознанию, что и стало, по его мнению, причиной неудачного опыта построения социализма в России. Ставка на укрепление советского государства, повышение его роли в деле социалистического строительства, делает он вывод, закончилась установлением тоталитаризма.

Фромм высоко оценивает открытое Марксом и Энгельсом материалистическое понимание истории, но они, с его точки зрения, не показали механизм, соединяющий базис с надстройкой. Эту задачу, по Фромму, способен решить психоанализ.

Фромм выделяет два элемента такого механизма: социальное бессознательное и социальный характер.

По Фромму, социальное бессознатель-

ное (часть надстройки) возникает в любом нездоровом обществе как способ уйти от реальных проблем в мир иллюзий. Вместо того чтобы улучшать условия своей жизни, люди предпочитают не замечать негативные факты действительности и переводить их в подсознание. В результате человек оказывается в невротическом состоянии, включающем механизм «бегства от свободы». В «здоровом обществе» (под ним понимается гуманизированный социализм), полагает Фромм, должны быть исключены условия, подавляющие человека, а значит, и упразднена сама основа, заставляющая людей отказываться от свободы и уходить в мир иллюзий. Гуманизированный социализм бессознательное делает осознанным, т. е. возвращает человека к реальности, восстанавливает его духовную целостность.

Под социальным характером Фромм понимает совокупность психологических черт, присущих обществу (или социальной группе) на том или ином этапе его развития. Социальный характер - это результат адаптации человека к общественному строю, он преобразует внешнюю необходимость во внутреннюю потребность индивидов и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной экономической системы. Иначе говоря, социальный характер формирует потребности человека, приводит их в соответствие с уровнем развития производительных сил, создает необходимую индивиду структуру надстройки (идеологию, государство, право). Пока человек способен удовлетворять свои потребности, социальный характер связывает воедино базис и надстройку. Но по мере экономического развития между социальным характером и базисом образуется разрыв, старые психологические стереотипы оказываются неспособными обслуживать новые производственные отношения. Чтобы восстановить равновесие общественной системы, необходим адаптивный скачок, в корне меняющий социальный характер и устанавливающий адекватные потребности.

Вместе с тем Фромм указывает, что адаптация может быть как прогрессивной, так и регрессивной. Так, например, он полагает, что

в условиях капитализма XIX в. преобладал «накопительный характер»: человек был консервативным и подозрительным, он испытывал постоянный страх потерять свое имущество, оценивал внешний мир как потенциальную угрозу, что сдерживало свободное развитие личности. XX в. формирует более прогрессивный «рыночный» характер, который ориентирует индивида на инициативу, риск и открытость, создает предпосылки для гуманизации общества. А вот в Германии, считает Фромм, приход к власти нацистов означал откат от «накопительной» психологии к «авторитарной». Немецкий средний класс, испытывая ужас перед надвигающейся монополизацией и интернационализацией хозяйственной жизни, предпочел вернуться к национальной почве и отдать свою свободу власти. Психологически уйдя к своим средневековым истокам, немцы фактически совершили консервативную революцию, подчинив базис и надстройку ожившему репрессивному, садомазохистскому характеру.

По Фромму, высший тип социального характера - революционный. Он поясняет, что речь идет не о бунтарях, всегда недовольных властью, а о личностях, исповедующих идею радикального гуманистического переустройства мира. Западные общества, стоящие на грани саморазрушения, нуждаются в новом человеке, революционере-гуманисте, который свободен от уз почвы и крови, ощущает себя гражданином мира, относится критически к своему государству, нации, классу, партии, религии. Революционер - это человек, любящий жизнь, стремящийся к свободной творческой самореализации, его деятельность - залог успеха в борьбе с социальной патологией. Только революционный характер, делает вывод Фромм, может подчинить себе технику, сделать ее основой прогрессивных политических форм.

Нельзя не признать оригинальным, а местами и весьма глубоким учение Фромма, но его эклектический характер очевиден. Попытка американского психолога соединить психоанализ и марксизм представляется, мягко говоря, не вполне успешной и в значительной мере носит поверхностный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.