Научная статья на тему 'ПСИХИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БАСКЕТБОЛИСТОВ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ БЫСТРОГО ПРОРЫВА В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БАСКЕТБОЛИСТОВ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ БЫСТРОГО ПРОРЫВА В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛИСТЫ / БЫСТРЫЙ ПРОРЫВ / ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смоленцева В.Н., Витман Д.Ю., Белобородов В.А.

Анализ результатов экспертной оценки игровой деятельности баскетболистов позволил выявить значительное число ошибочных действий во всех фазах быстрого прорыва, которые способствовали формированию у игроков негативного психоэмоционального состояния, проявляющихся в неуверенности, суетливости, повышенной раздражительности иногда переходящей в агрессивность, повышенной отвлекаемости внимания, что снижало результативность соревновательной деятельности. В процессе исследования испытуемые демонстрировали психологическую подготовленность, в частности, это выражалось в оптимальном уровне психической напряженности перед матчами. Однако наблюдалась недостаточность психической готовности к конкретным действиям в условиях игровой деятельности, например, при ошибочных действиях в процессе реализации быстрого прорыва, что подтверждалось собственными мнениями спортсменов и внешне наблюдаемыми экспрессивными проявлениями эмоций (поза, движения, взгляд, мимика). После проведения формирующего эксперимента с применением психотехник получены положительные результаты, что подтверждалось проявлениями у баскетболистов психической готовности к действиям в любых игровых ситуациях, что, соответственно, способствовало избеганию ошибочных действий при реализации быстрого прорыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смоленцева В.Н., Витман Д.Ю., Белобородов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL FITNESS OF BASKETBALL PLAYERS AS A FACTOR OF THE EFFECTIVENESS OF FAST BREAK IN THE CONDITIONS OF COMPETITIVE ACTIVITY

The analysis of the results of the expert evaluation of the basketball players’ playing activity revealed a significant number of erroneous actions in all phases of the fast break, which contributed to the formation of a negative psychoemotional state in the players, manifested in uncertainty, fussiness, increased irritability, sometimes turning into aggressiveness, increased distraction, which reduced the effectiveness of competitive activities. In the course of the study, the subjects demonstrated mental fitness. In particular, this was expressed in the optimal level of mental tension before the matches. However, there was a lack of mental fitness for specific actions in the conditions of game activity, for example, with erroneous actions in the process of implementing the fast break, which was confirmed by the athletes' own opinions and externally observed expressive manifestations of emotions (posture, movements, gaze, facial expressions). After conducting a formative experiment with the use of psychological techniques, positive results were obtained, which was confirmed by the manifestations of mental fitness in basketball players to act in any game situations, which, accordingly, helped to avoid erroneous actions when performing the fast break.

Текст научной работы на тему «ПСИХИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БАСКЕТБОЛИСТОВ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ БЫСТРОГО ПРОРЫВА В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Дата публикации: 01.09.2021

Б01 10.51871/2588-0500_2021_05_03_25

УДК 159:955:796

ПСИХИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БАСКЕТБОЛИСТОВ КАК ФАКТОР

ЭФФЕКТИВНОСТИ БЫСТРОГО ПРОРЫВА В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.Н. Смоленцева, Д.Ю. Витман, В.А. Белобородов Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск, Россия

Ключевые слова: баскетболисты, быстрый прорыв, ошибочные действия, психическая готовность к действиям.

Аннотация. Анализ результатов экспертной оценки игровой деятельности баскетболистов позволил выявить значительное число ошибочных действий во всех фазах быстрого прорыва, которые способствовали формированию у игроков негативного психоэмоционального состояния, проявляющихся в неуверенности, суетливости, повышенной раздражительности иногда переходящей в агрессивность, повышенной отвлекаемости внимания, что снижало результативность соревновательной деятельности. В процессе исследования испытуемые демонстрировали психологическую подготовленность, в частности, это выражалось в оптимальном уровне психической напряженности перед матчами. Однако наблюдалась недостаточность психической готовности к конкретным действиям в условиях игровой деятельности, например, при ошибочных действиях в процессе реализации быстрого прорыва, что подтверждалось собственными мнениями спортсменов и внешне наблюдаемыми экспрессивными проявлениями эмоций (поза, движения, взгляд, мимика). После проведения формирующего эксперимента с применением психотехник получены положительные результаты, что подтверждалось проявлениями у баскетболистов психической готовности к действиям в любых игровых ситуациях, что, соответственно, способствовало избеганию ошибочных действий при реализации быстрого прорыва.

MENTAL FITNESS OF BASKETBALL PLAYERS AS A FACTOR OF THE

EFFECTIVENESS OF FAST BREAK IN THE CONDITIONS OF

COMPETITIVE ACTIVITY

V.N. Smolentseva, D.Yu. Vitman, V.A. Beloborodov FSBEI of HE "Siberian State University of Physical Education and Sports",

Omsk, Russia

Key words: basketball players, fast break, erroneous actions, mental fitness for actions.

Annotation. The analysis of the results of the expert evaluation of the basketball players' playing activity revealed a significant number of erroneous actions in all phases of the fast break, which contributed to the formation of a negative psychoemotional state in the players, manifested in uncertainty, fussiness, increased irritability, sometimes turning into aggressiveness, increased distraction, which reduced the effectiveness of competitive activities. In the course of the study, the subjects demonstrated mental fitness. In particular, this was expressed in the optimal level of mental tension before the matches. However, there was a lack of mental fitness for specific actions in the conditions of game activity, for example, with erroneous actions in the process of implementing the fast break, which was confirmed by the athletes' own opinions and externally observed expressive manifestations of emotions (posture, movements, gaze, facial expressions). After conducting a formative experiment with the use of psychological techniques, positive results were obtained, which was confirmed by the manifestations of mental fitness in basketball players to act in any game situations, which, accordingly, helped to avoid erroneous actions when performing the fast break.

Введение. Технико-тактическая подготовленность баскетболистов в настоящее время обеспечивается в тренировочном процессе высокоэффективными современными методиками. Вместе с тем, специалисты отмечают часто наблюдаемое снижение результативности технико-тактических действий в условиях соревнований, в частности, при реализации нападения быстрым прорывом, что, несомненно, обусловлено психологическим фактором [1].

Быстрый прорыв - один из самых популярных видов стремительного нападения в современном баскетболе, представляет собой эффективный способ ведения атаки. По мнению С.В. Чернова и Л.В. Костиковой [2] эффективность реализации быстрого прорыва обеспечивается хорошо продуманной и организованной системой нападения, что предъявляет высокие требования к психологической подготовленности баскетболистов.

Цель исследования: поиск и научное обоснование средств совершенствования психологического аспекта технико-тактической подготовки баскетболистов.

Задачи исследования: выявление ошибочных действий баскетболистов при реализации быстрого прорыва; совершенствование психической готовности баскетболистов к действиям при реализации быстрого прорыва с использованием психотехник.

Методы и организация исследования. Теоретический анализ научной разработанности проблемы исследования, экспертная оценка игровой деятельности, тестирование, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка показателей. Находились следующие показатели: X - среднее арифметическое значение; а - среднее квадратическое отклонение; t - критерий Стьюдента;

В исследовании принимали участие 12 спортсменов-баскетболистов, членов основного состава мужской команды СибГУФК.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ игровой деятельности команды в процессе игрового сезона 2019-2020 осуществлялся с использованием видеоматериалов. Фиксировалось число ошибочных действий игроков при реализации быстрого прорыва от начальных действий в атаке до их завершения (овладение, развитие и завершение).

Экспертную оценку проводили два высококвалифицированных тренера и исследователь (действующий игрок данной команды).

Анализ результатов экспертной оценки игровой деятельности команды позволил констатировать следующее.

Максимальное число ошибочных действий баскетболисты совершали в фазах развития и завершения (6,8±0,4), при этом ошибочные действия во второй фазе стремительного нападения, например замедление атакующей передачи свободному игроку, или игроки увлекались продолжительным ведением и упускали момент для передачи, как правило, приводили к ошибочным действиям в третьей фазе данной игровой ситуации. В первой фазе стремительного нападения ошибочные действия игроки совершали в меньшей степени (4,1±0,7).

В процессе анализа поведенческих реакций игроков после ошибочных действий часто наблюдались невербальные проявления негативного психоэмоционального состояния: неуверенность, повышенная раздражительность, иногда переходящая в агрессивность, суетливость, повышенная отвлекаемость внимания, что, по нашему мнению, и являлось фактором снижения эффективности реализации быстрого прорыва.

Для выявления мнений игроков о влиянии ошибочных действий при реализации быстрого прорыва на психоэмоциональное состояние нами была разработана анкета, где степень негативного влияния испытуемые оценивали от 1 до 9 балла.

Оценивались следующие игровые ситуации: задержка атакующей передачи; неточная передача (перехват, аут, слабая передача); несвоевременная передача (долгое ведение мяча); отсутствие своевременного выхода игрока для получения первой передачи; вывод мяча вдоль лицевой линии (угроза выбивания мяча в аут); отсутствие численного перевеса нападающих над защитниками; нападающие двигаются по одному краю площадки, лишая возможности вариативности нападения; неоправданное обыгрывание защитника, когда партнер находится в более выгодной для продолжения атаки позиции; неверный выбор способа завершающего броска; атакующий игнорирует расположение соперников и совершает бросок ближней к защитнику рукой; поспешность и необдуманность действий: неподготовленный бросок из неудобной позиции без подбора со стороны партнеров; агрессивность в действиях нападающих в завершающей фазе атакующих действий.

Анализ результатов опроса по данной анкете испытуемых игроков показал, что в меньшей степени негативное влияние на психоэмоциональное состояние игроков оказывали три игровые ситуации: нападающие двигаются по одному краю площадки, лишая возможности вариативности нападения (5,5±0,6 баллов); вывод мяча вдоль лицевой линии и угроза выбивания мяча в аут (5,7±0,6 баллов); отсутствие численного перевеса нападающих над защитниками (6,1±0,8 баллов). Вместе с тем, по мнению испытуемых, остальные игровые ситуации могут способствовать формированию негативного психоэмоционального состояния в значительной степени (от 6,6±0,6 до 8,3±0,6 баллов), что, соответственно, снижает эффективность реализации быстрого прорыва.

Полученные результаты исследования позволили предположить недостаточность психологической подготовленности испытуемых и необходимость проведения исследования сформированности некоторых индивидуально-психологических свойств, обусловливающих психическую готовность к действию баскетболистов после совершения ошибочных действий при реализации быстрого прорыва.

С учетом мнений специалистов у испытуемых непосредственно перед игрой выявлялся уровень ситуативной тревожности, позволяющий определить степень напряженности спортсменов перед игрой. В процессе игровой деятельности проводилось педагогическое наблюдение за внешними

284

экспрессивными проявлениями эмоций спортсменов в ситуациях ошибочных действий при реализации быстрого прорыва, что позволяло выявить характер психического состояния спортсмена, которое выражается в позе, движениях, взгляде, мимике и т.п.

Определялись показатели сформированности эмоционального интеллекта и агрессивности в отношениях. С учетом специфики игровой деятельности, где предъявляются высокие требования к свойствам внимания спортсменов, у испытуемых определялись показатели устойчивости, сосредоточенности и скорости переключения внимания, выявлялась реакция на движущийся объект по кругу в 360 градусов с использованием компьютерного теста, где фиксировалось отклонение от заданной точки [3-5].

Таблица 1

Индивидуально-психологические свойства спортсменов-баскетболистов до и после

педагогического эксперимента (п=12), Х±ст

№ п/п Исследуемые показатели До эксперимента После эксперимента Ро

1. Ситуативная тревожность (баллы) 42,5±1,6 42,5± 1,2 >0,05

2. Эмоциональный интеллект(баллы) 47,8 ± 8,2 61,2± 0,3 <0,05

3. Устойчивость внимания (коэффициент) 0,86 ± 0,3 0,9 ± 0,2 >0,05

4. Реакция на движущийся объект(отклонение в градусах) 6,2 ± 2,7 6,0 ± 2,2 >0,05

5. Переключаемость внимания (сек), (п=12) -высокий уровень -средний уровень -низкий уровень 83% 17% 83% 17%

6. Оценка агрессивности в отношениях (очки) 49,0±4,7 48,1±3,7 >0,05

При анализе результатов исследования у испытуемых выявлен оптимальный показатель ситуативной тревожности (42,5±1,6 баллов), что позволяет утверждать о формировании оптимальной степени напряженности перед игровой деятельностью в условиях соревнований. Высокие показатели устойчивости, сосредоточенности и переключаемости внимания, выявленные у 83% испытуемых, и незначительные отклонения от заданной точки при реакции на движущийся объект, говорят о способности испытуемых к реагированию в определенных игровых ситуациях. Вместе с тем выявлены средние показатели (47,8±8,2 баллов) эмоционального интеллекта включающего: эмоциональную осведомленность, способность к управлению своими эмоциями, самомотивацию, способность распознавать эмоций других

людей и чрезмерная выраженность показателей агрессивности (49,0±4,1 баллов), которые могут способствовать формированию негативного психоэмоционального состояния при ошибочных технико-тактических действиях в процессе игровой деятельности (Таблица 1).

Анализ выявленных показателей индивидуально-психологических свойств испытуемых позволяет утверждать следующее.

Испытуемые в целом демонстрируют психологическую подготовленность, в частности это выражается в оптимальном уровне психической напряженности перед матчами. Однако, наблюдается недостаточность психической готовности к конкретным действиям в условиях игровой деятельности, например, при ошибочных действиях в процессе реализации быстрого прорыва, что подтверждается собственными мнениями о переживаниях спортсменов и внешне наблюдаемыми экспрессивными проявлениями эмоций спортсменов (поза, движения, взгляд, мимика).

Результаты констатирующей части педагогического эксперимента позволяют утверждать о необходимости разработки комплекса психотехник для совершенствования психической готовности баскетболистов к конкретным действиям в условиях игровой деятельности.

С учетом специфики баскетбола и выявленных индивидуально-психологических свойств был разработан и рекомендован тренеру для включения в процесс подготовки спортсменов следующий комплекс психотехник: приемы быстрого снятия напряжения через работу с дыханием; приемы снятия напряжения через работу с сознанием; работа с мысленными образами, четкое их создание и концентрация на них внутреннего внимания; приемы совершенствования волевого внимания; приемы совершенствования невербальной креативности (способность предугадывать намерения партнеров и соперника по невербальным проявлениям).

Заключение. После внедрения в тренировочный процесс команды баскетболистов выше названных психотехник получены положительные результаты, что подтверждалось повышением у баскетболистов показателей эмоционального интеллекта (Таблица 1) и проявлениями психической готовности к действиям в любых игровых ситуациях, что, соответственно, способствовало избеганию ошибочных действий при реализации быстрого прорыва.

Список литературы

1. Кретов Ю.А. Технология подготовки баскетболистов в условиях вуза: автореф. дис. .канд. пед. наук / Ю.А. Кретов // Хабаровск. - 2010. - 24 с.

2. Чернов С. В. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенств ование: учебное пособие / С.В. Чернов, Л.В. Костикова // М.: Физическая культура. - 2009. - 112 с.

3. Волков И.П. Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям: методические рекомендации / И.П. Волков // Санкт-Петербург. - 2009. - 23 с.

4. Немов Р.С. Практическая психология. Познание себя. Влияние на людей / Р.С. Немов // М.: ВЛАДОС. - 2001. - 320 с.

5. Хохликова В. Энциклопедия психологических тестов / В. Хохликова // М.: Терра-Кн. клуб. - 2000. - 359 с.

References

1. Kretov Yu.A. Technology of training basketball players in the conditions of the university: abstract. dis. Cand. of Ped. Sciences /Yu.A. Kretov // Khabarovsk. - 2010. - 24 p.

2. Chernov S.V. Rapid breakthrough in basketball: training and improvement: a textbook / S.V. Chernov, L.V. Kostikova // M.: Physical Culture. - 2009. - 112 p.

3. Volkov I.P. Regulation of mental states of athletes during preparation for competitions: guidelines / I.P. Volkov // St. Petersburg. - 2009. - 23 p.

4. Nemov R.S. Practical psychology. Self-understanding. Influencing on people / R.S. Nemov // M.: VLADOS. - 2001. - 320 p.

5. Khohlikova V. Encyclopedia of psychological tests / V. Khohlikova // M.: Terra-Book club. - 2000. - 359 p.

Spisok literatury

1. Kretov Yu.A. Tekhnologiya podgotovki basketbolistov v usloviyakh vuza: avtoref. dis. .kand. ped. nauk / Yu. A. Kretov // Khabarovsk. - 2010. - 24 s.

2. Chernov S.V. Bystryj proryv v basketbole: obuchenie i sovershenstvovanie: uchebnoe posobie / S.V. Chernov, L.V. Kostikova // M.: Fizicheskaya kul'tura. - 2009. - 112 s.

3. Volkov I.P. Regulyatsiya psikhicheskikh sostoyanij sportsmenov v period podgotovki k sorevnovaniyam: metodicheskie rekomendatsii / I.P. Volkov // Sankt-Peterburg. - 2009. - 23 s.

4. Nemov R.S. Prakticheskaya psikhologiya. Poznanie sebya. Vliyanie na lyudej / R. S. Nemov // M.: VLADOS. - 2001. - 320 s.

5. Khokhlikova V. Entsiklopediya psikhologicheskikh testov / V. Khokhlikova // M.: Terra-Kn. klub. - 2000. - 359 s.

Сведения об авторах: Валентина Николаевна Смоленцева - доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск, e-mail: Valentinaomsk333@yandex.ru; Дмитрий Юрьевич Витман -кандидат педагогических наук, тренер баскетбольной команды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск; Владимир Александрович Белобородов - магистрант кафедры педагогики и психологии, член баскетбольной команды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск.

Information about the authors: Valentina Nikolaevna Smolentseva -Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Physiology of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, e-mail: Valentinaomsk333@yandex.ru; Dmitrij Yur'evich Vitman - Candidate of Pedagogical Sciences, Basketball Team Coach of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Vladimir Aleksandrovich Beloborodov -Master's Student of the Department of Pedagogy and Physiology of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk.

Дата публикации: 01.09.2021

DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_26

УДК 37.018.432:004;796.011.3;376.23

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Н.Ю. Тарабрина ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)»,

г. Москва, Россия

Ключевые слова: физическая культура, дистанционное обучение, специальная медицинская группа, сердечнососудистая система, респираторная система, физическая работоспособность.

Аннотация. В статье рассмотрена эффективность применения программы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» (ФК) на уровень функционального состояния и резервных возможностей организма студентов специальной медицинской группы (СМГ). У 12 студентов 17-19 лет с диагнозом идиопатический структуральный сколиоз II-III степени, занимающихся ФК по очной программе, и тех же студентов, занимающихся дистанционно, изучали функциональные показатели

288

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.