АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИИ СПОРТСМЕНА В БАСКЕТБОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК/UDC 796.323.2
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 09.09.2020 г.
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Рогожников1
Кандидат педагогических наук, доцент А.Е. Батурин1
Кандидат педагогических наук Ю.В. Яковлев2
А.Е. Глинчикова2
1Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, Санкт-Петербург
2Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург
GAME PLAN FOR BASKETBALL PLAYERS BASED ON SiMULATiON MODELING OF THEIR PLAY ACTIVITY
PhD, Associate Professor M.A. Rogozhnikov1 PhD, Associate Professor A.E. Baturin1 PhD Y.V. Yakovlev2 A.E. Glinchikova2
1Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Saint Petersburg 2Military Academy of Signal Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, St. Petersburg
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - разработать пошаговый алгоритм действий профессиональных спортсменов на площадке на основе имитационного моделирования игровой деятельности.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие 24 игрока из баскетбольных команд Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации (АСК) и Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгаф-та (НГУ), по 12 спортсменов мужской команды АСК и из НГУ. Исследование осуществлялось в два этапа: на первом этапе (сентябрь-октябрь 2019 г.) разрабатывался алгоритм действия игрока на площадке во время игры. На втором этапе (ноябрь-декабрь 2019 г.) проводился педагогический эксперимент по оценке эффективности алгоритма. Были сформированы контрольная группа (НГУ) и экспериментальная группа (АСК). Составляющими элементами имитационной модели стали: действия игроков на площадке; условия выполнения игроками этих действий; целостные алгоритмы деятельности баскетболистов в процессе игровой деятельности. Результаты исследования и выводы. В результате применения пошагового алгоритма действий спортсменов во время игры с применением моделирования игровой деятельности игроки экспериментальной команды создали больше условий для выполнения бросков. В контрольной группе эффективность бросков не повысилась. Правильное расположение игроков экспериментальной группы и их действий во время игры позволило повысить общее количество подборов на 17 мячей, в том числе на своем щите - на 16 мячей. Увеличилось количество выполненных результативных передач (12 мячей) и снизилось количество потерь на 13. Как показали результаты исследования, разработанный пошаговый алгоритм действий баскетболистов на площадке во время игры на основе моделирования игровой деятельности способствовал повышению игровой эффективности.
Ключевые слова: баскетбол, моделирование игровой деятельности, алгоритм действий, игровая статистика.
Abstract
Objective of the study was to develop a step-by-step game plan for professional basketball players based on the simulation modeling of their play activity. Methods and structure of the study. The experiment involved 24 male basketball players from the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation (n=12) and Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health (n=12), who were divided into 2 groups: Control (CG) and Experimental (EG). The experiment was run in 2 stages: at the first stage (September-October 2019), the game plan on the basketball court was developed. At the second stage (November-December 2019), an educational experiment was conducted to evaluate the effectiveness of the developed game plan. The constituent elements of the simulation model were the players' actions on the basketball court, conditions for performing these actions, integral game plans fulfilled by a basketball player during his play activity. Results and conclusions. As a result of the introduction of the step-by-step game plan using the game activity modeling, the EG basketball players were able to create more conditions under which it becomes possible to throw the ball. In the CG, the efficiency of ball throws did not improve. The correct positioning of the EG players and their actions during the game increased the total number of rebounds per 17 balls, including defensive rebounds - per 16 balls. The number of completed dishes (12 balls) increased and the number of turnovers decreased by 13. According to the findings, the step-by-step game plan on the basketball court, designed based on the game activity modeling, significantly improved the game efficiency.
Keywords: basketball, modeling of play activity, game plan, game statistics.
Введение. Современные тенденции развития баскетбола и также внедрение информационных технологий создают
возможность получать статистические показатели: количество бросков, процент попадания в кольцо одного игрока
и команды в целом, подборов мяча на своем и чужом кольце, перехватов и потерь в течение игры [7]. Это позволяет на основе полученных данных провести соревновательную деятельность и получить возможность оперативного управления игрой [6].
У каждой профессиональной команды существуют различные атакующие комбинации (схемы) против зоны защиты или персональной опеки. Задача таких розыгрышей состоит в создании условий для удобного броска [5]. Анализ соревнований Ассоциации студенческого баскетбола (АСБ) в Санкт-Петербурге в сезоне 2019/2020 г выявил следующую проблему. При игре в защите один игрок принял одно неправильное решение (не вышел на игрока, неправильно занял позицию, не сменился игроками и т. п.), что привело к получению легких очков соперника. В нападении при розыгрыше комбинации один игрок не занял нужное место по атакующей схеме и это привело к неэффективности ее розыгрыша, а когда выполнил неточную передачу, то создал ситуацию для неудачного броска и т. п. [3, 4].
Такие действия одного или нескольких игроков приводят к низким показателям бросков, подборов, передач и, как следствие, эффективность команды находится на низком уровне [2, 8].
Таким образом, для повышения игровой эффективности команды необходимо разработать алгоритм действий игрока на площадке на основе моделирования игровой деятельности.
Цель исследования - разработать пошаговый алгоритм действий профессиональных спортсменов на площадке на основе имитационного моделирования игровой деятельности.
Методы и организация исследования. Научное исследование проводилось с сентября по декабрь 2019 г. В эксперименте приняли участие 24 игрока из баскетбольных команд Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации (АСК) и Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (НГУ), 12 спортсменов мужской команды АСК и 12 - из НГУ. Общая квали-
фикация спортсменов-баскетболистов: 1 мастер спорта, 4 кандидата в мастера спорта, 9 спортсменов, имеющих I разряд и 10 не имеющих разрядов. Исследование осуществлялось в два этапа: на первом этапе (сентябрь-октябрь 2019 г.) разрабатывался алгоритм действия игрока на площадке во время игры. На втором этапе (ноябрь-декабрь 2019 г.) проводился педагогический эксперимент. Были сформированы контрольная группа (НГУ) и экспериментальная группа (АСК). Исследование проводилось на спортивной базе Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации и Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.
Составляющими элементами имитационной модели стали: действия игроками на площадке; условия выполнения игроками этих действий; целостные алгоритмы деятельности баскетболиста в процессе игровой деятельности [1].
Перечень рассмотренных технико-тактических действий игроков включал:
1. 2. 3. 4. <Я в нап> -Да- <У меня мяч>--Да~<Я в точке>......Да-------[Бросок]
[ I I
Нет Нет
I 5.
| [Иду в свою т.]
6.1 7. 8.
<Рядом защ>~Да~<Могу передать>~ Да-[Передача] I 1 | 9.
Нет | Нет----------[Обыгрыш]
| | 10. 11. | <Я в точке>-----Да—[Бросок]
[ Г 12.
| Нет-----[Иду в свою т.]
I
| 13. 14.
<Я в защ. рядом с нападающнм>—Нет—[Иду в свою зону]
I
Да
| 15. 16.
<Мон напад. с мячом >—Да—[Выход на нападающего с мячом]
I
Нет
I П.
[Иду в свою зону]
Алгоритм действий игрока на площадке во время игры
Статистические результаты игр до и после эксперимента контрольной и экспериментальной групп (п=24)
Показатель Контрольная (НГУ им П.Ф. Лесгафта) Экспериментальная (Академия СК)
Броски с игры (забитые/всего выполнено бросков) До 28/63 (44,4%) После 28/72 (38,9%) До 26/55 (47,3%) После 32/70 (45,7%)*
2-очковые (забитые/всего выполнено бросков) До 21/41 (44,7%) После 26/56 (46,4%) До 23/37 (62,2%) После 28/53 (52,8%)*
3-очковые (забитые/всего выполнено бросков) До 7/16 (43,8%) После 2/16 (12,5%) До 3/18 (16,7%) После 9/17 (52,9%)*
Штрафные (забитые/всего выполнено бросков) До 18/30 (60%) После 27/41(65,9%)* До 13/32 (40,6%) После 10/21 (47,6%)*
Подборы - всего - нападение - защита До 46 (В); 15 (Н); 31 (З) После 57 (В); 37 (Н); 20 (З)* До 35 (В); 8 (Н); 27 (З) После 52 (В); 9 (Н); 43 (З)*
Результативная передача До 15 После 16 До 9 После 21*
Перехват До 12 После 21* До 15 После 13
Потеря мяча До 26 После 22 До 17 После 5*
Примечание. (*) - достоверность различий при р<0,05 между результатами до и после эксперимента в ЭГ и КГ.
№5 • 2021 Май | Мау
http://www.teoriya.ru
13
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с
га
^
О (U .с Н
- в нападении - передача мяча, бросок мяча в кольцо, «обводка», движение в свою точку нападающего, взятие отскока;
- в защите - движение на нападающего, движение в свою зону защитника, взятие отскока.
В процессе моделирования игрового процесса были формализованы условия выполнения действий игроков:
- в защите: я нахожусь в своей зоне; мой нападающий с мячом; мой нападающий без мяча; я нахожусь в «обыгры-ше» с нападающим; я участвую в подборе мяча;
- в нападении: я нахожусь в «своей» точке; рядом со мной защитник; я могу передать мяч; я в «обыгрыше»; я бросаю; я участвую в подборе мяча.
Из этих действий и условий был разработан целостный алгоритм поведения игроков во время игры. Алгоритм читается слева направо.
Алгоритм состоит из действий (квадратные скобки) и условий перехода их одного состояния в другое (треугольные скобки). В каждый момент времени игрок находится в определённом состоянии. По данному алгоритму каждый из игроков рассчитывает свои действия на каждом шаге атаки. После каждого действия алгоритм начинается заново (см. рисунок).
В начале второго этапа две команды сыграли товарищескую игру для получения статистических показателей команд. Последующие два месяца экспериментальная группа (АСК) тренировалась с применением алгоритма действий спортсменов на фоне моделирования игровой деятельности. В конце эксперимента была проведена еще одна товарищеская игра с определением статистических показателей команд.
Результаты исследования и их обсуждение. Применение алгоритма действий спортсменов на фоне моделирования игровой деятельности в процессе подготовки позволило повысить игровую эффективность команды ЭГ (см. таблицу).
В результате применения пошагового алгоритма действий спортсменов во время игры с применением моделирования игровой деятельности игроки экспериментальной команды создали больше условий для выполнения бросков: 26 забитых из 55 брошенных в первой игре против 32 попадания из 70 бросков во второй игре. В связи с этим наблюдается снижение процента попадания (на 1,6 %), однако количество забитых мячей позволило во второй игре переиграть соперников. В контрольной группе эффективность бросков не повысилась.
Правильное расположение игроков экспериментальной группы и их действий во время игры позволило повысить общее количество подборов на 17 мячей, в том числе на своем щите - на 16 мячей. Также увеличилось количество выполненных результативных передач (12 мячей) и снизилось количество потерь на 13.
В контрольной группе результаты повысились только в количестве перехватов - на 9 мячей, количестве подборов -на 11 мячей, а также повысился процент штрафных бросков - на 5,9 %.
Вывод. Как показали результаты исследования, разработанный пошаговый алгоритм действий баскетболистов на площадке во время игры на основе моделирования игровой деятельности способствует повышению игровой эффективности.
Литература
1. Вольский В.В. Рассмотрение модели физического воспитания студентов на основе накопления ими знаний по здоровому образу жизни / В.В. Вольский, В.Н. Коваленко, А.Е. Батурин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). -С. 51-56.
Германова А.А. Обучение сложнокоординационным двигательным действиям на основе мультимедийных технологий /
A.А. Германова, М.А. Рогожников, О.А. Сафонова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 35-37.
Лосев Ю.Н. Изучение мотивации к занятиям физической подготовкой у студентов Санкт-Петербургской академии Следственного комитета РФ // Ю.Н. Лосев, Г.В. Руденко, А.Е. Батурин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 199-203.
Лосев Ю.Н. Роль физической рекреации в формировании культуры личности курсантов военных вузов / Ю.Н. Лосев, А.Е. Батурин, М.А. Рогожников и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 3. - С. 68-70. Рогожников М.А. Совершенствование точности броска в баскетболе с использованием средств пауэрлифтинга на фоне компенсаторного утомления / М.А. Рогожников, К.Н. Дементьев,
B.В. Вольский и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 11. - С. 74-76.
Рогожников М.А. Развитие нейромышечных связей у баскетболистов на основе применения тренажера fitlight (фитлайт) / М.А. Рогожников, А.Е. Батурин, Ю.В. Яковлев и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 9. - С. 9-11.
Сорокин В.П. Цифровые технологии в практике физической подготовки в высшем военно-учебном заведении / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, Д.Е. Иващенко и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 257-262. Яковлев Ю.В. Психологические и физические факторы, влияющие на развитие профессионально важных качеств студентов горных факультетов / Ю.В. Яковлев, Н.В. Пахолкова, Ю.А. Доценко и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 29-31.
References
Volskiy V.V., Kovalenko V.N., Baturin A.E. Rassmotrenie modeli fizicheskogo vospitaniya studentov na osnove nakopleniya imi znaniy po zdorovomu obrazu zhizni [Consideration of academic physical education model based on their accumulation of healthy lifestyle knowledge]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 2 (168). pp. 51-56.
Germanova A.A., Rogozhnikov M.A., Safonova O.A. et al. Obuchenie slozhnokoordinatsionnym dvigatelnym deystviyam na osnove multi-mediynykh tekhnologiy [Multimedia technologies to facilitate precise self-defense skills mastering process]. Teoriya i praktika fiz. kultury.
2019. No. 3. pp. 35-37.
Losev Yu.N., Rudenko G.V., Baturin A.E. Izuchenie motivatsii k zan-yatiyam fizicheskoy podgotovkoy u studentov Sankt-peterburgskoy akademii Sledstvennogo komiteta RF [Izuchenie motivatsii k zan-yatiyam fizicheskoy podgotovkoy studentov Sankt-Peterburgskoy akademii sledstvennogo komiteta [Studying motivation for physical training of St. Petersburg Academy of Investigative Committee students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 3. pp. 199-203.
Losev Yu.N., Baturin A.E., Rogozhnikov M.A. et al. Rol fizicheskoy rekreatsii v formirovanii kultury lichnosti kursantov voennykh vuzov [Physical recreation to form personal culture of cadets of military sports universities]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2020. No. 3. pp. 68-70.
Rogozhnikov M.A., Dementiev K.N., Volskiy V.V. et al. Sovershenst-vovanie tochnosti broska v basketbole s ispolzovaniem sredstv pauer-liftinga na fone kompensatornogo utomleniya [Powerlifting practices in compensatory fatigue phase to improve shooting accuracy in basketball]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2019. No. 11. pp. 74-76. Rogozhnikov M.A., Baturin A.E., Yakovlev Yu.V. et al. Razvitie neyro-myishechnyih svyazey u basketbolistov na osnove primeneniya tre-nazhera fitlight (fitlayt) ['Fitlight' training system benefits for neuromuscular control training in basketball]. Teoriya i praktika fiz. kultury.
2020. No. 9. pp. 9-11.
Sorokin V.P., Androsov A.M., Ivaschenko D.E. et al. Tsifrovyie tekh-nologii v praktike fizicheskoy podgotovki v vysshem voenno-ucheb-nom zavedenii [Digital technologies in physical training practice in higher military educational institution]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 7 (161). pp. 257-262. YakovlevYu.V., Pakholkova N.V., Dotsenko J.A. et al. Psikhologicheskie i fizicheskie faktory, vliyayushchie na razvitie professionalno vazhnykh kachestv studentov gornykh fakultetov [Psychological and physical factors influencing development of professionally important qualities of students of mining faculties]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. No. 2. pp. 29-31.