Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НЕЙРОМЫШЕЧНЫХ СВЯЗЕЙ У БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРА FITLIGHT (ФИТЛАЙТ)'

РАЗВИТИЕ НЕЙРОМЫШЕЧНЫХ СВЯЗЕЙ У БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРА FITLIGHT (ФИТЛАЙТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BASKETBALL / COORDINATING ABILITIES / REACTION RATE / NEUROMUSCULAR INTERCONNECTIONS / БАСКЕТБОЛ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ / НЕЙРОМЫШЕЧНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожников М.А., Батурин А.Е., Яковлев Ю.В., Курицына А.Е.

Цель исследования - апробировать метод применения тренажера fitlight (фитлайт) для повышения уровня развития нейромышечных связей у баскетболистов. Методы и организация исследования. С сентября 2019 г. по ноябрь 2019 г. проводился педагогический эксперимент. В эксперименте приняло участие 30 спортсменов из баскетбольных команд Санкт-Петербургской академии Следственного комитета (АСК) и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПб ГАСУ). В учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы были включены упражнения с ведением баскетбольного мяча на тренажере fitlight (фитлайт), которые состояли из беспроводных светодиодных дисков, управляемых планшетом-контроллером. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования у баскетболистов экспериментальной группы прирост показателя составил 36,2%, до эксперимента - 65,7 с, после - 41,9 с. Связано это с применением упражнений с введением мяча на месте и в передвижении с одновременным переключением внимания по цветовым индикаторам тренажера fitlight (фитлайт). В процессе моделирования игровой ситуации с постепенным повышением объема выполнения заданий, с постоянно изменяющейся ситуацией в экспериментальной группе показатель по совершению потерь во время ведения мяча уменьшился на 43,6%. Почти вдвое уменьшилось количество потерь во время ведения мяча. Связано это прежде всего с тем, что в экспериментальной группе упражнения с тренажером fitlight (фитлайт) позволили повысить не только нейромышечные связи, но и тактильные ощущения у спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогожников М.А., Батурин А.Е., Яковлев Ю.В., Курицына А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NEUROMUSCULAR INTERCONNECTIONS IN BASKETBALL PLAYERS USING FITLIGHT SIMULATOR

Objective of the study was to test the fitlight simulation method to improve neuromuscular interconnections in basketball players. Methods and structure of the study. The educational experiment was carried out from September 2019 to November 2019. Sampled for the study were 30 basketball players from Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee and Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering. The Experimental Group subjects were to perform dribbling exercises on the fitlight simulator, which consisted of the wireless LED disks controlled by a tablet controller. Results and conclusions. During the study, the Experimental Group basketball players were found to have an increase in the mentioned indicator by 36.2%, prior to the study - by 65.7 sec, after the study c by 41.9 sec. This was due to such exercises as dribbling in place and movement with a simultaneous shift of attention according to the color indicators of the fitlight simulator. During the simulation of the game situation with the gradual increase in the number of tasks performed, with the constantly changing game situation in the Experimental Group, the number of losses during dribbling was reduced by almost a half - by 43.6%. This was mainly due to the fact that the fitlight exercises used in the Experimental Group made it possible to improve not only the neuromuscular interconnections but also the tactile sensations of the athletes.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НЕЙРОМЫШЕЧНЫХ СВЯЗЕЙ У БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРА FITLIGHT (ФИТЛАЙТ)»

развитие нЕИромышЕчных СВЯЗЕЙ у БАСкЕтБолиСтов на основе применения тренажера FITLIGHT (фитлайт)

УДК/UDC 796.323.2

Поступила в редакцию 06.04.2020 г.

й

Информация для связи с автором: mrogozhnikov89@gmail.com

Кандидат педагогических наук М.А. Рогожников1 Кандидат педагогических наук, доцент А.Е. Батурин1 Кандидат педагогических наук Ю.В. Яковлев2 Кандидат педагогических наук А.Е. Курицына2

1 Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, Санкт-Петербург

2 Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург

DEVELOPMENT OF NEUROMUSCULAR INTERCONNECTIONS IN BASKETBALL PLAYERS USING FITLIGHT SIMULATOR

PhD M.A. Rogozhnikov1

PhD, Associate Professor A.E. Baturin1 PhD Yu.V. Yakovlev2 PhD A.E. Kuritsyna2

1 St. Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, St. Petersburg

2 S.M. Budyonny Military Academy of Communications, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - апробировать метод применения тренажера ШдМ (фитлайт) для повышения уровня развития нейромышечных связей у баскетболистов.

Методы и организация исследования. С сентября 2019 г. по ноябрь 2019 г. проводился педагогический эксперимент. В эксперименте приняло участие 30 спортсменов из баскетбольных команд Санкт-Петербургской академии Следственного комитета (АСК) и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПб ГАСУ). В учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы были включены упражнения с ведением баскетбольного мяча на тренажере ШдМ (фитлайт), которые состояли из беспроводных светодиодных дисков, управляемых планшетом-контроллером.

Результаты исследования и выводы. В ходе исследования у баскетболистов экспериментальной группы прирост показателя составил 36,2%, до эксперимента - 65,7 с, после - 41,9 с. Связано это с применением упражнений с введением мяча на месте и в передвижении с одновременным переключением внимания по цветовым индикаторам тренажера ШдМ (фитлайт). В процессе моделирования игровой ситуации с постепенным повышением объема выполнения заданий, с постоянно изменяющейся ситуацией в экспериментальной группе показатель по совершению потерь во время ведения мяча уменьшился на 43,6%. Почти вдвое уменьшилось количество потерь во время ведения мяча. Связано это прежде всего с тем, что в экспериментальной группе упражнения с тренажером ШдМ (фитлайт) позволили повысить не только нейромышечные связи, но и тактильные ощущения у спортсменов.

Ключевые слова: баскетбол, координационные способности, скорость реакции, нейромышечные связи.

Annotation

Objective of the study was to test the fitlight simulation method to improve neuromuscular interconnections in basketball players. Methods and structure of the study. The educational experiment was carried out from September 2019 to November 2019. Sampled for the study were 30 basketball players from Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee and Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering. The Experimental Group subjects were to perform dribbling exercises on the fitlight simulator, which consisted of the wireless LED disks controlled by a tablet controller.

Results and conclusions. During the study, the Experimental Group basketball players were found to have an increase in the mentioned indicator by 36.2%, prior to the study - by 65.7 sec, after the study c by 41.9 sec. This was due to such exercises as dribbling in place and movement with a simultaneous shift of attention according to the color indicators of the fitlight simulator. During the simulation of the game situation with the gradual increase in the number of tasks performed, with the constantly changing game situation in the Experimental Group, the number of losses during dribbling was reduced by almost a half - by 43.6%. This was mainly due to the fact that the fitlight exercises used in the Experimental Group made it possible to improve not only the neuromuscular interconnections but also the tactile sensations of the athletes.

Keywords: basketball, coordinating abilities, reaction rate, neuromuscular interconnections.

Введение. В баскетбольной команде существуют различные амплуа у игроков, такие как: центровой, тяжелый форвард, легкий форвард, атакующий защитник и разыгрывающий защитник. Центровой (пятый номер) - как правило, это самый высокий и тяжелый игрок в команде, задачей которого является игра под кольцом. Тяжелый форвард (четвертый номер), главная роль у игрока данного амплуа - подбор мячей

как в защите, так и в нападении, а также добивание вторым эшелоном после неудачных атакующих действий. Легкий форвард (третий номер), главная роль у данного игрока - набор очков. В отличие от защитников у данных игроков преимущественно высокий рост, что позволяет бороться за подборы на баскетбольном кольце. Данные игроки обладают большим процентом попадания со средних и дальних дистанций.

Результаты оценки уровня развития нейромышечных связей в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента (п=30)

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Тест Контрольная Экспериментальная

Скорость выполнения на время, с До 64,9±3,5 После 57,7±1,9 До 65,7±3,9 После 41,9±1,5*

Количество потерь мяча во время выполнения задания, кол-во раз До 3,8±0,3 После 3,1±0,3 До 3,9±0,3 После 2,2±0,4*

Примечание. группах.

■ достоверность различий при р<0,05 между результатами до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной

Атакующий защитник (второй номер) - данные игроки одновременно выполняют несколько задач, первая - это защита против результативных игроков соперника и вторая - это завершение атак в нападении. Игроки данного амплуа должны обладать хорошим пасом, хорошим броском со средней и дальней позиции, а также высокой скоростью дриблинга. Разыгрывающий защитник (первый номер) - данный игрок лучше всех видит и чувствует площадку, оценивает места расположения партнеров по команде относительно соперника. Разыгрывающий защитник - это первое звено нападения, данный игрок создает условия и ситуации на спортивной площадке, управляя своей командой как в нападении, так и в защите, при этом видит сильные и слабые стороны у соперников, чтобы умело использовать преимущества своей команды. Данные игроки должны свободно владеть техникой ведения мяча на высокой скорости.

Анализ видеоматериалов и статистических протоколов официальных игр команд, участвующих в студенческом чемпионате вузов Санкт-Петербурга в течение сезона 2018/2019 г., показал, что в среднем у проигравшей матч команды за всю игру совершается 19,9±1,4 потери на команду, из них 13,8±0,7 - связаны с недостаточным уровнем владения техникой ведения баскетбольного мяча и дриблинга.

Потеря на ведении мяча создает предпосылки к ситуациям для быстрого отрыва, что в 93 % случаев заканчивается легкими очками для соперника. Опрос тренеров спортивных команд по баскетболу показал, что многие специалисты делают большой упор на высокую скорость игры за счет большого количества передач и точного завершения атаки. Это, в свою очередь, сказывается на недостатке в подготовке у игроков в области техники ведения мяча [3].

Цель исследования - апробировать применение тренажера МдМ (фитлайт) для повышения уровня развития нейромышечных связей у баскетболистов.

Методика и организация исследования. С сентября 2019 г. по ноябрь 2019 г. проводился педагогический эксперимент. В эксперименте приняло участие 30 спортсменов из баскетбольных команд Санкт-Петербургской академии Следственного комитета (АСК) и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПб ГАСУ). Из них 15 спортсменов из мужской команды АСК и 15 - из СПб ГАСУ. В эксперименте приняли участие: 6 кандидатов в мастера спорта, 13 спортсменов, имеющих 1 взрослый разряд по баскетболу, и 11 спортсменов, не имеющих разрядов. В ходе педагогического эксперимента были сформированы контрольная (СПб ГАСУ) и экспериментальная (АСК) группы. Педагогический эксперимент проводился на базе Санкт-Петербургской академии Следственного комитета и Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета.

В начале педагогического эксперимента мы сравнили уровень развития нейромышечных связей в контрольной и экспериментальной группах.

Для проведения исследования применялся тренажер ШдМ (фитлайт), который состоит из беспроводных светодиодных дисков, управляемых планшетом контроллером. Диски работают как цели, которые спортсмен должен деак-

тивировать касанием или перекрытием. Упражнения на тренажере могут быть адаптированы для любого вида спорта, они нацелены на развитие реакции, скорости, ловкости, координации [4, 5]. Результаты упражнений в реальном времени отображаются на планшете для мгновенной обратной связи со спортсменом и могут сохраняться в базу для последующего анализа [1, 2].

Первый тест. Исходное положение игрока с мячом у центрального конуса. На расстоянии от него в 3м находятся 8 конусов со светодиодными дисками. После начала ведения мяча, через 5 с, у одного из конусов загорается светодиодный диск одним из 4 цветов (желтый, красный, фиолетовый и бирюзовый). Каждый цвет может загореться не более двух раз. После того как спортсмен увидел, ему необходимо с ведением прийти к конусу, выполнить заданное по цветовому режиму задание, после чего рукой коснуться диска и вернуться обратно к центральному конусу. Через 3 с загорится следующий светодиодный диск. Задание считается завершенным, когда спортсмен прошел все 8 заданий (рис. 1).

Если загорается красный цвет, спортсмену необходимо сделать перевод мяча перед собой, желтый цвет означает перевод мяча под спереди стоящей левой ногой, бирюзовый цвет - перевод мяча под спереди стоящей правой ногой, фиолетовый цвет - перевод мяча за спиной. Результатом является скорость выполнения правильно выполненных заданий на время. В случае, если спортсмен выполнил неправильное задание, через пульт управление добавлялся цвет, чтобы еще раз загорелся.

В сентябре, первую половину месяца, экспериментальная группа спортсменов выполняла упражнения на ведение мяча на месте, упражнения со светодиодными дисками. Задания с одним цветом включали в себя: высокое ведение мяча одной рукой, второй рукой касание дисков; низкое ведение мяча одной рукой, второй рукой касание дисков; перевод мяча перед собой, свободной рукой осуществлялось касание диска; перевод мяча под ногой, свободная рука касалась диска; перевод мяча за спиной, свободная рука касалась диска. Во второй половине месяца группа выполняла задание на месте по цветовому индикатору (от 2 до 4 цветов) по установке тренера (рис. 2).

В октябре спортсмены экспериментальной группы выполняли упражнения на ведение мяча в передвижении влево и вправо в диапазоне 5 м с одним цветом на светодиодном диске и задания в передвижении по цветовому индикатору (от 4 до 8 цветов) по установке тренера.

На третьем месяце (ноябре) две недели спортсмены выполняли задания в передвижении по цветовому индикатору

Рис. 1.

Рис. 2. Тренировка

10

http://www.teoriya.ru

№9 • 2020 Сентябрь | БеГетЬег

(от 4 до 8 цветов) по установке тренера. Каждый цвет включал комбинацию от двух до трех действий (перевод перед собой - под ногой, перевод под ногой - за спиной и т. п.). На 3-4-й неделе задания выполняли с ускорением с отягощением на 3-4 м к светодиодному диску с выполнением задания по цветовому индикатору (от 8 до 12 цветов).

Контрольная группа тренировалась по стандартной учебно-тренировочной программе в Высшем учебном заведении по баскетболу.

Результаты исследования и их обсуждение. Применение тренажера fitlight (фитлайт) позволило повысить уровень развития нейромышечных связей у баскетболистов экспериментальной группы.

В таблице показаны результаты оценки уровня развития нейромышечных связей после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.

Выводы. В ходе исследования методики развития ней-ромышечных связей у баскетболистов экспериментальной группы прирост показателя составил 36,2 %; до эксперимента - 65,7 с; после - 41,9 с. Связано это с применением упражнений с ведением мяча на месте и в передвижении с одновременным переключением внимания по цветовым индикаторам тренажера fitlight (фитлайт).

В ходе моделирования игровой ситуации с постепенным повышением объема выполнения заданий, с постоянно изменяющейся ситуацией в экпериментальной группе показатель по совершению потерь во время ведения мяча уменьшился на 43,6 %. Почти вдвое уменьшилось количество потерь во время ведения мяча. Связано это прежде всего с тем, что в экспериментальной группе упражнения с тренажером fitlight (фитлайт) позволили повысить не только нейромышечные связи, но и тактильные ощущения у спортсменов.

По мнению авторов, применение тренажера fitlight (фитлайт) в учебно-тренировочном процессе позволяет сократить сроки развития координационных способностей у баскетболистов.

Литература

1. Вольский В.В. Физическая подготовка сотрудников федеральной

службы исполнения наказаний на этапе реформирования /

В.В. Вольский, К.П. Бакешин, А.Е. Батурин // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 7. - С. 47-49.

2. Германова А.А. Обучение сложнокоординационным двигательным действиям на основе мультимедийных технологий / А.А. Германова, М.А. Рогожников, О.А. Сафонова, К.Н. Дементьев // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3.

- С. 35-37.

3. Рогожников М.А. Совершенствование точности броска в баскетболе с использованием средств пауэрлифтинга на фоне компенсаторного утомления / М.А. Рогожников, К.Н. Дементьев, В.В. Вольский, А.Г. Сергеева // Теория и практика физ. культуры.

- 2019. - № 11. - С. 74-76.

4. Рогожников М.А. Развитие взрывной силы мышц ног у юных тхэквондистов для выполнения сложнокоординационных технических действий / М.А. Рогожников // Теория и практика физ. культуры.

- 2017. - № 11. - С. 60-61.

5. Сергеева А.Г. Использование средств батутной подготовки для расширения возможностей применения сложнокоордина-ционных технических действий тхэквондо / М.А. Рогожников, А.Г. Сергеева // Теория и практика физ. культуры. - 2018. -№ 9. - С. 72-74.

References

1. Vol'skiy V.V., Bakeshin K.P., Baturin A.E. Fizicheskaya podgotovka sotrudnikov federalnoy sluzhbyi ispolneniya nakazaniy na etape reformirovaniya [Physical training of federal penitentiary service staff at stage of reforming]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 7. pp. 47-49.

2. Germanova A.A., Rogozhnikov M.A., Safonova O.A., Dementiev K.N. Obuchenie slozhnokoordinatsionnym dvigatelnyim deystviyam na osnove multimediynykh tekhnologiy [Multimedia technologies to facilitate precise self-defense skills mastering process]. Teoriya i praktika fiz. Kultury, 2019. No. 3. pp. 35-37.

3. Rogozhnikov M.A., Dementiev K.N., Volsky V.V., Sergeeva A.G. Covershenstvovanie tochnosti broska v basketbole s ispolzovaniem sredstv pauerliftinga na fone kompensatornogo utomleniya [Powerlifting practices in compensatory fatigue phase to improve shooting accuracy in basketball]. Teoriya i praktika fiz. Kultury, 2019. No.11. pp. 74-76.

4. Rogozhnikov M.A. Razvitie vzryvnoy sily myshts nog u yunykh tkhekvondistov dlya vypolneniya slozhnokoordinatsionnykh tekhnicheskikh deystviy [Explosive leg strength training for complex coordinated techniques in youth taekwondo]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 11, pp. 60-61.

5. Sergeeva A.G., Rogozhnikov M.A. Ispolzovanie sredstv batutnoy podgotovki dlya rasshireniya vozmozhnostey primeneniya slozhnokoordinatsionnykh tekhnicheskikh deystviy tkhekvondo [Trampoline training tools to expand range of complex coordinated techniques in taekwondo]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018, no.9, pp. 72-74.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

С 27по 28 октября2020г. на базе Уральского государственного университета физической культуры будет проходить Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы спортивной подготовки оздоровительной физической культуры, рекреации и туризма. Адаптивная физическая культура и медицинская реабилитация: инновации и перспективы развития», посвященная 50-летию УралГУФК, в которой примут участие известные ученые и практики.

Конференция будет проводиться по следующим направлениям:

• Современные технологии подготовки спортивного резерва. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт. Медико-биологическое обеспечение тренировочного процесса.

• Развитие олимпийского образования (памяти профессора Л.М. Куликова).

• Юридические, социально-экономические, исторические, психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта.

• Здоровый образ жизни. Традиционные программы и инновационные проекты «Здоровье нации» по здоровьесбереже-нию россиян, проблемы и пути решения.

• Современный рынок физкультурно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг: состояние кадров и перспективы его развития.

• Актуальные проблемы медицинской реабилитации: инновации и перспективы развития. Материалы и условия участия в конференции размещены на сайте журнала www.teoriya.ru.

Контакты Оргкомитета: е-таП: conferenc2020@uralgufk.ru, адрес: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1. Руководитель: Быков Евгений Витальевич, проректор по научно-исследовательской работе, тел. +79124707541, 8 (351) 217035, е-mail:bykovev@uralgufk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.