Научная статья на тему 'Психическая дезадаптация сотрудников ОВД как фактор суицидального риска'

Психическая дезадаптация сотрудников ОВД как фактор суицидального риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
416
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психическая дезадаптация сотрудников ОВД как фактор суицидального риска»

характеризовались именно стеничным типом психологического профиля.

Следовательно, нежелательно также отбирать на должность участковых инспекторов кандидатов, чей психологический профиль содержит пики на 9, 6, 4 шкалах, выходящие за границы 70 Т.баллов. Исследование характерологических особенностей сотрудников указанного подразделения с помощью методики СМИЛ показало желательность наличия у них качеств, диагностируемых 9 и 0 шкалами: сила и подвижность нервных процессов, энергичность, целеустремленность, настойчивость и общительность. При этом желательно также наличие качеств, обеспечивающих достаточный самоконтроль, ответственность и исполнительность диагностируемых по 1 и 2 шкалам СМИЛ. Значения упомянутых шкал не должны выходить за пределы 70 Т.баллов, а 9 шкала должна быть ведущей, но не более 75 Т.баллов.

Представляется нежелательным направлять на работу на эти должности кандидатов, чей профиль характеризуется выраженным гипостеническим типом реагирования, т.е. сочетанием подъемов по 1, 2, 7 и 0 шкале. Также нежелательно использовать здесь лиц, профили которых характеризуются преобладанием возбудимых черт, т.е. содержат сверхнормативные пики на 9, 8, 6 и 4 шкалах.

Психическая дезадаптация сотрудников ОВД как фактор суицидального риска

Канд. психолог, наук, гл. научн. сотрудник научн. центра С.И.Яковенко

Украинская академия внутренних дел, г.Киев

Суицидологические исследования (2,25-37) позволяют трактовать многие попытки самоубийства как острые ситуативные реакции дезадаптации. В свою очередь, рост числа суицидов за последнее десятилетие объясняется распространением массовых социальных стрессовых расстройств (1) вследствие разрушения многих привычных ценностей и стереотипов поведения. «Обвальные» социальные преобразования порой превышают возможности «индивидуального барьера адаптации» населения, в особенности той его части, которая являет ~ наименее социально защищенной. Это оЬ. . оятельство побуждает специалистов ставить вопрос о развитии инфраструктуры для оказания населению социальной, психологической и психиатрической помощи.

Рост числа суицидов наблюдается и среди людей, прошедших строгий медицинский отбор: военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов. Так, среди сотрудников ОВД Украины, совершивших самоубийства в 1994-1995 гг., психические расстройства отмечались менее чем у 5%. При этом абсолютное число самоубийств сотрудников ОВД в 1994 г. превысило уровень 1984 г. в 3,9 раза, а относительное число самоубийств (с учетом роста штатной численности милиции) — в 2,1 раза.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости своевременного выявления лиц, не обладающих психической устойчивостью, способностью к адаптации, не удовлетворенных жизнью. Для этих целей в психодиагностике используется ряд опросников, мало приспособленных для скрининговых, диспансерных обследований в интересах ведомственной медико-психологической службы, пригодных также для целей психологического консультирования.

Вниманию специалистов предлагается апробированный нами опросник, предназначенный для оценки состояния адаптированное™ личности (ОСАДА). Ниже приводится инструкция и тест опросника:

«Внимательно читайте все суждения, входящие в состав каждого из 30 приведенных ниже блоков и подчеркивайте на бланке для ответов буквы (а, б, в или г), соответствующие вариантам ответов, в наибольшей степени отвечающим Вашему мнению в данный момент.

1. а) я бодр и весел; б) иногда я грущу; в) я часто бываю печален; г) я чувствую себя несчастным.

2. а) у меня было счастливое детство; б) в детстве у меня были незначительные, обычные для детей неприятности; в) у меня было довольно трудное детство; г) в детстве жизнь меня не щадила.

3. а) сейчас я столь же общителен, как и прежде; б) мне все чаще хочется побыть одному; в) только необходимость вынуждает меня общаться с окружающими; г) я одинок, никто не понимает меня.

4. а) я ем, как всегда, с аппетитом; б) в последнее время мой аппетит ухудшился; в) я замечаю, что порой ем, не ощущая вкуса пищи; г) в последнее время я почти ничего не ем.

5. а) меня живо интересуют события, происходящие в мире; б) теперь я меньше читаю, реже включаю радио, телевизор; в) я

не слежу за событиями, происходящими в мире; г) я утратил интерес к жизни.

6. а) как правило, я спокоен; б) бывает, что я нервничаю; в) я недоволен собой, да и другие люди раздражают меня; г) мне все стало безразлично.

7. а) я с удовольствием вспоминаю прожитые годы; б) в моем прошлом были эпизоды, которые не хочется вспоминать; в) я стыжусь допущенных в прошлом ошибок; г) прошлое теперь мстит мне за совершенные проступки.

\ 8. а) любовь делает мою жизнь ярче и

интереснее; б) любовь — сложное чувство, не каждому оно «по плечу»; в) любовь доставляла мне только огорчения; г) я не достоин любви.

9. а) я сплю спокойно и просыпаюсь полностью отдохнувшим; б) проснувшись, я не всегда чувствую себя отдохнувшим; в) мне бывает трудно заснуть из-за «непрошенных» мыслей, что роятся в моей голове; г) я страдаю от бессонницы.

10. а) у меня интересная работа; б) моя работа не очень интересная, но нужная людям; в) я намерен поменять работу, а может, и профессию; г) в последнее время я «заставляю» себя ходить на работу .

11. а) свои проблемы я решаю без особого труда; б) некоторые проблемы требуют от меня сверхусилий; в) почти любая проблема для меня — неразрешимая задача; г) я запутался в своих проблемах, не могу решить ни одной.

12. а) мое будущее кажется мне многообещающим; б) мое будущее кажется мне весьма неопределенным; в) будущее пугает меня; г) мое будущее кажется мне безрадостным.

13. а) у меня сложились добрые отношения с окружающими; б) с некоторыми людьми у меня отношения не сложились; в) многие относятся ко мне враждебно; г) мне кажется, что все — против меня.

14. а) у меня не было серьезных болезней или травм; б) чувствую себя вполне удовлетворительно; в) мое здоровье подорвано болезнями, тяжелыми травмами; г) мне уже поздно заботиться о здоровье.

15. а) у меня разнообразные интересы и увлечения; б) есть проблемы, которыми я интересуюсь всерьез; в) больше всего меня интересует, что обо мне думают люди; г) я утратил интерес даже к самому себе.

16. а) обычно я вполне доволен собой; б) я далеко не всегда бываю доволен собой; в)

часто я себе «не нравлюсь»; г) я себя ненавижу.

17. а) моя жизнь складывается удачно; б) моя жизнь не лишена трудностей; в) мне сейчас живется трудно; г) моя жизнь кажется мне невыносимой.

18. а) ко мне часто обращаются за помощью; б) уверен, что в «трудную минуту» мне помогут; в) порой я не знаю, куда обратиться за помощью; г) мне уже никто не поможет.

19. а) чувствую себя здоровым, полным сил; б) меня беспокоит снижение работоспособности; в) у меня — упадок сил, я не справляюсь...; г) моя смерть «не за горами».

20. а) у меня есть чем занять свободное время; б) порой я не знаю, чем заполнить свободное время; в) на меня «навалилось» сейчас столько проблем, что мне не до развлечений; г) сейчас я не в состоянии что-либо делать, даже то, что раньше доставляло мне удовольствие.

21. а) Я живу спокойной, размеренной жизнью; б) я придерживаюсь правила: хочешь жить — умей вертеться; в) я способен совершить нечто такое, что удивит других; г) порой я сам не знаю, что сделаю через минуту.

22. а) я доволен сложившейся ситуацией; б) бывают ситуации и получше; в) сейчас сложилась довольно скверная ситуация; г) я нахожусь в такой ситуации, что хуже не бывает.

23. а) секс доставляет мне удовольствие;

б) теперь секс интересует меня меньше; в) секс мне не интересен, от него одни неприятности; г) в моем положении нелепо даже думать о сексе.

24. а) у меня никогда не было проблем из-за алкоголя; б) алкоголь помогает мне расслабиться, снять напряжение; в) алкоголь

— источник многих моих проблем; г) даже выпивка не помогает мне забыться.

25. а) я не перестаю учиться, работать над собой; б) жизнь порой преподносит горькие уроки, остается лишь учиться на них; в) допущенные мною ошибки так меня ничему и не научили; г) мне уже поздно учиться.

26. а) у меня «легкий» характер; б) я не очень уживчивый человек; в) в моем характере есть серьезные изъяны; г) я плохой, никчемный человек.

27. а) я рассчитываю прожить долгую жизнь; б) уверен, что я проживу еще не один десяток лет; в) я надеюсь протянуть еще лет 8-10; г) я скоро умру.

\

28. а) я считаю, что пользуюсь большим авторитетом; б) многие прислушиваются к моему мнению; в) со мной мало кто считается; г) я ничего не значу в этой жизни.

29. а) я веду правильный, здоровый образ жизни; б) я не очень забочусь о своем здоровье; в) я давно «запустил» свое здоровье; г) я чувствую себя «развалиной».

30. а) я зарабатываю вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать; б) моего заработка «на жизнь» хватает; в) из-за нехватки денег я вынужден отказывать себе во многом; г) я отказываю себе даже в самом необходимом.

Бланк для ответов представляет собой матрицу 5 х 6, в каждой клеточке которой подчеркивается (вписывается) буква, соответствующая избранному ответу. Отсчет баллов в каждой из 5 шкал-колонок производится по правилу: ответ «а» — 0 б., «б» — 1 б., «в» — 2 б., «г» — 3 6. Сумма баллов по шкале может меняться в диапазоне от 0 до 18 б. Общая сумма может составить 90 б. (все ответы «г»),

5 шкал измеряют удовлетворенность: 1) собой; 2) ситуацией; 3) положением в сфере общения; 4) здоровьем, образом жизни; 5) деятельностью на работе и дома.

Достоинством предлагаемого опросника, на наш взгляд, является быстрота получения психологом данных, а также возможность для респондента «без лишних слов пожаловаться на жизнь», указать на те проблемы, с которыми он «не справляется», которые таят угрозу «поведенческого срыва».

Результат от 0 до 3 б. в отдельных шкалах, но менее 12 б. суммарно служит признаком «квазиадаптивности» респондента и наблюдается у инфантильных лиц. Результат от 4 до 6 б. и до 30 б. суммарно характерен для лиц с успешной адаптацией; а от 7 до 9 (суммарно до 45 б.) — для лиц, адаптация которых является успешной, хотя и достигается ценой определенного напряжения. Результат от 10 до 12 б. указывает на наличие субэкстремальной ситуации, в которой может быть показана разовая консультация у психолога; а при 13-15 б. (экстремальная ситуация) может потребоваться психологическая помощь. Дальнейший рост показателей, появление ответов, обозначенных литерой «г», свидетельствуют о жизненном кризисе, желательности помощи со стороны психиатра-су-ицидолога.

Литература

1. Александровский Ю.А. Социальнострессовые расстройства //Обозрение психи-

атрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева. — 1992. — № 2. — С.5-10.

2. Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И.

Социальные и клинико-психологические аспекты самоубийств в современном обществе //Там же. — 1991. — № 1.

Психология применения оружия сотрудниками милиции

Доктор юрид. наук, профессор И.Н.Сорокотягин Уральская юридическая академия

Повышение эффективности охраны общественного порядка и борьбы с преступностью во многом зависит от тактики и психологии применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия.

Психология использования оружия сотрудниками милиции включает в себя следующие структурные элементы:

а) психологию применения оружия с целью противодействия дерзости и правовому беспределу преступников;

б) использование огнестрельного оружия с целью психологического воздействия (давления) на граждан, способствующих своим поведением наступлению неблагоприятных последствий;

в) изучение психологических факторов, влияющих на эффективное применение огнестрельного оружия сотрудниками ОВД.

Перспективным направлением в исследовании указанной проблемы является изучение психологической готовности сотрудника милиции применить оружие. Психологическая готовность обусловливается:

— знанием своих полномочий по применению мер принуждения, в том числе права применить огнестрельное оружие;

— высоким уровнем профессионального обучения в учебных заведениях МВД и по месту службы;

— наличием твердых и глубоких знаний боевого оружия и выработанных навыков и умений по его использованию;

— психологической устойчивостью сотрудника милиции к различным экстремальным ситуациям, определяющим его эмоциональное состояние;

— умение мгновенно (автоматически) устранять возникшие технические (осечка, перекос патрона и др.) и иные задержки в стрельбе;

— наличие у сотрудника милиции высокоразвитых профессиональных психологиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.