Научная статья на тему 'Психическая депривация как фактор, обусловливающий отклонения в аффективной и когнитивной сферах развития ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении'

Психическая депривация как фактор, обусловливающий отклонения в аффективной и когнитивной сферах развития ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1292
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Н. Н., Исаева С. Н.

В статье раскрыты особенности проявления «депривационного синдромы» у ребенка от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Подчеркивается, что отсутствие учета единства аффективного и когнитивного развития ребенка приводит к деформации основных механизмов аффективной организации поведения, что влияет на развитие когнитивных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психическая депривация как фактор, обусловливающий отклонения в аффективной и когнитивной сферах развития ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении»

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ОТКЛОНЕНИЯ В АФФЕКТИВНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В ИНТЕРНАТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Н.Н. Иванова, С.Н. Исаева

В статье раскрыты особенности проявления «депривационного синдромы» у ребенка от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Подчеркивается, что отсутствие учета единства аффективного и когнитивного развития ребенка приводит к деформации основных механизмов аффективной организации поведения, что влияет на развитие когнитивных функций.

В последнее время в связи с острым социально-экономическим кризисом в нашей стране приток сирот в специализированные учреждения заметно возрос. Однако сегодняшние воспитанники кардинально отличаются от своих предшественников: в основном они лишь условно могут называться сиротами, так как их родители, как правило, живы и документально известны.

Массовый характер этого явления породил новый термин: «сиротство при живых родителях». Определение в детский дом сегодня обусловлено, прежде всего, антиобщественным поведением родителей (алкоголизм, наркомания) и необходимостью социальной изоляции несовершеннолетних детей из неблагополучной семьи.

Другую, также качественно новую категорию воспитанников детского дома представляют так называемые «отказные дети», родители которых отказались от них в младенческом возрасте. И если в прошлом этот контингент исчислялся единицами, то ныне явление приобретает все более внушительные масштабы. Определенную часть нынешних питомцев составляют дети из малообеспеченных семей, переданные родителями на попечение государства в связи с материальными трудностями при условии сохранения родительских прав. И лишь незначительная часть (около 5 %) - сироты в полном смысле слова.

У детей формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, пассивность, быстрая утрата побудительных мотивов. С возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в более старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. Формирование личности происходит в условиях психической депривации.

Концепция психической депривации до сих пор не завершена и не является устойчивой, отсюда и разнородность терминов, выражающих это понятие.

Наиболее часто, особенно в англосаксонской литературе, используется понятие «депривация» (deprivation, или соответственно privation), обозначающее потерю чего-нибудь, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. Имеются в виду основные психические потребности ребенка. Тождественны и другие термины, выражающие в большинстве случаев аналогию с недостатком питания: психическое голодание (hsychological starvation), психическая недостаточность (carence mentale). Некоторые авторы сужают общее обозначение соответственно тому, какую психическую потребность они принимают в качестве самой важной. В целом, считается, что ребенок для своего здорового развития нуждается, в первую очередь, в теплоте чувств и любви.

Основное патогенное значение для нарушений развития и характера имеет, следовательно, недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, т. е. эмоциональная депривация.

На наш взгляд, ближе всего к данному пониманию стоит определение депривации, данное Й. Лангмейером и З. Матейчиком: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [1].

Единого «депривационного синдрома», по мнению многих исследователей, не существует, так как проявления психической депривации могут охватывать всю шкалу психических отклонений: от легких особенностей психического реагирования до очень грубых нарушений развития интеллекта и

характера. Вместе с тем отмечаются следующие симптомы и симптомокомплексы:

- задержка и искажение интеллектуального развития, обеднение познавательной сферы;

- эмоциональные расстройства в виде различных депривационных состояний, а также глубокие стойкие искажения формирования эмоций;

- волевые нарушения от снижения активности до выраженной пассивности ребенка, слабости и истощаемости побудительных мотивов;

- коммуникативные нарушения от легких аутистических тенденций до так называемого парааутизма как стойкого состояния;

- двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании, которые рассматриваются в качестве аутостимулирующих действий, призванных заместить недостаточность стимулов любого рода;

- расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегетативные проявления, среди которых наиболее частыми являются нарушения аппетита, сна. Соматические симптомы патогенетически тесно связаны с аффективными реакциями, разнообразны и могут затрагивать практически все органы и системы.

Глубина и тяжесть депривационных нарушений индивидуально различается в зависимости от срока наступления депривацион-ного воздействия, его длительности и интенсивности, а также его качества.

Классифицировать все значимые источники депривации нелегко. Между отдельными категориями имеются многие переходы; часто один и тот же ребенок страдает несколькими видами депривации последовательно или даже одновременно.

В классической картине депривирован-ного ребенка из детского дома, где наблюдается комплекс различных депривационных воздействий, отмечают большинство из приведенных выше характерных симптомов и симптомокомплексов, от задержек и искажения интеллектуального развития до расстройств инстинктивной сферы и соматове-гетативных дисфункций [1].

Предполагается, что одним из факторов при возникновении психической депривации является прекращение уже создавшейся связи.

Разлука ребенка с матерью или с иным лицом, ее заменяющим, в первые 3-5 лет

жизни приводит, как правило, к нарушению психики ребенка. Так было введено понятие «сепарация» в качестве патогенного и исключительно важного обстоятельства.

Таким образом, сепарация ^ерага1 - разделять) - это ситуация, при которой происходит прекращение специфической связи между ребенком и его социальной средой. Причем имеет значение время и понимание данной ситуации. Если ребенок школьного возраста временно разлучен с семьей, то это может укрепить его развитие к самостоятельности. Опасно, если жизненные обстоятельства лежат вне границ понимания ребенка - если ребенок данной ситуацией «застигнут врасплох», причем, по своему развитию он к ней не подготовлен.

Сепарация представляется как внешняя ситуация, которая может представлять де-привационный фактор. У ребенка создается определенная специфическая связь с окружающими людьми. У него образуется и определенное отношение к окружающей среде, к определенным параметрам, к игрушкам и т. п., так что всякая сепарация представляет комплексную, сложную психологическую ситуацию.

Определенную форму сепарации переживает ребенок при переходе из одного учреждения в другое, когда меняется не только персонал, но и вся окружающая среда. Реакции детей на переход из одного интернатного учреждения в другое, по мнению Й. Лан-гмейера и З. Матейчика, показывают лучше всего то, что обоснованием сепарационной симптомологии в поведении ребенка может быть отрыв от комплекса привычных жизненных условий.

Развитие детей-сирот в условиях интернатных учреждений изучалось многими зарубежными и отечественными исследователями.

Драматические картины «госпитализма» -крайней формы институализации ребенка -обрисовал Р. Спиц. По его сведениям, на первом году жизни 70 % детей в этих условиях погибают, а остальные пребывают на границе с умственной отсталостью.

Проблеме «материнской депривации» посвятил свои исследования английский психолог И. Боулби. Он подчеркнул необходимость связей ребенка с биологической матерью для его правильного развития в раннем возрасте.

Проблема сиротства и причины отставания в развитии изучались в конце 50-х годов

в Ливане В. Деннисом и П. Наджарьяном (W. Dennis, R. Najarjan). Ими было отмечено отставание детей-сирот в развитии и выявлены его причины.

В последние 20 лет проводились специальные исследования, которые подтвердили, что помимо отсутствия матери (материнской депривации), в комплекс причин отставания в развитии воспитанников закрытых детских учреждений входит обеднение среды за счет резкого снижения яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение общения, контактов с окружающими людьми (социальная депривация), упрощение эмоционального фона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация) и др.

Многие авторы отмечают дисгармоничность развития интеллектуальной сферы детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, несформированность эмоционально-волевой сферы, искажения в общении со взрослыми и сверстниками.

Исследования А.М. Прихожан и

Н.Н. Толстых, осуществленные в конце 70-х -начале 80-х годов, показывают, что специфические условия жизни в детском доме часто обусловливают отставание детей по ряду показателей: у них более узкий общий кругозор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами и явлениями, позже развивается наглядно-образное мышление. У многих воспитанников детского дома выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять определенные правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуа-тивности поведения детей [2].

Для таких детей, по мнению Й. Лангмей-ера и З. Матейчика, характерно запаздывание в социальном поведении, что неминуемо отражается на интеллектуальном уровне ребенка, который нередко приходится оценивать как граничащий с дебильностью.

Дети первых лет жизни наиболее сензи-тивны к любому типу депривации.

Чем меньше ребенок, тем сильнее он зависит от условий, в которых он живет. Наиболее тесно благополучие ребенка связано с окружающей средой в младенчестве. Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста

со взрослыми приводит к тяжелым последствиям. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях дома ребенка, резко отстают в своем развитии.

Под руководством профессора М.И. Лисиной проведен комплекс исследований по изучению психического развития детей раннего и дошкольного возраста в условиях дома ребенка, детского сада и семьи. Исследования показали, что дети, растущие в дошкольных учреждениях интернатного типа, с первых же месяцев начинают отставать от своих сверстников, живущих в семьях, в психическом развитии. Это отставание приобретает на каждой возрастной ступени качественное своеобразие. Данный вывод является результатом обобщения более чем 150 тысяч опытов, проведенных с 2700 детьми в возрасте от новорожденности до 7 лет (из них 700 - воспитанники домов ребенка и детских домов).

Проблема психического развития младенцев в условиях материнской депривации была предметом исследований К.В. Солоед [3]. Автор рассматривает депривационный синдром у детей первого года жизни, перенесших длительную разлуку с матерью; дает квалификацию дефицитарного ухода на психологическом уровне и описывает механизмы его влияния на психическое развитие младенца. Экспериментально в настоящей работе подтверждена гипотеза о том, что лишение ребенка на первом году жизни возможности присвоить «положительные качества материнского объекта» приводит к нарастающему отчуждению от остальных объектов, делает невозможным дальнейшее развитие стабильных и тесных межличностных отношений, ведет к социальной дезадаптации и жизненной некомпетенции ребенка.

Процессы осознания своего опыта детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме, изучались Е.О. Смирновой и А.Е. Лагутиной [4]. Полученные результаты показывают, что для дошкольников, воспитывающихся в детском доме, отдельные прожитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в психологический аспект. Это свидетельствует о жизненной некомпетентности детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы подчеркивают необходимость целенаправленной педагогической работы в условиях интернатного

учреждения, чтобы научить ребенка-сироту осознавать свой жизненный опыт и собственные переживания.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что отсутствие учета единства двух составляющих - аффективного и когнитивного - в развитии ребенка, находящегося в условиях интернатного учреждения, приводит к деформации основных механизмов аффективной организации поведения, что, в свою очередь, влияет на развитие когнитивных функций.

Результатом является отсутствие сфор-мированности механизмов адаптации: неумение устанавливать эмоциональный контакт с людьми; отсутствие разработанных аффективных стереотипов; неумение осваивать неизвестное, преодолевать препятствия, выстраивать гибкий диалог со средой. В итоге все это приводит к трудностям социальной адаптации ребенка-сироты.

Но если эти трудности неизбежны для здоровых детей-сирот, то еще больше в данной ситуации страдают дети с изначально имеющимися нарушениями психического развития.

1. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авице-нум, 1984.

2. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.

3. Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1974.

4. Смирнова Е.О., Лагутина А.Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопр. психологии. 1990. № 6. С. 30-38.

Поступила в редакцию 4.10.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.