Научная статья на тему 'Прп. Неофит Кипрский как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на каноны Богоявления'

Прп. Неофит Кипрский как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на каноны Богоявления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРП. КОСМА МАЮМСКИЙ / ПРП. ИОАНН ДАМАСКИН / ПРП. НЕОФИТ КИПРСКИЙ / ПРОПОВЕДЬ НА БОГОЯВЛЕНИЕ / ПРОПОВЕДИ НА ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ / ST. COSMAS MAIUMA / ST. JOHN OF DAMASCUS / ST. NEOPHYTE OF CYPRUS / SERMON ON EPIPHANY / SERMON ON THE TWELVE GREAT FEASTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антишкин Андрей Викторович

Поздний период византийской литературы был богат многочисленными античными жанрами речами, любовной лирикой, эпиграммами и т.д. Однако, что в это время распространенным явлением было комментирование богослужебных текстов. Этот жанр получил полноценное раскрытие в XII веке. Это связано с деятельностью поэта Феодора Продрома, митрополита Григория Коринфского, свт. Евстафия Фессалоникийского, которые в своих комментариях делали попытку прокомментировать каждый ирмос и тропарь. Однако XII век не ограничивается только лишь подробным комментированием, а существовал еще один способ донесения до верующих смысла богослужебных текстов. Это явление называется проповедью, которая также наряду с богослужебными комментариями раскрывает смысл церковных праздников. В этом жанре преуспел монах, отшельник второй половины XII прп. Неофит Кипрский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. NEOPHYTE OF CYPRUS AS AN INTERPRETER OF HYMNOGRAPHIC TEXTS AND HIS COMMENTARY ON THE CANONS OF THE EPIPHANY

The late period of Byzantine literature was rich in numerous ancient genres speeches, love lyrics, epigrams, etc. Indeed, at this time, commenting on liturgical texts was also common. This genre received full disclosure in the XII century. This is due to the activities of the poet Theodore Prodromus, Metropolitan Gregory of Corinth, St. Eustathius of Thessalonica, who in their commentaries attempted to give an explanation of each heirmos and troparion. However, the 12th century is not limited only to detailed commentaries. There was another way to convey to the believers the meaning of liturgical texts. This phenomenon is called a sermon, which, along with liturgical commentaries, reveals the meaning of church feast days. A monk and hermit of the second half of XII c. St. Neophyte of Cyprus was very prolific in this genre.

Текст научной работы на тему «Прп. Неофит Кипрский как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на каноны Богоявления»

Антишкин Андрей Викторович «Прп. Неофит Кипрский как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на Каноны Богоявления» (часть 2)

шжш шт, т§котоаош

удК 245 (276)

ПРП. НЕОФИТ КИПРСКИЙ КАК ТОЛКОВАТЕЛЬ ГИМНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ И ЕГО КОММЕНТАРИЙ НА КАНОНЫ БОГОЯВЛЕНИЯ (ЧАСТЬ 2)1

Чтец Антишкин Андрей Викторович - магистр богословия, аспирант кафедры филологии Московской духовной академии, Московская область, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра,

Московская духовная академия

Аннотация. Поздний период византийской литературы был богат многочисленными античными жанрами -речами, любовной лирикой, эпиграммами и т.д. Однако в это время распространенным явлением было комментирование богослужебных текстов. Этот жанр получил полноценное раскрытие в XII веке. Это связано с деятельностью поэта Феодора Продрома, митрополита Григория Коринфского, свт. Евстафия Фессалоникийского, которые в своих комментариях делали попытку прокомментировать каждый ирмос и тропарь. Однако XII век не ограничивается только лишь подробным комментированием, а существовал еще один способ донесения до верующих смысла богослужебных текстов. Это явление называется проповедью, которая также наряду с богослужебными комментариями раскрывает смысл церковных праздников. В этом жанре преуспел монах, отшельник второй половины XII в. прп. Неофит Кипрский. Ключевые слова: прп. Косма Маюмский, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Неофит Кипрский, проповедь на Богоявление, проповеди на двунадесятые праздники.

ST. NEOPHYTE OF CYPRUS AS AN INTERPRETER OF HYMNOGRAPHIC TEXTS AND HIS COMMENTARY ON THE CANONS OF THE EPIPHANY

Reader Antishkin Andrey Viktorovich - Master of Theology At post graduate student of the Department of Philology at the Moscow Theological Academy Sergiev Posad, Holy Trinity-St. Sergius Lavra,

Moscow Theolgical Academy

Abstract. The late period of Byzantine literature was rich in numerous ancient genres - speeches, love lyrics, epigrams, etc. Indeed, at this time, commenting on liturgical texts was also common. This genre received full disclosure in the XII century. This is due to the activities of the poet Theodore Prodromus, Metropolitan Gregory of Corinth, St. Eustathius of Thessalonica, who in their commentaries attempted to give an explanation of each heirmos and troparion. However, the 12th century is not limited only to detailed commentaries. There was another way to convey to the believers the meaning of liturgical texts. This phenomenon is called a sermon, which, along with liturgical commentaries, reveals the meaning of church feast days. A monk and hermit of the second half of XII c. St. Neophyte of Cyprus was very prolific in this genre.

Keywords: St. Cosmas Maiuma, St. John of Damascus, St. Neophyte of Cyprus, sermon on Epiphany, sermon on the Twelve Great Feasts.

'Первая часть статьи опубликована в № 2 (7) за 2019 г. «Вестника Омской Православной духовной семинарии».

проповедях прп. Неофита преобладает смешение различных языковых сло-| ев. Автор отдает предпочтение аттическому диалекту [26, I. 170], который ЛЩсчитается классическим образцом древнегреческого языка. Прп. Неофит в проповедях использует слова аттического диалекта: YЛш"rra (язык), лратт^ (делающий, совершающий), фиЛатг^ (охраняющий, стерегущий), таратг£та1 (он приводит в замешательство, он возбуждает) и т.д. Также преподобный прибегает к использованию поздней лексики: £ф^аа1 (ты посылаешь), ^£тат!9£аа1 (ты перемещаешь, ты изменяешь), страууаХш)5п<; (затруднительный). Известно, что прп. Неофит в обители Куцувенди получил только начальное образование, поэтому его сочинения написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. Прп. Неофит первый из всех авторов, который писал свои сочинения на кипрском диалекте. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.

Главная мысль проповеди на праздник Богоявления заключается в том, что таинство покаяния (ц£^ою) [28, с. 69-70] является необходимым для каждого христианина. В послеапостольские времена большое количество авторов делали акцент на таинстве покаяния. Например, свт. Иоанн Златоуст [17, с. 370], свт. Григорий Богослов [10], свт. Прокл Константинопольский (370-446), который принимает призыв пророка Иоанна Крестителя покаяться и говорит, что люди должны «в своей жизни беспрепятственно принести плод бессмертия» [13]2.

Призыв к покаянию имеет евангельские корни. Иисус Христос и пророк Иоанн Креститель начали свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»3. Прп. Неофит добавляет, что эти слова были сказаны Христом после того, как Он принял крещение. Тема покаяния прослеживается во всех сочинениях прп. Неофита. Также в его сочинениях можно встретить и другие темы. Например, в панегирике преподобный пишет о страстях, которые порождают друг друга, о монашеской жизни, которую он называет «ангельским» состоянием4. Прп. Неофит приводит притчу, сравнивающую Христа с сыном царя. Этим сравнением автор дает возможность еретикам усвоить равенство лиц Святой Троицы.

Глагол а^Рш (менять, обменивать) является центральным моментом покаяния у прп. Неофита Кипрского. В проповеди на Богоявление это слово имеет несколько значений. Например, как Иуда обменял Христа на деньги, так и Христос убивает смерть и рабство, чтобы дать взамен свободу и вечную жизнь, а люди обменивают жизнь на смерть или смерть на жизнь. В этом примере автор использует сравнение Христа и Иуды. Также этот глагол встречается и в проповедях святых отцов. Например, свт. Григорий Нисский в слове на Крещение Господне говорит что «все, что находится перед глазами, ничуть не изменяется, тела и природа пребывают неизменными» [8]5.

Прп. Неофит в проповеди на праздник Богоявления говорит о том, что «за тысячу пятьсот лет все войдут в Царство Небесное, но Христос пришел через пять тысяч

2 'Ev п то inq Zwnq ?uAov q>ui£u9sv naaiv акшЛитш^ xopnysT inq a9avaa(aq iov Kapnov.

3Мф. 4, 17.

4Например, прп. Неофит в письмах называет прп. Иоанна Лествичника «ангелом среди людей». Также в панегирике многих святых сравнивают с ангелами: например, раннехристианского святого Диомида Тарсского, свт. Николая Чудотворца, свт. Иоанна Милостивого и т.д.

5T(iv |sv yap unoninTovrwv ioTq 6q>9aA|joTq ou6sv aMoiouiai, oi 6s iou ow^aioq xapaKinpsq |svouaiv a^siapAnioi, Kai n inq opw|svnq qiuaswq 6ianAaaiq ouk a|£ip£iai.

№ 1, 2020 (8)

сто лет, чтобы провозгласить людям Царство Небесное и покаяние» [21]6. Поэтому каждый человек будет иметь возможность покаяться и креститься «во имя Отца и Сына и Святого Духа»7. В этом примере прп. Неофит прибегает к использованию библейской аналогии из Нового Завета. Мы видим, что он предсказывает конец света в 1500 году. Известно, что после захвата Константинополя турками в 1453 году многие верили в конец света и приход антихриста [2, с. 1-8].

Проповедь на праздник Богоявления содержит большое количество выражений, которые являются распространенными в сочинениях прп. Неофита. Например: «тролаюихор» (победоносный), «алохп паэтор какой» (воздержание от всего плохого), тал£lv6v» (смиренный ум). Эти выражения можно встретить в панегириках, письмах прп. Неофита, а последнее выражение написано на стенах монастыря прп. Неофита [3, р. 124].

Исследователь М.Н. Конгурдо пишет, что проповеди прп. Неофита на двунадесятые праздники являются подлинными и по своему характеру схожи с другими его произведениями [3, р. 123]. Это видно в использовании одинаковой лексики, автор обладает большим словарным запасом слов, позволяющим наиболее ярко и точно описывать события как богослужебных праздников, так других событий, касающихся монашеской и церковной жизни.

Исследователь М.Н. Конгурдо полагает, что речь прп. Неофита на праздник Богоявления представляет собой не толкование, а проповедь, написанную для произнесения в храме во время богослужения. В ней автор использует большое количество цитат из Священного Писания, вводит элементы обращения, призыв к аудитории, где дает различные наставления с целью разъяснить слушающим учение Иисуса Христа [3, р. 124].

Также М.Н. Конгурдо пишет, что канон - это гимн, состоящий из восьми или девяти песней, который включает ирмоса, тропари, которые основаны на библейских песнях, последняя из которых является песнью, прославляющей Пресвятую Богородицу. В проповеди на Богоявление нет деления на восемь или девять песней и отсутствует песнь Богородицы [21].

Каждая страница проповеди прп. Неофита на праздник Богоявления содержит двадцать восемь строк, автор игнорирует правило энклитики.

В начале комментария на канон праздника Богоявления мы видим, что прп. Неофит просит у Господа благословения на начало нелегкой работы по составлению комментария. Он пишет: «Благослови, Владыко» или «Благослови, Отец». Эта формула встречается во всех двенадцати проповедях прп. Неофита на богослужебные праздники и других сочинениях. Подобным вступлением прп. Неофит просит благословения у Бога или игумена на предстоящий труд. Далее прп. Неофит обращается с просьбой к людям, готовящимся к встрече праздника Богоявления. Преподобный их называет теми, кто любит встречать праздники (фЛеортор) и готовится к ним заранее. Термин «ф^Ёортор» является довольно распространенным литургическим термином, который встречается в гимнах и проповедях великих каппадокийцев свт. Григория Богослова и свт. Григория Нисского. В проповеди на праздник Введения

^¡^ б£ Л£уш и|у ка'| проЛ£уш про Ётдо пеутакоа!^ тои ёЛ9е1у оЛ|кш^ е!^ иго |ЗаalЛ£Íаv т^ oupavшv

та пЕУтакоаю 6е ка'| п£утак1^ х(Лю етп пар£бра|Jоv пбп ка'| nЛ9оv Еп Ëoxaтшv т^ xр6vшv ката та^ 9£|'а^ Графам кnрu5шv и||у т1ге |Заа|Л£1^ ка'| |£тavоlаv.

7Мф. 28, 19.

во храм Пресвятой Богородицы прп. Неофит также обращается словом «праздни-колюбцы» [21, I. 155.296-302]8. Существует мнение, что этим призывом прп. Неофит обращается к своим братьям [3, p. 158]. Призыв прп. Неофита идти навстречу Богу исходит из притчи о мудрых девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху»9. Термин «фш avsonspo^ - невечерний свет» часто встречается у прп. Неофита, в том числе в проповеди на праздник Богоявления.

Анализ проповеди прп. Неофита на праздник Богоявления показывает, что автор использует ряд терминов, заимствуя их из проповедей отцов греческой Церкви в послеапостольские времена. Эти термины встречаются во всех девяти проповедях прп. Неофита. Например: on^epov - сегодня, ныне, inv napouoav navnyupiv - присутствующего на всенародном празднестве, 6o£aou^£v - мы считали, u|jvnaw|j£v - мы воспевали, npooKuvnou^sv - мы преклонялись и т.д. [3, p. 128].

Прп. Неофит Кипрский любил Священное Писание и говорил, что «оно дает возможность прийти к Богу посредством покаяния, а затем у человека появляется постоянное влечение к Богу, страх Божий и он приобретет добродетели. Люди, которые были на грани гибели, снова обретут духовное насыщение» [22, I. 222]. Восхищение и любовь к этим текстам позволило прп. Неофиту обладать большими знаниями в Священном Писании, он даже знал наизусть книгу Бытия [23, I. 66]10. В своих сочинениях автор часто цитирует Священное Писание, в том числе и в проповеди на праздник Богоявления.

На празднике Богоявления использовали факелы. Это была довольно распространенная практика в монастырях. Об этом пишет прп. Феодор Студит в «Слове на Богоявление». Он говорит о «разнообразных огнях святой ночи» [20]11.

О том, что праздник Богоявления является священным светом, говорит и прп. Косма Маюмский в гимне на праздник Богоявления. Это же выражение встречается и у прп. Неофита Кипрского в проповеди на праздник Богоявления [21, I. 191.5-6]12.

Прп. Неофит Кипрский изучил и усвоил сочинения многих отцов Церкви. В большей степени он в проповедях цитирует патристические отрывки. Например, свт. Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Лествичника, блж. Феодорита Кирского, сочинение «Изречения святых старцев» (BipAo^ rspovruv) и т.д. [24, I. 14]. Творения святых отцов стали подходящей основой для формирования особенности прп. Неофита как писателя. Известно, что он прочитал большое количество книг святых отцов, и эти знания помогли ему при написании своих сочинений. Использование патристиче-ских отрывков позволяет лучше осмыслить текст, который становится удобным и легким для восприятия. Постоянное чтение патристических текстов повлияло на жанр прп. Неофита, поэтому его устойчивые речевые обороты и выражения напоми-

aIs yap aipuyov Kai punou navioq aveni6eKiov о Ka9apoq Kai AKnpaioq npo yevetiq naativ eiq auiou KaioiKi'av aqiwpiaev Kai eiq ia ayia iuv aytav ayiav o'viwq Kai unepa|wvov avaipaqinvai eu66Knaev, onwq 6ia aou inq AKnpaiou о navaKnpaioq anoa|ni;n punapiaq io av9pwnivov 6io Kai eiq ia ayia iuv ayiwv n naveuaysaiaioq uno iuv auinq yewniopwv, opaie, yiAiopioi, npoaayeiai an|spov.

9Мф. 25, 1.

10Прп. Неофит говорил, что книга Бытия содержит повествование о шести днях творения, о рае и престу-

плении, о потопе и строительсте башни.

"Фши noAusi6n inq ispaq vuKioq 6iKnv aoispwv Kaia naaav inv unoupaviov sio^a^iai. '^ai6p&q uпavтnaш|Jsv xaipovisq qiwioq 6a6ouxi'av a6uiou 6s5a|svoL

2020 (8)

нают патристическую речь и не всегда легко понять, где это мысль святого отца, а где прп. Неофита [21, I. 46].

В эпоху патристики таинство крещения рассматривалось как посвящение. В проповеди на праздник Богоявления прп. Неофит также говорит, что «тот, кто приблизился к Богу посредством покаяния и добрых дел, будет просвещен и будет праздновать этот светлый день, праздник Святого Просвещения, как и должен»13.

Дважды на праздник Богоявления можно найти выражение, которое содержит призыв соединиться с Богом посредством таинства Крещения. Он встречается в гимнах прп. Космы Маюмского, который «призывает всех пойти навстречу Богу, Который являет себя людям» [4]14.

Далее в проповеди прп. Неофит вновь обращается с призывом к людям оставить все темное, греховное [21, I. 191.10-11]15 и обратиться к «истинному свету, который просвещает всякого человека, приходящего в мир»16. В этом примере автор использует метод библейской аналогии из Священного Писания Нового Завета из Евангелия от Иоанна. Далее прп. Неофит цитирует [21, I. 191. 13-14]17 апостола Павла, который в послании к Римлянам призывал «отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света»18. Это оружие необходимо нам, для того чтобы вести борьбу с дьяволом. Далее прп. Неофит вновь приводит цитату из Евангелия от Иоанна, которая излагает беседу Господа с иудеями. В этой беседе Господь раскрыл значение своей деятельности: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»19. Прп. Неофит дает разъяснение этих слов. Он говорит, что «тот, кто намерен следовать за Христом, сначала должен отказаться от плотских удовольствий мира и полюбить Бога» [21, I. 191.19-21]20. Далее прп. Неофит приводит цитату из Евангелия от Иоанна, где говорится о том, что «тот, кто совершает злые поступки, отдаляется от Бога и приближается к дьяволу, а живущий по заповедям Христовым, наоборот, становится ближе к Богу, так как дела этого человека идут от Бога» [21, I. 191-192.21-24]21. Прп. Неофит дает разъяснение этих слов Священного Писания, используя эпитет в качестве выразительного средства языка. Он пишет, что «добрые дела и поступки человека являются неугасимым проводником бессмертной жизни с Богом в Царствии небесном» [21, I. 192.24-26]22. Далее прп. Неофит вновь ис-

,3Eü6nXov oti о npoonsAäoaq аитш 6ia |ETavo(aq 9sp|jnq Kai npa^Ewv äya9äv фштю9па£та1, Kai о1к£|'ш^ Tnv фа|брси lauinv n|£pav eopinv T&v 9stav фштшv eopiaosi ¿<; 6eT. Ibid. I. 194.95-98.

14ДеОте |фпаш|£9а фpoví|ouq nap9£vouq ДеОте ünavinowiEv тш фav£vтl Деопотп, oti nponA9sv ¿<; vu^foq npoq Tov'taavvnv.

15MäMov 6s е! Kai okoteivov ti ev n|Tv ПЕр|ф£рЕта1, Tnv toutou поташ|Е9а арт(ш^ cm69Eaiv.

16Ин. 1, 9.

17Ta Epya тоО okotou^ ano9£|Evoi, та опЛа тоО фшто^ Ev6uo^|E9a.

18Рим. 13, 12.

19Ин. 8, 12.

20 '0 E|oi, фпо(, £ПЕо9а1 npoaipoü|Evog катаЛЕ1фп npÜTov та Epya тоО okotouq Kai 6ei'^ei Evapyüq oti ayanä то фшд Kai то okoto^ |ioeT.

21 'Епе'| näq о фaOЛa праоошу |ioeT то фш^ Kai oük EpxETai npoq то фшд Tva |n ЁЛЕух9п та Epya aÜToO о 6e noiäv Tnv c^n9Eiav EpxETai е!^ то фшд Tva фavEpш9n та Epya aÜToO oti ev тш 0еш e!oiv Eipyao|£va.

22 '0 6e ToioÖToq e^ei то фшд e|£, Kai yEvnoETai фшд Kai i^np^oETai то av£onEpov фш^ тп^ ä9avciTou ^шп^.

пользует метод библейской аналогии из Священного Писания Нового Завета из Евангелия от Иоанна, где говорится о том, что «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» [21, I. 192.30]23. Прп. Неофит добавляет к этим словам, что «человек, пребывающий по собственной воле во тьме, непременно нуждается в свете, исходящем от Бога» [21, I. 192.29-30]24. Затем прп. Неофит цитирует Евангелие от Матфея, которое повествует о том, «что не существует общения между светом и тьмой и никто не может служить двум Господам Богу и Мамоне»25. Прп. Неофит пишет, что это похоже на то обстоятельство, как «никто не может идти одновременно по двум дорогам, человек должен выбрать одну дорогу, по которой ему двигаться» [21, I. 192.32-34]26.

Прп. Неофит в проповеди на праздник Богоявления заимствует литургическое выражение из праздника Пятидесятницы: «свет - это Отец, и свет - это Сын, и свет -это Святой Дух» [21, I. 194.80-81]27.

Прп. Неофит в проповеди на праздник Богоявления называет своего брата Иоанна «возлюбленным» ^апптё), когда обращается к нему. Также прп. Неофит «возлюбленными» называет всех своих слушателей. Это достаточно распространенная практика в проповеди. Известно, что многие авторы проповедей называют своих собеседников «возлюбленными», например свт. Иоанн Златоуст в слове на Святое Богоявление обращается к слушателям как к «возлюбленным» [17, с. 371]28.

Прп. Неофит в проповеди на праздник Богоявления называет Христа «Владыкой». Такое название часто встречается у авторов проповедей, которые также называли Христа «Владыкой». Например, свт. Иоанн Златоуст в «Книге о девстве» обращается ко Христу «Владыка» [18]29. Такое обращение распространено в литургических текстах. Поэтому закономерно, что прп. Неофит, произносивший проповеди на Божественной литургии, упоминает Христа и называет Его «Владыкой».

Прп. Неофит в проповеди на праздник Богоявления затрагивает тему о бесконечном человеколюбии и снисхождении Бога к человеку, при этом автор призывает всех верующих прославлять это и «стараться подражать возвышенному, замечательному и достойному удивления блаженству и смирению раба» [21, I. 196.149-151]30. Здесь прп. Неофит при помощи эпитетов дает яркое описание Христа. Многие святые отцы в сочинениях восхваляли человеколюбие и снисхождение Бога к человеку. Например, свщ. Ипполит Римский (170-235 гг.) в проповеди на Святое Богоявление пишет о бесконечном человеколюбии Господа по отношению к каждому человеку [16]31. Выражение о «возвышенном подражании» Христу заимствовано из монаше-

23Kolvшvía фшто^ |£та акотои^.

24 '0 б£ бlaYШV ¿V акот£|'а, тои фшто^ о'утш^ иат£р£Тта1, ¿п£' оиб£|(а.

25Мф. 6, 24.

260иб£ биа'м обо'д £upuxшpоv ка' ат^1го, б1мата( т1^ об£иаа1 о|ои, £1 |п пои Т1ге |íav катаЛ|пш^ про^ ЭЛЛ™ £ККЛ|У£|.

27Фш^ о Патпр, ка' фш^ о Yi6q, ка' фш^ то пavaYlоv Пv£U|a.

28Ка' vuv, с^аппто', таита ¿теош^ет, таита ЛоYlZш|£9a, фо|Зои|ето1 то к£Í|£V0V ¿п' тоитш крТ|а.

29'Еш^ Yар nаav (этаЛшто! тш бю|36Лш, ка' ^ Д£ап6тпv пбоиуто тоv аитш^

30Ка' Д£апотои aп£lроv оiкоvо|íav бо^ааш^ет ка' аuYкaтa|Зaаlv, боиЛои б£ |фпаш|£9а ифопо^ ка' а^ю-9au|aатоv ка' |акар|^ тапшушам.

3,Nuv б£ YV6Vт£q тnv оiкоvо|íav, проакuvоu|£V аитои т1ге £uапЛaYXVÍav, от1 пaрaY£Y0V£ ашаа1 ка' ои крТval тnv о1кои|^п^

2020 (8)

ской литературы, например, прп. Исихий Иерусалимский (2-я пол. IV в. - ок. 451 г.) в первой сотне сочинения «О молитве и трезвении» пишет о возвышенном смирении человека к Богу [12]32.

Прп. Неофит в проповеди на праздник Богоявления пишет о пророке Иоанне Крестителе, который считал себя недостойным снять сандалии Христа. Однако преподобный говорит, что «пророк был призван наложить свои руки на голову Христа» [21, I. 196-197.155-156]33. В этих словах можно увидеть косвенное указание на обряд крещения.

Прп. Неофит пишет о крещении Христа, как совершенном человеке. При этом автор использует библейскую аналогию из Нового Завета. Прп. Неофит говорит, что «своим крещением Христос «очищал и освящал воды» [21, I. 208. 459-460]34, дав людям новый способ «возрождения и усыновления»35. Также автор добавляет, что «Христос был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа» [21, I. 208. 466-467]36 и далее прп. Неофит призывает всех людей, принявших таинство Святого Крещения, «не поклоняться страстям и не поддаваться советам хитрого Искусителя» [21, I. 208. 469-470]37. В этом отрывке прп. Неофит поднимает основную тему праздника Богоявления - освящение вод.

Прп. Неофит передает диалог Христа и Иоанна Предтечи, который был во время крещения Господа на реке Иордан [21, I. 197-201.156-271]. Автор пересказывает евангельские события о том, что Иоанн Креститель считал себя недостойным кре-ститить Христа, но в итоге Господь был крещен и, выйдя из воды, увидел Духа Божия, Который ниспускался на него. И се, глас с небес глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»38.

Прп. Неофит использует апорию, когда пишет о толпах людей, которые во время крещения Христа находились на реке Иордан и были свидетелями этого события. Видя происходящее, они были в недоумении и задавали друг другу вопрос о том, кто же крестился на реке Иордан? [21, I. 201.272-273]39 Апория показывает, что очевидные вещи были подвергнуты сомнению, но вскоре вопросы людей относительно крещения Христа разрешились.

Также прп. Неофит описывает удивление толпы относительно крещения Христа Иоанном Крестителем. Люди выражали недоумение по поводу того, как Иоанн Креститель осмелился крестить Христа, Который является могущественнее всех и более достоин славы [21, I. 201.275-276]40.

Прп. Неофит Кипрский говорит о том, что Христос «попрал смертию смерть» и

32То тп^ тап£^ша£ш^ хрп|а, ¿П£|бп ифопо^ п£фикет £ма1, ка' 0£ш с^апш^^оу ка' аvаЛштlкоv аx£боv пavтшv тшv ¿V п||у кaкшv ка' |lаоu|£vшv 0£ш, бuап6рютоv б|а таита п£фикет £ма1.

33ВЛ£П£ аш^ б£аПот|ЮГО Х£фо9£т£|У KOрUфnV Пр0Tр£П6|£V0V.

340£6^ ка9аро^ ка9ар(аа^ ка' с^таа^ та и'бата.

351 Пет. 1, 3.

36Ваптю9£'^ Пат£ра ка' Yiоv ка' aYlоv Пv£U|a.

37Мг|5ё по\т|р(Х(; той пе1ра^оуто^ по\т|рой стицроиМш; ка0ипо5ёхео0а1.

38Мф. 3, 16-17.

39Т^ ара оит6^ ¿а™ о vuv раптф^ето^.

40Ка' пш^ ара тоv аитои uп£р£vбо5оv ка' iаxuр6T£роv х£|ро9£т£Т ка' раптфм тоЛ|а.

этим освободил человечество от смерти и рабства греху [21, I. 198.197-198]41. Это выражение взято из пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав».

Также прп. Неофит в проповеди на праздник Богоявления пишет, что очевидным является то, что Святая Троица состоит из Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По мнению прп. Неофита, эту формулу может опровергнуть только «какой-нибудь недоверчивый еврей со слепым умом и немыми ушами» [21, I. 202.291-292]42. Евреи исповедуют Святую Троицу, но принижают человеческую природу Бога Сына и Святого Духа, так как последний явился в виде голубя. Здесь прп. Неофит задает риторический вопрос о Боге Отце, человеческая природа которого, однако, не была принижена евреями. Прп. Неофит говорит, обращаясь к евреям, что «если они принижают Бога Сына и Святого Духа, то тогда они должны принизить и Бога Отца» [21, I. 202.295-297]43. Исследователь М.Н. Конгурдо пишет, что образ еврея в святоотеческой литературе является образом еретика [3, р. 168].

Далее прп. Неофит пишет, что «Бог Отец является Создателем всех вещей. Он везде присутствует и все наполняет» [21, I. 202.307-309]44. Такая формулировка является распространенной в богословской лексике. Последнее выражение взято прп. Неофитом из молитвы Святому Духу.

Прп. Неофит в проповеди на праздник Богоявления повествует о различных еретиках, которые не верили ни в проповеди апостолов и божественных учителей, главным образом свт. Иоанна Златоуста и великих каппадокийцев, но самое страшное, что они отвергли назидания Бога. Автор пишет, что «эти еретики отвергли всех пророков, некоторые впали в полное неверие, другие же, страдающие от зловерия, впали в тысячу ересей» [21, I. 205.380-382]45.

Прп. Неофит Кипрский пишет о ереси Ноэта, который жил в середине III века и был пресвитером церкви в Малой Азии. Он отождествлял Бога Отца с Богом Сыном, называя Сына только образом и говоря, что до воплощения существовал один только Бог Отец, который после воплощения стал Сыном Божиим. Ноэт называл себя Моисеем и его братом Аароном. Прп. Неофит говорит о том, что «над учением Ноэта будут насмехаться, так как оно безумно, а правильно называть его Аноэт (безумный)» [21, I. 206.405-407]46.

Прп. Неофит задает риторический вопрос о еретиках. Он говорит о том, что, «как эти люди могут назвать себя разумными, когда они являются глупцами и слепыми, потому что они учили и излагали доктрины, которые не от Бога, а от сатаны». Прп. Неофит указывает причину, по которой эти люди впали в бесовское состояние. Он пишет: «Они не очистили себя от своих страстей, их разум стал слепым. Поскольку они не исследовали смысл Священного Писания и не имели чувства страха перед

41о пш^ 9avciTW 9avaTWow ™v 9avaTov, Kai 9avaTou 6|joö Kai бouЛEÍaq Лuтpшоaq то äv9pwmvov.

42Ei |n nou тифЛо^ av тихп тп 6iavoi'a, ämoToq'lou6aToq Kai кшфо^ ToTq &oiv.

43T toötov кшЛиЕ1 Kai ™v na:£pa 0|iKpuvai Kai äv9pшп6|opфov ünonTEÖoai то aio9nTnv афЕ^! фшvnv.

440ео^ 6paoaq Kai оuv£xшv та oü|navra. noö о navraxoö nap&v Kai navra пЛnpшv.

45'H6n Kai Touq пpoфптaq n9£moav änavraq. Kai Eiq nav^n änioTi'av oi |sv KaTEm:w9noav oi 6s паЛм KaKonioTi'av voonoaviEq е!^ |jupiaq aip£oEiq а9Л(ш^ Ei;£nEoov.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46Kai t'i^ yäp Мшио£ш^ toioütou Kai Äap&v |Ета T&v 6oy|cn^v aÜTÜv oü кaтaYEЛäоEl, toütou 6e toö NonToö Toö Kai |äMov ÄvonTou.

2020 (8)

Щ^библеистика, богословие, текстология_

Антишкин Андрей Викторович «Прп. Неофит Кипрский как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на Каноны Богоявления» (часть 2)

Богом, поэтому они уклонились в различные ереси, вот почему они были справедливо изгнаны из Церкви Христовой» [21, I. 207.424-434]47. Под этой слепотой понимается не физическая слепота, а духовная. У святых отцов это является слабостью, которой наиболее полно возможно объяснить понятие ереси. Например, подобное объяснение встречается в полемическом сочинении прп. Анастасия Синаита (630701) «Против акефалов» [14]48, которые в древней христианской церкви были одной из многочисленных монофизитских сект.

Прп. Неофит пишет, что «тот человек, который находится под властью трех страстей - чревоугодия, тщеславия и сребролюбия, окружен многими страстями. Преодолеть эти страсти можно при помощи поста, смирения и презрения к богатству» [21, I. 210.507-510]49. Прп. Неофит называет страсти чревоугодия, тщеславия и сребролюбия плодовитыми матерями (лоЛuY6vшv а блуд - дочерью чревоугодия (птк; ¿отк YаатрщарYÍа^ 9uYaтпp) [21, I. 210. 524-526]. В этих примерах автор использует метафору, которая при помощи ярких образов передает ту опасность для человека, исходящую от этих страстей.

Прп. Неофит в проповеди использует глагол «лоЛюркЁш» (осаждать), который является военным термином и обычно используется в духовной литературе. Прп. Авва Исайя (ум. 370 г.) в главе «Об аскетизме и исихии» использует глагол «тах^ш» (окружать укреплениями») при сравнении монаха с осажденным городом [1]50.

Также прп. Неофит Кипрский говорит о богоносных отцах, которые презирали все земное, а уповали на небесное. За такую тяжелую и изнуренную подвигами жизнь они «получили наследство свыше и награды победителей» [21, I. 211.548-549]51. В аскетическом контексте под богоносными (0£оф6ро1) отцами понимают отцов пустыни. Например, об этих отцах упоминает ученик свт. Иоанна Златоуста Палладий Еле-нопольский (360-420 гг.) в своем самом известном произведении «Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов». Автор называет отцов богоносными борцами, которые обладали великим благочестием и смирением перед Богом и они пронесут эти качества не только на протяжении земной жизни, но и небесной [25]52.

Прп. Неофит Кипрский пишет о том, «что воздержание и умеренный пост несут в себе чистоту, благоразумие, спокойствие мыслей (ЛоYla^6^), безмятежную жизнь» [21, I. 211.544-546]53. Необходимо отметить, что понятие «ЛоYla^6o> имеет

47Пa9шv Yар |П ка9ар£иоут£^, тифЛо' тп бlavоíg Y£Y6vaаl... Мпт£ Графп^ ^ vоuv б|£р£^ш|^о1, |пт£ ф6|3ои 0£ои а'ю9пам £хоут£д каут£и9ет про^ бюф6рои^ а!р£а£1^ ¿ккЛ|уаут£д тп^ тои ХрютоО ¿ккЛпа(а^ £1к6тш^ пЛа-9паav.

4aMaЛЛоv б£ тифЛо|ах|'д о1 поЛЛо' aiр£Tlкшv, оТ^ аuv£тux0|£v, та П£р' ХрютоО боY|aтíZ£lv ¿бокфа^.

49 '0 па9£1 фaатрl|aрYÍaq ка' кетобо^'а^ ка' фlЛaрYuрíaq пттш^^од ипо поЛЛшv ш кс^ш поЛ|орк£Тта1 пa9шv, о б£ та тр(а таита па9п а^ 0£ш V£Vlкпкшq, vпат£Íav б£ ка' фр6vп|a тaп£lvоv ка' uп£рофíav xрn|aтшv катшр9ш-

50"Оап£р п6л^ т£т£1хю|^п гхоиаа |lкроv тои т£|'хои^ кат£атра||^о^.. ои'тш^ абuvaтоv аакптп |оvaxш аут1-а^а1 тоТ^ ¿х9роТ^ аитои.

5,0i 9£оф6ро1 пат£р£^ n|шv тп^ avш кЛпроих1а^ ка' тшv pрap£Íшv тп^ vlкпq ¿п£тихо^

б£ пбп T£Л£lш9£vтшv ¿V тш ака||ат1 тп^ £иа£р£|'а^ пара 9£Oф6ршv а9Лnтшv тои Хрютои тnv оирavlоv тоuтшv Zшnv ¿к|£|а9пка.

53Е1 |П паутш^ aYV£Ía ка' ашфроа^п, ка' ЛоYlа|Шv пр£|(а, ка' аарко^ |акаа|о^ ка' пЛп9иа|6д ка' ап£-

р(апаато^ |3(о^

и отрицательное значение. Очень часто это слово означает злой лукавый помысл или желание. Лукавые помыслы являются опасными врагами для человека. Например, Евагрий Понтийский (346-399 гг.) в сочинении «Послание к Анатолию» пишет о том, что «не нужно в себе самом позволять злым помыслам впадать в уныние, а человеческий беспокойный разум должен вести постоянную духовную борьбу со страстями» [6]54. Свт. Василий Великий в сочинении «Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве» дает рекомендации монаху во время молитвы. Святитель говорит, что «монах не должен подчиняться лукавому помыслу ((ЛоYlo^6р), который отрывает монаха от келейного правила» [15]55.

Прп. Неофит в проповеди на праздник Богоявления использует два слова с измененным составом корня. В лингвистике такой прием получил название флексия, которая служит для связи слов в словосочетании или предложении. Например, автор пишет о «любящих слово» - фlЛ6ЛоYор и «любящих праздники» - ф|Леорто^ [21, I. 194. 77-78]56.

Прп. Неофит использует эпитет, когда называет Христа «Светодавцем» (фштоббта) [21, I. 211.550]. Этим примером прп. Неофит старается показать читателю зримый образ Христа.

Прп. Неофит использует повторение трех одинаковых слов (9аvaтш 9аvатшaш тоv 9avатоv) при описании убийства смерти Христа своею смертью. Это позволит освободить человечество от смерти и рабства57. Прп. Неофит использует повторение, когда повествует о трехкратном искушении Христа дьяволом. Автор употребляет словосочетание о пара^шу ... ¿парато тоу апфаатоу парааш - «таким образом, Искуситель своими тремя страстями пытался искусить того, кто не поддается искушению» [21, I. 210.502-503].

Прп. Неофит добавляет, что после трех искушений от дьявола ангелы подошли ко Христу как к победителю и служили ему58 [21, I. 210.515-516].

Прп. Неофит в проповеди на Богоявление часто использует слово «свет» в разных вариантах. Например, фштб^, фштл, Фштшу, фштлфу - освещающий, фшио|6^ -свет, сияние и т.д.

Также прп. Неофит использует инверсию. Под этим термином понимают нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. Это может выражаться в перестановке частей фразы, необычной последовательностью слов в предложении. Инверсия придает фразе особую выразительность. Прп. Неофит использует инверсию, когда говорит об адресате своей проповеди. Она адресована верующим и крещеным людям и, по мнению автора, «было бы хорошо говорить о свете Бога, насколько это возможно, и о крещении» [21, I. 194.88-89]59.

Прп. Неофит в проповеди использует стилистическую фигуру апосиопезу (умол-

Мп бш^ ёаш^ тш тп^ оруп^ Лоую^ш, ката бlavоlаv тш Л£Липпк6т1 |ах6|ето^.

Ка'| Е'тофо^ умои |п ипакои£м Лоую^ш апоапшут( 0£ тои каv6vоq.

!и б£ т1 см ¿ра^ Л£у£^ п|ад & ф|Л6Лоу£ о|ои ка'| ф|Л£орт£.

"0 пш^ 9аvaтш 9аvатшaш ^ 9avатоv, ка'| 9аvaтоu о|ои ка'| боиЛ£|'а^ Литршаа^ то аv9ршmvоv.

Ка'| |£та таита ш vlкnтn ка'| 0£ш проа£Л96эт£^ о! ауу£Ло1 бmк6vоuv аuт6v.

KаЛоv nv £iп£Tv п£р'| фшто^ 0£ои ката то п|у ¿ухшрои^ ка'| раптю^ато^.

2020 (8)

чание) [27, с. 272]60. Автор рассказывает притчу о блудном сыне, при этом обрывает свою речь выражением «как я уже сказал выше» [21, I. 193.65-66]61. Этим приемом автор дает возможность читателю додумать начатую мысль.

Прп. Неофит в проповеди использует синонимы. Например, когда он говорит о некрещеных людях, то описывает их как неверующих (cmiaiouq) и непосвященных (ä^uniouq) (в религиозные таинства) [21, I. 194.86-87]62. Автор пишет, что именно таким людям нужно говорить о крещении Христа.

В проповеди прп. Неофита на праздник Богоявления присутствует такой прием, как резкая перемена мысли, т.е. сначала автор говорил об одной теме, затем резко переключился на другую. Например, прп. Неофит писал о необходимости покаяния для каждого человека, а затем перешел на тему подражания Богу и прославления Его бесконечного человеколюбия по отношению к каждому человеку [21, I. 196. 145146. 149-152]63.

Прп. Неофит в проповеди на Богоявление использует оксюморон. Например, он пишет, что «Бог говорил без слов с теми, кто был способен его услышать. Это были бестелесные ангелы или люди, которые своей жизнью достигли ангельского состояния» [21, I. 202.298-300]64. Этим примером прп. Неофит показывает особую близость этих людей к Богу и намеренно через противоречие делает попытку привести как можно больше людей к вере. Обыкновенно под людьми, ведущими ангельскую жизнь, подразумевают монахов.

Еще одна интересная деталь заключается в том, что проповеди на четыре праздника начинаются со слов «тои аитои» (Рождество Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы и Сретение Господне), а остальные проповеди сразу дают информацию об авторе [3, р. 129].

Прп. Неофит заканчивает свою проповедь на праздник Богоявления традиционной литургической формулой похвалы «безначальному и собезначальному и единосущному твоему Отцу и Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь» [21, I. 212.666-668]65.

Святоотеческая традиция в комментарии прп. Неофита Кипрского на каноны Богоявления

Прп. Неофит Кипрский в проповеди на праздник Богоявления обращается к многочисленным авторам как золотого века святоотеческой письменности, так и позднего периода патристической литературы: свт. Григорию Богослову, свт. Григорию Нисскому, свт. Софронию Иерусалимскому, прп. Косме Маюмскому, прп. Феодо-ру Студиту. Это показывает, что комментатор в своих проповедях подкрепляет свои мысли цитатами святых отцов. В нашем исследовании мы выделили те места, где прп.

60Это выраженное утаивание мысли, намеренный обрыв высказывания, предполагающий, что читатель догадается о невысказанном.

6,"Аф£^ youv ш k^9nv £in&v inv owinpfav lauinv Kai 9£i'av napaßoXnv.

62 'E|oi yap 6oK£i oti £i |£v npoq antorouq Kai ¿^uötouq iou 9£i'ou ßanifo^aioq ¿noiou^nv iov Xoyov.

63Kai anoxpn TauTa npoq |£Tavoiav Toiq ßouXo|£voiq airrnv £nionao9ai. Kai Ü£on6:ou |£v an£ipov okovo|jiav 6o-5aow|£v Kai ouyKa:äßaoiv, öouXou 6£ |i|now|£9a i^onoiov Kai äi;io9aü|jaoTov Kai |aKapiav Tan£i'vwaiv.

64ЛаШöl aXäXwqToiq 6uva|£voiq ouTwq aKou£iv, nyouv äaw|jcn:oiq äyy£Aoiq, n Kai äyy£Aoiq Ev ow|a:i av9pwnoiq.

65"A|a тш avapxw Kai ouvavapxw Kai ö|joouota oou na:pi Kai nv£u|a:i, vuv Kai a£i Kai £iq Touq aiüvaq TÜv atovwv, Ä|nv.

№ 1, 2020 (8)

Неофит ссылается на великих церковных деятелей, и провели сравнительный анализ точности цитирования. Результат сравнения представлен в следующей таблице.

Свт. Григорий Богослов Прп. Неофит Кипрский

Е! ка! орхпааа9а1 беТ ае, ш; пavr¡Yu-рюх^ ка! фlАzортоv, орхпаа1 |£У, аЛЛа |п тпу 'Нршбшбо; орхпам тп; аахп|оуо(;, п; еруоу Вапиатои 9ауато^ [9]. Фшто; аv£аг£роu, фАеорто1, пavцYu-рIV аh|£роv ауоусе;, фа|брш; uгаvтhашJ£V хаíроvт£q [21, I. 191.4-5]66.

'Епе! бе ауека9пра|£у тш Лбуш то 9£а-троу, ф£ре и пер! тп; еортп; пбп ф|Лоаофп-аш|£У, ка! аиуеортааш^еу таТ; фАеорток; ка! ф|Ло9ео1^ фихаТ^ [11]. Фшто; аv£аг£роu, фАеорто1, гаvhYu-рlv аhJ£роv аY0vт£q, фа|брш; uгаvтhаш-J£v хаíроvт£q [21, I. 191.4-5].

Свт. Григорий Нисский Прп. Неофит Кипрский

01 пеупте^ тшу ау9ршпшу, фlАzртоí те ка! про9й|ш тп фихп, ка! уайрш тш ахп|а-т1, та; паупуйр£1^ катаапа^6|£Уо1 [7]. Фшто; аv£ап£роu, фАеорто1, гаvhYu-рlv аhJ£роv аY0vт£q, фа|брш; uгаvтhаш-J£v хаíроvт£q [21, I. 191.4-5].

Свт. Софроний Иерусалимский Прп. Неофит Кипрский

Егфероу уар п харк; тои ауюи Пуей|а-то;, ¿V еТбе1 пер^тера; тоТ; ибаам ¿п£фо[-тпаеу IhJ£роv о абито; пЛю; аvaт£lЛ£, ка! о кба|о; тш фшт) Кирюи катаиуа^£та1 [19]. Вшто; бабоuхíаv абитои бе£а|сто1 фш;, фштю9ш|ст ш; гр£гоv ¿ат! тш |£-YaЛш фшт( [21, I. 191.5-7].

Свт. Софроний Иерусалимский Прп. Неофит Кипрский

Zh|£роv о акиато; ипо той Шои пАа-оуато; [19]. 'Епе! аYaпn ка|е той 1бюи пАаоуато; е!; т6v кбаJ0v шаг^е [21, I. 198.192-193].

Прп. Косма Маюмский Прп. Неофит Кипрский

"Ev9£V ка! тп; Трюбо; офШ|е9а фш; то абuтоv [5]. Вшто; бабоuхíаv абитои бе£а|сто1 фш;, фштю9ш|ст ш; гр£гоv ¿ат! тш |е-YaЛш фшт( [21, I. 191.4-5].

Прп. Феодор Студит Прп. Неофит Кипрский

КаТ т6v тои фшто; ашоv '1пао(^ то па-трlк6v апайфаа|а г^£ифП|ок; ейхарють а1; ейфп|гюш|ст [20]. МаЛЛоv бе е! ка! акотеlvбv т1 ¿V пер^ерехи, ^ тойтоu поташ|е9а арт[ш; агб9еаlv. Е!; тоито Yар ка! то фш; то аЛп9lvбv то фшт[^ гavта аv9ршпоv ¿рхбJ£V0V е!; т6V кбаJ0v [21, I. 191.10-13].

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что прп. Неофит Кипрский в проповеди на праздник Богоявления пользовался цитатами святых отцов, при этом изменял их в соответствии с ходом мыслей своей проповеди. Возможно, неточное цитирование связано с тем, что временной промежуток между прп. Неофитом и указанными авторами составляет от четырех до восьми веков, а за это время тек-

,6Фшто; (Эт£ап£рои, ф|Л£орто1, п^г^рм аh|J£роv ауоут£^, фа|брш; ипаутпаш^ет ха(роут£;.

■^библеистика, богословие, текстология_

Антишкин Андрей Викторович «Прп. Неофит Кипрский как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на Каноны Богоявления» (часть 2)

сты ранних авторов несколько раз переписывались, поэтому поздние авторы имели под рукой не оригинальный текст. Примечательно, что прп. Неофит в проповедях не старался приспособить язык ранних авторов к языку XII века, а все изменения либо дополняют текст, либо его сокращают.

Итак, филологический анализ текста проповеди на праздник Богоявления показывает, что прп. Неофит Кипрский использовал большое количество выразительных средств языка: библейская аналогия, эпитеты, сравнения, инверсия, апосио-пеза (умолчание), апория, оксюморон, синонимы. Более того, используется прием постановки риторического вопроса, что делает текст более живым и понятным для читателя. Святоотеческая цитация охватывает широкий круг авторов: свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, свт. Софроний Иерусалимский, прп. Косма Маюм-ский, прп. Феодор Студит. Таким образом, как толкователь текстов христианской гимнографии прп. Неофит Кипрский предстает в виде традиционного церковного комментатора, опирающегося в своих методах как на золотой век святоотеческой письменности, так и на более поздний период патристической литературы.

В проповедях прп. Неофита можно увидеть различные языковые слои греческого языка. Автор отдает предпочтение аттическому диалекту, который считается классическим образцом древнегреческого языка. Известно, что прп. Неофит получил только начальное образование, поэтому его произведения были написаны не высоким церковным стилем, а разговорным греческим языком, однако он первым из авторов в письменных трудах обратился к кипрскому диалекту, на котором писал свои сочинения. Примечательно, что прп. Неофит научился читать и писать только после восемнадцати лет, но, несмотря на это, он считается одним из самых плодовитых писателей поздней Византии. В этом отношении прп. Неофит подает положительный пример и образец людям нашего времени: не обязательно обладать высоким уровнем образования, чтобы быть талантливым писателем, но важно иметь желание, способности, интерес, которыми в избытке обладал наш автор.

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что проповедь на праздник Богоявления составляет лишь малую часть произведений прп. Неофита Кипрского, поэтому на данный момент трудно судить о нем как о богослове. Поэтому мы считаем, что преждевременно делать окончательные выводы, но наше исследование внесло неоценимый вклад для последующего изучения наследия прп. Неофита Кипрского.

список источников и литературы:

1. Abbatis Isaiae. Capitula de reLigiosa exercitatione et quiete // PG. 40. Col. 12051212.

2. Alexander P.J. Historiens byzantins et croynces eschatologiques // Actes du XlIème Congrès international d Études byzantines. Ochrida, 1961. Vol. 2. P. 1-8.

3. Congourdeau M.N. Le «discours sur les Saintes Lumieres» de Neophytos le Reclus // Epeteris tou Kentrou Epistemonikon Ereunon. 1975-1977. Vol. 8. P. 139-156.

4. Cosmas Hierosolymitanus. Hymni 9 // PG. 98. Col. 520.

5. Cosmas Hierosolymitanus."Eiç та Веофсада // PG. 98. Col. 472A.

t)k 24 i GTYf) jftAfl G»T«) IrLfà C»T«) PLfk &Y«) IrAfk G

6. Enagrii Scitensis monachi. Caгita pгactica ad Anatolium // PG. 40. Col. 1219-1252.

7. Gregoni Nysseni. Aóyoq Г. Eiç то âyiov náoxa, Kai ™ç àvaoтáo£шç, ^éx0n тп M£YáЛп KupiaKñ // PG. 46. Col. 652D.

8. Gregoni Theologi. In baptismum Chгisti // PG. 46. Col. 596B.

9. Gregoni Theologi. Oratio V -Contra Julianum II // PG. 35. Col. 709C.

10. Gregoni Theologi. Oratio XL. In sanctum baptisma // PG. 36. Col. 361B.

11. Gregoni Theologi. Oratio XXXIX - In sancta lumina // PG. 36. Col. 345B.

12. Hesychii Presbyten. De temrerantia et virtute. Centuria 1 // PG. 93. Col. 1500C.

13. Praclus de Constantinople. Discoure sur les saintes Théophanies // PG. 65. Col. 757.

14. S. Anastasii Sinaitae. Viae dux advereus acephalos // PG. 89. Col. 49A.

15. S. Basilii Magni. Senmo de renuntiatione saeculi // PG. 31. 619-652.

16. S. Hippolytus Romanus. Senmo in sancta Theophania // PG. 10. Col. 853B-C.

17. S. Joannis Chrnysostomi. De baptism Christi // PG. 49. Col. 370-371.

18. S. Joannis Chrnysostomi. De V^ginitate // PG. 48. Col. 544.

19. S. Sophranii Patriarchae Hierasolymitanus. Sanct Sophoranii oratio // PG. 87. Col. 4004A.

20. S. Theodoras Studitus. Oratio III - In Vigiliam Luminum // PG. 99. Col. 708D.

21. 'ayioç NsóqiuKiq ó^^eio^. IuYYpáHHata / £k6. А. Iaк£ЛЛapÍбou-Iwтnpoúбn, K. KwvoтavтlvÍбnç, N. ПanaтplavтaфúЛЛou-8£oбwpÍбn, В. KaTOapóq, А. Ioфlavóç, А. Kapnó^oq. Пáфoç:"Eкбoon 'Ispàç Bao^iKñq Kai ^auponnYiaKñq Movñq Ayíou n^úkiu, 2005. T. 5.

22. "ayioç N£Óфuтoç ó "Ey^io^. IuYYpáMMaia / £k6. N. ZaxapónouЛoç, 'I. KapaßlбóпouЛoç, X. 'OiKovójou, А. Toájnq. Пáфoç:"Eкбoon 'Ispàç Bao^iKñq Kai ^auponnYiaKñq Movñq Ayíou N£Oфúтou, 1998. T. 2. I. 220-225.

23. 'ayioç N£Óфuтoç ó "ey^io^. IuYYpáMMaia / £k6. N. ZaxapónouЛoç, 'I. KapaßlбónouЛoç, X. 'OiKovójou, А. Toájnq. Пáфoç:"Eкбoon 'l£paq Bao^iKñq Kai ^auponnYiaKñq Movñq 'Ayíou N£Oфúтou, 2001. T. 4. I. 61-68.

24. 'ayioç N£Óфuтoç ó "Ey^io^. IuYYpáMMaia / £k6. N. ZaxapónouЛoç, 'I. KapaßlбónouЛoç, X. 'OiKovó|jou, А. Toájnq. Пáфoç:"Eкбoon 'l£paq Bao^iKñq Kai IтauponnYlaкñç Movñq Ayíou N£Oфúтou, 1996. T. 1. I. 3- 31.

25. ПaЛЛáбloç тñç'EЛ£vonóЛ£шç. AauoaiKñ 'IoтopÍa // PG. 34. Col. 995-996.

26. TolкvoпoúЛЛoç '1.П. 'О Л£ÇlЛoYlKóç nЛoGтoç тoG £YкЛ£Íoтou aYÍou N£Oфúтou // Kypгiakai Spoudai. 1956. Vol. 20. I. 99-171.

27. Иванюк Б.П. Поэтическая речь: словарь терминов. M.: Флинта, 2007.

28. Свт. Филарет Московский. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. М.: Синодальная типография, 1913.

Рецензент: иерей Михаил Морозов, Омская духовная семинария

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020 (8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.