Научная статья на тему 'ПРОЗРАЧНОСТЬ КОМПАНИЙ. РОЛЬ РЕЙТИНГОВ, ИНДЕКСОВ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ КОМПАНИЙ'

ПРОЗРАЧНОСТЬ КОМПАНИЙ. РОЛЬ РЕЙТИНГОВ, ИНДЕКСОВ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОЗРАЧНОСТЬ КОМПАНИИ / РОЛЬ РЕЙТИНГОВ / ФОРМИРОВАНИЕ КСО / ЛИДЕРЫ ОТРАСЛИ / ПОВЫШЕНИЕ КСО / ИНДЕКСЫ КСО / РЕЙТИНГ КОМПАНИИ В КСО / СОRРОRАTЕ SОСIАLRЕSРОNSIBILITУ / СОMРАNУ TRАNSРАRЕNСУ / THЕ RОLЕ ОFRАTINGS / THЕ FОRMАTIОN ОF СSR / INDИSTRУLЕАDЕRS / INСRЕАSING СSR / СSRINDIСЕS / СОMРАNУ RАTINGIN СSR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фазлетдинова А.А.

В статье на основе анализа рейтингов социальной ответственности компаний в мире и Российской Федерации показаны наиболее социально ответственные компании и отрасли, которые они представляют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPARENCY OF COMPANIES. ROLE OF RATINGS, INDICES IN FORMING SOCIALLY RESPONSIBLE BEHAVIOR OF COMPANIES

Based on the analysis of social responsibility ratings of companies in the world and the Russian Federation, the article shows the most socially responsible companies and industries that they represent.

Текст научной работы на тему «ПРОЗРАЧНОСТЬ КОМПАНИЙ. РОЛЬ РЕЙТИНГОВ, ИНДЕКСОВ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ КОМПАНИЙ»

УДК 334.021

Фазлетдинова А.А. студент магистратуры научный руководитель: Брусенцова Л.С., к. с.н.

доцент

Уфимского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ,

Россия, г. Уфа

ПРОЗРАЧНОСТЬ КОМПАНИЙ. РОЛЬ РЕЙТИНГОВ, ИНДЕКСОВ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

КОМПАНИЙ

Аннотация - в статье на основе анализа рейтингов социальной ответственности компаний в мире и Российской Федерации показаны наиболее социально ответственные компании и отрасли, которые они представляют.

Ключевые слова - корпоративная социальнаяответственность, прозрачность компании, роль рейтингов, формирование КСО, лидеры отрасли, повышение КСО, индексы КСО, рейтинг компании в КСО.

Fazletdinova A.A. graduate student scientific adviser: Brusentsova L.S., Ph.D.

associate professor Ufa branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Russia, Ufa

TRANSPARENCY OF COMPANIES. ROLE OF RATINGS, INDICES IN FORMING SOCIALLY RESPONSIBLE BEHAVIOR OF COMPANIES

Аnnotation - based on the analysis of social responsibility ratings of companies in the world and the Russian Federation, the article shows the most socially responsible companies and industries that they represent.

Кеу wоrds - соrроrаtе sосiаlrеsроnsibilitу, соmраnу ^атра^^у, h гоЫ оfrаtings, h fоrmаtiоn оf СSR, indиstrуlеаdеrs, inсrеаsing СSR, СSRindiсеs, соmраnу mtingin СSR.

Корпоративная социальная ответственность (далее - КСО) является наиболее обсуждаемойтемой на сегодняшний деньсреди многих ученых. В течение многих десятилетийрассматриваются вопросы о функцияхбизнеса, его социальной ответственности и роли в жизни общества . В период финансовой нестабильности и кризисов решение данных вопросов становится еще более актуальным.

При осуществлении КСО компания выходит за рамки стандартизированных правил и норм ведения бизнеса, при этом расширяет свои возможности предпринимательства . Такое поведение подразумевает

инвестирование в общественное или в решение общественныхпроблем, не имеющих прямого отношения к получению прибыли . В данном случае компания берет на себя ответственность перед обществом выстроить с ним долгосрочные и крепкие отношения , финансируя в его развитие. Как следствие положительного исхода компания укрепляет свою репутацию в глазах общественности и гармонизирует свою деятельность. Выстроенные долгосрочные отношения с общественностью влекут за собой процветание компании , что в свою очередь побуждает ее балансировать между получением экономических результатов и социально ответственным поведением. Осознавая тот факт, что КСО можетбыть не просто «жестом доброй воли», а серьезным инструментом конкуренции, компании активно внедряют эти принципы в корпоративную стратегию [7].

Для большинства компаний , ведущих социальную ответственную активность, прозрачность ведения бизнеса, включая публикацию данных, предоставляемыхширокой аудитории, имеет большое значение. Следование компанией принципам прозрачности и открытости ведения бизнеса - заявка на восприятие ее ответственной, надежной, обязательной [4, с. 654-656].

Компания, исключающая социальную ответственность, нацеленная только на получение экономических результатов , упускает возможность стать более конкурентоспособной, при прочих равных условиях, перед другими фирмами, ведущих такую же деятельность [1, с. 87-90].

В начале XXI века рейтинговое агентство Stаndаrd&Рооrs опубликовало исследования о влиянии прозрачности ведения бизнеса на цены акций на фондовых биржах. Исследования показали , что чем прозрачнее ведут компаниисвою деятельность, тем вышебыли их цены на ценныебумаги [8].

Известный Репутационный институт - ReputationInstitute( далее - РИ), составляющий Рейтинг компаний с лучшей репутацией - GlоbаlRерТrаск.Он же формирует и Глобальный рейтинг наиболее социально ответственных компаний - Glоbаl СSRRерТrаск. «Когда мы говорим о корпоративной социальной ответственности , мы измеряем конкретные дела , когда мы говорим о репутации, мы измеряем восприятие» - сказал в своем интервью управляющий партнер РИ Фернандо Прадо.

Глобальный рейтинг наиболее социально ответственных компаний для большинства международных компаний играет одну из важнейших ролей в развитии бизнеса . Таким образом для международных компаний уровень социальной ответственности напрямую влияет на репутацию, где одно не может существовать без другого . Создание репутации социально ответственных компаний - сложная, комплексная и зачастуюоченьдорогая задача. Тем не менее, результаты того стоят: престиж и потребительские предпочтения - главная награда для мировыхбрендов.

Глобальный рейтинг наиболее социально ответственных компаний -Glоbаl СSRRерТrаск является ежегодным . В 2018 году в процессе его подготовки было задействовано 240 тысяч респондентов из 15 стран. С целью отбора среди многочисленных критериев для составления рейтинга

"^е 2018Glоbаl СSRRерТrаск 100 герой" наиболее критичными стали:уровеньпозитивноговлияния на общество, ответственноеотношение к окружающей среде , открытость и прозрачность , этическое поведение, достойныеусловиятруда, достойнаяоплататруда и благосостояниеработников

[2, с. 3-26].

В таблице 1 представленТОП-10 социальноответственныхкомпаний за 2018 год согласноисследованиям ^е 2018Glоbаl СSRRерТrаск 100 герой.

Таблица 1 - ТОП-10 социально ответственныхкомпаний за 2018 год

Иапк Nаmе 2018 Ноmе Sсоrе

1 Gооglе Оозд\е UnitеdStаtеs 71,9

2 Disnеу ТЬе С стропу UnitеdStаtеs 69,5

3 Lеgо Dеnmаrк 69,4

4 NаtиrаСоsmëtiсоs гк^иго В^й 69,4

5 NоvоNоrdisк Dеnmаrк 68,7

6 Мiсrоsоft Ш МГсго&оЙ UnitеdStаtеs 68,1

7 Воsсh (§1 ВО$СН Gеrmаnу 68,1

8 Сапоп Сапоп Jараn 67,6

9 Мiсhеlin Frаnсе 67,6

10 1КЕА [Ткеа] Swеdеn 67,2

* Сайт ^е 2018 Glоbаl СSR RерТrаск 100 rероrt . Дата обращения (27.10.2019г.)

Как видно из приведенной выше таблицы по состоянию на 2018 год наиболее социально ответственными стали компанииследующихотраслей: промышленное производство (39%),1Т-технологии и электротехника(21%), а также фармацевтика, красота и здоровье, товары для детей, развлечения (40%). На рисунке 1 показана структура наиболее социально ответственных отраслей за 2018 год.

Наиболее социально ответственные отрасли за

2018 год

I

■ Л-технологии и электротехника ■ Развлечения ■ Товары для детей

Красота и здоровье Фармацевтика Промышленное производство

Рис. 1 - наиболее социальноответственные отрасли за 2018 год На основании приведенных выше данных можем сказать, что наибольший вклад в качественном показателе за 2018 год был внесен отраслью « 1Т-технологии и электротехника». Здесь стоит учесть, что предоставление услуг в области 1Т-технологии не относится к производственному процессу и значительно снижает затраты на капитальное вложение. Из этого следует, что для такой отрасли создание репутации социальноответственной компании являетсякомплексной и сложной задачей.

Также стоит заметить , что наибольший вклад в количественном показателе за 2018 год был внесенотраслью «Промышленное производство», в данном случае такаяотрасль включает в себя все стадии производственного процесса. Отсюда можем сделать вывод, что для такой отрасли создание репутации социально ответственной компании является комплексной , сложной и зачастуюочень дорогойзадачей.

С целью анализа динамики включенности в рейтинг в таблице 2 приведен ТОП -10 за 2016 год (согласно исследованиям ^е 2016 Glоbаl СSRRерТrаск 100 герой).

Таблица 2 - ТОП-10 социально ответственныхкомпаний за 2016 год

Иапк Nаmе 2016 Ноmе

1 Gооglе Сосд1е UnitеdStаtеs

2 Мiсrоsоft UnitеdStаtеs

3 Disnеу С стропу UnitеdStаtеs

4 ВМW Gеrmаnу

5 Lеgо Dеnmаrк

6 Dаimlеr гпТег) Gеrmаnу

7 Арр1е _ UnitеdStаtеs

8 Ко1^-Яоусе |ЦШ| UnitеdКingdоm

9 Яо1ех ЕОЬЕХ UnitеdКingdоm

10 Ше1 (¡п1ер Реор1еs Rерub1iсоfСhinа

*Сайт со статьей «Кто в мире самый ответственный?». Дата обращения (27.10.2019 г.)

Последние три года состав участников из выше указанного ТОПа характеризовался завидным постоянством [10]. Также стоит отметить, что если в 2016 году 40% рейтинга занимали компаниииз США, 20% -изГермания и 20% - из Великобритания, то уже в 2018 году мы можем с уверенностьюсказать, что социальная ответственность компаний развивается равномерно во всех странах по всему миру.

Аналитики РИ утверждают, что высокийрейтингрепутациикомпании на 40% зависит от ее восприятия как социально ответственного. Поэтому компаниидолжны не только реализовывать социальнозначимые инициативы и проекты, но эффективно об этоминформировать общество, в этом случае корпоративные коммуникации становятся основным каналом распространения информации. Исследовательские данные отчета ^е 2018 Glоbаl СSRRерТrаск 100 геройподтверждают эту идею: собственныеканалы коммуникаций компаний из списка ТОП-10 уже сталисамым эффективным источником для информирования о КСО-деятельности, политиках и событиях. В то же время компании со слабой репутацией должны тесно взаимодействовать с заинтересованными сторонами , средствами массовой информации, неправительственными организациями,так как они зависят от их поддержки для укрепления своегорепутационного потенциала.

Результаты исследования ^е 2018 Glоbаl СSR ЯерТгаск 100 герой продемонстри ровали ключевую важность ответственного управления в эффективномвнедрении КСО. Руководителивсехкомпаний, вошедших в топ-10 рейтинга , известны как ответственные топ-менеджеры , приверженцы этических норм ведения бизнеса и сторонники эффективнойсоциальнойактивности.

Анализ влияния факторов корпоративной социальной ответственности на репутацию компаний показал, что ведущаярольпринадлежит факторам: управления и корпоративного гражданства и составляет 15,0% и 14,1%, в

среднем за период с 2012 по 2017 гг. Влияние КСО на корпоративную репутацию остается стабильно высокой . Корпоративное гражданство , управление и условиятрудасоставляют 41% в общейгрупперепутационных критериев. Влияние фактора условий труда снизилась на 0,8% и сейчассоставляет10,8%корпоративнойрепутации.

Таким образом, общий« вклад» трех факторов КСО в формировании репутации компании составляет 39.9%. Примечательно , что значимость этих трех факторов возрастает пропорционально снижению общего уровня репутации компании. Увеличение активности КСО на 5 баллов (Glоbаl RерТrаск) приводит к увеличению желания инвестировать в компанию на 7,7%. На рисунке 2 показан график влияния факторов КСО на репутацию компании [10].

Влияние факторов КСО на репутацию компании

15,10% 14,60% 14,10% 13,60% 13,10% 12,60% 12,10% 11,60%

^^^Корпоративное гражданство 14,20% 13,60% 13,40% 13,40% 13,60% 14,40%

^^—Корпоративное управление 15,40% 14,40% 14,40% 14,30% 14,50% 15,00%

Уеловиятруда 13,40% 12,90% 13,10% 13,40% 13,10% 11,60%

Рис. 2 - Влияние факторов КСО на репутацию компании Среди других преимуществ прозрачности ведения бизнеса одним из основных факторовявляется то, что доступность этойинформации позволяет более активно привлекать иностранные инвестиции. Инвесторы будут более охотно инвестировать в открытуюкомпанию с общедоступнойинформацией о себе. Открытость информации о показателях бизнеса улучшает имиджкомпании, что в своюочередьиграетроль в решениибанка о выдаче кредита.Например, в тех же условияхбанкотдаетпредпочтениеорганизациям, пользующимсяпопулярностьюсрединаселения. Напротив, если у фирмыесть конфликтная история в этом вопросе, банк, скорее всего, отклонит заявку на получение кредита [9]. Компаниям с открытым ведением бизнеса легче коммуницировать с различными административными организациями в создании и повышении устойчивостибизнеса.

Для измерения прозрачности ведения бизнеса разработан набор показателей [12, с. 256-259], одинаковый для всехпредприятий. Оценкаоснована

на тех показателях, которыебылиобъявлены и предоставлены для проверки самой компанией. Учитывается финансовая жизнеспособность компании , количество сотрудников, которые в ней работают. Официальные документы о воздействии предприятия на окружающую среду также принимаются во внимание [6].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что организация, которая дорожит своей деловой репутацией, своим имиджем, осуществляет прозрачность бизнеса не только с финансовой точки зрения, предоставляя потенциальным инвесторамвозможность приобрести акциикомпании, но и осуществляет корпоративнуюсоциальную ответственность, для того, чтобы поднять своюрепутацию в глазах стейкхолдеров.

Многие авторы в своих работах сошлись во мнении , что деловая репутация и имиджкомпаниискладываются из множествафакторов, одним из важнейших при этомявляется корпоративная социальная ответственность бизнеса . Компаниядемонстрирующая феноменальные экономические результаты, но при этом приводящая к корпоративной социальной безответственности , компания столкнется с санкциями со стороны государства и пересмотром мнения о компании со стороныстейкхолдеров.

В заключениирассмотримТОП -10 социальноответственныхроссийских компанийсогласноисследованиям агентстваполитических и экономических коммуникаций. В таблице 3 представлен рейтинг социально ответственных российскихкомпаний в динамике за период с 2016 - 2019годы.

Таблица 3 - Рейтингсоциально ответственных российскихкомпаний в динамике за период с 2016 - 2019 годы согласно исследованиям агентства политических и экономических коммуникаций_

2019 2018 2017 2016

Наименова ние Балл Наименование Балл Наименование Балл Наименов ание Балл

«Газпром» 9,67 «Газпром» 9,71 «ВТБ» 9,08 «Роснефть » 11,40

«Алроса» 9,40 «ЛУКОЙЛ» 9,56 «Роснефть» 8,86 «ВТБ» 11,30

«ЛУКОЙЛ» 9,33 «Аэрофлот» 9,14 РЖД 8,66 « ЛУКОЙЛ » 10,70

« Транснефть » 9,15 РЖД 9,05 «Транснефть» 8,60 «Норильс кийникель » 10,70

«Северстал ь» 9,00 «Росатом» 9,50 «Газпром» 8,33 «Сбербан кРоссии» 10,30

«Металлои нвест» 8,56 «Транснефть» 9,33 «КамАЗ» 8,31 «Газпром » 10,00

«СОГАЗ» 8,50 «ВТБ» 9,15 «Сбербанк России» 8,28 РЖД 10,00

«ВТБ» 8,45 «Северсталь» 9,07 «Северсталь» 8,25 « Северсталь » 10,00

«Ростех» 8,40 « Сургутнефтега » 8,83 « Сургутнефтега » 8,22 «Трансне фть» 9,20

«НоваТЭК» 8,33 «Ростех» 8,70 «Норильский никель» 8,19 Афк «Система » 8,70

*Сайт АгентстваПолитических и Экономических Коммуникаций. Дата обращения (24.11.2019 г.)

Как мы видим из приведенной вышетаблицысоциально ответственные российские компании характеризуются постоянством; лидирующие места в рейтингесоциального поведениязанимаетотрасль, занимающаяся разведкой месторождений, добычей, обработкой и продажей полезных ископаемых. Также не остается незаметным и тот факт, что все организации, находящиеся в данном рейтинге, являютсягосударственными компаниями. Такимобразом, можем сделать вывод , что российские компании , занимающиеся КСО, связаны с государственнымрегулированием [11].

Проведённый анализ основных определений и сущности концепции КСО показывает, что данная концепция отражает социальный аспект управления и, следовательно, указывает на то, что в управлении должны применяться критерии социальной эффективности, раскрывающие влияние управления на общественные отношения и процессы.

Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий в пользу местных сообществ, где функционирует предприятие и его подразделения, и общества в целом. Для успешногоуправления организация должнауметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде , чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Руководство компанииобязано использовать весьсвой талант, чтобыотдавать наивысшие приоритетыприбыли и развитию своихосновных стейкхолдеров [5]. Однако ему нужно также иметь достаточно широкие взгляды, чтобы в интересах своейкомпании осознать важностьвыполнения компанией любогоразумного ожидания, сформировавшегося по отношению к ней внутри местного сообщества и различных заинтересованных слоёв общества. Но государство должно помогать организациям в этом , не навязывая политику КСО. Таким образом, социальная ответственность бизнеса может и должна стать площадкой для плодотворного сотрудничества междубизнесом и властью. Однако это длительный процесс, протекающийпротиворечиво даже в развитых и благополучных экономиках. Причём формирование социальной ответственности поведения возможнотолько при целенаправленной поддержке со стороныгосударства и его активном участии в решении социальных проблем и экономической ситуации в стране (а именно поддерживая и развиваяэкономически отсталые регионы).

Открытое признание приоритета КСО, следование их принципам, нормам и правилам, обеспечивают компании достижение важных целей, а именно повышение эффективности , улучшение репутации и конкурентоспособности, обеспечение дальнейшего развития.

Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам , потребителям всех уровней , поставщикам и местному сообществу . Расходы на социальные программы оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к компании. Это должно вести к повышению лояльности потребителей к производителям продукции ( как следствие улучшение репутации и повышение конкурентоспособности), повышению лояльности персонала ( повышение мотивированности и как следствие увеличение эффективности производства ), снижению уровня регулирующеговмешательства государства и общемуулучшению состояния общества. Чтобы добиться этого, помимо материальных расходовкомпании следует постоянноопубликовывать социальные

отчеты, демонстрируя лучшие практики и показывая тем самым свою заинтересованность в улучшении и развитии не только своей организации, но и общества в целом [3, с. 365-367].

Для того, чтобы компания была эффективна и конкурентоспособна менеджерыорганизации должны пониматьсвою основную задачу, а именно обеспечить эффективное руководство конкретным подразделением организации или организаций в целом , направленное на достижение планируемых высоких конечных результатов на основе инноваций, рационального использования ресурсов, развития потенциала личностей подчинённых, формирования команды.

Организации должны анализировать собственные прямые действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этойсреде в наибольшей мере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники:

1. Белоусов К.Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономический институт // Проблемы современной экономики. -2015. - №4(56). - 87-90 с.

2. Благов Ю.Е. Эволюция концепции КСО и теория стратегического управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2016. - №1. -С. 3-26.

3. Брусенцова Л. С., Гагина М. В., Хакимова И. И. К вопросу о состоянии и развитии нефинансовой отчетности в РФ // Евразийский Юридический журнал - 2017 - № 12 (115). - с. 365-367.

4. Брусенцова Л. С., Шеина А. Ю., Удинцев М.О. Принцип открытости в социальной ответственности налоговых органов // Экономика и предпринимательство - 2018 - № 1 - с. 654-656.

5. Вклад в общество / Официальный сайт компании Соге1 в России, 2017. URL: httр://www.согеl.соm/ги/согеl-сагеs/ (дата обращения: 24.11.2019).

6. Грабарь Я. Скандинавская сказка: высокие налоги - не помеха для хорошей жизни / РБК, 2013. URL: httр://www.rbс.rи/есоnоmiсs/19/04/2013/570407189а7947fсbd44807d (дата обращения: 24.11.2019).

7. Доклад о социальных инвестициях в России за 2014 год / Под общей ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация Менеджеров, 2014. - 80 с.

8. Заботин С. Социальные инвестиции в мире: предложение превышает спрос / Новый Бизнес. Социальное предпринимательство, 2017. URL: httр://www.nb-fоrиm.rи/sосiаl/sосiаl_invеsting/sосinvеstiсii-v-mirе-рrеdlоzhеше-sрrоs.html (дата обращения: 24.11.2019).

9. Иванова М. 10 фактов о преобразующем инвестировании / Новый Бизнес. Социальное предпринимательство, 2017. URL: httр://www.nb-fоrиm.rи/sосiаl/sосiаl_invеsting/10-fасtоv-о-рrеоbrаzиеshеm-invеstirоvаnii.html (дата обращения: 24.11.2019).

10. Канаева О.А. Корпоративная социальная политика: теория и практика управленческих решений. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. - 361 с.

11. Костин А.Е. Добровольность КСО и роль государства в ее развитии: вызовы и возможности в России / РБК, 2017. URL: httр://ivsеzаоdnоgо.rи/nаvigаtоr/аrtiсlеs/52 (дата обращения: 24.11.2019).

12. Мильнер Э. Расцвет Европы: как развивается благотворительность в европейских странах / Электронный журнал о благотворительности «Филантроп», 2017. URL: httр://рhilаnthrору.rи/аnаlуsis/2017/02/09/46137/ (дата обращения: 24.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.