Научная статья на тему 'ВЕДЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ВЕДЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ИМИДЖ / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / CORPORATE CHARITY / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (CSR) / REPUTATION / IMAGE / CORRUPTION RISKS / SOCIAL INVESTMENTS / CHARITY FUNDS / STAKEHOLDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кавыева Г.Х., Антонова Е.И.

на основе анализа исторических корней возникновения и современного развития благотворительности показаны проблемы ведения благотворительной деятельности российскими компаниями. Рассмотрены этапы проведения корпоративной благотворительности на предприятии на примере компании Deloitte.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кавыева Г.Х., Антонова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCTING CHARITABLE ACTIVITIES BY THE RUSSIAN COMPANIES: HISTORY, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

this article is based on the analysis of the historical roots of the emergence and modern development of charity activities. The problems of conducting charitable activities by Russian companies are shown. Also defines the stages of functioning ща corporate charity at the enterprise on the example of Deloitte Corporation.

Текст научной работы на тему «ВЕДЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 364.054

Кавыева Г.Х., Антонова Е.И.

Магистерская программа «Корпоративное управление» научный руководитель: Брусенцова Л.С., к.соц.н,

доцент Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ Россия, Уфа

ВЕДЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация - на основе анализа исторических корней возникновения и современного развития благотворительности показаны проблемы ведения благотворительной деятельности российскими компаниями. Рассмотрены этапы проведения корпоративной благотворительности на предприятии на примере компании Deloitte.

Ключевые слова - корпоративная благотворительность, корпоративная социальная ответственность (КСО), деловая репутация, имидж, коррупционные риски, социальные инвестиции, благотворительные фонды, заинтересованные стороны.

Kavyeva G.KH.

Antonova E.I.

Master's program "Corporate governance" scientific advisor: Brusentsova L.S., Candidate of Social Sciences

Professor

The Ufa branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Ufa

CONDUCTING CHARITABLE ACTIVITIES BY THE RUSSIAN COMPANIES: HISTORY, PROBLEMS AND PROSPECTS OF

DEVELOPMENT

Annotation - this article is based on the analysis of the historical roots of the emergence and modern development of charity activities. The problems of conducting charitable activities by Russian companies are shown. Also defines the stages of functioning ща corporate charity at the enterprise on the example of Deloitte Corporation.

Key words - corporate charity, corporate social responsibility (CSR), reputation, image, corruption risks, social investments, charity funds, stakeholders.

В мировой практике для многих компаний использование благотворительности получило широкое распространение как одного из основных инструментов укрепления деловой репутации корпорации и механизма взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Под благотворительной деятельностью понимают любую добровольную бескорыстную (безвозмездную или на льготных условиях) поддержку в различных формах и в общеполезных целях для физических или юридических лиц.

Благотворительность обладает рядом отличительных черт по сравнению с другими формами КСО. В первую очередь ее основными характеристиками выступают безвозмездность, свобода оповещения о результатах деятельности и необязательность привязки к стратегическим целям компании. Это отличает ее от таких форм корпоративной социальной ответственности, как спонсорство, социальные инвестиции, выплаты грантов и других форм.

Исторические корни ведения благотворительной деятельности на территории России были заложены еще в 9 веке с момента крещения Руси. Однако, наиболее интенсивный период ее развития пришелся на эпоху Просвещения при правлении Екатерины II, в ходе которой ведение благотворительности превращается в хорошо функционирующую структуру. С данного периода активно создаются специализированные учреждения, различные благотворительные общества и фонды, повсеместно развивается меценатство. На территории Башкортостана благотворительность получила более широкое распространение через функционирование мусульманских общественных организаций, а также через пожертвования влиятельных лиц Оренбургской губернии уже в 19 веке. К известным башкирским меценатам можно отнести Софью Аксакову (1830-1883), Николая Блохина (1841-1918), Тимербулата Акчурина (1826-1906) и Марьям Султанову (1859-1928).

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Благотворительность расценивалась как явление, свойственное лишь классовому обществу, ее функции были полностью возложены на государство [4, с. 8].

Тем не менее, практическая деятельность в области социальной ответственности на предприятиях России советского периода является предметом пристального изучения зарубежными специалистами. Тульчинский Г. отмечал, что «все советские хозяйствующие объекты были «суперсоциально ответственными». Они отвечали за ЖКХ и больницы, за школы и тепло- энергосбережение, за культуру и художественную самодеятельность, за детские сады и футбольные команды, шефствовали над армией и селом.. .Зарубежный бизнес такого и не знал» [4, с. 10].

На данный момент использование благотворительности в качестве основного элемента КСО для многих российских компаний находится в

зачаточном состоянии. Во многом это вызвано отсутствием достаточных стимулов со стороны государства в качестве предоставления системы налоговых льгот, субсидий и других преференций для компаний, осуществляющих благотворительную деятельность.

Также к ключевой проблеме можно отнести несовершенство российского законодательства в данной области. В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующем

благотворительную деятельность является Федеральный закон от 11 августа 1995 г №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Данный закон не раскрывает в должном объеме порядок организации сбора и передачи помощи конечным благополучателям, а также не закрепляет гражданской, административной и иной ответственности за нарушение ее норм. Подобная практика создает почву для возрастания коррупционных рисков и может вызывать недоверие стейкхолдеров компании [2, с. 2].

Отсутствие широкого освещения результатов проведенной благотворительной деятельности в СМИ или других ресурсах - еще один затормаживающий фактор на пути популяризации благотворительности в корпоративных кругах.

Остается открытым вопрос и о выборе формы предоставления благотворительности - в прямой или в косвенной форме через специализированные трастовые фонды, а также различные их комбинации. В зарубежной практике часто используется трастовая форма, так как она обладает рядом преимуществ: помощь носит системный и объективный характер; возможна реализация социальных проектов; благотворительность осуществляется профессионально подготовленными специалистами [3, с. 39].

Начиная с середины 1990-х годов в России начали создаваться благотворительные фонды, в том числе состоятельными акционерами крупных корпораций, такими как Владимир Потанин («Благотворительный фонд В. Потанина»), Олег Дерипаска (Фонд «Вольное дело»), Дмитрий Зимин (Фонд «Династия») и другие. В основном российские фонды специализируются в таких областях, как поддержка научных и образовательных программ, помощь детским домам, больницам и предоставление средств на дорогостоящее лечение. В некоторых случаях возможна комбинация различных фондов, которые могут оказать более обширную помощь. На данный момент многие российские компании, такие как РосБанк», «СеверСталь», «УралСиб», «Евросеть», «Ренова» и другие, рассматривают варианты по созданию собственных корпоративных фондов в рамках реализации своей политики КСО[5].

В то же время для многих компаний в России становится характерным создание бизнес-альянсов с отдельными благотворительными фондами или взаимодействие с другими частными и корпоративными донорами. Таким примером может служить сочетание усилий благотворительного фонда «Династия» и компании «Северсталь» по созданию проекта для учителей.

На основе анализа опыта проведения мероприятий в области благотворительности передовыми российскими компаниями можно заключить, что наиболее явный положительный эффект достигался, если эта деятельность носила системный и продолжительный характер. Это возможно при внедрении благотворительности как отдельного компонента в общую стратегию и миссию фирмы в рамках раздела КСО. При этом данная инициатива должна коррелироваться с интересами основных стейкхолдеров компании и их балансом.

Основные этапы проведения благотворительной деятельности в компаниях можно обозначить следующим образом (Рисунок 1):

Рисунок 1 - Этапы проведения благотворительной деятельности в компаниях

Обозначение стратегических направлений в облсти БД с учетом миссии компании и региональных Оценка особенностей ключевых социальных

О

проблем в регионе компаниид практики гооих решению

Выбор субъектов и ответсвенных лиц/подразделен ий за реализации

О

-Оценка

О. . эффективности проведенных мероприятий и контроль за

Планирование освещением в СМИ

мероприятий в области -Преодоление ошибок

и планирование

БД и коммуникация с выбранными объектами; мероприятий в сотрудшгаество с следующем периоде региональными и местными властями, СМИ

Стратегия компании^Раздел КСО^Подраздел

Этапы проведения благотворительной деятельности могут трансформироваться в зависимости от особенностей компании, ее географического положения, размера и т.д. Преимущественно данная модель подходит для крупных корпораций, но возможно и ее упрощение для компаний малого и среднего бизнеса.

В настоящее время наблюдается низкая доля участия малого и среднего бизнеса в реализации корпоративной социальной ответственности [1, с. 86]. Во многом это объясняется отсутствием эффективных стимулов в данной области. Данный вид бизнеса в России обычно относят к рационально-легальному типу, в котором формализация отношений между бизнесом и властью являются причинами снижения оказываемой предпринимателями поддержки в различных регионах. Попытки государства снизить коррупционные интересы местных властей усилением прокурорских проверок приводит к сокращению количества и сужению круга партнёров, с которыми выстраиваются патримониальные обмены.

Рассмотрим пример комплексной реализации благотворительной деятельности на примере международной аудиторской компанииDeloitte (в России представлена как АО «Делойт и Туш СНГ»), придерживается принципов КСО своей материнской компании и активно проводит мероприятия благотворительной деятельности. Стратегия Deloitte в области благотворительности может служить отличным примером реализации описанной модели выше.

На глобальном уровне регулярно проводятся совещания партнеров, на которых рассматриваются все компоненты стратегии компании, в том числе и миссия корпорации в области КСО. Все разработанные и принятые решения фиксируются во внутренних политиках компании.

Для проведения конкретных мероприятий на каждом региональном уровне, функции по организации и контролю переходят генеральному директору и/или специализированному департаменту Business Development, который занимается развитием бренда и продвижением компании в стране. Также данный департамент ответственен за оценку условия внешней и внутренней среды, поиск субъектов и объектов модели благотворительной деятельности.

Компания ведет активное сотрудничество с правительственными институтами и некоммерческими организациями по вопросам разработки и внедрения решений в области устойчивого развития общества и окружающей среды. При этом в процессе используются различные формы организации благотворительности: корпоративное волонтерство, услуги «probono», функционирование собственного Благотворительного Фонда с широким спектром направления деятельности (донорство крови, проведение благотворительных акций по сбору денежных средств и вещей нуждающимся и многие другие), предоставляются льготы сотрудникам при оформлении усыновления или опеки.

Более того компания разработала собственную методологию по оценке зрелости функции КСО, которую предоставляет своим клиентам на условиях «probono1». Данная модель позволяет оценить и модернизировать систему КСО различных компаний на передовых примерах международной практики по трем основным направлениям деятельности: управление нефинансовыми рисками, управление социальными инвестициями и управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами [6].

Все реализованные мероприятия обсуждаются на ежегодном круглом столе руководства, в ходе которого оценивается их эффективность и осуществляется выбор дальнейших стратегических ориентиров.

Можно считать, что корпорация следует обозначенным этапам модели, осуществление благотворительной деятельности носит комплексный характер и вписывается в общую стратегию компании. Все перечисленные мероприятия способствуют формированию устойчивой деловой репутации

1 - probono-предоставление организациям профессиональных услуг на безвозмездной или льготной основе

компанииDeloitte, повышению ее престижа и узнаваемости на рынке оказываемых услуг и в бизнес-среде в целом. Это подтверждает устойчивое пребывание компании на российском рынке на протяжении 20 лет с ростом сети компании, числа ее сотрудников и показателей финансовых результатов.

Таким образом, предложенная поэтапная модель реализации благотворительной деятельности может найти практическое применение в качестве составной части корпоративной социальной ответственности компании.

Использованные источники:

1. Брусенцова Л.С., Брусенцов Д.В. Социальная ответственность малого бизнеса: актуальность, ограничения, формы взаимодействия со стейкхолдерами / Л.С. Брусенцова, Д.В. Брусенцов// Управление экономикой: методы, модели, технологии, четырнадцатая международная научная конференция: сборник научных трудов. 2014. - c. 84-87.

2. Гумерова Л.Т., Чехлань Е.Ю. Ведение благотворительной деятельности российскими компаниями: проблемы и перспективы развития / Л.Т. Гумерова, Е.Ю. Чехлань.

3. Козлова Н. П. Благотворительность и репутационный потенциал компании / Н. П. Козлова // Управленческие науки. 2013. - № 4. - с. 33-40.

4. Габдрахманова Р.А. Развитие благотворительности в России / Р.А. Габдрахманова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2012. - c. 1-10.

5. Как эволюционируют программы корпоративной благотворительности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/mamgement/articles/2018/12/05/788433-programmi-korporativnoi-blagotvoritelnost(дата обращения: 19.11.19).

6. Раздел КСО на официальном сайте компании Deloitte [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www2.deloitte.com/щ/щ/pages/corporate-responsibility/topics/corporate-responsibinty-

sustainability.html?icid=bottom corporate-responsibiПty-sustamabiПty(дата обращения: 27.11.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.